Предмет исследования – нормы действующего законодательства закрепляющие право детей на защиту от информации, причиняющую вред их здоровью.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью.
Цель данной работы заключается в исследовании современного международного и национального законодательства, регламентирующего право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью, и в выявлении отношения родителей и детей к реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_ot_informatsii.docx | 166.57 КБ |
Содержание
Введение.............................................................................................................3
1 Система законодательства РФ, действующая в сфере защиты прав детей от вредной информации..............................................................................................5
2 Исследование общественного мнения........................................................10
Заключение.......................................................................................................15
Список использованных правовых актов и литературы…………………..17
Приложение А………………………………………………………………..19
Приложение Б………………………………………………………………21
Приложение В………………………………………………………………22
Введение
Актуальность данной темы обусловлена как минимум следующими обстоятельствами:
Во-первых, в современном мире человек живет и развивается в окружении множества разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности.
Во-вторых, широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Дети как зеркало, они познают мир на примере кого-то другого, этим примером и становится для них телевидение, а насилие и постоянное волнение, передаваемое СМИ переносится на поступки и действия детей.
В-третьих, проблема минимизации негативных воздействий на духовное развитие детей является актуальной вне зависимости от времени или специфики той или иной национальной культуры.
Актуальность вышеуказанных аспектов послужила причиной выбора данной темы.
Предмет исследования – нормы действующего законодательства закрепляющие право детей на защиту от информации, причиняющую вред их здоровью.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью.
Цель данной работы заключается в исследовании современного международного и национального законодательства, регламентирующего право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью, и в выявлении отношения родителей и детей к реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
На основании поставленной цели, объекта и предмета данной работы нами была выдвинута гипотеза данного исследования:
Мы предполагаем, что отношением родителей к соблюдению норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяется реальная возможность защиты прав детей от негативной информации, оказывающей неблагоприятное воздействие на их неокрепшую психику.
Для проведения исследования использован комплекс взаимодополняющих общенаучных и частнонаучных методов:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является определенным вкладом в развитие общей теории прав ребенка как перспективного научного направления.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что материал, содержащийся в данной работе может быть использован:
1. в преподавании учебных курсов теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, прав человека и т.п.;
2. в процессе профессиональной подготовки юристов, государственных служащих и других специалистов, в системе повышения квалификации работников сферы детства;
3. выполненное исследование может стать источником для проведения дальнейших исследований по проблемам защиты прав детей от негативной информации.
Исследовательский проект включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения, списка использованных правовых актов и литературы, приложений.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 89. В исследовании принимали участие учащиеся среднего и старшего звена – 185 человек, а так же их родители – 65 человек.
1 Система законодательства РФ, действующая в сфере защиты прав детей от вредной информации
Политика России в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних является неотъемлемой составной частью общей политики государства в отношении детей, определяется ее направленностью, тактикой и стратегией. Такая политика, призванная обеспечивать всемерную защиту детства, отличается с начала XXI в. последовательностью в законодательном регулировании базовых прав и законных интересов детей.
Под правами ребенка следует понимать принадлежащие ребенку от рождения неотъемлемые и неотчуждаемые основные права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция РФ), а также специальные права, обеспечиваемые органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ. Любое право ребенка следует определять исходя из его субъективной природы как вид и меру возможного поведения, предоставляемых, охраняемых и обеспечиваемых государством (8).
В настоящее время право ребенка на защиту от негативной информации регулируется на международном и национальном уровне.
В ч.4 ст. 15 Конституции РФ прописано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (1).
На основании этой нормы правовым фундаментом прав детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на международном уровне в первую очередь стала «Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989. Так, в ст. 17 данного документа отмечается важная роль СМИ и закрепляется право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка (2).
Положения Конвенции о правах ребенка, в части, касающейся информационных прав детей нашли отражение в Конституции РФ. Так, в ст. 24 прописано: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Следовательно, ребенок имеет право на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на его развитие или затрагивают его права.
В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции РФ, ребенок имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако, часть 4 статьи 29 не исчерпывает все нормы, касающиеся информации и закрепленные в Конституции РФ. К числу информационных прав ребенка, закрепленных в Конституции РФ также можно отнести: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); гарантированную государством свободу массовой информации, запрет цензуры (ч. 5 ст. 29); право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42); право на получение достоверной информации о фактах, создающих угрозу жизни и здоровью людей (ст. 41); право на свободу выбора языка общения и творчества (ч. 2 ст. 26); право на свободу всех видов творчества (ч. 1 ст. 44); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).
Все вышеперечисленные нормы, так или иначе, затрагивают право каждого ребенка свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. То есть все они объединены в своем значение в ч. 4 ст. 29 Конституции.
На федеральном уровне основополагающим нормативным правовым актом выступает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 N 124-ФЗ, устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Так, п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер органами государственной власти по защите детей от информации, наносящей вред его здоровью. Эти меры проявляются в реализации различных законодательных, организационных, и иных мер, которые направлены на защиту ребенка и его прав на здоровое и полноценное развитие (10, с.50).
В п.2 ст. 14 данного закона прописано, что в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации и к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от вредной информации. То есть, в данной норме содержится отсылка к ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» как к основному нормативному правовому акту, детально регулирующему право ребенка на защиту от негативной информации.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – ФЗ N 436-ФЗ) был принят Госдумой в декабре 2010 года и подписан Президентом в начале 2011 года. Документ разрабатывался при участии специалистов аппарата уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.
Указанный закон не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и «создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти». Однако доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью (5). Данный закон направлен на регулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Названный Федеральный закон не распространяется на отношения, в частности, в сфере рекламы, т.е. рекламной информации, но, как представляется, его нормы должны быть учтены при выборе детских передач, прерываемых рекламой. Этот Закон в ст.2 устанавливает особый термин, такой как информационная продукция для детей – информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Такая продукция должна классифицироваться в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей.
В соответствии со ст. 6 ФЗ N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно, в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций до начала ее оборота на территории РФ. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат ее тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории и вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
При этом к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация приведенная в ст.5, то есть побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, самоубийству, способная вызвать у детей желание употребить наркотики, алкоголь, табак, обосновывающая, побуждающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости и противоправного поведения, отрицающая семейные ценности, содержащая нецензурную брань и т.д.
Классификация информационной продукции осуществляется по следующим возрастным категориям информационной продукции: для детей, не достигших возраста шести лет; достигших возраста шести лет; достигших возраста двенадцати лет; достигших возраста шестнадцати лет.
В ст. 12 прописано, что категория информационной продукции обозначается знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей. В частности, знак 6+, 12+, 16+ или 18+ указывается в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи). При телетрансляции его помещают в углу кадра в начале каждой новой телепрограммы (телепередачи) и при каждом ее возобновлении после перерыва на рекламу. Размер знака – не менее логотипа телеканала. Продолжительность его демонстрации – минимум 8 сек. При этом он не должен накладываться на логотип, субтитры и иные надписи.
При радиовещании перед каждым выходом в эфир программы делается соответствующее звуковое предупреждение. При непрерывном вещании оно производится не реже 4 раз в сутки. Разрешено транслировать без знака программы и передачи, имеющие историческую, художественную или иную культурную ценность для общества или идущие в прямом эфире.
Запрещенные для детей программы можно показывать только после 23.00 до 4.00 либо днем с применением декодирующих устройств. С 7.00 до 21.00 нельзя показывать передачи, содержащие бранные слова (не относящиеся к нецензурным). Исключение – платные каналы.
На продукцию информагентств, размещаемую в Интернете в открытом доступе, распространяются правила маркировки сетевых изданий (7).
Закон не предусматривает конкретных видов ответственности за его нарушение. На практике нарушители будут привлекаться к административной ответственности. Так, в соответствии с ч.1 ст. 6.17. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ за нарушение требований распространения среди детей информационной продукции влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 2 до 3-х тысяч рублей; должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей; на предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей (3).
Помимо вышеуказанных законодательных актов федерального уровня защита прав детей от негативной информации закреплена и в других нормативно-правовых актах. Например, в соответствии с ст.6 Федерального закона от 13 марта 2006 «О рекламе» N 38-ФЗ в целях защиты психики несовершеннолетних не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью.
Таким образом, при современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий, родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.
Принятие Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» стало важнейшим действием законодателя к установлению правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Рассматривая информацию как продукт массового потребления, государство предъявляет к ней требования качества и безопасности. С другой стороны, государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.
Решение, что должен ребенок смотреть, а что нет, принимают родители; новый Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» может лишь помочь им определиться в этом. Родители - это люди, которым доверен ребенок.
2 Исследование общественного мнения
Принятие Федерального Закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вызвало массу дискуссий в гражданском обществе: одни считают, что закон нужен и эфиры многих каналов давно требуют исправлений, другие же – что он некорректен, запутан и не меняет совсем ничего. Для большинства населения нашей страны действие Закона «О защите детей от информации» свелось к появлению на экранах телевизоров знака, обозначающего возраст, с которого конкретная телепередача допустима к просмотру. А все печатные и сетевые издания, а также телеканалы и радиостанции России с 1 сентября 2012 года приступили к маркировке своей продукции по возрастному принципу. Нововведение призвано оградить детей от опасной информации.
Мною было проведено исследование общественного мнения о законе, позволяющее глубоко проникнуться в саму суть закона. Для начала, следует полагать, целесообразно изучить мнение представителей органов власти.
Дмитрий Анатольевич Медведев, еще будучи Президентом РФ, выступая с Посланием к Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 года, говорил о том, что современные дети отлично ориентируются в мире коммуникаций. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» призван сделать этот мир более дружелюбным и гуманным по отношению к детям (14).
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – Павел Алексеевич Астахов в эфире радио «Свобода» 01 сентября 2012 указывал следующее: «Впервые появляется системный документ, который прежде всего устанавливает как бы общеобязательные, общепринятые, понятные правила игры, то есть он определяет пределы дозволенного и недозволенного в распространении разных видов массовой информации. Далее, он позволяет договориться о содержании используемых в информационном пространстве и вообще в информационном праве терминов, то есть такие понятия, как информационная безопасность детей, вредная для детей информация, в том числе дает определение продукции порнографического характера, которая должна быть, конечно, запрещена или ограничена настолько, чтобы она не попадала к детям ни при каких обстоятельствах. И самое главное создается правовая основа для развития соответствующих механизмов саморегулирования… Одно из преимуществ этого закона в том, что создается такая база, для того чтобы стимулировать общество к созданию общественно-контролируемых механизмов» (10).
Особого внимания заслуживает мнение региональных представителей органов власти, касающееся реализации нового закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Уполномоченный при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка – Марина Ивановна Афанасьева в интервью, на радио «Комсомольская правда» – Барнаул, указывает следующее: «Впервые в нашем государстве прозвучали слова о приоритете прав ребенка. Мы наконец задумались о том, что не всякая информация полезна ребенку. Эти цифры в первую очередь адресованы родителям. Папа с мамой, самые первые защитники ребенка, теперь смогут обратить внимание на то, что смотрит их дочь или сын... В наше время не было такого потока информации, как сейчас. Тогда не говорили о жестокости, насилии, о суицидальном поведении, в том числе и детей. Мы были лишены этой информации. Хорошо это или плохо? Скорее всего, плохо, с точки зрения взрослых людей. Но ведь и дети этой информации не получали. Если взглянуть на ребенка, который смотрит страшный фильм или новостной блок, где диктор рассказывает про убийства, то мы увидим, что ребенок очень испуган, у него расширены зрачки, он бледен и кусает губы. Причем, когда малышу говоришь, мол, давай выключим телевизор, он отказывается. Получается, что есть некий элемент зависимости – с одной стороны, ему страшно, а с другой – он не может сам выйти из этой ситуации. Это касается, в первую очередь, телевидения. Компьютерные игры и информация в сети Интернет вообще никак и никем не контролируется. Сейчас ребятишки с трех-четырех лет начинают пользоваться компьютером и выходить во Всемирную сеть. А родители уже не задумываются о том, какую информацию получает ребенок, что он там видит и какие сайты посещает» (9).
Также в рамках данного исследования мной были рассмотрены отзывы руководителей средств массовой информации о новом законе.
Так, генеральный директор ИД «Ньюс медиа» («Известия», LifeNews, «Жизнь», «Твой день», «Маркер») Арам Габрелянов говорит следующее: «Нормально отношусь к закону. Мы ни на одном своем сайте ничего вредящего детям не даем, но есть темы на LifeNews про убийства, например, которые детям не надо смотреть. Будем маркировать, куда мы денемся. Я никакой опасности тут не вижу. Я считаю это нормальным, во всех странах мира есть подобные законы».
Мнение главного редактора журнала «YES!», Ирины Ильиной следующее: «В контенте нашего журнала нет и никогда не было ничего такого, что должно заставить нас поменять формат. Более того, на протяжении многих лет YЕS! является изданием, которое не идет по пути большинства СМИ, насаждающих весьма сомнительную мораль, а напротив, старается формировать здоровую, этически корректную систему ценностей у подростков».
Главный редактор Михаил Котов Интернет-СМИ «Газета.ру» излагает свою позицию следующим образом:
«Мне кажется, что закон не до конца проработан. Он принимался в спешке, и даже за три дня до вступления закона в силу Роскомнадзор еще не мог толком объяснить, к кому он относится – к общественно-политическим, печатным или онлайн-изданиям. Видимо, нам придется выбрать одну из категорий, а вот какую именно, мы сейчас обсуждаем. Скорее всего, это будет 16+ или 18+, но пока мы не знаем, сможем ли уложиться в первую».
Мнение главного редактора телеканала «Дождь», Михаила Зыгаря следующее: «Вся необходимая маркировка, – для людей старше 18 или старше 16, – конечно, будет. У нас, конечно, возникают вопросы, как быть с некоторыми программами, например, в которых рассказывается о современном искусстве, которое зачастую выглядит не совсем по-детски. Думаю, что ничего из того, что мы делаем, не оказывает на детей какое-либо негативное влияние, наоборот, только позитивное» (11).
Александр Нечаев, программный директор телеканала НТВ отмечает следующее: «Начиная с 1 сентября наши зрители периодически будут видеть в нижнем правом углу экрана значок с указанием рекомендуемой возрастной категории. Такие же обозначения уже опубликованы в программе передач на следующую неделю - в газетах, журналах и на нашем сайте. Решение о том, к какой возрастной категории относится программа принимает рабочая группа, специально созданная на НТВ. Мы руководствуемся либо прокатным удостоверением Минкультуры РФ, либо рекомендациями производителя» (13).
Итак, большинство представителей органов власти положительно отнеслись к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и даже поддержали его. Представители СМИ также поддержали новый закон, но почти единогласно твердили о недоработках в закон.
С целью выяснения мнения родителей и учащихся МБОУ СОШ № 89 относительно реализации закона «О защите детей от информации» нами было проведено анкетирование (См. Приложение А).
Объект опроса – только родители и учащиеся МБОУ СОШ № 89. В опросе было предложено принимать участие учащимся старших классов нашей школы, а так же их родителям. Для родителей и детей: учащиеся среднего и старшего звена 185 человек, а так же их родители и учителя – 65 человек. Место опроса – МБОУ СОШ № 89. Для наглядного отображения соотношения количества ответов на вопросы анкеты в Приложениях к данной работе представлены диаграммы в рисунках.
На вопрос №1: «С 1 сентября 2012 г. вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно этому закону, на всей информационной продукции должно быть указано возрастное ограничение. Обратили ли Вы внимание при просмотре телевизора на соответствующие знаки: 6+, 12+, 16+ или 18+ , которые теперь указываются в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи)?» ответы были следующими:
Из числа родителей: 63 (97%) человека ответили – «Да, заметили»; 2 (3%) человека не обратили внимания. Из числа детей: 153 (83%)человека – «Да, заметили»; 32 (17%) – не обратили внимания.
Итак, из рис. 1 «Внимательность детей и родителей к телевидению» (См. Приложение Б) видно, что большинство детей и родителей обратили внимание на появление нововведений на телевидении. Следовательно, можно предположить, что теперь родители, заметив отметку «18+» незамедлительно попросят своих детей переключить данный канал. При добросовестном выполнении родителями вышеуказанного действия, следует полагать, просмотр детьми нежелательных для их восприятия программ сократится.
На вопрос № 2: «Как Вы считаете, поможет ли введение знаков, указывающих, с какого возраста допустимо смотреть те или иные передачи, защитить детей от вредной информации?» результаты опроса были такими: Из числа родителей: 30 (46%) человек ответили – «Поможет»; 35 (54%) – «Не поможет». Из числа детей: 50 (27%) – «Поможет»; 103 (56%) – «Не поможет»; 32 (17%) ребенка предпочли вариант ответа – другое.
Так, согласно рис. 2 «Помощь знаков в защите детей от вредной информации» (См. Приложение Б) большинство родителей не согласны, что введение знаков, указывающих, с какого возраста допустимо смотреть те или иные передачи поможет защитить детей от вредной информации. Это говорит о том, что родители не уверены, что смогут воздействовать благодаря этим знакам на просмотр детьми негативных программ и это нововведение не значительно снизит степень отрицательного влияния вредной информации на психику детей. Однако, мнение детей в данном вопросе обратное. Видимо, дети сами увидев знаки на экране будут добросовестно переключать программу, чтобы самим себя оградить от ненужной информации. По крайней мере результаты опроса свидетельствует именно об этом.
На 3 вопрос: «Как Вы считаете, должны или не должны родители запрещать своим детям смотреть какие-либо передачи?» результаты выглядели так: Из числа родителей: вариант «Да, должны» выбрали 50 (77%) человек; «Нет, не должны» – 15 (23%); Из числа детей: 60 (32%) – «Да, должны»; 98 (53%) детей считают, что «Нет, не должны», 27 (15%) детей выбрали вариант «Другое».
Итак, из рис. 3 «Мнения относительно запрета к просмотру каких-либо передач» очевидно, что мнения детей и родителей по данному вопросу значительно расходятся. Родители берут на себя ответственность за охрану детской психики от негативной информации, а дети, наоборот выражают самостоятельную позицию в выборе телепередач для просмотра. Следовательно, несмотря на родительские запреты дети желают сами определять «что им смотреть можно, а что нельзя».
На вопрос №4 «Если Вы считаете, что родители должны запрещать детям смотреть какие-либо передачи, то нужно ли им следовать рекомендациям телеканалов или же стоит принимать решение по своему усмотрению?» участники опроса выбрали следующие варианты ответов:
Из числа родителей: «По своему усмотрению» ответили 35 (54%) человек; «Стоит следовать рекомендациям телеканалов» – 15 (23%), вариант «Другое» – 15 (23%). Из числа детей: количество ответов «По своему усмотрению» – 126 (68%), «Стоит следовать рекомендациям телеканалов» – 34 (18%), «Другое» – 25 (14%).
Согласно рис.4 (См. Приложение В) «Мнения относительно рекомендаций» результаты ответов на данный вопрос показывают, что несмотря на то, что родители обратили внимание на нововведения в телевидении, они не считают необходимым следовать рекомендациям телеканалов, а сочли нужным по своему усмотрению определять что именно будет смотреть их ребенок. Это говорит о том, что родители, которым небезразличны их дети, и без знаков отслеживают, что смотрит их ребенок по телевизору.
В разделе анкеты «Отдельные вопросы только для родителей» количество ответов распределилось следующим образом:
На вопрос №1 «Будете ли вы запрещать своим детям смотреть передачи не соответствующие их возрастной категории?» родители ответили следующим образом: «Нет, не буду запрещать» – мнение 25 (39%); «Да, буду запрещать» ответили 40(61%) человек.
Так, согласно рис.5 (См. Приложение В) «Запрещать или не запрещать» мнение родителей относительно запрета к просмотру конкретных телепередач незначительно разделилось, при этом большинство родителей все-таки будут запрещать своим детям нежелательные по их мнению программы. При этом, следует отметить тот факт, что практически половина родителей не будет запрещать своим детям смотреть телепередачи, не соответствующие их возрастной категории.
На вопрос №2 «Вы поддерживаете закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и список запрещённых слов к нему?» результаты были следующими: «Да, поддерживаю» ответили 45 (69%) человек. «Нет, не поддерживаю» считают 15 (23%) человек. «Затрудняюсь ответить» – 5 (7%).
Таким образом, из рис. 6 (См.Приложение В) «Поддержка Закона» очевидно, что большинство родителей поддержали новый закон «О защите детей информации», это говорит о том, что они положительно относятся к отражению нововведений, внесенных в эфир. Внедрение закона не вызвало возмущения родителей, однако реальное его соблюдение ляжет конечно же в основном на их плечи. Немаловажную роль в этом вопросе играет и добросовестность средств массовой информации, касающаяся соблюдения норм нового закона «О защите детей от информации», в частности классификации информационной продукции, допустимости показа определенных программ и экспертизы информационного материала.
Конечно, родители, которым небезразличен их ребенок будут сами, независимо от «значков в углу экрана» контролировать процесс просмотра телеканалов. Но, думается, что существование закона в его нынешнем виде едва ли кардинально изменит сложившуюся ситуацию в сфере воспитания подрастающего поколения. Это очевидно из теряющихся ответов родителей и детей, вероятно, что они заблуждаются в целом в функциональных возможностях закона.
Заключение
Таким образом, в настоящее время право ребенка на защиту от негативной информации регулируется и на международном и национальном уровне.
Основным международным документом, регулирующим права ребенка является «Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989. Конституция Российской Федерации отражает ключевые положения данного документа, касающиеся защиты прав детей от негативной информации.
На федеральном уровне основополагающим нормативным правовым актом выступает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 N 124-ФЗ, устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Последней новеллой в сфере российского законодательства стал детально регулирующий право ребенка на защиту от негативной информации ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Рассматривая информацию как продукт массового потребления, государство предъявляет к ней требования качества и безопасности. С другой стороны, государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.
Решение, что должен ребенок смотреть, а что нет, принимают родители. Новый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» может лишь помочь им определиться в этом. Родители – это люди, которым доверен ребенок.
Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст категорически утверждал, что родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, достойны более сурового наказания, нежели разбойник с большой дороги. Может, и не столь своеобразно, но важность воспитания подчеркивали и другие выдающиеся мыслители древности. Пифагор, живший почти на тысячу лет ранее Иоанна Златоуста, говорил, что главное для человека – «наставить душу к добру и злу».
Общество должно понимать, что этот закон нужен в большей степени для родителей, которые и должны обращать внимание на то, что смотрит их ребенок, насколько информация в СМИ полезна или она может причинить вред его психике.
Соблюдение данного закона в основном ляжет на плечи родителей.
Для того, чтобы данный закон реально работал на благо детей, на мой взгляд, именно государству необходимо в первую очередь просвещать родителей о том, насколько реальную угрозу несет негативная информация психике ребенка и никакие запреты на показ вредных программ или блокировка интернет-сайтов не оградят детей от опасной информации так как это смогут сделать внимательные и небезразличные к здоровью своего ребенка родители.
Вышеуказанные вопросы, на мой взгляд, являются самыми актуальными и особо важными в настоящее время.
Считаю необходимым продолжить исследование и изучить не только права детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также исследовать особенности реализации всех прав детей, представленных в «Конвенции о правах ребенка».
Список использованных правовых актов и литературы:
Литература:
Приложение А
Анкета для опроса родителей и учащихся МБОУ СОШ № 89
Уважаемые родители и учащиеся МБОУ СОШ № 89!!!
Я провожу опрос родителей и учащихся МБОУ СОШ № 89 с целью выявить Ваше мнение относительно реализации вступившего в силу 1 сентября 2012 г. закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ваше мнение очень важно для меня!
Инструкция по заполнению анкеты
Пожалуйста, внимательно прочтите вопросы и из перечня ответов и поставьте галочку в квадрате напротив варианта ответа, наиболее соответствующего вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место.
Анкету прошу вернуть анкетеру лично в руки.
Вы можете быть уверены в том, что информация, которой вы со мной делитесь, останется строго конфиденциальной. Тем не менее, если вы хотите обсудить эту информацию в дальнейшем, вы можете указать свое имя и контактные данные в конце анкеты.
Заранее благодарю!!!
1.С 1 сентября 2012 г. вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно этому закону, на всей информационной продукции должно быть указано возрастное ограничение. Обратили ли Вы внимание при просмотре телевизора на соответствующие знаки: 6+, 12+, 16+ или 18+ , которые теперь указываются в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи)?
Да, заметили
Не обратили внимания
Другое_______________________________________________________
2.Как Вы считаете, поможет ли введение знаков, указывающих, с какого возраста допустимо смотреть те или иные передачи, защитить детей от вредной информации?
Поможет
Не поможет
Другое_______________________________________________________
3.Как Вы считаете, должны или не должны родители запрещать своим детям смотреть какие-либо передачи?
Да, должны
Нет, не должны
Другое_______________________________________________________
4. Если Вы считаете, что родители должны запрещать детям смотреть какие-либо передачи, то нужно ли им следовать рекомендациям телеканалов или же стоит принимать решение по своему усмотрению?
По своему усмотрению
Стоит следовать рекомендациям телеканалов
Другое_______________________________________________________
Отдельные вопросы только для родителей
1.Будете ли вы запрещать своим детям смотреть передачи не соответствующие их возрастной категории?
Нет, не буду запрещать
Да, буду запрещать
Другое_______________________________________________________
2.Вы поддерживаете закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и список запрещённых слов к нему?
Да, поддерживаю
Нет, не поддерживаю
Затрудняюсь ответить
Другое_______________________________________________________
Приложение Б
Результаты опроса
Вопрос №1: С 1 сентября 2012 г. вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно этому закону, на всей информационной продукции должно быть указано возрастное ограничение. Обратили ли Вы внимание при просмотре телевизора на соответствующие знаки: 6+, 12+, 16+ или 18+ , которые теперь указываются в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи)?
Дети: 153 (83%) – «Да, заметили»;
32 (17%) – «Не обратили внимания».
Родители: 63 (97%) – «Да, заметили»;
2 (3%) – «Не обратили внимания»;
Рис.1 «Внимательность детей и родителей к телевидению»
Вопрос № 2: Как Вы считаете, поможет ли введение знаков, указывающих, с какого возраста допустимо смотреть те или иные передачи, защитить детей от вредной информации?
Дети: 50 (27%) – «Поможет»;
103 (56%) – «Не поможет»;
32 (17%) – другое.
Родители: 30 (46%) – «Поможет»;
35 (54%) – «Не поможет».
Рис.2 «Помощь знаков в защите детей от вредной информации»
Вопрос №3 : Как Вы считаете, должны или не должны родители запрещать своим детям смотреть какие-либо передачи?»
Дети: 60 (32%) – «Да, должны»;
98 (53%) – «Нет, не должны»,
27 (15%) – «Другое».
Родители: 50 (77%) – «Да, должны»;
15 (23%); – «Нет, не должны»
Рис.3 «Мнения относительно запрета к просмотру каких-либо передач»
Приложение В
Результаты опроса (продолжение)
Вопрос №4: Если Вы считаете, что родители должны запрещать детям смотреть какие-либо передачи, то нужно ли им следовать рекомендациям телеканалов или же стоит принимать решение по своему усмотрению?
Дети: 126 (68%) – «По своему усмотрению»; 34 (18%) – «Стоит следовать рекомендациям телеканалов»; 25 (14%) – «Другое».
Родители: 35 (54%) – «По своему усмотрению»; 15 (23%) – «Стоит следовать рекомендациям телеканалов»; 15 (23%) – «Другое».
Рис. 4 «Мнения относительно рекомендаций»
Результаты опроса «Отдельные вопросы для родителей»
Вопрос №1: Будете ли вы запрещать своим детям смотреть передачи не соответствующие их возрастной категории?
«Нет, не буду запрещать» – 25 (39%)
«Да, буду запрещать» –.40 (61%);
Рис. 5 «Запрещать или не запрещать»
Вопрос №2: Вы поддерживаете закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и список запрещённых слов к нему?
«Да, поддерживаю» – 45 (69%).
«Нет, не поддерживаю» – 15 (23%) «Затрудняюсь ответить» – 5 (7%).
Рис. 6 «Поддержка Закона»
Император Акбар и Бирбал
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Лиса Лариска и белка Ленка
Рисуем зимние домики
Лепесток и цветок