• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Учебный проект "Мы и наш школьный двор"

Опубликовано Лябчук Наталья Николаевна вкл 01.05.2013 - 20:57
Лябчук Наталья Николаевна
Автор: 
Устинова Ксения

"Театр начинается с гардероба", а школа - со школьного двора, потому что школьный двор - это лицо школы. Объект исследования - территория школьного двора. Цель: определить возможный вклад учеников школы в благоустройство школьного двора. В ходе проектной работы были использованы группы методов: анализ научно-популярной литературы, сбор фотоматериалов. Данный проект является внеурочным, индивидуальным, творческим. Направление проекта - экологический. Продукт проекта - стенгазета. Структура проектной работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Учебный проект Мы и наш школьный двор44.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект

Мы и наш школьный двор

Выполнила: обучающаяся 2 класса

МОУ СОШ № 40

Устинова Ксения

Руководитель: Лябчук Наталья Николаевна,

учитель начальных классов


Содержание

Введение

3-4

Глава I. Изучение школьной территории

5

  1. Изучение рабочего проекта школьного двора

5-7

  1. Изучение зоны питомника

8

  1. Особенности растений

9-10

Глава II. Проектная деятельность

11

2.1. Определение формы представления проекта

11-14

2.2. Анкетирование

15-16

2.3. Призыв к действию

17-18

Заключение

19-20

Литература

21

Приложения

22


Введение

С чего начинается гармония? Можем ли мы сделать так, чтобы была гармония в окружающем мире? С чего начинается красота нашей Родины? Может быть, с красоты улиц и дворов города, в котором мы живём, или с красоты двора?

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы».   Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования.

Школьный двор - это лицо школы, по нему проходят дети детского сада, которые приходят на первое знакомство со школой - это будущие первоклассники, ученики школы, родители. Традиционно выпускной вечер начинается со школьного двора. Как он будет выглядеть? Это волнует всех. Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не эстетично: где-то заросла густым дерном, кустарниками, пустуют клумбы, предназначенные для цветов, нет места для отдыха. Опрос обучающихся, работников школы, родителей показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, скамейками, беседкой, фонтаном. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории.    

Объектом исследования стала территория школьного двора.

Гипотезой нашего проекта стало предположение, что и учащиеся начальной школы могут внести посильный вклад в благоустройство отдельных зон школьного двора.

Цель: определить возможный вклад учеников школы в благоустройство школьного двора.

Задачи проекта: 

  • исследовать первоначальный проект школы и школьного двора;
  • уточнить назначение некоторых зон школьной территории;
  • определить проблемные зоны школьной территории;
  • выявить степень готовности участников образовательного учреждения к благоустройству территории;
  • определить посильный вклад учеников в благоустройство прилегающей к школе территории;
  • определить правила оформления стенгазеты.

В ходе проектной работы были использованы следующие группы методов: анализ научно-популярной литературы по теме проекта; сбор фотоматериалов, позволяющие определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом.

Данный проект является внеурочным, индивидуальным (по форме организации), исследовательским, творческим (по направлению ведущей деятельности), средней продолжительности (январь - апрель).

Направление сферы результатов проекта – экологический.

База исследования: МОУ СОШ № 40

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования результатов на уроках по предметам: «Окружающий мир», «Технология», кружковой работе по направлению «Экология», внеурочной деятельности.

Форма продукта проекта: стенгазета.

Структура проектной работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Объём работы 21 страница и приложения. В библиографии указано 7 источников.

 


Глава I. Изучение школьной территории

  1. Изучение рабочего проекта школьного двора

Каким должен быть школьный двор? Какие функции выполняют опредёленные зоны школьного двора? Каким может быть вклад младших школьников?

Мы изучили рабочий проект школы и школьного двора и узнали, что проект был утвержден 25 мая 1975 года, а первых учащихся школа приняла в 1977 году.

В проекте школьный двор имел ряд участков, предназначенных для обучения и отдыха школьников. (Приложение 1)

Вот полный перечень различных зон:

  1. Навес мусоросборника
  2. Участок парника
  3. Зоологическая площадка
  4. Участок I – IV классов
  5. Участок овощных и полевых культур
  6. Двор хозяйственный
  7. Площадка легкоатлетическая
  8. Площадка для спортивных игр
  9. Площадка для настольного тенниса
  10. Комбинированная площадка для волейбола и баскетбола
  11. Метеорологическая и географическая площадка
  12.  Комбинированная площадка для волейбола, баскетбола, пионербола и др.
  13. Участок коллекционно-селекционный
  14. Участок плодового сада и ягодников
  15. Площадка для занятий на воздухе (с навесом)
  16. Площадка для подвижных игр I-II классов
  17. Участок теплицы
  18. Площадка для подвижных игр III-IV классов
  19. Площадка для подвижных игр V-VIII классов
  20. Внутренний дворик
  21. Площадка для тихого отдыха
  22. Дорожки и проезды

23.Участок цветочно-декоративных растений

24Участок питомника

25.Скамьи для зоны отдыха

26.Скамьи для спортивной зоны

27.Металлическая ограда участка школы

Озеленение

- Тополь пирамидальный 111 штук – 111м2

- Акация Белая 23 штуки – 23м2

- Тополь бальзамический 25 штук – 25м2

- Берёза бородавчатая 9 штук – 9 м2

- Вяз мелколистный 40 штук – 40 м2

- Клен ясенелистный 40 штук – 40м2

- Клен остролистный 40 штук – 40м2

- Фруктовые деревья 25 штук – 25м2

Итого: 313 деревьев (313м2)

- Кустарник двухрядовый 1040 штук – 260м2

- Кустарник групповой 536шт – 134м2

- Кустарник групповой плодово-ягодный 184 шт – 46м2

Изучение рабочего проекта позволило выяснить, что вся школьная территория разбита на определённые участки (зоны). Каждый такой участок несёт определённую задачу и предназначен для работы, отдыха, обучения детей разных возрастных групп.

Многое из рабочего проекта в реальности не существует, оставшиеся зоны не отвечают требованиям, а значит, многие функции школьный двор не выполняет (Приложение 2).

В ходе изучения рабочего проекта мы обратили внимание, что под озеленение отводится значительная  площадь школьной территории, где даже указан перечень древовидных и кустарниковых растений. Мы заинтересовались, чем определяется выбор именно такого перечня растений.

На территории школьного двора предусмотрена зона питомника 326м2. Мы решили выяснить, с какой целью он предлагается на школьной территории.


  1. Изучение зоны питомника

Рассмотрим, что такое вообще питомник. Питомник[1] - особое место под открытым небом (в отличие от парника, теплицы и оранжереи), где сеют и воспитывают растение, прежде чем высадить его на место окончательного развития. Питомник обставляется благоприятными для роста молодого растеньица условиями. Деревья, полно и сильно питающиеся с самой юности, более способны противостоять невзгодам и лучше развиваются, чем деревья одного с ними возраста, терпевшие с первых дней жизни недостаток в пище. Кроме того, питомник должен служить до некоторой степени опытною станциею для выведения новых сортов, отвечающих местным условиям или же более ценных.

На территории питомника школьники могли бы выращивать различные виды растений, цветов и даже зелени и овощей. При этом они бы наблюдали процесс роста и развития растения от семени до плодов или цветков.


1.3. Особенности растений

Зачем вообще нужны растения во дворе нашей школы?

Чтобы найти  ответ на этот вопрос, мы обратились к научной литературе.  

  Растения очищают воздух. Растительный покров – важная составная часть природного комплекса. Он определяет общий облик местности, играет большую роль в жизни природы. Только зеленые растения обладают способностью, используя энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. В результате этого на нашей планете создается много органического вещества (кислорода). Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. Это могучий лечебный и оздоровительный фактор. Именно в природе мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье. Без естественного растительного покрова невозможно само существование человека, его нормальная жизнь.

Какие растения лучше посадить на нашем  школьном дворе?

Отлично растут и смотрятся замечательно во все времена года боярышники, шиповники, смородина золотистая. Сирени и чубушники (которые мы жасминами называем) великолепно цветут и образуют красивые пышные кусты. Зимостойкие виды и сорта кленов, рябины разные, березки, липы, разные сорта ив и верб, сосна, лиственница, туя (но необходимо помнить, что хвойные растение более труднее приживаются, им требуется более тщательный уход), многолетники светолюбивые и теневыносливые, первоцветы и цветы, которые на 1 сентября украсят участок, однолетние неприхотливые настурции, бархатцы, львиный зев, мальвы, даже герани, бегонии, а можно еще посадить фруктовые деревья - тогда и красиво, и осенью яблочки детям в компот.

Не стоит сажать растения, пыльца или запах которых способны вызвать аллергию или головную боль: черемухи, орешники, некоторые виды верб, ольху.

Цветы дарят нам красоту, учат нас доброте, лечат нас, служат убежищем для букашек и бабочек. И судьба растений зависит от нас. Каждый цветок - это уникальное творение природы. Польза цветов в их красоте, а красота людям необходима.

Изученный материал позволяет сделать вывод, что значительный размер площади школьной территории предназначен под зелёные насаждения, которые выполняют главную функцию - очищают воздух, определяет общий облик местности. Это могучий лечебный и оздоровительный фактор.


Глава II. Проектная деятельность

2.1. Определение формы представления проекта

Работая над проектом, мы задумались, как можно донести полученные факты до всех участников образовательного процесса. Изучив возможные формы представления проекта, нами была определена форма стенгазеты. Поэтому следующим этапом над проектом стал вопрос изучения её особенностей.

Как оформить стенгазету

В стенгазете важно как текстовое содержание, так и художественное оформление. Из-за плохого оформления могут остаться незамеченными интересные материалы, так же как и бедную по содержанию стенгазету не спасут даже самые красочные фотографии и рисунки. Чтобы правильно оформить стенгазету, необходимо вначале создать ее уменьшенный макет, на котором следует определить места расположения основных смысловых элементов – текста, фотографий, рисунков.

Опираясь на различные источники, нами была составлена следующая инструкция:

  1. В первую очередь на листе нужно сделать поля, ширина которых должна быть не менее двух сантиметров. Это необходимо для того, чтобы газета зрительно отделялась от стены.
  2. Затем размечается место под заголовок, номер и дату выпуска, название выпускающей организации. Как правило, для этого отводится около одной пятой площади стенгазеты. Между заголовком и основным текстом правильно будет оставить немного свободного места, чтобы они не сливались. Существуют три основных способа размещения заголовка по отношению к тексту:
             1) заголовок над текстом. Его можно писать в одну строчку, а можно и в две, и в три. Захотите — напишите заголовок во всю ширину колонки, захотите — разместите его по центру, а понравится — расположите строчки лесенкой;
             2) заголовок внутри текста. Такое расположение заголовка обладает повышенным свойством выделения материала. Соотношение над- и подзаголовочных частей обычно берется 2:3 или 3:5. К утопленному в тексте заголовку хорошо прибегать, во-первых, для создания иллюзии уменьшения крупного материала, а во-вторых, для создания равновесия графических пятен газеты;
             3) заголовок сбоку от текста. Следует учесть, что боковой заголовок лучше выглядит, если он написан по всей высоте заметки и не превышает 1/3 части ширины самого материала. Заголовок, написанный сбоку, привлекает внимание. Но не в каждом макете его можно использовать. Надо следить, чтобы он от заметки не «отлетел». Удобнее боковой заголовок применять тогда, когда материал заключен в рамку.
  3. Далее площадь стенгазеты нужно разметить под материалы, которые будут в ней размещены. Текстовые материалы и иллюстрации желательно чередовать. Наиболее интересные материалы размещаются в центре газеты, менее важные – по краям.
  4. Очень важно, чтобы композиция газеты была уравновешенной, то есть, обе части должны быть заполнены одинаково.
  5. Текстовые материалы лучше напечатать на отдельных листах, а затем их наклеить на газету.
  6. Если необходимо выделить какой-либо материал или объединить несколько, посвященных одной теме заметок, их можно обвести рамкой или выполнить на цветной бумаге. С помощью рамок и линеек можно насытить газету цветом. Рамками можно организовать газету графически. Но их неумелое применение может газету и погубить. Если делать их чересчур заметными, витиеватыми, составляя их, например, из крючков и точек, которые и сами не дают цвета, и съедают то пространство, то белое поле, которое само по себе отделяло один материал от другого. В каких же случаях лучше всего использовать рамки в стенной газете?
             Во-первых, когда требуется какой-то материал выделить, сделать заметным на полосе. Тут хороши насыщенные цветом рамки.
             Во-вторых, когда требуется объединить ряд заметок, посвященных одной теме, одному вопросу.
             В-третьих, когда мы хотим использовать их в качестве оформительского приема. Тогда, давая ряд повторов одного какого-то вида рамок, мы создаем в газете определенный ритм, добиваемся графической выразительности.
             Рамки, как и заголовки, можно вырезать из газет и журналов и также наклеивать в альбом. Их можно придумать великое множество, используя варианты одной и той же модели. Изменяя ширину, сочетание элементов, составляющих рамку или линеечку, играя цветом, можно добиться различного зрительного воздействия.
             Рамки могут быть замкнутыми и разомкнутыми. «Разорвать» их может рисунок или заголовок.
  7. Конечно, оформить стенгазету невозможно без фотографий и рисунков, при этом очень важно разместить их максимально эффектно. Желательно, чтобы рисунки были выполнены профессионалом.
  8. Эффектно в стенгазете смотрится аппликация, для которой можно использовать журнальные иллюстрации. Но при этом следует соблюдать меру, чтобы не переборщить с цветовыми пятнами.
  9. Всегда интересны в стенгазете фотографии. Они сами по себе привлекают внимание, но еще более удачным решением станет размещение аккуратно вырезанных изображений на каком-либо необычном фоне, либо использовать фотографию в качестве одного из элементов крупного рисунка. Сколько же должно быть снимков в газете? Это зависит от ваших возможностей. В обычной стенной газете важно несколько снимков, а какие они, что на них запечатлено, как они «держат» весь номер. В каждом случае для фотоматериала, состоит ли он из одного—двух снимков или представлен фоторепортажем, надо тщательно подыскать место. Нельзя, чтобы все фотографии были сгруппированы в одной части газеты. Зрительно этот край газеты сразу «перевесит», и другая часть газеты покажется «слепой». Чтобы этого не случилось, снимки должны естественно вписаться в макет.
  10. Особое внимание при оформлении стенгазеты следует уделить цветовой гамме. Чересчур пестрые газеты утомляют взгляд, отвлекают внимание от содержания.

В работе помните главные принципы газетного дизайна: пропорция, контраст, равновесие, ритм! И еще: оформление – процесс творческий, в котором наилучший результат получается у того, кто не боится экспериментировать и сделать что-то «не так». Хорошим дополнением к творческой смелости является умение учиться, быть наблюдательным и развивать свой художественный вкус.


2.2.  Анкетирование

В ходе практической деятельности нами проведено анкетирование среди учащихся школы, их родителей, педагогов. Ниже представлены анкета и диаграмма № 1, составленная по результатам анкетирования.

Анкета для учащихся

1. Хотели бы Вы видеть изменения в проекте школьной территории по сравнению с нынешней ситуацией?

2. Хотелось бы Вам внести элементы благоустройства в школьную территорию?

3. Согласны ли Вы с утверждением, что заниматься уборкой и благоустройством школьной территории должны все участники образовательного процесса?

4. Хотели бы Вы принять участие в разработке и реализации проекта по благоустройству школьной территории?

Диаграмма 1.

По результатам анкетирования мы выяснили, более 60% опрошенных хотели бы видеть изменения в проекте школьной территории по сравнению с нынешней ситуацией. Более 78% ответившим на вопросы анкеты хотелось бы внести элементы благоустройства в школьную территорию. 69-80% ответили, что заниматься уборкой и благоустройством школьной территории должны все участники образовательного процесса. Более 93%  готовы принять участие в разработке и реализации проекта по благоустройству школьной территории.

Проведенное анкетирование показало, что 76% опрошенных хотят видеть школьный двор более нарядным, украшенным красивыми клумбами, более ярким и цветущим, окруженным ограждениями со всех сторон. Все школьники готовы принять участие в проекте по оформлению школьной территории.


2.3. Призыв к действию

Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазию и активность можно завершить успешно.  Для полного благоустройства школьного двора требуется много средств, однако, объединив усилия учителей, учащихся, родителей, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону труда и отдыха. Красота,  созданная своими руками,  станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Проект «Мой  школьный двор» требует активного участия всех подразделений школы – от администрации до каждого школьника. Зоны двора необходимо распределить между классами, при этом зоны с крупными деревьями и спортивной площадкой надо закрепить за старшими классами; хозяйственную зону, дорожки и зону для отдыха закрепить за 5-8 классами. За младшими школьниками необходимо закрепить территорию внутреннего дворика и цветочно-декоративных растений. В этом проекте должны быть задействованы все уровни школы.

Предложения по благоустройству.

Младшие школьники могут украсить определенные зоны двора при помощи родителей клумбами из старых покрышек, раскрашенных красками. Для оформления пней можно использовать старые тазы, которые  можно разукрасить смешными рожицами. В клумбах дети могут посадить цветы разных видов (петуньи, ноготки, флоксы, астры и т.д.), декоративную капусту.  Зону с клумбами школьники могут украсить вокруг камешками, выложенными различной формой. При этом дети могут в полной мере проявить свою фантазию.

На сайтах  Интернета подобрали фотографии оригинальных малых архитектурных форм, которые можно разместить на территории нашей школы (Приложение 3).

«Красота спасёт мир»- так утверждал Фёдор Достоевский. Умение увидеть, найти прекрасное в окружающих предметах, в природе - одно из главных качеств всесторонне развитой личности.


Заключение

В ходе проектной работы мы узнали много нового, интересного и полезного. Для ответа на многие вопросы нам понадобилось обратиться к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, Internet источникам.

Анализ документов позволил сделать вывод, что значительный размер площади школьной территории предназначен под зелёные насаждения, которые выполняют главную функцию - очищают воздух, определяет общий облик местности. Это могучий лечебный и оздоровительный фактор.

С помощью дополнительных источников мы уточнили назначение питомника. Проведя анкетирование, выяснили, что более 76% участников образовательного процесса не только хотят видеть изменения на школьной территории, но и готовы принять участие в её благоустройстве.

Выполнив продукт проекта -  стенгазету, мы смогли ознакомить всех участников образовательного процесса с данными проведенного анкетирования, привлечь их внимание к проблемам и возможным изменениям в благоустройстве школьного двора. А главное, стенгазета вдохновила многих учащихся начальной школы на активное участие в оформлении клумб, получении рассады для неё.

Таким образом, цель проекта - определить возможный вклад учеников школы в благоустройство школьного двора, нами реализована.

Выдвинутая гипотеза нашего проекта стало, что и учащиеся начальной школы могут внести посильный вклад в благоустройство отдельных зон школьного двора, подтвердилась.

С любви к маленькому ростку, к своему двору начинается большая любовь к Родине. Мы верим, что через любовь и красоту станет возможным расцвет России. Ребенок, растущий на красивой благоустроенной территории, с детства будет привыкать к красоте и когда станет взрослым, будет стремиться благоустроить среду своего обитания.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что сделать свой школьный двор красивым своими силами можно, нужно только очень этого захотеть, много потрудиться и все получится.

Подводя итог своей работы, хочу поблагодарить свою маму, Устинову Анну Александровну, за помощь в подборе материала, картинок, за помощь в оформлении работы. Так же хочу выразить благодарность своему учителю, Лябчук Наталье Николаевне, за поддержку, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту.


Литература:

  1. Букварёва, Е.Н., Чудинова, А.В., Чудинова Е.В. учебный справочник по естествознанию для 1-5 классов. – М., 1995г.
  2. Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» / Е.О. Хомич, М.Н. Якушева.- Минск: Харвест, 2010.
  3. Лисин С. С., Лесные питомники, М., 1961.
  4. Учебник: «Окружающий мир». 2 класс / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.- Москва «Просвещение», 2012.
  5. http://slovari.yandex.ru
  6. http://www.kakprosto.ru
  7. http://www.sdelaemsami.ru

 


[1] Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» / Е.О. Хомич, М.Н. Якушева.- Минск: Харвест, 2010.


Поделиться:

Как я избавился от обидчивости

Фокус-покус! Раз, два,три!

Сладость для сердца

Флейта и Ветер

Рисуем домики зимой