• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно - практическая конференция учащихся. Тема: "В каких продуктах содержится крахмал?"

Опубликовано Теличкина Елена Геннадьевна вкл 28.03.2014 - 15:29
Теличкина Елена Геннадьевна
Автор: 
Казакова Светлана

Данная работа относится к исследовательским. Ученица самостоятельно опытным путём определила свойства крахмала. С помощью раствора йода нашла продукты, которые не содержат крахмал, соответственно полезные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krakhmal_kazakova.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В каких продуктах содержится крахмал»

Работу выполнила

ученица 4 г класса

Казакова Светлана

                                                                     

Введение

Однажды, когда мама чистила картошку, я заметила, что руки её покрывает какой-то белый налёт. «Что это?», - спросила я. Мама сказала, что это крахмал. Я задумалась, что же такое крахмал и в каких продуктах его можно найти.

 Тема моей исследовательской работы «В каких продуктах содержится крахмал».

 Гипотеза исследования: я предполагаю, если  продукты (картофель, хлеб, яблоко,  колбаса, майонез «Ряба») окрашиваются йодом в фиолетовый цвет, то в них содержится крахмал.         

Цель исследования: узнать свойства крахмала  и продукты, в которых он содержится.

     Задачи исследования:

1) изучить свойства крахмала;

2) выявить наличие или отсутствие крахмала в различных продуктах питания опытным путём с помощью спиртового раствора йода.

 План работы:

 1) изучение литературы по теме;

2) изучение свойств крахмала  опытным путём (опыт 1);

3) определение крахмала в продуктах питания с помощью настойки йода (опыты 2-6);

4) презентация работы.

Объект исследования: крахмал.

Предмет исследования: продукты питания.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опыты.

Моя работа относится к прикладным исследованиям. Её можно использовать на внеурочных занятиях по проектно-исследовательской деятельности. Изучив литературу, я узнала, как можно приготовить крахмал в домашних условиях. Из толкового словаря узнала свойства крахмала, а потом проверила на практике. С помощью настойки йода проверила наличие крахмала в продуктах питания. Из журнала «Колосок» научилась изготовлять игрушки из крахмала.

Основная часть

1.1. Толкование понятия «крахмал».

Чтобы узнать толкование слова крахмал обратилась в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля: «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости. Крахмаленье, крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера». (2)  

«Словарь русского языка» помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света. Продукт из таких зёрнышек различных растений употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

В «Свободной энциклопедии «Википедия» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип», вызванный трением частиц. В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение, которое имеет синюю окраску».

Экспериментальная часть

2.1. Изучение свойств крахмала.

Опыт 1.  Проверю реакцию йода с крахмалом.

Возьму две ёмкости: в одной чистую воду смешаю с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой.

Добавляю йод в каждую ёмкость, наблюдаю изменение цвета жидкости.

Вывод: в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

С помощью этого опыта можно проверить содержание крахмала в продуктах питания.

2.2. Определение крахмала в продуктах питания.

С пищей мы получаем энергию для жизни и материал для построения клеток организма. Много энергии наш организм получает с углеводами. Изучая материалы по  теме, я прочитала, что «крахмал является наиболее распространённым углеводом в рационе человека и содержится во многих продуктах питания». Главным источником крахмала в мире являются зерновые культуры. Также крахмал содержится в картофеле, макаронах и рисе.

Проверю, проведу несколько опытов. Обнаружить крахмал мне поможет настойка йода.

Опыт 2. Капнула раствор йода на картофель. Бурый цвет йода превратился в тёмно-фиолетовый. Значит, в картофеле содержится много крахмала.

Опыт 3. Проверила наличие крахмала в хлебе. В белом хлебе пятно больше, чем в чёрном, значит, в белом хлебе крахмала содержится больше.

Опыт 4. Интересно, а яблоки содержат крахмал?  На срезе яблока заметно, что цвет немного изменился. Вывод: яблоки содержат минимальное количество крахмала.

Опыт 5. Исследуем колбасу. В составе не указано, что присутствует крахмал. А на деле? Пятно цвет не изменило, крахмала в колбасе нет, но не во всех сортах.

Опыт 6. Проверила наличие крахмала в майонезе «Ряба». В составе не указано наличие. Пятно осталось коричневым, значит, в майонезе этого производителя не содержится крахмал.

№ 

Продукт 

Результат 

Опыт 2

картофель

 есть крахмал

Опыт 3 

хлеб белый

хлеб чёрный

есть крахмал

Опыт 4

яблоко

есть крахмал

Опыт 5

колбаса

нет крахмала

Опыт 6

майонез

нет крахмала

Вывод: картофель, хлеб, яблоки содержат крахмал, но в разных количествах. В колбасе и майонезе «Ряба» крахмал не обнаружен.

Заключение

Выводы: 

1. Гипотеза моя верна. Крахмал можно обнаружить в продуктах питания с помощью настойки йода.

2. Не во всех продуктах содержится крахмал.

Использованная литература

1.Энциклопедический словарь юного химика. / сост. В. А. Крицман, В.В. Станцо. – М.; Педагогика, 1982.-368 с., ил., стр. 136.

2.Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль, т. 2. –М.: Изд-во типографа М.О. Вольфа, 1881, стр. 189.

3.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав. Ред. В. А. Володина. – М.; Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.

4.Колосок. Научно-популярный природоведческий журнал для детей. № 8(62) 2013. Мария Наводская. Сладкие и несладкие углеводы.

   5.  Интернет-ресурсы:

http://www.kakprosto.ru/kak-27463-kak-raspoznat-krahmal#ixzz2lwTIH8bd 


Поделиться:

Стеклянный Человечек

Рисуем акварельное мороженое

Мать-и-мачеха

Сочные помидорки

Муравьиная кухня