Актуальность: знание истории предмета помогает лучше его познать и изучить. Просто каждый человек обязан знать историю.
Объект исследования: задачи Древней Руси.
Предмет исследования: задачи Древней Руси как способ постижения секретов науки математики.
Цель работы: выявить особенности математических задач Древней Руси и возможные способы их решения в современной практике решения задач.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выдвинута гипотеза: если раскрыть секреты исторических древнерусских математических задач, то постижение современных теорий и формул станет интереснее, увлекательнее.
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_zadachi_drevney_rusi.docx | 1.56 МБ |
sukhorukova_l.pptx | 2.57 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по математике по теме: «Математические задачи Древней Руси» Автор : Сухорукова Любовь, ученица 6б класса, МБОУ «СОШ №8» Руководитель: Купавцева Н.В.Слайд 2
ЭПИГРАФ «Слава нашей стороне! Слава нашей старине! Колесо истории мы повернем И рассказывать начнем, Чтобы все вы знать могли О делах родной земли». …незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ Знание истории предмета помогает лучше его познать и изучить. Просто каждый человек обязан знать историю.
Слайд 4
Моя основная цель: Выявить особенности математических задач Древней Руси и возможные способы их решения в современной практике решения задач.
Слайд 5
задачи: Изучить историю возникновения науки математики в Древней Руси. Показать значимость древнерусских математических задач. Сопоставить древнерусские математические задачи с современной математикой. Составить подборку древнерусских задач .
Слайд 6
. Моя гипотеза Если раскрыть секреты исторических древнерусских математических задач, то постижение современных теорий и формул станет более интереснее и увлекательнее.
Слайд 7
Немного из истории.. Предки русского народа — славяне — с незапамятных времён жили на землях Средней и Восточной Европы. У славян, как и у всех других народов, первым учителем математики была жизнь, практика .
Слайд 8
В хозяйственной жизни далекого прошлого люди обходились сравнительно небольшими числами – так называемым малым счетом наших предков. Он доходил до числа 10000, которое в самых старых памятниках называется “тьма”
Слайд 9
Старинная рукопись по этому случаю заявляет, что “больше сего числа несть человеческому разуму разумети ”. 1 060 м
Слайд 10
В 1134 году новгородский монах Кирик написал сочинение «...о том, как узнать человеку числа всех лет». Это самый древний дошедший до нас письменный памятник славянской математики .
Слайд 11
Старинная задача № 1 “Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублев и кафтан. Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчет 5 рублев и кафтан, и знать надлежит, какой цены оный кафтан был”.
Слайд 12
Можно вычислить по действиям, рассуждая логически. Работник получил 12 – 5 = 7 (руб.) за 12 – 7 = 5 (месяцев), поэтому за один месяц ему платили 7:5 = 1,4 (руб.), а за 7 месяцев он получил 7 ·1,4 = 9,8 (руб.), тогда кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).
Слайд 13
2 способ решения. Пусть x руб. — стоимость кафтана. Алгебраическое решение задачи приводит к уравнению, применяя основное свойство пропорции. (x + 12):12 = = (x + 5):7 Х = 4,8 . Итак, кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 ( руб ).
Слайд 14
Старинная задача №2 Говорит дед внукам: «Вот вам 130 орехов. Разделите их на 2 части так, чтобы меньшая часть, увеличенная в 4 раза, равнялась бы большей части, уменьшенной в 3 раза». Как разделить орехи?
Слайд 15
I способ Уменьшив втрое количество орехов в большей части, мы получим их столько же, как в четырех меньших частях. значит, большая часть должна содержать в 3X4= 12 раз больше орехов, чем меньшая, а общее число орехов должно быть в 13 раз больше, чем в меньшей части. Поэтому меньшая часть должна содержать 130:13=10 орехов, а большая 130 — 10 = 120 орехов.
Слайд 16
II способ Пусть x орехов в меньшей части. Алгебраическое решение задачи приводит к уравнению 4х:1=(130-х):3 х = 10. Итак, меньшая часть должна содержать 130:13=10 орехов, а большая 130 — 10 = 120 орехов.
Слайд 17
Была проведена анкета по выявлению сохранения интереса к старинным задачам Древней Руси. Было опрошено 56 человек, среди них 25 учащихся МОУ «СОШ №8» , 20 человек – старше 40 лет и 16 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Каждому из них было задано 3 вопроса.
Слайд 18
Знакомы ли вы со старинными задачами Древней Руси?
Слайд 19
Можете ли вспомнить интересные математические задачи древности?
Слайд 20
Как вы считаете, должны люди знать старинные задачи?
Слайд 21
Моя гипотеза подтвердилась. Знание истории развития науки математики и постижение способов решения исторических задач помогает изучению данной увлекательной науки.
Слайд 22
Вывод: Проведенная работа мне была интересна. Я ближе познакомилась со старинными русскими задачами. Выявила связь между способами решения старинных математических задач и сопоставила древнерусские математические задачи с современной математикой. Анкетные данные показывают , что подрастающее поколение недостаточно знакомо со старинными математическими задачами, а значит актуальна тема моего исследования .
Слайд 23
Спасибо за внимание!!!
Хрюк на ёлке
Самый главный и трудный вопрос
Мастер-класс "Корзиночка"
Бабочка
Осенняя паутина