• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

История села в рассказах старожилов

Опубликовано Лучникова Ольга Анатольевна вкл 09.04.2014 - 20:26
Лучникова Ольга Анатольевна
Автор: 
Лучников Алексей

Поисково-исследовательская работа по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sela_zemlyanka_v_rasskazakh_starozhil.rar516.46 КБ

Подписи к слайдам:

История села Землянка в рассказах старожил  
О тех, кто первыми ступили Сто лет назад здесь в дикий край,Потомки были сохранили.Услышишь – дальше передай
 
Поисково-исследовательская работа по краеведениюИстория села Землянка в рассказах старожилученика 6 классаМОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа»Лучникова АлексеяРуководитель: Лучникова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы 2013 год
Вступление
Моей малой родиной является село Землянка, что уютно разместилось на левом берегу реки Самара. Здесь проходит моё счастливое детство, за которое я должен быть благодарен и своим предкам. А как жили они, мои предки, в прошлые века? Этот вопрос заинтересовал меня не так давно, во время экскурсий по окрестностям села, которые проводились во время работы лагеря дневного пребывания «Ручеек» на базе нашей школы. Очень увлекательно было ходить на экскурсии, слушать легенды о селе.
Раньше я никогда не задумывался, как богата и интересна его история, сколько различных тайн хранит она. Тайн и загадок много, и это неудивительно, ведь, в прошлом году Землянке исполнилось 210 лет, а история этих мест до конца еще не изучена. Мы живем рядом с теми, кто еще хранит обычаи и традиции, память о прошлом. Достаточно просто пройти по улице – и прямо тут, “на завалинке”, услышишь интересные предания о селе и его окрестностях, воспоминания о земляках и другие истории из жизни сельчан, которые поведают вам добрые люди. В классе на уроках краеведения записывается услышанное. Так по крупицам и собирается история. Итак, тема моей поисково-исследовательской работы «История села Землянка в рассказах старожил»
Актуальность темы
У жителей каждого села, города, края – своя история, свои рассказы о событиях, происходивших на их малой родине. Они, как правило, связаны с “большой” историей. Эти рассказы называются преданиями. Может быть, некоторые из них и вымышленные, но я думаю, что они не возникали просто так, а появились на основе каких-то реальных событий и фактов. Независимо от имеющейся в них доли художественного вымысла, предания с достаточной достоверностью отражают сущность событий. И по тому, как они воспринимались их современниками, их оценивают и потомки, то есть, сегодняшнее поколение. Вот почему работу по сохранению и изучению народных преданий я считаю актуальной, важной, и вслед за поэтом древности повторяю: “Слово предания – вечное слово, основа познания, правды основа”
Задачи работы и методы исследования
Сбор и запись сведений о главных достоприме­чательностях Землянки: Чернышовом лесе, Черной горе, Черном озере – стали для меня не просто увлекательным занятием, но и позволили понять, что очень важно сохранить для потомков хотя бы то, что еще возможно.А девизом поисковой работы избраны были слова неизвестного поэта:О тех, кто первыми ступили Сто лет назад здесь в дикий край,Потомки были сохранили.Услышишь – дальше передай. Исследуя историю моего села, я беседовал со старожилами и людьми, которые интересуются историей села, брал материалы газеты «Голос глубинки», школьного музея, атласа Новосергиевского района.Познакомьтесь и вы с удивительными фактами истории моего родного села, с результатами моего поиска.
Село Землянка. Вид с горы.
Когда местные краеведы пытались найти точные сведения о нашем поселении, оказалось, что в районном архиве никаких документов нет. А вот в государственном - кое-какая информация встречается. И пока заняться исследованием официальных документов не получалось, мы торопимся сохранить, сберечь то, что называем живой историей нашего села. Многие факты, предания, легенды, связанные с прошлым, хранятся в памяти его жителей. Есть такие ценные воспоминания и о заселении нашего села.
История заселения и становления села
Село Землянка заселялась в два этапа. Первые жители села были переселенцами из Рязанской губернии и обустраивались на улице Рязанской (ныне Набережная). Жители из Краснодара поселились на Красноуливой (ныне Калинина). Они были боговеры, поэтому улица сначала была в форме креста - ровная и красивая. И сейчас это самая ровная улица в селе. На улице Дрищевка (ныне Мичурина) селились хохлы с Харьковской губернии (Украины). Почему так назвали улицу? На этой улице началась эпидемия, болезнь, которую, видимо, завезли с Украины. Это был белый понос (чума). Болели поголовно, а те, кого миновала болезнь, были вынуждены переехать на Черную гору и там копать землянки, чтобы как-то жить. Черной гора стала уже потом, ее подожгли, возвращаясь в село после того, как эпидемия чумы прошла. Люди спасались также и в Вязовом долу – лесу, где кода-то, по преданию скрывались пугачевцы. Чтобы чуме отрезать дорогу, и его пришлось поджечь. После чумы жители вернулись назад в село, рыли землянки, обкладывая их дерном и жили. Поначалу домов не было. Одна из версий того, почему село назвали Землянка, строится как раз на этом факте истории. Некоторые жители, возвращаясь с дубового леса, с Черной горы в село, отвоевывали свои жилища, потому что их уже заняли переселенцы с Волги. Первой семьей на селе были Цицилины. Богат был край. Хорошие земли для пашни, Обильные луга. Леса вдоль правого берега Самарки и по горам. Рассказывали старожилы, что, когда помещик Чернышов проезжал по своим владениям от дома до Черной горы, колеса его коляски становились красными от сока раздавленных ягод клубники.
На втором этапе заселения появились улицы Вокзальная (ныне Кирова), Островная…На другом берегу реки размещалась усадьба помещика Чернышова. Козлова А.Ф. работала у него домработницей, Шерстяных Федор – кучером, а также в работниках у помещика был Волосов Елисей. Зимой Чернышов охотничью бригаду держал. Людей помещик не обижал, в 1918 году он уехал, а жена с сыновьями переехала в село. Жили они в доме Сальниковых. В 1918 год через село проходил адмирал Дутов. После революции сельская церковь, построенная на деньги помещика Чернышова была разграблена и сожжена. Сгорела и та часть, где хранились документы сельчан. На месте церкви был построен сельский клуб.Козлов Филипп Архипович был первым председателем сельсовета. Раскулачивали Шурыгина П.И., Волосова, Толмачева Д, Лыкова. Сильно зажиточных не было, но если было 2 коровы, 1 лошадь – «значить раскулачивать». Когда образовывался колхоз, забирали у всех коров, лошадей. Многосемейным потом коров возвращали. Первым председателем к-за им Кирова был Пожидаев Иван Ильич, а затем стал Жабин З. М. бригадирами были Зацепина М.К., Домахин М.П, Волосов В.Е, Шамшурин И.Н.Самые распрастраненные фамилии на селе Некрасовы, Чирковы, Зацепины, Цицилины, Шматовы.   
Помещик Чернышов и его усадьба
На правом берегу реки Самары хорошо заметен высокий холм. Он называется Чернышова гора. Над уровнем реки она возвысилась на 190 м. Для ученых ценность этого объекта в том, что его вершина сложена темно-бурыми конгломератами, которые в силу своей прочности, сохранили эту местность в виде останцовой горы от размыва. В глыбах конгломератов хорошо видны отпечатки ископаемых деревьев.Чернышова гора
Как помещик Чернышов усадьбой завладел
Старожилы рассказывают, как в конце XIX века в селе появился пришлый помещик Александр Васильевич Чернышов со своей женой Марией Наумовной, тремя сыновьями и дочерью. Откуда он был родом, неизвестно. Есть свидетельство, что до этого он работал в городе Самаре, а земли в Землянке скупил обманным путем у прежнего хозяина, довольно богатого человека. Вот как рассказывают об этом старожилы села. В Самаре жил один богач. Чернышов работал у него. Этот богач имел много земель. Территория на горе в окрестностях нашего села принадлежала тоже ему. Вот эту землю богач продавал, а Чернышов решил купить это поместье, но денег у него не было, и он написал расписку богачу.Прошел год, богач приехал к Чернышову за деньгами. Была поздняя осень, топили печки. Они сели за стол, выпили, поели. Богач говорит:- Ты, Александр Васильевич, давай мне деньги за поместье.- Сейчас дам, но только дай мне расписку, я посмотрю, какая там сумма.Богач ему и отдал бумагу. А Чернышов ее взял, прочитал и бросил в печку.Богач хотел заявить на помещика в суд, но никаких доказательств не нашел, так и остался ни с чем. А поместье Чернышову осталось.
Однако, на этот факт жители села внимания не обращают, говорят, что в памяти крестьян Чернышов остался добропорядочным человеком и хорошим хозяином.Дом помещика Чернышева располагался на вершине горы, поросшей лесом, который в народе так и стали называть Чернышовым. В нем есть место захоронения дочери Чернышева, умершей от болезни, будучи еще молодой. Говорят, она была любимицей отца, он в ней просто души не чаял. Его дочь любила лес, в свободное время она гуляла там с собаками и собирала ягоды, потому в лесу и похоронена была. На могиле отец поставил большой камень с надписью. Этот камень долго стоял и в наше время, но сейчас там остались лишь осколки. Все три сына были заиками, но очень хорошо играли на гармошке и пели, когда пели, не заикались. Сыновья не работали, гуляли много, денег-то много было, отец был щедр по отношению к ним и многое им прощал.В связи с этим старожилы вспоминают курьезный случай. Один из сыновей Чернышова по приказу своего отца погнал 40 коров продать на ярмарке в Оренбурге и пропал. Нет его 3 дня, неделю... Зная слабость своего сына к спиртному и кабакам, Александр Чернышев послал работников следом за ним: «Черт с ними, с деньгами, главное - сына мне найдите! Домой приведите!». Работники исполнили просьбу своего хозяина. В скором времени нашлась «пропажа», привели блудного сына домой, а старания ходоков были вознаграждены.
Сад Чернышова
На восточном склоне горы при жизни помещика был разбит яблоневый сад. Чернышов сажал его собственноручно и сам за ним ухаживал. Остатки яблоневых деревьев сохранились до настоящего времени. Там была и беседка для отдыха в окружении трех берез, но она давно уже исчезла.
Вершина Черной горы и три березки
Увлечением Чернышева были лошади. На всю округу он славился как хороший конезаводчик. Своих скакунов помещик выставлял на аукционах. Кроме того, у помещика было внушительное стадо коров, овцы. Чернышова помнят как справедливого хозяина. Работали у него наемные люди, он платил им честно, исправно. Бедным, кто с просьбой приходил, он всегда помогал. Вот как о том рассказывают старожилы. В село приехал новосел Мирон. Наступила весна, все мужики стали сеять яровую пшеницу, и Мирон с мужиками начал сеять. А лошадь у Мирона была старая. Когда он начал пахать, лошадь упала и больше не встала. Мирон горится: « Что же мне теперь делать?» А рядом стояли мужики, они ему говорят: «Иди, Мирон, к Чернышову просить лошадь». Ничего не оставалось, как идти. Пришел он к помещику, а один из многочисленных слуг его увидел Мирона и спрашивает: «Тебе чего?» А Мирон: « Мне нужно видеть Александра Васильевича» . Слуга пошел доложил Чернышову, а Чернышов говорит: «Извольте видеть». Привели Мирона к Чернышову, поклонился Мирон ему в ноги и говорит: « Александр Васильевич, мне нужна лошадь, моя сдохла, когда я пахал землю под яровую пшеницу». А Чернышов говорит: «Дам я тебе, конечно». Привели лошадь Мирону, и он повел ее к себе.Вот кончили сеять яровую пшеницу, и Мирон повел лошадь Чернышову. Пришел и говорит: «Вот. Александр Васильевич, я привел вашу лошадь и плату за нее» А Чернышов сказал: «Не нужно мне денег, я дал лошадь тебе и твоим детям, чтобы вы жили в достатке. Купи для семьи на эти деньги свою лошадь».
Мне дед рассказывал, что помещик добрым был. Каждому из своих крестьян, которые собирались пожениться, помогал с жильем, - вспоминает другой коренной житель Землянки. - Хоть маленькую землянку, да поможет построить.Опальное время для местного помещика настало после 1917-1918 годов. У Чернышова все отобрали. Земли передали крестьянам, все постройки отошли колхозу. Церковь, возведенную в селе на деньги Александра Васильевича, которая позднее сгорела, стала использоваться как зернохранилище, часть каменных амбаров стала стоянкой для сельхозтехники, другая была разорена и пущена на строительство колхозной фермы. Точных сведений о дальнейшей судьбе помещика Чернышева нет. Есть предположение, что он уехал в Азию, а один из его сыновей работал кузнецом в соседнем селе Покровка, жена же какое-то время жила на квартире у неких Сальниковых в селе.
Воспоминания о помещике Басове
Жил помещик Басов с хозяйкой, имел два дома. Один дом, в котором жили они, а другой, в котором жили рабочие. У Басова была своя пекарня. Занимался он в основном скотоводством. Закупал молодняк, выкармливал до определенной упитанности, а потом отправлял поездом в Москву. У него было два сына и дочь. Также он имел в наемных рабочих, пастухов. У него был большой фруктовый сад, в саду - два колодца, вода в одном из колодцев предназначалась для скота, а в другом - для питья людям. Сейчас этот сад огорожен. Когда Басов скончался, его хозяйка продолжала вести дело. Она жила до 1918 года.Теперь это место, которое находится в двух километрах от железной дороги, называют Дубовое, вероятно, потому, что там растут дубы. Это очень красивое место, на пригорке большой лес, а на месте сада осталось вишня, превратившаяся в дикую. Есть там родник, заросший бурьяном, но вода в нем по-прежнему прозрачная, чистая, холодная.Внизу, у подножия леса, находится могила, на ней сохранился камень и железная стойка с надписью, которую уже не разобрать.
Чернышова гора О Чернышевой горе местные жители рассказывают множество легенд и историй, связанных с пугачевскими временами. Одна из них гласит, будто здесь скрывались разбойники, грабившие караваны, идущие по самарскому тракту. Говорят, что в горе некогда была пещера, но попытки местной детворы обнаружить вход в нее пока не увенчались успехом. Другие утверждают, что в пещере жил монах, и легенду об этом местная школьница обработала в виде стихотворения:
Наша Черная гораОчень знаменитая!Ходят-бродят волки там По ночам темнистыим.Там туманная пещераПрячется за склонами-Очень страшно было б намПод крутыми сводами.Говорят, что жил монах В той пещере темной
«Землянке,- он вещал, - в векахЖить в полумраке долго.Что будто туча нападет, Зальет все ливнем, градом,Но вскоре все от нас уйдет, И солнце яркое взойдет,И будут жить все в счастье,Наперекор ненастьям».В слова провидца верю я,Наступят скоро годы, Что будет цвесть земля моя,Забудем про невзгоды Ю. Васильева. 2006 год.
Семейство Черных омутов
На Черной горе раньше бил родник. Вода из него стекала в озеро, которое также носило название Черное. Многие подтверждают, что некогда на нем водились и черные лебеди. Сейчас это озеро пересохло. Но в окрестностях села Землянки есть еще один водоем, который также имеет подпитку от родника и называется Черным. В его водах водятся черепахи.
Урочище Самолет
К востоку от Чернышового леса, в районе Черной горы, находится урочище Самолет - байрачный дубово-березово-вязово-осиновый колок. В связи с чем возникло это название, неизвестно. Но на рубеже 50-60-х годов прошлого века на Черной горе потерпел крушение самолет, погиб пилот. Вот что об этом упоминают старожилы.Зима была. Метель. Видимость плохая. А самолет выполнял рейс на Оренбург с почтой и деньгами на борту. Было видно, как пилоту приходилось кружиться над нашим селом. Он то в сторону Бузулука поворачивал, но там его не принимали из-за плохой погоды, то на Оренбург курс брал - ему в посадке отказывали. Потом, видимо, не хватило топлива, и пилот решил посадить самолет на Черной горе. Опустился пониже и не рассчитал. Создавалась комиссия по поводу крушения самолета или нет, никто сейчас сказать не может. Только помнят сельчане, как рачительные жители растаскивали обшивку искореженного самолета. Металл сгодился в хозяйстве. Местные жестянщики понаделали из него много различной домашней утвари: ведер, кастрюль, тазиков. А одному из жителей удалось разжиться панелью бортовых приборов. Посмотреть, как она светится в темноте, сбегались все деревенские мальчишки. А вот денег народу не досталось: пачки обугленных купюр разлетелись по всей горе.
Заключение
Когда знакомишься с каким-то историческим памятником, хочется узнать о нём еще больше. Мне нравится самому искать что-то новое, добывать сведения. Я советую всем изучать свой край и по крупицам восстанавливать его историю, как можно больше узнавать о той земле, на которой растешь, учишься, обретаешь друзей, то есть о своей РОДИНЕ  Конечно, в историях, записанных мною, много спорных вопросов, но ведь не зря говорят, что в споре рождается истина.   Мы будем спорить: истина дороже! Но несмотря на это, скажем все же: Мы многому могли бы научиться, Листая давние истории страницы. Материалы, собранные мной, записаны со слов старожил села Землянки Шматова П. И., Козлова И. Ф., Семенова Н. П.. Их устами говорит сегодня история нашего села.
Поделиться:

Яблоко

Прекрасное далёко

Сверчок

И тут появился изобретатель

На горке