Данная работа посвящена изучению проблем взаимоотношений продавца и покупателя. Выявлены основные проблемы, возникающие на рынке. Изучена правовая база призванная защитить права потребителей. Работа поможет сформировать у учащихся самосознание грамотного потребителя и избежать проблем участившихся из-за некачественных товаров и услуг.
Вложение | Размер |
---|---|
evrika.rar | 1.95 МБ |
Региональный (заочный ) этап Российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР» в 2011-2012 учебном году
Россия, Краснодарский край, муниципальное образование Ленинградский район, станица Ленинградская,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13.
«Защити себя на рынке»
( исследовательская работа )
«Человек и общество»
Автор:
Маслова Анастасия Александровна
10 класс
МБОУ СОШ № 13,
муниципальное образование
Ленинградский район,
ст. Ленинградская
Научный руководитель:
Пенькова Наташа Шотовна
учитель технологии
МБОУ СОШ № 13.
Станица Ленинградская 2011 г.
Региональный (заочный ) этап Российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР» в 2011-2012 учебном году
Россия, Краснодарский край, муниципальное образование Ленинградский район, станица Ленинградская,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13.
Маслова Анастасия Александровна
Краснодарский край, станица Ленинградская
МБОУ СОШ № 13, 10 класс
ЗАЩИТИ СЕБЯ НА РЫНКЕ
Научный руководитель:
Пенькова Наташа Шотовна
учитель технологии МБОУ СОШ № 13
Краткая аннотация
Данная работа посвящена изучению проблем взаимоотношений продавца и покупателя. Выявлены основные проблемы, возникающие на рынке. Изучена правовая база призванная защитить права потребителей. Работа поможет сформировать у учащихся самосознание грамотного потребителя и избежать проблем участившихся из-за некачественных товаров и услуг.
Аннотация
Целью данного исследования является изучение проблем возникающих между продавцом и покупателем в цивилизованном обществе.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
Объектом исследования данной работы являются отношения между потребителем продавцом в свете законодательства РФ.
Предметом исследования данной работы является законодательная и правовая база, регулирующая права участников рынка.
Наше исследование базируется на работах А. Аузан, А.Л. Александрова, А.С. Шакурина и интернет-ресурсы.
В ходе работы были использованы следующие методы и приемы исследования:
Проблемы взаимоотношений продавца и покупателя – это часто обсуждаемый вопрос. Но новизна нашего исследования в том, что мы нацелены не решать проблемы вызванные незнанием законов, а сформировать привычку пользоваться законом не как палкой для наказания, а как основание для грамотных цивилизованных отношений на рынке.
В начале, мы обосновали актуальность исследуемой нами темы. Вопросы потребительского просвещения нельзя откладывать до момента выхода человека во взрослую жизнь. Формировать грамотного потребителя необходимо с детства. В первой части мы разъяснили, что означают термины которыми пользуются продавцы и производители. На что нужно обращать внимание при покупке товаров. Какая документация должна прилагаться и как ее правильно читать и заполнять. В памятке потребителя мы сформулировали основные правила. Мы исследовали какие вопросы интересуют молодых покупателей и тех кто постарше и ответили на них опираясь на закон.
Вывод: знание прав потребителя даёт возможность каждому человеку решить для себя проблему качества товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, помогает в становлении нормальных рыночных отношений. Заявлять о своих правах потребителя можно и нужно, не так уж мы богаты, чтобы позволять себя обманывать, обвешивать и обкрадывать.
Оглавление
Введение
Памятка потребителю
Вопросы к закону
Заключение
Источники и литература:
В связи с формирующимся рынком в нашей стране возникла острая необходимость в информировании, просвещении и защите прав потребителей. К сожалению, о своих правах потребитель узнает лишь тогда, когда он попадает в неприятную ситуацию, связанную с недоброкачественными товарами или услугами. Знание прав потребителя даёт возможность каждому человеку решить для себя проблему качества товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, помогает в становлении нормальных рыночных отношений.
Вопросы потребительского просвещения нельзя откладывать до момента выхода человека во взрослую жизнь. Формировать грамотного потребителя, в полном смысле этого слова, необходимо с детства. Полученные знания помогут ребятам стать активными и ответственными гражданами правового общества, выработать свою систему потребительских ценностей, помогут понять, что наши потребности и желания универсальны и что многие потребности не удовлетворяются из-за недостаточного их изучения производителями и из-за нашей потребительской неграмотности. А. Аузан - президент Международной конференции общества потребителей в предисловии к книге «Потребитель в Законе» справедливо замечает, что в стране должна быть создана ситуация, когда не суд и не закон, а обычай и привычки защищать права потребителей в торговле, сфере услуг и производстве станут нормой жизни. А такие обычаи и привычки появляются из массового поведения людей, разумно относящихся к своим интересам. Привычка к разумному поведению начинается с того, что многие люди начинают требовать чего-то, как вполне естественного, справедливого и законного. С каждым судиться не будешь. Сегодня нет дефицита, нет диктата продавца, нам научились за покупку говорить «спасибо», у нас есть право выбора. Но как грамотно воспользоваться этим правом, как стать цивилизованным потребителем и как добиться цивилизованного поведения от всех наших партнеров по рынку?
Я считаю, что каждый человек должен знать свои права и законы, так как, войдя во взрослую жизнь, человек становится самостоятельным, и чтобы он смог бы защитить свои права потребителя в любой ситуации.
Всем нам приходится ежедневно делать какие-то покупки, и здесь никто не застрахован от приобретения некачественного товара. Причем далеко не всегда дело заключается в злом умысле продавца - дефект может появиться и из-за нарушения технологии производителем, и по вине перевозчиков, и еще по сотне причин. Именно поэтому законодательно предусмотрен определенный в случае приобретения им некачественного или непригодного к использованию товара. Я расскажу: вам о понятии «гарантийного срока» на товар и о том, как правильно воспользоваться представившейся возможностью устранить брак и возместить свои убытки.
Целью данного исследования является изучение проблем возникающих между продавцом и покупателем в цивилизованном обществе.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
Объектом исследования данной работы являются отношения между потребителем продавцом в свете законодательства РФ.
Предметом исследования данной работы является законодательная и правовая база, регулирующая права участников рынка.
Наше исследование базируется на работах А. Аузан, А.Л. Александрова, А.С. Шакурина и интернет-ресурсы.
В ходе работы были использованы следующие методы и приемы исследования:
Проблемы взаимоотношений продавца и покупателя – это часто обсуждаемый вопрос. Но новизна нашего исследования в том, что мы нацелены не решать проблемы вызванные незнанием законов, а сформировать привычку пользоваться законом не как палкой для наказания, а как основание для грамотных цивилизованных отношений на рынке.
Что такое гарантийный срок?
Закон РФ «О защите прав потребителей» определяет гарантийный срок как период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя (ст.5.6 Закона). Таким образом, в течение гарантийного срока изготовитель (исполнитель, продавец) несет повышенные обязательства перед потребителем по устранению выявленных недостатков за свой счет, вплоть до замены некачественного товара.
Кто устанавливает гарантийный срок?
По действующему законодательству, право установления срока гарантии принадлежит изготовителю товара. Продавец также может устанавливать гарантийный срок на товар, однако он не должен быть меньше срока, установленного изготовителем. Т.е. продавцу разрешено лишь увеличивать гарантийный срок.
Что делать, если гарантийный срок не установлен?[1]
По Закону РФ «О защите прав потребителя», изготовитель вправе устанавливать гарантийный срок и срок службы товара, однако вовсе не обязан делать это. Казалось бы, возможно возникновение ситуации, когда ни изготовитель, ни продавец не установят срок гарантии, и на этом основании последний откажется ремонтировать или заменять бракованный товар. Однако для данного случая Гражданский кодекс вводит понятие «срока обнаружения недостатков». Согласно статье 477 ПС РФ, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение 2-х лет со дня покупки данного товара. При этом если изготовителем или продавцом установлен гарантийный срок меньшей продолжительности (менее 2-х лет), потребитель все равно может предъявлять претензии к качеству товара в течение 2-х лет. Так чем же отличается понятие «гарантийного срока» от понятия «срока обнаружения недостатков», спросите вы? Об этом в следующем пункте.
Отличие понятий «гарантийный срок» и «срок обнаружения недостатков»?
В случае если покупатель возвращает товар, указывая на его недостатки, препятствующие осуществлению эксплуатации, до истечения гарантийного срока, то доказывать, что данные недостатки появились в результате неправильных действий потребителя, а не были связаны с действиями изготовителя (продавца), должен продавец (изготовитель). А вот при возврате некачественного товара в срок, отведенный законом для обнаружения недостатков, обязанность «доказывания» лежит уже на потребителе. Он должен аргументировано доказать, что обнаруженные недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Как исчисляется гарантийный срок?
По общему правилу гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. Однако если данный момент установить невозможно, то гарантийный срок исчисляют с момента изготовления товара. Также важно помнить, что для сезонных товаров (обувь, одежда и т.д.) гарантийные сроки исчисляются не с момента продажи, а с момента наступления соответствующего сезона. Кроме того, исчисление гарантийного срока приостанавливается на период осуществления работ по ликвидации недостатков товара.
О гарантийных сроках на комплектующие
На отдельные комплектующие или составные части товара не может быть установлен гарантийный срок меньше, чем на товар в целом. Даже если изготовитель (продавец) делает это, потребитель может требовать замены подобных комплектующих до истечения гарантийного срока на весь товар в целом. Установление на отдельные комплектующие гарантийного срока большего, чем на весь товар в целом, разрешено.
Что может потребовать потребитель[2]?
По действующему законодательству покупатель некачественного товара может потребовать:
Как быстро должны устранить недостатки?
Действующее законодательство несколько туманно отвечает на данный вопрос. Статья 20 Закона РФ «О защите прав потребителя» гласит, что недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно (если иное не определено соглашением сторон в письменной форме). Очевидно, что подобная формулировка на руку потребителю. Тем более что на период гарантийного ремонта товара длительного пользования покупателю в трехдневный срок должен быть за счет продавца (изготовителя) предоставлен аналогичный товар (во временное пользование).
Кто оплачивает возникающие расходы и убытки покупателя?[3]
Все расходы, связанные с заменой или ремонтом товара (стоимость доставки товара, стоимость необходимых комплектующих, затраты на ремонтные работы и т.д.), возлагаются законом на изготовителя (продавца). При этом покупателю должен быть возмещен и нанесенный имущественный или моральный вред (по решению суда). Главное, стоит помнить, что если вы устраняли неисправности «на стороне» и потом собираетесь потребовать у продавца возмещение понесенных расходов, то они должны быть документально подтверждены (счетами, накладными и т.д.).
Кое-что о чеках
Бывает, что продавцы отказываются ремонтировать товар, гарантийный срок по которому еще не истек, при отсутствии товарного чека. Тем самым они нарушают требования Гражданского кодекса РФ. Статья 493 ГК РФ гласит, что отсутствие у покупателя чека о покупке товара не может служить основанием для отказа в удовлетворении его требований. Достаточно наличия свидетелей факта покупки. И все же во избежание лишних проблем чеки лучше не выбрасывать.
О «записках» на гарантийных талонах[4]
Большинство фирм-продавцов пишут на своих гарантийных талонах некие тексты, устанавливающие условия гарантийного обслуживания. Подпись покупателя на подобном гарантийном талоне означает, что он ознакомлен с условиями предоставления гарантии на товар. И если подобные условия ущемляют права потребителя, то отказать ему в удовлетворении законных требований лишь на основании того, что он подписался под текстом гарантийного талона, нельзя. Однако, несмотря на это, лучше взять себе за правило внимательно знакомиться с условиями подписываемых бумаг.
На заметку грамотным потребителям
Все свои действия, направленные на устранение недостатков товара, следует совершать в письменной форме. Это не позволит нерадивым продавцам уклониться от исполнения своих обязанностей по ремонту или обмену некачественного товара. Так, после обнаружения недостатка товара, к руководству магазина следует обратиться с письменной претензией, где изложить свои доводы и определить сроки ремонта (переделки и т.д.). Претензию необходимо составить в 2 экземплярах и направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Полученное назад уведомление поможет вам доказать на суде, что ваше письмо дошло до магазина. Впрочем, с грамотными потребителями продавцы обычно не связываются и дело до суда не доводят, предпочитая решить все полюбовно. Однако если все ваши «взаимоотношения» с нерадивым продавцом документально оформлены, то и на суде проблем возникнуть не должно, тем более что здесь вы сможете потребовать возмещения не только убытков, но и морального вреда, упущенной выгоды и т.д.
Памятка потребителю[5]
Не секрет, что качество товаров на российском рынке зачастую оставляет желать лучшего. И вот на защиту потребителей встал закон, который урегулировать отношения между потребителями, продавцами и изготовителями. Российское законодательство в области защиты прав потребителей считается одним из самых жестких по отношению к продавцам (производителям). Так что не стесняйтесь требовать соблюдения своих прав.
Итак, любой потребитель имеет право на получение информации об изготовителе и продавце товара; на достоверную информацию о товаре, его качестве, основных потребительских свойствах, сроке службы и возможных последствиях использования товара по истечении срока годности. Если покупателю отказано в получении такой информации – он может воздержаться от покупки в этом магазине или же, если покупка уже совершена, потребовать возмещения убытков. Также можно направить информацию о данном нарушении в органы Госторгинспекции, которые рассматривают жалобы граждан на качество работы торговых предприятий и предприятий общественного питания. Тогда продавца, не предоставившего покупателю полной информации о товаре, привлекут к ответственности, в том числе и за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. А если отсутствие необходимой информации о товаре причинило вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, он вправе потребовать возмещения вреда в полном объеме.
В случае приобретения некачественного товара, имеющего недостатки или непригодного для использования по назначению, либо товара, несоответствующего образцу или описанию продавца, покупателю не следует, поощряя нерадивых производителей или продавцов, безропотно забрасывать свое бесполезное приобретение на полку. По своему усмотрению он может обратиться либо к продавцу товара, либо его представителю. И даже в случае приобретения лекарственных препаратов, не вызывающих желаемого результата, можно предъявлять претензии к изготовителю, зафиксировав предварительно отсутствие обещанного эффекта у врача.
И так, покупатель, который приобрел некачественный товар, может потребовать:
Вопросы к закону
Вопрос: Как я могу потребовать товар определенного качества?
Ответ:
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
Вопрос: Информация об изготовителе представлена на иностранном языке. Что делать?
Ответ:
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Вопрос: Когда я покупал кипятильник, мне никто не объяснил, как им пользоваться. Теперь я обжег палец. Кто за это ответит?
Ответ:
Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
2. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором.
Вопрос: Я купил некачественный сыр и отравился. Кто должен возмещать вред - продавец или изготовитель?
Ответ:
Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Вопрос: Кто определяет размер компенсации морального вреда?
Ответ:
Статья 15. Компенсация морального вреда
1. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Вопрос: В магазине мне заменили некачественный холодильник, но нарушили все сроки. Должны ли они платить пеню, и как определить ее размер?
Ответ:
Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя
Из всего вышесказанного следует, что каждому гражданину РФ необходимо знать и уметь воспользоваться при необходимости своими правами потребителя. Потребитель должен четко знать свои права и возможности, чтобы уметь защищать себя на рынке. Надо полагать, что не каждый человек знает закон РФ «О защите прав потребителей». Я считаю, что в цивилизованном обществе со сводом законов говорящих о правах и возможностей потребителей на рынке, должны быть ознакомлены все граждане. К сожалению, менталитет нашего народа еще далек от идеального представления и понимание народом закона. В тоже время закон РФ «О защите прав потребителя» является одним из самых важных законов. Я считаю, что должны проводится мероприятия по ознакомлению с этим очень важным законом. Ведь, каждый человек должен знать свои права и законы, так как, войдя во взрослую жизнь, человек становится самостоятельным. Он должен уметь защитить свои права потребителя в любой ситуации.
Так, что заявлять о своих правах потребителя можно и нужно, не так уж мы богаты, чтобы позволять себя обманывать, обвешивать и обкрадывать.
[1] «Основы потребительских знаний». А.Л.Александрова
[2] «Потребитель в законе». Самоучитель потребительского поведения.
[3] Журнал «Собеседник» выпуск № 1(8), 2008
[4] «Потребитель в законе». Самоучитель потребительского поведения.
[5] Интернет издание «РиаНовости» 2010. www.rian.ru
Два Мороза
На берегу Байкала
Знакомые следы
Рукавичка
Заяц, косач, медведь и весна