• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Деловые бумаги в школе

Опубликовано Шулика Марина Васильевна вкл 08.10.2013 - 19:35
Автор: 
Николаенко Александра

     Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.

      Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт или меняет его на новый, приобретает ли автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.

Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.

      Однако, как показывают наблюдения, учащиеся, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.

     Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму в школах.

     Причин  недостаточной сформированности навыков составления деловых бумаг у учащихся школ несколько: в программе по русскому языку выделяется ограниченное количество часов на работу с деловыми бумагами и нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг, а также нехватка пособий, удобных для ежедневного использования. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг.

Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни - необходимое требование времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovye_bumagi_v_shkole.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края

Деловые бумаги

в школе

Выполнила ученица 9 Б класса

Николаенко Александра.

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Шулика М.В.

2012 – 2013 учебный год

Учебный предмет: русский язык.

Возраст участников: 14-15 лет.

Продолжительность: долгосрочный (ноябрь – апрель).

Цель: создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе.

Введение

     XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях.

     Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.

      Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт или меняет его на новый, приобретает ли автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.

Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.

      Однако, как показывают наблюдения, учащиеся, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.

     Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму в школах.

     Причин  недостаточной сформированности навыков составления деловых бумаг у учащихся школ несколько: в программе по русскому языку выделяется ограниченное количество часов на работу с деловыми бумагами и нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг, а также нехватка пособий, удобных для ежедневного использования. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг.

Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни - необходимое требование времени.

Проведенный среди учащихся 7-9 классов опрос показал, что 69 % из 100 не смогут написать доверенность, 67 % не знают, что такое протокол, 52 % не знают, что такое резюме, 57 % не умеют писать объяснительную записку, 56 % не смогут написать заявление, 61 % не знают, как написать телеграмму. Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них.

Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике информации найти всё, что касается деловых бумаг, изучаемых учащимися 5 – 9 классов.

Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проанализировать литературу и Интернет-ресурсы по данной теме и грамотно использовать её;

- изучить уровень умений школьников (7 – 9 классы) составлять деловые бумаги;

- создать учебное пособие для учителей и учащихся.

Практическое значение: это пособие может быть полезно на уроках русского языка, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги.

Гипотеза: если будет создано учебно-методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и ученикам изучать построение деловых бумаг.

Объект исследования: деловой стиль речи.

Предмет исследования: учебники риторики, справочная, специальная литература и Интернет-ресурсы.

I. Функциональные стили речи

    Что такое русский язык? Русский язык – это и художественная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой, и разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневной жизни. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Художественная речь не похожа на научную, язык законов резко отличается от бытового разговора, очень своеобразна и газетно-публицистическая речь. В зависимости от того, что надо выразить, о чём идёт речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется.

    Итак, русский литературный язык составляют функциональные стили: художественный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой. И полное, совершенное владение языком предполагает владение функциональными стилями.

    Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий – по мере развития в семье, в школе, на улице и т.д. всеми остальными стилями мы владеем пассивно: читаем, анализируем, разбираем различные тексты.

    Полное же владение стилями подразумевает не только чтение и понимание, но и умение создавать, писать научные, художественные и другие произведения. А это требует постоянных усилий, неустанного внимания к языку.

     В известном смысле можно сказать, что мы овладеваем стилями так же, как иностранным языком. Можно только читать и понимать язык, а можно и говорить, и писать на языке. Это гораздо более высокая степень владения языком.

Знать же родной язык – это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство.

Стили речи

Разговорный стиль – в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринуждённый характер, позволяют говорящему выразить различные чувства.

Научный стиль – в нём значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов – слов с точно определённым значением (слова употребляются в прямом значении).

Публицистический стиль – используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы.

Художественный стиль – в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов (много слов с переносным значением).

II. Официально – деловой стиль

      Термином «официально – деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т.д.), а также дипломатических документов.

      Официально – деловой стиль характеризуется: регламентированностью речи, официальностью и безличностью.

     Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально – делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля – официально – документальный и обиходно – деловой. В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором – служебную переписку и деловые бумаги.

Особенности официально – делового стиля речи

- точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка);

- краткость, ясность излагаемого материала;

- юридическая обоснованность;

- неличный характер;

- стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке);

- стандартность расположения частей текста или частей;

- предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределённой форме: обязан выполнить.., заключать.., рассчитываться и т.д.);

- отсутствие эмоциональности;

- единая внешняя форма.

Основные признаки официально – делового стиля речи

- назначение;

- обстановка использования;

- виды и жанры;

- особенности лексики;

- характер формулировок;

- требования к оформлению.

III. Виды деловых бумаг

Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственно документами. Это заявления, объявления, расписки, протоколы, автобиографии, телеграммы, доверенности и некоторые другие.

Доверенность

Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение дела, получение денег или ценных предметов, оборудования и т. п., то на имя этого лица выдается доверенность.

Доверенность - документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.

Расписка

      - документ с подписью, удостоверяющий получение чего-либо.

     Эта деловая бумага оформляется при получении денег, ценных вещей и документов

     Расписка состоит из следующих структурных элементов:

  1. Наименование документа.
  2. Фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку.
  3. Наименование учреждения, предприятия (или лица),  от которого получено что-либо.
  4. Наименование полученного  с  указанием  количества и суммы (количество  и сумма пишутся сначала цифрами,  потом в скобках – прописью).
  5. На  основании  чего (документ, распоряжение, просьба и т. д.) получены ценности.
  6. Подпись  получателя.
  7. Дата составления расписки.

Образец

Расписка.

Я, Иванова Анна Васильевна, ученица 9 класса «А», получила от учителя физкультуры 5 (пять) волейбольных мячей, 3 (три) теннисных мячика, 6 (шесть) скакалок для проведения игры «Весёлые старты». Обязуюсь всё вернуть после завершения игры.

Иванова.

12 марта 2013 г.

Объявление

В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо. Это вид письменного сообщения; извещение о чём-либо; напечатанное или вывешенное где-нибудь с целью привлечения внимания потенциального читателя.

Объявление.

Уважаемые жильцы!

28января 2013 года с 10.00 по 15.00 будет отключена горячая вода в связи с ремонтными работами.

                                                            Администрация  ЖЭКа

     Самыми распространёнными являются объявления о тех или иных мероприятиях: об открытии выставки,  проведении какого-нибудь вечера, о занятиях секции и кружков и т.д. В объявлениях  такого рода указываются:

1.Время (когда)

2.Место (где)

3.Наименование мероприятия (что)

4.Ответственный за проведение мероприятия (кто)

     Объявления пишутся по-разному: есть сугубо официальный язык, который не отличается от языка других деловых документов (объявления на вокзалах, на телеграфе и т.п.).

     Но часто встречаются объявления рекламного характера: в магазинах, в парках культуры и т. п.

Объяснительная записка

Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков или действий.

  Логическая схема объяснительной записки:

  • наименование должностного лица и учреждения, которому направляется записка (пишется в дательном падеже);
  • наименование документа;
  • дата составления;
  • заголовок документа (о чем?), если текст большой по объему;
  • содержание (текст) записки;
  • наименование должности, инициалы, фамилия и подпись составителя.

                                                Образец    

                                                                                                                                         Директору МОУ «СОШ № 3

                        г. Зеленокумска

                                                        Радченко В.С.

                                  объяснительная записка.

25 января 2013 года

В связи с тем,  что моя мама после операции нуждалась в особом уходе в больнице, 22 и 23 января я не смогла принять участие в районных соревнованиях.

Ученица 10 класса школы № 3 _________ Н. Русланова

                                                                       (ПОДПИСЬ)

Г.  Зеленокумск

Заявление

- официальное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, администрацию учреждения, должностному лицу. В нём излагается просьба, ходатайство о чём-либо.

       Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.

Заявление включает:

1. Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица или с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).

2. Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в Род. п. (кто? чего?) без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).

3.Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявления» ставится точка.

4.Текст просьбы пишется с маленькой строки.

5.Подпись заявителя (пишется внизу справа).

6.Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Образец 

                                     Директору МОУ «СОШ № 3» 

                                     г. Зеленокумска Радченко В.С. 

                                     ученицы 9 класса «А» 

                                     Ивановой Ольги 

                           

                                    заявление. 

      Прошу  освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по шахматам на первенство города. 

                                                                04.02. 13                         Иванова 

Протокол

Протокол - это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведет секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола.

Договор

Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения.

Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.

Договоры составляются в нескольких экземплярах (2-4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.

Резюме

Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:

  1. Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные телефоны.
  2. Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет).
  3. Образование.
  4. Опыт работы.
  5. Дополнительное образование.
  6. Дополнительные навыки.
  7. Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов).

Автобиография

Автобиография - это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.

Схема автобиографии

  • Заголовок (Автобиография.)
  • После заголовка в виде связного текста пишутся следующие данные:
  • ФИО (Я, Иванова Юлия Сергеевна,…)
  • Дата рождения;
  • Родители (их полное имя, чем занимаются);
  • Образование;
  • Начало трудовой деятельности( место работы, должность,последующие перемещения);
  • Указать (если имеются) поощрения, награждения;
  • Дата (слева);
  • Подпись (справа).

Список используемой литературы

1. Акиишна,   А.   Этикет   русского   письма  /  А.   Акишина, Ы. Формановская. — М.: Русский язык, 1991.  2. Бондарева, Т. Н. Секретарское дело / Т. Н. Бондарева. -М: Высшая школа, 1998.

  1. Голодяевская, А. М. Деловая речь / А. М. Голодяевская. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.
  2. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н; Кожина. -М.: Просвещение, 1993.
  3. Ладыженская, Т. А. Риторика. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы / Т. А. Ладыженская. - М.: Баласс, С-инфо, 2002.
  4. Ладыженская, Т. А. Риторика. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы 7 Т. А. Ладыженская. - М.: Баласс, С-инфо, 2002.
  5. Ладыженская, Т. А. Риторика. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы. - М.: Баласс: С-инфо, 2002.
  6. Никитина, Е. Н. Русская речь / Е. Н. Никитина. - М: Просвещение, 1995.  •        '
  7. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1988.

  1. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М.'Ю. Рогожин. - СПб., 2007.
  2. Щепина, К. 77..Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина. - М: Просвещение, 1990.

Приложение 1.2

( Это приблизительные формы для заполнения деловых бумаг!)

1. Форма для заполнения заявления.

кому_______________________

___________________________

(чьё заявление) Ф.И.О.________

____________________________

заявление.

Прошу_____________________________________________________ (указать просьбу и причину)

__________________________________________________________

_________________________________________________________

дата____________________

подпись________________

ИЛИ:

Начальнику летнего оздоровительного лагеря

при ГОУ СОШ № 425

(ФИО)______________________________________

(чьё заявление)______________________________

адрес проживания____________________________

контактные телефоны_________________________

заявление.

Прошу зачислить моего ребёнка

___________________________________________________________

_____года рождения, ученика(цу)_____ «__» класса ГОУ СОШ № ___

в летний оздоровительный лагерь с__________ по____________ г.

Гарантирую ежедневное посещение ребёнком лагеря в течение всего периода.

дата___________________                                             подпись_________

2. форма для написания объяснительной записки.

                                                Директору школы №_____        

                                 ______________________                      ___________________        

объяснительная записка.

  _________(дата)

Я,______________________,(что сделал(а))_________________

(указать причину)______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

подпись ____________

3. форма для написания расписки.

Расписка.

Я, _______________________________, получил(а) от__________________________________(что)____________________________________________________________________________________________. Обязуюсь всё вернуть.

подпись___________________

дата___________________


Поделиться:

Рукавичка

Простые новогодние шары из бумаги

Будьте как солнце!

Самый богатый воробей на свете

Сказочные цветы за 15 минут