Защита проведенного студенткой теоретического и практического исследования, 2013
АВТОРЕФЕРАТ
№1. Уважаемый председатель и члены государственной экзаменационной комиссии вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Использование информационных технологий при организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе».
№2. Работа посвящена проблеме отбора языкового материала для обогащения словарного запаса учащихся. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Возросший интерес ученых-методистов и учителей-практиков к таким, казалось бы, уже отработанным предметам как литературное чтение и русский язык делают проблему словарной работы наиболее актуальной в настоящее время.
Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования.
№3. Автором выпускной квалификационной работы предпринята попытка анализа и описания различных приемов словарной работы, в том числе с использованием ИКТ, на уроках русского языка в начальной школе.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Кроме этого, использование ИКТ в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.
Очевидно, что информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
№4. Объектом исследования является процесс развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Предметом исследования – словарная работа на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий.
№5. В результате исследования было высказано предположение о том, что разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных технологий повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.
№6. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографии из 29 источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития речи младших школьников, представлена система работы над словарем, цели, содержание, методы и приемы словарной работы
Во второй главе раскрывается значение и место словарной работы, описывается использование информационных технологий при организации словарной работы на уроках русского языка.
№7. Рассмотрим вышесказанное на примере конкретных фрагментов уроков русского языка разработанных и проведенных в период практики пробных уроков на базе школы № 40, в 3 «а» и 2 «б» классах (Приложение 5-6) и преддипломной практики, на базе «Начальной школы-детского сада
№52», в I «а» классе (Образовательная система «Школа 2100»), классный руководитель: Кобец Татьяна Витальевна.
В период государственной практики с 12.01 по 8.02.13 г. было дано 24 урока русского языка. Организация словарной работы осуществлялась как в традиционном режиме (Приложение 7-8), …
№8. так и с использованием информационных технологий: мультимедийные презентации, интерактивная доска (Приложение 8-9).
№9. На уроке по теме: «Строчная гласная буква я и ее звуки»
проводилась работа над словами «рябина», «ребята», «ягода»: ученикам необходимо было отгадать загадку:
Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь скворцы, дрозды снуют,
И. галдя, его клюют.
Найти это слово в прописи, прочитать по слогам, подчеркнуть безударную гласную, списать. Затем, придумать предложение с этим
словом.
Работа над словом «ребята», строилась на приеме подбора синонимов: Как назвать мальчишек и девчонок одним словом? (Дети, ребята.)
Новое слово «ягоды», вводилось на основе приема развернутого описания: Небольшой сочный плод кустарников и трав. Скажите одним словом: что это? (Ягоды.)
№10. Чтобы работа учителя над словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, способствующие прочному запоминанию грамотного написания словарных слов; необходимо чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7
раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что
ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно
применяет в практике.
№11. При отработке навыков написания ранее изученных словарных слов использовались такие упражнения как картинный диктант,
№12. словарные слова в ребусах
№13…и загадках, упражнения для интерактивной доски,
№14. различные тренажеры (Приложение 10-12).
№15. Использование информационно — коммуникационных технологий в начальной школе - это не просто новое веяние времени, а необходимость и
поиск нового смысла урока. В рамках одного урока учителю подвластны и видеофрагменты, и музыкальный ряд, и изобразительные средства.
№16. Наблюдая за деятельностью детей во время таких уроков можно
констатировать, что у ребят повышается интерес к предмету, усвоение новых
словарных слов происходит качественнее, ребята активно включают новые
слова в свой лексикон.
В заключении необходимо заметить, что организация словарной работы в первом классе по образовательной системе «Школа 2100» стала бы еще продуктивнее, если бы авторами учебников (Бунеевыми и Прониной) были своевременно разработаны электронные приложения к Букварю, как к Азбуке в УМК «Школа России».
Считается, что использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться.
№17.Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. Спасибо за внимание.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Голубая лягушка
Мастер-класс "Корзиночка"
Северное сияние
О путнике