• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа по топонимике села Усть-Цильма

Опубликовано Ляпунова Елена Ивановна вкл 26.09.2014 - 20:06
Ляпунова Елена Ивановна
Автор: 
учащиеся 5 в класса (Вокуева Татьяна, Вокуева Мария, Тетерина Ольга)

В данной работе исследуются микротопонимы села Усть-Цильма Республики Коми. Учащиеся прочитали краеведческую литературу, опросили местных жителей. Результатом стал словарь "Топонимика села Усть-Цильма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа по топонимике112.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»

Секция:

История родного края

Название работы:

«Вот моя деревня, вот мой дом родной» (исследовательская работа по топонимике)

Авторы:

Вокуева Мария Александровна, 20.02.2002г, 5в класс;

Вокуева Татьяна Олеговна, 19.01.2002г,5в класс;

Тетерина Ольга Александровна, 13.12.2001г, 5в класс

Научный руководитель:

Ляпунова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Усть-Цилемская СОШ».

с. Усть-Цильма

2014г

Содержание:

Введение    ________________________________________________ 3-4

Глава 1. Социологическое исследование среди учащихся школы______5-6

Глава 2. Что изучает наука топонимика?___________________________ 7

Глава 3. Классификация микротопонимов по классам и способу образования___________________________________________________ 8

Глава 4. Словарь  микротопонимов_______________________________ 9-19

Заключение___________________________________________________20

Используемые  источники_______________________________________21


Введение.

       Малая Родина… Деревня, где мы родились, где живут наши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома, красивые и печальные песни, озорные частушки, богатый и выразительный наш язык.  Все это нужно сберечь и сохранить в своей памяти, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.

    Наша работа посвящена микротопонимам села Усть-Цильма и его окрестностей, названиям районов села, холмов, ручьёв,  которые дали наши предки.  Изучив теорию, мы  собрали материал с помощью различных источников:  литература, рассказы старожилов, и составили  словарь из слов, классифицировали микротопонимы по классам топонимов,  определили способы их образования. Словарь подготовлен для школьного музея и для использования на уроках русского языка и литературы.

       Предмет исследования: выяснение истории происхождения топонимов нашей малой Родины.

       Цель нашего исследования: исследовать микротопонимы села Усть-Цильма, их происхождение  и значение.

      Задачи нашего исследования:

  1. Собрать и изучить микротопонимы села Усть-Цильма, их происхождение и значение.
  2. Узнать историю географических названий объектов села Усть-Цильма и его окрестностей.
  3. Создать «Топонимический словарь села Усть-Цильма».

      Методы исследования:

  1. Теоретический анализ справочников, топонимических словарей, газетных статей.
  2. Интервью, социологический опрос-анкетирование.

 

     Актуальность  рассматриваемой  нами  темы    состоит  в  том, что никто не исследовал и не классифицировал микротопонимы села Усть-Цильма.    Значимость исследования:

  1. Теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в изучении истории села Усть-Цильма.
  2. Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в школьной программе «Краеведение: опыт использования на уроках русского языка и литературы»

Обзор литературы:  Мы просмотрели ряд книг по топонимике, которые помогли нам  в исследовании. В историко – демографическом справочнике И.Л. Жеребцова «Где ты живёшь?»  мы нашли  материал о деревнях, находящихся на территории села Усть-Цильма как ныне существующих, так и исчезнувших. А также в справочнике содержится информация, сколько людей жили в них, чем занимались, когда появился населённый пункт и когда исчез. Из словаря – справочника А.П.Афанасьева «Топонимия Республики Коми» мы  узнали об истории происхождения некоторых населённых пунктов, их правописание и вариант на коми языке.  В библиографическом указателе «Край Печорский», выпущенном в с. Усть-Цильма Центральной библиотекой, мы выяснили, в каких материалах можно узнать об истории происхождения некоторых населённых пунктах нашего села. Также нами был использован Топонимический словарь Коми АССР А.И.Туркина и статья Т.И.Дроновой «Историческая память устьцилём».   Весь теоретический материал нами был взят из Интернета с сайта «Википедия». Некоторые легенды и предания взяты из различных страниц Интернета.

Глава 1

Социологическое исследование среди учащихся школы

 и взрослого населения села.

          Нами был проведен опрос учащихся нашей школы, учителей и взрослого населения села. Мы опросили 32 человека. Им были заданы следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, что обозначают слова «топонимика» и «топонимы»?
  2. Знаете ли вы, что обозначает название нашего села Усть-Цильма?
  3. Знаете ли вы, название местечек, холмов, ручьев, расположенных на территории нашего села и почему они так названы?
  4. Почему нужно знать название местечек, ручьев, холмов, деревушек, расположенных на территории нашего села?

     

   

       В результате выяснилось, что многим опрошенным  не знакомы такие понятия, как топонимика и топонимы. И местные географические названия и их значения большинство из опрошенных не знают. Но знают, что обозначает название нашего села Усть-Цильма. Все опрошенные  считают необходимым знать названия  географических объектов своей местности. Причины, которые наиболее часто встречались в ответах:

  • чтобы знать историю нашего села
  • чтобы ориентироваться на местности
  • чтобы лучше знать свой край
  • чтобы рассказать другим
  • чтобы быть образованным
  • что интересно

Глава 2

Что изучает наука топонимика?

        «Топонимика» (от греч. – имя, название) – раздел языкознания, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные 3-х областей знаний: географии, истории и лингвистики.

   Кроме общеизвестных топонимических названий существуют топонимы, известные относительно небольшому кругу людей. Этот круг людей может быть ограничен либо территориально – в этом случае топоним известен преимущественно людям, проживающим в одном районе; либо социально – в том случае, например, когда люди посещают одно и то же место и одинаково его называют. Такие известные не всем названия принято называть микротопонимами. Изучение микротопонимов раскрывает историю региона и вызывает интерес к родным местам. В географических именах отразились исторические события, черты хозяйственной жизни, особенности природных условий. Микротопонимика - наука молодая, ей около 20 лет.

         Топонимы делятся на группы: ойконим, гидроним, ороним, урбаноним, годоним, агороним, дромоним.

  • Ойконим – собственное имя любого поселения, в том числе городского типа.
  • Гидроним – собственное имя водных объектов.
  • Ороним – собственное имя любого элемента рельефа земной поверхности.
  • Урбаноним – собственное имя любого внутригородского топографического объекта.
  • Годонимы — собственное имя названия улиц.
  • Агоронимы — собственное  названия площадей.
  • Дромонимы — собственное названия путей сообщения.

Глава 3

Классификация микротопонимов по классам и способу образования

  1. Классификация микротопонимов по классам:

гидронимы

ойконимы

урбонимы

годонимы

оронимы

Балбанский ручей

Верхние Алёхины

Иваново кладбище

Новый квартал

Высокая гора

Домашний ручей

Гарево

СХТ

Попов холм

Калинин ручей

Гусихи

Семёнов  холм

Коровий ручей

Каравановка

Ванины поля

Лёвкин ручей

Конахино

Рощинский ручей

Карпушевка

Остапков ручей

Нижние Алёхины

Низевая

Федосеевка

Чукчино

Сергеево-Щелье

  1. Классификация микротопонимов по способу образования:

  • 13 микротопонимов представляют собой словосочетания: «прилагательное + существительное»: Коровий ручей, Высокая Гора, Попов холм, Семёнов Холм, Калинин ручей, Балбанский  ручей, Домашний ручей, Новый квартал, Верхнее Алёхино, Нижнее Алёхино, Лёвкин ручей, Рощинский ручей, Остапков ручей.
  • 10 микротопонимов образованы суффиксальным способом: Конино, Федосеевка, Каравановка, Гарево, Гусихи, Конахино, Карпушевка, Низёвая, Чукчино, Иваново (кладбище).
  • 2 микротопонима образованы сложением – СХТ (сельскохозяйственная техника), Сергеево-Щелье.

Глава 4

Словарь  микротопонимов села Усть-Цильма

  1. Усть-Цильма - деревня расположена в устье реки Цильмы, левого притока реки Печоры. На пересечении этих рек, протекающих по территории Республики Коми, и выросла эта деревня. Как и большинство деревень, носящих аналогичное название, имя ее образовано от слияния двух основ – Устье и Цильма. Но коренное население предлагает свои версии, среди которых значительное количество легенд и притч этого края. И хотя научно они не могут объяснить название, однако весьма интересны. Одна из легенд рассказывает о девушке по имени Цильма, жившей давным-давно именно в этой деревне. Легенда об этой девушке передается из уст в уста от старшего поколения к младшему. Цильма росла в хорошей семье с родителями. Однажды она пошла к реке, чтобы прополоскать белье. Она низко наклонилась над водой и неожиданно упала в реку; не успела девушка вскрикнуть, как вода захватила ее. Очнулась девушка и увидела, что находится в подводном царстве. Вокруг плавали рыбки, а Цильма так хорошо чувствовала себя в воде, что даже могла дышать и разговаривать. Подошел к ней очень странно одетый парень и говорит: «Цильма! Твоя красота покорила меня. Когда ты склонилась над водой, я увидел прелесть твоего лица и не смог удержаться, чтобы не пригласить тебя в свое подводное царство. Я – владелец морей и рек этого края. Прошу тебя, оставайся со мной, я не могу жить без тебя». Ответила ему Цильма: «Теперь мне понятно, почему я здесь. Но я не могу оставить своих родителей, они сильно будут горевать обо мне, если я не вернусь домой. Можно, я попрощаюсь с родителями, хотя бы взгляну на них в последний раз, а потом опять возвращусь к тебе?»  Согласился юноша, но дал ей только один день. Пришла Цильма домой, посмотрела на несчастных родителей, ничего не сказала им, молча ночью вышла из дома, подошла к реке и бросилась в пучину. Жила она много лет на дне, большая любовь была между юношей и Цильмой. А жители деревни, чтобы как-то успокоить скорбящих родителей, прозвали эту реку Цильмой, по имени девушки. Затем так была названа и деревня, в которой проживала девушка. Конечно же, эта легенда относится к вымыслам и не может считаться объяснением названия деревни. Но как произведение устного народного творчества вполне допустима. (http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/istorija_geograficheskih_nazvanii_rusi/p3.php#metkadoc37)

Усть-Цильма (Чилимдін), с., центр Усть-Цилемского р-на. Напротив села с лев. стороны впадает в. Печору р. Цильма (Чильма, Чилим). Село названо по его расположению в устье реки. Поселение вначале было на лев. берегу Печоры. Затем для удобства переселились на другой берег, так называемую Гарь. Это место раньше было покрыто лесом. Лес выгорел, а погорелое место оказалось весьма удобным для земледелия, а на противоположном берегу были прекрасные луга.  Село основали в 1542 два новгородца: Ивашко Дмитриев Ластка и Власко. Затем к ним присоединились отдельные выходцы из Мезени, Пинеги, Кевроля, Чаколы и дальше с Двины (19). В "Вычегодско-Вымской летописи" читаем: "В 1544 ...пожаловал князь великой Иван новугородца Ластку да Власку Печорскими тонями и речками да слободкою на устье на Цильме..." В "Платежнице" 1574 т. читаем: "Волостька Цилемская слободка против усть Цылмы реки за рекою за Печорою...", в 1861 - Усть-Цильма (слободка).[5]

  1. Балбанский ручей – в старые времена некий атаман по имени Балбан (разбойник) нападал на обозы, шедшие на север. (информатор -  Канева Мария Петровна, 1970 г.р, с. Усть-Цильма)

Балбанский ручей – там люди балбанили (работали) (информатор – Овчинников Николай Петрович, 1954 г.р., с. Усть-Цильма)

Балбанский ручей – в том месте вели промысел на редкую птицу балабан (из семейства соколиных)  к царскому столу (информатор – Поздеев Валерий Петрович, 1969 г.р., с.Усть-Цильма)

  1. Ванины поля – поля, названные по имени одного из заселенцев  (информатор – Кислякова Татьяна Георгиевна, 1953 г.р., с. Усть-Цильма)

  1. Верхние Алёхины  (Алёхины, Бутышевская (Олёхиных), Большое Алёхино, Большое Олёхино) – деревня в 6 километрах от Усть-Цильмы, согласно местной легенде основана в середине 18 века, но в материалах ревизий в списке населённых пунктов 1859 не значится. 2 декабря 1975 года исключена из учётных записей. [1]
  2. Высокая гора – деревня на правом берегу р.Печоры Усть-Цилемский с/с. Возникла в 19 веке. Упомянута в списке населённых местностей  1959.(1)

Высокая гора, д., Усть - Цилемский  р-н. Коми Высокая Гора – результат транскрибирования русского ойконима Высокая Гора «(деревня) на высоком месте: на крутом высоком берегу, холме, горе».[3]

 Высокая гора – деревня на берегу р. Печоры в Усть-Цилемском с/с, Усть-Цилемский р-н. Возникла в 1850-1859гг. В 1859г- 26 дворов, 196 жителей (108 муж, 88 жен.); в 1918г- 27 дворов, 121 житель; в 1926 г – 50 дворов, 182 жителя (90 муж, 92 жен.). В 1070 г было 80 жителей; в 1979г- 12 жителей; к 1989г в деревне остался только 1 мужчина. [2]

  1. Гарево - деревня  на реке Печоре, Короворучейский сельский совет, Усть-Цилемский район. Основана в 1729 году коми  переселенцами из Ижемской  слободки (Ижмы): «…тои ж Ижемской  слободки поселившияся  по  реке Печоре на Гаревом ручье деревня  Огарева». Это было первое селение, основанное ижемцами. Первопоселенцами деревни были Яков Ипполитович  Хозяинов и его сыновья Антип, Флор, Василий и два Ивана. В 1745 году в деревне  имелся 1 двор, 9 жителей - мужчин (о женщинах нет данных). В 1782 году в деревне «в Гаревом ручье» жил 21 человек (13 муж., 8 жен.): к Хозяиновым добавились  Палкин, Дубинин, Чупров, Ануфриев. В 1795 году в деревне «Гаревой ручей» насчитывалось  35 жителей  ( 19 муж., 16 жен.), в 1816 году (деревня Гарева) -53 жителя: 23 муж., 30 жен.).  В1859 году деревня отмечена под двумя  названиями - Гаревая  (Полушино); в ней было 23 двора, 187 жителей. Во II пол. XIX - начале  XX века  население деревни  быстро росло: прирост происходил, вероятно, за счет притока сюда  русские  из Усть-Цильмы и соседних  с ней деревень (начавшегося еще в конце XVII- начале  XIX веке). В 1918 году в деревне Гаревской (Полушиных)  имелось уже 83 двора, 427 жителей, в 1926 году (Гарево, Полушины)-113дворов, 479 жителей  (237 муж., 241 жен.). В  селении в 1930 году существовала школа и маслоделательный завод. В 60-80-е годах население Гарево сокращалось. В 1970 году здесь жили  315 человек;  в 1979 году – 227 человек; В 1989 году – 163 человека (77 муж ., 86 жен., русские) [2]
  2. Гарево – Гарев (1729), д., Усть - Цилемский р-н. В основе названия рус. апеллятив гарь «горелое место», - ево - топонимообразующий суффикс. Гарево «(деревня) на пожоге, горелом месте» [3]
    Гарево «Гарья» — этот топоним входит в названия многих деревень Коми республики. Русское «гарь» — выгоревшее место в лесу. «Гарья» — место с гарью. Существует предание, что в этих местах были частые лесные пожары. Может быть, в этом предании отражены отголоски старого подсечного земледелия. http://www.pomorych.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=262
  3. Гусихи – место, где раньше располагалось болото, на которое садились гуси (из собственных предположений)
  4. Домашний ручей – «Согласно одной из легенд, Ластка вместе с двумя сыновьями отправился на поиски «добрых» мест на правый берег Печоры. Облюбовав отлогое место, с севера ограждённое высокими холмами, засельщики начали его освоение.  По ручью, позднее названному Домашним, начал обустройство Ивашка Ластка…Переселившись на правый  берег, жители сохранили название слободы, состоявшейся в концу 16 века из трёх деревень, соединённых между собой родственными узами. Поэтому можно предположить, что название Домашний ручей указывало как на родство между засельщиками деревень, так и главенствующее положение Ластки среди них» [6]

Домашний ручей – ручей, который находился вблизи домов (из собственных предположений)

  1. Иваново кладбище - «В далекие времена, при царе-антихристе Петре Алексеевиче; - как рассказывают старики, - шли всюду гонения за старую веру. Докатилась волна царского сыска и до Печоры. Усть-цилемы взволновались, но решили стоять до последнего:

- Не будем верить иначе, чем отцы и деды верили.

И вот Усть – Цилемы выделяют пятнадцать членов своей общины, наиболее крепких и суровых в старой вере и посылают их на остров:

- Переживите там время гонений. Когда пройдут смута и сыск, вы вернетесь, и смятенные сердца наши вновь просветлеют светом веры истинной.

Пятнадцать старцев ушло из Усть – Цильму. Двенадцать человек так и скончалось вдали от родины. Трое же остальных, предчувствуя свой конец и считая себя последними светочами дедовской веры, решили под конец жизни вернуться в Усть – Цильму» (из легенды)

Легенда не сохранила подробностей о последних днях их жизни. Рассказывают лишь о том, что религиозный фанатизм с новой силой охватил в ту пору Усть – Цильму и что старцы до самой смерти окружены были глубоким почитанием односельчан.  Всех троих старцев звали Иванами, и когда они все в один день и  час тихо скончались, как передает легенда, их похоронили на живописном холме за деревней Караванной. Три черные ели осеняют небольшой бревенчатый склеп, прикрывающий три могилы. Теперь «три Ивана» - небольшое кладбище, отступившее от берегового селения в полевую глубь.

Седьмого июля три Ивана – именинники. На кладбище в этот день происходят моления. Старухи в темных платках, надвинутых на брови, тихо кадят и напевают вполголоса молитвы и духовные стихи…[4]

Иваново кладбище – На р. Тобыш, притоке р. Цильма,  у культового центра «Покойное» была небольшая деревушка, жители которой вели аскетический образ жизни и со временем умерли. Оставшийся в живых некий Иван выдолбил себе лодку-колоду, на бересте написал погребённых по Тобышу, а также выразил пожелание быть захоронённым на высоком берегу. С этим письмом он лёг в колоду, приняв мученическую смерть. Со временем течение  вынесло лодку на Печору. В это время дул западный ветер, и колоду какое-то расстояние несло против течения, прибив впоследствии к Калиньему ручью. Жители выполнили его волю. захоронив его на высоком берегу. Однако в скором времени берег начал осыпаться, и тело умершего было перезахоронено на высоком холме, который впоследствии быд объявлен святым местом. Позднее там было основано кладбище, получившее название Иванова. Иван и умершие на Тобыше возведены в ранг местных святых и занесены в поминальные списки. [6]

  1. Калинин ручей - в 1730 году шайка во главе с неким Калиной напала  на село Усть-Цильму.  Они приплыли на большом карбасе, крытом от дождя, с верховьев Печоры. Усть-цилемы уже знали, что их плывут грабить, и разослали по берегу дозоры, которые сообщали о перемещении разбойников. И как только те приблизились к селу и остановились на ночлег в устье ручья, сельчане сами напали на спящих и перебили их вместе со своим предводителем. Немногим удалось спастись бегством. До сих пор этот ручей, сейчас протекающий через центр села, носит название Калинин (из рассказа краеведа Я. Н. Носова)
  2. Каравановка – место, куда прибывали караваны, обозы с продовольствием (информатор -  Торопова Марфа Фатеевна, 1933 г.р., с. Усть-Цильма)

Каравановка (Караванная) – «в районе пристани и ниже причаливали караваны лодок и каюков чердынских купцов. Поскольку дом наших дедов находился недалеко от Каравановки и берег позволял чалиться лодкам, баржам, то в наш большой  двухэтажный дом на берегу реки всегда на постой просились приезжие купцы. И от слова чердынцы появилось измененное название рода - Чарнышевы; но это версия» http://www.proza.ru/2013/10/21/276

  1. Карпушёвская - деревня на реке Печоре, Короворучейский сельский совет,  Усть-Цилемский район.Возникла в 50-х годах XIX веке, упомянута в 1859 году: 13 дворов, 116 жителей (52 муж., 64 жен.).  По преданию, основателем деревни  был Карп (Карпушка) Носов, по имени которого селение и получило название.  В 1918 году здесь было 29 дворов, 139 жителей, в 1926 году – 41 двор, 157  жителей (74  муж.,  83 жен.). В последующие десятилетия население деревни продолжало  расти, и в 1970 году здесь  жили  475 человек. В 70-80-е годах численность обитателей практически не изменилась: в 1989 году в деревне насчитывалось 480 жителей ( 226 муж .,  254 жен.,  русские). [2]

Карпушевка – Карпушево (1895г), д., Усть-Цилемский р-н. В основе названия уменьшительное Карпуша от личного имени Карп. Топонимы на русском и коми языках образованы с помощью русских суффиксов соответственно – евка и –ево. [3]

Карпушовка, д. в Усть-Цилемском р-не. Расположена на прав. стороне Печоры в шести верстах выше с. Усть-Цильмы. Основана одновременно с Усть-Цильмой (1542) выходцем из верхней Печоры Карпушкой Носовым. На карте 1870-1892 - Карпушина. [5]

  1. Конахино (Высокое Конахино, д .Кавахинская) – в концу 20-х годов Конахино слилось с Усть-Цильмой.[1]

Конахино – деревня на р. Печора, Усть-Цилесмкий с/с, Усть-Цилемский р-н. Впервые упомянута в 1918 г: д. Кавахинская, 19 дворов, 76 жителей. В 1926г в деревне было 23 двора, 65 жителей. (36 муж., 29 жен.). К концу 20-х годов Конахино фактически слилось с Усть-Цильмой и через некоторое время перестало фиксироваться как самостоятельный населённый пункт. [2]

  1. Кониных (Выс.Кониных) – к 1956г деревня слилась с Усть-Цильмой. [1]

Конино – деревня в Усть-Цилемском сельском совете, Усть-Цилемский район. Упомянута в 1918 г.: 5 дворов, 31 житель. В 1926 г. здесь было 10 дворов, 50 жителей (23 муж., 27 жен.). К 1956 г. деревня слилась с Усть-Цильмой. [2]

Конино – место,  где пасли коней  (информатор – Торопова Марфа Фатеевна, 1933 г.р, с.Усть-Цильма)

  1. Коровий ручей-село на правом берегу реки Печоры, центр сельского совета, Усть-Цилемский район. В материалах ревизий 1850 и 1858 годах не указано, упомянуто в 1859 году: деревня Чухаревская (Коровий ручей), 26 дворов, 200 жителей (106 муж., 94 жен.). В 1918 году – деревня Большой и Малый Коровий ручей, 36 дворов, 152 жителя, в 1926 году – 39 дворов, 180 жителей (83 муж., 97 жен.). В последующие десятилетия население селения понемногу росло. В 1970 году здесь жили 234 человека. В 70-е года число обитателей уменьшилось до 179 человек в 1979 году, но затем, к 1989 году, вновь возросло до 236 человек. (115 муж., 121 жен., русские).  [2]

Коровий ручей – в этом месте (топкое место) утонули коровы  (информатор – Рочева Любовь Кондратьевна, 1963 г.р., с. Усть-Цильма)

  1. Лёвкин ручей – назван по роду Лёвкиных. (информатор – Канева Мария Петровна, 1970 г.р, с. Усть-Цильма)
  2. Новый квартал – «в 60-х годах здесь, на месте бывших огородов колхоза им. Батманова, был заложен новый жилой дом. За это время поднялось более 20 многоквартирных жилых домов, магазин, гостиница с кафе, административные здания, начало строительство Дома быта.  Наряду с застройкой в кирпичном исполнении в 1981 году в «Новом квартале» появился первый панельный 16-квартирный лом. Невдалеке средняя школа, которая по своему оснащению ничем не уступает городским. Обжитые холмы стали по существу новым общественным центром села». [7]
  3. Нижние Алёхины (малое Алёхино) – деревня в Усть-Цилемском с/с. Возникла в 1918-1926. 2 декабря 1975 исключена из учётных данных. [1]
  4. Низёвая – населённый пункт в Усть-Цилемском с/с. В списке нас. Пунктов 1930-выселок Низёва. В переписи 1939 – хутор Низёвая. В списке нас. пунктов 1956 - посёлок Низёвая. [1]
  5. Остапков ручей (Астапков) – назван по личному имени Остап (Астап)
  6. Попов холм – холм назван в память священника по фамилии Попов. Рядом с этим холмом на территории «родинского» (нижнее - Усть-Цилемского отделения совхоза «Усть-Цилемский»)  находится могила священника. Могила состояла из деревянного склепа под крышей, обнесённая цепями. (информатор - Белых Екатерина Николаевна, 1966 г.р., с. Усть-Цильма)

Попов холм – там жили попы  (информатор – Кислякова Елизавета Павловна, 1933 г.р., с.Усть-Цильма)

  1. Рощинский ручей – деревня на правом берегу р. Печоры. Упомянута в подворно-экономическом исследовании 1904. В 1 половине 70-х годов запустела и 2 декабря 1975 исключена из учётных данных. [1]

Рощинский ручей – деревня в Усть-Цилемском с/с, Усть-Цилемский р-н. Упомянута в 1904г. В 1918 г здесь было 15 дворов. 66 жителей; в 1926г – 22 двора, 91 житель (41 муж., 50 жен.).  В 1 половине 70-х годов запустела и 2 декабря 1975 г исключена из учётных данных. [2]

Рощинский ручей  - ручей назван по расположению в берёзовой роще (информатор – Гайдарова Ирина Петровна, 1946 г.р., с. Усть-Цильма)

Рощинский ручей – «А в Рощинском ручье… ни огонька, ни звука. Была на высоком печорском берегу весёлая деревня с животноводческой фермой. Ферму снесли и деревни не стало. Заросли поля и лужки на террасах, осталось поэтическое название – Рощинский ручей да неприютные дома без  рам» (из репортажа В.Осташова) [7]

  1. Семёнов холм – зажиточный крестьянин по имени Семён там высевал рожь (информатор – Торопов Пётр Иванович, 1934 г.р, с. Усть-Цильма)
  2. Сергеево-Щелья – деревня в Усть-Цилемском с/с, Усть-Цилемский р-н. Возникла после 1795 г., упомянута в 1811 г: д. Сергеево-щельская, 43 жителя мужского пола  (о женщинах нет данных). Первопоселенцами деревни были Андрей Дуркин, Евдоким Степанович Ермолин, Антон Павлович Чупров и др. из Усть-Цильмы.  В 1835 г. здесь жили 58 мужчин. В 1850 г. в деревне насчитывалось 128  жителе) 65 муж., 63 жен.). Рост населения замедлялся из-за ухода части обитателей в другие селения: так, В.А.Вокуев с семьёй в 1846 г. переселился в д. Оксинскую (в низовьях Печоры). В 1859 г. в деревне было 30 дворов, 121 житель (59 муж., 62 жен.); в 1918 г. – 24 двора, 113 жителей. К 1926 г. население увеличилось: до 42 дворов, 167 жителей (82 муж., 85 жен.). В 1070 г. в Сергеево – Щелье жили 273 чел; в 1979 г. – 183 чел.; в 1989 г. – 211 чел (112 муж.. 99 жен., русские. [2]

Сергеево-Щелья – деревня в Усть-Цилемском районе. В основе первой части составного ойконима личное имя Сергей; щелья из русского щелья,  коми щелля «высокий крутой берег на излучине реки» [3]

  1. СХТ – посёлок, где располагалась сельскохозяйственная техника.
  2. Федосейковых – деревня в Усть-Цилемском с/с. Располагалась в непосредственной близости от с. Усть-Цильма. Упомянута в подворно-экономическом исследовании 1904: выселок  Федосеевский. В переписи 1918г - д. Федосейковская. В списке нас. пунктов 1930 - д. Федосейковых, фактически слившаяся с Усть-Цильмой: хотя она и зафиксирована отдельно, но в графе «расстояние до сельского исполкома» стоял прочерк. В последующее время окончательно слилась. [1]

Федосейковых – деревня  на правом  берегу реки Печоры, Усть - Цилемский  сельский совет,  Усть-Цилемский район. Упомянута в 1918 году: Федосейковская,  12 дворов, 50 жителей. В 1926 году в деревне было 22 двора, 100 жителей (48 муж.. 52 жен.). В последующие годы  слилась  с Усть-Цильмой.[2]

Федосеевка – деревня, названная по личному имени Федосей, Эти земли, расположенные ниже по течению реки, Ивашка Ластка отвёл старшему сыну Федосею. [6]

  1. Чукчино - д. в Усть–Цилемском р–не. Расположена на прав. стороне Печоры. Хотя основание деревни считается в 1754 г. (39), но название встречается уже в "Платежнице" 1574 г. в форме "Чюхчины горы". На карте 1870–1892 гг. – Чухча: саам. чуххч (чухч) "глухарь". Коми чукчи "глухарь (самец)" родственно с саамским словом.[5]

Чукчино – впервые «Чукчина гора» упоминается в грамоте Ивана Грозного, жалованной Ивашке Ластке на пользование землями на Печоре. Писатель Журавлёв-Печорский указывал, что данное название дали ижемцы. Раньше на этом месте рос еловый лес, в котором находился еловый ток. Проезжавшие мимо него ижемские купцы назвали его Чукчино. «Чукчи» в переводе с коми означает «глухарь». Другая версия – «Когда-то около устья Цильмы был остров, на котором была расположена маленькая деревенька, про которую говорили «три двора, одна труба». Селение сгорело по вине одного мужика. Состоялся суд общины, на котором виновник предстал грязным, оборванным, и народ прозвал его чумазым «чукчей». Эта кличка так прочно закрепилась за ним, что в дальнейшем по имени к нему уже не обращались. Этот мужик и расчистил место на высоком берегу для новой деревни. [6]

Заключение

В своей работе мы  рассмотрели  различные вопросы: о видах и словообразовании микротопонимов нашего  родного  села Усть-Цильма. И, проанализировав собранный материал, мы пришли к  выводу: большинство микротопонимов нашего поселения относятся к русскому языку и образованы словосочетанием (прилагательное + существительное) и суффиксальным способами.  Узнав от местных жителей историю происхождения некоторых из них, а также лично изучив некоторые географические объекты, мы пришли  к выводу, что названия не бывают случайными. В будущем мы продолжим работу по изучению топонимов родного края, т.к. не все вопросы удалось решить, многие названия так и остались для нас загадкой. Мы планируем и дальше пополнять «Топонимический словарь села Усть-Цильма», дополнив названием  площадей, сенокосных угодий, пастбищ, болот и др.  Результат нашей  исследовательской работы может быть использован учителями и учащимися  при изучении предметов: география, история, факультативный курс "Мой родной край". А также будет интересен для жителей нашего села, гостей и краеведов.

Использованные источники:

  1. Край Печорский. Что читать об Усть-Цилемском районе и его населённых пунктах: рекомендованный указатель литературы / сост. С.В. Мяндина. – Усть-Цильма, 2008 – 41с.
  2. Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми.  Историко-демографический справочник. – Сыктывкар:  Коми книжное издательство, 1994. – 272с.
  3. Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. Составитель А.П.Афанасьев. -  Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996.- 208с.
  4. Колпакова Н.П. Сквозь лесную проседь. – Архангельск, 1935 (из статьи в газете «Красная Печора», 1992г.)
  5. Туркин А.И. Топонимический словарь Коми АССР.— Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1986—144 с.
  6. Дронова Т.И. Историческая память устьцилём // Российская академия наук Уральского отделения. Коми научный центр. Научные доклады. Выпуск 430.- Сыктывкар, 2000, 21 стр.
  7. Чупров В.И., Сметанин А.Ф., Попов А.А. Усть-Цильма – край печорский. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991. – 176 с.
  8. Интернет - источники:

1.http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/istorija_geograficheskih_nazvanii_rusi/p3.php#metkadoc37
2.
http://www.pomorych.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=262

3. http://www.proza.ru/2013/10/21/276

9. Информаторы:

1.Поздеев Валерий Петрович, 1969 г.р., с.Усть-Цильма

2. Канева Мария Петровна, 1970 г.р., с. Усть-Цильма

3. Рочева Любовь Кондратьевна, 1963 г.р., с.Усть-Цильма

4. Белых Екатерина Николаевна, 1966 г.р., с.Усть-Цильма

5. Гайдарова Ирина Петровна, 1946 г.р., с.Усть-Цильма

6. Торопов Пётр Иванович, 1934 г.р., с.Усть-Цильма

7. Торопова Марфа Фатеевна, 1932 г.р., с.Усть-Цильма

8. Кислякова Елизавета Павловна, 1933 г.р., с.Усть-Цильма

9. Овчинников Николай Петрович, 1954 г.р., с.Усть-Цильма

10. Кислякова Татьяна Георгниевна, 1953 г.р., с. Усть-Цильма


Поделиться:

Золотой циркуль

Галка в чужих перьях

Машенька - ветреные косы

Рисуем крокусы акварелью

Ёжикина Радость