• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Живи и здравствуй моя деревня

Опубликовано Галимуллина Елена Юрьевна вкл 14.02.2014 - 13:23
Галимуллина Елена Юрьевна
Автор: 
Цыгвинцева Ирина

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivi_i_zravstvuy_moya_derevnya.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

XII Межрегиональные юношеские  научно-исследовательские        

чтения  имени  Каюма  Насыйри

 Живи и здравствуй моя деревня

 (исследовательская работа)

                                                             Выполнила Цыгвинцева Ирина

                                                             ученица 11 класса

                                                             МБОУ Азевская средняя

                                                             общеобразовательная школа Агрызского

                                                             муниципального района РТ

                                                             Руководитель Галимуллина Е.Ю.

                                                             учитель биологии высшей    

                                                             квалификационной категории

2013 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ПОСТАВЬТЕ ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЕ…
  2. ЖИТЬ, А НЕ ВЫЖИВАТЬ
  1.  МЕХАНИЗАТОР ИЗ ДЕРЕВНИ АЗЕВО
  2. МАСТЕР  НА  ВСЕ  РУКИ  ИЗ ДЕРЕВНИ ЯМУРЗИНО
  3. БЫВШИЙ МЕХАНИЗАТОР ИЗ ДЕРЕВНИ ЧЕКАЛДА
  1. «ЧЕЛОВЕК С ЗОЛОТЫМ СЕРДЦЕМ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

 В края луговые уводит дорога,

Уводит в речные края.

Как мало мне надо, как надо немного

Жила бы деревня моя.

        

        «Моя деревня! Хорошо, когда ты есть. Там дорожки к твоему незабвенному детству, все вокруг до кочки и кустика родное и близкое. И даже когда уже нет деревни, все равно все тебе помнится, все тебе дорого. Там похоронены твои родные и близкие». (Ф.И. Меженцев).

        Волгоградский писатель Александр Яшин говорил: «Жить в России и не знать деревню нельзя! Человек,  как дерево, имеет «корни», которые чтобы не засохнуть, должны питаться соками родной земли».

        Земля – наша кормилица. Все, может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только позаботиться сама о себе не может. Поэтому мы должны любить землю, быть заботливым хозяином, беречь ее от истощения, разрушения. Русь, как общеизвестно, началась с деревни. И если исчезнет сельская самобытность, то не станет и России. Незаметно, но безвозвратно идут годы, они уносят сначала силу людей, а затем и их жизнь. Одна тысяча лет стирает с лица земли, деревни, села, города и целые страны.

        В окрестностях нашего села жили и здравствовали несколько деревень, о чем сейчас свидетельствуют покосившиеся,  опустевшие дома, заросшие бурьяном, одичавшие сады. Они уже исчезли. Почему? А нашу деревню ждет та же участь?  На эти вопросы я попытаюсь ответить в этой работе.        .

Отсюда цель работы: определить роль человека труженика в процессе выживания деревень

Задачи исследования:

- по литературным источникам определить роль деревни в жизни людей;

- выявить состояние деревень на сегодняшний день;

- познакомиться с людьми, нашедшими себя в современной деревне;

- донести информацию о настоящих людях деревни до общественности.

Объект исследования: села и деревни нашего района

Предмет исследования: Люди, крепко стоящие на Земле

Методы:

- изучение литературы;

- беседа

Гипотеза исследования: Люди, сумевшие организовать свою жизнь и жизнь односельчан, смогут задержать или остановить процесс исчезновения сел и деревень.

Практическая значимость работы: Информация о сильных людях сел и деревень должна помочь тем, кто не хочет переселяться в город, кто искренне любит деревню и хочет жить на земле.

  1. Поставьте памятник деревне…

«Мать России целой – деревушка,

Может быть, вот этот уголок»…

        О том, что российская деревня медленно умирает, сегодня много говорят и пишут. Вымирание деревни – процесс глобальный, который уже давно охватил всю Россию. Сельское население в нашей стране постоянно сокращается с начала 70-х годов прошлого столетия. Ударом по деревням явилось деление их на перспективные и неперспективные. Молодежь в 1950 - 60-е годы массово выезжала из деревень.

        «Современное человечество страшится деревенской жизни, как каторжной и непосильно тяжелой. Но если бы это было на самом деле так, то деревенскую жизнь  не  воспевали бы в своём творчестве многие светлейшие умы, к ней не стремились  бы многие просветлённые и «продвинутые» люди. Далеко ходить не будем: вспомним Есенина, боготворившего деревню и всё, что с ней связано. Вспомним поэтов есенинского круга, обожествлявших деревенский быт, обустроенный по законам Космоса. Вспомним графа Толстого, ходившего босиком, и учившегося ИСТИННОЙ, ПРАВДИВОЙ, КРАСИВОЙ ЖИЗНИ у простого русского народа, у своих собственных крестьян. Вспомним известного римского императора Диоклетиана, который отказался от власти, от всех титулов-почестей и уехал жить в деревню — возделывать сад с огородом и с душой заниматься своими любимыми делами. Вспомним советских писателей: Шукшина, Распутина, Абрамова, с сердечной болью писавших о великой русской трагедии — развале деревни.» (1).  А как же обстоит дело у нас?

        Наша школа объединяет три небольшие деревни: Азево, Чекалда, Ямурзино. Ни в одной из них вот уже на протяжении нескольких лет нет  коллективных хозяйств, а это значит, нет постоянного места работы для живущих там людей. Для сельчан, проработавших на земле 15, 20 лет, известие о расформировании существовавших здесь ранее  колхозов стало  громом средь ясного неба. Что делать? Как жить?

Безработица, неплатежеспособность, банкротство - страшные современные слова. Ещё несколько лет назад мы узнавали об этом из газет или с экранов телевизоров, как о чем-то нереальном, не имеющем к нам никакого отношения. Думали, никогда не коснётся нас это непонятное иностранное явление. Коснулось! Да такой бедой обернулось, что сердце разрывается от обиды и боли за Россию!(2)

Остановилось производство. Разворовывается оборудование, цветной металл. Рушатся и растаскиваются фермы, скотные дворы, сельхозтехника, инвентарь. Не обрабатываемые поля зарастают сорняками. Молодые, здоровые парни и девчата не находят применения своим головам и рукам. Молодёжь навсегда покидает родительские дома, обескровливая и без того скудную, безлюдную землю своих предков. Выстоит ли моя деревня в этой жесткой схватке с современной действительностью?! Хватит ли сил?(2)

2. Жить, а не выживать…

        В деревне остались жить самые стойкие. Трудно! Ох, как трудно выживать на селе сегодня, когда и в больших городах люди не находят себе дела, гнутся и ломаются.

Но у нас в деревнях народ мастеровой,  трудолюбивый.  Сильные духом нашли себе дело на своей земле. И сейчас с любовью живут, по-хозяйски трудятся  в родном селе. А ребята-механизаторы у нас такие умельцы, что и говорить не приходится. Да они с закрытыми глазами на голой коленке, по винтику соберут и разберут любую сельхозтехнику. Опыт с самого раннего детства сказывается, когда с отцами в поле работали.

2.1 Механизатор из деревни Азево

        Маленькая деревня Азево. Вьются по деревне дорожки. Та ныряет по яр к синей речке, другая уходит к березовой роще, а третья широко и гладко накатана в поле. Это дорожка  Баранова Николая Владимировича – хорошего механизатора, передового комбайнера. Он не представляет себе жизни без русского поля. Когда распался колхоз, он оформил землю 12 га и стал ее обрабатывать. У него в хозяйстве есть трактор МТЗ-82 с тележкой, плуг, кун, косилка, картофелекопалка, грабли. Вместе с сыном, теперь девятиклассником, они выращивают ежегодно бычков на продажу. Сын очень любит своего отца и гордится им потому, что, сколько себя помнит, он всегда рядом с ним: вместе  сеют зерно, косят траву, работают в лесу или дома. Благодаря отцу,  сын уже многое умеет. С  10 лет он ездит на тракторе, может пахать, косить, неплохо разбирается в технике. И уже сейчас сын думает о том, что получив образование,  вернется обратно в родное село.

        Я считаю, что люди, которые, в основной своей массе, были причастны с детских лет к деревенской жизни,  получили ту базу, на основе которой и рождается чувство патриотизма, ответственности, умение начать с себя в решении общих проблем в будущем.

2.2 Мастер на все руки из деревни Ямурзино

          Места вокруг деревни Ямурзино необыкновенно красивые, чистые. Голубой ленточкой журчит речка, а на берегу зеленой стеной шумит лес. Лес издавна был для человека другом, помощником, кормильцем.  Для семьи Сабирзяновых он остается таковым и сейчас. Сабирзянов Рафаэль с детства жил в родном селе, с  детства приучался к труду, особенно любил плотничать. С годами его любовь к этому мастерству только возросла, а вместе с любовью возросло и мастерство. Без преувеличения можно сказать, что у Сабирзянова Рафаэля золотые руки. У него одинаково хорошо получаются срубы для нового дома и тонкие резные наличники. Односельчане приглашают его сделать резное крылечко, украшенное ажурной резьбой, срубить новую баню.  

Отрадно видеть и то, что на смену отцу вырос сын. Марсель Рафаэлевич не уехал как его сверстники в город, остался в родной деревне. Не смотря на то, что ему только  23 года, он полностью обустроил свое хозяйство:   построил новый дом, срубил баню.  Как и отца, его односельчане любят и уважают, уж слишком мало остается молодежи в селах, особенно такой доброй и трудолюбивой, как Сабирзянов Марсель Рафаэлевич.  

2.3 Бывший механизатор их деревни Чекалда

        Едва почувствуется первое холодное дыхание зимы, едва подуют ветры, затрещат первые морозы, выпадет снег,  к нам в дом начинают приходить люди: родственники, соседи, односельчане. Они приносят с собой мешки с шерстью, просят побыстрее сделать самую нужную зимнюю обувку – валенки.

Раньше мой папа – Цыгвинцев Александр Васильевич – был трактористом. Но после того как колхоз распался, он остался без работы. У него появилось много свободного времени. Но так как мой папа – человек трудолюбивый, не привыкший сидеть без дела, он попросил своего дядю, Николая Петровича, научить его премудростям  старинного русского  ремесла – катанию валенок. Не все сразу получалось у папы, так как эта работа требует сноровки и мастерства. Первые валенки были грубыми и неуклюжими. Но он не унывал. Прошло десять лет, и теперь я с гордостью могу сказать, что папа стал настоящим мастером своего дела. Валенки у него получаются теплыми, прочными, красивыми, как раз по ноге. Настоящим чудом кажется, что из небольших кусочков получается такая красота. Папа может скатать валенки  большие и совсем крошечные, на годовалого ребенка, и с короткими голенищами и с длинными,   любых расцветок, но, несомненно, теплые и удобные.

Днем у папы много дел по хозяйству, но как наступает вечер,  он принимается за любимую работу.  Он вкладывает в работу всю душу, все свои знания и навыки. И наградой ему являются горячие слова благодарности людей, которым в новых теплых валенках не страшны самые лютые морозы.  

Все это с малых лет знакомо,

А я гляжу,  не нагляжусь.

И как родным отцовским домом

Тобой деревня я горжусь.

3. «Человек с золотым сердцем»

        Есть среди нас человек, который помогает нуждающимся, обездоленным, а самое главное, всей душою болеет за возрождение деревни. Мужчина – пример года, который удостоился героя в 2008 году. В этом же году президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев в Кремле, вручая знак «Благотворитель года», обняв его за плечи, сказал: «Спасибо, сынок! Ты – человек с золотым сердцем». Эти слова были сказаны нашему земляку Исмагилову Рамилю Салиховичу.

        Исмагилов Рамиль  – наш односельчанин, предприниматель, один из лучших специалистов КамГЭС, человек с благородным сердцем, который всей душой болеет за возрождение села.

        Рамиль  Салихович родился в обычной трудовой семье. Отец Салих – был лесником, мать – разнорабочей. Детство, обласканное родителями, прошло в играх со сверстниками. Затем – школьные годы, мечта о поступлении на механический факультет Казанского сельскохозяйственного института. Экзамены он сдал успешно, но не прошел по конкурсу. Закончил водительские курсы в с. Красный Бор, а затем ушел в армию. После демобилизации стремление к знаниям вновь привело его в вуз. В 1985 году Рамиль поступил в Казанский инженерно строительный институт, закончив который стал работать в строительной компании КамГЭСЭнергоСтрой в городе Набережные Челны. Его сразу направили в Одинцовский район Московской области на строительство совместного российско-германского автозавода. Начав трудовой путь с должности мастера, Рамиль уже через два месяца был назначен прорабом, спустя полгода – начальником участка. И вдруг в складывающейся так прекрасно жизни молодого парня случилась трагедия. 5 декабря 1992 года он упал со строящегося здания. С этого дня у него начинается совсем иной отсчет времени. Вследствие падения его позвоночник переломился в трех местах. 9 месяцев он провел в столичной больнице, борясь со смертью. Спасибо докторам, спасли ему жизнь, но поставить на ноги не смогли. И выписали с неутешительным вердиктом: пожизненная прикованность к постели.  

        1 сентября 1993 года Рамиля привезли в родную деревню. Потекли безрадостные дни, бессонные ночи. Наконец, выбросив из головы дурные мысли, он приходит к решению, что надо как-то жить дальше. Настроил привезенный из Москвы станок Дикуля, сделал дополнительно свои станки. Дни напролет занимался на них. Результаты физических упражнений не заставили себя ждать: сначала были сделаны первые неуверенные шаги, затем начал выходить во двор и ходить по улице. Весной переделал под себя мотоцикл, сделав ручное зажигание. Стал ездить  с друзьями на охоту,  рыбалку. Однажды в поисках знакомых заехал  в питомник деревни Азево. Там познакомился с Надеждой, его будущей женой.

        Таких людей как Исмагилов Рамиль Салиховаич можно пересчитать по пальцам. Он нашел в себе силы жить, когда жизнь, казалось бы, совсем потеряла для него всякий смысл.  Он смог достойно  выдержать все  испытания и сейчас живет полноправной жизнью, которой может позавидовать даже каждый из нас. Сейчас он содержит пилораму, цеха по обработке древесины, где трудится не один десяток местных и приезжих из других деревень людей. Есть у него  фермы, где выращиваются крупный рогатый скот, овцы, лошади.  Есть 200 с лишним гектаров земли, которую обрабатывают и выращивают на ней хлеб. А главное есть работа для людей, лишенных ее  из-за  разрушения колхоза. Односельчане и люди из других деревень с желанием трудятся в этом огромном хозяйстве Рамиля Салиховича, потому что знают, что у них есть постоянное место работы, и  их труд будет хорошо оплачен. А разве это не счастье – не нужно бросать семью и ехать куда-то на заработки.

        Мы все родом из детства. Будучи детьми, каждый из нас верил в чудо и ждал, когда же придет он – добрый волшебник. А он совсем близко, среди нас. Чувствуете его, слышите, видите. Он создал свое дело, и тем самым многие у нас  в деревне имеют  постоянный заработок. А это самое главное, так  как людям надо кормить свои семьи.

        К Рамилю Салиховичу приезжают бывшие колхозники, кому-то нужна техника, кому-то доски. Заглядывает местная администрация, с просьбой подсобить. Он сделал беседки для водозаборных колонок, представил строительный материал для ограждения кладбища. С его помощью проводится в деревне Сабантуй. Большую материальную помощь он оказывает школе.

        

Заключение

Я на своей Земле хочу расти цветком,

Всю нежность мира в красках выражая.

И славить солнце каждым лепестком,

Под ветерком головкою качая.

Хочу пробиться звонким ручейком,

Чтоб в чистых струйках звезды отражались.

И вкус родной воды наполнил дом,

И дети чаще к дому возвращались.

        Деревня - любовь, счастье и горе мое?! Что же надо сделать, чтобы ты вновь задышала полной грудью?! Ты давно заслужила лучшую долю и бережное к себе отношение. Ты никогда ничего не просила для себя, а только платила Родине своим трудом и потом (1).

        Господи! Помоги деревне моей, её земле и людям, на ней живущим! Спаси и сохрани Россию! Деревня - щедрый хрустальный источник духовной и нравственной чистоты и силы, твоей мудрости и стойкости, твоё кроткое и светлое начало! Где ты, былое величие и достоинство моей медленно умирающей деревни?!(1)        

        Деревня моя хлебосольная, щедрая, песенная, да перезвонная. Как важна она для каждого из нас. Ведь русский человек по своей сути крестьянин. Он должен и хочет пахать землю, сеять хлеб, растить скот, строить дома.   Он должен быть хозяином. Деревня, какой она будет, зависит только от нас.

        Я подхожу к деревне ближе к вечеру. Сегодня суббота. День стоит пасмурный, но нет-нет да и проглянет солнышко. Вот уже показалась водонапорная башня, огороды, сады и первые домики деревни. Откуда-то из середины деревни доносятся разудалые звуки гармоники. Звонкий женский голос доносит до меня слова озорных частушек...

И мне подумалось, а ведь назло всем чертям, жива и еще долго жить будет моя деревня! И пока в ней поют, смеются, живут и трудятся такие вот люди - стоять России в веках непоколебимо! Живи и здравствуй, моя деревня! Счастья тебе и благополучия! Да хранит тебя Бог!

Как жаль, что деревеньки стали редки

И молодежи мало в них, а иногда и нет.

Хранить деревню завещали предки.

Но сохраним ли мы?...  Я знаю,  есть ответ.          

Да! Сохраним!

Список литературы

  1. Материал Интернет ресурса: www.gazetachel.ru статья Владимира Теплякова о книге памяти российских деревень.
  2. Материалы Интернет ресурса: mediazavod.ru cтатья М.Фонотова «Я устал жалеть деревню».
  3. Материалы Интернет ресурса: http://rubtsov.id.ru стихи Н.Рубцова.


Поделиться:

Щелкунчик

Два петушка

Что общего у травы и собаки?

Как я избавился от обидчивости

Самый богатый воробей на свете