• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Роль галлицизмов в русском языке.

Опубликовано Сергеева Ирина Юрьевна вкл 09.04.2014 - 20:07
Сергеева Ирина Юрьевна
Автор: 
Мустафаева Лиана

Тезисы научной работы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_gallitsizmov_v_russkom_yazyke.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Роль галлицизмов в русском языке

(на материале пьес А.Н.Островского

«Бесприданница», «Свои люди - сочтемся»)

Мустафаева Лиана

11А класс,  МБОУ «СОШ №6» НМР РТ

Научный руководитель: Сергеева Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы высш. кв. категории

(текст тезисов – 1 стр.)

Одной из задач современного языкознания является изучение роли французских элементов в русском языке, исследование которых проводится с точки зрения этимологии, хронологии вхождения, тематических группировок, семантической адаптации.

Взаимодействие русского и французского языков началось еще в Петровскую эпоху, в XVIII в., когда сношения России с западноевропейскими странами значительно усилились, а значит, является  довольно продолжительным и интенсивным.

При изучении пьес А.Н.Островского мы обратили внимание на то, что в текстах произведений встречается множество заимствованных из французского языка слов – галлицизмов. Кроме того было замечено, что некоторые из галлицизмов так прочно вошли в наш быт, стали настолько адаптированными к системе русского языка, что не воспринимаются носителями языка как инородные.

Цель нашей работы: выяснить, какую роль играют галлицизмы в русском языке на примере пьес А.Н.Островского «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся». Объектом исследования являются пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», предметом – галлицизмы, использованные драматургом в пьесах; роль, которую они выполняют.

В процессе работы мы познакомились с  научными статьями об изучении французских слов учеными-русистами, изучили учебную литературу о тематических группах галлицизмов, проанализировали язык пьес А.Н.Островского. А также выяснили, что французско-русские языковые контакты исследовали  А.И. Соболевский (1891), И.И.Огиенко (1915), в XX веке замечания о природе, возникновении и функционировании галлицизмов содержатся в работах А.А. Будагова (1970), Ю.С. Сорокина (1965), П.Я. Черных (1959). В последнее время над проблемой изучения галлицизмов работал В.Г.Гак, Л.А.Мурадова,  в Республике Татарстан над изучением галлицизмов уже много лет  работает Н.В. Габдреева, доктор филолог. наук КАИ «КГТУ» им. А.Н.Туполева, успешно руководит кандидатскими диссертациями по двум специальностям русскому языку и сопоставительному языкознанию.

Во время исследования мы использовали следующие источники:

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык /  Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. -  М.: Айрис-Пресс, 2002.
  2. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века / В.М. Живов. – М., 1996.
  3. Григорьева Т.М. Чужесловие» в русском языке и русской ментальности. // Журнал Сибирского федерального университета. – 2009.- №2.- С. 38-48.
  4. Крысин, Л. П. Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий // Вопросы языкознания, 2002. – №6. – С. 27 – 36.
  5. Чернец Л.В. Асаже, или Галломания в Замоскворечье (Об иноязычных вкраплениях в пьесах А.Н.Островского). Лингвокультурологический  тезаурус «Гуманитарная Россия» // http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/

Анализируя художественные тексты, мы можем сказать, что А.Н.Островский, использовал в пьесах, с одной стороны, галлицизмы для изображения быта и нравов купечества, мещанства, для воссоздания  их обычаев и языка, для описания стиля их одежды. С другой стороны, с помощью французских заимствований драматург указывает на низкий культурный  уровень своих героев, использующих в речи галлицизмы, а также отражает процесс освоения ими заимствованной лексики.

Таким образом, галлицизмы использованы А.Н.Островским для создания ярких образов, для придания тексту выразительности, а также с целью выражения авторских оценок.


Поделиться:

10 осенних мастер-классов для детей

Лист Мёбиуса

Белый лист

Красочные картины Джастина Геффри

Свинья под дубом