• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Решение квадратного уравнения, содержащего модуль, несколькими способами

Опубликовано Алексеева Татьяна Петровна вкл 27.10.2014 - 11:00
Алексеева Татьяна Петровна
Автор: 
Семенова Анна, ученица 11 класс МКОУ СОШ №16 г.Бирюсинска

Семенова Анна представила проект работы над темой, текстовую разработку и призентацию.Ученица выступила  на уроке по данной теме в 9 классе. Работа полезна как учителю, так и учащимся.Все мы знаем . что лучше решить одну задачу тремя способами, чем три разных задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ani.docx26.66 КБ
Office presentation icon reshenie_kvadratnogo_uravneniya.ppt544.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_reshenie_kvadratnogo_uravneniya_soderzhashchego_modul_neskolkimi_sposobami.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска

Проект

Решение квадратного уравнения, содержащего модуль, несколькими способами.

                                                                              Разработчик проекта: Семенова Анна Александровна

                                                                            ученица 11 класса МКОУ СОШ №16 г. Бирюсинска

                                                      Тайшетского района Иркутской области

                                                                          г.Бирюсинск - 2014

Проект участия в конкурсе .

Тема: Решение квадратного уравнения, содержащего модуль, несколькими способами.

 Цель :  Изучить два способа: аналитический и графический, решение квадратного уравнения, содержащего модуль, несколькими способами.

Задачи:

  • Изучить литературу по указанной теме.
  • Подобрать различные задания по решению квадратного уравнения, содержащего модуль.
  • Решение подобранных заданий.
  • Консультация учителя математики.
  • Внедрение в практику: проведение консультации в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.
  • Выступление на школьной научно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Этап 2. Планирование конкретных действий и определение промежуточных контрольных показателей.

  • Задача 1.Провести опрос учащихся класса о необходимости изучения данного вопроса.
  •  Изучить литературу по указанной теме.

Цели : согласованные, реалистичные, конкретные

1н

2н

3н

4н

Сентябрь

Тест – опрос учащихся 11 класса «Решение квадратного уравнения, содержащего модуль, несколькими способами» и его обработка

Беседа с ребятами класса о необходимости изучения данного вопроса

Определение  системы работы и проведения консультаций по данной теме в ходе подготовки к ЕГЭ

октябрь

Моя теоретическая подготовка к  изучению данной темы

Задача 2. Подобрать различные задания по решению квадратного уравнения, содержащего модуль.

     Цели:, реалистичные, конкретные , измеримые

 

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

ноябрь

Подбор уравнений вида f(|x|) = g(x), где f(x) и g(x) – некоторые функции.

 Подбор уравнений вида |f(x)| = g(x)

Подбор уравнений вида f(x) = |g(x)|

Подбор более сложных уравнений

  • Задача 3.  Решение подобранных заданий.

      Цели : согласованные, реалистичные, конкретные , измеримые

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

декабрь

Решение уравнений вида f(|x|) = g(x), где f(x) и g(x) – некоторые функции.

Решение уравнений вида |f(x)| = g(x)

Решение уравнений вида f(x) = |g(x)|

Решение более сложных уравнений

  • Задача 4.  Консультация учителя математики.
  • Цели : согласованные, реалистичные, конкретные , измеримые

   

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

январь

                          Сдача работы на рецензирование учителю математики

  • Задача 5.  Внедрение в практику: проведение консультации в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.

          Цели : согласованные, реалистичные, конкретные , измеримые

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

февраль

Проведение консультаций по решению уравнений вида f(|x|) = g(x), где f(x) и g(x) – некоторые функции.

Проведение консультаций по решению уравнений вида |f(x)| = g(x)

Проведение консультаций по решению уравнений вида f(x) = |g(x)|

Проведение консультаций по решению более сложных уравнений

  • Задача 6 . Выступление на школьной научно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

 Цели : согласованные, реалистичные, конкретные , измеримые

      Задача 7 . Направление на районную научно-практическую конференцию «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

 Цели : согласованные, реалистичные, конкретные , измеримые

3.Диаграммы Гантта (1и2)

1.

Задачи

Провести опрос учащихся класса о необходимости изучения данного вопроса. Изучить литературу по указанной теме.

Моя теоретическая подготовка к  изучению данной темы 

Подобрать различные задания по решению квадратного уравнения, содержащего модуль.

Решение подобранных заданий.

Консультация учителя математики.

Недели

1н

2н

3н

4н

1н

2н

3н

4н

1н

2н

3н

4н

1н

2н

3н

4н

1н

2н

3н

4н

1н

2н

3н

4н

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

январь

февраль

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

сентябрь

 Тест – опрос учащихся 11 класса «Решение квадратного уравнения, содержащего модуль

Беседа с ребятами класса о необходимости изучения данного вопроса

Определение  системы работы и проведения консультаций по данной теме в ходе подготовки к ЕГЭ

октябрь

Моя теоретическая подготовка к  изучению данной темы 

ноябрь

Подбор уравнений вида f(|x|) = g(x), где f(x) и g(x) – некоторые функции.

Подбор уравнений вида |f(x)| = g(x)

Подбор уравнений вида f(x) = |g(x)|

Подбор более сложных уравнений

декабрь

Решение уравнений вида f(|x|) = g(x), где f(x) и g(x) – некоторые функции.

Решение уравнений вида |f(x)| = g(x)

Решение уравнений вида f(x) = |g(x)|

Решение более сложных уравнений

Январь

                                                                   Консультация учителя математики.

Февраль

Проведение консультаций по решению уравнений вида f(|x|) = g(x), где f(x) и g(x) – некоторые функции.

Проведение консультаций по решению уравнений вида |f(x)| = g(x)

Проведение консультаций по решению уравнений вида f(x) = |g(x)|

Проведение консультаций по решению более сложных уравнений

март

Выступление на школьной научно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

4. Список ключевых событий.

Дата

Ключевое событие

Сентябрь

Подбор заданий опросника.

Октябрь

Подбор литературы по данному вопросу.

Ноябрь

Поиск различных уравнений по теме, в том числе, используя интернет ресурсы.

Декабрь

Самостоятельное решение заданий.

Январь

Консультация учителя. Одобрение.

Февраль

Участие в подготовке своего 11 класса к ЕГЭ.

Март

«Ура! Победа на школьной научно-практической конференции».

                                                           5. Список потенциальных проблем:

Проблема

Превентивные действия

1. Недостаточно литературы.

  1. Поиск литературы в сети Интернет.

2.«Слабый» класс по математике.

2.Деление учащихся на три группы.

3.Выступление на школьной конференции. Как уложиться за 10 минут?!

3. Выбрала все способы, на примерах только четырех видов уравнений.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок одной задачи : Решение квадратного уравнения , содержащего модуль, несколькими способами

Слайд 2

      Какое из уравнений (1-6) можно решить тремя методами (графическим, методом разложения на множители, методом введения новых переменных) ? Что объединяет остальные уравнения ? Ответ : уравнение (4) ; уравнение (1) – биквадратное, (2) – квадратное относительно модуля, (3) – квадратное относительно квадратного трехчлена, (5-6) – рациональные уравнения. Эти уравнения (1,2,3,5,6) решаются методом замены переменной. Покажу на примере одного уравнения y=x ² -2 │ x │ несколько способов его решения.

Слайд 3

Решаем уравнение Метод разложения на множители. Решение 1. 1) Если x ≥ 0 , то │ x │ = x , и уравнение принимает вид x ² - 2x=0 , откуда получаем x=0 или x= 2 ; оба значения удовлетворяют условию x ≥ 0 . 2) Если x< 0, то │ x │ = -x , и уравнение принимает вид x ² +2 x=0 , откуда получаем x=0 или x= -2 ; Второе из найденных значений удовлетворяет условию x<0 . Ответ : 0 ; 2; -2 . x ² - 2│ x │=0

Слайд 4

Решение 2. x ² - 2 │ x │ =0 x ≥ 0 x ≥ 0 x = 0 x ² - 2x=0 x(x - 2)=0 x = 2 x ≤ 0 x ≤ 0 x =-2 x ² + 2x=0 x(x+2)=0 Ответ : 0 ; 2; -2 .  

Слайд 5

Графический метод Решение 1 . y y x x 8 0 8 . . . -2 2 -1 y = x² - 2│x│ 2 -1 y = x² - 2x 0

Слайд 6

Решение 2. 4 . . . 0 2 y x y = x² y=2│x│ Ответ : 0; 2; -2 .

Слайд 7

Метод введения новых переменных. Решение. Пусть │ x │= t ≥ 0 , тогда уравнение примет вид t ² -2t=0 , откуда получаем t=0 или t =2. Возвращаясь к исходной переменной, получаем t(t-2)=0 , t=0 или t=2. │ x │ =0 , │ x │ = 2 x = 0 , x = ± 2 Ответ : 0 ; 2; -2 .

Предварительный просмотр:

 Решение квадратного уравнения, содержащего модуль, несколькими способами.

  Определение. |a|=       a, если a ≥ 0,

                                           -a, если a < 0.

   1. Простейшими уравнениями с модулем являются уравнения вида f(|x|) = g(x), где f(x) и g(x) – некоторые функции.

   Для того чтобы решить данное уравнение, нужно найти сначала все решения уравнения f(x) = g(x), принадлежащие множеству x ≥ 0, затем решить уравнение f(x) = g(x) на множестве x < 0; объединение множеств найденных решений составляет множество всех решений уравнения f(|x|) = g(x). Другими словами, уравнение f(|x|) = g(x) равносильно совокупности систем

f(x) = g(x),        f(-x) = g(x)

x ≥ 0           или                       x < 0.

Пример 1. Решить уравнение x² - 2|x|= 0

Решение 1.

 Аналитический метод:

     Исходное уравнение равносильно совокупности систем:

               

x² - 2x = 0,        x² + 2x = 0,

x ≥ 0          или             x < 0;

  x = 0           x = 0

  x = 2,                 или              x = -2,

            x ≥ 0          x < 0.

Ответ: -2, 0, 2.

Графический метод:

   Для построения графика функции y = f(|x|) на основании модуля имеем:

           f(x), если x ≥ 0,

y = f(|x|) =     f(-x), если x < 0.

  Следовательно, график функции y = f(|x|) состоит из двух графиков: y = f(x) – в правой полуплоскости, y = f(-x) – в левой полуплоскости.

  Функция y = f(|x|) – четная, поэтому для построения ее графика достаточно построить график функции y = f(x) для всех x ≥ 0 из области определения и отразить полученную часть симметрично оси ординат.

Пример 2. Решить уравнение x² - 3|x| + 2 = 0

Решение

Аналитический метод:

     Исходное уравнение равносильно совокупности систем:

          x² - 3x + 2 = 0,                         x² + 3x + 2 = 0,

          x ≥ 0         или        x < 0;

 x = 1         x = -1

 x = 2,               или              x = -2,

          x ≥ 0                                      x < 0.

Ответ: -1, -2, 1, 2.

 Графический метод:

    Функция y = f(|x|) – четная, поэтому для построения ее графика достаточно построить график функции y = f(x) для всех x ≥ 0 из области определения и отразить полученную часть симметрично оси ординат.

2. Уравнение вида |f(x)| = g(x) равносильно совокупности систем (можно решить двумя способами)

 

     f(x) = g(x),           f(x) = g(x),

     f(x) ≥ 0                             g(x) ≥ 0

             или

    -f(x) = g(x)        -f(x) = g(x)

    f(x) < 0        g(x) ≥ 0.

Пример 3.

№1 Аналитический метод:

 Решить уравнение

y = |x² - 2x - 3|

Решение.

    x² - 2x – 3 = 0                     x² - 2x -3 = 0                x = 3

 -(x² - 2x – 3) = 0        -x² + 2x + 3 = 0                 x = -1

Ответ: -1, 3.

Графический метод:

Ответ: -1, 3.

№2  Аналитический метод:

     Решить уравнение

        2|x² + 2x - 5| = x – 1.

Решение. Данное уравнение равносильно совокупности систем:

1)

   2(x² + 2x – 5) = x – 1,        2x² + 3x – 9 = 0,        x = 3/2

   x -1 ≥ 0,        x ≥ 1.        x = -3,

                                    x ≥ 1.

-3 не удовлетворяет условию x ≥ 1, следовательно, система имеет решение x = 1,5.

2)

 -2(x² + 2x – 5) = x – 1,        2x² + 5x – 11 = 0,        x = -5 + √113

 x – 1 ≥ 0,        x ≥ 1.             4

         x = -5 - √113

                                                                                              4

        x ≥ 1.

-5 - √113

       4        не удовлетворяет условию x ≥ 1, следовательно, вторая система имеет решение x = -5 + √113

        4          .

Ответ: 1,5, -5 + √113

        4          .

№3

А) Аналитический метод:

Решить уравнение

  y = |x² - 4|

Решение.

   x² -  4 = 0        x = 2

   x² + 4 = 0        x = -2

Ответ: -2, 2.

Графический метод:

     

y = |f(x)| =      f(x), если f(x) ≥ 0,

                -f(x), если f(x) < 0.

   Для построения графика функции y = |f(x)| для всех x из области определения, надо ту часть графика функции y = f(x), которая располагается ниже оси абсцисс (f(x) < 0), отразить симметрично этой оси.

 

 y = |x² - 4|. Строим график функции y = x² - 4.

 Ответ: -2, 2.

Б) Аналитический метод:

    Решить уравнение

      y = x² + 2|x| - 3

Решение.

  x² + 2x -3 = 0              x² - 2x – 3 = 0

  x ≥ 0        или                x < 0

 

 x = 1               x = -1

 x =  - 3 -  не подходит            x = 3 не подходит

          x ≥ 0                                             x < 0.

Ответ: -1, 1.

 Графический метод:

 Строим график  функции y = x² + 2|x| - 3

 

  Таким образом, график функции y = |f(x)| расположен только в верхней полуплоскости.

  Учитывая, что в формуле |y| = f(x), f(x) ≥ 0 и на основании определения модуля перепишем формулу |y| = f(x) в виде y = ± f(x), где f(x) ≥ 0.

 

        |y| =       y, если y ≥ 0,

                                           -y, если y < 0        

  Для построения графиков зависимости достаточно построить график функции y = f(x) для тех x из области определения, при которых f(x) ≥ 0, и отразить полученную часть графика симметрично оси абсцисс.

   Таким образом, график зависимости |y| = f(x) состоит из графиков двух функций: y = f(x) и y = -f(x), где f(x) ≥ 0.

   В соответствии с этим можно построить графики:

|y| = x²

 x = 0

Ответ: 0.

Построить график

 

|y| = x² - 5x + 6

x = 2

x = 3

Ответ: 2, 3.

Построить график

|y| = x² + 2x - 3

x = -3

x = 1

Ответ: -3, 1.

Пример 4.

Аналитический метод :

Решить уравнение

y = x² - 2|x| - 3

Решение.

   x² -2x – 3 = 0         x = -3

   x² + 2x – 3 = 0         x = 3

Ответ: -3, 3.

Графический метод:

Ответ: -3, 3.

Пример 5.

Аналитический метод:

Решить уравнение:

y = |x² - 2|x| - 3|

f(x) = 0    или g(x) = 0

3 = 0

Решение. Метод разложения на множители

   x = 0             x = 0

  |x² - 2| = 0             x = ±√2

Ответ: -√2, 0, √2.

Графический метод:

Ответ: -√2, 0, √2.

Пример 6.

 Аналитический метод:

 Решить уравнение

|y| = x² - 2x – 3

x² - 2x – 3 = 0

  x = -1

  x = 3

   

Ответ: -1, 3.

Графический метод:

   |y| = f(x)

   Это соответствие не является функцией, так как каждому значению x из области определения может соответствовать более одного значения y. Построим график функции

y = f(x) во всей области определения, отбрасываем ту часть графика, которая расположена ниже оси Ox, и остальную часть достраиваем, отобразив оставшуюся часть симметрично оси Ox.

Ответ: -1, 3.

Пример 7.

Аналитический метод:

Решить уравнение

|2x² - x - 1| = 2x² + x + 1

Решение.

   2x² - x – 1 = 2x² + x + 1          -2x – 2 = 0         x = -1

   2x² + x + 1 ≥ 0                                2x² + x + 1 ≥ 0         x = 0

Ответ: -1, 0.

Графический метод:

                     нет

Ответ: -1, 0.


Поделиться:

Попробуем на вкус солёность моря?

Сторож

Ласточка

Два плуга

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"