Введение
Вложение | Размер |
---|---|
Цуприк Раиса Ивановна. Вклад в изучение сибирского периода жизни декабристов. | 34.66 КБ |
Введение Прошло 185 лет со дня восстания на Сенатской площади. Тема декабристов нашла отражение в литературе столь широкое как никакая другая. Однако темы, которую изучала Раиса Ивановна Цуприк, не касался почти ни один исследователь. Поэтому предметом ее изучения были архивы Читы, Иркутска, Москвы, Санкт – Петербурга, воспоминания декабристов, их переписка, часто не переведенная на русский язык. Главное направление исследований Раисы Ивановны: «Книга в жизни декабристов». Она писала: «Вопрос о роли книги в формировании мировоззрения декабристов до и после восстания обстоятельно изучен. Но авторами не использованы материалы сибирских архивов и значительная часть эпистолярного наследия декабристов, позволяющие более четко определить состав их сибирских библиотек и ту роль, которую играла книга в жизни декабристов на каторге и в ссылке» (Круг чтения ссыльных декабристов в Сибири: Историческая литература// Ссыльные революционеры в Сибири. Вып. 9. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. С. 157 -170) Актуальность темы, связана также и с обсуждением вопроса о дальнейшей судьбе памятника архитектуры XVIII в., бывшей Михайло-Архангельской церкви. Здесь в 1985 г. был открыт и существует, по сей день Музей декабристов, который на протяжении многих лет является культурным центром Забайкалья. Раиса Ивановна имела непосредственное отношение к сохранению этого памятника, она была секретарем Читинского отделения общества охраны памятников, принимала активное участие в открытии Музея декабристов. Цель исследования: оценить вклад Цуприк Раисы Ивановны в изучение сибирского периода жизни декабристов. Задачи: - раскрыть основные периоды трудовой и творческой деятельности Цуприк Раисы Ивановны; - проанализировать публикации Раисы Ивановны, посвященные декабристам. Для реализации поставленных задач проведено исследование. В первую очередь, я направилась в краевую библиотеку им. Пушкина, где в подшивках газет «Забайкальский рабочий» и «На боевом посту» нашла 17 статей Раисы Ивановны. На основе статей Н.Н. Константиновой, Б.П. Сормолотова, Т.Д. Коршуновой попыталась составить более подробную биографию своей героини. Кроме того, восстановить панораму деятельности Цуприк Р.И. помогли мне и заметки о работе литературного музея, библиотеки им. А.С. Пушкина, областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, с которыми была тесно связана жизнь Раисы Ивановны. После чего, обратилась за помощью к директору Музея декабристов Козловой Нине Степановне, она познакомила меня с выставкой, посвященной Раисе Ивановне, показала книги с ее личной библиотеки. Таким образом, собрано 22 статьи о декабристах, опубликованных в различных газетах и сборниках, на основе которых и построено мое исследование. Новизна данной работы в том, что был проведен глубокий историографический анализ публикаций Раисы Ивановны Цуприк с их последующим сравнением. Исследование имеет и практическую значимость, фрагменты работы можно использовать на уроках истории, краеведения, литературы при изучении декабристского движения. Кроме того, мы планируем в школьном музее, открыть отдел, посвященный декабристам, где и будет представлена данная работа. Глава I. Ей были по плечу любые рубежи Раиса Ивановна Цуприк родилась на Украине, в городе Павлограде 30 марта 1931 года. В Читу она приехала в 1954 году, по распределению после окончания Ленинградского библиотечного института имени Крупской. За почти 20 лет работы в областной библиотеке имени Пушкина прошла путь от рядового библиографа до главного библиографа – краеведа. За эти годы стала известным в библиотечных кругах Сибири специалистом, с мнением которого считались, у которого учились. Сормолотов Б.П. в своей памятной статье пишет: « К тому, чем гордится областная библиотек им. Пушкина, Раиса Ивановна имеет самое непосредственное отношение: это и литературный музей, и «Летопись Забайкалья, и «Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области, библиографические указатели» (Сормолотов Б.П. Ей были по плечу любые рубежи// Заб. рабочий. 2009. -28 января). С 1974 года – Раиса Ивановна, начальник отдела использования Государственного архива Читинской области. Здесь она явилась одним из составителей и редакторов сборника материалов о декабристах в Забайкалье «К России любовью горя». По мнению Н.Н. Константиновой: «Это лучшая книга по забайкальской истории декабристов» (Константинова Н.Н. Книга – ее спутник и судьба // Заб. рабочий. 2006. – 30 марта). Так началось серьезное увлечение декабристской темой, которое вывело на путь исследователя – профессионала, подарившего читателю, кроме этой книги, десятки публикаций о ранее неизвестных фактах из жизни Лунина, братьев Бестужевых, об эпистолярном наследии декабристов и их книжных пристрастиях, об их связях с Пушкиным. Основным направлением деятельности Раисы Ивановны были не только исследования, но и просветительская работа. Она активно сотрудничала с газетами «Забайкальский рабочий» и «На боевом посту». Мне удалось найти практически все ее статьи о декабристах. Читаешь их и кажется… знаменитые узники жили совсем недавно, еще вчера… Особое внимание Раиса Ивановна уделяла судьбе библиотек декабристов, не оставляла надежду, что утерянные книги не исчезли с лица земли и обязательно будут найдены. Она пишет: «Не исключено, что в личных библиотеках забайкальцев хранятся неизвестные нам до сих пор книги из библиотек декабристов. Они могут стать объектом серьезного изучения. Ведь в них – частица души людей, мечтавших о том времени, когда свобода откроет путь русскому народу к просвещению и счастью» (Цуприк Р.И. Сеятель знаний за ниву народную: Культурно-просветительская деятельность И.И. Горбачевского в Петровском Заводе // Заб. рабочий -1975. – 26 дек). С 1974 по 1988 годы Раиса Ивановна избирается ответственным секретарем областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, занимается изучением, сохранением и пропагандой памятников истории и культуры области, участвует в реставрации Михайло–Архангельской церкви и других памятников. Под ее руководством и при ее участии были обследованы памятники в районах области, восстановлены многие затерянные могилы, в том числе сына декабриста Ивашева, коменданта Лепарского. В 1987 году, Раиса Ивановна была награждена дипломом журнала «Турист» за лучшее освещение в газетах вопросов охраны памятников и Почетной грамотой Союза журналистов за активную пропаганду историко - культурного наследия народов РСФСР. Как декабристам в тяжкие годы ссылки книга была путеводной звездой, так и для Раисы Ивановны она стала постоянным спутником. Константинова Н.Н. в своей статье «Книга – ее спутник и судьба» пишет: « … Все детство ее связано было с книгой. Помнит, как однажды пришла и детского сада, сказала: «Мама, давай я тебе почитаю» А когда вместе с ней, расставшись навсегда с отцом, уезжала под бомбежкой из Львова в эвакуацию, тащила под мышкой не узелок с вещами и провизией, а книжку» (Константинова Н.Н. Книга – ее спутник и судьба // Заб. рабочий. 2006. – 30 марта). Особо хотелось бы отметить такие работы Раисы Ивановны, как: «О роли книг в научной и краеведческой деятельности декабристов в Сибири», где говорится о читательских предпочтениях узников в области естественных наук. Статью « Круг чтения декабристов в Сибири», в которой автор приводит отзывы декабристов о прочитанных книгах по истории, оценки исторических деятелей и событий, а также «Декабристы о творчестве русских писателей» Основой для данных работ послужили письма, мемуары и дневниковые записи декабристов, официальные документы, зарегистрированные книги, привезенные декабристами на каторгу и поселение и полученные ими в Сибири. По признанию Раисы Ивановны: « Многие из документов вводятся в научный оборот впервые» (Цуприк Р.И. Декабристы о творчестве русских писателей (1826-1856// Сибирь и декабристы. Вып.3.- Иркутск: Вост. Сиб. Кн. Изд.-во, 1983. С. 39-58). Раиса Ивановна не раз выступала на научных конференциях, которые проходили к 150- летию восстания декабристов в разных городах России. Я смогла найти одно из таких сообщений: «Формирование библиотек в условиях каторги», с которым она выступала на вторых Макушинских чтениях, в городе Томске. Раиса Ивановна выделяет два способа комплектования библиотек узников: легальный (через жен товарищей декабристов) и нелегальный (через местное купечество и дружески расположенных офицеров из комендантского управления) В конце 1988 года, Раису Ивановну пригласили работать в областную научную медицинскую библиотеку, где она занимается углубленным изучением истории здравоохранения Читинской области. Истинно подвижнический труд Раисы Ивановны оценен по достоинству – она удостоена звания «Почетный гражданин г. Читы», награждена медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд», «Ветеран труда», медалью « За вклад в наследие народов России» Раиса Ивановна Цуприк включена в библиографический словарь Николаева «Библиографы Сибири и Дальнего Востока», в книгу « Лучшие люди Сибири», в «Энциклопедию Забайкалья» В статье «Бессмертие», посвященной 200-летию со дня рождения декабриста Лунина, она напишет: «Лунин навечно прописан в Забайкалье» ( Цуприк Р.И. Бессмертие: 200 лет со дня рождения декабриста М.С. Лунина // Заб. рабочий. – 1987. 12 дек.) Так можно сказать и о самой Раисе Ивановне, 23-летней девушке, приехавшей в наш суровый край, ставший для ней родным, историю которого она изучала всю свою жизнь. 26 января 2009 года, на 78- ом году жизни, Раиса Ивановна скончалась. Мы навсегда сохраним память об этой замечательной женщине. Раиса Ивановна оставила нам в наследие то, что умереть не может, то, что живет вечно… Глава II. Изучение сибирского периода жизни декабристов 2.1. К России любовью горя Раиса Ивановна публиковала статьи о декабристах с 1974 года по 1991 год, после чего она занялась медицинской тематикой. Первая статья «И дум высокое стремление» датирована 1974 годом, она была опубликована в одном из февральских номеров газеты «Забайкальский рабочий» и посвящена книге Г. Шатровой «Декабрист И.И. Горбачевский», изданной Красноярским педагогическим институтом в 1973 году. Раиса Ивановна отмечает: «…автор книги, прослеживая трудный путь идейного развития декабриста с момента вступления в тайное общество и до последних дней жизни, убедительно доказывает, что, именно в Сибири Иван Иванович Горбачевский не только утвердился в идеалах декабризма, но и пошел дальше: к идеологии революционных демократов». (И дум высокое стремление» {О книге Г.П. Шатровой «Декабрист И.И. Горбачевский»} // Заб. рабочий. – 1974.-25 февр.). Она повествует читателю о первом знакомстве Н.И. Горбачевского с Забайкальем, приводит слова из письма М.Н. Бестужева, который вместе с Горбачевским в 1827 году был отправлен из Шлиссельбургской крепости в далекую неведомую Сибирь: «Я ехал в Сибирь по непростительному мне незнанию – смешивать все вместе под одну графу: понятие о ссылке, о Березове, о Нерчинске – север и юг, восток и запад, все это взболтанное вместе рисовало мне очень грязную картину Сибири. Но более близкое знакомство с трудолюбивым и дружелюбно настроенным населением Сибири, прекрасной природой и несметными природными богатствами края рассеяло мрачное представление о Сибири, вселило надежду на «политическое сосуществование за пределами политической смерти». (И дум высокое стремление» (О книге Г.П. Шатровой «Декабрист И.И. Горбачевский») // Заб. рабочий. – 1974.-25 февр.). Раиса Ивановна считает, что уже тогда они поняли, какое широкое поле культурной и исследовательской работы открывалось здесь, в Забайкалье для образованного человека. Она полностью согласна с Г. Шатровой в вопросе о том, какое огромное значение имело совместное пребывание декабристов в Читинском и Петровском казематах: «В эти годы ими тщательно были проанализированы причины поражения восстания и выработана новая тактика в борьбе с царизмом. Многие декабристы, в том числе и Горбачевский, пришли к выводу, что «удачи и быть не могло, потому что не были привлечены огромные силы, таившиеся в народе». (И дум высокое стремление». О книге Г.П. Шатровой «Декабрист И.И. Горбачевский» // Заб. рабочий. – 1974.-25 февр). Раиса Ивановна особо обращает внимание на то, что в книге отражены самые яркие эпизоды больших и малых полезных дел, которыми был заполнен каждый день декабристов. Она пишет: «…Горбачевский горячо пропагандировал идеи, изложенные в произведениях Герцена, романе Н.Г. Чернышевского «Что делать». С помощью своего друга и ученика волостного старшины А. Першина в апреле 1864 года была создана первая в России потребительская кооперация, на доходы которой было открыто первое в Петровском заводе народное училище. Первая забастовка рабочих, летом 1864 года, также, связана с именем Горбачевского. При посредничестве Горбачевского и Першина, рабочие и заводское управление заключили коллективный договор, удовлетворяющий требования рабочих. (И дум высокое стремление» (О книге Г.П. Шатровой «Декабрист И.И. Горбачевский») // Заб. рабочий. – 1974.-25 февр). Статья «Лунин в Акатуе: обстоятельства смерти декабриста» выходит в сентябре 1974 года в газете «Забайкальский рабочий», посвящена загадочным обстоятельствам смерти С.М. Лунина. Она написана на основе документов, хранящихся в фондах Читинского государственного архива. Речь идет о «деле скоропостижно умершем преступнике Михаиле Лунине»- 13 документов на 39 листах. Раиса Ивановна называет этот документ «бюрократическим слепком, подлинная сущность которого не разгадана до сих пор» (М.Лунин в Акатуе: обстоятельства смерти декабриста»// Заб. рабочий. 1974. -13 сент.) Она рассказывает читателю о том, каким страшным испытанием для Лунина было пребывание в Акатуйской тюрьме, упоминает слова из письма декабриста к Волконским: « …архитектор Акатуевского замка унаследовал воображение Данте. Мои предыдущие тюрьмы были будуарами по сравнению с тем казематом, который я сейчас занимаю…Мои сотоварищи по заточению – полсотня душегубов, убийц, разбойничьих атаманов и фальшивоманетчиков… Моя темница так сыра, что книги и платья покрываются плесенью. Моя пища так умеренна, что не остается даже чем накормить кошку…» (М.Лунин в Акатуе: обстоятельства смерти декабриста»// Заб. рабочий. 1974. -13 сент.) Автора настораживает расследование обстоятельств смерти Лунина, которое началось только спустя двое суток после его смерти и длилось целых три месяца. Кроме того, последний рапорт в Иркутск по делу был отправлен только лишь 15 марта. .Раиса Ивановна пишет: «… проверить достоверность всех этих версий сегодня невозможно. Ясно одно: Лунина убили царский строй с созданный этим строем для расправы с его противниками каторжный Акатуй» (М.Лунин в Акатуе: обстоятельства смерти декабриста»// Заб. рабочий. 1974. -13 сент.) В 1975 году, выходит цикл статей: «Декабристы в Забайкалье: Памятники и памятные места», в газете «На боевом посту». Раиса Ивановна рассказывает о Нерчинских рудниках и заводах, напоминает, что с ними связан первый, самый трудный период жизни декабристов на Нерчинской каторге, упоминает Благодатский рудник. Раиса Ивановна пишет: « В фондах Читинского госархива сохранился чертеж, а в мемуарах декабристов – подобное описание тесной и грязной казармы, приспособленной под тюрьму. Она упоминает о том, как измученные тяжелой работой, лишенные необходимых вещей, книг, права переписки побудили декабристов объявить голодовку, продолжавшуюся два дня и закончившуюся победой узников. Конечно же, нельзя было не написать о Чите: «Если бы мы были разосланы по заводам, - писал Бестужев, то не прошло бы и десяти лет, как мы бы все погибли, как Сухинов, или пали бы морально под гнетом нужд и лишений. Каземат нас соединил вместе, дал нам опору друг в друге. Каземат дал нам политическое существование за пределами царской смерти» (Декабристы в Забайкалье: Памятники и памятные места// На боевом посту.- 1975. – 16, 17, 18, 19 дек.) В статье заостряется внимание, что именно здесь зародилась будущая большая артель декабристов и знаменитая «казематская академия», где обучали друг друга иностранным языкам, читали лекции по различным отраслям знаний, занимались переводами. Подводя итого пребыванию декабристов в Забайкалье, Раиса Ивановна отмечает, что «…это благотворно сказалось не только на экономическом и культурном развитии, но и на революционном развитии Забайкалья» (Декабристы в Забайкалье: Памятники и памятные места// На боевом посту.- 1975. – 16, 17, 18, 19 дек.) 2.2. Книга – их спутник и судьба В 1983 году, в сборнике «Сибирь и декабристы» выходит статья Раисы Ивановны «Декабристы о творчестве русских писателей (1826-1856)» Раиса Ивановна пишет о отношении декабристов к произведениям русских писателей: А.С. Пушкина, И.А. Крылова, К.Н. Батюшкова, Г.Р. Державина, В.А. Озерова, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского (Декабристы о творчестве русских писателей (1826-1856// Сибирь и декабристы. Вып.3.- Иркутск: Вост. Сиб. Кн. Изд.-во, 1983. С. 39-58) Статья «Снабжала книгами артель» выходит в той же газете 12 декабря 1985 года, рассказывает о деятельности «Газетно-журнальной артели» Причину создания такой артели объясняет так: «Одиночные камеры Петровского каземата создали более благоприятные условия для умственных занятий. Весь книжный фонд был сосредоточен теперь по камерам. Выписка книг и периодических изданий стала зависеть от личных вкусов и интересов декабристов, что не могло не сказаться на чтении малообеспеченных узников, не имевших средств, для самостоятельной выписки книг. «Выписывались издания интересные для всех. Перечень подписных изданий утверждался большинством голосов. Специальные научные журналы выписывались не из общих средств, а на особую складчину тех, кому они были нужны. Вся подписка шла через жен декабристов» (Снабжала книгами артель: О деятельности газетно-журнальной артели декабристов// Заб. рабочий. 1985. – 1 дек.). В 1985 году в сборнике «Ссыльные революционеры в Сибири» выходит статья «Круг чтения ссыльных декабристов в Сибири: Историческая литература» Раиса Ивановна согласна с тем, что вопрос о роли книги в формировании исторических взглядов декабристов до и после восстания обстоятельно изучен С.С. Волком, однако, она считает, что автором не использованы материалы сибирских архивов и значительная часть эпистолярного наследия декабристов, позволяющих более четко определить состав их сибирских библиотек и ту роль, которую играли книги по истории в чтении декабристов на каторге и в ссылке. Проведя исследование, Раиса Ивановна пишет: « Декабристы в Сибири сохранили прежнее увлечение историей Древней Греции и Рима, их республиканскими вольностями и героями – тираноборцами. Но теперь, имея возможность серьезно заниматься изучением древних языков, они предпочитали читать их на языке оригинала» (Круг чтения ссыльных декабристов в Сибири: Историческая литература// Ссыльные революционеры в Сибири. Вып. 9. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. С. 157 -170) Раиса Ивановна считает, что самый серьезный научный характер имели занятия древней историей М.С. Лунина. Она приводит данные из описи кгиг, оставшихся в Урике: « … в его библиотеке были ценнейшие издания сичиненицй Геродота, Тацита, Юлия Цезаря, Плиния, Платона, Цицерона, а также боьшоее коичество словарей и грамматик латинского и греческого языков. Причины возвышения и упадка античных государств изучались декабристами с точки зрения политических задач современности» (Круг чтения ссыльных декабристов в Сибири: Историческая литература// Ссыльные революционеры в Сибири. Вып. 9. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. С. 157 -170) Раиса Ивановна подводит итог: « Анализируя чтение декабристов в области всеобщей истории, нельзя не заметить, что их читательские интересы обращались прежде всего к истории древних и средневековых республик, конституционных монархий, буржуазных революций в Англии и во Франции, национально- освободительной брорьбы народов Европы и Америки» (Круг чтения ссыльных декабристов в Сибири: Историческая литература// Ссыльные революционеры в Сибири. Вып. 9. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. С. 157 -170) Согласно статье, «Интерес к Франклину, его политической, научной и просветительской деятельности определил тематику переводов в Читинском остроге И.И. Пущина и В.И. Штейнгеля. Декабристы встретились впервые со многими изданиями французских историков новой школы уже в Сибири и отнеслись к ним с большим вниманием» (Круг чтения ссыльных декабристов в Сибири: Историческая литература// Ссыльные революционеры в Сибири. Вып. 9. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. С. 157 -170) Раиса Ивановна соглашается с мнением М.К. Азадовского, что исторические интересы декабристов были сосредоточены главным образом на вопросах русской истории. Она пишет: « …это подтверждает и состав фондов их сибирских библиотек. Все исследования лучших историков 10й половины 19 века и наиболее ценные монографии иностранных историков, посвященные истории Росси, публикации летописей были получены и внимательно прочитаны декабристами в Сибири, использовались в их научной, литературной, педагогической деятельности. Карамзинской формуле «История принадлежит царю» декабристы противопоставляли свою точку зрения «История принадлежит народу» (Круг чтения ссыльных декабристов в Сибири: Историческая литература// Ссыльные революционеры в Сибири. Вып. 9. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. С. 157 -170)
Заключение Цуприк Раиса Ивановна родилась на Украине, в городе Павлограде, в марте 1931 года. Окончила Ленинградский библиотечный институт им. Н.К. Крупской. В 1954 году она приехала в Читу и устроилась работать библиографом в областную библиотеку имени А.С. Пушкина, где отработала, почти 20 лет. Это был самый плодотворный, в творческом отношении период жизни Раисы Ивановны. Цуприк Р.И. была автором интересных проектов, таких как создание библиографических указателей: «Что читать о читинской области» и рекомендательных указателей о районе « Что читать о районе» (были изданы указатели о Сретенском, Петровск – Забайкальском районах и др.) Раиса Ивановна – инициатор издания и редактор первых выпусков «Календаря знаменательных дат по Читинской области» Детищем Раисы Ивановны является и литературный музей при областной библиотеке им. А.С. Пушкина. Трудно переоценить еще одно начинание Р.И. Цуприк – создание «Летопи- си Забайкалья» В январе 1974 года Раис Ивановна ушла из областной библиотеки имени А. С. Пушкина в Читинский госархив начальником отдела использования. С книги «К России любовью горя» начинается серьезное увлечение декабристской темой, которое вывело на путь исследователя – профессионала, подарившего читателю, кроме этой книги, десятки публикаций о ранее неизвестных фактах из жизни Лунина, братьев Бестужевых, об эпистолярном наследии декабристов и их книжных пристрастиях, об их связях с Пушкиным. Тема декабристов нашла отражение в литературе столь широкое, как никакая другая. Но тем, которые изучала Р.И. Цуприк не касался, почти, ни один исследователь. Поэтому предметом ее изучения были архивы Читы, Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, воспоминания декабристов, их переписка часто не переведенная на русский язык. Работа по декабристской тематике велась в течение 17 лет, с 1974 года по 1991 год, после чего Раиса Ивановна занялась изучением истории здравоохранения области. Статьи Р.И. Цуприк публиковались в передовых газетах: «Забайкальский рабочий» и «На боевом посту», в сборниках «Ссыльные декабристы в Сибири» и «Декабристы и Сибирь» и др. Главное направление исследований Раисы Ивановны: «Роль книги в жизни декабристов в условиях сибирской ссылки» Основой для исследований Раисы Ивановны послужили письма, мемуары и дневниковые записи декабристов, официальные документы, зарегистрированные книги, привезенные декабристами на каторгу и поселение и полученные ими в Сибири. Многие из документов вводятся в научный оборот впервые» С этой темой Р.И. Цуприк не раз выступала на научных конференциях, которые проходили к 150-летию восстания декабристов в Москве, Иркутске, Чите. Ей посчастливилось встретиться с выдающимися декабристоведами М.В. Нечкиной, Н.Я. Эйдельманом, С.Ф. Ковалем, состоялось ее знакомство с потомками декабристов: А.К. Нарышкиным, внуком Д.И. Завалишина Б.И. Еропкиным и др. С 1974 по 1988 годы Раиса Ивановна избирается ответственным секретарем областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, занимается изучением, сохранением и пропагандой памятников истории и культуры области, участвует в реставрации Михайло–Архангельской церкви и других памятников. Одним из главных ее дел была пропаганда исторического наследия. Плакаты, буклеты о деятельности ВООПИиК, о историко- культурных объектах различных уголков Забайкальского края, выпущенные при ее непосредственном участии, были самыми массовыми изданиями, по которым изучалась тогда местная история. Под ее руководством и при ее участии были обследованы памятники в районах области, восстановлены многие затерянные могилы, в том числе сына декабриста Ивашева, коменданта Лепарского. В конце 1988 года в связи с сокращением должности ответственного секретаря областного отделения Общества охраны памятников Раису Ивановну пригласили работать в областную научную медицинскую библиотеку (ОНМБ). Так начинается изучение истории здравоохранения Читинской области. Раиса Ивановна Цуприк включена в библиографический словарь Николаева «Библиографы Сибири и Дальнего Востока», в книгу « Лучшие люди Сибири», в «Энциклопедию Забайкалья» 26 января 2009 года Раиса Ивановна скончалась. Исследовать вклад Раисы Ивановны Цуприк в изучение сибирского периода жизни декабристов в одной работе невозможно. Думаю, что я обязательно продолжу свое исследование… |
Ледяная внучка
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рукавичка