• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социологическое исследование на тему: «Как сохранить здоровье учителя»

Опубликовано Жутикова Любовь Сергеевна вкл 01.10.2014 - 21:28
Жутикова Любовь Сергеевна
Автор: 
Учащиеся 8"а"класса МБОУ гимназия г.Советский, ХМАО-Югры

Зная, что существует глубокая связь между эмоциональным благополучием школьника и эмоциональной устойчивостью педагога, мы вышли на проблему: как сохранить здоровье учителя, чтобы школьники чувствовали себя более комфортно на уроках, в школе. Мы решили провести опрос и узнать об этом у семиклассников, чтобы составить советы учащимся: что нужно или не нужно делать ученикам и пожелания учителям от учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Социологическое исследование на тему: «Как сохранить здоровье учителя» 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Советский 

Социологическое исследование на тему

 «Как сохранить здоровье учителя»

 

Выполнили:

учащиеся 8а класса

Руководитель:

Жутикова Л.С.

педагог-психолог

Предметная область:

Социология

Аннотация

Зная, что существует глубокая связь между эмоциональным благополучием школьника и эмоциональной устойчивостью педагога, мы вышли на проблему: как сохранить здоровье учителя, чтобы школьники чувствовали себя более комфортно на уроках, в школе. Мы решили провести опрос и узнать об этом у семиклассников, чтобы составить советы учащимся: что нужно или не нужно делать ученикам и пожелания учителям от учеников.


Актуальность.

Здоровье – это главная ценность человека. Здоровье детей невозможно рассматривать в отрыве от здоровья педагогов и родителей, от комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды гимназии  и родительского дома.

        Профессия учителя – одна из самых напряженных и стрессогенных. Это работа «сердца и нервов», где требуется ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А.Сухомлинский). Учителю приходится принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье педагога. Воздействуя на ученика в таком состоянии, педагог является причиной эмоционального неблагополучия школьников.

        Возникает вопрос: «Что нужно сделать нам, ученикам, чтобы учитель был психологически здоров?»

        

Цель исследования – определение способов сохранения здоровья наших учителей.

Задачи:

  • провести опрос учащихся гимназии;
  • проанализировать полученные результаты;
  • составить «Советы учащимся от учеников», а также «Пожелания учителям от учеников»;
  • ознакомить педагогов, учащихся, родителей с результатами исследования.

Метод  опроса - интервью

Нами, учащимися 8а класса,  было проведено интервью с 55 учениками 7-х классов   нашей гимназии. Мы не случайно выбрали для исследования семиклассников, потому что в этом возрасте появляется нежелание учиться, возникает больше конфликтов с учителями, проблемы в дисциплине.  Задавая один единственный вопрос семиклассникам «Как сохранить здоровье учителя?» нам хотелось обратить их внимание на то, что педагоги - это люди, с их чувствами, эмоциями и переживаниями, и относиться к ним нужно как к самим себе.

Результаты опроса. 

Советы учащимся: что нужно или не нужно делать ученикам:

/см. диаграмму отдельным файлом/

Таким образом, большинство семиклассников считают, что им необходимо улучшить  поведение и дисциплину, выполнять все требования учителей, а главное любить их,  уважать и постараться их понять.

Пожелания учителям от учеников выразились в том, что нужно делать для гармоничного состояния, так и в активизации личностных качеств, которые бы помогли педагогам оставаться спокойными, а значит психологически здоровыми:

  1. гуляйте, отдыхайте, общайтесь с друзьями;
  2. будьте терпеливыми;
  3. доверяйте ученикам;
  4. старайтесь больше понимать учеников;
  5. больше строгости;
  6. справедливо оценивайте наши ответы и аргументируйте их;
  7. не отмахивайтесь от наших вопросов, отвечайте на них;
  8. уважайте учеников;
  9. доброты;
  10. крепких нервов;
  11. комфортных условий на рабочем месте.

Результаты данного опроса могут быть использованы педагогом-психологом на совещаниях с педагогами, в психологическом тренинге для учителей по улучшению их эмоциональной устойчивости, стенде в фойе гимназии для ознакомления учащихся и их родителей.

Предлагаем ознакомиться с ответами некоторых учащихся.

приложение 1

Советы учащимся и педагогам от учеников:

  1. «Если вы не хотите, чтобы учитель к вам плохо относился: кричал на вас, делал замечания по пустякам, снижал оценки - посмотрите на свое поведение. Может вы сами провоцируете учителя на такие поступки? Старайтесь не отвлекаться, не баловаться на уроках, и ни в коем случае не повышать голос на учителя».

В.И. 7а

  1. «Чтобы сохранить здоровье наших дорогих учителей не надо баловаться и веселиться на уроках, ведь мы приходим на уроки, а не в цирк. Не нужно повышать голос и устраивать неожиданные сюрпризы»

Ш.К. 7а

  1. «Не надо бегать по классу, кричать, визжать и препираться с учителем, пусть даже он будет не прав; не надо отвлекаться на посторонние дела, но и сидеть как статуя тоже не стоит (это понимают даже учителя); не надо выводить преподавателя из себя своими глупыми, а порой даже «тупыми» вопросами; если вы видите, что учитель скоро взорвется, то лучше замолчать или ... притихнуть на время»

А.Н. 7а

  1. «Учителю нужно помогать хотя бы тем, что просто послушать на уроке спокойно, делать домашнее задание, не срывать уроки, не оскорблять учителей».

Х.М. 7в

  1. «... не портить учебники, тетради, школьное имущество, приходить в школу вовремя, не опаздывать, помогать учителю делами. А самое главное - любить и уважать своих учителей всем сердцем и душой. Ведь таких людей на свете больше нет, у которых столько терпения и доброты, любви к своей работе».

С.К. 7д

  1. «Главная помощь учителю - наше хорошее поведение, внимание, грамотность!».

Ш.Д. 7д

  1. «... если учитель заболел, его нужно морально поддержать - позвонить ему, сказать, чтобы быстрее выздоравливал. Услышав это, учитель обрадуется и быстрее победит болезнь. А уж если учителя положили в больницу, надо обязательно сходить и навестить его, ему будет приятно».

Е. Н. 7б

  1. «Главное - любите своего учителя и делайте его счастливым».

В. А. 7а

9.  «Учителя! Я хочу пожелать вам терпения. Не обращайте внимания на разные фокусы учеников, не расстраивайте свои нервы. После работы обязательно погуляйте и отдохните».

Ш.К. 7а

10.  «Каждый день учитель входит в класс, и только он открывает заветную дверь (за которой слышатся вопли и визги, издаваемые «прилежными» учениками), как тут же пытается навести порядок, но это все равно, что остановить несущуюся лавину. Голос учителя тонет во всеобщем шуме, а в конце урока остается охрипший, недовольные уроком ученики и захламленный кабинет. А может все было бы иначе? Милый добрый учитель делится знаниями в просторном светлом классе с тридцатью детьми, упорно грызущими гранит науки, полная идиллия и спокойствие. К сожалению, по-прежнему остаются нервные учителя и чересчур энергичные детки. Как избежать подобных ситуаций? Ребята, уважайте учителей и постарайтесь понять, что он один, а нас много. Учителя, не относитесь к ученикам как к непокорному ... В каждом классе есть и достоинства, и недостатки».

К. А. 7а

  1. «Учителя - это те люди, которые дают знания ребятам, могут помочь тебе в трудных ситуациях, выслушать, когда тебе плохо или грустно». «Будьте добрыми, сдержанными, спокойными, откровенными, а главное одевайтесь потеплее»

Ф.Т.7а

  1. «Сегодня, наверное, самая распространенная и самая трудная профессия

     учителя. ... он вынужден терпеть все шалости учеников, порой переходящие все границы. По закону, учитель не может ударить школьника, а ведь частенько охота так сделать. Единственное оружие - это двойка в журнале напротив фамилии ученика. Кроме всего прочего, учитель должен уметь: проверять стопки тетрадей, разбираясь в «закорючках» школьника; иметь стойкость, проявлять отвагу во время урока в каком-либо классе, а также быстро переключаться с одного на другое. Человек, прошедший через все это, является профессиональным учителем. Хочется пожелать учителям терпения и упорства в своей деятельности».

А.Н. 7а

  1. «В России одна из самых непристижных и малообеспечиваемых - профессия учителя. Надо иметь огромное терпение и здоровье для того, чтобы прийти в школу и вести уроки у непоседливых детей и упрямых подростков. Но все же эта специальность очень важна нам, потому что учителя - архитекторы наших душ. Но чтобы наши души были сконструированы правильно, надо здоровых архитекторов, а чтобы архитекторы были здоровы, мы должны соблюдать некоторые правила, но главное из них - хотя бы пытаться понимать педагогов. А нашим архитекторам хочется пожелать железной воли, устойчивости, успехов».

А. А. 7а

  1. «Самое трудное в профессии учителя, на мой взгляд, найти общий язык с учениками, а иначе будут возникать проблемы в общении с ними, из-за которых учитель чувствует себя плохо, подавленно, и его моральное и физическое здоровье заметно ухудшается. Как же сохранить здоровье учителя? Нам нужно выполнять все требования учителя, относиться к нему с пониманием, а учителю, в свою очередь, относиться к учащимся с доверием, отвечать на их вопросы. Может иногда помогать решать их конфликты, общаться с ними открыто и душевно, тогда дети будут любить и уважать такого учителя. А это и есть залог здоровья учителя».

В. А. 7а

  1. «Пожелаю никогда не стареть, быть всегда здоровыми и оставаться учителями на все годы».

Д. С. 7а

  1. «Мой совет учителям: увольняйтесь поскорей, а то ученики доведут вас до нервного срыва. А если серьезно, то ученикам выполнять требования учителя, а учителю понимать поступки учеников, больше терпения и любви к ученикам».

Е. А. 7а

  1. «Думаю, что учителям после работы нужно отдыхать, ходить на прогулки, в гости со своими друзьями. Также стоит им давать путевки на море в санатории, чтобы они восстанавливали свои нервы».

А. В. 7а

  1. «Учитель - это очень мужественный человек! Дети дорожите своими учителями! Я желаю учителям, чтобы они проявляли терпение и мужество, доброту и справедливость».

Р. А. 7а

  1. «Чтобы к концу дня учителя чувствовали себя хорошо надо: заменить твердый стул учителя на мягкое кресло с подогревом, диван для отдыха на переменах, музыкальный центр с караоке, компьютер для проверки тетрадей, пятидневку с уроками по тридцать минут».

К. Е. 7а

  1. «Приходя в школу каждый день, мы встречаем и здороваемся с учителями. С некоторыми из них у нас хорошие отношения, с некоторыми не очень. Но каждого из них мы любим и уважаем за то, что они не жалея сил и терпения стараются передать нам знания в полной мере, необходимые в жизни. В современной школе учителю приходится не просто! В наше время молодежь не идет на уступки, не подчиняется правилам. Но как же с этим бороться? Во-первых, нужно быть спокойным и строгим, как Динара Анваровна. Она не только поддерживает дисциплину, но и бережет нервные клетки. Во-вторых, стоит оценивай учеников так, как это делает Елена Валентиновна, учитель истории. По-моему, ее система оценивания самая правильная и практичная. И в заключение хочу сказать, что здоровье учителю может сохранить только его отношение к ученику, манера общения с учеником, пожелать крепких нервов, хорошего настроения и, конечно же, здоровья».

К. А. 7а

  1. «Я никогда не стану учителем, даже если к тому времени зарплата повысится и тетради будут проверять компьютеры, ведь я знаю, что ученики никогда не изменятся и всегда будут плохо вести себя в школе. Я желаю всем учителям крепких нервов, здоровья и учеников получше».

В. И. 7а

  1. «Сделать классы поменьше, чтобы учителю было легче и проще общаться с учениками»

Т. В. 7г

  1. «В каждой профессии есть свои трудности, в том числе и учителя. У учителей бывают трудности с учениками по поводу поведения, дисциплины, непонимания. Учителя иногда не понимают нас, кричат, грозятся вызвать родителей в школу по всяким пустякам. Вообще становятся какими-то вредными и раздражительными. Вот отсюда все эти конфликты и обиды. Я бы посоветовала всем учителям терпения, сдержанности в общении с учениками, доброты и уважения»

С. Д. 7г

  1. «При возникновении конфликта между учеником и учителем, нужно уметь признать свою неправоту и извиниться как ученику, так и учителю, а если учитель не воспринимает ученика, унижает его, то ученик может защитить свою честь, гордость, достоинство. Хочу пожелать всем здоровья, счастья, чтобы все было хорошо».

О. Е. 7в

  1. «Как учитель, так и ученик должны соблюдать правила поведения (учителю не кричать на ученика, ученику не перебивать учителя, не опаздывать на уроки и не прогуливать их) и уважать друг друга - и тогда все будет хорошо!»

К. С. 7в

  1. «Мне кажется, некоторые учителя должны быть немного строже, а другие чуть-чуть добрее. И чтобы учителя, если у них плохое с утра настроение, не срывали злость на нас. Еще, если на уроке кто-то не слушает, учитель начинает повышать голос на весь класс. Хотелось бы, чтобы учителя были бы немного добрее».

Г.А. 7в

  1. «Сделать питание для учителей бесплатным, а то получается, что они часть своей зарплаты возвращают обратно; выделить специальный автотранспорт, чтобы он перед началом занятий забирал и отвозил в школу всех учителей; поставить кондиционеры в классах, чтобы дети не просили открыть окно или дверь, а также повысить зарплату».

П. Д. 7 б

Литература

  1. Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др., Школьные проблемы глазами психолога. – М., 1998
  2. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Книга и технологии превращения детей в хороших учеников. М.: Феникс.- 448 с.
  3. Родионов В. Синдром профессионального выгорания http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702307


Поделиться:

Если хочется пить...

Ночная стрельба

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Усатый нянь

Весенняя гроза