• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Что значит здоровое питание для школьника?

Опубликовано Кузьминова Наталья Васильевна вкл 16.01.2014 - 21:25
Кузьминова Наталья Васильевна
Автор: 
Бондина Анастасия
ØИзучить, как питаются мои одноклассники.

 

ØРасширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания.

 

ØФормировать у одноклассников интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.

 

ØПобудить одноклассников задуматься о своем питании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_rabota.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Павлово

                                                                           

Научно-исследовательская работа

«Что значит здоровое питание для школьника?»

                                               

Выполнила:

                                                                 ученица 2 «А» класса

Бондина Анастасия                                                                  

                                                      Руководитель:

                                                                 учитель начальных классов

Кузьминова Наталья

                                             Васильевна

г. Павлово 2013 год

Оглавление 

1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...........3

2. Основная часть

2.1. Физиологические особенности детей школьного возраста.....................................4

2.2. Основные принципы здорового питания школьников………………….................5

2.3. Необходимые продукты для полноценного питания школьников……..................5

2.4. Заповеди здорового и правильного питания………………………………………..7

2.5. Правильный режим питания……………………………………………….............7

2.6. Примерное меню на 1-день для младших школьников……………………………8

2.7. Самые вредные продукты питания для школьников…………………………........9

3. Практическая часть

3.1. Выступление на уроке окружающий мир.

3.2. Сбор информации - проведение опроса одноклассников о здоровом режиме

и рационе питания.

3.3 Анализ результатов исследования …………………………………………………10

4. Выводы………………………………….……………………………………..............11

5. Список использованной литературы………………………………………………...12

Приложения


Введение

Питание является обязательным условием существования человека. Продолжительное голодание несовместимо с жизнью, а неполноценное питание приводит к различным нарушениям в организме и заболеваниям.

        Говоря о здоровом питании, нельзя не остановиться на вопросах, касающихся недостаточности и излишеств в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов, и взрослые, а дети особенно,  даже не задумываемся о пользе тех или иных вкуснот, об их влиянии на здоровье. Так уж сложилась,  что сегодня дети школьного возраста не заботятся о своем питании, до конца не осознают зависимость здоровья от питания. Действительно, здоровье детей школьного возраста во многом определяется теми продуктами, которые дети ежедневно вынуждены потреблять. Очень важно рассказать одноклассникам, какие из продуктов полезны, а какие могут привести к неприятным последствиям. Проблема сегодняшнего дня - дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания, что сказывается на здоровье младших школьников. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня. Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь.

Цели моей работы:

  • исследовать, правильно ли питаются мои одноклассники.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

  • изучить, как питаются мои одноклассники.
  • расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты.
  • формировать у одноклассников интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.
  • побудить одноклассников задуматься о своем питании.

В ходе исследования мною использованы следующие методы:

  • Наблюдение за питанием моих одноклассников.
  • Изучение специальной литературы
  • Анкетирование по наблюдению рациона питания моих одноклассников.

Для проведения исследовательской работы я определила круг вопросов, на которые должна искать ответы:

  • физиологические особенности детей школьного возраста;
  • основные принципы здорового питания школьников;
  • необходимые продукты для полноценного питания школьников;
  • правильный режим питания;
  • сравнить полученные данные и сделать выводы.

Ответы на эти вопросы я искала в Интернете, в библиотеке. Составила анкету для опроса одноклассников, исследовала результаты анкеты. Обработав все данные, составила таблицы.  

Физиологические особенности детей школьного возраста.

        В этом возрастном периоде продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов. В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно-сосудистой, легочной систем, пищеварительного тракта, системы иммунологической защиты. Для детей школьного возраста питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. С пищей кроме энергии, детский организм должен получать определенное количество веществ, из которых строятся клетки и ткани. Именно от этих веществ зависят физическая и умственная работоспособность, иммунитет. Для бесперебойной работы тканей и органов необходимо, чтобы вещества в полном объеме поступали в организм.

Здоровье школьника – основа здоровья взрослой жизни. Поэтому, чтобы последующие поколения были более здоровыми, начинать формировать правильные и рациональные привычки надо с детства.

Основные принципы здорового питания школьников.


        Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • 14-17лет – 2600-3000ккал
  • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников.

Организм человека для поддержания здоровья требует разнообразные питательные вещества. Существует 6 основных групп питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и клетчатка. Различные виды пищи богаты разными питательными веществами.


Белки
 – главный строительный материал, они частично идут на энерготраты организма, стимулируют умственную деятельность. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

  • молоко или кисломолочные напитки;
  • творог;
  • сыр ;
  • рыба ;
  • мясные продукты ;
  • яйца .

Жиры – главный энергетический материал. Усваиваясь, они дают больше калорий, чем белки и углеводы. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: 

  • сливочное масло;
  • растительное масло;
  • сметану.

Углеводы -  также являются поставщиком энергии. Их способность откладываться в виде жировой ткани требует от человека разумных ограничений. Они повышают продуктивность умственного труда, стимулируя работу нервной системы.

Необходимые продукты в меню школьника: 

  • хлеб;
  • крупы;
  • картофель;
  • мед;
  • сухофрукты;
  • сахар. 

Витамины и минералы. Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А: 

  • морковь;
  • сладкий перец;
  • зеленый лук;
  • щавель;
  • шпинат;
  • зелень;
  • плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.

Продукты-источники витамина С: 

  • зелень петрушки и укропа;
  • помидоры;
  • черная и красная смородина;
  • красный болгарский перец;
  • цитрусовые;
  • картофель .

Витамин Е содержится в следующих продуктах:

  • печень;
  • яйца;
  • овсяная и гречневая крупы .

Продукты, богатые витаминами группы В: 

  • хлеб грубого помола;
  • молоко ;
  • творог ;
  • печень ;
  • сыр ;
  • яйца ;
  • капуста;
  • яблоки;
  • миндаль ;
  • помидоры ;
  • бобовые .

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Клетчатка – содержится только в растительной пище, в основном – в хлебе, макаронных изделиях и других продуктах. Изготовленных из муки грубого помола, а также во многих свежих фруктах и овощах. В организме клетчатка не переваривается и не всасывается, но помогает пищеварительной системе эффективно работать и оставаться здоровой. Она увеличивает объем пищи, что облегчает работу желудка и кишечника.

Заповеди здорового и правильного питания.

        Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь, то есть приобретение правильных привычек, становящихся второй натурой.

       Для здорового и правильного питания нужно соблюдать некоторые заповеди:

  • Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое - четырехразовое питание.
  • Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров.
  • Никогда не ешь больше, чем нужно – вставай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость.
  • Готовьте пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием).
  • Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды.
  • Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом.
  • Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться.
  • Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Правильный режим питания.

      Питание человека регулируется центральной нервной системой. Этим ведает так называемый пищевой центр (центр аппетита) в головном мозгу. А для нормальной и правильной работы этого центра исключительно важен правильный режим питания. Есть надо определённое количество раз в  течение суток и через определённые, строго установленные промежутки времени, по возможности правильно распределяя пищу на каждый из приёмов (как по объёму и калорийности, так и по составу пищевых веществ). Оптимальным промежутком времени приема пищи является интервал 4-5 часов. Только во время ночного отдыха он удлиняется до 10 часов. Между “легкими” приемами пищи интервал может быть сокращен до 3 часов. Важным принципом правильного режима питания является регулярность питания, т.е. прием пищи в одно и то же время суток, что имеет большое значение для условно-рефлекторной подготовки организма к приему и перевариванию пищи.

Распределение калорийности питания в течение суток рекомендуется следующее: завтрак – 25 %, обед – 35-40 %, школьный завтрак (или полдник) – 10-15%, ужин – 25%.
В первую половину дня в рационы питания лучше включать продукты, более богатые белком, а на ужин, в основном, предлагать молочно-растительные блюда.
Наиболее распространено трехразовое питание, однако 4-5-разовое питание следует считать физиологически более правильным, так как оно позволяет создать равномерную нагрузку на органы пищеварения.

       Главное правило рационального питания для младших школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма. В суточный рацион должны входить пищевые вещества (нутриенты) в сбалансированном виде. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты, витаминов, дополняемых иногда чистыми (эссенциальными) компонентами. В связи с усилением энергетического обмена в организме младшего школьника увеличивается потребность в пищевых веществах — это обуславливает необходимость увеличения таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Кулинарная обработка продуктов для младших школьников приближается к кулинарии для взрослых. Но надо учитывать, что острое, жареное, сладкое для ребенка все еще слишком вредно. Закуски, приправы, соусы не должны быть слишком острыми, овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной. Мясные и рыбные блюда, овощи лишь слегка поджариваются, а лучше — тушатся и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Не рекомендуется давать ребенку много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой — полезнее выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим. Суточная потребность школьников в воде — 1,5 л. Обязательное условие рационального питания детей — разнообразие рациона за счет, как использования разных продуктов, так и способов их приготовления. Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. В весенне-летний период и в начале осени следует готовить больше блюд из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод.

Примерное меню на 1-день для младших школьников.

Завтрак: Каша «Геркулес» с маслом,  чай, хлеб с маслом и сыром, яблоко.

Расчет калорийности: Каша «Геркулес» с маслом 150 гр. -385,5 ккал., хлеб 30гр. – 58,5 ккал., масло сливочное 5 гр. – 37,5 ккал., сыр 10 гр. – 36 ккал., яблоко 120 гр. – 50,4 ккал. ИТОГО : 575,49 ккал.

Второй завтрак в школе: Котлета с картофельным пюре, хлеб, свежий огурец, компот.

Расчет калорийности: Котлета говяжья 60 гр.  – 132 ккал., картофельное пюре 100гр.– 106 ккал., свежий огурец 50гр. – 7 ккал., компот из сухофруктов 200 мл. – 65 ккал., хлеб 30 гр. – 58,5 ккал. ИТОГО: 368,5 ккал.

Обед: салат из моркови, суп с мясными фрикадельками, курица с рисом, хлеб ржаной, сок.

Расчет калорийности: салат из моркови 100гр. – 132 ккал.,  суп с мясными фрикадельками 200гр. – 164 ккал., курица отварная 90 гр. -153 ккал., рис отварной 100 гр. -143 ккал., хлеб ржаной 60гр. – 123,6 ккал., сок вишнёвый 200 мл. – 94 ккал. ИТОГО: 808,6 ккал.

Ужин: Овощное рагу, яйцо «в мешочек», кефир, хлеб, свежие фрукты.

Расчет калорийности: овощное рагу 200 гр. – 248 ккал., яйцо «в мешочек» 65 гр. - 104 ккал., хлеб      30 гр. -58,5 ккал., кефир 200 мл. – 106 ккал., мандарин 100 гр. – 40 ккал. ИТОГО: 556,5 ккал.

Физиологические нормы суточной потребности детей в энергии в моём возрасте (возрастная группа 7-10 лет) составляет 2 300 ккал. Составленном мной меню суточная калорийность получилась 2 309,09 ккал. При разработке меню я придерживалась следующего распределения калорийности питания в течение суток: завтрак -25%, школьный завтрак -15%, обед -35%, ужин -25%.

Самые вредные продукты питания для школьников.

Чипсы и сухарики. Чипсы и сухарики содержат большое количество жиров, насыщенных углеводов, много специй и соли. Чрезмерное увлечение чипсами, сухариками может спровоцировать развитие избыточной массы тела у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Специи, содержащиеся в чипсах, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

Жевательная резинка. Жевательная резинка почти полностью состоит из пищевых добавок. Жевательные резинки могут вызвать расстройство желудка, обезвоживание, болезни почек и печени, аллергические проявления, кожные заболевания, развитие слабоумия. Чрезмерное использование жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта.

Газированные напитки. К газированным напиткам относятся такие, как «Кока-Кола», «Пепси-Кола», «Пепси», «Севен-Ап», «Миринда», «Фанта», «Спрайт», «Тархун», «Колокольчик», «Дюшес», «Байкал», «Буратино», «Крем-сода» и многие другие. В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители. Все газированные напитки содержат углекислоту, чрезмерное использование которой раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может провоцировать и заболевания желудочно-кишечного тракта, например гастрит.

Майонез, соусы и кетчуп. Майонезы и соусы содержат синтетические жиры и углеводы. Большинство производителей к тому же не стесняются использовать достаточное количество красителей, ароматизаторов, подсластителей и многое другое. А кетчупы содержат крахмал и другие синтетические добавки, безопасность которых для здоровья не доказана.

Анализ результатов исследования.

          Я провела анкетирование учащихся 2 А класса МБОУ СОШ №1 г.Павлово. Анализ опроса показал, что не все школьники получают полноценное рациональное питание. Всего было опрошено 26 человек.

Результаты опроса:

  • 20 школьников считают правильным и здоровым свой режим и рацион питания, 4 - не вполне, а два человека так не считают. (Приложение №1).
  • 17 ребят из класса более 3 раз питаются в течение одного дня, 5 – три раза, 4 – два раза (Приложение №2).
  • 14 детей завтракают каждое утро, 5 – один-два раза в неделю, 7 – редко завтракают (Приложение №2).
  • 15 человек завтракают кашами и напитками, 6 – жареной пищей, 5 – только напитком (Приложение №2) .
  • 10 ребят из моего класса каждый день употребляют молоко и кисломолочные продукты, 8 – два-три раза в неделю, 8 – иногда (Приложение №2).
  • 8 школьников каждый день едят мясо, 9 – два-три раза в неделю, 9 – очень редко  (Приложение №2).
  • 12 опрошенных детей каждый день едят сыр или творог, 6 – два-три раза в неделю, 8 – иногда (Приложение №2).
  • 3 человека каждый день употребляют в пищу яйцо, 15 – один-два раза в неделю, 8 – очень редко (Приложение №2).
  • 4 учащихся употребляют в пищу мед и сухофрукты, 6 – редко, 16 – не употребляют (Приложение №2).
  • 11 ребят три раза в день принимают свежие овощи и фрукты, 12 – три-четыре раза в неделю, 3 – один раз в неделю (Приложение №2).
  • 10 одноклассников каждый день употребляют в пищу колбасные изделия, 12 – два-три раза в неделю, 4 – редко (Приложение №2).
  • 6 человек больше двух-трех раз в неделю едят блюда из рыбы, 6 – один раз, 14 – редко (Приложение №2).
  • 13 детей один раз в неделю едят торты с кремом, шоколад, 9 – три-четыре раза в неделю, 4 – каждый день (Приложение №2).
  • 5 опрошенных один раз в день едят хлеб и хлебобулочные изделия, 15 – два раза в день, 6 – три и более раз (Приложение №2).
  • 2 ребят употребляют в день одну-две чашки жидкости, 21 – три-пять чашек, 4 – более шести чашек (Приложение №2).

Вывод.

Большинство ребят получают полноценное рациональное питание, но есть группа ребят, которые редко завтракают, не всегда употребляют молочные продукты, свежие овощи и фрукты.

Выводы.

           В этой работе я исследовала, правильно ли питаются мои одноклассники, полноценно ли организовано их питание, как хорошо осведомлены сами школьники о  здоровом питании. Во время исследования изучила режим и рацион питания одноклассников. Сравнивая таблицы, я увидела переоценку младшими школьниками своего режима и рациона питания. Из этого я делаю вывод, что не все опрошенные школьники понимают, что такое здоровое питание. Анализ питания моих одноклассников показал, что и с подбором необходимых продуктов для полноценного питания проблемы тоже существуют, в рационе не достаточно используется такие продукты как мясо, рыба, свежие овощи и фрукты. Некоторые из них чрезмерно употребляют колбасные изделия и сладости,  а другие мало употребляют жидкости, поэтому  нарушается водный обмен в организме.  

Я пришла к выводу, что не у всех моих одноклассников  режим и рацион питания здоровый и правильный. В результате анкетирования выяснила, что многие мои одноклассники  до конца ещё не понимают, как нужно правильно питаться, т.е. организовать свой здоровый режим питания и употреблять необходимые для растущего организма продукты питания.  

         В результате своей работе я придумала слоган о питании: «Чтобы знаний добиваться, надо правильно питаться».

Список использованной литературы

  1. Иллюстрированная энциклопедия школьника – М.:АСТ: Астрель, 2008.
  2. Справочник школьника. 1-4 Природоведение. –М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
  3. Директор школы – научно-методический журнал, 5/2008.
  4. Полный справочник диетолога. –М.: Эксмо, 2007.
  5. Детское питание – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  6. Материалы из Интернета.

  Приложение 1

 

Оценка самими школьниками о здоровом режиме

и рационе питания.

№ п/п

Вопрос

Ответы

1

Считаешь ли ты  здоровым  и правильным свой режим и рацион питания?

Да

Не вполне

Нет

  Приложение 2

Анкета - опрос.

   № п/п

Вопросы

Ответы

1

Как часто в  течение одного дня ты питаешься?

Более 3-х раз

Три раза

Два раза

Один раз

2

Завтракаешь ли ты по утрам?

Каждое утро

1-2 раза в неделю

редко

3

Из чего состоит твой завтрак?

Каши и напиток

Жареная пища

Только напиток

4

Как часто ты употребляешь молоко и кисломолочные продукты?

каждый день

2-3 раза в неделю

иногда

5

Как часто ты ешь мясо?

каждый день

2-3 раза в неделю

очень редко

6

Как часто ты ешь сыр или творог?

каждый день

2-3 раза в неделю

иногда

7

Как часто ты употребляешь в пищу яйцо?

каждый день

1-2 раза в неделю

очень редко

8

Употребляешь ли ты в пищу мёд и сухофрукты?

да употребляю

редко

не употребляю

9

Как часто ты принимаешь свежие овощи и фрукты, салаты?

Три раза в день

3-4 раза в неделю

1 раз в неделю

10

Как часто ты употребляешь в пищу колбасные изделия?

каждый день

2-3 раза в неделю

редко

11

Сколько раз в неделю ты ешь блюда из рыбы?

2-3 раза и больше

Один раз

редко

12

Как часто ты ешь торты с кремом, шоколад?

1 раз в неделю

 3-4 раза в неделю

Каждый день

13

Как часто ты ешь хлеб и хлебобулочные изделия

1 раз в день

2 раза в день

Три раза и более

14

Сколько жидкости (вода, чай, кофе, компот и соки) ты употребляешь в день?

1-2 чашки

3-5 чашек

Более 6 чашек


        


Поделиться:

Акварель + трафарет = ?

Хризантема и Луковица

Рождественские подарки от Метелицы

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Цветение вишни в лунную ночь