• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Школьный рюкзак. Его влияние на формирование осанки учащихся

Опубликовано Модинова Наталья Алексеевна вкл 22.11.2013 - 17:45
Модинова Наталья Алексеевна
Автор: 
Модинова Александра

Многолетние исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что за последние 10-15 лет произошли существенные изменения в физическом развитии и состоянии детей.

Более 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а за годы учёбы этот процесс удваивается.

Поэтому  в данном исследовании   выясняется влияние школьного рюкзака на формирование осанки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_ryukzak.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области
МКОУ « Любинская СОШ №3»

 

 Школьный рюкзак. Его влияние на формирование осанки учащихся.

                                   

                                     

Исследовательская работа

                                         

                                                                                                   Работу выполнила: Модинова        

                                                                                                    Александра

                                                                                                   Руководитель: Модинова

                                                                                                            Наталья Алексеевна

р.п.Любинский

СОДЕРЖАНИЕ

 1.Введение…………………………………………………………….3

 2.Как правильно выбрать ранец……………………………………..4

 3.Исследование веса школьного рюкзака…………………………..6

 4.Выводы……………………………………………………………...7

 5.Литература………………………………………………………….10

 6. Приложение………………………………………………………..11

I. Введение

Многолетние исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что за последние 10-15 лет произошли существенные изменения в физическом развитии и состоянии детей.

Более 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а за годы учёбы этот процесс удваивается.

Поэтому я в своём исследовании попробую выяснить влияние школьного рюкзака на формирование осанки учащихся.

Предмет исследования: школьный рюкзак, как фактор,            

                                   влияющий на  формирование осанки  

                                   учащихся

Цель исследования: определить, как влияет ношение  

                                  школьного рюкзака на физическое развитие  

                                  и состояние здоровья  учащихся

Задачи: 1.Изучить основные требования гигиенистов,      

                   предъявляемые к  весу ранца и комплекту школьных        

                   принадлежностей;

               2. Исследовать вес школьного  рюкзака учащихся нашей  

                   школы;

               3. Результаты исследования обсудить с учащимися нашего    

                   класса, а главное – с их родителями, на уроке здоровья;

               4. Изготовить буклеты о правильном выборе ранцев для        

                   родителей;

Гипотеза исследования: если в процессе исследования  я буду убеждена, что ежедневное ношение школьного рюкзака способствует правильному или неправильному формированию осанки, то сделаю для себя и других необходимые выводы о предупреждении развития сколиоза.  

   Актуальность темы обусловлена тем, что    в настоящее время медицинскими работниками в школах выявлено большое количество детей, страдающих искривлением позвоночника.

Начало школьного обучения сопряжено с большими переменами в жизни ребёнка.

Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка.

    Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывают влияние наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время учёбы, несоответствующая росту мебель.

   Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжёлых ранцев и особенно портфелей.

Не вызывает сомнения тот факт, что ежедневное ношение портфеля   способствует  формированию неправильной осанки.

Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Конечно, ношение книг и прочих принадлежностей в ранце на спине более рационально, так как способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки для  свободной ходьбы.

II. Как правильно выбрать ранец?

К выбору ранца не стоит относиться слишком легкомысленно, уверяют врачи. Ведь часто именно неудачно подобранный ранец становится причиной различных заболеваний у школьников.
Залог здоровья — легкий ранец. 

Итак, школьный рюкзак  должен быть сделан из гигиеничного водоотталкивающего легкого материала, снабжен эластичными лямками и светоотражателями, чтобы его юного владельца могли увидеть в темноте автомобилисты. 
Очень желательно, чтобы у ранца была твердая ортопедическая спинка.

Это поможет ребенку сохранить хорошую осанку. Но, пожалуй, самое главное требование — портфель должен быть легким и компактным. Оказывается, одной из причин головных болей у школьников, особенно в младших классах, являются именно тяжелые ранцы. Дети напрягают плечевые мышцы и мышцы шеи, что и приводит к болям. Поэтому в идеале нужно, чтобы пустой портфель весил не более 500-700 граммов. А вместе с учебниками его вес не должен превышать 10% от массы тела ребенка.  Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:

  • для учащихся начальных классов: 1-2-х – не более 1,5кг; 3-4-х – не более 2,5кг;
  • для учащихся средних классов: 5-6х – не более 2,5кг; 7-8х – не более 3,5кг;
  • для учащихся 9-11х-не более 3,5-4кг.

   Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребенка. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний — не ниже бедер. 
Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей. Чем больше в рюкзаке отделений, тем лучше — благодаря этому его маленькому хозяину будет проще найти нужную ему вещь. 

Цена вопроса 

Стоимость школьных ранцев и рюкзаков колеблется от 500 до 2500 рублей. Кстати, на рынке те же портфели, что и в магазинах, стоят на порядок дешевле. Дороже всего обойдется покупка рюкзаков, предназначенных для учащихся начальной школы. Конечно, при желании можно найти дешевый ранец всего за 450 рублей, напоминающий советские портфели. Но у него есть масса недостатков. Самый главный — отсутствие ортопедической спинки.

III. Исследование

Поэтому я в своём исследовании особое внимание хочу обратить на вес школьного рюкзака.

Мною было проведено исследование веса школьного рюкзака учащихся нашей школы.

   Выяснилось, что вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей  значительно превышает норму (в приложении диаграмма №1). На мой взгляд, это связано с тем, что:

1.    В начальных классах большие по формату учебники и тетради на печатной основе.

  • У некоторых первоклассников в рюкзаках ещё можно  найти игрушки.
  • Иногда родители покупают учащимся рюкзаки на все  4 года обучения в начальных классах, поэтому некоторые из них не соответствуют росту и весу  ребенка.

2. У учащихся средних классов и старшеклассников помимо школьных  принадлежностей в рюкзаках умещаются тетради и ежедневники с  

анкетами, наушники, диски и много чего другого. Конечно, у некоторых учащихся среднего и старшего звена рюкзаки весят даже меньше нормы, но у этих детей на момент проведения исследования с собой были не все учебники (в приложении таблица №1).

  • В  магазинах и на рынке родителям и их детям предлагается довольно большой выбор школьных ранцев, портфелей, сумок и рюкзаков. Но большинство из них имеют один серьезный недостаток: они довольно тяжелые. Чтобы не быть голословными, мы провели небольшой эксперимент и взвесили несколько ранцев, которые пользуются у школьников наибольшим спросом. Оказалось, что вместо положенных 500-700 граммов портфели весят от 900 до 1200 граммов.

IY.ВЫВОДЫ:

1.При выборе школьного портфеля важно все – и внешний вид, и удобство, и функциональность. В супермаркетах, на рынках и в магазинах огромный выбор ярких ранцев. Разбегаются глаза не только у школьников, но и у родителей.  И тут главное – не ошибиться, ведь ребёнку таскать эту сумку в школу каждый день, и, возможно, даже не один год.

2.Обратить внимание родителей на содержание школьных рюкзаков своих детей.

3.Предложить родителям  восемь правил, которых следует придерживаться при выборе рюкзака:

  • Правило 1. Главное, чтобы «спинка» была твердой

Портфель должен иметь такую конструкцию, чтобы при носке он располагался на спине школьника. Поэтому он должен иметь жесткую спинку, фиксирующую позвоночник ребенка, и прочное днище. Жесткость спинки ранца и ее обивка должны предотвращать давление содержимого ранца на спину школьника.

  • Правило 2. Ткань должна быть прочной и водонепроницаемой

Остановите свой выбор на ранцах и рюкзаках из водонепроницаемой прочной нейлоновой ткани. Даже если ваш школьник прольет на него сок или уронит в лужу, портфель можно будет протереть или постирать.

 

  • Правило 3. Табу на рюкзаки с одной лямкой

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок не имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец с двумя лямками

  • Правило 4. Чем легче, тем лучше  
  • Правило 5. Проверяем лямки и ремешки

 Они должны иметь регулирующую пряжку, которая позволяет менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребенка ( не забывайте, что зимой придется удлинять лямки, регулируя их под одежду).

Лямки ранца должны быть обиты дополнительным слоем мягкого материала, чтобы они не врезались в плечи.

Кроме того, лямки должны быть крепкими, прошитыми несколькими строчками, и ни в коем случае не приклеенными.

Ширина ремней должна быть не меньше 4 см.

Важная деталь: у некоторых моделей есть дополнительные ремни. Ремни для пояса или бедер снимут примерно половину нагрузки с плеч.

  • Правило 6. Проверьте наличие светоотражателей
  • Правило 7. Без примерки не обойтись
  • Правило 8. Осматриваем ручки ранца

Они должны быть гладкими, без вырезов, выпуклостей или острых (выступающих) деталей. Однако не всегда у ранцев могут быть удобные ручки. Например, часто можно увидеть портфели с неудобной тонкой ручкой. Но это сделано специально, чтобы ребенок не тащил ранец в руках, а надевал его на спину.

Помните, что в ту часть ранца, которая соприкасается со спиной, нельзя класть предметы, которые могут повлиять на здоровье ребенка. С этой стороны должно быть отделение для твердых книг. А внутри – отделения для тетрадей и пенала, снаружи находятся карманы для мелких предметов и бутылочек с водой.

  • Мы обозначили лишь некоторые пути решения этой проблемы. Однако, по-нашему мнению, острота ситуации может быть снята только тогда, когда охрана здоровья детей станет одной из самых важных задач.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. «Большая детская энциклопедия»,

   диск CD – ЗАО « Новый Диск»,2004г.

2. Большая энциклопедия начальной школы. Москва,Олма – 2007г

3. Гигиенические требования к  учебным изданиям для общего и    

    начального профессионального образования

4.« Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»,

     2 CD диска – ООО « Уральский электронный завод», 2002-2007г.

5. Здоровье детей//Методическая газета для учителей.№3-2009г

6. Колосова О.Н. Как выбрать «правильный» ранец.- 2008г

7.Начальное образование//Школьный рюкзак: взгляд гигиениста, с.38; №6-  2008г

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                     Диаграмма №1

Сравнительный анализ физиолого-гигиенического норматива веса школьного рюкзака с ежедневным его весом.

                                                                                                     Таблица №1

класс

И.Ф учащегося

Вес ребёнка (кг)

Вес рюкзака

(кг)

1

Женя С.

19

2

1

Валерия Г.

22

2,5

2

Максим М.

23

3

2

Катя Л.

20

2

3

Ануар С.

19

2

3

Женя М.

20

3

4

Оксана Я.

27

3

4

Саша Г.

21

2,5

5

Женя Т.

32

3,5

5

Аркаша К.

30

3,5

6

Таня М.

37

4,2

6

Игорь Ш.

35

4

8

Миша В.

55

6

8

Рома Ш.

44

2,5

9

Лена Ш.

43

4,5

9

Юра М

56

4,5

11

Андрей Ш.

68

5

11

Дима К.

64

4,5


Поделиться:

Сочные помидорки

Компас своими руками

Цветущая сакура

Зимний лес в вашем доме

Барсучья кладовая. Александр Барков