• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Вес школьного портфеля

Опубликовано Макаренко Наталья Александровна вкл 11.05.2014 - 20:51
Макаренко Наталья Александровна
Автор: 
Крюков Никита, Кузнецова Дарья

Введение.

Каждый день, провожая  нас в школу, родители помогают надеть нам ранец  и с тревогой в голосе говорят, что он неподъёмный, что это плохо  влияет на формирование осанки. И мы задумались: что у нас в рюкзаках? не вредит ли это нашему здоровью?

По статистике примерно у 15%   школьников к концу младших классов врачи обнаруживают сколиоз, а у старшеклассников эта цифра переваливает за 80%. Из беседы с медицинским работником нашей школы, мы узнали, как формируется опорно-двигательная система,  и выяснили, есть ли отклонения в формировании осанки у ребят нашего класса. В нашем классе существуют проблемы с формированием осанки. Нарушение осанки - это очень серьёзно.                                                                                          

Мы растем, и исправить  её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Нарушение осанки связано с нарушением работы многих органов. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы пищеварения. Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodskoy_konkurs_proektov_dlya_mladshikh_shkolnikov.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс проектов для младших школьников

«Эвритошка-2014»

секция: окружающий мир

Название работы:

«Вес школьного портфеля»

2 В класс

Автор работы:

Крюков Никита Сергеевич

Соавтор:

Кузнецова Дарья Александровна

Научный руководитель:

Макаренко Наталья Александровна-

учитель начальных классов МБУ школы №1

Тольятти 2014

Содержание

1. Введение.                                                                                                                        3    

2. Теоретическая часть.

2.1. История школьного портфеля.                                                                                  4

2.2. Выбираем ранец.                                                                                                         4-5

2.3. Угроза за спиной.                                                                                                        5

3.  Практическая часть.                                                                                          

3.1.Определение веса учебных пособий.                                                                         5

3.2. Реальный вес содержимого ранца в течение недели.                                              6-8

4. Заключение.                                                                                                                    9-10

5. Список литературы.                                                                                                       11                                    

Введение.

Каждый день, провожая  нас в школу, родители помогают надеть нам ранец  и с тревогой в голосе говорят, что он неподъёмный, что это плохо  влияет на формирование осанки. И мы задумались: что у нас в рюкзаках? не вредит ли это нашему здоровью? 

По статистике примерно у 15%   школьников к концу младших классов врачи обнаруживают сколиоз, а у старшеклассников эта цифра переваливает за 80%. Из беседы с медицинским работником нашей школы, мы узнали, как формируется опорно-двигательная система,  и выяснили, есть ли отклонения в формировании осанки у ребят нашего класса. В нашем классе существуют проблемы с формированием осанки. Нарушение осанки - это очень серьёзно.                                                                                          

Мы растем, и исправить  её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Нарушение осанки связано с нарушением работы многих органов. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы пищеварения. Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.

Мы считаем свою работу исследовательско – просветительской и думаем, что её польза не вызывает сомнений. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: «Влияет ли тяжёлый ранец на здоровье ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?»

Нас беспокоит своё здоровье и здоровье одноклассников, волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения. Так появилась тема нашего проекта «Вес школьного портфеля».

Цель нашей работы: узнать, сколько должен весить портфель, как влияет тяжёлый портфель на здоровье, выявить способы облегчения портфеля. Как избежать губительного воздействия тяжёлого ранца на здоровье ребёнка.

Задачи:

  • изучить литературу по теме проекта (поиск информации о гигиенических нормах);
  • узнать  историю портфеля;                                                                                                                          
  • познакомиться с требованиями, предъявляемыми к школьным принадлежностям, их  эффективности;
  • выяснить влияет ли тяжёлый ранец на здоровье школьника;
  • определить,  сколько килограммов «знаний» ежедневно таскает в своём ранце школьник;  
  • провести практические работы (взвешивание пустого портфеля, взвешивание портфеля с учебниками по дням недели);                                                                                                
  • выработать рекомендации, как  снизить вес портфеля;
  • изготовить буклет  для родителей и учащихся с советами по выбору ранца,                                     буклет с советами для учителей.

Гипотеза: тяжёлый портфель вредит здоровью.

В своей работе мы использовали методы:

  • поиск информации
  • сравнение;
  • опрос одноклассников;
  • анализ;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

В рамках проекта были составлены буклеты с советами для учеников, родителей и учителей.  

2.1. История школьного портфеля

Мы начали изучать «историю» школьного портфеля.

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Для школьников  шили портфели из винила и коленкора.  

Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.

Ранец  - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину. В семидесятые годы   им уже пользовались.

В 80–е годы стали появляться портфели необычной формы – вертикальные сумки с ремешком через плечо.

Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х  обзавелись «дипломатами» - жесткими  узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.

На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.

С конца 90–х и по настоящее время школьники носят ранцы.          

2.2. Выбираем ранец

Мы  изучили материал о том, что лучше портфель, ранец или рюкзак, как правильно выбрать ранец, влияет ли ранец на формирование осанки.

Как считают ортопеды,  от школьных портфелей отказываются не зря: переноска тяжелых вещей в одной руке (или на одном плече) опасна для здоровья ребенка и грозит сколиозом.                                          

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце.  Преимущества такого подхода очевидны - руки свободны, относительная "грузоподъемность" достаточно высока, а нагрузка практически не чувствуется.

Ранец – это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка.

Провёдённая нами практическая работа показала, что в нашем классе у 27 человек, что составляет 100% ортопедические ранцы. Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

Изучая литературу по данному вопросу, мы выяснили, какие требования предъявляются к ранцу?

Школьный ранец, на первый взгляд, предмет простой. Однако при выборе ранца для школьника обратите внимание на следующие элементы.

10 признаков хорошего школьного ранца.

1. Масса пустого ранца не должна превышать 1 кг.

2. Наличие ортопедической спинки.

3. Изготовлен из непромокаемого прочного материала.

4. Мягкие широкие лямки

5. Светоотражающие элементы, которые обеспечат безопасность ребёнка при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

6. Жесткий корпус.

7. Водонепроницаемое дно с ножками.

8. Удобные замки и молнии, закрыты клапанами.

9. Несколько карманов и удобные внутренние отделения.

10.  Ручка у хорошего ранца должна быть неудобной, чтобы у малыша не возникало желания носить тяжести в руках.

Так же, как и школьную форму, ранец нужно выбирать путем долгих и тщательных примерок.

2.3. Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

– 1–4-х классов – 300 г;
– 5–6-x классов – 400 г;
– 7–8-х классов – 500 г;
– 10–11-х классов – 600 г.

3.1.Определение веса учебных пособий

Мы работаем по программе « Начальная школа XXI века». Мы провёли практическую работу.  

Вес учебных пособий, необходимых по программе, их сравнение с гигиеническими нормами.

«Русский язык» – 300 г

Тетрадь « Пишем грамотно» – 200 г

«Математика» – 200 г

Тетрадь «Математика» – 100 г

«Литературное чтение» - 200 г

Тетрадь «Литературное чтение»  – 100 г

«Окружающий мир» - 200 г

Тетрадь «Окружающий мир» – 100 г

«Английский язык» - 100 г

Тетрадь «Английский язык» - 100 г

Все учебники и дополнительные тетради соответствуют норме.

Вес учебных пособий, необходимых по программе, соответствует гигиеническим требованиям.

3.2. Реальный вес содержимого ранца в течение недели

В эксперименте участвовало 27 человек. На протяжении всей недели мы наблюдали за изменением веса ранцев у моих одноклассников и отмечали результаты в контрольном листе. В  результате мы выяснили, сколько весит пустой портфель и портфель с учебниками каждый учебный день.

Данные записали в контрольный лист.

Фамилия, имя

Вес ученика

День недели

Вес  пустого

портфеля

Вес портфеля

 с учебниками

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Самым тяжёлым содержимое ранца бывает во вторник, четверг. Самым лёгким ранец оказался в понедельник и пятницу. Проверяя содержимое ранцев и взвешивая отдельные школьные принадлежности, мы вместе с одноклассниками сделал выводы, что:                                                          

каждый день надо проверять содержимое ранца, не носить лишних вещей;                                               отказаться от папок, пеналов, вес которых утяжеляет содержимое ранца;

заменить тяжёлый пенал лёгким;

договариваться с соседом по парте о возможности носить один учебник на двоих.

Подведем итоги:

– самый правильный ранец (до 0,5 кг) – 3 чел.;
– самый легкий портфель – 1 (100г);
– самый тяжелый ранец – 1 (1кг500г);
– самый тяжелый ранец с принадлежностями – 1 (6кг200г);
– самый легкий ранец с принадлежностями – 1 (2кг);
– самый тяжелый учебник – «Русский язык» (300г);
– самый «тяжелый» учебный день – вторник, четверг;
– самый «легкий» учебный день – понедельник, пятница.

Проанализировав личные карточки учеников нашего класса с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро: 9 человек с нарушением осанки; 1 человек со сколиозом; 17 человек здоровых.37 % от всех имеют проблемы с формированием осанки.

Данные записали в таблице 1.

Таблица 1

Ф.И. ученика

Вес тела (кг)

Диагноз

Правильный вес ранца (кг)

Реальный вес ранца (кг)

Выводы

Абдулхакова Парвона

20 кг

 н/о

2кг

3кг

выше

Аллахярова Рамиля

30 кг

 

3кг

4кг

выше

Аношкин Владислав

24 кг

н/о

2кг400г

3кг

выше

Бакшаева Евгения

20 кг

н/о

2кг

6кг

выше

Берёзко Дарья

20 кг

 сколиоз

2кг

4кг100г

выше

Богачёв Артём

27кг500г

2кг750г

4кг500г

выше

Габдулина Елизавета

25 кг

2кг500г

4кг

выше

Газиханов Ахмед

28 кг

н/о

2 кг800г

2кг900г

норма

Гусев Антон

27кг800г

2кг

3кг800г

выше

Душева Лочин

32 кг

3кг200г

2кг800г

ниже

Жуков Игнат

28 кг

2кг800г

3кг600г

выше

Комаровский Фёдор

30 кг

н/о

3кг

2кг

ниже

Крюков Игнат

40кг100г

4кг100г

6кг200г

выше

Кузнецова Дарья

30 кг

3кг

4кг 300г

выше

Мамонова Дарья

23кг

2кг300г

4кг200г

выше

Микулич Матвей

28 кг

н/о

2кг800г

3кг800г

выше

Нишнулкина Дарья

34 кг

3кг400г

2кг800г

ниже

Овганисян Левон

24кг500г

2кг 450г

3кг

выше

Писчаскина Анастасия

33кг600г

н/о

3кг360г

5кг300г

выше

Рудик Егор

40 кг

н/о

4кг

4кг100г

норма

Русских Анастасия

31 кг

н/о

3кг100г

4кг

выше

Рыжов Михаил

24 кг

2кг400г

4кг

выше

Сафонов Владислав

26 кг

2кг600г

4кг

выше

Тайибов Анзор

31 кг

3кг100г

4кг

выше

Хрисанфов Матвей

24 кг

2кг400г

4кг

выше

Чередниченко Дарья

31 кг

3кг100г

4кг

выше

Шахбанова Камила

21 кг

2кг100г

2кг200г

норма

Соответствие реального веса ранца его правильному весу мы показали в диаграмме.

Выяснилось, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблицу 2.

Таблица 2

Ф.И. ученика

Реальный вес ранца (кг)

Выводы

Абдулхакова Парвона

600г

выше

Аллахярова Рамиля

400г

норма

Аношкин Владислав

800г

выше

Бакшаева Евгения

500г

норма

Берёзко Дарья

300г

норма

Богачёв Артём

1кг

выше

Габдулина Елизавета

100г

норма

Газиханов Ахмед

300г

норма

Гусев Антон

500г

норма

Душева Лочин

800г

выше

Жуков Игнат

200г

норма

Комаровский Фёдор

1кг

выше

Крюков Игнат

1кг500г

выше

Кузнецова Дарья

1кг

выше

Мамонова Дарья

1кг

выше

Микулич Матвей

400г

норма

Нишнулкина Дарья

800г

выше

Овганисян Левон

800г

выше

Писчаскина Анастасия

600г

выше

Рудик Егор

800г

выше

Русских Анастасия

500г

норма

Рыжов Михаил

300г

норма

Сафонов Владислав

1кг

выше

Тайибов Анзор

900г

выше

Хрисанфов Матвей

1кг

выше

Чередниченко Дарья

1кг

выше

Шахбанова Камила

300г

норма

Из 27 исследуемых учеников: только 11 соответствуют норме (500г и менее).        

Как, оказалось, выбрать ранец, который соответствовал всем нормам довольно трудно.

Использование пластмасса и плотных материалов делают ранцы тяжёлыми!

                     


   

     

   

Заключение

Мы увидели, что у 11 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего100 г. Однако у 16 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой системы.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.

Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г и менее для учеников начальной школы. Самый тяжелый учебник – учебник «Русский язык» -300 г.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает во вторник и четверг: 6 кг200г и 5кг300г (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в понедельник и пятницу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал  3кг 600г, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма. В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости таскать книги в школу. Учитель же может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их. Но пока это только мечты. Нам нужно заботиться о своём здоровье сейчас.        

Анализируя выше изложенный материал и результаты практических работ, мы можем сделать вывод, что ранец не будет оказывать губительного воздействия на формирование осанки, если соблюдать следующие правила.

Для производителей:

- выпускать только ортопедические ранцы, которые соответствуют основным требованиям, но их вес был бы меньше 1 кг;

- для производства ранцев использовать облегчённые материалы.

Для учащихся:

- для переноса школьных принадлежностей использовать только ортопедический ранец, который соответствует перечисленным ранее требованиям;

- не носить лишнего в ранцах (для решения этой проблемы в классе надо организовать);

- правильно надевать ранец;

- договариваться с соседом по парте о возможности носить один учебник на двоих.

- заниматься физкультурой и спортом.

Для учителей:

 - использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.

 - найти возможность использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома).

 - при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.

 - организовать хранение сменной обуви, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.

Для родителей:

– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье - не экономить на покупке ранца;

- Научите ребёнка следить за содержимым ранца, правильно надевать ранец;

- Ребёнка нужно также научить выполнять простые упражнения, развивающие мышцы. спины и брюшного пресса. Разминку необходимо проводить хотя бы три раза в неделю. Включать" свои мышцы нужно учиться с детства, чтобы привычка держать спину прямо осталась на всю жизнь.

Если мы все вместе будем соблюдать эти правила, то вопрос: « Влияет ли ранец на здоровье ребёнка?» перестанет возникать.

С результатами своей работы мы познакомили своих одноклассников и их родителей. Были составлены буклеты с советами для учеников, родителей и учителей.  

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

Список литературы.

1. «В школу с чемоданом»  http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=107368&st=30                                     

 2. «Как правильно выбрать ранец первокласснику?» http://www.bummir.ru/Article_4_kak_pravilno_vybrat_ranec_pervoklassniku.htm                                 

 3.  Александр Лосото «Пятерка весом два кило. Утвержденные Геннадием Онищенко санитарные нормы обязательны и для родителей, и для школы» « Российская газета» -  Федеральный выпуск № 3558 от 25.08.2004г. http://www.rg.ru/2004/08/25/sannormy.html                

 4. Анфиса Чеботарева  «Тяжел ли ранец школьника?» http://www.s-cool.ru/article644.html                 

5.«Школьный ранец: Легче - не значит лучше!»http://gekonbag.ru/index.php?show_aux_page=11  

6. Дария Дубницкая  «Чтобы у ребенка не было проблем с позвоночником, покупайте ранец... с неудобной ручкой» http://dubnitskaya.at.ua/publ/15-1-0-59                                                                           7.«История школьного портфеля» http://muzei.uni-dubna.ru/shkprinadl_portfel.htm  

 

 

   

   

   


                             

                                                                                     

                                                                                     


Поделиться:

Хитрость Дидоны

10 осенних мастер-классов для детей

Швейня

"Портрет". Н.В. Гоголь

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен