Проект по физической культуре "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОСТИ". Материал будет интересен учащимся 4-6 классов. Выполнен по правилам оформления исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
проект по физической культуре | 139.5 КБ |
Проект
"ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОСТИ".
(физическая культура и спорт)
Выполнил:
Шищенко Сергей,
ученик 5 Б класса
МОУ "Гимназия № 13"
города Ульяновска
учитель : Романова Н.В.
Актуальность.
«Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла.
Так и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего,
- Олимпийские игры.»
Пиндар
Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Цель моей работы:
заключается в определении значения Олимпийских игр древности для развития общества, их влияния на физическую и духовную культуру человека на основе анализа древних исторических источников и современной литературы.
Задачи:
Олимпийские игры зародились в глубокой древности. Существует множество легенд которые рассказывают нам о том, как все начиналось.
Согласно самым древним, первые состязания устроили для себя первородные боги во главе с Кроном. Когда верховной власти Крона над миром лишил его сын Зевс, то в честь победы молодых богов над титанами воздвиг в Олимпии холм, назвал его именем своего отца и у подножья Пелопоннесского Олимпа учредил атлетические игры.
Согласно другим мифам, празднество атлетов учреждены (или возобновлены) Гераклом после того, как он совершил свой шестой подвиг — очищение скотного двора царя Элиды Авгия. Всего за день герой очистил стойла и загоны для бесчисленного царского стада, которые никто не убирал три десятка лет. Но царь не заплатил за уборку "авгиевых конюшен". Геракл наказал правителя Элиды — сразив его в сражении. Принеся жертвы богам — обитателям Олимпа - герой устроил в честь своего отца Зевса игры в Олимпии.
Поздние предания сообщают о возобновлении празднеств тремя пелопонесскими правителями. Эту инициативу приписывают царю Элиды Ифиту, которому дельфийский оракул повелел устроить общеэллинские атлетические состязания, чтобы прекратить распри между греческими племенами. Царь элийцев заключил тройственный договор с соседними правителями городов. Согласно тройственному соглашению, Олимпия признавалась священным местом, игры и их участники получали покровительство верховного бога — Зевса Олимпийского.
Установление мира и восстановление игр в 884 г. до н. э. признано историческим фактом. Спустя столетие к пелопонесскому договору присоединились другие греческие полисы.
Состязания, в которых принимали участие лучшие атлеты Греции, по словам одного из древних авторов, греки рассматривали как подготовку к войне, а войну как подготовку к состязаниям. Игры помогали не столько хорошо воевать, сколько хорошо... дружить – регулярно встречаться, разговаривать, осуществлять культурный обмен, вообще видеть, что перед тобой стоит не «подлый враг из ненавистной Спарты», как утверждала пропаганда, а дружелюбный парень с открытой улыбкой. Греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием.
Игры в Олимпии были самыми популярными и самыми известными соревнованиями, хотя они проводились не только в ней.
Совершенно определенно можно сказать, что первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. Этот год и принято считать начальной датой. Тогда же была начата запись имен победителей и установлена нумерация Олимпиад, проводившихся через каждые 1417 дней в високосный год.
Участниками игр могли стать только свободнорожденные граждане мужского пола, а позднее и юноши, достигшие 20-летнего возраста, греческого происхождения, не запятнавшие себя бесчестием или иным преступлением (это требование действует и сейчас). Реальными же участниками состязаний могли быть только состоятельные люди, так как тренировки и участие в соревнованиях требовали значительных расходов. По существовавшим правилам новички должны были прибыть в Олимпию за год до начала Игр для тренировок с известными атлетами-наставниками. За месяц до начала игр нужно было доказать свою готовность к участию в состязаниях. Это напоминало квалификационные отборочные соревнования современности. Все расходы, связанные с подготовкой к играм, пребыванием в Олимпии, брали на себя либо сами атлеты, либо город, который он представлял. Женщины не имели права не только выступать на играх, но даже присутствовать на стадионе. Исключением была лишь жрица богини Деметры.
Олимпия – древнегреческое поселение - делилась на две части (показать на слайде): священную рощу Альтис с храмом Зевса и другими постройками: театром, сокровищницей разных городов, галереей, где ставили статуи победителей Игр. А в другой части на окраине Альтиса находились светские постройки, связанные главным образом с Играми: ипподром, олимпийский стадион, арена для состязаний, гимнасий — двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, палестра — здание с помещениями для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями. Рядом находились жилые помещения для участников, ставших прообразом олимпийской деревни. Там же находился булевтерий, где проходили заседания Олимпийского совета.
Руководство Олимпийскими играми возлагалось на элланодиков - судей состязаний - избиравшихся по жребию за год до начала праздника. В современности – спорткомитет. Их обязанности были весьма ответственными, а права — неограниченными. Их решения пересмотру не подлежали. Ради соблюдения нравственного принципа Олимпийских игр — состязаться честно, храбро, бескорыстно — элланодики наказывали атлетов за подкуп, трусость, измену своему городу, вплоть до изгнания из Олимпии.
Программа древних Олимпийских игр была интересной и разнообразной. Атлеты соревновались в самых различных видах спорта, а точнее – в разных видах физических упражнений. Самым трудным и в то же время самым популярным было пятиборье – пентатлон. В него входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Участник таких соревнований должен был иметь весьма разностороннюю подготовку! Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад. Метание копья и диска производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям; боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным. Бойцам разрешалось наносить удары только в голову. Судьи оценивали не столько удар, сколько умение уклониться от удара. Сначала поединки велись на голых кулаках, затем в классическую эпоху бойцам разрешалось оплетать пальцы и ладони полосками мягкой кожи. Были своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, гонка на колеснице.
Эволюцию программы игр в Олимпии вы видите на слайде. Если на 1 Олимпиаде в 776 году до нашей эры был лишь бег на 1 стадий, равный примерно 192,27 м, греки его называли стадиодром, то на 145 Олимпиаде в программе более 14 видов спортивных дисциплин.
Продолжительность игр также менялась: в 8 в. до н. э. - 1 день, в 5 в. до н. э. - 5 дней и 6 дней в позднейшее время.
Наиболее распространенную версию распорядка игр по дням в классическую эпоху вы видите на слайде. Особого рассмотрения заслуживают 1-й и последний дни Игр.
В 1-й день проводилась церемония открытия. Перед соревнованиями олимпийцы отправлялись в храмы приносить жертвы и давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» – примерно так она звучала.
Все атлеты перед началом состязаний должны были, следуя друг за другом, обойти стадион – современный парад участников в первый день открытия Олимпиады. Сразу же после этого выкликались желающие потягаться в беге. Зрителям зачитывались имена атлетов, чтобы узнать их мнение: достойны ли те принимать участие в состязаниях и не нарушал ли кто-нибудь из них устав священных Олимпийских Игр. После этого атлеты покидали стадион, чтобы в специальном здании снять одежды и нанести на тело оливковое масло. Выйдя вновь на стадион, каждый из них вынимал из серебряной урны жетон с указанным на нём номером. Затем судья собирал жетоны и распределял атлетов на группы по четыре человека, а победители отдельных групп в дальнейшем соревновались между собой - ритуал современной жеребьёвки.
В последний день Игр проводилась церемония прощания: шествия, жертвоприношения, возложение венков на победителей. Церемониал возложения венков из двух ветвей священной оливы проходил в храме Зевса Олимпийского. Атлетов, занявших второе и третье места, не чествовали, т. к. их не определяли. Звание олимпионика было пожизненным. На родине ему воздавались почести и милости, каких удостаивались цари и полководцы. В этот же день проходили пиры победителей и паломников.
Олимпионик удостаивался также чести быть внесенным в бассикалий — список победителей игр в Олимпии. История сохранила имена тех, кто первым завоевал почетнейшее звание олимпионика в отдельных видах состязаний.
История сохранила имена тех, кто первым завоевал почетнейшее звание олимпионика в отдельных видах состязаний:
Дромос -бег на стадий Корэб из Элиды 1-я Олимпиада 776 до н.э.
Дромос (эфебы) Полиник из Элиды 37 Олимпиада 632 до н.э.
Диаулос -двойной бег на стадий Ипен из Элиды 14 Олимпиада 724 до н.э.
Долихос -долгий бег Аканф из Спарты 15 Олимпиада 720 до н.э.
Борьба Эврибат из Спарты 18 Олимпиада 708 до н.э.
Борьба (эфебы) Гиппосфен из Спарты 37 Олимпиада 632 до н.э.
Пентатлон Лампий из Спарты 18-Олимпиада 708 до н.э.
Пентатлон (эфебы) Евтелид из Спарты 38 Олимпиада 628 до н.э.
Кулачный бой Ономаст из Смирны 23 Олимпиада 688 до н.э.
Кулачный бой (эфебы) Филет (Филот) из Сибарис 41 Олимпиада 616 до н.э.
Гонки квадриг Пагонд (Пагон) из Фив 25 Олимпиада 680 до н.э.
Панкратион Ликдам из Сиракуз 33 Олимпиада 648 до н. э.
Панкратион (эфебы) Фодим из Александрии (Троада) 145 Олимпиада 200 до н.э.
Скачки верховых Краксид (Краксил) из Фессалии 33 Олимпиада 648 до н.э.
Гоплитодром -бег с оружием Дамарет из Гереи 65 Олимпиада 520 до н.э.
Гонки колесниц с парой коней Евагор из Элиды 93 Олимпиада 408 до н.э.
Конкурс глашатаев Тимай из Элиды 96 Олимпиада 396 до н.э.
Конкурс трубачей Катес из Элиды 96 Олимпиада 396 до н.э.
Список 10-и выдающихся олимпиоников античности:
12 побед Леонид с Родоса 164—152 г до н.э.
бег: дромос, диаулос, гоплитодром
10 побед Гериодор из Мегар 328—292 г до н.э.
конкурс трубачей
8 побед Гермоген из Ксанфа в Ликии 81—89гг
бег: дромос, диаулос, гоплитодром
7 побед Астил из Кротона/Сиракуз 488—480 г до н.э.
бег: дромос, диаулос, гоплитодром
7 побед Никокл из Спарты 100—96 г до н.э.
бег: дромос, диаулос, долихос, гоплитодром
6 побед Гиппосфен из Спарты 632, 624—608 гг до н.э.
борьба
6 побед Милон из Кротона 540, 532—516 гг до н.э.
борьба
5 побед Хетомикл из Спарты 604—588 г до н.э.
борьба
5 побед Филин с Коса 264—256 г до н.э.
бег: дромос, диаулос
5 побед Деметрий с Саламина 229—237гг
дромос, пентатлон
Первое в списке имя олимпионика — Корэба из Элиды, повара по профессии, который превзошел соперников в беге на один стадий на 1-х Олимпийских играх 776 г.до н. э.. На следующем слайде 10 имён выдающихся олимпиоников античности. Наиболее прославленным героем древних Олимпийских соревнований был Леонид с Родоса. Этот великий атлет 12 раз побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием. Ставший легендарным Милон из города Кротона был учеником великого Пифагора. На Играх Олимпиады он завоевал 6 лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе. Семейство Диагора с острова Родос – он сам, его сыновья, а потом и внуки – выступали на Олимпийских играх более восьмидесяти лет! Они приняли участие в двадцати Играх! И завоевали для своего солнечного острова 10 лавровых венков. Про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долихосе (долгом беге) Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Авторитет и общественно-политическая значимость Олимпийских игр признавались во всем греческом мире. В дни празднеств Олимпия превращалась в неформальную столицу разобщенной нации. В храме Зевса делегации государств и городов заключали важные мирные и торговые договора. Альтис становился центром интеллектуальной и культурной жизни благодаря встречам философов и ораторов, поэтов и скульпторов, политических деятелей и историков. Олимпийские празднества собирали цвет античного мира, привлекая также гостей со всего Средиземноморья и черноморских окраин.
Возникнув на исходе героической эпохи и обретя блеск в классический период, Олимпиады потеряли свою притягательность, пришли в упадок и, наконец, погибли в силу объективных причин и обстоятельств — прежде всего политических и экономических. Братоубийственные войны между греческими городами и союзами постоянно угрожали Олимпии. Моральный ущерб наносили играм политические конфликты и пороки греческой демократии.
Гибель Олимпийских игр предопределила также смена приоритетов греческого воспитания: подготовка гармоничной личности потеряла практический смысл. Состязания превратились в зрелища для праздной толпы. Ее кумирами стали профессиональные атлеты, демонстрировавшие жестокость, моральное и физическое уродство. Коррупционные скандалы уронили престиж игр. В римский период своей истории они обрели черты цирковых зрелищ. Роковую роль в гибели Олимпийских игр сыграла ранняя христианская церковь. Господствовавшая в Римской империи религия, проповедовавшая аскетизм, призывала к борьбе с греховной телесностью языческих традиций и обычаев. Против Олимпийских игр был направлен Миланский эдикт 392 года римского императора Феодосия I, которым повелел запретить проводить регулярные атлетические состязания.
И все же Олимпийские игры яркой звездой горели в памяти людей. Человечество возвратило себе олимпийские празднества спустя 1503 года.
По инициативе Пьера де Кубертена в 1896 году были возобновлены Олимпийские Игры, но теперь как спортивные международные состязания.
Так же как и Олимпиады древности, Олимпийские Игры проходят раз в четыре года. Где бы ни проходила Олимпиада, первыми на параде участников проходят греческие спортсмены, потомки древних олимпиоников.
ФРАГМЕНТЫ ПЕРВОГО СТАДИОНА В ОЛИМПИИ
Дымковский петушок
Л. Нечаев. Яма
Фильм "Золушка"
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Астрономический календарь. Май, 2019