• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

История рождественской елки

Опубликовано Джебко Галина Павловна вкл 06.01.2014 - 20:43
Автор: 
Копнина Мария, Фролова Вера

История рождественской елки от А до Я

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rozhdestvenskoy_elki.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

Назаровский районный Дом детского творчества

Конкурс «Мой рождественский дом»

Полное название темы работы

 «Путь рождественской елки»

Тип работы

Исследовательская работа

Аннотация

Изучение истории рождественской ёлки, прослеживание  основных этапов становления новогоднего праздника в нашей стране, влияния политического режима и внешнеполитических факторов на отношение к празднику в обществе.

Фамилия, имя, отчество  авторов

Копнина Мария (11 класс),

Фролова Вера (11 класс)

Возрастная номинация

13 лет

Место учебы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»

Объединение

«Искатели» (программа «Родные тропинки»)

Руководитель

Джебко Галина Павловна, руководитель объединения дополнительного образования «Искатели»

Контакты

90-2-57

Содержание.

Введение.

Основная часть. Путь рождественской ёлки

  1. Как ель стала рождественским деревом?
  2. Новогодняя ель в России: век XVIII.
  3. Новогодняя ель в России: XIX-начало ХХ века.
  4. История советской ёлки

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Сегодня  Новый Год – самый любимый народный праздник, а Рождество Христово - один из главных христианских праздников.  Оба эти праздника окутаны дымкой таинственности. Люди ждут от них чуда, обновления, свершения надежд.

В наши дни  даже не каждый православный  россиянин, отмечающий праздник Рождества, задумывается об истории, происхождении и обрядах Рождества Христова. Не каждый из нас знает  кулинарные традиции праздника, хотя все чаще многие российские семьи собираются в этот день за праздничным рождественским столом. Сегодня мало кто задает себе такие вопросы: как отмечали праздник Рождества Христова наши родители, бабушки и дедушки? Какие подарки дарили в этот праздник друг другу? Как выглядел рождественский стол и по каким рецептам готовились праздничные блюда? Вот столько белых пятен в истории Рождества.

 Но самым большим, на наш взгляд, «белым пятном» как в истории Рождества, так и в истории Нового Года является история рождественской (новогодней) ёлки?  В этом нас убедил опрос среди учащихся Сахаптинской средней школы. Мы задали ребятам следующие вопросы:

  • откуда к нам пришел обычай устанавливать в доме празднично украшенную ель?
  • чем украшали ель в разные исторические периоды?
  • всегда ли ёлка воспринималась народом как атрибут главных зимних праздников?
  • Оказывал ли влияние на празднование Нового Года и его основной символ - ёлку  господствовавший в то время политический строй?

     В результате проведенного опроса мы получили следующие результаты: из 65 опрошенных учащихся разных классов 48 чел. связывают обычай устанавливать дома празднично украшенную ель с именем Петра Великого; 41  человек ничего не знает об эволюции ёлочной игрушки; все 65 опрошенных считают, что ёлка всегда была основным атрибутом Нового Года и Рождества; 53 чел. считают, что политический строй не оказывает никакого влияния на празднование в стране Нового Года.  Мы решили найти ответы на эти вопросы, чтобы в дальнейшем материалы нашего исследования помогли учащимся нашей школы узнать больше об истории рождественской елки.  

Поэтому гипотеза исследования такова: современное поколение владеет минимумом информации об истории рождественской ёлки, незаслуженно забыты традиции, обычаи и обряды русской культуры.

Цель: собрать информацию об основных этапах в истории рождественской ёлки как главного атрибута зимних праздников.

Задачи:

  • изучение теоретических источников;
  • анализ и обобщение материала по теме.  

Методы:

  • теоретический анализ литературы и иных источников информации по проблеме исследования;
  • анализ, сравнение и  обобщение информации;
  • опрос.
  • обработка данных опроса.

    При написании работы мы пользовались различными источниками информации. Особенно ценными при написании работы оказались книги Афанасьева С.П. и Новикова С.Ю. «Встречаем Новый год и Рождество», Володиной Е.Д. «Обзор русского народного календаря. Обряды, традиции русского народа», Норенко И.Г. «Русские традиции», Панкеева И.А. «Рождество Христово», а также работа Е. Душечкиной «Три века русской ёлки».

Путь рождественской ёлки

  1. Как ель стала рождественским деревом?

   Родиной рождественской ели стала Германия, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно у древних германцев  она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона.  «После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали “использовать” в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum. С тех пор в сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами»[1]. Вывод: родиной рождественской ели стала Германия, а уже оттуда обычай ставить рождественское дерево разошелся по всей Европе. Петр I, путешествуя в составе Великого посольства по странам Западной Европы,  был удивлен красотой и размахом рождественских праздников. Благодаря Петру и новогодние праздники, и рождественская ель пришли в Россию.

  1. Новогодняя ель в России: век XVIII.

       Согласно указу царя Петра I от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день “новолетия”, до того времени отмечавшийся на Руси                 1 сентября, “по примеру всех христианских народов” отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: “По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе”[2]. А “людям скудным” предлагалось “каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день”[3]. Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на время зимних праздников.  Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии. После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.    Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.  Пушкин в “Истории села Горюхина” упоминает “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное елкою и изображением двуглавого орла”[4]. Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Д. В. Григорович, например, в повести 1847 года “Антон-Горемыка”, рассказывая о встрече своего героя по дороге в город с двумя портными, замечает: “Вскоре все три путника достигли высокой избы, осененной елкой и скворешницей, стоявшей на окраине дороги при повороте на проселок, и остановились”[5].   В результате кабаки в народе стали называть “елками” или же “Иванами елкиными”: “Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем”; “Видно, у Ивана елкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься”. Постепенно и весь комплекс “алкогольных” понятий приобрел “елочные” дуплеты: “елку поднять” — пьянствовать, “идти под елку” или “елка упала, пойдем поднимать” — идти в кабак, “быть под елкой” — находиться в кабаке, “елкин” — состояние алкогольного опьянения и т.п[6].      Помимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия елки использовались на катальных (или, как еще говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (Святках и Масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие елочки, установленные по краям горок.  В Петербурге елками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: “В снежные валы, — пишет Л. В. Успенский о Петербурге конца ХIХ — начала XX века, — втыкались веселые мохнатые елки”, и по этой дорожке “дюжие молодцы на коньках” перевозили санки с седоками.     Вывод: в XVIII  веке ель еще не стала атрибутом рождественских праздников, а использовалась для обозначения трактиров, для обозначения пути зимних перевозов, для катания на снежных горках.

  1. Новогодняя ель в России: XIX-начало ХХ века.

       В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник “детской елки” в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. «Елка была установлена в Большой столовой дворца. Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались»[7]. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.

         Однако, судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820-х—1830-х годов, в эту пору рождественское дерево в большинстве русских домов еще не ставилось. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как Святки, святочные маскарады и балы описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского “Светлана” (1812), Святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе “Евгения Онегина” (1825), в сочельник происходит действие поэмы Пушкина “Домик в Коломне” (1828), к Святкам (зимним праздникам) приурочена драма Лермонтова “Маскарад” (1835). Ни в одном из этих произведений о елке не говорится ни слова[8].

      В рассказе С. Ауслендера “Святки в старом Петербурге” (1912) говорится о том, что первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.   В середине 1840-х годов произошел взрыв — “немецкое обыкновение” начинает стремительно распространяться. Петербург был буквально охвачен “елочным ажиотажем”. Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера.  Увлечение “немецким нововведением” — рождественским деревом подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, “елочные” тексты которого “Щелкунчик” и “Повелитель блох” были хорошо известны русскому читателю.  Существенную роль в распространении и популяризации елки в России сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к маленькой альпийской народности — ретороманцам, знаменитым во всей Европе мастерам кондитерского дела. Постепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу елок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие елки очень дорого (“от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей”), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые “добрые маменьки”.

 Торговля елками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Но если бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку, то богатая столичная знать стала устраивать соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.

    Освоение в России рождественской елки поражает своей стремительностью. Уже в середине века елка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов.  Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь провинциального города понятна: отказавшись от старинного народного обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум. Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки.  Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. Здесь, как свидетельствуют мемуаристы, Святки еще в течение многих лет продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев.  И все же мало-помалу петербургская мода начинала проникать и в усадьбу.  Если до середины XIX века в воспоминаниях, посвященных Святкам в помещичьей усадьбе, устройство елки не упоминается, то уже через десять лет положение меняется.

     Не приняли елку и в крестьянской избе. Если для городской бедноты елка была желанной, хотя часто и недоступной, то для крестьян она оставалась чисто “барской забавой”. Крестьяне ездили в лес только за елками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе. И “старичок”, согласно известной песенке, срубивший “нашу елочку под самый корешок”, и чеховский Ванька, в сочельник вспоминающий поездку с дедом в лес за елкой, привозили ее не для себя, а для господских детей. Поэтому вовсе не отражают реальности рождественские открытки начала XX века, сопровождаемые надписью “Мороз дедушка идет, / Вам подарочки несет” и изображающие Деда Мороза входящим в крестьянскую избу с елкой и с мешком подарков за плечами, где на него с изумлением смотрят ребятишки[9].  И все же елка вышла победительницей из борьбы со своими противниками.  К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением.

      Особый образ ёлка приобретает в годы Первой мировой войны: она становится символом, связывающим незримой связью временно или навсегда разлученных членов семей. В иллюстрированных еженедельниках с 1915 года регулярно печатались фотографии, на которых засняты солдаты, празднующие Рождество с установленной в землянке или окопе ёлочкой. Но было и другое: война с Германией, напомнив о немецком происхождении обычая рождественского дерева, неожиданно спровоцировала, казалось бы, навсегда утихшие «антиёлочные» настроения, которые проявлялись как в резких выступлениях против ёлки в печати, так и в запретах на устройство ёлки в учреждениях. Существенных результатов, однако, эти акции не имели: ёлка к этому времени уже слишком прочно укоренилась на русской почве.

   Вывод: рождественская ель стала атрибутом праздника в XIX веке. Она с трудом приживалась в помещичьих усадьбах  и крестьянских избах.

  1. История советской ёлки

   Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. После захвата власти большевики на ёлку не посягали. В 1918 году М. Горький и А. Н. Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» роскошную подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную замечательными художниками. В неё были включены произведения М. Горького, К. И. Чуковского, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова, С. Чёрного и др. На обложке книги помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверьё. На верхушке дерева ярко сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.  

        Но уже  в 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Участники ёлочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросёнка. Проводились шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон). Новые перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда «Красная газета» с удовлетворением сообщила: «...в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей». Постепенно завершил своё существование и праздник «комсомольского рождества». Он был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем[10].

    Конец неправильному осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. 28 декабря в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Автор в декларативном тоне призывал комсомольцев и пионерработников в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей.  Предложение Постышева было принято к сведению молниеносно, и 31 декабря на прилавках магазинов, согласно сообщениям в прессе, уже появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений». Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации ёлок в своих помещениях. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке « рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях. Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало «красным днём календаря», то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус «главная ёлка страны».

     В 1954 году новогодняя ёлка получила «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца — обслуживала она по две тысячи детей в год. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Для молодых передовиков производства, студентов столичных вузов, слушателей военных учебных заведений, учащихся десятых классов, комсомольских работников в том же Георгиевском зале устраивались новогодние балы-маскарады.  После «оттепели» с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на «главные ёлки».  И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям.

  Вывод: ель как атрибут Рождества в первые годы советской  власти утратила свое значение. Но, начиная с 1935 года, она становится символом Нового года, а с 70-х годов прошлого века приобретает то символическое значение, которое имеет и сегодня.

 

Заключение.

       Праздник Рождества и праздник Нового года  имеют долгую многовековую историю в нашей стране, в них  переплелись народные и христианские обычаи и традиции. Мы считаем,  что, несмотря,  на разницу дат и календарей, ценности этих праздников едины для всех народов. Это ценности добра, милосердия, семейные ценности. Непременным атрибутом Нового Года и Рождества является ель. Однако так было не всегда.       Родиной рождественской ели стала Германия, а уже оттуда обычай ставить рождественское дерево разошелся по всей Европе. Петр I, путешествуя в составе Великого посольства по странам Западной Европы,  был удивлен красотой и размахом рождественских праздников. Благодаря Петру и новогодние праздники, и рождественская ель пришли в Россию.                                В XVIII  веке ель еще не стала атрибутом рождественских праздников, а использовалась для обозначения трактиров, для обозначения пути зимних перевозов, для катания на снежных горках. Ель стала атрибутом Рождества  в XIX веке. Но она с трудом приживалась в помещичьих усадьбах  и крестьянских избах. Как атрибут Рождества в первые годы советской  власти елка утратила свое значение. Но, начиная с 1935 года, она становится символом Нового года, а с 70-х годов прошлого века приобретает то символическое значение, которое имеет и сегодня.

В процессе работы мы сделали для себя немало интересных открытий, связанных с историей нашей страны.

Список литературы

  1. Афанасьев С.П., Новиков С.Ю. Встречаем Новый год и Рождество. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006г., 304с.
  2. Володина Е.Д. Обзор русского народного календаря. Обряды, традиции русского народа. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008г., 125с.
  3. Дементьева Е. Новогодний калейдоскоп //Предупреждение.- 2013. -№12. -90-91
  4. Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. – 2005. -№11-12.
  5. Казакевич А. Рождетво Христово.Издательство Олма Медиа Групп, серия Подарок для всей семьи, 2007,128с.
  6. Калинкина К.А. «Русская кухня», Ульяновск: Дом печати, 1992.
  7. Норенко И.Г. Русские традиции. Издательство «Учитель».Волглград, 2007,186 с.
  8. Панкеев И.А. Рождество Христово. ПБОЮЛ Быстров Эксмо, 2002., 608 с.

7. Интернет: www.rojdestvo.paskha.ru, www.pravmir.ru


[1] Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. – 2005. -№11

[2] Дементьева Е. Новогодний калейдоскоп //Предупреждение.- 2013. -№12. -90-91

3 Афанасьев.С.П., Новиков С.Ю. Встречаем Новый год и Рождество. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006г., 304с

[3]

[4] Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: Детгиз, 1954. -518с.

[5] Там же.

[6] Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. – 2005. -№11

[7] Электронный ресурс/  www.rojdestvo.paskha.ru

[8] Электронный ресурс/ www.pravmir.ru

[9] Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. – 2005. -№12

[10] Володина Е.Д. Обзор русского народного календаря. Обряды, традиции русского народа. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008г., 125с.


Поделиться:

Сила слова

Агния Барто. Сережа учит уроки

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Ах эта снежная зима

Знакомимся с плотностью жидкостей