Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Рыжий снег зимой, рыжая земляника возле рудников, кучи консервных банок на туристических тропах – это далеко не полный перечень вредных последствий того, что современная цивилизация включила в природный круговорот. Много опасностей угрожает жизни на Земле; не только взрослые, но и мы – дети, должны задумываться о сохранении всего живого на Земле. Отсюда, тема нашего проекта «Будь природе другом!».
В этом проекте вы узнаете о влиянии человека на природу; о значении воды, воздуха, леса в природе; о правилах поведения в природе; о действиях каждого по охране окружающей среды; ответим на вопрос: Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?
Чтобы ответить на этот вопрос мы поставили перед собой цель: узнать, что может сделать каждый человек по защите природы. В данном проекте рассматривается вопрос о влиянии человека на природу; о значении природы в жизни человека; о правилах поведения в природе; о действиях каждого по охране окружающей среды. В результате исследования цель была достигнута: путём подбора информации из различных источников.
Данная работа имела просветительскую и практическую направленность: мы изготовили игры «Экологический светофор» и «Будь природе другом» и плакаты по охране природе. Работу обобщили в виде наглядного пособия «Практическая экология или что может сделать каждый». Своими выводами поделились с учащимися начальной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 175 КБ |
секция: окружающий мир
Название работы:
«Будь природе другом»
2 В класс
Автор работы:
Богачев Артем
Соавтор:
Хрисанфов Матвей
Научный руководитель:
Макаренко Наталья Александровна-
учитель начальных классов МБУ школы №1
Тольятти 2014
Содержание.
1. Введение. 3-6
2. Природа в опасности.
2.1. Природа и человек. 7-13
2.2. Правила поведения на природе. 14-16
3. Заключение. 17
4. Используемая литература. 18
5. Приложения. 19
Введение
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою.
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Замечательный писатель и большой любитель природы, М.Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать, как сохранить природные богатства тех, кто будет жить на Земле после нас.
Мы – люди являемся частью природы. Но человек, создавая свою среду обитания, так безжалостно использовал природные богатства, что дальнейшее такое же отношение приведёт к тому, что может возникнуть угроза существованию всему живому на Земле, в том числе и самому человеку.
Рыжий снег зимой, рыжая земляника возле рудников, кучи консервных банок на туристических тропах – это далеко не полный перечень вредных последствий того, что современная цивилизация включила в природный круговорот.
Мы узнали, что только на планете Земля существует жизнь. Только на нашей земле есть разнообразные растения, насекомые, птицы, рыбы, звери и, конечно, люди. Нам бы хотелось, чтобы жизнь на нашей планете сохранилась такой, какой мы её знаем и видим, чтобы планета Земля оставалась уникальной планетой среди других планет, где нет никакой жизни.
При дальнейшем изучении этого вопроса, мы узнали, что сейчас учёные разрабатывают различные способы использования природных богатств и такие приспособления и механизмы, которые не наносили бы вреда природе. Нам бы тоже хотелось бы придумать что-нибудь такое, но что мы пока можем? Можем не бросать мусор, не ломать ветки, посадить дерево или цветы знакомить людей с правилами поведения в природе. Но когда мы вырастим, возможно, наши профессии будут связана с сохранением жизни на Земле.
Поскольку человек сам создаёт неблагоприятные для своей жизни условия, именно он сам должен позаботиться о своей экологической безопасности. Необходимо широкое просвещение среди людей. Отсюда, тема нашего проекта «Будь природе другом!».
Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?
Чтобы ответить на этот вопрос мы поставили перед собой цель: узнать, что может сделать каждый человек по защите природы. Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
Мы разработали план действий:
Итак, для того чтобы ответить на вопрос: «Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?» Мы выполнили тест “Умеешь ли ты охранять природу” (приложение 1).
Давайте проверим, как вы умеете заботиться о природе и ее обитателях?
Мы предлагаем вам ответить на вопросы несложного теста, из которого будет понятно ваше отношение к природе.
Выводы:
В нашем классе были опрошены 21 ученик.
При ответе на первый вопрос: Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
выяснилось, что «полюбуюсь на него и пойду дальше» ответили – 18 человек, «засушу его для школьного кабинета» - никто не ответил, «осторожно срежу и поставлю в красивую вазу» - 3 человека.
Ответы на второй вопрос: Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?
показали, что: «покормлю птенцов» - 1 человек, «позову ребят, чтобы они тоже посмотрели» - никто не ответил, «буду наблюдать издали» - 20 человек.
При ответе на третий вопрос: «Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?» выяснилось, что «пойду, но буду собирать очень осторожно» - 13 человек, «не пойду и других не пущу» - 1 человек, «сначала расспрошу об этом учительницу» - 7 человек.
Четвертый вопрос показал: После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
что «взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе» - 15 человек, «отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился» - 1 человек, «закопал бы в землю» - 5 человек.
Пятый вопрос показал: «Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?»,
что «почти все знаю и всегда ее охраняю» - 2 человека, «кое-что знаю, но хотел бы знать больше» - 18 человек, «я люблю природу, но мы еще этого не проходили» - 1 человек.
Таким образом, можно сказать, что все дети нашего класса умеют охранять природу, хотели бы получить больше знаний по охране природы.
№ группы | Характеристика групп | Количество человек | Количество человек (%) |
1. | Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, Но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше. | 13 | 62% |
2. | Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу. | 7 | 33% |
3. | Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного. | 1 | 5% |
2. 1. Природа и человек.
Воздух.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это такое? Конечно же, это воздух. Мы живем в воздушном океане, называется атмосферой, который привычно называют небом. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один океан - самый большой из всех океанов. Мы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь «купаются» в этом океане. Этот океан не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты.
Все живое дышит чистым воздухом. Но не всегда он таким бывает. Но не всегда он таким бывает. В воздухе содержатся микробы – очень маленькие существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, то микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Чтобы микробов было меньше, надо проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
Все мы дышим кислородом, точнее – воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700-900 литров кислорода. Но еще больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.
Почему же он не убывает, почему же его не становится меньше? Хотя кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать доменные печи, химические заводы. Потому, что на Земле есть зелёные растения и водоёмы. Это - настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород непригодный для дыхания углекислый газ и воду с помощью солнечного света. Превращают и возвращают обратно в атмосферу. Этот процесс называется фотосинтезом.
Так что воздушная «рубашка» Земле и работа фабрики кислорода просто необходима. И только благодаря ей на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует разумная жизнь.
Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья все вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Листья – самые настоящие фабрики кислорода. Как же они работают? Листья – фабрики необычные, без труб и дыма. Известно, что мы дышим кислородом. А кислород выделяют листья. Вот и получается, что без листьев мы не можем обойтись.
Особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.
Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить невозможно.
Нас много, люди, везде, где мы живем, деревья посадим, сады разведем!
Развитие промышленности, транспорта приводит к загрязнению воздуха, т. е. к повышению содержания в нем углекислого и других вредных газов. В системе мероприятий по охране окружающей среды важное значение имеют санитарный контроль за состоянием воздуха, тщательная очистка и обезвреживание промышленных газов перед выбросом их в атмосферу, вынос промышленных предприятий за пределы жилых районов
Вода.
Ни умыться, ни напиться без воды. Без воды прожить не могут
Листику не распуститься без воды. Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда Всем везде нужна вода.
Где находится вода на земном шаре? В океанах, морях, речках, ручьях. Снег – это тоже вода, облака – вода. В океанах и морях вода соленая.
Конечно, нам нужна чистая вода. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так много. Для растений, животных, человека нужна чистая пресная вода, ее надо беречь. Но, чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах.
Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Около 95% ее приходится на моря и океаны, 4%- на льды Арктики и Антарктики, и лишь 1% составляет пресная вода рек и озер.
Согласно Всеобщей Декларации прав человека, каждый имеет право на чистую воду и на информацию о ее качестве. Пресной воды ничтожно мало. Ее запасы распределены неравномерно: 3,5 млрд. человек на Земле испытывают ее недостаток. На некоторых территориях стран Азии и Африки за источники воды ведут войны. Из-за заболеваемости, связанной с потреблением некачественной воды и с ее недостатком, каждый год погибает более 3 млн. человек.
В начале 21 века проблема рационального использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых острых как во всем мире, так и в Российской Федерации.
Многие страны начали испытывать нехватку пресной воды. Но это еще не значит, что ее на Земле мало, беда в том, что мы не научились рационально ее использовать. Ежегодно используется около 5 тысяч кубических километров воды, при этом загрязняется примерно в 10 раз больше.
Цивилизация вмешивалась в природу постепенно. Древние люди на Земле были таким же звеном в круговороте веществ, как и другие живые организмы. В наше время человек изменил природный круговорот. Сейчас многие люди живут в городах. Домов строится все больше, и города растут. Машины, автобусы, поезда и самолеты доставляют людей из одного места в другое.
Люди научились использовать богатства Земли, но при этом мы портим нашу планету. Крупные промышленные центры выбрасывают в атмосферу огромное количество вредных веществ (дым, газ), выпадают кислотные дожди, загрязняется вода, которую мы потребляем. Выхлопные газы и дым от транспорта, дым от горящих отходов способствуют гибели растений и болезнями людей.
Люди часто выбрасывают в реки, озера мусор, моют в них машины. Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии на планете Земля, вырастем и научимся очищать отходы от заводов и фабрик путем создания очистительных сооружений на заводах, а во многих случаях, их замены на наиболее современное оборудование и контроля выброса отходов. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязненную посторонними примесями пищу и пьем такую же плохую воду.
Воду надо беречь! Чтобы не допустить экологической катастрофы на Земле - нужно начать с себя.
Как? Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми; во-вторых, беречь воду от загрязнения; в-третьих, правильно вести себя в местах отдыха.
Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Лес.
Что есть лес для человека? Аптека, источник воздуха, чистой воды и пищи, источник топлива, нас окружают вещи, сделанные из древесины, это место отдыха.
Зеленой стеной стоит на пути у беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегают урожай. Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена.
Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле. Поля к тому времени солнце уже высушит, а густом лесу – лужицы, кое-где по оврагам даже сугробы. Вода постепенно впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимыми ручейками побежать из леса к рекам и речкам.
В лесах самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать.
Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить одно, нет, даже два новых дерева.
Что мы сажаем,
Сажая леса
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса…
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень,-
Вот что сажаем
В сегодняшний день.
Земля – наш общий дом, ведь растения, и животные в определенных местах, только там, где удобно и где они привыкли жить. «Это мы, люди, - пишет М.Пришвин, - можем поменяться этажами, лесные обитатели так не делают». Животные и растения придерживаются своего яруса.
Основу живой природы составляют растения. Они дают нам всем живым существам. Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Они участвуют в дыхании и питании растений. Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи. Это очень вредит деревьям. Через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробу и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель деревьев.
Основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и кислород всем живым существам. Растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Берегите прекрасный мир растений! Они дают всем живым существам пищу и кислород. Растениями надо любоваться, а не губить их. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Главное правило – не ловить никаких животных и их детенышей, не уносить домой, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд, - не обижать никого!
Многие из нас любят слушать песни и вообще музыку. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины-грузовики, самолеты, мотоциклы издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Очень вредно включать дома магнитофон или радио надолго и на полную мощность. И еще, некоторые ребята очень громко кричат. Очень плохо, потому что резкие, сильные звуки разрушают слуховой аппарат.
Что мы может сделать, чтобы дома, в школе и на природе был звуковой комфорт? Не нужно включать громко музыку, кричать.
Но есть у леса страшный враг, который ежегодно уничтожает большие площади, надолго превращая их в мрачные, безжизненные пустыри. Враг этот – лесной пожар. Из маленького, едва заметного язычка пламени от брошенной на землю огонь очень быстро распространяется по поверхности земли. Подхваченный ветром, огонь охватывает кустарники, подрост, переходит на кроны деревьев – и вот уже огненный вал с грозным шумом мчится по лесу, уничтожая на своем пути все живое.
Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.
Основной причиной лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем, особенно в пожароопасный сезон Непотушенный костер, окурок, молния являются причинами лесного пожара.
Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. В нашей стране сосредоточено почти 25% всех запасов древесины планеты. Лес является национальным богатством страны значительная часть которого регулярно погибает в результате лесных пожаров. В лесу может гореть практически все: трава, мох, пни, порубочные остатки, корни, валежник, бурелом, кустарник, подрост, подлесок, листья, хвоя, древостой, особенно сухостойные деревья, торф. Лес может гореть в любое время года, за исключением периодов обильных дождей и устойчивого снежного покрова. Чаще всего лесные пожары происходят весной, летом и осенью.
Лесные пожары приносят огромные экономические потери, они уничтожают флору и фауну на огромных площадях, становятся основной причиной экологических катастроф травмируют и убивают людей.
Ежегодно в России выгорают огромные лесные площади: от 1 до 2 миллионов гектаров. Каждый год регистрируется около 30 тысяч лесных пожаров. Наиболее пожароопасные сезоны повторяются каждые 3-4 года.
В пожароопасный сезон в лесу крайне опасно:
Не оставляйте в лесу бутылки или осколки стекла, которые, фокусируя солнечные лучи, способны сработать как зажигательные линзы;
Не зажигайте траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, на дачных участках, а также стерню на полях, расположенных в лесу.
Что же может сделать каждый человек? Если от туристского костра произошло загорание в лесу, то нужно попытаться сразу его ликвидировать. Простейшим способом тушения пожара является его захлестывание, сбивание пламени с помощью веток, мешковины, кусков брезента. При тушении костер залить водой, убрать головни, уложить дерн[1] и хорошо полить.
В борьбе с лесными пожарами решающее значение имеет своевременность обнаружения загорания и быстрота доставки к нему средств тушения и рабочих. Это дает основание делать вывод, что дело охраны наших лесов от огня должен знать каждый.
Берегите лес! Без него невозможна жизнь на земле!
2.2.Правила поведения в природе.
Земля – наш дом. Тогда почему же люди разрушают свой собственный дом? Ведь они же не разрушают свои дома и квартиры, в которых живут. По вине человека существуют глобальные проблемы экологии, это опасность, которая угрожает не только нашему городу или нашей стране, а всему миру, всей планете.
Человеку хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы, и его надо беречь. Природе нельзя вредить, потому что не только ей будет плохо, но и человеку. В природе все взаимосвязано! Вред, нанесенный природе, не пройдет бесследно для человека.
Мы – люди тоже являемся частью природы. Но человек, создавая свою среду обитания, так безжалостно использовал природные богатства, что дальнейшее такое же отношение приведёт к тому, что может возникнуть угроза существованию всему живому на Земле, в том числе и самому человеку.
Почему же так происходит? Может быть из-за того, что многие люди просто не знают правила поведения в природе.
Хотите ли вы помочь людям, научить их соблюдать экологические правила поведения в природе? Мы хотим. Как можно это сделать?
Нужно напомнить людям правила поведения на природе.
горны и барабаны!
не разрывать мох,
не нарушать грибницу,
гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом,
не собирать незнакомые и старые грибы,
не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные.
Мы, дети должны знать, что они тоже могут помочь нашей планете, если будут:
Мы предлагаем игру «Экологический светофор», который поможет учащимся полностью усвоить правила поведения в природе. Экологический светофор работает так же, как светофор на проезжей части. Каждый сигнал означает почти то же самое.
Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Желтый значит, что человека надо предупредить, чтобы он был осторожен, не причинил своими действиями вреда ни природе, ни самому себе.
Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда природе, но делают для растений и животных добрые дела.
Ребятам предлагаю рассмотреть следующие ситуации (Приложение1) . В карточках надо прочесть предложенные ситуации и оценить их соответствующим сигналом светофора.
Еще не менее интересная и познавательная игра «Будь природе другом!», которая поможет проверить свои знания по правилам поведения в природе. Демонстрируются слайды с вопросами и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу (Приложение 2).
Всегда помните о том, что, если природа сохранится, то и Родина наша будет богатой и счастливой.
Давайте же будем беречь родную природу, охранять ее, соблюдать правила поведения в природе, в каком бы уголке земного шара вы ни находились.
Заключение.
Мы сделали для себя такие выводы: Земля – единственная планета, где есть жизнь; много опасностей угрожает жизни на Земле; не только взрослые, но и мы – дети, должны задумываться о сохранении всего живого на Земле.
Взрослым уже сейчас нужно создавать такие заводы, машины, приспособления, которые бы не нарушали экологию нашей планеты. Кроме этого мамы и папы должны учить своих детей правильному поведению в природе, а они так мало говорят об этом нам, своим детям. Многие мои друзья не знают самых простых вещей и когда приходят, например, в лес, совсем не умеют себя вести и соблюдать правила поведения на природе.
Надо знакомить людей с правилами поведения в природе. Учась в школе, мы соблюдаем нормы школьной жизни. Переходя дорогу, помним о правилах дорожного движения, а, идя в лес, все должны помнить, что и там есть свои законы.
Поэтому мы изготовили наглядное пособие «Практическая экология или что может сделать каждый». Оно может быть использовано на урочных и внеурочных занятиях в нашей школе. Нам, кажется, наша работа будет полезна ученикам начальных классов.
Мы думаем, что если каждый из нас будет много знать о значении природы в жизни и деятельности человека и какой вред наносит природе неразумное вмешательство, то:
Список литературы.
1. Алексеев С.П., Алексин А.Г. «Что такое? Кто такой?» Детская энциклопедия в 3т. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
2. Большая книга «ПОЧЕМУ», М.: росмэн, 2006.
3. Большаков В. Н., Безель В. С. , Таршис Г. И. , Таршис Л. Г. «Региональная экология» 1998 г.
4. Калашников В. «Звёзды и планеты» Энциклопедия тайн и загадок - М.: Белый город, 2002.
5. Липунов И. Н., Василенко Л. В. , . Первова И. Г, Васильева Л. Д. «Охрана окружающей природной среды».
6. Новая детская энциклопедия, М.: росмэн, 2004.
7. Плешаков А. А. «Зелёный дом» 1997 г.
8. «ПОЧЕМУЧКА», М.: Педагогика-пресс, 1993.
9. Пришвин М. М. «Из воспоминаний детства».
10.Федотова О.Н., Трофимова Г.В. Давай знакомиться, мир. - М.: Академкнига/учебник, 2005.
11.Шалаева Г. Всё обо всём. – М.: 1997.
12. Элиот Д., Кинг К. Детская энциклопедия – М.: росмэн-пресс, 2004.
Используемая литература.
Литература.
Правила поведения в природе.
[1] Густо заросший травой верхний слой почвы.
Волшебная фортепианная музыка
Хрюк на ёлке
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Сказка об одной Тайне
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея