• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальный проект "Как слово наше отзовётся"

Опубликовано Сайфулина Зухра Мьяссаровна вкл 07.01.2014 - 18:30
Сайфулина Зухра Мьяссаровна
Автор: 
Калинина Ольга, Кашапова Алина
Проект является научно обоснованным и привлекательным для детей и подростков, ориентированных на активную деятельность. Особенно актуален он в современной ситуации, когда большое внимание уделяется формированию особого микроклимата ученического коллектива, ориентированного на здоровый образ жизни и гражданскую активность личности, созданию позитивной атмосферы. Авторы попытались выяснить, как доброе слово может повлиять на сохранение и укрепление здоровья ребят. Была поставлена и успешно достигнута цель: формирование у будущих выпускников школы важнейших навыков общения, социализации, способствующих сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, через систему специальных занятий, классных, школьных и городских мероприятий. Эффективность проекта оценивается по результатам диагностик, анкет, тестов, отзывов учащихся. Что касается трудностей оценки душевного и социального благополучия, то на данном этапе использовались критерии, соответствующие уровню знаний авторов в этой области. Данный проект предлагает использовать имеющиеся ресурсы детского общественного объединения и возможных партнёров для создания условий формирования навыков продуктивного привлечения ребят к участию в школьной и общественной жизни школы, города. Всё это придаёт проекту перспективность, масштабность, рациональность и максимальную эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_slovo_nashe_otzovyotsya.doc359 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Социальный проект

Как слово наше отзовётся…

Авторы: Калинина Ольга Владимировна

               ученица 10 А класса

               Кашапова Алина Ринатовна

               ученица 10 А класса

               МОУ СОШ №5

Руководитель: Сайфулина Зухра Мьяссаровна

               социальный педагог

г. Сургут

  1. Содержание

  1. Теоретическое обоснование…………………………………………3
  2. Механизм реализации………………………………………………. 5
  3. Этапы и сроки реализации проекта………………………………… 7
  4. Ожидаемые результаты……………………………………………... 9
  5. Риски…………………………………………………………………. 9
  6. Достоинства проекта………………………………………………...10
  7. Используемые ресурсы………………………………………………11
  8. Приложение 1. Тест «Какой я в общении?»......................................12
  9. Приложение 2 Результаты    теста  «Какой я в общении?»………..14
  10. Приложение 3.  Анкета о влиянии слов на человека………………15
  11. Приложение 4. Результаты анкетирования о влиянии слов

      на человека…………………………………………………………...16

  1. Приложение 5 Тест Рокича «Ценностные ориентации»…………..19
  2. Приложение 6. Результаты теста Рокича

           «Ценностные ориентации»…………………………………………..22

  1. Приложение 7. Методика «Психологическая атмосфера

     в коллективе»…………………………………………………………24

  1. Приложение 8. Результаты исследования психологической

     атмосферы в коллективе……………………………………………..25

  1. Приложение 9. Определение индекса групповой

     сплоченности Сишора………………………………………………..27

  1. Приложение 10. Результаты определения индекса

     групповой сплоченности Сишора……………………………………29

  1. Приложение 11. Тренинг……………………………………………... 30
  2. Приложение 12. Сочинение «Разрушительная сила слова».

         Автор: ученица 10А класса Гаджикурбанова Замира………………33

Теоретическое обоснование

Первое  необходимое  условие  для  всякого  жизненного успеха – это здоровье. Продолжительность нашей жизни, наше самочувствие во многом зависит от нас. Как выразился Луций Анней Сенека: «Боги дали нам длинную жизнь, а мы сделали ее короткой».

По свидетельству профессора А. П. Лаптева, в свое время многих поразил и даже обескуражил тот факт, что здоровье человека лишь на 8–10 % зависит от уровня здравоохранения, на 20 % – от экологических условий, еще на 20 % – от генетических факторов и на 50 % – от образа жизни самого человека.

По данным экспертов Минздрава в 2007 году число практически здоровых выпускников составило лишь 5%.  По результатам медицинского осмотра в нашей школе  в 2009 году количество выпускников с 1 группой здоровья составило 4,7 %.  В этом учебном году один из самых высоких показателей – 25 % в 10А классе, хотелось бы, чтобы эта цифра  не уменьшилась.  Неслучайно объектом исследования и реализации данного проекта  стали  обучающиеся 10А класса.

С возрастом всё большую роль в становлении нравственного опыта школьника играет его общение со сверстниками. Если потребность в общении не удовлетворена, то возникают тяжёлые переживания, состояния крайнего эмоционального неблагополучия и, как следствие, ухудшение здоровья.

Схематично это можно изобразить следующим образом

 

Идея проекта о влиянии слов на психическое и физическое здоровье  школьника возникла одновременно с желанием выяснить насколько наше исследование, и деятельность может повлиять на сохранение и укрепление здоровья старшеклассников.

Слово — это средство общения между людьми, обладающее огромной силой воздействия. По утверждению известного советского психотерапевта К. И. Платонова, нет таких функций в организме, которые при известных условиях нельзя было бы возбудить или затормозить словом. Расширение и сужение сосудов, потепление и похолодание частей тела, покраснение или побледнение кожи,  замедление или учащение сердечной деятельности, дыхания и т. п.— все эти реакции могут быть вызваны словом.  Не зря народ сложил множество поговорок, подчеркивающих значение слова: «Слово пуще стрелы разит», «Бритва скребет, а слово режет», «Доброе слово лечит, а злое калечит». Действительно, информативная сторона слова может произвести столь сильное впечатление на человека, что действие его будет равносильно увечью.

Словом можно вызвать беспокойство и тревогу, неуверенность и страх, обиду и гнев, а эти эмоциональные состояния, естественно, не остаются безучастными для организма, и, в свою очередь, вызывают ряд расстройств физиологических функций, проявляющихся в нарушении работы тех или иных органов и систем. Все это служит подтверждением единства соматического и психического здоровья.

Цель проекта: формирование у  будущих выпускников школы важнейших навыков общения, социализации, способствующих сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, через систему специальных занятий, классных,  школьных и городских  мероприятий.

Задачи проекта:

  1. Формировать ценностные установки у школьников на здоровый  образ жизни.
  2. Способствовать формированию у  обучающихся личной ответственности за своё собственное психическое здоровье.
  3. Способствовать формированию у подростков потребности бесконфликтного общения с самим собой и окружающими людьми, развитию личных возможностей (формирование чувства психологической защищенности у  учащихся в условиях совместной творческой деятельности, развитие конструктивных способов взаимодействия в  школьном коллективе).
  4. Организовывать и проводить мероприятия, направленные на оздоровление  учащихся, профилактику и пропаганду здорового образа жизни.

Психологическое и физическое здоровье

По данным Всероссийской Организации Здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

  • Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы.
  • Духовное здоровье зависит  от:

отношения к окружающему миру;

ориентации в этом мире;

от умения определять своё положение в обществе;

от своего отношения к людям и вещам.

  • Психическое здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.
  • Социальное здоровье — характеристика взаимодействия человека и общества, критерием принятия человеком социальных норм и ценностей данного общества. Социальное здоровье определяется приемлемостью ценностей общества, действенностью согласно социальным нормам.

Механизм реализации:

  1. Организация мероприятий, направленных на сплочение классного коллектива, на воспитание личной ответственности за происходящее  (Приложение11).    
  2. Тренинги личностного роста, общения, психологической устойчивости  с привлечением школьного психолога  (Приложение 12).
  3. Диспуты, круглые столы.
  4. Участие в работе Совета ученического самоуправления (Приложение  видеоролик).
  5. Публикации в школьной газете «Пятёрочка» в рубрике «К здоровью – через общение» (Приложение13).
  6. Посещение театра, чтение и обсуждение фактов из истории, литературы,  МХК, переписки из жизни замечательных людей.
  7. Встречи со специалистами из «Центра социальной помощи семье и детям «Юнона»
  8. Создание презентаций и видеороликов (Электронное приложение).
  9. Создание альманаха  «Мудрые мысли» (Приложение14).
  10. Создание краткого словарика психических состояний старшеклассника.

( Приложение15).

Для полноценной жизни подростка нужно не только физическое здоровье, нужно нормальное общение, друзья и многое другое. Почему грубость, неуважение, неспособность найти общий язык с взрослыми, а зачастую и со сверстниками так распространены в подростковой среде? Подросток в процессе своего развития всё глубже осознаёт многогранность этого мира и начинает испытывать страх перед сложностью и непостижимостью. Ему же, как и любому другому человеку, необходимо чувство стабильности. И нередко подросток начинает сам придумывать законы, по которым старается жить. Иногда основным законом становится культ силы – подобный «Закону Джунглей». Он привлекает ребят своей простотой: если сильней – значит прав, если ты с нами – значит друг, против нас – враг.  Причем часто они не знают, что может быть по-другому. В нашем классе была проведена  анкета, «Какой я в общении» (Приложение 1, 2). Большой интерес у ребят вызвала анкета «Влияние слова на человека» (Приложение 3,4).

Проблема, на наш взгляд, состоит в низком уровне культуры здоровья учащихся, которые  с наименьшей ответственностью, без должного внимания относятся к своему здоровью, закладывая тем самым фундамент  будущих болезней, раннего снижения умственной и физической работоспособности. В значительной мере такое положение объясняется плохой осведомленностью молодых людей о связи здоровья с образом жизни, недостаточным, а подчас и ошибочными представлениями о сущности здорового образа жизни.                   Утверждение, что «жизнь всему научит»,  мы считаем, ошибочным. Проведя опрос по методике Рокича (Приложение5,6), мы выяснили, что здоровье как ценность стоит у большинства наших одноклассников на первом месте, однако не все придерживаются правил ЗОЖ. Возникает противоречие, многие живут по принципу: «Знаю, но не делаю». Назрела необходимость в обучении подростков управлять своим организмом, относится к нему бережно, наращивать уровень его защитных сил, овладевать навыками общения.

Для изучения психологической атмосферы в классе была использована методика Л. Г. Жедуновой (Приложение 7, 8).  Результаты исследования показали, что по всем определяемым параметрам средняя оценка находится в положительном поле, что свидетельствует о хорошем психологическом климате в классе. Уровень сплочённости классного коллектива определялся по методике Сишора (Приложение 9, 10). На сегодняшний день чётко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием  школьника в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.  Успех проекта, на наш взгляд, полностью зависит от  степени  активности самих учащихся в творческой и обучающей   деятельности.

Этапы и сроки реализации проекта

Этапы

Сроки

Мероприятия

Подготовительный

Сентябрь - октябрь

1.  Планирование деятельности.

2.Изучение литературы по теме межличностные отношения среди подростков

3. Анкетирование, тестирование, социальный опрос.

4. Самодиагностика «Какой я в общении»

Основной

октябрь

1. Участие в проведении Дня вежливости.

2. Тренинги по сплочению коллектива.

3. Конкурс сочинений о любимых учителях к юбилею школы.

4. Включение в активную деятельность по профилактике ЗОЖ Органа самоуправления школьников.

Ноябрь

1. Конкурс сочинений «Как слово влияет на здоровье человека», публикация в школьной газете «Пятёрочка».

2. Создание презентации о поездке в Пыть-ях  Совета ученического самоуправления.

3. Участие в концерте, посвящённом юбилею школы.

4. Классный час у шестиклассников «Сила слова во время Великой отечественной  войны» с приглашением ветерана войны Ляшенко Е. И.

Декабрь

1.Классный час у пятиклассников на тему: «Волшебные слова».

2.Создание презентации о поездке в Кострому школьного Совета самоуправления.

3.  Новогодний вечер в классе

4. Использование социальной сети  Дневник.ru

 5. Создание презентации «С Новым годом, мамы!»

Январь

1. Круглый стол «Толерантность – что это такое?»

2. Тренинги общения с привлечением специалистов из «Центра социальной помощи семье и детям «Юнона»

3.День рождения – праздник детства.

4.  Культпоход в театр   «Жутко трогательные сценки про любовь» по произведениям А. П. Чехова.

5. Создание видео -поздравления учителю-юбиляру Мальцеву А. Е.

Февраль

1.  Праздник День святого Валентина

2. Проведение открытого мероприятия в клубе выходного дня для обучающихся и родителей 1-4 классов «Моё любимое животное»

3.  Встреча с воинами афганцами.

4.  Проведение  праздника «Я бы в армию пошёл…»

5. Использование школьного форума (http://school15.admsurgut.ru)

Март

1.Праздник 8-е марта, создание презентации «В благодарность маме»

2. Культпоход в театр на спектакль «Идиот» Ф. М. Достоевского

3.. Участие в городском конкурсе видеороликов «Профессии нашего города»

 4. Создание  альманаха « Мудрые мысли»

Итоговый

Март

1. Анкетирование, тестирование, социальный опрос.

2. Повторная диагностика «Какой я в общении?»

3. Сравнительный анализ диагностик, подведение итогов.

4. Круглый стол «Как слово наше отзовется» (обсуждение итогов реализации проекта)

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование бережного отношения к слову, осознанное отношение школьников к здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
  2. Повышение уровня психического и социального здоровья учеников (повышение самооценки, повышение уровня общительности, улучшение психологического климата в классе, повышение уровня толерантности).
  3. Включение в работу по реализации проекта учащихся других классов через шефскую работу.
  4. Снижение количества пропусков уроков по болезни.

Критерии результативности проекта:

  1. Рост рейтинга ценностей здоровья и здорового образа жизни среди других ценностей у обучающихся.
  2. Улучшение   микроклимата в классе.
  3. Улучшение состояния психического здоровья учащихся.
  4.  Увеличение количества учащихся, вовлечённых в творческую и обучающую деятельность по реализации проекта.

Риски:

  1.  Выбор различных способов формирования собственного статуса обучающихся во вновь сформированном коллективе (класс сформирован из четырёх девятых классов и вновь прибывших обучающихся).
  2. Учащиеся различны по уровню сформированности социальных навыков, самооценки, что может повлиять на создание благоприятного климата в классе.
  3. Подростковому коллективу свойственны противоречия, повышенная критичность к другому человеку.
  4. Для межличностных отношений подростков характерен недостаток социального опыта.

Практическая значимость: 

  1. Формирование способности и готовности использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; для профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек.
  2. Исследование особенностей межличностных отношений старших подростков, использование полученных данных в дальнейшем построении отношений подростков между собой.

Достоинства проекта:

  1. Овладение обучающимися общими сведениями о культуре здоровья и культуре общения.  
  2.  Умение старшеклассников применять коммуникативные навыки общения в различных социальных группах.
  3. Реализация творческих возможностей ребят с разным потенциалом через проведение мероприятий в самых разнообразных формах.
  4. Духовное обогащение школьников через чтение хорошей литературы, прослушивание классической музыки, посещение театра.

О положительных результатах реализации данной программы могут свидетельствовать следующие факты:

  1. Повысилась потребность в сохранении своего психического и физического  здоровья.
  2. В условиях совместной творческой деятельности повысилась           самооценка обучающихся,  уровень общительности.
  3. Улучшилась психологическая атмосфера в классном коллективе.
  4. Вырос уровень сплочённости классного коллектива.

Эффективность проекта оценивается по результатам диагностики, анкет, тестов, отзывов учащихся.

Использованные ресурсы:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
  2. Вишневский В. А. Системно-технологичкский подход к построению внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной среды : монография. – ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008. – 270 с. ISBN 978-5-89846-781-4
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности.Методические рекомендации / Под. Ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.
  4. Глассер У. Школы без неудачников/Пер. с англ./Общ. Ред. И предисл. В. Я. Пилиповского. – М., 1996.
  5. Методическое пособие «Мир начинается с тебя», И. П. Стихнина, Е. А. Волосникова, О. П. Цюприк. Редакционно-издательский отдел СурГПУ.Отпечатано в РИО Сур ГПУ. 2006г.
  6. Ноддингс Н. Научиться заботиться и принимать заботу// Классный руководитель. 2002. № 3. С. 8-14. ISBN 5 – 9011030 – 75 – 3
  7. Попова С. И.Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя./ М.: Центр «педагогический поиск», 2005. – 176с.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 2001.
  9. Хухлаева О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков. – М.: Сентябрь, 2003.

Приложение 1

Тест: Какой я в общении?

Человек не стоит на месте,
а значит надо вовремя
узнавать обо всех изменениях в себе.
Н. Энкельманн, психолог

Любой тест – это лишь повод к размышлению. Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «и да, и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым вопросом.

1. Много ли у тебя друзей?

2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?

4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?

5. Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомыми?

6. Можешь ли скрыть своё раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

9. Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

10. Способен ли идти в общении на компромисс?

11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13. Если узнал о чём-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Спасибо за искренность и откровенность!

За каждый положительный ответ, т. е. «да», поставьте 3 очка, за каждый ответ «и да, и нет» – 2 очка, за каждый отрицательный ответ «нет» – 1 очко. Суммируйте свои очки.

От 30 до 39 очков.

Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов  с близкими людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.

От 20 до 29 очков.

Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.

До 20 очков.

Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддержать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты  критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям и способностям.

Приложение 2

Результаты    теста  «Какой я в общении?»

По результатам  тестирования  при входном контроле 10 человек набрали от 30 до 39 баллов, 13 – от 20 до 29 баллов, до 20 баллов – 1 человек. 

В ходе подготовки и проведения мероприятий мы научились понимать себя и другого, узнали  тонкости ведения беседы, спора и многое другое. «Суметь и сметь сказать себя» — это значит и доверить себя другому,  это значит и творчески выявить в спонтанном проявлении свою глубину, это значит понять, принять и выразить свое переживание, это значит войти в свободный диалог с другим. Общение – важная составляющая жизнедеятельности человека. Если бы не было общения, мы не стали бы такими, какие мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. По окончании проекта заметно вырос уровень коммуникативности ребят в нашем классе.

Приложение  3

Анкета о влиянии слов на человека.

1. Что может раздражать тебя при разговоре?

2. Легко ли тебя вывести из равновесия какими-либо неприятными словами?

3. Каков по твоему мнению должен быть идеальный собеседник?

4. Чувствуешь ли ты себя неловко в незнакомом для тебя обществе?

5. Как ты думаешь, слово может повлиять на отношения между людьми?

6. Кому нужно хорошее слово?

7. Какие эмоции ты испытываешь после услышанных добрых слов, похвалы, одобрения?

8. Какие чувства ты испытываешь после злых слов?

9. Что тебя может успокоить после конфликта? И почему именно это?

10. Если ты осознал свою ошибку в каком-то споре,  легко ли тебе это осознать?

Составили ученицы 10 А класса.

Приложение 4

Результаты анкетирования

Вопросы

Ответы

1

Что может раздражать тебя при разговоре?

Необоснованность мыслей и выводов

Когда тебя не слушают

Чавканье

Когда вмешивается другой при разговоре

Безразличие

Заторможенность и ненормативная лексика

Тупость, ругательство

Удар по лицу

Когда отворачиваются, перебивают

2

Легко ли тебя вывести из равновесия каким-либо неприятными словами?

Очень легко – 6 человек

Да – 11 человек,

Нет  - 7 человека

3

Каков по твоему мнению должен быть идеальный собеседник?

Логичный, пунктуальный, должен продемонстрировать свои действия,

Тот, кто тебя поймёт в любом разговоре

молчаливый с чувством юмора

Чтоб мог поддержать разговор, не перебивая, всегда понимал

Уважающий тебя

У него должен быть интерес к нашему разговору

Понимающий

Сдержанный

Он должен внимательно слушать, давать советы, не отворачиваться, не поворачиваться спиной

Не перебивать

4

Чувствуешь ли ты себя неловко в незнакомом для тебя обществе?

Да – 7 человек

Нет – 5 человек

Иногда да, иногда нет – 6 человек

Иногда – 5 человек

5

Как ты думаешь, слово может повлиять на отношения между людьми?

Да – 12 человек

 Если сказать что-нибудь лишнее  

 Есть поговорка «словом можно убить»

Конечно

Да, одно слово может изменить или  разрушить отношения, строившиеся месяцами, годами

6

Кому нужно хорошее слово?

Плохому человеку,

Не понял вопрос

Всем, вашим собеседникам или близким, близким,

Тому, кто их не слышит

Лучшему другу

Человеку, попавшему в трудную ситуацию

Нуждающимся

Людям, которым плохо, возможно они что-то потеряли или что-то у них не ладится

Больным людям, чтобы они не отчаивались, «шли» дальше, надеялись на лучшее

7

Какие эмоции ты испытываешь после услышанных добрых слов, похвалы, одобрения?

Приятные

Чувствую симпатию со стороны собеседника

Душевное удовлетворение

Удовлетворение

Хорошие или плохие,  смотря от кого слышу

Раздражаюсь

Хорошие

Смущение

Стесняюсь

Кайф

Радость

меняется отношение к себе, повышается самооценка

8

Какие чувства ты испытываешь после злых слов?

Злость – 10 человек

Неприязнь к собеседнику – 3 человека Раздражение – 2 человека

Агрессию

Чувство попадания костяшками кулака по зубам

Стараюсь игнорировать

Злюсь или смеюсь

Гнев,  ненависть

Опустошённость

Досада

9

Что тебя может успокоить после конфликта? И почему именно это?

Прощение и понимание

Музыка – 3 человека  

Общение с друзьями – 4 человека

Добрые слова  - 4 человека

Телевизор – 2 человека

Мне лучше уединиться, чтобы никто не трогал

Отдых  

Игра на гитаре

Компьютер

Еда – 2 человека

10

Если ты осознал свою ошибку в каком-то споре, легко ли тебе это признать?

Я не ошибаюсь, я всегда аргументирую свои слова, я умный, логичный,

Нет

Чаще да

Легко

Да – 4 человека

Да, но через некоторое время

Когда как – 5 человек

Скорее нет -3 человека

Возможно

После анкетирования провели обсуждение, пришли к следующим выводам. Общение – важная составляющая жизнедеятельности человека. Если бы не было общения, мы не стали бы такими, какие мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности.

Говорящий скорее рассчитывает на то, что слушатель готовит ответ: согласие, проявление симпатии, возражение, отпор.  

Слушатели должны быть готовы реагировать на сказанное, ведь говорящий не ожидает от них пассивного понимания, которое, так сказать, лишь дублирует его или ее идею в чужом мозгу. 

Было высказано интересное мнение: «Реже простужаются   люди позитивные и счастливые, в чьих душах умиротворение. Такие люди даже живут намного дольше». 

Приложение 5

Тест Рокича "Ценностные ориентации"

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Достоинствами  методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов, универсальность, гибкость – возможность для решения разных задач. К недостаткам можно отнести фальсификацию результатов и неоднозначность критериев ранжирования

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности): 

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности): 

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

 

Приложение 6

Результаты теста Рокича "Ценностные ориентации"

Выводы: здоровье в ряду ценностей вышло на 1-е место, а по результатам бесед, выяснилось, что не все ведут здоровый образ жизни. Есть  понимание ценности здоровья, но  не у всех есть  конкретные шаги по его сохранению и укреплению.  Тест помог выявить это противоречие и подтолкнул нас к созданию данного проекта. Здоровье является одним из основных условий, определяющих полноценное развитие ребенка. Вне культуры невозможно развитие всех качеств, присущих человеку. Мы считаем, что необходимо не только укреплять и сохранять здоровье школьников, но и учить их тому, как быть здоровыми. От того, как мы будем общаться, какие слова будем употреблять, зависит не только наше физическое здоровье, но и настроение, наша творческая и образовательная деятельность.

Приложение 7

Методика

«Психологическая атмосфера в коллективе»

(подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Дружелюбие

        Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Увлеченность

  Равнодушие

Результативность

Нерезультативность

Теплота взаимоотношений              

Холодность взаимоотношений

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества                            

Взаимная поддержка        

Недоброжелательность

Занимательность

Скука

Успешность

Неуспешность                  

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Приложение 8

Результаты исследования психологической атмосферы

в коллективе.

Каждый учащийся оценил состояние психологической атмосферы в классе по 9 балльной системе. Средняя оценка атмосферы в коллективе представлена в диаграмме

Выводы: по всем определяемым параметрам средняя оценка находится в положительном поле, что свидетельствует о хорошем психологическом климате в классе. Относительно невысокие показатели имеют следующие характеристики согласие, удовлетворённость, увлечённость. В будущем, при планировании классных  возможно нужно организовывать подготовку и проведение мероприятий малыми группами, состав и направления деятельности которых могут меняться.  Такой подход поможет ученикам побыть в разных ролях и позволит развить необходимые качества для сотрудничества.

Приложение  9

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Назначение и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?

  1. Чувствую себя его членом, частью коллектива (5)
  2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)
  3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)
  5. Живу и существую отдельно от него (1)
  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другой  класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (1)
  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
  3. Не вижу никакой разницы (3)
  4. Скорее всего остался бы в своём классе (4)
  5. Очень хотел бы остаться в своём классе(5)
  6. Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов (1)
  4. Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с  учителями?

  1. Лучше, чем в большинстве  классов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов  (1)
  4. Не знаю. (1)

V. Каково отношение к  учёбе (учебе и т.п.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве  классов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве  классов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве  классов (1)
  4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

  • 15, 1 баллов и выше - высокая;
  • 11, 6 - 15 балла - выше средней;
  • 7 - 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

Приложение  10

Результаты определения индекса групповой сплоченности Сишора.

Выводы: при входном контроле уровень групповой сплочённости составил 13,6 баллов, в выходном контроле составил уже 15,4 балла, что свидетельствует о положительной динамике.  Этот учебный год, несмотря на то, что был трудным, напряжённым, заполненным большим количеством классных и внеклассных мероприятий привнёс много позитива в отношениях между одноклассниками. Мы хотим выразить благодарность своему классному руководителю за творчество, энергию, фантазию. Лучше понять и себя и друг друга  нам помогают её неравнодушие, понимание, любовь.

Приложение 11.

Тренинг.

ЗАНЯТИЕ 1

Цели: развитие чувства эмпатии в группе; содействие формированию дружного коллектива.

Ход занятия

I. Приветствие. Знакомство. 

Каждый участник называет собственное имя и качество, начинающееся на первую букву его имени.

II. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

Каждый участник, сидя в кругу, говорит для чего ему нужно общение.

Упражнение 2. «Поздравление».

Участники рисуют открытку (каждый своему рядом сидящему соседу). Пожелание и сюжет рисунка должны иметь положительный характер. По просьбе ведущего «Подарите свою открытку соседу» участники предлагают открытки.

Обсуждение:

– Что чувствовали, когда готовили свой подарок и легко ли было его дарить?

– Что чувствовали, когда получили подарок от соседа?

Упражнение 3.

Психолог. Эта игра с «двойным дном». Вы сами догадаетесь, зачем мы играем в эту игру, какой эксперимент над собой мы проводим, какое новое знание о себе и о других дает эта игра. Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «Начали», вы закроете глаза и станете двигаться в любую сторону самым хаотичным образом, стараясь жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши. Вы должны мгновенно замолчать и застыть в том месте и в той позе, где вас застал сигнал. Не открывая глаза и ни к кому не прикасаясь руками, попробуйте выстроиться в круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе вам не удастся почувствовать ни людей, стоящих рядом, ни той совершенной фигуры, какой является круг. Наш круг может оказаться с острыми углами. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать.

Упражнение 4. «Записки».

Предложите детям написать записки и скажите, что они будут прочитаны только в  последний день занятий. Записки должны быть анонимными. После того как все закончили писать, тренер собирает их и складывает в заранее подготовленную пустую бутылку. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посетили участников, до анонимных писем конкретному человеку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время занятий. В последний день бутылка вскрывается, записки вынимаются, тренер зачитывает их вслух.

Упражнение 5. «Ритуал прощания».

В произвольном порядке каждый участник прощается друг с другом при помощи любого прикосновения.

Тренинг

Учимся общаться

Цель: развитие навыков выслушивания другого человека, умений общаться, понимать ближнего, управлять своими эмоциями.

Ход занятия

1. Вступление.

Ведущий. В общении нам иногда не хватает навыка выслушивания другого человека. Навык выслушивания следует развивать. Для этого прежде всего необходимо осознать, что вам действительно нужно. Кроме того, необходимо искреннее желание разобраться в том, что вам сообщают. Полезны также специальные упражнения.

2. Развитие навыка выслушивания.

Упражнение «Понимаем с первого слова»

И н с т р у к ц и я. Упражнение проводится в парах. Каждый из участников получает инструкцию, в которой подробно рассказывается о его линии поведения. Один из участников сообщает что-то другому, например: «Что-то сегодня очень душно». Слушающий передает его мысль своими словами, стремясь как можно полнее и точнее воспроизвести ее: «Вам неприятно из-за сегодняшней жары» или «Ты считаешь, что сегодня духота больше обычного». После этого первый участник дает оценку, насколько это удалось.

Упражнение «Мне интересно с тобой»

И н с т р у к ц и я. Упражнение проводится в парах. Каждый из участников получает инструкцию, в которой подробно рассказывается о его линии поведения. Один из участников делает некоторое утверждение, например: «Вчера ходил в кино». Слушающий должен как-то ответить на это утверждение для того, чтобы говорящему захотелось рассказать побольше. Например, можно просто кивнуть головой или одобрительно хмыкнуть, сказать: «Интересно» или «Ну и как?» В результате должен возникнуть разговор. Второй игрок выполняет роль слушателя, с которым хочется поделиться, собеседника, располагающего к доверительной беседе, «доброжелательного зеркала». При этом нужно следить за тем, чтобы вопросы даже скрытым образом не ограничивали собеседника. Из этого понятно, что вопрос «Вам понравился фильм?» плох, поскольку заставляет выбирать между «понравился» и «не понравился». Лучше спросить о впечатлении.

Упражнение «Что с тобой происходит?»

И н с т р у к ц и я. Упражнение выполняется в парах. Каждый из участников получает инструкцию, в которой подробно рассказывается о его линии поведения. Первый участник эмоционально требует от второго чего-то или в чем-то обвиняет. Например, он говорит: «Вечно ты опаздываешь на первый урок! Когда наконец научишься пунктуальности?» Второй участник как можно подробнее и точнее старается выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Он может спросить: «Вы считаете, что это действительно проблема для меня?» или «Что бы вы посоветовали?» Первый игрок может усиливать давление, вынуждая другого к сопротивлению. Но второй должен стойко удерживаться на позиции человека, желающего выяснить мнение другого.

3. Обсуждение результатов выполнения упражнений.

Эти три упражнения следует рассматривать как специальные эксперименты, позволяющие увидеть наиболее уязвимые точки в способности к слушанию другого.

В о п р о с ы  для обсуждения:

1) Где и как вы свои мысли начали выдавать за чужие?

2) В какой момент вы устаете внимательно следить за разговором?

3) Почему соскальзываете с желания разобраться в другом на стремление доказать свое? Сделайте вывод.

Вывод. Очевидно, что в «чистом виде» эти техники неприемлемы в живом общении, но они позволяют увидеть, насколько часто мы не слушаем друг друга, и помогают научиться вникать в мысли собеседника.

Приложение 12

Сочинение «Разрушительная сила слова».

Автор: ученица 10А класса Гаджикурбанова Замира.

          Порой в словах скрывается невероятная  разрушительная сила, иногда достаточно лишь фразы, чтобы разрушить то, что создавалось длительное время… Словом можно ранить порой сильнее, чем физическим действием, ведь оно проникает глубоко в душу и разрушает изнутри. Оно разбивает отношения, меняет судьбы, приводит на грань гибели целые народы. Однако, «убить словом» можно не всех и не всегда, существуют особые условия, ситуации и склады характера, придающие словам силу смертельного оружия. Уметь противостоять таким людям - это и называется  - «способы психологической защиты»

         Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно».

         От грязных слов, пусть даже обращенных не в наш адрес, становится неприятно, от нежных - тепло, от жестоких – больно.

          Слово - это оружие, не требующее специального разрешения.    Словом можно ранить, это все знают. Но не все отдают себе отчет в том, что иногда ранить можно смертельно!

          Мы очень легкомысленно относимся к словам, хотя люди в большинстве своем болтливы. Мы смеемся, плачем, ругаемся - и все это сопровождается бурлящим словесным потоком. Но хорошо бы при этом помнить о том, что энергия слова рождает не только эмоцию, интонацию и пластику, но и трансформирует суть вещей. Психологи утверждают, что злое слово, зароненное когда-то в сердце, действует не хуже мышьяка.

Так, что я считаю, что за своими словами не то, что бы надо следить, а НУЖНО, ибо мы сами будем раскаиваться в сказанном.

 


Поделиться:

Ласточка

10 осенних мастер-классов для детей

Астрономический календарь. Июнь, 2019

Сочные помидорки

Ералаш