В годы Первой мировой войны Сергей Есенин был санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143 и затем работал в канцелярии этого же поезда. Писал ли он в то время? Произошли ли какие-либо изменения в характере его поэзии?
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Творчество Сергея Есенина в годы Первой мировой войны | 2.41 МБ |
issledovatelskaya_rabota.doc | 88 КБ |
Слайд 1
Творчество поэта Сергея Есенина в годы Первой Мировой войны Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 ГУФСИН России по Свердловской области» Выполнил: Макеев Антон ученик 11 класса Руководитель: Конькова Л. Ю. заместитель директора по УВР Кировград 2014 г.Слайд 2
Предмет исследования — литература. Объект исследования — творчество Сергея Есенина в годы Первой мировой войны. Проблема — поэт Сергей Есенин и воинская служба. Гипотеза — продолжал ли Сергей Есенин, находясь на воинской службе, свою литературную деятельность. Методы исследования — частично-поисковый, использование Интернет-ресурсов, создание презентации.
Слайд 3
Поэт Сергей Есенин, которому в октябре 1914 года исполнилось 19 лет, тоже подлежал призыву Н.Гумилев и А.Ахматова В.Маяковский М.Горький
Слайд 4
Дмитрий Николаевич Ломан, уполномоченный по Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143 и С.Есенин с поэтом С.Городецким.
Слайд 5
Сергей Есенин и писатель Михаил Павлович Мурашёв
Слайд 6
Архивные документы С.Есенина (образец Записной книжки и Уведомление..) Уведомление от 11 февраля 1916 г. о «высочайшем соизволении на перечисление» С. А. Есенина в санитары в распоряжение полковника Д. Н.Ломана
Слайд 7
Сергей Есенин Николай Клюев Григорий Распутин
Слайд 8
Обслуживающеий персонал лазарета № 17 для раненых воинов. Фото. Июль-август 1916. Царское Село.
Слайд 9
Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 её императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны
Слайд 10
Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 её императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны
Слайд 11
Персонал Царскосельского военно-санитарного поезда № 143
Слайд 12
Башня, в которой жил Сергей Есенин
Слайд 13
Литература
Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 ГУФСИН России по Свердловской области»
Исследовательская работа на тему:
«Творчество поэта Сергея Есенина в годы
Первой Мировой войны»
Выполнил: Макеев Антон
ученик 11 класса
Руководитель: Конькова Л. Ю.
заместитель директора по УВР
Кировград 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Призыв Сергея Есенина и его служба в Полевом Царскосельском военно-санитарном поезде № 143………………………………………………………………4
2. Служба Сергея Есенина в канцелярии поезда № 143 и Царскосельском лазарете № 17…………………………………………………………………………....7
3. Творчество Сергея Есенина в годы Первой Мировой войны……………………11
Заключение……………………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………………14
Введение
Актуальность выбора данной темы исследовательской работы состоит в том, что Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года «О проведении в Российской Федерации Года культуры» 2014 год объявлен годом культуры, а также в этом году отмечается столетие со дня начала Первой Мировой войны.
Изучая историю Первой мировой войны, мной был обнаружен интересный факт, что поэт Сергей Есенин также проходил службу санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143. В это время он успевал заниматься любимыми делами: писал стихи, а также выступал на творческих вечерах и концертах.
Предмет исследования — литература.
Объект исследования — творчество Сергея Есенина в годы Первой мировой войны.
Проблема — поэт Сергей Есенин и воинская служба.
Гипотеза — продолжал ли Сергей Есенин, находясь на воинской службе, свою литературную деятельность.
Методы исследования — частично-поисковый, использование Интернет-ресурсов, создание презентации.
В ходе своей работы я выделил следующие главы:
1. Призыв Сергея Есенина и его служба в Полевом Царскосельском военно-санитарном поезде № 143.
2. Служба Сергея Есенина в канцелярии поезда и Царскосельском лазарете № 17.
3. Творчество Сергея Есенина в годы Первой Мировой войны.
1. Призыв Сергея Есенина и его служба в Полевом Царскосельском военно-санитарном поезде № 143
1 августа 1914 года началась Первая Мировая война, а уже через месяц в нее вступила Россия. Царская армия оказалась недостаточно подготовленной к боевым действиям главным образом из-за нехватки вооружения. Солдаты, несмотря на храбрость и самоотверженность, сотнями гибли на поле боя.
Для восполнения потерь повсеместно началась всеобщая мобилизация. Поэт Сергей Есенин, которому в октябре 1914 года исполнилось 19 лет, тоже подлежал призыву. Первое упоминание об этом содержится в его письме М. Бальзамовой от 24 апреля 1915 года из Петрограда: «В Рязани я буду 14 мая. Мне нужно на призыв...» Позднее, в июле того же года, Есенин сообщил В. Чернявскому: «От военной службы меня до осени освободили. По глазам оставили. Сперва было совсем взяли...»
Отсрочка Есенина от военной службы затянулась почти на год. В эти месяцы он активно входил в большую литературу: много писал, много печатался. В письме Николаю Клюеву он сообщил: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 взяли 51. Взяли "Северные записки", "Русская мысль", "Ежемесячный журнал" и другие...» Летом из родного Константинова Есенин писал Чернявскому: "Стихов я написал много. Принимаюсь за рассказы...". За это время Сергей Есенин познакомился с видными деятелями культуры: Н. Клюевым, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, В. Маяковским, М. Горьким, И. Репиным и другими.
И вот - снова повестка о призыве. С тревогой сообщил Есенин об этом своим друзьям. Его ничуть не радовала перспектива попасть в действующую армию. В январе 1916 года один из его друзей, поэт Сергей Городецкий, обращается к полковнику Дмитрию Николаевичу Ломану (он являлся влиятельным царедворцем, "особой, приближенной к императорской семье", его сын Юрий был крестником Николая II), уполномоченному по Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143, с просьбой устроить Есенина санитаром в поезд. Ломан внял просьбе Городецкого и 16 января направил в мобилизационный отдел Главного управления Генерального штаба ходатайство за № 56, в котором среди других призываемых в Царское Село санитаров была названа фамилия Есенина.
По воспоминаниям Юрия, сына полковника Ломана: «Военно-санитарный поезд состоял из двадцати одного пульмановского вагона. Он был необычайно комфортабелен: синие вагоны с белыми крышами выглядели очень нарядно. Правда, после налета австрийской авиации, крыши были перекрашены в защитный цвет».
Упоминание о призыве Есенина в Царскосельский военно-санитарный поезд содержится в письме начальника мобилизационного отдела генерал-лейтенанта Аверкиева начальнику штаба Петроградского военного округа от 11 февраля 1916 года. Там сообщается, что «последовало Высочайшее соизволение на зачисление в санитары, с оставлением на службе Царскосельского имени Ее Императорского Величества военно-санитарного поезда № 143 группы нижних чинов". В списке названа фамилия "Есенина Сергея Александровича, крестьянина Рязанской губернии и уезда (родился 21 сентября 1895 года), подлежащего призыву в Петрограде».
Деятельное участие в судьбе Есенина принял его петроградский друг Михаил Мурашев. 17 марта 1916 года поэт побывал дома у литератора, где оставил записку: «Дорогой Миша. Заходил и не застал тебя. Завтра призываюсь. Сергей». Судя по воспоминаниям Мурашева, до начала военной службы в Царском Селе, Сергей Есенин некоторое время находился в одном из запасных батальонов в Петрограде в доме № 7 по Басковой улице. Из запасного батальона Есенин был переведён в Трофейную комиссию, где пробыл несколько дней.
В судьбе Есенина при призыве его на военную службу принял активное участие и поэт Николай Клюев. Он послал в Царское Село письмо, которое начинается словами: «Полковнику Ломану о песенном брате Сергее Есенине моление». В письме он просит «похлопотать о вызове Есенина в поезд в скорости». В ответ он получил "Уведомление" о зачислении Сергея Есенина в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143.
Услыхав однажды совместное выступление-чтение Клюева и Есенина, "великий старец" Григорий Распутин написал записку полковнику Д.Н. Ломану: «Милой, дорогой, присылаю к тебе двух парешков. Будь отцом родным, обогрей. Робяты славные, особливо этот белобрысый. Ей Богу, он далеко пойдет». Он не ошибся...
По традиционной иронии судьбы этот "белобрысый" через 9 лет женится на бывшей жене одного из участников убийства Распутина.
В середине апреля Есенин еще находился в Петрограде. Об этом свидетельствует его выступление в Тенишевском училище на вечере современной поэзии и музыки 15 апреля. Кроме него, на вечере выступили Александр Блок, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Николай Клюев и другие.
Служба Есенина в Царском Селе началась 20 апреля 1916 года, когда он прибыл сюда из Петрограда. Через несколько дней, его фамилия была названа среди лиц, зачисленных в поезд. Военно-санитарный поезд, куда Есенина определили санитаром, был необычным - ему покровительствовала сама Императрица Мария Федоровна. Официально он назывался "Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны".
Персонал служащих поезда состоял из коменданта, старшего врача, двух младших врачей, священника, 8-ми сестёр милосердия, 65-и санитаров, кухонной и походной прислуги — всего около 100 человек. Состав поезда был так велик, что тянулся чуть не на полверсты и состоял из двадцати вагонов.
В двух багажных вагонах располагались склады всего необходимого в пути и в хозяйстве. Следующие два вагона были оборудованы на 40 мест - специально для тяжело раненных. Каждая койка состояла из матраца, набитого морской травою, 2-х перьевых подушек, теплого одеяла, двух простынь. При необходимости всё удваивалось и после каждого пользования всё белье менялось. У каждой койки - электрическая лампочка, электрический звонок и весьма удобная выдвижная доска, заменявшая стол для тех, кто не мог подниматься.
Всех осматривающих поезд, - а в их числе обычно были высокопоставленные лица, император и члены его семьи, - удивляла безукоризненная чистота и образцовый порядок. Места для раненых были пронумерованы, и у каждого из них имелись предохранительная занавеска и мешочек для отчетной карточки со сведениями о ранении, семейном положении и службе занимающего данную койку. В каждом вагоне не только действовала усовершенствованная вентиляция, но и прекрасные озонаторы воздуха из сосновой воды и других распылителей. А еще в каждом вагоне был стеклянный ящик для медикаментов, необходимых для оказания первой помощи раненому и больному.
Всего поезд был рассчитан на 436 человек. Состав был оснащен оборудованием по последнему слову техники и науки, содержался в безукоризненной чистоте и образцовом порядке, отлично снабжался всем необходимым. Поезд освещается электричеством, причем на случай его порчи в нем имелись газовые большие фонари и обыкновенные фонари со свечами. Словом, всё в нем было обдуманно, целесообразно, уютно и нарядно.
Есенину была выдана обычная солдатская форма: на погонах вензель из букв АФ (Императрица Александра Федоровна), а ниже него - буквы ЦВСП и цифра 143 (Царскосельский военно-санитарный поезд № 143). Есенин был назначен санитаром в шестой вагон. Работа санитаров была не из легких. В их обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в поезде, переноска на носилках тяжелораненых и больных и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое.
О настроении Есенина в самом начале военной службы вспоминает один из его петроградских знакомых Михаил Бабеичиков: «В Первую мировую войну Есенина не сразу взяли па военную службу. А когда дошла его очередь, он устроился вместе с нашим общим приятелем художником П. С. Наумовым и рядом других знакомых лиц в санитарную часть в Царском Селе. Вскоре после этого мы встретились с Есениным на улице, и он, сняв фуражку с коротко остриженной головы, ткнул пальцем в кокарду и весело сказал: "Видишь, забрили? Думаешь, пропал? Не тут-то было". Глаза его лукаво подмигивали, и сам он напоминал школяра, тайком убежавшего от старших».
Первая поездка Есенина к линии фронта в составе поезда № 143 началась 27 апреля 1916 года. Сохранились приказы по поезду. Маршрут был таким: Царское Село - Петроград - Москва - Белгород - Мелитополь - Полтава - Киев - Ровно - Шепетовка и обратно: Гомель - Орша - Петроград - Царское Село.
Есенин вместе с другими санитарами помимо прочих своих служебных обязанностей переносил раненых на носилках. Работа иногда занимала по 5-6 часов, в чем можно убедиться, заглянув в подробные отчеты о действиях поезда. Так, например, 10 мая с 4 часов дня до 10 часов вечера поезд № 143 принимает раненых и больных на станции Клевань. «К 10 часам вечера поезд принял 1 больного офицера и 125 раненых и больных нижних чинов — всё наличное число раненых и больных, подлежащих эвакуации. В ночь на 11 мая поезд возвратился в Ровно». На другой день Есенин как санитар участвует в приеме раненых и больных поездом № 143 с 6 часов утра до 11 часов дня на станции Ровно. «Приняв 3 офицеров и 173 нижних чинов, поезд отошел из Ровно в 11 часов дня. В эти же сутки на станции Здолбуново принято 15 раненых, на станции Кривин - 100 раненых нижних чинов».
По дороге на юг 7 мая поезд остановился в Киеве. Всех санитаров, в том числе и Есенина, отправили в Киево-Печерскую лавру на всенощную. А по ходу движения священником поезда, протоиереем В. Кузьминским, были отслужены молебны и божественные литургии. 16-го мая поезд был в Петрограде, а 17-го вернулся в Царское Село, куда доставил на лечение 277 раненых офицеров.
Всего 11 дней поезд находился в Царском Селе. Эти дни нужны были для отдыха персонала, переформирования вагонов и их дезинфекции. 28 мая поезд отправился в следующую поездку по несколько измененному маршруту: Царское Село - Петроград - Москва - Курск - Конотоп – Киев - Шепетовка - Киев - Могилев - Тула - Царское Село.
В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранится рукопись поэмы Есенина "Русь", где есть авторская дата: "31 мая 1916 г. У Конотопа". Действительно, в этот день военно-санитарный поезд находился в Конотопе, о чем свидетельствует приказ № 152. Очевидно, что настроение, отраженное в поэме, было созвучно тем событиям, которые происходили во время военной службы Есенина. Судьбы простых людей, которые всколыхнула война, были до боли близки поэту.
Вторая поездка в составе поезда № 143 стала для него последней. В день приезда поезда 15 июня Есенину был выписан "Увольнительный билет" в Рязань сроком на 15 дней. Как вспоминала его старшая сестра Екатерина, он приехал домой "худой, остриженный наголо". Екатерина Александровна Есенина написала и о рассказах брата о его службе. «Много тяжелых и смешных случаев с ранеными, рассказал он. Ему приходилось бывать и в операционной...» В эти дни Есенин написал в Константинове стихотворение "Я снова здесь, в семье родной...".
2. Служба Сергея Есенина в канцелярии поезда и Царскосельском лазарете № 17
30 июня поэт вернулся в Феодоровский городок Царского Села, где продолжил службу. Полковник Ломан устроил его в канцелярию поезда. Одновременно поэт должен был исполнять обязанности санитара в Царскосельском лазарете № 17.
Служба в канцелярии поезда и в лазарете была, конечно, легче физически, но тоже требовала определенной воинской дисциплины. Есенин успешно справлялся со всеми своими обязанностями, хотя в письмах из Царского Села иногда жаловался на трудности службы. Конечно, надо учитывать то, что он был поэтом, и это было главным делом в его жизни. Находясь на воинской службе, он писал стихи, готовил к печати второй сборник своих стихотворений "Голубень" (вышел в Петрограде в мае 1918 года).
Полковник Ломан, высоко ценивший Есенина как поэта, неоднократно привлекал его к выступлениям на концертах для раненых в лазаретах и в Трапезной палате Феодоровского городка. Знаменательный концерт в честь именин вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и ее внучки Великой княжны Марии Николаевны состоялся в лазарете №17 Феодоровского городка 22 июля 1916 года.
Из воспоминаний сына Д.Н.Ломана — Юрия: «Часов около четырех к лазарету подъехал огромный императорский "Делоне-де-Бельвиль". У автомобиля были большие медные фонари, а вместо номера на жестянке была нарисована буква "А" под императорской короной. За рулем императорской машины сидел шофер в кителе офицерского покроя, в пальто песочного цвета и фуражке. А рядом с ним выездной лейб-казак в высокой меховой шапке с алой суконной выпушкой. В машине Императрица и четыре Великие княжны. Они приехали осмотреть лазарет и послушать концерт.
Одеты сегодня Высочайшие особы изысканно. Императрица не в костюме сестры милосердия, а в платье своего любимого сиреневого цвета. Это редкий случай, когда младшие Великие княжны нарядно одеты. Обыкновенно у них довольно затрапезный вид: зимой они ходят в шерстяных вязаных кофточках, на голове - вязаные шапочки, а вокруг шеи замотан длинный шарф, а летом - в длинных шелковых кофточках, заметно выгоревших на спине».
Вели концерт Сергей Есенин и чтец-импровизатор, любимец петроградской публики Владимир Сладкопевцев, заведовавший делопроизводством в канцелярии лазарета. Есенин прочитал приветствие именинницам, а затем стихотворение "Царевнам", написанное специально к этому дню.
«В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые стоят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благославляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печальна лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу»
После концерта Д.Н. Ломан представил Императрице и Великим княжнам Есенина, Сладкопевцева, артиста Театра музыкальной драмы Н. С. Артамонова, служившего в лазарете санитаром, и режиссера Арбатова. После этого Есенин был награжден золотыми часами с гербом и золотой цепочкой, а Сладкопевцев золотым кулоном.
Надежда Вольпин в 1984 году припоминает следующий рассказ, услышанный ею от Сергея Александровича: «Слушаю рассказ Сергея о том, как он, молодой поэт, сидит на задворках дворца, на "черной лестнице" с Настенькой Романовой, царевной! Читает ей стихи. Целуются... Потом паренек признается, что отчаянно проголодался. И царевна "сбегала на кухню", раздобыла горшочек сметаны ("а вторую-то ложку попросить побоялась"), и вот они едят эту сметану одной ложкой поочередно! Выдумка? Если и выдумка, в сознании поэта она давно обратилась в действительность. В правду мечты. И мечте не помешало, что в те годы Анастасии Романовой могло быть от силы пятнадцать лет. И не замутила идиллию памятью о дальнейшей судьбе всего дома Романовых. Я слушаю и верю. Еще не умею просто сказать: "А не привираешь ли, мальчик?". Напротив, я тут же примериваюсь: не царевна ли та твоя давняя подлинная любовь? Но уж тогда свершившееся в Екатеринбурге не могло бы не перекрыть кровавой тенью твой горшочек сметаны!».
Говорят, что Есенину нравилась больше Мария, они познакомились, когда ей было 17 лет, а ему 21 год. С Анастасией он мог позволить себе поболтать, той было 15, а Марии Николаевны поэт стеснялся... Так что, вполне возможно, что "мальчик не привирал", рассказывая о встречах с царевнами.
А тем временем Татьяна Федоровна, мать Сергея, говорила в деревне сестре Кате: "Никому не болтай, что Сергей у царицы был! Все равно не поверят! Где им!.."
28 декабря 1916 года в Трапезной палате Феодоровского городка состоялся концерт, названный "Вечер народного искусства". На нем выступали певцы, артисты, музыканты, тяготеющие к народному искусству.
В заключение концертной программы "Вечера народного искусства" с чтением своих стихов выступил Сергей Есенин. Он прочитал поэму "Микола" и несколько стихотворений из цикла "Маковые побасенки", вошедших в его книгу "Радуница". Как и большинство участников концерта, поэт был одет в русский национальный костюм.
На этом концерте вероятнее всего побывал друг Есенина - поэт Николай Клюев, часто навещавщий Есенина в Феодоровском городке. Большой почитатель и любитель русской старины он не мог пропустить такое.
Мемуары Михаила Павловича Мурашёва о поездках к Есенину в Царское Село были опубликованы в редкой книге воспоминаний о Есенине, вышедшей в Москве в 1926 году. Приводим отрывок из воспоминаний Мурашёва: «Вечером зашёл ко мне какой-то солдат: «Я от Есенина, он просит как можно скорей приехать к нему». Я получил адрес, и на другой день поехал навестить его. Всю дорогу до Царского Села я пытался разгадать место пребывания Есенина. Смущал адрес: Феодоровский собор. Нанимая извозчика до Феодоровского собора, я услышал от возницы, что до самого собора он не довезёт: там «не пущают». Извозчик довёз меня до казарм, а от казарм с расспросами колесил среди воинских корпусов... ».
Далее Мурашев рассказывает, как он нашел Есенина в «доме для нижних чинов». Вот как он описал комнату, где жил Есенин: «Небольшой одноэтажный домик. Вхожу в открытые двери, попадаю в тёмный коридор, зажигаю спичку, ищу дверь. Их оказалось три. В первой комнате никого, только стояли серые низкие койки солдат. Во второй тоже никого. Вхожу в третью. Из правого угла с койки вскакивает Есенин и бросается на шею:
— Миша! А я думал, что ты не приедешь!
Начал разглядывать комнату. Окна под потолком, но без решёток. Это не острог, а такой стиль постройки для слуг. Мрачная продолговатая комната. В ней четыре койки, покрытые солдатскими одеялами. Койка Есенина была справа под окном. У койки небольшой столик и табурет. В головах койки чернела дощечка, на которой выведено мелом неровным почерком: «Сергей Есенин». Спрашиваю:
— Что же это — казарма?
— Почти...
Я его разглядывал. Он был одет по-военному: в гимнастёрку защитного цвета, русские сапоги и чёрные шаровары.
— Угостил бы тебя, да денег нет, — говорит печально. Я дал ему денег 15 рублей. Он повеселел.
— Хорошо бы поймать полковника, он бы дал записку на вино в госпитальный магазин.
Не успел он докончить фразы, как в дверь резко постучали, и без ответа на стук вошёл полковник Ломан. Есенин представил меня полковнику как своего близкого друга. Полковник был любезен и приветлив. Есенин с улыбкой обратился к нему:
— Господин полковник, дайте записочку, я хочу угостить друга.
Ломан засмеялся и проговорил:
— Только поаккуратней.
Он подошёл к столику, сел на кровать Есенина и на небольшом листике бумаги написал:
«Отпустить Есенину за наличный расчет 1 бут. виноградного вина и 2 бут. пива.
Полковник Ломан».
Полковник написал записку на обороте какого-то стихотворения. Я предложил Есенину переписать. Надевая фуражку он сказал:
— Я и так его помню...».
И вот наступил 1917 год. Есенин продолжал нести службу в лазарете и канцелярии поезда. Ему предоставляли определенные льготы - он ездил в Петроград в увольнение. В последний раз Есенин выступил 19 января с чтением стихов в Трапезной палате Феодоровского городка на обеде в честь членов "Общества возрождения художественной Руси".
И, тем не менее, служба оставалась службой. Накануне Февральской революции Есенин получил командировочное предписание в Могилев в распоряжение командира 2-го батальона Сводного пехотного полка. Однако он уклонился от этой поездки. Оставаясь в Петрограде, он встретил свержение самодержавия.
17 марта 1917 года в воинскую комиссию при Государственной думе поступил документ: «Ввиду сокращения штата при Полевом военно-санитарном поезде № 143, препровождаю в распоряжение Воинской комиссии ратника Сергея Есенина". Есенину на руки был выдан аттестат, в котором значилось: "По указу Временного правительства дан сей от Полевого военно-санитарного поезда № 143 рядовому Сергею Есенину, откомандированному в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе в том, что он удовлетворен при сем поезде провиантским, приварочным и чайным довольствием от 17 сего марта, мылом и табаком не удовлетворялся, что подписью с приложением казенной печати и удостоверяется».
Известен и последний документ, связанный с военной службой Сергея Есенина. Это аттестат, выданный ему 20 марта 1917 года (№ 204). В нем, в частности, говорится, что «...возложенные на него обязанности... по 17 марта 1917 года исполнялись им честно и добросовестно, и в настоящее время препятствий к поступлению Есенина в школу прапорщиков не встречается».
Однако в обстановке раскрепощения и всеобщего революционного подъема Есенин посчитал, и вероятно справедливо, что учиться ему на прапорщика ни к чему. Он посчитал себя свободным от воинской службы. Об этом Есенин позднее написал в одной из своих автобиографий: «В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт...» В 1925 году свои настроения 1917 года Есенин ярко отобразил в поэме "Анна Онегина".
Военная служба Есенина с момента призыва продолжалась почти год: с 25 марта 1916 года по 20 марта 1917-го. А в Феодоровском городке Царского Села он служил с 20 апреля 1916 года по 20 марта 1917 года.
И, хотя во время военной службы Сергеем Есениным было написано сравнительно мало стихотворений, этот год не был для него потерянным. Он дал поэту немалый жизненный опыт и стал еще одной ступенькой в его дальнейшем творческом росте.
3. Творчество Сергея Есенина в годы Первой Мировой войны
Не оставлял Есенин во время службы и своего творчества. В 1915 году он пишет поэму "Русь". Эта небольшая по объёму поэма стала этапной в творчестве Сергея Есенина рубежа 1914 - 1915 годов. Близко знавший его в те годы поэт С.Д. Фомин отмечал: «Есенин стихотворением "Русь"... гигантски шагнул вперёд. Этим стихотворением он приобретает себе известность и имя». «Русь» Сергей Есенин неоднократно читал на вечерах поэзии и в Москве, и в Петрограде, и в Царском Селе. Настроения, отраженные в поэме, были созвучны тем событиям, которые происходили во время военной службы поэта. Судьбы простых людей, которые круто изменила война, были ему до боли близки.
В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранится рукопись одного из лучших стихотворений Есенина - «Русь», где есть авторская дата: «31 мая 1916 года у Конотопа». Действительно, в этот день военно-санитарный поезд находился в Конотопе, о чем свидетельствует приказ № 152.
В короткой поэме-стихотворении, как будто за окном бегущего поезда, проносятся судьбы простых русских людей, которые всколыхнула война; в нем собраны воедино грозные беды, ополченцы, бабы, невесты, похоронки, воспоминания о мирной жизни – весь народ, вся родина.
В начале 1916 года выходит первая книга "Радуница", в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво ("Микола", "Егорий", "Русь", "Марфа Посадница", "Ус", "Исус-младенец", "Голубень" и др.). Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.
Герой лирики Есенина молится "дымящей земле", "на алы зори", "на копны и стога", он поклоняется родине. Есенин позже признавался: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве".
В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: "задумчивая и нежная", смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая "праздники победные". В стихотворении "Не в моего ты бога верила" (1916) поэт зовет Русь - "царевну сонную", находящуюся "на туманном берегу", к "веселой вере", которой теперь привержен он сам. В стихотворении "Тучи с ожереба.." (1916) поэт как будто предсказывает революцию - "преображение" России "через муки и крест" и гражданскую войну.
Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник "Голубень". В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - "Не бродить, не мять в кустах багряных" (1916), "Запели тесаные дроги" (1916). Но уже отчетливей проступают приметы другой - каторжной Руси, по которой бредут "люди в кандалах" ("В том краю, где желтая крапива" (1916), "Синее небо, цветная дуга" (1916). Меняется герой есенинской лирики - он то "нежный отрок", "смиренный инок", то "грешник", "бродяга и вор", "разбойник с кистенем" и т. д. ("Наша вера не погасла" (1915), "Разбойник" (1915), "Устал я жить в родном краю" (1916). Эта же двойственность определяет и образ "нежного хулигана" в стихах Есенина периода "Москвы кабацкой".
Заключение
Работая над данной темой, я пришел к выводу, что Сергей Есенин, являясь представителем русской литературы начала 20-го века, даже находясь на воинской службе, оставался верен своему призванию.
Работа в госпитале и несение службы в канцелярии поезда не отодвинули на задний план его истинного предназначения – писать стихи. В редкие свободные минуты Сергей Есенин занимался любимым делом.
И, хотя во время военной службы Сергеем Есениным было написано сравнительно мало стихотворений, этот год не был для него потерянным. Он дал поэту немалый жизненный опыт и стал еще одной ступенькой в его дальнейшем творческом росте.
В довоенное время и в первые годы войны, Есенин писал стихи о любви, о Родине, о простых людях. Но Первая мировая война резко меняет поэтическую направленность Сергея Есенина. Он откликается на военные события реалистическими произведениями, описывающими ужасы военного времени. Некоторые из них даже не пропускала цензура.
Список литературы
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Ребята и утята
Сочинение
Цветок или сорняк?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью