У каждого человека по-своему уникальный внутренний мир, и не бывает на свете даже двух совершенно одинаковых людей. У каждого свои индивидуальные предпочтения, особенности, склонности. На одном из уроков математики, для эффективной подготовки к экзаменам, наш учитель проводил экспресс-тест на выявление типов личности. Вскоре на уроке биологии мы стали изучать тему «Головной мозг: строение и функции», где говорилось о функциональной асимметрии головного мозга человека. Нам стало интересно, чем отличаются друг от друга окружающие нас «мыслители» и «художники». Одинаковые ли у «мыслителей» и «художников» склонности и способности, как они влияют на успешность в различных видах деятельности, выбор дальнейшего профиля обучения, профессии. Данная тема актуальна для учащихся выпускных классов, так как вскоре нам предстоит определяться с дальнейшим выбором профиля обучения и профессии, а также сдавать выпускные экзамены.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа школьника | 993.89 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №7»
Рекомендации по психолого-педагогической помощи
педагогам и учащимся в образовательном процессе
с учетом психофизиологических особенностей детей.
Обучая левое полушарие,
вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие,
вы обучаете весь мозг!
И. Соньер
«...Жизнь отчетливо указывает на две категории людей — художников и мыслителей, — писал И. П. Павлов. — Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д.— захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие—мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее на части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».
Проблема функциональных асимметрий мозга в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки: психологии, физиологии, медицины.
В современной науке асимметрия мозга понимается как неравенство больших полушарий головного мозга в обеспечении нервно-психической деятельности человека, при котором в осуществлении одних, психических функций главенствует левое, а других — правое полушарии.
Изучение функциональной асимметрии больших полушарий позволило установить, что у здорового человека оба полушария функционируют совместно, но каждое из них выполняет работу, характеризующуюся определенной специфичностью: в левом полушарии сконцентрированы механизмы логического, а в правом - образного мышления.
Различия левого и правого полушарий:
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга | |
Левое полушарие | Правое полушарие |
Обработка вербальной информации: | Обработка невербальной информации: |
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. | Воображение: |
Последовательная обработка информации: | Параллельная обработка информации: |
В нашей жизнедеятельности по-своему важна функция каждого полушария. Они дополняют друг друга - «поют в два голоса». И только слаженная работа обоих полушарий дает воспринимать мир полно и объективно.
И именно сочетанная их деятельность определяет все многообразие возможностей человеческого интеллекта. В обычных условиях, в норме функциональная асимметрия мозга позволяет «оптимизировать» психическую деятельность и поведенческие реакции в зависимости от ситуации.
Определенная специфика функций больших полушарий головного мозга человека позволяет сделать некоторые практические выводы.
Один из них, высказанный Д. Орнстейном, сводится к тому, что тип личности человека — «художественный» или «мыслительный» (по Павлову) — зависит от того, функция какого полушария — правого или левого — «перевешивает» в интегрированной работе головного мозга.
Особенности нашего характера во многом определяются тем, какое полушарие головного мозга у нас доминирует. В зависимости от этого ученые условно разделили людей на «художников» и «мыслителей».
Кроме них, можно выделить средний тип — при относительной уравновешенности, сбалансированности полушарий головного мозга.
Люди с доминирующим правым полушарием - «художники» характеризуются яркостью и непосредственностью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления и памяти, богатством воображения, фантазии, имеют высокие творческие способности.
Они более склонны к гуманитарным наукам, к литературе и искусству, нередко сами пишут стихи, рисуют, участвуют в художественной самодеятельности, а при наличии таланта становятся профессиональными литераторами, художниками, артистами.
Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами («художники»), по свидетельству психологов, нередко всецело зависят от сиюминутного настроения.
Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают.
Такие люди могут быть отзывчивы как на хорошее, так и на плохое, они легко внушаемы, легко вовлекаются в разного рода авантюры...
К правополушарным можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова.
Их картины отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета, поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой.
Люди с доминирующим левым полушарием - «мыслители» более расположены к анализу и систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению. Их больше привлекают теоретические науки, такие, как математика, физика, философия. Из спортивных игр многие из них предпочитают шахматы.
Эти люди подчеркнуто, рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности.
В основе поступков людей крайнего мыслительного типа («мыслители») — логика. Но «логика» их весьма и весьма схематична и прямолинейна, она не учитывает психологических тонкостей и нюансов в отношениях с людьми.
Поэтому «мыслители» порою черствы и даже жестоки, этакие «сухари», не понимающие чужих переживаний, не знающие жалости и сочувствия, не чувствующие юмора. Они тяжелы в общении, они тяжелы в семейной жизни, они тяжелы и в производственных взаимоотношениях, особенно на руководящих должностях. К левополушарным художникам можно отнести Пикассо, Кента, Леже их картинам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета.
При относительной уравновешенности, сбалансированности полушарий головного мозга «средний тип» (амбидекстры) умеют одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами, у них преобладает комбинированный способ изложения материала, дифференцированное запоминание.
Для таких людей характерна пластичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Полученная информация последовательно обрабатывается то одним, то другим полушарием.
Люди с такими задатками могут развивать свои способности, как в области техники, так и в области гуманитарных наук. Имеют широкий диапазон возможностей и интересов.
К равнополушарным гениям можно отнести Леонардо Да Винчи и Михаила Ломоносова.
1. Оптимальные психолого – педагогические условия для реализации потенциальных возможностей учащихся.
Правополушарные учащиеся
Рабочая полусфера - левая.
Светлая доска - темный мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
Методы проверки: Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный развернутый ответ).
Левополушарные учащиеся
Рабочая полусфера - правая
Темная доска - светлый мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
Методы проверки: Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).
2. Особенности обучения учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий головного мозга.
Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей учащегося должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Мотивационный этап (установка на деятельность) | |
Доминирование левого полушария: - упор на познавательные мотивы; - акцент на самом процессе усвоения знаний; -постоянная умственная деятельность; - мотив самосовершенствования ума и волевых качеств. | Доминирование правого полушария: - упор на социальную значимость того или иного вида деятельности; - ориентация на высокую оценку и похвалу; - интерес к эстетической стороне предметов; - мотив самопознания, самореализации. |
Операционный этап (обеспечение деятельности) | |
Учащиеся с доминированием левого полушария: - контролируют свою речь; - обладают чувством времени; - мышечно-выносливы; - высокая точность в употреблении слов и применении правил; - медленнее выполняют письменные работы; - алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом для левополушарных учащихся; - легко работают с абстрактным материалом. | Учащиеся с доминированием правого полушария: - не контролируют правильность своей речи; - сложно ориентируются во времени; - испытывают проблемы в грамматике и подборе слов; - обладают прекрасной пространственной ориентацией, высокой координацией движений; - более успешны в изучении геометрии, благодаря ее пространственной природе; - с трудом работают с внеконтекстным материалом. |
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной) | |
Доминирование левого полушария: - решение задач; - вопросы «закрытого» типа; -письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. | Доминирование правого полушария: - методы устного опроса; - задания с открытыми вопросами; - фиксированный срок выполнения заданий. |
3. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе.
Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий - смешанный тип.
- доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)
- доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги. | ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги. |
Чтение
Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их. Для этих учащихся идеален фонетический - дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части.
Математика
Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, правополушарные ученики склонные к догадкам, (имеют больше шансов). Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант.
А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие проверяют вычитание сложением двух меньших чисел.
Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать.
Левополушарные. Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение).
Правополушарные. Синтез, здание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы.
Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария.
Словесность
Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов.
Правополушарные. Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы.
Иностранный язык
Правополушарные. Рационально-логический способ изучения, освоение вокабуляра посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность, требующая отсроченной реакции.
Левополушарные. Интуитивный способ изучения, освоение информации методом “островков”, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей.
Естественные науки
Левополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритм.
Правополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия.
В соревнованиях
Левополушарные. Индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы
Правополушарные. Командная борьба, обостренное чувство честной борьбы, “один за всех и все за одного”.
Перцептивное пространство
Левополушрные. Получать информацию с правой стороны
Правополушарные. Получать информацию с левой стороны
Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации, и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.
АДРЕС: г. Краснокаменск,
МОУ «СОШ №7»
Телефон: 4-45-96
Разработчик: Малолыченко Владислав,
ученик 9 В класса
Рисуем тыкву
Волшебная фортепианная музыка
Как нарисовать китайскую розу
Сказка об одной Тайне
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)