• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Береги зрение смолоду.

Опубликовано Тогобецкая Екатерина Юрьевна вкл 26.01.2014 - 16:35
Тогобецкая Екатерина Юрьевна
Автор: 
Готфридт Алина

      На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей.

     В связи с этим для исследовательской работы я выбрала тему «Берегите зрение смолоду!»

Цель проекта: Изучение влияния компьютера на зрение человека.

Задачи проекта:

1.Выявить причины нарушения зрения.

2.Определить влияние компьютера на зрение.

3.Изложить основные правила гигиены зрения.

4.Составить рекомендации на основе полученных данных для школьников и их родителей по сохранению зрения (буклет).

 Методы исследования:

1. Работа с различными источниками информации.

2. Анкетирование.

Результат  исследования:

1. Классные часы в 4-х  классах;

2. Буклет «Береги зрение смолоду!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Берегите зрение смолоду»

Автор работы:

Готфридт Алина Игоревна

г.о. Тольятти, МБУ СОШ № 13, 4 «Г» класс

Научный руководитель:

Тогобецкая Екатерина Юрьевна,

учитель начальных классов, магистр педагогики, МБУ СОШ № 13

Тольятти

Введение

Посредством глаза, а не глазом  

Смотреть на мир умеет разум…

Уильям Блейк

Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 80% информации об окружающем мире. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Чтобы сохранить хорошее зрение, нам необходимо знать, какие факторы и заболевания могут ему угрожать и как их предотвратить.

Все мы хотим быть здоровыми, хорошо слышать, хорошо видеть, но лишь немногие могут похвастаться 100% зрением. Почему так происходит? Почему продолжает расти численность людей в России, подверженных болезням глаза и его придаточного аппарата. Почему, несмотря на увеличение количества методов оздоровления, новых лекарств, появление новых разнообразных продуктов питания, с каждым десятилетием наблюдается рост количества таких заболеваний, как глаукома и катаракта, близорукость, дальнозоркость, астигматизм? Причин много, и по-настоящему здоровое зрение, это не просто отсутствие заболеваний глаз.

По настоящему здоровое зрение - это отсутствие переутомления и недомогания, это наличие энергии и жизненных сил, это тот образ жизни, который вы ведете, включая правильное здоровое питание и своевременные посещения медицинского специалиста.

На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей.

Компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. В школе появился предмет «Информатика», где обучают основам работы на компьютере. Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать компьютер. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером — одна из самых напряжённых и утомительных.

Недаром А.М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит, и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

В этом году на уроках окружающего мира мы изучали тему: «Органы зрения». Она меня очень заинтересовала. В связи с этим для исследовательской работы я выбрала тему «Берегите зрение смолоду!»

Цель проекта: Изучение влияния компьютера на зрение человека.

Задачи проекта:

1.Выявить причины нарушения зрения.

2.Определить влияние компьютера на зрение.

3.Изложить основные правила гигиены зрения.

4.Составить рекомендации на основе полученных данных для школьников и их родителей по сохранению зрения (буклет).

Гипотеза исследования: 

Если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует его сохранению.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: органы зрения.

Методы исследования: сбор информации из книг, журналов; Интернет - ресурсы; анализ; анкетирование.

Основное содержание

Ознакомившись со специальной литературой по теме, я узнала для себя следующее.

  1. Болезни глаз

При чтении лежа ребенок невольно выбирает удобное  положение для руки, а не для глаз, в результате книга, как правило, оказывается очень близко от глаз. Глазным мышцам приходится выполнять дополнительную работу, что приводит к зрительному утомлению. К глазу, как к любому работающему органу, усиливается приток крови, несущей питательные вещества. И если при этом тело читающего ребенка находится в горизонтальном положении, голова запрокинута или склонена, то прилив крови увеличивается. Это обстоятельство в свою очередь способствует растяжению стенок глаза в переднезаднем направлении и, следовательно, развитию близорукости. 

При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость).

Близорукость (миопия) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо-отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.

Астигматизм - это нарушение рефракции глаза, характеризующееся снижением остроты зрения вдаль и вблизи из-за неравномерности преломления световых лучей роговицей глаза.

Косоглазие - мозг человека получает изображения предметов от обоих глаз для формирования единого образа,  для этого обе зрительные оси при взгляде на объект должны пересекаться под одним и тем же углом. Нарушение такой гармонии называется страбизмом или косоглазием.

Астенопия – пелена перед глазами, воспаление глаз, двоение в глазах.

Причины, по которым развивается астенопия, по мнению ученых - медиков:

  • работа на компьютере, независимо от типа монитора;
  • работа, требующая постоянного зрительного внимания;
  • длительное чтение;
  • ежедневный просмотр телепередач;
  • неправильно подобранные очки;
  • неправильно организованное освещение в помещении.

Симптомы астенопии: боль в глазных яблоках,  головная боль, ощущение "песка в глазах".

Последствия астенопии: постоянная зрительная нагрузка вызывает перенапряжение мышц глаза.  

Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. В силу этого они гораздо более подвержены "компьютерному синдрому". Изучая особенности влияния компьютера на зрение детей, я сделала следующие выводы:

  • Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд длительное время сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.
  • Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше.
  • Дети могут выдерживать высокие нагрузки. Они часто не обращают внимания на усталость глаз. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от компьютера несколько часов подряд.

Поэтому очень важно соблюдать особые правила деятельности, связанной с работой зрительного аппарата.  

Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т.к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая еще не достаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости.  

2.  Компьютер как причина ухудшения зрения  

У людей, которые целый день работают за компьютером, отмечаются нарушения памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние. У них могут возникнуть даже проблемы в общении с друзьями и близкими.

Чтобы противостоять негативному влиянию компьютерной техники нужно откорректировать режим работы с компьютером. Соблюдать гигиенические правила и нормы. Своевременно делать перерывы в работе.

Иногда школьник, работающий за компьютером, так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат – переутомление.

Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека. Каждый ребенок и взрослый должен хотя бы иметь представление об их содержании.

Эти программы бывают разного действия: одни блокируют работу компьютера на определенное время, другие помогают следить за временем работы, утомляемостью пользователя, третьи работают как тренажер для глаз.

Также, наряду с программами, с целью снятия зрительного напряжения эффективно использовать успокаивающие заставки. Они могут быть неподвижными, анимированными, мультипликационными, могут имитировать аквариум, водопад и т.д.

Таким образом, я узнала, что компьютер оказывает отрицательное влияние на зрение человека.

Практическая часть

1-й этап – подготовительный.

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, определены предмет и объект исследования.

2-й этап – исследовательский

1.  Анкетирование учащихся (Приложение 1). Было проведено анкетирование учащихся 4 «Г» класса.

2. Анкетирование взрослых (учителей). Я решила поинтересоваться, берегут ли учителя своё зрение.

  1. Посещение библиотеки, чтение и изучение специальной литературы по теме, в  

домашних условиях проходила работа с Интернет – ресурсами.

4. Беседа с медсестрой МБУ СОШ № 13.

3-й этап – обобщение результатов

  • Результаты анкетирования.
  • Классный час в 4 «Г» классе на тему «Берегите зрение смолоду».
  • Изготовление буклетов для учащихся и учителей школы.
  • Рекомендации по сохранению зрения. Гимнастика для глаз.
  • Презентация проекта.

1.  Результаты анкетирования.

Я обратилась к медицинскому работнику нашей школы за статистическими данными по глазным заболеваниям учащихся четвёртых классов. Поговорив с Татьяной Владимировной, выяснила, что всего с нарушением зрения 23 человека из 100.

Изучив литературу по теме, я решила провести опрос. Участвовали ребята  4 «Г» класса, а также 12 учителей нашей школы.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм (Приложение 2)

Выводы: Я выяснила, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за компьютером и просмотра телевизионных передач. Кроме того, не все опрашиваемые имеют достаточное освещение рабочего стола. Мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения.

Советы по сохранению зрения:

  • меньше смотреть телевизор, меньше сидеть за компьютером,
  • не читать книги в темноте,
  • тренировать глаза,
  • регулярно раз в полгода посещать окулиста,
  • не читать лежа,
  • смотреть телевизор на расстоянии не меньше 1 метра,
  • делать гимнастику для глаз, правильно питаться.

Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А  является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.

Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащённой кислородом.

  1. Классный час на тему:  «Берегите зрение смолоду».

           В сети Интернет я нашла компьютерные заставки. Рассказала об этом на классном часе. Чтобы запустить заставку на компьютере, ее нужно сохранить в папке «Windows». Потом ее можно запустить через окно «Свойства: экран» в меню «Заставка». Можно выставить любой интервал времени, через которое компьютер будет запускать эту заставку.

Успокаивающие заставки можно использовать и во время работы на компьютере и в конце занятия, перед тем, как выключить компьютер. 

Я предложила ребятам нашего класса принять участие в эксперименте по использованию компьютерной заставки. 9 ребят установили заставку на домашних компьютерах и в течение 2-х недель регулярно ее использовали. В эксперименте также приняли участие учителя.

В ходе опроса по результатам применения заставки мы выяснили, что:

  • отрицательных эмоций не испытывали ни взрослые, ни дети (100%)
  •       компьютерная заставка избавляет от забывчивости делать перерыв (100%)
  •  помогает расслабиться (85%)
  •  снижает утомляемость глаз (65%)
  •  поднимает настроение (85%)
  •  уменьшились болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч (82%)
  •  стали больше бывать на свежем воздухе (32%)
  •  стали раньше делать уроки и ложиться спать (93%)

Вывод:  непродолжительный просмотр успокаивающей заставки благотворно влияет на зрительные органы и нервную систему человека.

  1. Изготовление буклета для учащихся и учителей школы. 

Выводы, рекомендации и советы  по теме: «Береги зрение смолоду!», а также упражнения для глаз записаны в буклете.

Заключение

В процессе этой работы я поняла одну простую истину. Любое действие хорошо в меру. Компьютер может быть очень полезен для человека, может упростить для него массу задач и помочь в решении проблем. С его помощью можно получить новые полезные и интересные знания. Даже в процессе игры за компьютером дети развивают свою реакцию, улучшают возможности ориентации в пространстве и многое другое, в зависимости от вида игры.

Но если не соблюдать режим работы за компьютером, польза легко может превратиться в серьёзный вред здоровью.

Лучше не лечить, а предупреждать! На уроках  мы всегда проводим для своих глаз профилактические упражнения. Они просты в применении и не требуют много времени.

Цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Я убедилась, что если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению.

Литература

  1. Александрова  А.П.  Медицинская энциклопедия
  2. Ревин  А.И. Специфика зрения человека.- М.: Медицина, 2003.
  3. Сурков А.А. Энциклопедия.  Влияние компьютерной техники на зрение          

человека.- Новосибирск: Академия, 2001.

  1. Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001.

Интернет - ресурсы

1.         Сайт IMA Vision энциклопедия нарушения зрения http://www.imavision.ru/ 

2.         http://www.cvconsulting.com/

3.         http://www.yandex.ru

4.         http://www.comp-doctor.ru/eye/eye_upr4.php


Поделиться:

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Красочные картины Джастина Геффри

Как напиться обезьяне?

Дерево в снегу

Эта весёлая планета