Введение.
Каждый день, провожая нас в школу, родители помогают надеть нам ранец и с тревогой в голосе говорят, что он неподъёмный, что это плохо влияет на формирование осанки. И мы задумались: что у нас в рюкзаках? не вредит ли это нашему здоровью?
По статистике примерно у 15% школьников к концу младших классов врачи обнаруживают сколиоз, а у старшеклассников эта цифра переваливает за 80%. Из беседы с медицинским работником нашей школы, мы узнали, как формируется опорно-двигательная система, и выяснили, есть ли отклонения в формировании осанки у ребят нашего класса. В нашем классе существуют проблемы с формированием осанки. Нарушение осанки - это очень серьёзно.
Мы растем, и исправить её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Нарушение осанки связано с нарушением работы многих органов. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы пищеварения. Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_konkurs_proektov_dlya_mladshikh_shkolnikov.doc | 191.5 КБ |
Городской конкурс проектов для младших школьников
«Эвритошка-2014»
секция: окружающий мир
Название работы:
«Вес школьного портфеля»
2 В класс
Автор работы:
Крюков Никита Сергеевич
Соавтор:
Кузнецова Дарья Александровна
Научный руководитель:
Макаренко Наталья Александровна-
учитель начальных классов МБУ школы №1
Тольятти 2014
Содержание
2. Теоретическая часть.
2.1. История школьного портфеля. 4
2.2. Выбираем ранец. 4-5
2.3. Угроза за спиной. 5
3. Практическая часть.
3.1.Определение веса учебных пособий. 5
3.2. Реальный вес содержимого ранца в течение недели. 6-8
4. Заключение. 9-10
5. Список литературы. 11
Введение.
Каждый день, провожая нас в школу, родители помогают надеть нам ранец и с тревогой в голосе говорят, что он неподъёмный, что это плохо влияет на формирование осанки. И мы задумались: что у нас в рюкзаках? не вредит ли это нашему здоровью?
По статистике примерно у 15% школьников к концу младших классов врачи обнаруживают сколиоз, а у старшеклассников эта цифра переваливает за 80%. Из беседы с медицинским работником нашей школы, мы узнали, как формируется опорно-двигательная система, и выяснили, есть ли отклонения в формировании осанки у ребят нашего класса. В нашем классе существуют проблемы с формированием осанки. Нарушение осанки - это очень серьёзно.
Мы растем, и исправить её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Нарушение осанки связано с нарушением работы многих органов. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы пищеварения. Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
Мы считаем свою работу исследовательско – просветительской и думаем, что её польза не вызывает сомнений. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: «Влияет ли тяжёлый ранец на здоровье ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?»
Нас беспокоит своё здоровье и здоровье одноклассников, волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения. Так появилась тема нашего проекта «Вес школьного портфеля».
Цель нашей работы: узнать, сколько должен весить портфель, как влияет тяжёлый портфель на здоровье, выявить способы облегчения портфеля. Как избежать губительного воздействия тяжёлого ранца на здоровье ребёнка.
Задачи:
Гипотеза: тяжёлый портфель вредит здоровью.
В своей работе мы использовали методы:
В рамках проекта были составлены буклеты с советами для учеников, родителей и учителей.
2.1. История школьного портфеля
Мы начали изучать «историю» школьного портфеля.
Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Для школьников шили портфели из винила и коленкора.
Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.
Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину. В семидесятые годы им уже пользовались.
В 80–е годы стали появляться портфели необычной формы – вертикальные сумки с ремешком через плечо.
Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.
С конца 90–х и по настоящее время школьники носят ранцы.
2.2. Выбираем ранец
Мы изучили материал о том, что лучше портфель, ранец или рюкзак, как правильно выбрать ранец, влияет ли ранец на формирование осанки.
Как считают ортопеды, от школьных портфелей отказываются не зря: переноска тяжелых вещей в одной руке (или на одном плече) опасна для здоровья ребенка и грозит сколиозом.
Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. Преимущества такого подхода очевидны - руки свободны, относительная "грузоподъемность" достаточно высока, а нагрузка практически не чувствуется.
Ранец – это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка.
Провёдённая нами практическая работа показала, что в нашем классе у 27 человек, что составляет 100% ортопедические ранцы. Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Изучая литературу по данному вопросу, мы выяснили, какие требования предъявляются к ранцу?
Школьный ранец, на первый взгляд, предмет простой. Однако при выборе ранца для школьника обратите внимание на следующие элементы.
10 признаков хорошего школьного ранца.
1. Масса пустого ранца не должна превышать 1 кг.
2. Наличие ортопедической спинки.
3. Изготовлен из непромокаемого прочного материала.
4. Мягкие широкие лямки
5. Светоотражающие элементы, которые обеспечат безопасность ребёнка при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
6. Жесткий корпус.
7. Водонепроницаемое дно с ножками.
8. Удобные замки и молнии, закрыты клапанами.
9. Несколько карманов и удобные внутренние отделения.
10. Ручка у хорошего ранца должна быть неудобной, чтобы у малыша не возникало желания носить тяжести в руках.
Так же, как и школьную форму, ранец нужно выбирать путем долгих и тщательных примерок.
2.3. Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
– 1–4-х классов – 300 г;
– 5–6-x классов – 400 г;
– 7–8-х классов – 500 г;
– 10–11-х классов – 600 г.
3.1.Определение веса учебных пособий
Мы работаем по программе « Начальная школа XXI века». Мы провёли практическую работу.
Вес учебных пособий, необходимых по программе, их сравнение с гигиеническими нормами.
«Русский язык» – 300 г
Тетрадь « Пишем грамотно» – 200 г
«Математика» – 200 г
Тетрадь «Математика» – 100 г
«Литературное чтение» - 200 г
Тетрадь «Литературное чтение» – 100 г
«Окружающий мир» - 200 г
Тетрадь «Окружающий мир» – 100 г
«Английский язык» - 100 г
Тетрадь «Английский язык» - 100 г
Все учебники и дополнительные тетради соответствуют норме.
Вес учебных пособий, необходимых по программе, соответствует гигиеническим требованиям.
3.2. Реальный вес содержимого ранца в течение недели
В эксперименте участвовало 27 человек. На протяжении всей недели мы наблюдали за изменением веса ранцев у моих одноклассников и отмечали результаты в контрольном листе. В результате мы выяснили, сколько весит пустой портфель и портфель с учебниками каждый учебный день.
Данные записали в контрольный лист.
Фамилия, имя | Вес ученика | День недели | Вес пустого портфеля | Вес портфеля с учебниками |
Понедельник | ||||
Вторник | ||||
Среда | ||||
Четверг | ||||
Пятница |
Самым тяжёлым содержимое ранца бывает во вторник, четверг. Самым лёгким ранец оказался в понедельник и пятницу. Проверяя содержимое ранцев и взвешивая отдельные школьные принадлежности, мы вместе с одноклассниками сделал выводы, что:
каждый день надо проверять содержимое ранца, не носить лишних вещей; отказаться от папок, пеналов, вес которых утяжеляет содержимое ранца;
заменить тяжёлый пенал лёгким;
договариваться с соседом по парте о возможности носить один учебник на двоих.
Подведем итоги:
– самый правильный ранец (до 0,5 кг) – 3 чел.;
– самый легкий портфель – 1 (100г);
– самый тяжелый ранец – 1 (1кг500г);
– самый тяжелый ранец с принадлежностями – 1 (6кг200г);
– самый легкий ранец с принадлежностями – 1 (2кг);
– самый тяжелый учебник – «Русский язык» (300г);
– самый «тяжелый» учебный день – вторник, четверг;
– самый «легкий» учебный день – понедельник, пятница.
Проанализировав личные карточки учеников нашего класса с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро: 9 человек с нарушением осанки; 1 человек со сколиозом; 17 человек здоровых.37 % от всех имеют проблемы с формированием осанки.
Данные записали в таблице 1.
Таблица 1
Ф.И. ученика | Вес тела (кг) | Диагноз | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) | Выводы |
Абдулхакова Парвона | 20 кг | н/о | 2кг | 3кг | выше |
Аллахярова Рамиля | 30 кг |
| 3кг | 4кг | выше |
Аношкин Владислав | 24 кг | н/о | 2кг400г | 3кг | выше |
Бакшаева Евгения | 20 кг | н/о | 2кг | 6кг | выше |
Берёзко Дарья | 20 кг | сколиоз | 2кг | 4кг100г | выше |
Богачёв Артём | 27кг500г | 2кг750г | 4кг500г | выше | |
Габдулина Елизавета | 25 кг | 2кг500г | 4кг | выше | |
Газиханов Ахмед | 28 кг | н/о | 2 кг800г | 2кг900г | норма |
Гусев Антон | 27кг800г | 2кг | 3кг800г | выше | |
Душева Лочин | 32 кг | 3кг200г | 2кг800г | ниже | |
Жуков Игнат | 28 кг | 2кг800г | 3кг600г | выше | |
Комаровский Фёдор | 30 кг | н/о | 3кг | 2кг | ниже |
Крюков Игнат | 40кг100г | 4кг100г | 6кг200г | выше | |
Кузнецова Дарья | 30 кг | 3кг | 4кг 300г | выше | |
Мамонова Дарья | 23кг | 2кг300г | 4кг200г | выше | |
Микулич Матвей | 28 кг | н/о | 2кг800г | 3кг800г | выше |
Нишнулкина Дарья | 34 кг | 3кг400г | 2кг800г | ниже | |
Овганисян Левон | 24кг500г | 2кг 450г | 3кг | выше | |
Писчаскина Анастасия | 33кг600г | н/о | 3кг360г | 5кг300г | выше |
Рудик Егор | 40 кг | н/о | 4кг | 4кг100г | норма |
Русских Анастасия | 31 кг | н/о | 3кг100г | 4кг | выше |
Рыжов Михаил | 24 кг | 2кг400г | 4кг | выше | |
Сафонов Владислав | 26 кг | 2кг600г | 4кг | выше | |
Тайибов Анзор | 31 кг | 3кг100г | 4кг | выше | |
Хрисанфов Матвей | 24 кг | 2кг400г | 4кг | выше | |
Чередниченко Дарья | 31 кг | 3кг100г | 4кг | выше | |
Шахбанова Камила | 21 кг | 2кг100г | 2кг200г | норма |
Соответствие реального веса ранца его правильному весу мы показали в диаграмме.
Выяснилось, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблицу 2.
Таблица 2
Ф.И. ученика | Реальный вес ранца (кг) | Выводы |
Абдулхакова Парвона | 600г | выше |
Аллахярова Рамиля | 400г | норма |
Аношкин Владислав | 800г | выше |
Бакшаева Евгения | 500г | норма |
Берёзко Дарья | 300г | норма |
Богачёв Артём | 1кг | выше |
Габдулина Елизавета | 100г | норма |
Газиханов Ахмед | 300г | норма |
Гусев Антон | 500г | норма |
Душева Лочин | 800г | выше |
Жуков Игнат | 200г | норма |
Комаровский Фёдор | 1кг | выше |
Крюков Игнат | 1кг500г | выше |
Кузнецова Дарья | 1кг | выше |
Мамонова Дарья | 1кг | выше |
Микулич Матвей | 400г | норма |
Нишнулкина Дарья | 800г | выше |
Овганисян Левон | 800г | выше |
Писчаскина Анастасия | 600г | выше |
Рудик Егор | 800г | выше |
Русских Анастасия | 500г | норма |
Рыжов Михаил | 300г | норма |
Сафонов Владислав | 1кг | выше |
Тайибов Анзор | 900г | выше |
Хрисанфов Матвей | 1кг | выше |
Чередниченко Дарья | 1кг | выше |
Шахбанова Камила | 300г | норма |
Из 27 исследуемых учеников: только 11 соответствуют норме (500г и менее).
Как, оказалось, выбрать ранец, который соответствовал всем нормам довольно трудно.
Использование пластмасса и плотных материалов делают ранцы тяжёлыми!
Заключение
Мы увидели, что у 11 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего100 г. Однако у 16 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой системы.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г и менее для учеников начальной школы. Самый тяжелый учебник – учебник «Русский язык» -300 г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает во вторник и четверг: 6 кг200г и 5кг300г (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в понедельник и пятницу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3кг 600г, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма. В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости таскать книги в школу. Учитель же может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их. Но пока это только мечты. Нам нужно заботиться о своём здоровье сейчас.
Анализируя выше изложенный материал и результаты практических работ, мы можем сделать вывод, что ранец не будет оказывать губительного воздействия на формирование осанки, если соблюдать следующие правила.
Для производителей:
- выпускать только ортопедические ранцы, которые соответствуют основным требованиям, но их вес был бы меньше 1 кг;
- для производства ранцев использовать облегчённые материалы.
Для учащихся:
- для переноса школьных принадлежностей использовать только ортопедический ранец, который соответствует перечисленным ранее требованиям;
- не носить лишнего в ранцах (для решения этой проблемы в классе надо организовать);
- правильно надевать ранец;
- договариваться с соседом по парте о возможности носить один учебник на двоих.
- заниматься физкультурой и спортом.
Для учителей:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
- найти возможность использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома).
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
- организовать хранение сменной обуви, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.
Для родителей:
– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье - не экономить на покупке ранца;
- Научите ребёнка следить за содержимым ранца, правильно надевать ранец;
- Ребёнка нужно также научить выполнять простые упражнения, развивающие мышцы. спины и брюшного пресса. Разминку необходимо проводить хотя бы три раза в неделю. Включать" свои мышцы нужно учиться с детства, чтобы привычка держать спину прямо осталась на всю жизнь.
Если мы все вместе будем соблюдать эти правила, то вопрос: « Влияет ли ранец на здоровье ребёнка?» перестанет возникать.
С результатами своей работы мы познакомили своих одноклассников и их родителей. Были составлены буклеты с советами для учеников, родителей и учителей.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Список литературы.
1. «В школу с чемоданом» http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=107368&st=30
2. «Как правильно выбрать ранец первокласснику?» http://www.bummir.ru/Article_4_kak_pravilno_vybrat_ranec_pervoklassniku.htm
3. Александр Лосото «Пятерка весом два кило. Утвержденные Геннадием Онищенко санитарные нормы обязательны и для родителей, и для школы» « Российская газета» - Федеральный выпуск № 3558 от 25.08.2004г. http://www.rg.ru/2004/08/25/sannormy.html
4. Анфиса Чеботарева «Тяжел ли ранец школьника?» http://www.s-cool.ru/article644.html
5.«Школьный ранец: Легче - не значит лучше!»http://gekonbag.ru/index.php?show_aux_page=11
6. Дария Дубницкая «Чтобы у ребенка не было проблем с позвоночником, покупайте ранец... с неудобной ручкой» http://dubnitskaya.at.ua/publ/15-1-0-59 7.«История школьного портфеля» http://muzei.uni-dubna.ru/shkprinadl_portfel.htm
Хитрость Дидоны
10 осенних мастер-классов для детей
Швейня
"Портрет". Н.В. Гоголь
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен