Анализ исторического прошлого Астрахани говорит о тесной связи нашего региона с немцами проживающими в России. Адам Олеарий в 1636 году говорит о немецких переселенцах, начавших приезжать в Россию вскоре после распространения реформации в Западной Европе. Со временем немцы приобретают опыт самоорганизации в различных сферах общественной жизни, заслуживающих внимания, изучения, а в чём-то и использования в современных условиях. Этот опыт был приобретен, главным образом, в условиях Российской империи, где имелись элементы гражданского общества, позволявшие развивать открыто самоорганизацию вне политики.
Вопросы, касающиеся «российских немцев», относятся к недостаточно изученным в отечественной историографии. Причины этого прежде всего кроются в запрете до недавнего времени изучать проблемы, касающиеся народов, подвергшихся переселению.
Несмотря на то, что эта проблема в последние годы стала предметом пристального внимания ученых многих стран, в ней остается много неясных моментов. Пока тема исследована лишь фрагментарно, вне анализа остается значительное количество событий, связанных с развитием немецкой этно-группы в России.
Впервые интерес к иностранным поселенцам в Российской империи, их культуре, экономической и общественно-политической жизни проявился с возникновением иностранных колоний. Однако информация о них имелась только в официальных, правительственных изданиях1, которые давали лишь частичное представление о жизни иностранных колоний.
После 1917 г при тоталитаризме, условия легальной самоорганизации были серьезно сужены, к 1930-м гг. практически исчезли. С этого времени начинается опыт нелегальной самоорганизации немцев, проживающих в России, в борьбе за свои гражданские права, а потом и за сохранение нации.
В 1990-х гг. возникают общественные и культурно-образовательные общества и организации, получившие возможность легальной работы. В современных условиях самоорганизация выступает важным фактором этнического развития российских немцев в становлении гражданского общества. Самоорганизация российских немцев определялась историческими условиями. Исследование их истории свидетельствует о развитии различных уровней и направлений самоорганизации. {1}
Наиболее эффективные результаты были достигнуты в следующих сферах:
1) хозяйственно-экономической (различные формы взаимопомощи, в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др.);
2) социальной, оказавшейся наиболее успешной (различные общества попечительства, взаимопомощи, благотворительности, в организации которых большую роль играла церковь);
3) образовательной (образовательные учреждения различного типа);
4) культурной (музыкальные объединения, народные театры, библиотеки).
В послереволюционный период, особенно в условиях формирования тоталитарного режима направления самоорганизации российских немцев уменьшается. Одновременно возникают и развиваются легальные и нелегальные формы самоорганизации в политической сфере в защиту своих гражданских прав. В послевоенный период активизировалась самоорганизация, направленная на создание условий сохранения и развития этнокультурной особенности. На протяжении всей истории российских немцев накапливался опыт успешного межэтнического взаимодействия.
В современных условиях самоорганизация выступает важным фактором этнического развития российских немцев в становлении гражданского общества.
Новизна состоит в том, что реферат является комплексной работой, рассматривающей деятельность немецкого населения проживающего в Астрахани и Нижневолжском регионе с XVIII по XX век. Автор дает собственную оценку влияния различных социальных групп немецкого населения на развитие региона в XVIII- XX веках.
Исследования охватывают архивные материалы, хранящиеся в центральном архиве Астраханской области (ГААО), это, прежде всего, документы, касающиеся истории Астраханской губернии. Изучение фондов Областной библиотеки, об истории Астраханского края с его многонациональным составом. Можно не знать когда немцы появились в низовьях Волги в качестве постоянных ее обитателей. Но вот в газете «Астраханские губернские ведомости» отчет об открытой в Астрахани в 1838 году на пожертвования общественности первой публичной библиотеки и находим среди имен жертвователей немецкую фамилию Швейцер - ее обладатель пожертвовал в библиотеку 1000 книг. Астрахань говорила, читала и писала на всех языках мира: русском, французском, немецком, армянском, персидском, татарском и прочих языках.
Вложение | Размер |
---|---|
Астрахань издавна привлекала внимание иностранцев. | 227.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«СОШ №65 «Учебно-воспитательный комплекс»
Народы и века. История немцев Астраханской области.
Работу выполнила:
Погорелова Татьяна,11 класс
Работу проверила:
Заиченко Наталья Петровна
Учитель истории СОШ № 65
АСТРАХАНЬ 2009
Содержание
Введение…… ..3
1. Страницы прошлого……………………………………………………….7
2. История заселения Астраханского края ………………………… …9
3. Немецкая колония в Астрахани и лютеранская кирха……………11
4. Немецкие пленные в Астрахани…………………………………….16
5. Знаменитые немцы-астраханцы и их деятельность………………19
Заключение…………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………..40
Введение
Листая пожелтевшие архивные страницы, узнаем, что Астрахань издавна привлекала внимание иностранцев. Их интересовали несметные природные богатства края, кратчайшие пути из Астрахани в Азию, Иран, Закавказье. В числе иностранцев было много немцев, которых Российское правительство приглашало в страну. Секретарь и советник голштинского посольства Адам Олеарий писал: «В городе проживают не только русские, но и персиане и индийцы, и все они имеют там свои собственные торговые площади. Также бухарцы, крымские и ногайские татары, армяне, христиане, и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность». Другой участник этого посольства, немецкий поэт Пауль Флеминг, оставил такие стихи об Астрахани:
Хоть ты не велика, но торг тебя прославил.
И дальних множество племен к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесть проходит,
И в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.
Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…
Анализ исторического прошлого Астрахани говорит о тесной связи нашего региона с немцами проживающими в России. Адам Олеарий в 1636 году говорит о немецких переселенцах, начавших приезжать в Россию вскоре после распространения реформации в Западной Европе. Со временем немцы приобретают опыт самоорганизации в различных сферах общественной жизни, заслуживающих внимания, изучения, а в чём-то и использования в современных условиях. Этот опыт был приобретен, главным образом, в условиях Российской империи, где имелись элементы гражданского общества, позволявшие развивать открыто самоорганизацию вне политики.
Вопросы, касающиеся «российских немцев», относятся к недостаточно изученным в отечественной историографии. Причины этого прежде всего кроются в запрете до недавнего времени изучать проблемы, касающиеся народов, подвергшихся переселению.
Несмотря на то, что эта проблема в последние годы стала предметом пристального внимания ученых многих стран, в ней остается много неясных моментов. Пока тема исследована лишь фрагментарно, вне анализа остается значительное количество событий, связанных с развитием немецкой этно-группы в России.
Впервые интерес к иностранным поселенцам в Российской империи, их культуре, экономической и общественно-политической жизни проявился с возникновением иностранных колоний. Однако информация о них имелась только в официальных, правительственных изданиях1, которые давали лишь частичное представление о жизни иностранных колоний.
После 1917 г при тоталитаризме, условия легальной самоорганизации были серьезно сужены, к 1930-м гг. практически исчезли. С этого времени начинается опыт нелегальной самоорганизации немцев, проживающих в России, в борьбе за свои гражданские права, а потом и за сохранение нации.
В 1990-х гг. возникают общественные и культурно-образовательные общества и организации, получившие возможность легальной работы. В современных условиях самоорганизация выступает важным фактором этнического развития российских немцев в становлении гражданского общества. Самоорганизация российских немцев определялась историческими условиями. Исследование их истории свидетельствует о развитии различных уровней и направлений самоорганизации. {1}
Наиболее эффективные результаты были достигнуты в следующих сферах:
1) хозяйственно-экономической (различные формы взаимопомощи, в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др.);
2) социальной, оказавшейся наиболее успешной (различные общества попечительства, взаимопомощи, благотворительности, в организации которых большую роль играла церковь);
3) образовательной (образовательные учреждения различного типа);
4) культурной (музыкальные объединения, народные театры, библиотеки).
В послереволюционный период, особенно в условиях формирования тоталитарного режима направления самоорганизации российских немцев уменьшается. Одновременно возникают и развиваются легальные и нелегальные формы самоорганизации в политической сфере в защиту своих гражданских прав. В послевоенный период активизировалась самоорганизация, направленная на создание условий сохранения и развития этнокультурной особенности. На протяжении всей истории российских немцев накапливался опыт успешного межэтнического взаимодействия.
В современных условиях самоорганизация выступает важным фактором этнического развития российских немцев в становлении гражданского общества.
Новизна состоит в том, что реферат является комплексной работой, рассматривающей деятельность немецкого населения проживающего в Астрахани и Нижневолжском регионе с XVIII по XX век. Автор дает собственную оценку влияния различных социальных групп немецкого населения на развитие региона в XVIII- XX веках.
Исследования охватывают архивные материалы, хранящиеся в центральном архиве Астраханской области (ГААО), это, прежде всего, документы, касающиеся истории Астраханской губернии. Изучение фондов Областной библиотеки, об истории Астраханского края с его многонациональным составом. Можно не знать когда немцы появились в низовьях Волги в качестве постоянных ее обитателей. Но вот в газете «Астраханские губернские ведомости» отчет об открытой в Астрахани в 1838 году на пожертвования общественности первой публичной библиотеки и находим среди имен жертвователей немецкую фамилию Швейцер - ее обладатель пожертвовал в библиотеку 1000 книг. Астрахань говорила, читала и писала на всех языках мира: русском, французском, немецком, армянском, персидском, татарском и прочих языках. Многие из них преподавались в учебных заведениях города, которых становилось все больше; формировалась своя научная интеллигенция, владевшая основными европейскими языками, все это подтверждается книгами, журналами, картами, которые хранятся ныне в Отделе редких книг Областной научной библиотеки.
«Немецкая грамматика, сочиненная в пользу и употребление благородного юношества при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе», 1760 г. Эта переработанная И.М. Гречем немецкая грамматика И.Х. Готшеда сменила многих хозяев, прежде чем оказалась в фондах библиотеки. Сохранился и "Полный немецко-российский лексикон, из большого грамматикально - критического словаря г. Аделунга" (СПб., 1798). В библиотеке хранятся описания всех Академических экспедиций XVIII века, причем на разных языках (Паллас, например, присутствует на родном немецком, в переводах на русский и французский). «Путешествие по России для исследования трех царств природы» (СПб., 1777) Самуила Готлиба Гмелина в переводе на русский язык, но весь картографический материал остался на немецком языке. Часть вторая посвящена пребыванию ученого в Астрахани - он находился здесь целый год: с начала августа 1769 по пятое июня 1770 года. Многочисленные труды Петра Симона Палласа на русский язык переведены не все. Так, например: «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 гг.» (Лейпциг, 1799), с гравюрами, раскрашенными от руки, до сих пор не переведены на русский язык, во всяком случае первый том, а именно в этом путешествии Паллас лично находился в Астрахани, методично и пунктуально описал экономику, торговлю, ремесла, религиозные концессии Астраханцев. Вообще, книги этого удивительного периода: XVIII века - века Просвещения - представлены в библиотеке весьма неплохо. Это и огромные фолианты (большие, толстые книги) и «крошки»(маленькие книги) естественно-научного содержания, многие книги гораздо старше 250 лет. Из книг по искусству изданная в Берлине в 1791 году книга знаменитого ученого-искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана «Древние памятники искусства».{2}
Подводя итог, можно отметить, что несмотря на большое количество литературы о «российских немцах» XVIII-XX вв., многие аспекты их истории остаются неизученными. Несмотря на работу исследователей этой проблемы, комплексного исследования истории немцев Среднего Поволжья и Астраханского региона до настоящего времени не проведено и поэтому эта работа попытка исследования деятельности немецкого населения.
Целью данной работы - является исследование и анализ деятельности связанный с развитием немецкой этнической группы и опыта межэтнического взаимодействия в Астраханском регионе,XVIII - XX веков.
Задачи исследования.
Отдельные проблемы развития нашего региона нашли отражение в современных исследованиях: общественные организации Нижнего Поволжья на рубеже XIX – XX вв.{20}, «Повседневная жизнь провинциальных городов Нижневолжского региона в конце XIX – начале XX веков»{21}, «Природа и история Астраханского края», «Роль этнического фактора в развитии Астраханской области», газета «Астраханские известия», «Волга», «Социальная работа с российскими немцами в Астраханской области». В начале XX в. появляется ряд работ, созданных профессиональными исследователями — историками, этнографами, социологами, посвященных различным аспектам иностранной колонизации в России. Особенно много публикаций по «немецкой проблеме» увидело свет накануне первой мировой войны.
Среди авторов можно назвать А.Е. Богдановского, СП. Шелухина, К.Э. Линдемана, и др.1 В этих работах имеются многочисленные данные о колонистах-помещиках и процессе капиталистического развития, рассматриваемые материалы, позволяют осуществить цель данной работы.
1. Страницы прошлого
Потертые папки, пожелтевшие документы доносят дух давно ушедшего времени, воскрешают людей и минувшие события. А ведь мы живы благодаря прошлому и без его корней давно бы пропали. Многое безвозвратно исчезло, и только документы могут рассказать о том, что было и никогда уже не повторится. Не только красотой своей привлекала Астрахань, расположенная на необычайно оживленных торговых путях из Персии на среднее и верхнее течение Волги, а также из Средней Азии в Европу и по крымскому шляху на северное Причерноморье, Астрахань самой судьбой была обречена на счастливое и безбедное существование, а тут ещё сказочные рыбные сокровища, прославленные во всей Европе черная икра и красная рыба.{3}
Во времена Петра Великого наплыв иноземцев, и прежде всего немцев в Астрахань, становится особенно заметным.. Петровские преобразовательные реформы были ориентированы на внедрение нового быта, близкого к европейскому. Был издан даже высочайший манифест об их найме на русскую службу «дабы наши подданные могли тем более и удобнее научиться поныне им неизвестным познаниям и тем искуснее становиться во всех торговых делах». И так в 1702 году немецкая община насчитывала около 100 человек.
Накануне первой мировой войны Астрахань являлась крупным промышленным и торговым центром на юго-востоке России. Здесь были сосредоточены экономические интересы деловых кругов многих европейских держав, что и послужило основанием для появления в Астрахани в конце XIX - начале XX столетия нештатных консульских представителей и агентов ряда государств Европы. В их обязанности входила, как можно судить по верительной грамоте германского вице-консула А.К. Рейхардта, всемерная поддержка в регионе деловых кругов этих стран. Нештатное германское вице-консульство располагалось в Астрахани с 1910 по 1914 год в доме №7 по набережной Варвациевского канала, принадлежащем до 1917 года секретарю Астраханского дворянского собрания Федору Иосифовичу Смольянинову. Доверенный Астраханского отделения “Торгового товарищества К. Элухен в г. Нижнем Новгороде” Альберт Карлович Рейхардт, являющийся нештатным германским вице-консулом в Астрахани, снимал в этом доме весь второй этаж. Выбор дома был неслучаен. Сам Рейхардт был женат на поволжской немке. Женой хозяина дома Ф.И. Смольянинова была также поволжская немка Лидия Михайловна Миллер – дочь знаменитого сарептского “горчичного короля” Миллера, на приданое которой, собственно, и был выстроен редкий в Астрахани двухэтажный дом в псевдоготическом стиле на берегу Варвациевского канала.
Любопытно, что и весь близлежащий квартал набережной Варвациевского канала был также активно посещаем немецким населением Астрахани. Неподалеку в доме №55 жили наследники владельца аптеки Кондратия Андреевича Либиха, одна из дочерей которого, Эмилия Кондратьевна, была замужем за родственником Миллера. На прием к Альберту Рейхардту частенько приходили и сам Миллер с супругой, владелец дома Федор Иосифович Смольянинов с супругой Лидией Михайловной Миллер, наследники владельца аптеки Либиха, Луиза Кондратьевна Буттер, владелец английского магазина Н.Н. Керн, В.К. Шарлау – владелец крупнейшей кондитерской в Астрахани и многие другие астраханские немцы.{13}
С начала первой мировой войны в Астрахани резко усилились антигерманские настроения. В подобной атмосфере исполнять консульские полномочия было немыслимо, и А.К. Рейхардт как российский подданный, страна которого вступила в военную конфронтацию против Германии, вынужден был 12 августа 1914 г. добровольно сложить с себя обязанности германского вице-консула. По сведениям Н.А. Яцковой“А. Рейхардт, хотя и отказался от исполнения консульских обязанностей Германской Империи в Астрахани, продолжал жить в городе вместе с семьей”.
После революции на основе положения о муниципализации дом Ф.И. Смольянинова был муниципализирован и принят на учет. Интересно, что протокол в числе прочих жильцов подписан также и М. Рейхардтом (родственником А. Рейхардта). Муж и жена Рейхардт стали обычными жильцами, снимающими жилье у Астраханского муниципалитета. По словам Н.А. Яцковой, в 1937 году обоих Рейхардтов обвинили в шпионаже в пользу Германии, арестовали, конфисковали имущество и впоследствии выслали в Казахстан. Однако по ходатайству племянника жены Рейхардта, работавшего в крупной должности на Горьковском автозаводе, в 50-х годах они были освобождены и переехали позднее в г. Горький (ныне – Нижний Новгород), где и умерли”.
2. История заселения Астраханского края
Уже со второй половины XVI века в Астраханский край, наряду с русскими, начали прибывать армяне, бухарцы, хивинцы, персы, индийцы. Их привлекала выгодная торговля с Московским государством, поскольку правительство поощряло развитие торговли с восточными странами, предоставляя различные льготы заморским купцам. С XVII века в Астрахани появляются гостиные дворы персов, армян, индийцев, учреждаются торговые компании. Однако одними из первых здесь стали обосновываться армяне, многие из которых со временем превратились в местных жителей. «Город Астрахань снаружи, с Волги, имеет довольно красивый вид, по множеству башен и колоколен», — писал об Астрахани участник гольштинского посольства Адам Олеарий ещё в 1636 году, и это лестное для современных астраханцев мнение о нашем городе многие годы служило ориентиром для немецких переселенцев, начавших приезжать в Россию вскоре после распространения реформации по Западной Европе.
Основными причинами переселения немцев являлись притеснения со стороны местных властей: высокие налоги, малоземелье, войны, болезни, а главнейшая из причин - гонения за веру. С гербом Мартина Лютера - основателя евангелическо-лютеранской веры - немцы переселялись в Россию, в частности в Астрахань, где получали бесплатно казенные земли, не платили налоги 30 лет, имели право сохранять свой уклад жизни и свободу вероисповедания.{8}
В 30-х годах ХVIII века степи Северного Прикаспия стали местом обитания калмыков. Перекочевав с Северного Кавказа, в астраханских степях в 1740 году появились татары. Присоединившись к калмыкам, они в 1755 году приняли русское подданство. В конце ХVIII века на территории Астраханского края появились казахи. В 1799 году при посредничестве командира Астраханского казачьего полка Попова, хан одной из Казахских Орд Букей начал переговоры с русским правительством о получении русского подданства. В 1801 году Павел I дал на это согласие. Орда получила название Букеевской. Следует также отметить, что исторически многочисленной группой в Астраханском крае было татарское население.{24}
По первой Всероссийской переписи населения 1897 года в Астраханской губернии, площадь которой составляла 207193,3 квадратных верст, проживали 994775, жителей. В 1915 году население губернии составляло 1430000 человек. {22}
Своеобразием населения был его полиэтнический состав. Здесь были русские и поляки, немцы, калмыки и татары, малороссы. Казачество являло пример религиозной терпимости. Хотя подавляющее большинство казаков были православными, среди них были, кроме того, мусульмане, католики, старообрядцы. К началу XX века в Астраханской губернии проживали 1241432 человека. Славянская группа населения была преобладающей, она в целом объединяла 733563 человека. Другие национальности распределились следующим образом: казахов - 279321; калмыков - 143674; татар - 65456; армян -- 9724; немцев - 3382; евреев - 2597; персов - 1259, французов и англичан - 45, прочих - 50 человек. Таким образом, к этому времени Астраханский край, ранее пустынный и необжитый, был в основном заселен, это было прочной основой для дальнейшего социально-экономического развития Астраханской губернии, несмотря на её этническое разнообразие. Статистика последних лет говорит о том же разнообразии. {23}
Национальный состав Астраханской области
Национальность | Численность(чел. в 2006 г.) | % от общего |
Русские | 700 561 | 69,69% |
Казахи | 142 633 | 14,19% |
Татары | 70 590 | 7,02% |
Украинцы | 12 605 | 1,25% |
Чеченцы | 10 019 | 1,00% |
Азербайджанцы | 8 215 | 0,82% |
Калмыки | 7 162 | 0,71% |
Армяне | 6 309 | 0,63% |
Ногайцы | 4 570 | 0,45% |
Цыгане | 4 331 | 0,43% |
Аварцы | 4 217 | 0,42% |
Лезгины | 3 646 | 0,36% |
Даргинцы | 3 550 | 0,35% |
Лица, не указавшие национальность | 2 963 | 0,29% |
Белорусы | 2 651 | 0,26% |
Туркмены | 2 154 | 0,21% |
Корейцы | 2 072 | 0,21% |
Немцы | 1 389 | 0,14% |
Кумыки | 1 356 | 0,13% |
Грузины | 1 212 | 0,12% |
Чуваши | 1 171 | 0,12% |
Турки | 1 128 | 0,11% |
Узбеки | 1 030 | 0,10% |
Евреи | 1 011 | 0,10% |
Мордва | 924 | 0,09% |
3.Немецкая колония в Астрахани и лютеранская кирха.
В 1702 г. немцами в Астрахани была организована евангелическо- лютеранская община. В 1710 г. был построен молитвенный дом, преобразованный спустя 10 лет в церковь-кирху. В 1727 году Астрахань посетила чума, произведшая опустошительное действие на поселения, а в 1729 году все лютеранские постройки: кирха, пасторат, церковная школа и кирочный архив горели дотла. Оправиться удалось не сразу, немцев в Астрахани осталось совсем немного. Помог известный естествоиспытатель, глава медицинской части в Российской Империи доктор Лерхе. Его стараниями в том же году деревянная кирха была восстановлена.В 1747 году в связи с перестройкой Астраханского кремля астраханскими властями было решено перенести лютеранскую церковь в Армянскую слободу, в Заканавье. Так как у лютеран не хватало собственных средств на перенос здания кирхи, то материальную помощь в виде пожертвований им оказывали астраханцы разных национальностей и вероисповеданий. И лютеранская церковь была перемещена в район Армянской слободы, впоследствии числящейся как 14-ый околодок 5-го участка г. Астрахани, в квартал, ограниченный улицами Крестовой (ныне ул. Мечникова), Кирочной (ныне ул. Спартаковская), Петропавловско-Армянской (ныне ул. З. Космодемьянской), Калустовской (ныне ул. Дарвина).{5}
В царствование императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году на этом же месте рядом с обветшалой от времени старой лютеранской церковью на улице Крестовой была построена новая, очень скромная по виду и небольшая по размерам деревянная кирха, которая прослужила немецкому евангелическо-лютеранскому приходу 133 года вплоть до момента освящения вновь выстроенной в 1892 году каменной церкви. Об этой деревянной кирхе упоминается в статье «О церквах» в разделе «Иноверческие церкви» в астраханских «Епархиальных ведомостях» №12 от 15 июня 1887 года: «Лютеранская деревянная ветхая церковь». В 1887 году в совет евангелическо-лютеранской церкви входили: пастор Герман Егорович Гальмстрем, выпускник Дерптского университета, отличённый наперстным крестом в должности с 1861 года, купцы Яков Иванович Шмидт, Илья Федорович Вирц, Виктор Самойлович Гальдбах и Роберт Богданович Фойгт.
С начала XIX века немецкая община приступила к сбору средств на постройку новой кирхи. Но пожертвования были невелики: за 67 лет с 1821 по 1888 годы было собрано всего 12.570,5 рублей. В 1892 г. на средства лютеран России была построена каменная кирха. Авторы проекта - архитекторы Константин Домантович и Мильде-строитель здания, автор таких известных в Астрахани памятников архитектуры, как дом Губина (ул. Красная Набережная, 7), дом Григорьева (ул. Р. Люксембург, 7 – ныне Театр кукол). Интересно, что рисунки внутреннего интерьера, алтаря, хоров и пасторской кафедры составил архитектор Мильде, строитель здания Берлинского рейхстага. За время строительства с 1888 по 1892 годы было собрано в виде пожертвований ещё 15.000 рублей. Вся постройка здания и его внутреннее убранство обошлось в 27.000 рублей. 14 июня 1892 года вновь выстроенная каменная кирха была торжественно освящена. В старой деревянной лютеранской церкви была совершена прощальная служба, после чего в новое здание перенесли священные предметы. Общество «Братья Нобель» пожертвовало орган, изготовленный в Штутгарте на фабрике Валькер, которая в то время изготавливала второй по величине в мире орган для Домского собора в Риге.
И полетели в адрес новой кирхи восторженные отзывы. Как писали местные газеты, каменная кирха была «очень изящна». Её здание завершалось высокой восьмериковой башней с шатром, бывшей выразительным акцентом в южной части города. Большое впечатление производили три больших «готических окна, составленные из разноцветных стекол, изображающих картины из жизни Спасителя». Изображение «Тела Христова» и престольный крест являлись копиями с оригиналов датского скульптора. Одного из крупнейших представителей позднего классицизма Бертеля Торвальдсена. Люстры работы Дросс из Дерпта (ныне Тарту) были подарены Л. и П. Хлебниковыми. Итак, в Астрахани появился прекрасный памятник архитектуры и замечательный концертный зал, в стенах которого звучали и шедевры духовной музыки: оратории Гайдна, фуги Баха, различные произведения Моцарта. 15 августа 1893 года орган был освящён.
Увеличивавшаяся численность немецкой колонии в Астрахани потребовала учреждения поста нештатного вице-консула Германской империи. Повелением лично Вильгельма II первым вице-консулом был назначен Альберт Рейхардт.
Первая мировая война, принесшая неисчислимые страдания для миллионов европейцев, вызвала волну немецких погромов в городах России. Не избежала погромов и Астрахань. Немецкие магазины были разграблены, большинство немецкого населения выехало из города за несколько недель до начала войны. Казалось, что нации, сыгравшей столь значительную роль в жизни Астрахани, не суждено более вернуться на свою вторую Родину. Однако множество немецких и австрийских военнопленных, оказавшихся в Астрахани после военных кампаний 1914-1915 годов, быстро нашли общий язык с местным населением. Многие из них остались в городе после войны, женившись на русских девушках.
До середины 20-х годов проводились богослужения в лютеранской кирхе. Затем проводимая мощная антирелигиозная пропаганда вылилась в массовое упразднение религиозных общин, разрушение культовых сооружений. Лютеранская кирха, первоначально превращенная в клуб, в дальнейшем была перестроена в жилой дом. В настоящее время здание кирхи утрачено как культовое сооружение, а новый жилой дом не представляет исторической и архитектурной ценности и не может быть поставлен на государственную охрану. Пасторат и церковно-приходская школа до середины сороковых годов служили детприемником НКВД, а после и до настоящего времени отведены под областной туберкулезны диспансер.{4}
С началом второй мировой войны заметно поредела немецкая община Астрахани. Немецкое население города и области было выселено в Казахстан. Само упоминание о поволжских немцах грозило неосторожному астраханцу политическими преследованиями. Так было до 80-х годов. В настоящее время здание кирхи возвращено немецкой общине. В 1992 г. в г. Астрахани немцами была восстановлена община при евангелическо-лютеранском приходе. Архивные документы наглядно убеждают в многовековой традиции сосуществования России и Германии, в стремлении сотрудничать и добрососедствовать.
Во время второй мировой войны, многие оказавшиеся в плену под Сталинградом немцы и румыны были переведены в Астраханский округ. Поведение советского лагерного начальства было достаточно добродушным. Клаус Фритцше, радист сбитого немецкого бомбардировщика, попросил об экскурсии по городу, и она была проведена!
Вот, например, данные по Астраханскому лагерю № 60, начальником которого стал полковник госбезопасности П.И.Мазурин: февраль — 400 чел, март — 1039 чел., апрель — 527 чел., май — 66 чел, июнь — 1 чел. Особняком стоял сельскохозяйственный лагерь в Таболе, Камызяк. Он открылся в августе 1943 года и содержал чуть больше ста военнопленных. Непривычный к астраханскому климату Фритцше описывает его чуть ли не как курорт, правда, не вполне благоустроенный. Вторая волна пленных начала поступать осенью 1944 года, из Румынии. Двумя эшелонами прибыло 5900 человек. Они работали на рыбозаводах им. Трусова, им. Кирова, им. Крупской, строили электростанцию на Болде, заготавливали лед для рыбной промышленности, возводили СЛИП, ремонтировали суда на судоверфи им. Кирова. Часть пленных была направлена за пределы города — добывать соль на озере Баскунчак, ремонтировать суда на заводе во Владимировке (совр. Ахтубинск).
К новому 1945 году в лагере состояло 5604 пленных, почти исключительно немцев На 1 января 1946 года контингент лагеря насчитывал 4128 человек, в том числе 2643 немца (с австрийцами), 1286 венгров (с русинами), 126 румын и 16 словаков. Смертность упала до 29 человек, но в госпиталь отбыло 1084 пленных — сказывалось нервное напряжение и ожидание отбытие на родину. Однако назад отпустили только словаков и русин. Впервые лагерь стал окупаемым — при расходах на содержание контингента в 10,1 млн. руб. было произведено продукции и услуг на сумму 10,4 млн. Побегов не было.
Далее численность контингента лагеря менялась так: на 1 января 1947 года 3326 человек, на 1 января 1948 года — 3090 человек, на момент расформирования лагеря № 204, то есть на 1 августа 1948 года, — 1340 человек. За два года лагерь произвел продукции на 16.8 млн. руб. при расходах на содержание в 23.0 млн. руб.
За пять лет пленные построили электропаросиловую станцию мощностью 3000 квт-час, 53 четырехквартирных дома, 30 стапельных мест СЛИПа, десятиквартирный дом, клуб речников на 300 мест, отремонтировали 140 судов, построили 18-квартирный дом на заводе им. Ленина, два здания у нефтебаз, Астраханскую ГРЭС, 50-квартирный дом для энергетиков, проложили 2 км железнодорожных путей, построили три зерносклада и ряд иных объектов.
4.Немецкие пленные в Астрахани
Есть интересные истории русских немцев, вот одна из них. «31 декабря 1944 года», - вероятно, время создания самой книги, приуроченной к Новому 1945 году. Литера «К» означает начальную букву фамилии создателя книги - лагерного художника К.Э. Кунова, подарившего эту книгу лагерному врачу В.Я. Фельде, спасшему его от смертельного недуга. Интересно, что они оба были немцами, а книга написана преимущественно по-русски, за исключением нескольких фраз по-французски и по-латыни.
Важно другое. В судьбе этого человека, как в зеркале, отразилась трагедия обрусевших немцев.
Выходец из многодетной немецкой семьи города Астрахани (его отец Генрих Яков был управляющим банком) он был восьмым из девяти детей. Несмотря на то, что Фельде приехали в Россию еще при Екатерине II и заметно обрусели, дети были крещены в лютеранской вере. В дальнейшем Виктору Яковлевичу пришлось при поступлении в октябре 1918 г. добровольцем в Красную армию - в оркестр 1-го астраханского мусульманского пехотного полка - скрыть свое социальное происхождение и даже место рождения. В справке, выданной Центральным государственным архивом Красной Армии 31 декабря 1955 г., в качестве места рождения указана Лесно-Карамышской волость Камышинского уезда Саратовской губернии.
Скупые строчки архивных справок позволяют восстановить, хотя и весьма схематично, военную биографию В.Я. Фельде: в августе 1919 г. он служил переписчиком в перевязочном отряде 3 бригады 32 строительной дивизии, а 31 января 1920 г. снят с довольствия, как отправленный в лазарет и не явившийся в часть более месяца. Однако, 26 июня этого же года Фельде зачислен в списки штаба как письмоводитель. В конце января 1921 г. он наконец был уволен в бессрочный отпуск оперативным управлением 4-й армии Южного фронта, хотя в запас был переведен только в октябре 1926 года). Тем не менее, 26 февраля 1921 г. Виктор Яковлевич был зачислен на медицинский факультет Таврического университета, а в июне 1926 г. завершил обучение в Саратовском государственном университете. В конце декабря этого же года молодой врач женился на Софье Ефимовне Кузнецовой. Вскоре молодая семья переехала в Республику Немцев Поволжья, где В.Я. Фельде работал врачом в селе Кеппенталь до 1933 г. Здесь у молодых супругов в 1927 г. родилась дочь Джемма, а в 1928 г. вторая дочь - Ирина. В 1933 г. семья переехала в город Ессентуки, где Виктор Яковлевич получил место главного врача.
Безоблачная семейная жизнь была неожиданно прервана в октябре 1941 г., когда всю семью сослали в Томскую область. Советские немцы выселялись с территории Поволжья, Кавказа и Крыма якобы за тесные «связи с третьим рейхом». При отъезде разрешалось взять с собой только минимум вещей, поэтому многие не выдерживали тяжелых условий в пути и местах нового поселения и погибали. Размещение переселенцев также встречало большие трудности: не хватало элементарного жилья и продовольствия. Хотя 90% немцев размещалось в колхозах, но только 50% из них были наделены приусадебной землей. Были районы, где спецпереселенцев далеко не сразу удавалось обеспечить и работой. Наркоматы устраивали для спецпоселенцев особый режим, лишающий немцев определенных Конституцией 1936 г. гражданских прав и свобод. Виктор Яковлевич сначала был направлен врачом в поселковую больницу Зырянского леспромхоза, но в марте 1942 г. на основании приказа ГКО СССР N1123сс от 10 января 1942 г. мобилизован в трудовую армию - в рабочую колонну при Волжском железнодорожном строительстве НКВД, где находился на положении вольнонаемного рабочего. Но позднее, вероятно в 1944 г., он был переведен на строительство Широковской ГЭС в городе Кизел, где в условиях Широклага оказалось востребованным его медицинское образование.
В январе 1946 г. приказами НКВД СССР были ликвидированы «существовавшие ранее в местах расселения мобилизованных зоны (лагеря)», а мобилизованные немцы размещались в общежитиях и получили право перевода своих семей к месту работы на постоянное жительство. Однако В.Я. Фельде был переведен на положение спецпереселенца только в мае, а семья смогла воссоединиться лишь в августе 1946 г. В октябре того же года они переехали в город Днепродзержинск, где Виктор Яковлевич продолжал работать врачом до конца 1960-х гг. и, выйдя на пенсию, скончался в 1976 г.
Во время второй мировой войны, многие оказавшиеся в плену под Сталинградом немцы и румыны были переведены в Астраханский округ. Поведение советского лагерного начальства было достаточно добродушным. Клаус Фритцше, радист сбитого немецкого бомбардировщика, попросил об экскурсии по городу, и она была проведена!
Вот, например, данные по Астраханскому лагерю № 60, начальником которого стал полковник госбезопасности П.И.Мазурин: февраль — 400 чел, март — 1039 чел., апрель — 527 чел., май — 66 чел, июнь — 1 чел. Особняком стоял сельскохозяйственный лагерь в Таболе, Камызяк. Он открылся в августе 1943 года и содержал чуть больше ста военнопленных. Непривычный к астраханскому климату Фритцше описывает его чуть ли не как курорт, правда, не вполне благоустроенный. Вторая волна пленных начала поступать осенью 1944 года, из Румынии. Двумя эшелонами прибыло 5900 человек. Они работали на рыбозаводах им. Трусова, им. Кирова, им. Крупской, строили электростанцию на Болде, заготавливали лед для рыбной промышленности, возводили СЛИП, ремонтировали суда на судоверфи им. Кирова. Часть пленных была направлена за пределы города — добывать соль на озере Баскунчак, ремонтировать суда на заводе во Владимировке (совр. Ахтубинск).
К новому 1945 году в лагере состояло 5604 пленных, почти исключительно немцев. На 1 января 1946 года контингент лагеря насчитывал 4128 человек, в том числе 2643 немца (с австрийцами), 1286 венгров (с русинами), 126 румын и 16 словаков. Смертность упала до 29 человек, но в госпиталь отбыло 1084 пленных — сказывалось нервное напряжение и ожидание отбытие на родину. Однако назад отпустили только словаков и русин. Впервые лагерь стал окупаемым — при расходах на содержание контингента в 10,1 млн. руб. было произведено продукции и услуг на сумму 10,4 млн. Побегов не было.
Далее численность контингента лагеря менялась так: на 1 января 1947 года 3326 человек, на 1 января 1948 года — 3090 человек, на момент расформирования лагеря № 204, то есть на 1 августа 1948 года, — 1340 человек. За два года лагерь произвел продукции на 16.8 млн. руб. при расходах на содержание в 23.0 млн. руб.
За пять лет пленные построили электропаросиловую станцию мощностью 3000 квт-час, 53 четырехквартирных дома, 30 стапельных мест СЛИПа, десятиквартирный дом, клуб речников на 300 мест, отремонтировали 140 судов, построили 18-квартирный дом на заводе им. Ленина, два здания у нефтебаз, Астраханскую ГРЭС, 50-квартирный дом для энергетиков, проложили 2 км железнодорожных путей, построили три зерносклада и ряд иных объектов.
5. Знаменитые немцы-астраханцы
Газенкампф Михаил Александрович
Губернаторство Михаила Александровича проходило на конец 19 века.
Дворянин Петербургской губернии, воспитанник Второго кадетского корпуса, он окончил кур Николаевской академии Генерального штаба, проявил блестящие способности и замечательное усердие в учебе, был награжден малой серебряной медалью.
13 июня 1862 года поступает на службу в Калужский пехотный полк, откуда в 1863 году был определен в лейб-гвардии Московский полк. В 1870 году окончил Академию Генерального штаба и был переведен в Генеральный штаб капитаном. В 1873году Михаил Александрович, будучи уже в чине подполковника, был назначен адъютант-профессором Военной академии, а в 1874 году утвержден профессором Военной академии. В 1884 году он был произведен в генерал-майоры, а в 1889 году удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1894 году был произведен в генерал-лейтенанты.
4 ноября 1895 года состоялось его назначение астраханским губернатором и наказным атаманом. «На службе в Астрахани он проявил себя в высшей степени гуманным начальником и добрым человеком, весьма ровного и спокойного характера» - свидетельствует автор «Истории Астраханского казачьего войска» И.А.Бирюков.
Особое внимание Михаил Александрович уделял вопросам благоустройства города. Сама губерния нуждалась в постоянной заботе о санитарном состоянии: частые вспышки заболеваний, вызванные нездоровым климатом, были весьма характерны в ту пору для Астрахани. Так, во второй половине 1899 года в близлежащих селах от города Царев, в частности в селе Колобовка, появилась чума, в этот же период в приморских участках Красноярского уезда были зарегистрированы случаи повальной болезни чумы, в двух киргизских аулах – Шикине-Арау и Кене-Арау. О появлении заболеваний было извещено в Астрахань. Михаил Александрович сделал срочное распоряжение – оцепить аулы – и довел до сведения Высочайше утвержденной сани тарно-исполнительской комиссии о положение дел. Комиссия поручила лично губернатору отправиться в зараженные аулы, предоставив ему медицинский персонал и денежные средства. Вместе с Газенкампфом были направлены врачи-специалисты бактериологи, патологоанатом профессор Виноградов. «Астраханский справочный листок» 12 (24) января 1990 года отмечал, что в начале зимы, 9 декабря, ввиду весьма экстренных обстоятельств губернатор «спешно уехал в восточную приморскую часть нашего края на Джамбай» - пустынную и редконаселенную окраину губернии, где никогда ни один губернатор не был. Постоянной дороги там не было на 200-280 верст. Именно здесь, на маленьком пороховинском промысле Синякова, в тесной коморке пришлось астраханскому губернатору жить более месяца вплоть до 10 января. Обстоятельства были чрезвычайные, они требовали срочных и смелых действий, и губернатор взял на себя обязанность всех острых вопросов по созданию охраны. Были приняты все необходимые меры по заграждению от чумы близлежащих населенных пунктов и рыбных ловель. Город избежал чумы вследствие энергичных действий и мер, предпринятых губернатором. Здесь были и личное мужество, и талант руководителя, и прекрасные человеческие качества – сострадание, милосердие, терпимость.
Перекресток улиц Совецкого и Кирова – один из самых оживленных в Астрахани. Его считают визитной карточкой города и любимейшим местом отдыха астраханцев. Теплыми летними вечерами местная молодежь «тусуется» в Кировском скверике и на новых уютных скамеечках в Братском саду. Здесь начинаются романтические свидания, происходят самые невероятные встречи и знакомства. Однако мало кто из молодых астраханцев знает, чтоугловое старинное двухэтажное здание, из верхних окон которого открывается живописный вид на прогулочную городскую зону, был некогда известен в народе, как Дом Губернатора.
Литература
Хемницер Иван Иванович
В истории русской культуры осталось славное имя одного из первых баснописцев И. Хемницера, сына военного лекаря из Енотаевского гарнизона, расквартированного в уездном городке Астраханской губернии. Хемницер Иван Иванович (1745–1784) – русский поэт-баснописец. Родился 5 января 1745 в Енотаевской крепости Астраханской губернии, в семье военного штаб-лекаря. Родители – немцы. Отец, уроженец Саксонии, при Петре I служил в России полковым лекарем, потом – инспектором Сухопутного госпиталя. Обучал сына немецкому и латинскому языкам и арифметике. В Астрахани Иван Хемницер обучался русскому языку, чтению, письму, арифметике и геометрии.
В 1755 семья переехала в Петербург. Там Хемницер учился у преподавателя латинского языка при врачебном училище, изучал историю и географию.
Скрыв свой малолетний возраст, поступил в солдаты пехотного Шлиссельбургского полка, где вскоре получил сержантский чин. Участвовал в Семилетней войне (1756–1763) и походе на Пруссию. В 1762 назначили адъютантом графа Ф.А.Остермана. В 1766 получил чин поручика. Несмотря на долгую службу, военное поприще его мало интересовало. В 1769 ушел в отставку. В 1770, увлекшись минералогией и горным делом, поступил на службу в Горное училище горного ведомства. В то же время знакомится с поэтом, художником, архитектором Н.А.Львовым, который вводит его в круг Г.Р.Державина, В.В.Капниста и прочих столичных литераторов. Видимо, под их влиянием приступает к первым литературным опытам, которыми стали Ода на славную победу, одержанную победоносной армией… при городе Журже, и на завладение онаго города февраля 4 дня 1770 года и Ода на славную победу, одержанную… над турками и татарами при устье реки Кагулы … июля 21, 1770 года – сочинения, не выходившие за рамки классицистического канона.
Значительная часть литературного наследия Хемницера – его эпиграммы – остроумные насмешки над эпигонами классицизма, прежде всего Д.И.Хвостова. Ни сатиры, ни эпиграммы при жизни Хемницера не публиковались. В историю русской литературы он вошел прежде всего как баснописец, предшественник И.А.Крылова.
В 1779 он издает первую книгу басен под заголовком Басни и сказки N…N. Издание включало тридцать три басни (две из них под рубрикой «Чужие басни» были написаны Н.А.Львовым). Биограф Хемницера передает, что его друзья Львов и Капнист уговаривали его издавать басни под своим именем, но тот отказался, боясь, что это повредит ему на службе.
До 1855 басни Хемницера издавались 36 раз – рекорд среди писателей 18 столетия и красноречивое свидетельство его популярности. В.Г.Белинский писал, сравнивая творчество Хемницера с Капнистом и Богдановичем: «Хемницер важнее остальных двух в истории русской литературы: он первым баснописцем русским (ибо притчи Сумарокова едва ли заслуживают упоминания), и между его баснями есть несколько истинно прекрасных и по языку, и по стиху, и по наивному остроумию». Критик справедливо отмечал, что Крылов и вся русская литература «много обязаны Хемницеру».
Жители нашего региона гордятся наследием своего земляка поэта-баснописца Ивана Ивановича Хемницера, сына военного лекаря из Енотаевского гарнизона. В своих баснях он высмеивал ненасытность придворной челяди, смело осуждал уродливые социальные явления.{21}
ЧУЖАЯ БЕДА
Ужли чужой беде не должно помогать?
Мужик вез сена воз на рынок продавать.
Случился косогор: воз на бок повалился.
Мужик ну воз приподымать
И очень долго с возом бился,
Да видит, одному не совладать:
Прохожих в помощь призывает,
Того, другого умоляет.
Тот мимо и другой,
Всяк про себя ворчит: „Да что-ста, воз не мой,
Чужой!“
Услуга никогда в потерю не бывает.
Фармацевтика и врачебное дело
Карл Иванович Оссе
Среди старейших аптекарей Астрахани особое место занимает Карл Иванович Оссе, основавший в нашем городе одну из первых вольных (частных) аптек первой половины XIX века.
Не окончив полного курса Санкт-Петербургской губернской гимназии, Оссе поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию и через 2 года, в 1826 году, выдержал экзамен, утвердивший его в звании кандидата фармации первого отделения. Еще через 2 года он получил звание провизора второго отделения, став помощником столоначальника в Медицинском департаминте МВД Российскойй империи. Проработав там 5 месяцев, Оссе подал прошение об увольнении и выехал в Астрахань, где открыл свою аптеку на Полицейской улице в доме Кирилла Федорова (ныне это аптека №2 на улице Кирова). Карл Иванович отличался необыкновенной щедростью и бескорыстием, за что и был горячо любим астраханцами. Отпуская из своей аптеки бесплатно или с 50-процентной скидкой медикаменты на нужды лечебных заведений города, он неоднократно получал многочисленные благодарности. В 1835 году за деятельность по прекращению распространившейся в Астраханской губернии холеры Оссе был награжден золотыми часами с цепочкой, а в 1858 году совет Астраханского института благородных девиц объявил ему благодарность за безвозмездное снабжение сего заведения лекарствами.
В октябре 1837 года советом Императорского Казанского университета К. И. Оссе был утвержден аптекарем I степени. Астраханский приказ общественного призрения направил его в аптеку, находящуюся в доме Геллерта напротив городского полицейского управления. Оссе и здесь, обслуживая астраханскую бедноту, проявил высокие нравственные качества, отчисляя 290 рублей своего годового жалования на улучшение и устройство аптеки и ежегодно тратя 50 рублей положенных ему квартирных денег на благотворительность. За 9 лет службы в аптеке он отпустил беднякам за свой счет лекарств на сумму 1180 рублей серебом – по тем временам сумма не малая. В 1849 году Оссе был назначен иректором Александрийского приюта для мальчиков, которым руководил до самой смерти. . Сорок лет семья Оссе несла ауру добра, справедливости и культуры. За отличное содержаие приюта Карл Иванович неоднократно получал благодарности петербургского начальства, имел звания от титулярного до надворного советника, был награжден орденами Святой Анны I,II и III степени, Святого Владимира IV степени, Святого Станислава II и IIIстепени.
В настоящее времени по инициативе депутата германского бундестага доктора Вольфа Бауэра,уже несколько лет оказавыющего благотворительную медицинскую помощь астраханцам, в Германии создано общество имени К. И. Оссе – человека благородной и щедрой души.{22}
Александр Петрович Далингер
Не одно поколение астраханцев и жителей соседних территорий Казахстана и Калмыкии восстанавливали свое здоровье в Александро-Мариинской I обласной клинической больнице, но не всем известно, что у истоков ее создания стояли старейшие астраханские врачи – Александр Петрович Далингер и Николай Михайлович Никольский. Далингер родился и окончил мужскую классическую гимназию в Астрахани. Завершив образование В Санкт-Петербургское Военно-медицинской академии в 1879 году в одном выпуске со знаменитым физиологом И. П. Павловым и получив звание лекаря, Далингер в течение двух лет заведовал Камышинским уездной земской больницей, а затем вернулся в Астрахань, где работал врачом широкого профиля в женской Мариинской больнице. Одновременно он был и врачом Астраханской мужской гимназии.
В 1889 году Далингер получил звание доктора медицины. Во время эпидемии 1892 года он заведовал холерной больницей, после объединения Мариинской и Александровской больниц вначале работал там ординатором гинекологического и женского хирургического отделений, а с 1894 года стал старшим (главным) врачом городской соединенной Александро-Мариинской больницы. По данным заведующей музеем истории медицины Надежды Дикиной, 19 февраля (3 марта) 1876 года в доме Федорова на набережной Варвациевского канала (сегодня — угол набережной 1 Мая и ул. Муссы Джалиля) открылась бесплатная больница на 20 коек, названная Мариинской в честь государыни Марии Федоровны, известной многими благотворительными деяниями. В 1881 году на ул. Почтовой (Чернышевского) открылась Александровская (в память об Александре II) лечебница на 30 мест. В 1882 году больницы объединились административно, а еще через пять лет — и территориально. Решением городской Управы новому медицинскому учреждению была отведена Покровская площадь за кузнечной слободой, где оно сейчас и находится. Больница предназначалась для оказания бесплатной врачебной помощи «лицам обоего пола без различий званий и вероисповеданий». В конце позапрошлого века в больнице было два отделения — хирургическое и терапевтическое, на 65 коек. Постепенно больница разрасталась. До сих пор на ее территории сохранились корпуса, построенные на рубеже 19–20 веков. Кстати, в одном из этих зданий вот уже в течение 12 лет располагается музей истории медицины.{2}
В «Проекте предстоящих безотлагательных улучшений больничного дела», составленном им для городской Думы, он высказал ряд важных предложений, позволивших значительно повысить уровень медицинского обслуживания в Астрахани. Под его руководством строились новые больничные и административные корпуса, преображалась территория. Решая административные вопросы, Далингер оставался прекрасным врачом, количество произведенных им операций исчислялось тысячами. Несмотря на загруженность, он руководил и глазной лечебницей. Вместе с известными в Астрахани окулистами Т. Ф. Крамером и Н. С. Соколовым им было сделано почти 6 тысяч операций. Популярность и авторитет Далингера среди астраханцев были так велики, что в 1891 году его избрали гласным городской Думы сроком на четыре года. Автор 16 научных работ: “Медико-статистическое исследование татарского населения Астраханского уезда”, “Эпидемии в селе Джамбае” (ныне Никольское), “Офтальмологические наблюдения и опыт статистического исследования слепоты среди населения города Астрахани” и др. Далингер вел большую работу в обществе астраханских врачей, постоянно совершенствовал свои знания, часто выезжал в другие страны. Правительство высоко оценило заслуги врача перед Отечеством, наградив орденами св. Станислава и св. Анны II и III степени. Он прошел путь от коллежского асессора до статского советника, работая не на вознаграждение, а ради бескорыстного служения обществу, в чем видел главную цель врача. Постоянные нагрузки подорвали здоровье Александра Петровича. Тяжело заболев, он скончался 13 января 1908 года в возрасте 54 лет.{26}
Франц Отгон Фридрихович Шперк
Незабываемый след в истории Астраханского края оставил лекарь статского советника Франц Отгон Фридрихович Шперк, который работал во врачебном отделении Астраханского губернского правления. Да в возрасте 54 лет.{3}
Франц Шперк проживал в доме, сдаваемом Алиевым, с 1885 года, на Армяно-Петропавловской улице. Работал во врачебном отделении губернского правления помощником инспектора. Это был прилежнейший, исполнительнейший и в то же время весьма одухотворенный, творческий человек, что на первый взгляд не совмещалось с должностью важного чиновника, прослужившего более четверти века далеко не в лучших российских местах и который бы должен был постоянно осторожничать за свою карьеру. Но нет. Его глубоко увожали за скромность и общительность, сдержанность и широту взглядов. Начальство всегда чувствовало в этом чиновнике, враче весьма надежного работника. И поэтому совершенно заслуженно он был отмечен высокими российскими наградами: четырьмя орденами Святого Владимира IV степени, Святой Анны II и III степени, Святого Станислава II степени, броновой медалью в память войны 1877-78 годов, знаком Красного креста и бриллиантовым перстнем от государыни императрицы.
«Федорыча», так часто звали Шперка, знали многие именитые люди, звали к себе на службу, но он, может быть в ущерб собственному благополучию, отказывался. Вот, к примеру, его деликатнейший ответ на настоятельное предложение князя Вяземского служить врачом на его астраханских рыбных промыслах: «Я имею слабость к письму и научным трудам… К тому же климат в Астрахани, т.е. жара, меня страшит… Вы знаете, если бы я взялся за дело, то желал бы быть полезным и на своем месте, а не только получать жалование…» Вот в этом одном предложении, пожалуй, и вся суть этого совестливого, работящего человека.
Сын нежинского врача Черниговской губернии и дочери профессора Харьковского университета – переселенцев из Германии, Франц готовился к поступлению в этот университет в частном харьковском пансионате немца Цебеля. Учился хорошо. Поступил и окончил университет в 1856 году и получил место врача в Якутии. Позже был переведен в Амурскую область, в город Благовещенск, в общей сложности прослужив в сибирских краях двадцать лет. В 1876 году вернулся в Санкт-Петербург с твердым намерением выйти в отставку, поступить на частную службу и заняться литературой. Но наступившая русско-турецкая война перечеркнула планы: Франца рекомендовали императрице Марии Александровне на первый санитарный поезд врачом. И он, конечно же, работал не покладая рук, за что и был удостоен от императрицы бриллиантового браслета.
Война окончилась, и опытного врача назначили в город Белосток Гродненской области, где он работал восемь лет и откда был переведен в Астрахань. Вот здесь и решил он, наконец-то, заняться наукой, историей, литературой. Своеобразие края, его богатое прошлое захватило Шперка. Он стал писать научные статьи на медицинские темы, по здравоохранению, рыбной промышленности, географии, статистике, истории (к примеру о городе Енотаеке), народному образованию и т.д. Но самым значительным его трудом был «Опыт хронологического указателя литературы об Астраханском крае с 1478 по 1887 год».
Этой работой и сегодня могут воспользоваться краеведы, историки, любители местной старины. По его словам, «желание пополнить имеющийся пробел (недостаток библиографического указателя) побудило меня приняться за кропотливый труд составления полного… указателя книг и статей, относящихся к описанию Астраханского края…».
Франц Шперк считал для себя честью состоять членом Петровского общества исследователей Астраханского края. И позже, будучи уже за пределами Астрахани, не терял с ним связи, постоянно переписывался с оставшимися в Астрахани друзьями.
Скончался Франц Отгон Фридрихович Шперк в Нижнем Новгороде в 1906 году. После пребывания нескольких лет в Астрахани без Волги он уже не мыслил своей жизни{25}.
Типография
Иосиф Антонович фон Вейсгопфен
За минувшие четыре с половиной столетия Астрахани памяти очень и очень многих людей нужно бы поклониться и увековечить их с добрым назиданием будущим поколениям горожан. Один из таких людей Иосиф Антонович Вейсгопфен. К большому сожалению, этот всесторонне одаренный человек не прожил и 37 лет.
Астраханская мужская классическая гимназия не только сыграла огромную роль в деле народно просвещения и образования губернии, но была еще и собирателем одаренных людей России, общение с которыми побудительно действовало на юношество обязательным благородством, желанием приносить Отечеству пользу.
Ну зачем, казалось бы, немцу, окончившему юридический факультет венского университета, ехать в далекую Россию? Однако поехал. В совершенстве владея латинским, французскими языками и неплохо – русским, он как нельзя к месту пришелся астраханской гимназии. Так нет же – ему было мало. Быстро освоившись среди «Вавилонского столпотворения» народов Астрахани, он, видимо, почувствовал, что такую уникальную многонациональную культуру необходимо зафиксировать именно сейчас, именно ему, потому что этого в России до него еще никто не делал.
Приехал Иосиф в Россию в 1806 году. Присматривался, общался в ученых столичных кругах, сидел в библиотеках. Подал прошение на преподавательское место. Ему предложили какую-то далекую провинцию, именуемую Астраханью. Колебаний не было. И вот второго марта 1811 года он был определен (по предложению попечителя Казанского учебного округа) учителем немецкого языка в Астраханскую мужскую гимназию, где потом преподавал и французский. Европейско-азиатский город ошеломил Иосифа языками, культурами, религиями, добрососедски существовавшими уже не один век. Свое творчество он начал с написания учебных пособий для гимназистов. Учащимся и учителям раздавал «Руководительные тетради», облегчавшие освоение языка. Причем 140 экземпляров этих учебников он подарил другим учебным заведениям. Приобщал учащихся к латинскому языку с помощью метафизического, философского содержания, но сделанного весьма в доступной форме. Книга эта написана на латинском языке и называется « Правдивые мысли и поисках зла».
Углубленное изучение немецкого языка побудило Вейсгопфена написать пьесу «Добрый сын» и вместе со своими воспитанниками поставить ее. Исполнение, разумеется, было на языке оригинала.
В этом человеке была заложена какая-то «неудержимая всеперемалывающая мельница». Народное творчество, просвещение, исторические события местного и государственного маштабов буквально требовали от него незамедлительных действий. Вейсгопфен подал прошение в Астраханскую администрацию о разрешении открытьтипографию с целью выпуска собственной газеты. В августе 1811 года такое разрешение он получил от совета казанского университета с условием надзора директора гимназии и старых учителей.
Так случилось, что Иосиф серьезно потратился на издание своих предметных пособий, и денег на приобретение полиграфического оборудования не хватило. Тогда в Австрию, в Тироль, пошло срочное прошение, в котором Иосиф Антонович просил брата взять часть принадлежавшего ему наследственного имения и за это выплатить сумму, равную трем тысячам рублей. Брат эту просьбу выполнил, хотя и с огромным огорчением.
Иосиф заключил с компаньонами Гревс и Литке контракт, вложив в дело 2800 рублей. Еще печатание газеты не началось, а Вейсгопфен уже обратился к директору гимназии «об исходатайстве ему дозволения открыть при типографии библиотеку для чтения, книжный магазин с продажей эстампов и канцелярских принадлежностей».
И вот наконец-то в 1813 году из Санкт-Петербурга в Астрахань доставили типографию. Открылась специальная управленческая контора. В первом же номере Вейсгопфен поместил статью «От издателя», в которой писал: «Помещая в «Казанских известиях» объявление о «Восточных», я на позволении, данном мне народного просвещения,… спешу оправдаться перед почтейнешей публикой, обещая пропущенное в течение года дополнить разными материалами. Желая содействовать ожиданию правительства и тем самым показать себя благодарным за изливаемые на меня милости, приглашаю и покорнейше прошу любителей науки народного просвещения сделать свои замечания в рассуждении Азии, присылать на имя конторы «Восточных Известий» то, сто служить может наставлению и подражанию».
Каждый номер объемом от четырех до восьми полос начинался с передовой статьи фельетонного содержания или статьи информирующие о местных событиях, в том числе, например, о молебствиях в соборе по случаю получения счастливых известий об успехах русских и союзных войск в войне с французами. Когда такие сообщения запаздывали, описывался какой-нибудь крестный ход в Покровского или других монастырях или семинарный праздник вроде публичного экзамена с философскими и богословскими диспутами.
Большинство сотрудников газеты состояло из преподавателей гимназии и питомцев семинарии. После передовой статьи помещались новости из петербургских или московских издательств или из-за границы. Большое место отводилось публицистическим материалам, ученым рассуждениям, нравоучительным историям, литературным произведениям, стихам.{26}
Несмотря на стеснение, последовавшее от министра народного просвещения графа А. К. Разумовского относительно программы издававшейся газеты, она продолжала аккуратно выходить по день смерти издателя. Последний, 27-ой № "Восточных Известий" вышел 5 июля 1816 г. В 1815 г. Вейсгопфен получил разрешение издавать газету с переводом на армянский язык, так что с 1816 г. "Восточные Известия" печатались параллельно на русском и на армянском языках. Из трудов Иосифа Антоновича известны: "Probabilia de origine mali", "Der gute Sohn", "Руководительная тетрадь для преподавания немецкого языка в 3-х классах", "Руководительная тетрадь для преподавания французского языка в 1-м классе". Вейскгопфен умер 2 июля 1816 г. в Астрахани, 37 лет от роду.{16}
Немало российских немцев трудилось в астраханских учебных заведениях. В мужской гимназии преподавал немецкий язык кавалер ордена святой Лины третьей степени Иван Карлович Томас. В ней же работал врачом кавалер ордена святого Станислава 2-й степени, святой Анны 3-й степени и святого Владимира 4-й степени Герман Самойлович Мейерсон. Главной надзирательницей Мариинской женской гимназии была Екатерина Карловна Энсе, воспитанница Смольного института. В мореходном классе преподавал отставной капитан-лейтенант, воспитанник морского кадетского корпуса, кавалер российских орденов и медалей и персидского ордена "Льва и Солнца" 3-й степени Владимир Николаевич Розенберг.{14}
Пивное дело
Династия Вейнеров
Одним из тех пивзаводов, что стоят и работают более 100 лет на месте своего основания является нынешняя “Волжская пивоваренная компания” (бывший до недавнего времени пивзавод “Царев”) в Астрахани, на ул. Заводской, д. 48. Вот короткие сведения из дореволюционной истории предприятия.
В 1850 г. астраханский провизор Максим Егорович Геллерт, аптекарь и предприниматель, построил на реке Царев небольшой пивзавод. Предприятие было стабильным, но не очень выгодным. В 1872 г. завод приобрел купец первой гильдии Степан Мартынович Лионозов. Он реконструировал производственные помещения, перестроив их из камня и внедрив машинное оборудование. В варочном отделении были установлены элеваторы для подъема солода на второй этаж. Также Лионозов оборудовал новые подвалы для хранения пива и построил новую бродильню. После этого производительность и прибыль завода выросли в несколько раз, и когда Лионозов решил продать пивное дело, он выручил в шесть раз больше первоначальных вложений. Новым владельцем пивзавода на реке Царев стал Петр Петрович Вейнер, сын астраханского коммерсанта, купца первой гильдии Петра Антоновича Вейнера. Вейнеры приехали в Астрахань из Владикавказа в 1861 г. Через некоторое врема П.А. Вейнер выкупил у промышленника Уткина пивоваренный и водочный заводы на Волге и стал налаживать там современное производство. Вейнер-младший помогал отцу во всем. Петр Вейнер имел знания в области пивоварения и несколько лет проработал стажером на германских пивоварнях. Вейнеры установили на своем предприятии двигатель внутреннего сгорания, динамо-машины, автономную электростанцию. С 1873 г. Петр Вейнер стал оборудовать в Астрахани пивные склады и скупать по округе мелкие пивзаводы, оъединяя их в “Товарищество Вейнеровских заводов”. Так, например, туда входил астраханский пивзавод “Богемия” (осн. в 1866 г. на 3-м участке по реке Волге), о чем он сообщал на своих этикетках. До наших дней сохранились еще и этикетки, подписанные “Пивоваренного медоваренного завода П.П. Вейнер”, но с маркировкой “Существует с 1866 г.”. Очевидно, такие этикетки тоже можно отнести к заводу “Богемия”.
После Петра Вейнера пивзаводом владел его сын Аркадий, служивший одновременно в Министерстве иностранных дел. В начале 1880-х Вейнеры всем семейством переехали в Петербург и оттуда управляли своими заводами. К тому времени фирма стала называться “Пивоваренные заводы наследников П.П. Вейнера в Астрахани”. Более чем три четверти своей продукции она реализовывала за пределами Астраханской губернии. Дальние склады Вейнеров в разное время располагались в Баку, Тбилиси, Ашхабаде и Кушке (самая южная точка Российской Империи). В самой Астрахани Вейнерам принадлежало 37 пивных заведений. Товарным знаком Вейнеров утвердился лев, обнимающий бутылку пива. Ассортимент фирмы составляло пиво Баварское, Столовое, Венское, Экспорт, Королевское, Богемское, Кабинетное, Мартовское, Майское, Нюрнбергское. Фирма была удостоена за свое пиво медалей выставок в Вене 1904 г. и Лондоне 1905 г. Еще одна медаль с надписями по разным сторонам на французском “Республика Франция” и “П.П. Вейнер в Астрахани” (скорее всего Марсельской выставки 1903 г.) красуется на рекламных плакатах Вейнеров, производству которых фирма уделяла большое внимание, продукция пивного завода не имела конкурентов и продавалась в поволжских городах вплоть до Самары. Любимыми сортами пива у астраханцев были “Баварское светлое”, “Венское”, “Королевское”, “Мюнхенское”, “Нюрнбергское”, “Портер”, “Экспорт”.{15}
С появлением немцев в Астрахани связывается и развитие виноделия. Первые виноградные лозы привезли персидские купцы. В 1613 году в России появились первые виноградники, и опять в Астрахани. Здесь впервые в стране вырастили виноград, получили изюм, сок, вино. Вся продукция высоко ценилась и поставлялась в столицу. Один монах посадил их у себя в монастыре, находящемся за городом. Когда увидели, что посаженные лозы принялись и стали хорошо расти, то монаху было велено разводить настоящий виноградный сад. Этот монах-виноградарь и был первым немцем, поселившимся в Астрахани. Предание не сохранило даже его имени. Известно, что это был австрийский немец. Во время войны России со шведами он был захвачен в плен, обращен в православие и направлен в один из астраханских монастырей. По его совету астраханцы выписали в 1640 г. из герцогства Шлезвиг-Голштинского опытного садовника Якова Ботмана, который ввел вместо чигирей поливные мельницы. Виноделие с этих пор получило в Астрахани широкое распространение.{2}
С 1752 году начал разводить сады поручик Паробич, венгр по национальности (память о садоводе сохранилась в названии Паробичев бугор). На супесчаных, суглинистых склонах он создал огромные виноградники, сады, оранжереи, винокуренный завод.
Многовековой практикой отобраны и выращиваются наиболее ценные сорта — Королева виноградников, Тайфи розовый, Ризамат, Карабурну, Лидия, Ранний Магарача, Мадлен Мускатный, Особый, Карамол, Зоревой и др.
А кто в Астрахани не знает улицы имени Бэра?! Она получила своё название в честь учёного-энциклопедиста Карла Эрнста фон Бэра, написавшего после экспедиции в Астраханский край специальный труд, подробно и разносторонне описывающий Каспий и Нижнее Поволжье. Большой популярностью в Астрахани пользовались металлические изделия К. Элухен, магазин Н.Н. Керн, водопроводные мастерские Бок, металлические изделия К. Элухен. Множество немецких инженеров работало в Нобелевском городке, в нефтяной промышленности, немало их служило в пароходствах «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий».
Заключение
Астраханские немцы, начиная со времён Петра Великого, играли видную роль в культуре, торговле, здравоохранении Астраханской губернии.
Наказными атаманами Астраханского казачьего войска были Э. Д. фон-дер-Брюгген (1838-1848), К. Ю. Фосс (1876-1880), Н. М. Цеймерн (1884-1888), М.А. Газенкампф (1895-1903). Михаил Александрович Газенкампф к тому же был назначен и астраханским губернатором.
Заслуженной славой и безупречной репутацией славилась аптекарская торговля Карла Ивановича Оссе, водопроводные мастерские Бок, металлические изделия К. Элухен. Множество немецких инженеров работало в Нобелевском городке, в нефтяной промышленности, немало их служило в пароходствах «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий».
В истории русской культуры осталось славное имя одного из первых баснописцев И. Хемницера, сына военного лекаря из Енотаевского гарнизона, расквартированного в уездном городке Астраханской губернии.
А. П. Далингер был основателем и первым главным врачом губернской Александро-Мариинской больницы. В губернском правлении во врачебном отделении работали лекарь статского советника Франц-Оттон Фридрихович Шперк и фармацевт-провизор коллежский секретарь Владимир Федорович Губерт, защитивший степень провизора в Дерптском университете.
Немало российских немцев работало в астраханских учебных заведениях, это Иван Карлович Томас, Герман Самойлович Мейерсон, Екатерина Карловна Энсе, Владимир Николаевич Розенберг.
В ходе нашей работы мы попытались осветить основную информацию о немцах Астрахани, о их вкладе в развитие нашего города.
Таков небольшой список астраханских немцев, считавших своей Родиной Астрахань и отдавших ей свои силы, мысли, дела. Они внесли большой вклад в развитие культуры, торговли, здравоохранения, науки Астрахани. Исследование их истории свидетельствует о развитии различных уровней и направлений самоорганизации немецкого населения. Наиболее эффективные результаты были достигнуты в следующих сферах:
хозяйственно-экономической, социальной, оказавшейся наиболее успешной, образовательной, культурной. На протяжении всей истории российских немцев накапливался опыт успешного межэтнического взаимодействия. Цель данной работы выполнена. В реферате рассматривается деятельность и тесное сотрудничество немецкого населения проживающего в Астрахани и Нижневолжском регионе с XVIII по XX век, автор дает оценку влияния различных социальных групп немецкого населения на развитие города. Архивные документы наглядно убеждают в многовековой традиции сосуществования России и Германии, в стремлении сотрудничать и добрососедствовать.
В феврале 1991 года в Астрахани было вновь учреждено общество немецкой истории и культуры «Hoffnung». В настоящее время существуют такие общественные организации, как Астраханская областная немецкая национально-культурная автономия «Einheit» и городская немецкая национально-культурная автономия «Frieden».
Материалы исследования дополняют и расширяют историографию изученной темы и могут быть использованы и применены в преподавательской деятельности,
Список литературы
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ребята и утята
Как нарисовать китайскую розу
Новогодние гирлянды
Лягушка-путешественница