Моя работа появилась благодаря заданию учителя и предмету окружающий мир. На уроке нам предложили сделать доклад о великих открытиях. Мы с мамой как обычно обратились к всемирной сети Интернет и ввели в поиск нашу заданную тему «Великие открытия». Там много было убедительных открытий, но самой полезной для человека мы решили искать в области медицины. Я предложила написать о таблетках. Как они появились, и кто их изобрел. Когда мы заболеваем простудой, врач предлагает лечиться антибиотиками. Оказывается антибиотики это те самые таблетки, которые мы пьем, что бы вылечить нашу простуду.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа "Антибиотики - величайшее открытие XX века" | 467.5 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 2.77 МБ |
Отчет о проделанной работе | 16.42 КБ |
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов
«Я – исследователь».
Секция «Юный ученый»
«Антибиотики – одно из величайших открытий ХХ (двадцатого) века».
Выполнила
Соколова Ангелина
ученица 2 класса В
МБОУСОШ №28
Научный руководитель:
Руднева Светлана Валерьевна
учитель начальных классов
г. Тула 2012 г.
Содержание
Введение……………………………………………………..2
3.1.Теоретическая основа………………………………..5
3.2. Практический этап…………………………………..6
4. Опыты……………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………14
Список используемой литературы………………………..15
Введение.
Моя работа появилась благодаря заданию учителя и предмету окружающий мир. На уроке нам предложили сделать доклад о великих открытиях. Мы с мамой как обычно обратились к всемирной сети интернета и ввели в поиск нашу заданную тему «Великие открытия». Там много было убедительных открытий, но самой полезной для человека мы решили искать в области медицины. Я предложила написать о таблетках. Как они появились, и кто их изобрел. Когда мы заболеваем простудой, врач предлагает лечиться антибиотиками. Оказывается антибиотики это те самые таблетки, которые мы пьем, что бы вылечить нашу простуду.
Я, как и миллионы других людей, считаю, что антибиотики – это одно из замечательнейших изобретений XX(двадцатого) века в области медицины.
Каждый день ученые, медики борются за жизнь и здоровье людей. Любая тема, связанная с медициной достаточно актуальна, так как люди нуждаются в лечении, спасении от микробов вредных для человека.
В наше время доктора лечат нас от многих болезней, но еще в 30х годах XX (двадцатого) столетия ежегодно десятки тысяч людей умирали от воспаления легких, заражения крови, и т.д. Все эти страшные болезни были побеждены антибиотиками.
Цель: Узнать, как появились антибиотики, вырастить организм для получения антибиотика в домашних условиях
Отсюда вытекают следующие задачи:
Способы решения задач:
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Владеть умением сбора информации из различных источников; умением анализировать и обобщать полученные сведения; работать с компьютером, готовить презентацию по результатам исследования.
Гипотеза: Возможно ли, вырастить в домашних условиях организм, из которого делают антибиотик?
План работы над проектом
Подготовительный этап (7 дней)
Основной этап: (10 дней)
Заключительный этап: (7 дней)
Методы: наблюдение, эксперимент, сбор информации, анализ, визуальные и микроскопические методы.
Оборудование:
Компьютер, цифровой фотоаппарат, сеть Интернет, принтер, сканер.
Обратимся к толковому словарю и узнаем четкое объяснение медицинскому термину антибиотик.
Антибиотики - это биологически активные вещества микробного, животного, растительного происхождения, могущие подавлять жизнеспособность микроорганизмов.
Теперь выясним, что такое микробы.
Микробы или микроорганизмы – это мельчайший одноклеточный животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп.
Рассмотрев определение микробов, выясним, что такое организм.
Организм - это живое целое со свойствами, отличающие его от неживой материи.
Из определения я сделала вывод, что микробы живые, и они могут расти и размножаться.
Получается, все таблетки появились благодаря микробам, которые могут уничтожить микроорганизмы вредные для нас, и в этом заключается задача всех таблеток.
В процессе изучения понятий о микробе, организме, антибиотике, я пофантазировала и придумала, как они должны выглядеть на рисунке.
Рисунок 1. «Микробы»
На рисунке мы видим полезный и опасный микроб. Полезный убивает опасный.
Теперь мне нужно выяснить, где нашли эти полезные организмы. Обратимся к истории.
Прочитав историю открытия антибиотика, выяснила, что благодаря наблюдениям и опытам люди с древних времен делали величайшие открытия, которые в дальнейшем совершенствуются и помогают нам развиваться и жить.
Вот уже более тысячи лет бедуины в Северной Африке готовят целебную мазь из плесени, которую соскребают с ослиных упряжей.
В 1897 году молодой военный врач из Лиона по имени Эрнст Дюшен сделал «открытие», наблюдая за тем, как арабские мальчишки-конюхи применяют плесень для обработки ран на спинах лошадей. С тех пор плесень стали более детально изучать.
Шотландский бактериолог- ученый Александр Флеминг выращивал в совей лаборатории как можно больше этой плесени и, пытаясь, определить, что это за специфическое вещество, которое убивало бактерии. Сентябрьским утром в 1928 году ему удалось найти то самое вещество, которое стало известно всему миру под названием «пенициллин».
Интересно, что практически одновременно с открытием пенициллина Флемингом русский биолог Зинаида Виссарионовна Ермольева также получила первые образцы этого препарата в 1942году. Причем весь путь получения первого антибиотика она прошла без помощи зарубежных коллег.
Зинаида Виссарионовна Ермольева активно участвовала в организации промышленного производства пенициллина. Созданный ею препарат пенициллин-крустозин ВИ ЭМ, превосходивший недоступный зарубежный аналог, был получен из штамма грибков Penicillium Crustosum. Он спас жизни многих бойцов Советской Армии.
Благодаря случайному открытию пенициллина в 1928 году (в этом же году Флеминг получил звание профессора бактериологии), в 1945 году стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины.
Изучив историю открытия антибиотиков, я поняла, что создание пенициллина оказалось одним из важнейших открытий в истории медицины и дало огромный толчок для дальнейшего развития антибиотикам.
Именно в плесени находился полезный микроорганизм, которому дали название «пенициллин».
Теперь я знаю, что моим объектом исследования будет плесень.
Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить.
Из толкового словаря и учебника окружающий мир мы узнали, что плесень – это гриб. В моем понятии гриб - это корзинка с опятами и маслятами. Так что такое гриб? Гриб – это особый организм, форма жизни. На земле их существует от 100 до 250 тысяч видов. Грибы присутствуют в воде, на суше и в воздухе. Нас интересуют плесневые грибы, и где их можно найти.
Плесень – это грибы, образующие характерные налеты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах.
Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.
Грибкам присущи признаки растений – неподвижность, верхушечный рост. Так же как и растения, плесневые грибы всасывают питательные вещества всей своей поверхностью. Плесень, так же как и животные, потребляет готовые органические вещества в виде разнообразных растений и животных останков.
Из журнала « Вокруг света» я узнала, что плесень не только полезна, но и очень опасна. Приведу некоторые исторические факты:
1. Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была плесень, которая выделяла токсины .
2. Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет .
3. В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен плесенью.
4. В старину избу, зараженную белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
Из этого сделаем вывод, что плесень, как и любой гриб, растущий в лесу нужно детально изучить, прежде чем употреблять или использовать как лекарственное средство.
Где найти плесень?
Понаблюдаем, где человек может встретить плесень. Я ее чаще всего встречаю на хлебе, испорченных продуктах, видела на стене у тети в квартире. Плесень встречалась мне только в теплом помещении. На улице я ее не видела.
Рисунок 2. «Плесень в квартире, хлебе, продуктах»
Что же собой представляет плесень?
Для того чтобы ответить на этот вопрос я рассмотрела строение плесени под микроскопом.
Предлагаю вам посмотреть мой рисунок, на котором я изобразила вид плесени, увиденный мною под микроскопом.
Рисунок 3. «Вид плесени своими глазами»
Теперь сравним с рисунком из учебника биологии.
Рисунок 4. «Строение плесени»
Я увидела сеть тонких бесцветных нитей. Это большая разветвленная клетка. Она называется мицелий. Отдельные участки мицелия называются гифы. Некоторые из них расположены горизонтально и закрепляют весь гриб на какой-нибудь поверхности. Другие гифы поднимаются вертикально вверх. Они-то и создают своеобразный пушок на поверхности плесени. Вертикально расположенные гифы заканчиваются шариками. Это спорангии, в которых созревают споры. Созревая, они разносятся потоками воздуха. Попадая на благоприятную почву, споры прорастают, образуя мицелий.
Я описала строение плесневого гриба. Давайте посмотрим на рисунке строение обычного гриба подберезовика.
Рисунок 5. «Строение гриба подберезовика»
Сравнивая рисунок с плесенью и рисунок обычного гриба. мы узнали, что грибы выглядят по-разному, но у них схожее строение.
Из истории мы узнали, что пенициллин нашли в плесени. Значит пенициллин – это тоже гриб. Моя задача вырастить этот организм - гриб. Для этого рассмотрим, как выглядит строение пенициллина под микроскопом.
Рисунок 6. «Строение пенициллина под микроскопом»
Данный рисунок я нашла в интернете. Для того, что бы своими глазами увидеть как выглядит пенициллин, я нашла в магазине «Детский мир» образцы пенициллина для исследований под микроскопом, и попросила маму купить их мне. Все что я увидела - изобразила на рисунке.
Рисунок 7. «Пенициллин под микроскопом своими глазами».
Проведем первый опыт по выращиванию плесени в разных условиях.
Для того чтобы провести данный эксперимент мне потребовалось:
4 кусочка белого хлеба;
вода;
5 тарелок;
2 пакета.
Ход эксперимента.
Рисунок 8. «Опыт в школе»
Рисунок 9. «Опыт дома»
Через 5 дней в школе на блюдце с влажным кусочком хлеба появилось достаточно плесени. Размер 2 см х 3 см.
В тарелке хлеб без пакета зачерствел.
Рисунок 10. «Результат опыта в школе через 5 дней»
Дома на блюдце с влажным хлебом и накрытым пакетом то же появилась плесень, но размер ее был меньше 1 см х 1 см. Хлеб без пакета зачерствел.
Рисунок 11. «Результат опыта дома через 5 дней»
Плесень появилась при температуре от +23 до +25 градусов С.
За тарелкой с плесенью, выращенной в школе, будем продолжать наблюдать еще дня два.
Тарелку с плесенью, выращенной дома, поставим на балкон. Посмотрим, как температура повлияет на плесень. Температура на балконе от 0 до -1 градуса С.
Рисунок 12. «Опыт на балконе»
Прошло два дня. В школе при тех же условиях плесень увеличилась. В тарелку подливали чуть воды для влажности и прикрыли хлеб пакетом. Температура в классе не менялась.
Рисунок 13 «Результат опыта в школе через 7 дней»
На балконе плесень не увеличилась и не изменилась. В тарелку подливали воду и прикрыли хлеб пленкой.
Рисунок 14. «Результат опыта на балконе»
Исследования показали, что наиболее благоприятные условия для роста плесени это общественное место, в данном случае это школа, а так же необходима высокая влажность и температура воздуха выше 0 градусов С.
Из моего опыта я поняла, что общественные места способствуют быстрому увеличению споров и бактерий, потому что там количество людей на много больше, чем дома. Реже проводится уборка с чистящими средствами.
Второй опыт.
Выращенную мною плесень в школе рассмотрю под микроскопом и зарисую ее.
Рисунок 8. «Плесень, выращенная в школе »
Сравним мой рисунок с разновидностями плесневых грибов на рисунке из учебника биологии.
Рисунок 9. «Плесневые грибы»
Из сравнения я сделала выводы:
Заключение.
В настоящее время существует много антибиотиков, созданных на основе пенициллина. Человек привык пользоваться при различных заболеваниях таблетками. К сожалению вредные для организма микробы на редкость живучи, поэтому очень часто антибиотик не может полностью уничтожить врага: остаются наиболее устойчивые, которые затем приспосабливаются к новым условиям, в том числе и к данному антибиотику. Здесь уже вступает в силу закон природы: на каждое действие должно иметься противодействие. Чем больше новых антибиотиков создает человек, тем больше появляется болезнетворных микроорганизмов, способных им противостоять.
Особенно длительный прием лекарств, приводит к нарушению равновесия в организме человека, что влечет за собой ослабление иммунитета и активное размножение вредных грибков.
Если каждый из нас будет пробовать, наблюдать, изобретать, исследовать, то может быть, в ближайшем будущем мы сможем победить и тех микробов, которые пока не покорились нам.
Список используемой литературы
Слайд 1
«Антибиотики – одно из величайших открытий ХХ века». К онкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» Выполнила ученица 2 класса В МБОУСОШ № 28 Соколова Ангелина Руководитель: Руднева С.В. учитель начальных классовСлайд 2
Введение Цель : Узнать как появились антибиотики. Задачи : Разъяснить понятие термина антибиотик. Выяснить кто изобрел первый антибиотик. Узнать из чего получили антибиотики и все другие противомикробные средства. Вырастить организм, способный уничтожить вредные микробы для человека. Сделать выводы . Гипотеза : Возможно ли вырастить в домашних условиях организм, из которого делают антибиотик ?
Слайд 3
Антибиотики - это биологически активные вещества микробного, животного, растительного происхождения, могущие подавлять жизнеспособность микроорганизмов. В процессе изучения понятий про микроб, организм, антибиотик, я пофантазировала и придумала как они должны выглядеть на рисунке.
Слайд 4
История открытия первого антибиотика Прочитав историю открытия антибиотика, выяснила, что благодаря наблюдениям и опытам люди с древних времен делали величайшие открытия. В 1897 году молодой военврач из Лиона по имени Эрнст Дюшен сделал «открытие», наблюдая за тем, как арабские мальчишки-конюхи применяют плесень для обработки ран на спинах лошадей. С тех пор плесень стали более детально изучать.
Слайд 5
Шотландский бактериолог- ученый Александр Флеминг выращивал в совей лаборатории как можно больше этой плесени и пытаясь определить, что это за специфическое вещество, которое убивало бактерии. Сентябрьским утром в 1928 году ему удалось найти то самое вещество, которое стало известно всему миру под названием «пенициллин».
Слайд 6
Русский биолог Зинаида Виссарионовна Ермольева также получила первые образцы этого препарата в 1942году. Причем весь путь получения первого антибиотика она прошла без помощи зарубежных коллег. Теперь я знаю , объектом моего исследования будет плесень .
Слайд 7
Это интересно!!!!! Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была плесень, которая выделяла токсины . 2. Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет . 3. В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен плесенью. 4. В старину избу, зараженную белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения. Из этого сделаем вывод , что плесень, как и любой гриб, растущий в лесу нужно детально изучить, прежде чем употреблять или использовать как лекарственное средство.
Слайд 8
Исследование плесени Плесень – это грибы, образующие характерные налеты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Я ее чаще всего встречаю на хлебе, видела на стене у тети в квартире . Плесень встречалась мне только в теплом помещении. На улице я ее не видела.
Слайд 9
Что же собой представляет плесень ? Предлагаю Вам посмотреть мой рисунок, на котором я изобразила вид плесени, увиденный мною под микроскопом.
Слайд 10
Сравнение плесени с эталоном Я увидела сеть тонких бесцветных нитей. Это большая разветвленная клетка
Слайд 11
Строение плесени и подберезовика Сравнивая рисунок с плесенью и рисунок обычного гриба мы узнали, что грибы выглядят по разному, но у них схожее строение.
Слайд 12
Строение пенициллина под микроскопом Пенициллин – это гриб.
Слайд 13
Пенициллин под микроскопом своими глазами
Слайд 14
Опыт 1 Ход эксперимента. Поставить в школе одно блюдце с влажным хлебом и накрыть его пакетом, а на другое блюдце положить обычный хлеб без пакета. Поставить хлеб дома в таких же условиях. Подливать воду в ту тарелку, где лежит влажный кусочек хлеба. Сравнить результат через 5 дней. Изменить температурные условия. Продлить эксперимент еще на 2 дня.
Слайд 15
Проводим опыт в школе
Слайд 16
Проводим опыт дома
Слайд 17
Через 5 дней в школе На блюдце с влажным кусочком хлеба появилось достаточно плесени. Размер 2 см х 3 см. В тарелке хлеб без пакета зачерствел.
Слайд 18
Дома на блюдце с влажным хлебом и накрытым пакетом то же появилась плесень, но размер ее был меньше 1 см х 1 см. Хлеб без пакета зачерствел. Плесень появилась при температуре от +23 до +25 градусов С. Через 5 дней дома
Слайд 19
Плесень в школе через 7 дней В школе при тех же условиях плесень увеличилась. В тарелку подливали чуть воды для влажности и прикрыли хлеб пакетом. Температура в классе не менялась.
Слайд 20
Тарелку с плесенью, выращенной дома, поставим на балкон. Посмотрим, как температура повлияет на плесень. Температура на балконе от 0 до -1 градуса С В тарелку подливали воду и прикрыли хлеб пленкой. На балконе плесень не увеличилась и не изменилась. Исследования показали, что наиболее благоприятные условия для роста плесени это общественное место, в данном случае это школа, а так же необходима высокая влажность и температура воздуха выше 0 градусов С.
Слайд 21
Опыт 2 Выращенную мною плесень в школе рассмотрю под микроскопом и зарисую ее.
Слайд 22
Сравним мой рисунок с разновидностями плесневых грибов на рисунке из учебника биологии
Слайд 23
Из сравнения я сделала выводы: Выращенная мною плесень по строению не похожа на пенициллин; В домашних условиях вырастить пенициллин не возможно; Полученная мною плесень опасна для человека .
Слайд 24
Заключение. Если каждый из нас будет пробовать, наблюдать, изобретать, исследовать, то может быть, в ближайшем будущем мы сможем победить и тех микробов, которые пока не покорились нам.
Слайд 25
Будьте здоровы!
Отчет о работе:
«Антибиотики – одно из величайших открытий ХХ (двадцатого) века».
Введение
Я выбрала тему «Антибиотики – одно из величайших открытий ХХ (двадцатого) века», потому что еще в 30-х годах XX (двадцатого) столетия ежегодно десятки тысяч людей умирали от воспаления легких, заражения крови, и других опасных заболеваний. Все эти страшные болезни были побеждены антибиотиками. Мне хотелось узнать, как они появились, и кто их изобрел.
Цель моей работы - узнать, как появились антибиотики.
Проектным продуктом будет – плесень.
Именно этот продукт поможет достичь цели проекта, так как из истории я узнала, что пенициллин нашли в плесени.
План моей работы:
Название работы сложилось из двух обстоятельств: задание учителя к уроку окружающий мир и мой интерес к медицине. На выбор темы мне понадобился один день.
На уроке нам предложили сделать доклад о великих открытиях. Я предложила написать о таблетках. Как они появились, и кто их изобрел. Когда мы заболеваем простудой, врач предлагает лечиться антибиотиками. Оказывается антибиотики это те самые таблетки, которые мы пьем, что бы вылечить нашу простуду.
Мы с мамой как обычно обратились к всемирной сети интернета и ввели в поиск тему «Антибиотики». Собрав необходимую информацию из интернета, перешла к составлению плана. Далее обратилась к Толковому словарю для разъяснения основных терминов и понятий. В дальнейшем мне предложили в школьной библиотеке учебник биологии 6 класса « Бактерии, грибы, растения», иллюстрированную энциклопедию школьника «Ботаника», книгу «Биология для увлеченных». На сбор информации мне понадобилось два дня.
Моим продуктом изучения была плесень. Для того чтобы провести опыт по выращиванию плесени в разных условиях, мне потребовалось:
4 кусочка белого хлеба; вода;5 тарелок;2 пакета.
Как проводила эксперимент.
Для изготовления продукта мне понадобилось 5 дней и 2 дня дополнительных наблюдений.
Написание письменной части проекта происходило строго по плану и поставленным задачам. Собранная мною информация отражена в письменной части с выводами, размышлениями, зарисовками.
Основная часть.
Я начала свою работу с того, что разъяснила понятия основных терминов, сделала зарисовки к своим размышлениям, изучила и описала историю открытия первого антибиотика, определила объект исследования.
Потом я приступила к исследованию плесени. Описала, где она встречается, в каких условиях растет, рассмотрела ее строение, сравнила, зарисовала свои наблюдения под микроскопом, сделала выводы.
Заключение.
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано получилось. Например, вырастить пенициллин я не смогла. Это произошло, потому, что в домашних условиях и на хлебе вырастить его невозможно. Если бы я начала работу заново, то проводила бы опыты по выращиванию плесени на разных продуктах, например, включила бы цитрусовые фрукты, и домашние условия заменила бы на лабораторные (по возможности).
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу, чтобы расширить тему по борьбе с вредными микробами не только с помощью антибиотиков. Посмотрю как лук, чеснок, алоэ и другие лекарственные растения могут повлиять на плесень и микробы.
Работа над проектом показала мне, что опыты и эксперименты необходимы нам, чтобы сделать правильный выбор, для достижения поставленных задач.
Притча о гвоздях
Отчего синичка развеселилась
Белый лист
«Течет река Волга»
Лягушка-путешественница