Работа представлена на районной научно-практической конференции для школьников в секции: «Жизнь и деятельность В.Я.Буняковского», посвященной 210-летию со дня рождения русского математика В.Я.Буняковского
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 730.06 КБ |
МКОУ ДОБРЯТИНСКАЯ СОШ
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ РАЙОН
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Секция: «Жизнь и деятельность В.Я.Буняковского»
Исследовательская работа
Научная, организационная и педагогическая деятельность В.Я.Буняковского
Ковальчук Юрий
10 класс
Научный руководитель:
Каряева Елена Николаевна
2014 год
Оглавление
2.1. Научная деятельность 4
2.2. Организационная деятельность 6
2.3. Педагогическая деятельность 8
3. Заключение 10
4. Литература 11
5. Приложение 12
- 2 -
«…он жил, когда работал, и жил только, что бы работать…»
академик К.С.Веселовский
Введение.
Необходимость серьезного изучения богатого педагогического наследия выдающихся отечественных ученых и педагогов прошлого для успешного продвижения вперёд современной педагогической науки очевидна.
Происходящие в нашем обществе процессы реформирования образования в новых исторических условиях актуализируют проблему изучения педагогического опыта прошлого. Особый интерес в этом отношении представляет изучение прогрессивного педагогического наследия, оригинального и ценного опыта деятельности на ниве просвещения, оставленного нам выдающимися русскими математиками и педагогами – такими как Чебышев П.Л., Остроградский М.В., Буняковский В.Я. и многие другие.
Рисунок 1. Буняковский Виктор Яковлевич (1804-1889)
Цель исследования – определить глубину и значимость научной, организационной и педагогической деятельности русского математика 19 века – Виктора Яковлевича Буняковского в истории развития отечественной математики.
В соответствии с целью исследования, были выдвинуты задачи:
-исследовать и проанализировать научную, организационную и педагогическую деятельность В.Я.Буняковского;
- 3 -
- выделить в педагогическом наследии этого учёного аспекты, имеющие значение для современной науки не только с исторической, но и практической точки зрения;
- показать их преемственность и связь с современными теориями обучения и воспитания.
Деятельность Буняковского охватывает большой промежуток времени - 1826-1889 годы и содержит много интересного как для характеристики его самого, так и его времени – времени общественного подъема России.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Научная деятельность.
Положение наук не только общеобразовательных, но и даже специальных в то время было тяжелое. Император с недоверием относился ко всему, что связано с наукой, поэтому финансирование научных учреждений было скудным. Но эпоха оказалась плодотворной для расцвета Великих. Посчастливилось и Буняковскому оказаться в нужное время и в нужном месте.
Состоя на службе в Академии наук, главным занятием Буняковского была исследовательская работа и рецензирование различного рода математических сочинений, поступавших на отзыв в Академию наук.
Рисунок 2. Петербургская Академия наук
Научная деятельность Буняковского была многогранной. Он смог оставить след в различных сферах деятельности.
Следует отметить многочисленные (свыше 50) статьи и заметки, опубликованные Буняковским в различных журналах и словарях. Большинство статей отнесено к истории математики, что говорит об интересе ученого к истории своей науки.
- 4 -
В обиходной жизни он исследовал распределение громоотводов над зданиями; создал новый для своего времени планиметр, который облегчил труды землемеров при вычислении площадей фигур, начерченных на плане; он изобрел самосчеты - облегчившие работу кассиров и бухгалтеров.
Рисунок 3. Самосчёты Буняковского.
Буняковский был главным экспертом правительства по страхованию и статистике, так как в совершенстве владел теорией вероятностей. Им были проведены различные исследования (около 20) в области демографии, которые он затем издал в своих научных работах – «Опыт о законах смертности и о распределении православного народонаселения по возрастам», «Антропобиологические исследования и их приложения к мужскому населению России».
Рисунок 4. Научные работы В.Я.Буняковского.
Немалая заслуга его и в создании энциклопедических словарей. Первый том «Лексикон чистой и прикладной математики», изданный в 1839году, имел
- 5 -
большое значение для математического образования и послужил стартовой площадкой для дальнейшего признания и самоутверждения Буняковского в ученых кругах. В своих многочисленных научных трудах Буняковский коснулся и теоретической механики, и математической физики, и различных разделов математики: теории чисел, анализу, геометрии, алгебре. (Приложение № 1 )
Организационная деятельность.
Кроме научной и учебной работы университетские ученые консультировали народнохозяйственные вопросы, являясь членами различных комитетов и комиссий, вели просветительскую работу, читали публичные лекции и т. п.
Организационная деятельность Виктора Яковлевича связана в основном с Петербургской Академией наук. В мае 1828 году Буняковский был избран адъюнктом по чистой математике, а в 1830 – экстраординарным академиком в Петербургской Академии Наук (ПАН). Кроме преподавательской деятельности ему приходилось заниматься общественной деятельностью. Так в 1830 году он вошел в состав комитета для рассмотрения проекта григорианского календаря. Чтобы облегчить отношения России с европейскими государствами и устранить недоразумения, связанные с несходством летоисчисления – комитет признал нужным и полезным введение в России исправленного летоисчисления. В продолжение 10 лет он был наставником - наблюдателем в пажеском корпусе.
В 1841 году Буняковского избирают ординарным академиком.
В 1844 году Буняковский в составе комиссии занимается изданием трудов Л.Эйлера. Комиссией были разработаны: 1) план издания полного собрания сочинений, 2)определен объем этого издания, 3)прикидка расходов на его издание и 4)изложено краткое обоснование необходимости издания трудов Эйлера. Буняковский с уважением относился к Эйлеру и его научному наследию. Совместно с П.Л.Чебышевым в 1846 году они составили систематический указатель всех работ Эйлера по теории чисел и издали его арифметические труды.
Неоднократно Буняковский назначался членом комитета по осмотру Пулковской обсерватории. В 1855 году он временно исполняет обязанности непременного секретаря Академии наук по физико-математическому отделению, так как наука не должна стоять на месте и требовала незамедлительного решения текущих вопросов и дел. Он даже баллотировался на данную должность, но его скромность помешала одолеть соперника.
В течении двух лет с 1862года Буняковский состоял главным наблюдателем за преподаванием математических наук в военно-учебных заведениях (в 1864 году эта должность была ликвидирована).
В 1863 году Буняковский возглавил комиссию из академиков, которая
- 6 -
занималась составлением проекта нового устава Академии наук и её штатногорасписания с надлежащими объяснительными записками.
С 1864 года почти до самой смерти он был избран вице-президентом Академии наук. Как академик и вице-президент Буняковский неутомимо работал, постоянно выступал с докладами на всех заседаниях физико-математического отделения Академии наук. В то время царское правительство мало интересовалось наукой и на её развитие отпускало скудные средства, которые Буняковскому-руководителю приходилось использовать с максимальной пользой для развития российской науки и Академии. За несколько месяцев до смерти он перестал бывать в Академии - здоровье пошатнулось, совесть не позволила ему занимать место вице-президента. Он немедленно попросил его уволить и предоставить эту должность лицу, обладающему силами для исполнения связанных с нею обязанностей. После освобождения Буняковский был избран почетным вице-президентом.
Деятельность Буняковского в Академии наук высоко оценивалась академической корпорацией и иностранными учеными. Его неоднократно чевствовали на различных мероприятиях овациями.
Буняковский подготовил несколько поколений научных работников и преподавателей математики, для которых его профессорская деятельность «служила постоянным образцом».
Рисунок 5. Ученики Буняковского.
Его знаменитые ученики А.Н.Коркин, О.И.Сомов, П.Л.Чебышев постоянно пользовались поддержкой своего Учителя. Буняковский пользовался исключительным авторитетом у современников. В. А. Панаев, ученик Буняковского по Петербургскому институту путей сообщения, в своих "Воспоминаниях", напечатанных в "Русской старине" за ноябрь 1893 г., писал: "профессорами из предметов высшей математики были академики: гениальный
Остроградский и талантливейший, с беспримерной эрудицией, знаменитый
- 7 -
Буняковский... Ни для кого не может быть сомнения, что В. Я. Буняковский одарен великими и быстрыми способностями, необычайным талантом и по своим трудам может быть причислен к гигантам науки".
По ходотайству Остороградского и Буняковского в ноябре 1889 года С.В.Ковалевскую избрали членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Петербургской Академии наук. Это была первая женщина в составе академического собрания, но без права посещения его. (Приложение №2)
Педагогическая деятельность.
Трудовую педагогическую деятельность Виктор Яковлевич начал сразу же по прибытии из Парижа в 1826 году – в 22 года. Он определился на службу в 1-й кадетский корпус преподавателем математики в старших классах. Чуть позже – в 1827 году, он был приглашен преподавать математику в офицерских классах морского кадетского корпуса, где проработал непрерывно 37 лет. К этому учебному заведению он питал особую симпатию, поэтому преподавание математики было поставлено им на высшем уровне. Как преподаватель морского кадетского корпуса, Буняковский бескорыстно принимал участие в различных комиссиях по разработке программ и конспектов для военно-учебных заведений, при экзаменации будущих преподавателей кадетских корпусов и военных училищ.
Рисунок 6. Морской кадетский корпус.
В 1862 году начинается преобразование офицерских классов морского корпуса. Составлением проекта занимается Буняковский в составе комиссии. После утверждения этого проекта офицерские классы были переименованы в академический курс морских наук, и преподавание математики и механики было возложено на Буняковского и О.И.Сомова. Но в 1864 году, став вице-президентом Академии наук, он вынужден был уволиться из морского корпуса по причине недостатка свободного времени.
В 1830-1840 году Буняковского приглашают преподавать математику в горный институт и институт корпуса инженеров путей сообщения. Для данного
- 8 -
института он разработал записки по дифференциальному и интегральному исчислению, которые сам же и излагал. В данном институте ему удалось ввести в число преподаваемых предметов – теорию вероятностей.
Рисунок 7. Санкт-Петербургский университет.
В 1846-1860 году Буняковский читает лекции по математическому анализу, теории вероятностей, исчислению конечных разностей в Петербургском университете, будучи избранным ординарным профессором данного университета. Через 14 лет по состоянию здоровья , он был вынужден покинуть и этот пост.
Торжество в честь 50-летнего юбилея педагогической деятельности Буняковского 19 мая 1875 года - было организовано в Академии наук специальным комитетом из академиков, на котором он был награжден орденом Александра Невского. Кроме того, комитет получил разрешение открыть подписку для поднесения Буняковскому медали. В результате подписки был собран некий капитал, на котором учредили премию имени В.Я.Буняковского и присуждали её за лучшие работы по математике. Аналогичное торжество было организовано в 1888 году по случаю 60-летнего пребывания в Академии.
Рисунок 5. Медаль В.Я.Буняковского.
- 9 -
В ходе многолетней и разносторонней педагогической деятельности у В. Я. Буняковского сформировались определенные взгляды на проблемы, связанные с обучением, воспитанием и образованием. Буняковский - один из немногих ученых, является организатором движения за реформы преподавания математики в России.
Исследование теоретической и практической педагогической деятельности В. Я. Буняковского позволяет сделать вывод о том, что этот выдающийся математик внес значительный вклад в развитие и прогресс народного просвещения и математического образования. Его педагогическая деятельность была обширной и многогранной. Он очень много сделали для совершенствования математического образования и всего процесса обучения вообще, как в тех учебных заведениях, в которых он преподавал, так и во многих других, занимался разработкой и улучшением качества методической и математической литературы, подготовкой научно-преподавательских кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Буняковский был замечательным лектором. Лекции, которые он читал в разных высших учебных заведениях Петербурга, его публичные лекции и статьи представляли образцы педагогического мастерства. Он постоянно повышал свой уровень образования, поэтому владел материалом, который читал и знал его в совершенстве. Всю свою жизнь он посвятил распространению математической науки в России не по принуждению, а по призванию. «…он жил, когда работал, и жил только, что бы работать…» - верно высказал академик К.С.Веселовский. Для него было смыслом жизни передать свои знания будущему поколению, он читал свои лекции почти 40 лет в различных учебных заведениях Петербурга.
Будучи крупным ученым и замечательным профессором, Буняковский обладал постоянной отзывчивостью. Он был одним из немногих педагогов и ученых, который смог всю свою трудовую деятельность совмещать и научную, и организационную и педагогическую деятельность. Его труд достоин уважения во все времена и стал наглядным примером современникам.
- 10 –
ЛИТЕРАТУРА
Рисунок 1. http://mvr.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/news/buniakovsky_v_ya_1_.jpg
Рисунок 2. http://chron.eduhmao.ru/img_11_8_0_1.jpeg
Рисунок 4. http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/26/25369/25369-1_3.jpg
http://www.gornitsa.ru/images/products/book5/al_book_58140.jpg
http://f.letmeprint.ru/89357520-4a7b0b44/preview_621826_200x0.jpg
Рисунок 5. http://kiselevy150.narod.ru/127.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/OI_Somov.jpg/250px-OI_Somov.jpg
http://www.york.ac.uk/depts/maths/histstat/people/chebyshev.gif
Рисунок 6. http://www.galernayas.ru/uploads/posts/2010-09/1283698735_33.jpg
Рисунок 7. http://www.hlebnikov.ru/biography/1904/image/univer-spb.jpg
Рисунок 8. http://www.wolmar.ru/images/auctions/630/609735_1.jpg
http://www.wolmar.ru/images/auctions/359/250274_2.jpg)
- 11 –
Приложение №1.
№ | Дата написания работы | Название работы |
1 | 1830 | Арифметические исследования. |
2 | 1835 | Об алгебраических интегралах в разностях рациональных дробей. |
3 | 1839 | Лексикон чистой и прикладной математики. |
4 | 1840 | Мысли о неосновательности некоторых понятий, относящихся к общежитию, преимущественно к лотереям и играм. |
5 | 1844 | Арифметика. |
6 | 1846 | Основание математической теории вероятностей. |
7 | 1849 | Арифметика.(второе издание) |
8 | 1852 | О наибольшим числе положений равновесия однородной треугольной призмы, погруженной в жидкость. |
9 | 1853 | Изложение элементарного способа для суммования конечных рядов, рассматриваемых в начальной алгебре, с приложением его к некоторым бесконечным строкам. |
10 | 1853 | Параллельные линии. |
11 | 1859 | О некоторых неравенствах, относящихся к определенным интегралам или интегралам в конечных разностях. |
12 | 1860 | О свободном планиметре. |
13 | 1861 | Исследования некоторых числовых функций. |
14 | 1865 | Опыт о законах смертности и о распределении православного народонаселения по возрастам. |
15 | 1869 | Об одной теореме, относящейся к теории вычетов, и её приложении к доказательству закона взаимности простых чисел. |
16 | 1869 | О двучленных показательных сравнениях при основании 3 и многих новых теоремах о вычетах и первообразных корнях. |
17 | 1870 | О символе Лежандра. |
18 | 1873 | Антропобиологические исследования и их приложения к мужскому населению России. |
Полный список работ состоит из 128 заглавий. |
- 12 -
Два морехода
Заколдованная буква
Простые новогодние шары из бумаги
Два петушка
Распускающиеся бумажные цветы на воде