• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Завтрак: необходимость или..?

Опубликовано Данилова Ираида Васильевна вкл 02.06.2013 - 22:02
Автор: 
Дубникова Мария

Исследовательская работа для учащихся начальных классов по здоровому питанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zavtrak_neobhodimost_ili.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

 «Завтрак: необходимость или …?»

Дубникова Мария Ивановна

Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,

Ямальский район, село Панаевск

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

4а класс

Введение

Здоровье человека - самое главное в жизни каждого человека. От него зависит наше благополучие, хорошее настроение и вся жизнь в целом. Поэтому очень важно заботиться о здоровом питании, в первую очередь, о завтраке.

Почему я задумалась над этим вопросом? Во-первых: каждое утро мама мне     говорит, что надо обязательно позавтракать. Во-вторых: учительница настаивает, чтобы  мы за завтраком  в школе съедали всё.

Я решила:

- узнать, что такое завтрак, и каким он должен быть;

- как завтрак влияет на наше здоровье, а, может быть, и на нашу успеваемость;

- выяснить, завтракают ли дома ученики нашей школы;

- понаблюдать, как завтракают мои одноклассники в школе;

- убедить ребят в важности завтрака.

 Привлечение внимания детей к полезным свойствам завтрака, делает наше исследование актуальным.

        Гипотеза исследования –  если  доказать, что  принятие завтрака способствует лучшей успеваемости, повышению  работоспособности, настроения, укреплению здоровья, то это позволит привлечь внимание учащихся и родителей  к необходимости приема завтрака и воспитания здорового образа жизни.

         Объект обследования: человек.

Предмет исследования:  завтрак.

Участники исследования: учащиеся  начальной школы.

Цели:

  1. изучить и обобщить теоретический материал по теме исследования;
  2. узнать, что такое завтрак, и каким он должен быть;
  1. выяснить, как влияет завтрак на состояние здоровья учащихся, их работоспособность и успеваемость;
  2. проанализировать меню;
  3. убедить всех учащихся в необходимости  завтрака;
  4. воспитывать основы здорового образа  жизни;
  1. развивать в ученике умения публичного выступления, умение выделять главное, обобщать и анализировать материал;
  2. повысить социальный статус знаний;
  3. ввести школьника в мир научной проблематики.

Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:

  1. Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
  2. Приобщение детей младшего школьного возраста, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
  3. Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.

Основными методами данного исследования являются:

  1. анализ и синтез;
  2. наблюдение;
  3. сравнение;
  4. визуализация данных.

       Ожидаемые результаты: положительное отношение к завтраку, увеличение количества учащихся, принимавших завтрак.

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы: 

  1. Общее ознакомление ( просмотр информационных источников);
  2. Обработка информации, выделение наиболее значимой;
  1. Составление выписок и их дальнейшая обработка;
  2. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
  3. Проведение практической части исследования;
  4. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
  5. Заключение;
  6. Выводы и предложения.

Основная часть

Завтрак: необходимость или…?»

Зачем нужен завтрак?

Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает одно из первых мест. Оно должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решении данного вопроса занимает  завтрак.

Слово «завтрак» существует во всех языках мира. В русском языке слово «завтрак» образовалось от слияния предлога «за» и существительного «завтра» за утра – «на другое утро», «на другой день» - и означает «оставленное на завтра», то есть оставленное с вечера на завтра. В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан) буквально означает «утренний рис» (аса – утро, гохан – рис, еда). А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк) переводится как «ранний кусок» (фрю – рано, штюк – кусок). В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст) означает «короткий перерыв» (брек – перерыв, пауза, фаст – быстрый, скорый).

Не правда ли, много общего? И, тем не менее, каждый народ имеет свои традиции.

 Дети зачастую не понимают важности правильного питания, не говоря уже о необходимости завтракать утром. Это очень большое упущение.

      Почему же завтрак так важен, и как правильно завтракать? Исследования ученых показали, что у тех, кто завтракает, обмен веществ  происходит на 3-4 % интенсивнее среднего показателя. А у тех, кто систематически пропускает завтрак,  - на 4-5 % медленнее.  Даже подсчитано, что за год, те дети, которые не завтракают, могут запросто прибавить в весе на 4-7 кг.  А представьте себе, если такое «незавтраканье» превращается в норму и длится годами.

      Также исследования показали, что дети, получающие полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учёбе, у них реже встречаются угнетённые состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга».

Рациональное питание  наиболее полно и своевременно обеспечивает организм необходимым содержимым для его нормальной жизнедеятельности. Для младших школьников  это особенно важно.  На завтрак школьник непременно должен съесть горячее блюдо, содержащее крахмал - кашу, макароны, картофель.  Крахмал в организме переваривается постепенно и достаточно медленно, и образующаяся за счёт этого глюкоза поступает в кровь небольшими регулярными порциями. Поэтому энергии, полученной с правильного рациона завтрака, может хватить надолго. Очень хорошо, если завтрак включает в себя свежие овощи и фрукты. Из напитков подойдут чай, какао с молоком, соки.

             Самые полезные продукты (которые нужно есть ежедневно) -  овощи и фрукты, мясо, рыба, растительное масло, молоко, йогурт, сыр, крупы.   К менее полезным продуктам (употребляемые не каждый день) можно отнести следующие продукты: яйца, мед, орехи, сухофрукты, макаронные изделия, нежирные сорта колбасы и сосисок, бобовые. Есть продукты, которые нужно употреблять нечасто -   кондитерские изделия (торты, пирожные), копчености, мороженое, шоколад, жирные соусы.  

           Важную роль играют и витамины группы В. Они помогают снять раздражительность, укрепляют нервную систему ребенка и содействуют улучшению памяти.

Витамины группы В присутствуют в следующих продуктах питания:

  1. В1 - мясо, хлеб из муки грубого помола, необработанный рис, бобовые;
  2. В2 - молочные продукты;
  3. В6 - крупы (гречневая, пшеничная, рисовая), дрожжи, зеленые листовые овощи;
  4. В12 - говядина, печень, мясо домашней птицы, рыба, яйца, твердый сыр, молоко.

            Растущему организму ребенка необходимы и продукты, богатые кальцием. К ним относятся: молочные продукты, яйца, зерновые, бобовые, орехи, семечки, темно-зеленые овощи и другие продукты.

Витамин F избавляет от рассеянности. Он содержится в зелени, капусте.

Витамин А незаменим для формирования и роста костей, волос и зубов, повышает сопротивляемость организма инфекциям органов дыхания, способен сохранить остроту зрения. Богаты этим витамином рыбий жир, печень, яйца, а также жёлтые фрукты и овощи.

           Для укрепления зрения полезны витамины С и Е. В цитрусовых, ягодах, листовой зелени и картофеле, высоко содержание витамина С, а Е содержится в цельных злаках, растительных маслах, соевых бобах и яйцах. Витамин С незаменим и в борьбе с инфекциями. Возрастает потребность в нём и при стрессах и повышенных умственных нагрузках.

Магний помогает справиться с бессонницей, тревожностью, стрессами. Его много в плавленом сыре, картофеле, молоке.

        Недостаток йода в детстве может привести к задержкам умственного развития. Повысить успеваемость школьника в некоторых случаях можно при помощи йодосодержащих продуктов: морская капуста, рыба и морепродукты.

            Не менее важен и фосфор. Благотворно влияя на нервную систему, он стимулирует работу мозга, а лучше всего усваивается в составе яичного желтка, говядины, говяжьей печени и рыбы.  

         Главными помощниками детского иммунитета являются минералы: селен и ванадий, которые содержатся в рыбе, зерновых, грибах, сое, оливковом масле и свекле. Восполнять их запас нужно регулярно.  

Почему на завтрак так полезно есть кашу?

Каши варят из круп, а крупа – это зерно разных видов и разных способов приготовления. Все зерновые объединяет одно – они богаты клетчаткой, витаминами, особенно группы В, ценным растительным белком, «медленными» углеводами и при этом – достаточно низкокалорийные. Конечно, если не встречаются в каше  масло и сахар. Утренняя каша надолго сохраняет чувство сытости, не создает дополнительной нагрузки на пищеварительный тракт, снабжает организм питательными веществами, приучает  соблюдать режим питания.

Я узнала, что существует  таблица калорийности каш. Она имеет следующее содержание:

Вид крупы

Калорийность на 100г каши (ккал)

Кукурузная

170 ккал

Рисовая

144 ккал

Перловая

135 ккал

Манная

120 ккал

Овсяная

109 ккал

Пшенная

109 ккал

Гречка

101 ккал

Ячневая

96 ккал

             Вывод:  Кашу из овсяной крупы считают одним из самых сытных завтраков. Она богата клетчаткой и ценным белком.   Гречневая крупа очень богата магнием, калием и железом. Рис достаточно калориен он содержит витамины группы В и Е.  В кукурузной крупе  много витаминов – группы В, А, Е, РР, и микроэлементов – железа и кремния.

             Но не все каши одинаково полезны.  Если крупа лишена зерновой оболочки, содержащей витамины и минеральные вещества, и сильно выпарена или измельчена, то кроме калорий она практически ничего организму не приносит. Самая «очищенная» каша – это манка.

            Кроме того, на завтрак полезно кушать следующие продукты питания:

  1. хлебцы из цельного зерна, бублик с обезжиренным сливочным сыром;
  2. овсяная каша с нежирным молоком, куда можно добавить кусочки фруктов;
  3. молочный суп с манной крупой или овсяными хлопьями;
  4. творог, брынза, сыр, колбаса, ветчина;
  5. злаки: мюсли, хлопья, хлеб, тосты;
  6. молочные продукты, мед, мармелад, джем, яйца;
  7. фруктовый сок, кофе, чай.

              Главное, что бы во время завтрака не было тяжелых продуктов, которые лучше всего употреблять во время обеда.

Наиболее вредна рафинированная пища, то есть пища, прошедшая многократную обработку, лишённая натуральных витаминов. К ним относятся сахар и белая мука, а также любые консервы и полуфабрикаты.

                                             Какова калорийность завтраков в школе?

Из беседы с  диетсестрой нашей школы я узнала, что существуют санитарные правила и нормативы к организации питания учащихся школы-интерната. При составлении меню школьных завтраков учитываются нормы и калорийность питания. Наиболее благоприятным считается, когда белки, жиры и углеводы находятся в соотношении 1:1:4. Учитывая то, что за завтраком необходимо получать 20-25% калорий от суточной нормы, калорийность завтрака для учащихся начальных классов должна составлять 800 ккал, к сожалению, в нашей столовой эта норма не всегда выдерживается и в среднем за неделю составляет 505 ккал.  Ребенок младшего школьного возраста в сутки должен потреблять: 85 граммов мяса, 60 граммов рыбы, 150 граммов хлеба пшеничного, 60 граммов хлеба ржаного, 15 граммов макаронных изделий, 30 граммов крупы. Если формировать меню по неделям, то 4 - 5 раз в неделю ребенок должен есть мясо, 3 - 4 раза - рыбу. Для обеспечения здоровым питанием обучающихся составляется примерное меню на период не менее двух недель. Примерное меню разрабатывается с учетом необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона по возрастным группам обучающихся (7 – 11 и 12 – 18 лет). Усредненная потребность белка составляет 77 г, жиров 79 г, углеводов – 335 г. Существует таблица замены продуктов по белкам и углеводам, а также перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в школьной столовой. К ним относятся газированные напитки, карамель, блюда на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления. В нашей столовой завтрак состоит из горячего блюда и горячего напитка, в меню включаются мясо, рыба, овощи и фрукты. На вопрос «Нравятся ли тебе школьные завтраки?» большинство моих сверстников ответили положительно.  Значит, наши   повара вкусно варят.  

Мои исследования

Поставив перед собой столь серьёзный вопрос, я решила  узнать отношение моих сверстников к завтраку. Для этого провела социологическое исследование: попросила учащихся начальных классов ответить на вопросы моей анкеты. В анкетировании принимало участие 56 учащихся.

Результаты опроса показали следующее:

  1. Как ты думаешь, нужен ли завтрак?

Вывод: Все респонденты уверены, что завтрак нужен.

  1. Завтракаешь ли ты дома? 

Вывод: Регулярно завтракают  57% учащихся, иногда 39% , никогда -  3% учащихся. Значит,  большинство учащихся завтракают.

  1. Бывает ли дома на завтрак каша?

Вывод: каждое утро кашу едят 19% учащихся, иногда – 57%. Значит, большинство учащихся не задумываются о полезной пище.

  1. Из чего состоит у тебя завтрак?

      Вывод: у большинства учащихся завтрак включает бутерброд с маслом, сыром, чай с

      сахаром.

  1. Сколько раз ты кушаешь в день?

       Вывод:  у большинства учащихся четырехразовое питание. Значит, родители следят

       за здоровьем детей.

  1. Что ты выберешь из меню?

       Вывод:   большинство  учащихся  любят супы.  Значит, учащиеся умеют выбирать

            полезные для здоровья продукты.

  1. Нравятся ли тебе школьные завтраки?

      Вывод:  73% учащихся довольны школьными завтраками. Значит, повара

            школьной столовой вкусно варят.  

  1. Считаешь ли ты, что питаешься правильно?

      Вывод:  77% учащихся  считают, что правильно питаются.

Общие выводы по результатам социологического исследования: большинство опрошенных учащихся завтракают, но чаще всего на завтрак принимают бутерброды  с чаем.  Не все учащиеся умеют выбирать полезные и вредные для здоровья продукты, еда всухомятку – все это приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. К сожалению фруктов, соков в меню ребят не было, а ведь именно эти продукты являются источником витаминов, так необходимых растущему организму.

                                                              Заключение.

Завтрак помогает человеку настроиться на рабочий лад, поднимает настроение и придает сил и энергии, которых почти не осталось у организма после сна – ночи без еды. Если человек позавтракал дома, то его работоспособность выше,  чем у тех, кто завтрак пропустил. Завтрак ребенка должен состоять из трех основных элементов: фрукты, зерновые и молочные продукты.

Завтрак поможет получить организму нужное количество железа, кальция и витаминов группы В, что в свою очередь повышает иммунитет, а значит человек меньше подвержен различным заболеваниям, в том числе простуде и гриппу. Витамины и микроэлементы, которые способствуют умственному развитию, должны быть на столе ребенка постоянно.

Тот, кто не пренебрегает утренним приемом пищи, поступает благоразумно и мудро. Отказ от завтрака может привести к серьезным последствиям! Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Завтрак  необходим. Приятного всем завтрака! Будьте здоровы!

Список литературы

  1. Историко-этимологический словарь современного русского языка. –  М.: Рус.яз., 2002
  2. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Рус.яз.,1999
  3. Новый англо-русский словарь. – М.: Рус. Яз., 2001
  4. Немецко-русский, русско-немецкий словарь. – М.: 2007.
  5. «Оздоровительное питание и БАД» № 5(11) 2004 г.
  6. Источник: http://www.healthology.com
  7. Источник: lady74.ru
  8. Источник: http://www.ladyx.ru/
  9. Источник: Lenta.Ru
  10. Источник: Грипп.RU
  11. Источник: АМИ-ТАСС
  12. Источник: MedBlog.RuПеревод: Беляев Илья


Поделиться:

Что такое музыка?

Эта весёлая планета

Зимний лес в вашем доме

Карандаши в пакете

Браво, Феликс!