Наш проект называется «Хлеб – всему голова». Он – о значении хлеба в нашей жизни, его великой ценности, о совестливом, горделивом чувстве, какое испытывает человек, держа в руках хлеб. И о предостережении: у хлеба долгая память, хлеб не прощает неряшливости, безответственного к себе отношения. Качество хлеба – качество всей нашей жизни!
Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем хлеб, булочки, пряники… Но прежде всего – хлеб, потому что нельзя представить себе без него наш стол – будь то обычный завтрак или праздничное застолье. Хлеб постоянно живёт в нашем доме.
Но все ли мы знаем, как обращаться с ним? Наверное, нет, потому что часто в последнее время приходится видеть хлеб на полу или, что еще хуже, на земле.
Откуда взялись слова “Хлеб – всему голова”, и почему именно русский народ всегда с таким трепетом и любовью относился к хлебу?
Поиск ответа на эти вопросы и мотивировал нас на данный проект. Мы поставили перед собой цель: пропагандировать бережное отношение к хлебу и уважение к профессии хлебороба среди учащихся нашей школы. Показать окружающим, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе – наша задача.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_khleb_vsemu_golova.doc | 1.09 МБ |
khleb_vsemu_golova.ppt | 2.05 МБ |
annotatsiya.doc | 37.5 КБ |
korovay_ili_karavay.ppt | 571 КБ |
chernyy_ili_belyy.ppt | 870.5 КБ |
Слайд 1
Хлеб – имя существительное Этот проект – о значении хлеба в нашей жизни, его великой ценности, о совестливом, горделивом чувстве, какое испытывает человек, держа в руках хлеб. И о предостережении: у хлеба долгая память, хлеб не прощает неряшливости, безответственного к себе отношения. Качество хлеба – качество всей нашей жизни! Автор: Балаганский Александр Руководитель: Сикорская Наталья НиколаевнаСлайд 2
Наш проект состоит из разделов : Хлеб – всему голова История возникновения хлеба Пословицы, поговорки и загадки о хлебе Приметы и поверья Лорд и леди Во что превращается тесто Когда хлеб – яд Болезни хлеба Коровай или каравай Черный или белый? Полезен ли хлеб? Типы хлеба Фразеологические обороты со словом хлеб и др.
Слайд 3
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой, и ветром, и грозой. Сколько в нём заботы и труда, Сколько людям он несёт добра В.Штурмин
Слайд 4
Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери-земли и рук человеческих… Хлеб- это державное наше богатство. А В Гиталов
Слайд 5
Хлеб – всему голова Дороже и злата и соболя Он - всем и всему голова. У хлеба значенье особое: Державные держит права. И так повелось это исстари: Изба пирогами красна. Хлеб – наиглавная исповедь Пред жизнью во все времена.
Слайд 6
Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне “хлебами из одной печи”… А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, - значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея… “ Мы – славяне” Мария Семенова лорд и леди
Слайд 7
Хлеб – всему голова. Не будет хлеба – не будет и обеда. Хлеба ни куска, так и в доме тоска. Хлеб сердце человека укрепит. Хлеб в пути не в тягость. Пословицы и поговорки
Слайд 8
Всему начало – плуг и борозда. Поскольку борозда под вешним небом Имеет свойство обернуться хлебом. Не забывай об этом никогда. Всему начало – плуг и борозда . С. Викулов.
Слайд 9
Хлебобулочные изделия Черный или белый Коровай или каравай
Слайд 10
… О, мы познали в декабре – Не зря «священным даром» назван Обычный хлеб, и тяжкий грех – Хотя бы крошку бросить наземь: Таким людским страданьем он, Такой большой любовью братской Для нас отныне освящен, Наш хлеб насущный, ЛЕНИНГРАДСКИЙ. Ольга Берггольц Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.
Слайд 11
Воистину: не углами Изба и теперь красна, А хлебом да пирогами, Как в давние времена. За ужином ли, за чаем Мы хлеб, не спеша, жуём, Жуём – и не замечаем – Не ценим: добро живём! Нас радуют ширпотреба Изделия по углам… Но если изба без хлеба- Что эти изделия? Хлам! ……………………………. Воистину: не углами От века изба красна! А хлебом… всё та же мода! Так помните же, сыны: Хлеб – это судьба народа! Хлеб – это судьба страны!
Слайд 12
Берегите хлеб! Он очень трудно дается. Хлеб так же дорог, как и сама жизнь.
Слайд 13
Вывод Четыре самых главных «надо», которые мы должны помнить, беря в руки огромную ценность – хлеб ! Надо знать, что хлеб домой пешком не ходит! Надо уметь беречь труд сельского человека! Надо ценить то, что у нас есть! Надо воспитывать в себе бережное отношение к хлебу!
Аннотация
Наш проект называется «Хлеб – всему голова». Он – о значении хлеба в нашей жизни, его великой ценности, о совестливом, горделивом чувстве, какое испытывает человек, держа в руках хлеб. И о предостережении: у хлеба долгая память, хлеб не прощает неряшливости, безответственного к себе отношения. Качество хлеба – качество всей нашей жизни!
Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем хлеб, булочки, пряники… Но прежде всего – хлеб, потому что нельзя представить себе без него наш стол – будь то обычный завтрак или праздничное застолье. Хлеб постоянно живёт в нашем доме.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.
Именно в этих словах поэта В. Штурмина заключена вся ценность хлеба. Именно эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту!
Но все ли мы знаем, как обращаться с ним? Наверное, нет, потому что часто в последнее время приходится видеть хлеб на полу или, что еще хуже, на земле.
Откуда взялись слова “Хлеб – всему голова”, и почему именно русский народ всегда с таким трепетом и любовью относился к хлебу?
Поиск ответа на эти вопросы и мотивировал нас на данный проект. Мы поставили перед собой цель: пропагандировать бережное отношение к хлебу и уважение к профессии хлебороба среди учащихся нашей школы. Показать окружающим, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе – наша задача.
Цели и задачи проекта:
Образовательная:
- создать учебные и игровые видеопособия для демонстрации на уроках литературы, русского языка и внеклассной деятельности.
- способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации
Развивающая:
- развивать творческую активность учащихся;
- способствовать развитию навыка поисковой, аналитической, обобщающей деятельности;
-развивать умение работать в группе;
Воспитательная:
- воспитывать стремление учащихся расширять знания, совершенствовать интеллектуальный потенциал;
- приобщать учащихся к нравственным ценностям, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать любовь и уважение к труду хлебороба.
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, направленные на получение конечного результата;
- показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
План работы над проектом
Этап работы | содержание | деятельность уч-ся | деятельность учителя |
подготовительный | обсуждение и выбор темы проекта составление плана, постановка целей и задач. | высказывание пожеланий по теме предстоящей работы | рекомендации по сбору информационного материала. |
основной | сбор теоретического материала, отбор нужной информации, распределение индивидуальных задач, составление индивидуального плана работы для каждого уч-ся | индивидуальный поиск сведений по теме проекта, составление индивидуальных выступлений | направляющая и корректирующая помощь в систематизации материала, исправление ошибок в работе. |
заключительный | определение последовательности выступлений, подготовка презентации проекта. | знакомство с компьютерными программами, обеспечивающими представление проекта и создание видеопособия, подготовка презентации. | обобщение материала, контроль над деятельностью уч-ся. |
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных исследовательских работ, которые можно использовать в учебном процессе (сборники, рефераты, доклады, альбомы) и в воспитательной работе.
Содержание
Введение
Основная часть
- история возникновения хлеба
- этимология слова хлеб
- самый первый хлеб
- процесс производства хлеба
- типы хлеба, полезен ли хлеб
Заключение
Приложения
Слайд 1
К а р а вай Пой, пой, подпевай, Подают каравай. Каравай пудовый, Каравай медовый, Из муки из новой.Слайд 2
К о р о вай или к а р а вай? Оказывается, правильнее это слово писать “к о р о вай”, а не “к а р а вай”, как мы привыкли. Все мы с вами знаем из истории, что язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, “коровай”. В первые века русского православия Христианская Церковь порицала “молёные”, то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам (языческие Боги). Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а “караваи” остались. Осталось и наше бережное отношение к хлебу…”
Слайд 4
стихотворение Л . Кузьмина Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, - Перед нами каравай с корочкой душистой! Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен – Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем. Режь, да ешь от всей души, силы набирайся, Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся. Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился, Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!
Слайд 6
Вот он хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой Вот он теплый, золотистый Словно солнцем налитой. Если мы хотим кого-то Встретить честью и почетом Встретить щедро от души С уважением большим. То гостей таких встречаем Круглым, пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником. С караваем соль подносим Поклонясь, отведать просим. Так повелося на моей земле Из года в год, из рода в род веками. Тот хлеб, что в каждом доме на столе Согрет был человечьими руками. Он их теплом, он их добром пропах И песней той, что жаворонком спета Под синим небом, в золотых хлебах В июльский полдень солнечного света. Ты вырастешь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете И скажешь: « Ничего на свете нет», Чем теплый хлеб на этом белом свете. (Н. Аникеева)
Сторож
Весенняя гроза
Самый главный и трудный вопрос
На берегу Байкала
Лупленый бочок