• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Обзор рассказов А.П.Чехова

Опубликовано Акимова Ольга Анатольевна вкл 23.10.2014 - 15:04
Автор: 
Кузнецова Мария

"Анна на шее", "Попрыгунья", "Ионыч", "Человек в футляре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p_chekhov.rar2.2 МБ

Подписи к слайдам:

«Человек в футляре» — рассказ Антона Павловича Чехова, написан в мае-июне 1898 года. Впервые замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Во время написания рассказов произошел спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.Над рассказом Чехов работал в мае — июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 рукопись была отправлена в журнал.Чехов писал об этом рассказе в записных книжках:«Человек в футляре: все у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашел свой идеал» Опубликован в журнале «Русская мысль»
Некоторые современники писателя сравнивали образ человека в футляре с инспектором таганрогской гимназии А. Ф. ДьяковымНазывались и другие реальные лица, которые могли послужить прототипом Беликова. Но чеховский герой — собирательный образ и не может быть соотнесен с каким-то определенным прототипом. Еще при жизни А. П. Чехова образ «футлярного человека» стал нарицательным. «Вся Россия показалась мне в футляре», — писала А. П. Чехову одна из читательниц.
Важную роль в рассказе «Человек в футляре» играет прием «рассказа в рассказе». История о Беликове помещена в обрамление: ее не только рассказывают, но и комментируют герои на охотничьем привале. Так и хочется сказать, что, осудив Беликова и «футлярность», А. П. Чехов устами одного из героев — Ивана Ивановича Чимши-Гималайского — «провозгласил», что «больше так жить невозможно!» Однако фраза героя, какой бы привлекательной и эффектной она ни казалась, в мире А. П. Чехова никогда не является завершающим выводом и выражением авторской позиции.
Беликов и был «Человеком в футляре». Он даже в самую теплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности.
Впервые рассказ А. Чехова «Анна на шее» был издан в октябре 1895 г. в «Русских ведомостях».Жанр произведения – лирико-драматический рассказ в традициях критического реализма. Ведущая тема рассказа – социальное неравенство и его влияние на характеры и судьбы людей. Чехов исследует истоки проблемы, раскрывает сущность мира «жертв и хищников» - мира человеческих взаимоотношений, построенных на власти денег.
Проблематика произведения необычайно широка. Автор высмеивает такие пороки, как обывательщина, пошлость, карьеризм. Однако главной проблемой, затронутой писателем, остается нравственная деградация человека. В рассказе Анна обретает долгожданный успех, однако он оборачивается потерей духовных качеств – способности искренне любить и чувствовать. «Анна на шее» - история нравственного падения и оскудения человеческой души.
Большая часть образов в рассказе решена в нарочито условной манере, придавая рассказу комедийный эффектПри создании образов Чехов использует лейтмотив: так, у отца Анны во всех эпизодах – «жалкое, доброе, виноватое лицо». Особенности рассказа, написанного в художественном стиле, – обилие общелитературных мотивов, перенасыщенность нравственной лексикой, активное использование лейтмотива, антитезы.
Дата создания: 1892Исследователи сходятся на том, что этот рассказ Чехова из всех наиболее близок к жизненным фактам, хорошо известным современникам писателя. Прототипы рассказа - художница Софья Петровна Кувшинникова и посетители её салона, известного в Москве конца 1880-х годов. В художнике Рябовским запечатлены некоторые черты известного пейзажиста Левитана. Рябовский даёт Ольге Ивановне уроки живописи, как Левитан - Кувшинниковой; последние ездили на этюды на Волгу; у них был длительный роман. После публикации рассказа Левитан хотел вызвать Чехова на дуэль и несколько лет не знался с ним; Кувшинникова отношения с Чеховым разорвала навсегда. Сам автор к происходившему отнёсся довольно холодно, лишь отметив, что "главная утка" против него - "внешнее сходство".
Героиня рассказа «Попрыгунья» Ольга Ивановна довольно легкомысленная и пустая особа, несмотря на ту претенциозность, которой она окружает себя. «.Ольга Ивановна и ее друзья и добрые знакомые были не совсем обыкновенные люди. Ольга Ивановна остается дилетанткой во всем. Своего мужа, Осипа Степаныча Дымова, она презирает, не понимая гениальности и душевности этого человека. И лишь потеряв этого «благороднейшего человека», Ольга Ивановна пытается осознать, что всю жизнь поклонялась пустейшим идолам, не понимала своего счастья, что живет рядом с умным, добрым, чутким человеком.
Приговор автора звучит сурово. Чехов осуждает бездуховность и душевную пустоту, глупость героини. Всегда на Руси были женщины, умеющие любить и сострадать ближнему. Что же произошло с современницами писателя? Он осуждает свободу женщин, излишнюю их самостоятельность, даже самовольность, не видя в этом ничего хорошего.
После перелома в творчестве Чехова, произошедшего в 1887–1888 годах, во многом меняется поэтика и стилистика, тон его рассказов. В них по-прежнему смешное и грустное, как и в самой жизни, уживаются рядом, но смешное приобретает печальный философский характер. Возрастает роль притчевого начала, снижается роль начала анекдотического. Иным — менее динамичным, неожиданным, но более плавным и спокойным — становится сюжет, повышается внимание к внутреннему миру персонажей, к оттенкам их переживаний.
ИОНЫЧ
Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском «Евгении Онегине» , строится вокруг двух признаний в любви: вначале он признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я тогда не женился» , — думает он. Писатель начал работать над «Ионычем» в августе 1897 г. В это время в его записной книжке появляется заметка, которая бесспорно относится к будущему рассказу: «От кредитных бумажек пахнет ворванью». Знаменательно, что тема «Ионыча» началась с мысли о том, что деньги пахнут (причем пахнут дурно) 
Как известно, не все литературные герои сумели выдержать Испытание любовью. Не выдержал этого испытания и Дмитрий Ионович. Он увидел в ней человека, который мог понять его: «С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей...» И все-таки почти сразу можно было догадаться, что любовь эта обречена. Было в ней что-то ущербное. Не случайно первое свидание назначено на кладбище - грустное предзнаменование! Судьба любви как бы заранее предрешена.
Екатерина Ивановна не любит Старцева. Разумеется, это не может быть поставлено ей в вину. Но она смеется над ним, не интересуется его жизнью, его работой, его мыслями. В рукописи у Чехова были слова, что «она могла понять, посочувствовать»  - писатель их вычеркнул, но оставил фразу: «во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом». Когда Старцев заговорил с ней о своих страданиях, Екатерина Ивановна даже не засмеялась, а захохотала. Гораздо позже она вспомнит: «Вы так любили говорить о своей больнице». Редкая черта для героя XIX века! 
Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом". 
Поделиться:

Как напиться обезьяне?

Лавовая лампа

Есть в осени первоначальной...

И тут появился изобретатель

Как нарисовать портрет?