проектная работа по русскому языку о слове рука.
Вложение | Размер |
---|---|
ruka.doc | 280 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
по дисциплине «Русский язык»
на тему: Паспорт слова «рука»
Выполнила: ученица 4 класса
Андреева Екатерина
Научный руководитель:
учитель русского языка Гольская
Екатерина Владимировна
Каменка- 2013
Оглавление
1. Введение
2. Паспорт слова «рука»
§ 1. Этимология слова
§ 2. Семантические свойства
§ 3.Морфологические свойства.
§ 4. Синонимы слова рука
§ 5. Родственные слова
§ 6. Слово «рука» во фразеологизмах, пословицах и поговорках
3. Выводы
4. Список литературы
5. Приложение
Введение
Каждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, которое еще не «притерлось», а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
Цель работы: составить паспорт слова «рука», то есть произвести его полный лингвостилистический анализ.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.
Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт — основной документ для каждого.
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей — в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано?
Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), какие-то пришли из других языков (это — слова заимствованные).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова - малолетки (их называют неологизмами).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.
Паспорт слова «рука»
§ 1. Этимология слова
РУКА. Общеслав. Считается словом того же корня, что лит. rankà "рука" (от renkù "собираю"). В таком случае рука буквально — "собирающая".
«Ру» относится к солнцу «Ра»,
Сама буква "Р" - обозначает управление сверху вниз Отца Творца. Слог РА - обозначает руководство Абсолютным РАзУмом. Солнце в том числе, созданное Абсолютным РАзумом и естественно оно небезучастно во всех вселенских процессах.
Слог КА не может соотносится к изменённому ГА (синтезироваться может), это самодостаточный слог, который несёт свою понятийную окраску и является материальной силой Абсолюта. Теперь слово РУ_КА имеет чёткую понятийную окраску - Материальная сила управляемая РазУмом, т. е. сочетание Руководства Абсолюта и собственного Ума. Абсолют правит РазУмом, а сокращённо – РУ.
§ 2. Семантические свойства
§ 3. Морфологические свойства
ед. ч. | мн. ч. | |
рука́ | ру́ки | |
руки́ | ру́к | |
руке́ | рука́м | |
ру́ку | ру́ки | |
руко́й, руко́ю | рука́ми | |
руке́ | рука́х |
ру-ка́
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3f' по классификации А. Зализняка). В сочетаниях типа за́ руку, на́ руку, на́ руки, по́д руки и т. п. ударение может падать на предлог; слово рука при этом превращается в клитику.
Корень: -рук-; окончание: -а.
§ 4. Синонимы слова рука.
Частота употребления слова «рука» составляет 321338 раз на ≈ 300 млн. слов. Синонимы к слову «рука». Всего 55 синонимов.
§ 6. Слово «рука» во фразеологизмах, пословицах и поговорках
Фразеологизмы и устойчивые сочетания: взять себя в руки, взять за руку,
гадать по руке, длинные руки, золотые руки, жать руку, из первых рук, из рук вон, из первых рук, из рук вон, из рук вон плохо, как без рук, легкая рука, лизать руки, мастер на все руки, махнуть рукой, набить руку, наложить на себя руки, на скорую руку, не покладая рук, носить на руках, опустить руки, писать от руки, подать руку, поднять руку, под руку, вести под руку, взять под руку, говорить под руку, попасть под горячую руку, ходить под руку, под рукой, поймать за руку, по левую руку, по рукам, правая рука, предложить руку и сердце, протянуть руку помощи, развести руками, сильная рука, сложить руки, сидеть сложа руки, сон в руку, сходить с рук, распускать руки, рука об руку, рука не поднимается, руки в боки, руки коротки, руки не доходят, руки не из того места растут, руки по локоть в крови, руки прочь, ходить с протянутой рукой, тяжелая рука, ударить по рукам, чистые руки, щедрой рукой.
Наиболее употребляемыми компонентами «части тела» во фразеологизмах русского и английского языка являются:
Английский язык | Русский язык |
«hand» (рука) - 71 пример - 13,42% | «рука» - 159 примеров – 25% |
Пословицы и поговорки
Глаза боятся , а руки делают
глаза завидущие, руки загребущие
лучше синица в руках, чем журавль в небе
рука руку моет, вор вора кроет
своя рука владыка
языком болтай, а рукам волю давай
Выводы
В ходе проделанной работы я сумела собрать очень много информации о слове «рука». Конечно, недостаток ресурсов, а главное – опыта не позволили проделать всю работу самостоятельно: приходилось обращаться к работам лингвистов, а также прибегать к помощи Интернет – ресурсов. В итоге мне удалось составить паспорт слова «голова». Это не вся информация о слове, но как и в любом паспорте, в этом будут чистые страницы, которые я со временем надеюсь заполнить.
Список литературы
1.Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003.
2.Э.А.Вартаньян. «Путешествие в слово», М.: Просвещение, 1982.
3. А.И.Молотков. Фразеологический словарь русского языка М.: «Советская энциклопедия» 1968.
4. Д.Э.Розенталь. Современный русский язык. М.: «Высшая школа» 1976.
6.Шанский. Этимологический словарь русского языка. 2004.
7. С.И. Ожегов. Словарь русского языка, М.: «Мир и Образование», 2010.
Приложение
Таблица№1
Количество обучающихся, принявших участие в анкетировании - 29 | |
4 класс | 6 класс |
14 | 15 |
Лингвистическое исследование речи школьников, представление о языковой картине мира идет через объяснение происхождения и значения следующих фразеологизмов (См. Анкету).
Анкета 1. Объясни происхождение и значение следующих фразеологизмов:
Сходить с рук
Взять себя в руки
Сидеть сложа руки
Протянуть руку помощи
Длинные руки
Анализ анкеты позволил выделить наиболее «легкие» для понимания фразеологизмы; происхождение же оказалось нераскрытым (См. Таблицу 2).
Таблица 2.
Уровень понимания значения фразеологических оборотов
Фразеологизмы | 4 класс | 6 класс | ||
Понимают значение | Не понимают значение | Понимают значение | Не понимают значение | |
1.сходить с рук | 2 | 12 | 3 | 12 |
2.взять себя в руки | 2 | 12 | 15 | - |
3.сидеть сложа руки | 5 | 9 | 7 | 8 |
4.протянуть руку помощи | 10 | 4 | 15 | - |
5.длинные руки | 0 | 14 | - | 15 |
Как показывает таблица, ни один ученик не объяснил происхождения хотя бы одного фразеологизма.
В то же время наиболее понятными для четвероклассников стали следующие выражения: «сидеть сложа руки»; «протянуть руку помощи». Самыми непонятными остались: «сходить с рук»; «взять себя в руки», «длинные руки».
Картина понимания несколько изменяется у шестиклассников.
Все 100% респондентов понимают выражение «протянуть руку помощи», «взять себя в руки», 50% понимают значение «сидеть сложа руки». Вызывают затруднение в понимании фразеологизмы «длинные руки», «сходить с рук»
Таблица 3.
Для чего вы употребляете фразеологизмы в речи
Варианты ответов | 4 класс | 6 класс |
1. Модно, современно | 0 | 0 |
2. Нужны в речи для связи слов | 4 | 6 |
3. Помогают преодолеть недостаток слов | 2 | 1 |
4. Делают речь ярче | 5 | 3 |
5. Вообще не употребляю | 3 | 4 |
6. Другое | - | - |
Рисуем кактусы акварелью
Мост Леонардо
Басня "Две подруги"
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сказка "Морозко"