• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа "Как зарождалась речь?"

Опубликовано Широватова Марина Викторовна вкл 24.11.2014 - 15:09
Автор: 
Ядрошникова Ирина

Сделана попытка на уровне дошкольного возраста объяснить детям появление устной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zarozhdalas_rech1.docx678.13 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

научного общества дошкольников «Первые шаги»

«КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РЕЧЬ»

Выполнила:  Ядрошникова Ирина 

                                                        Речевая группа

МБДОУ «Черлакский детский сад  №9 комбинированного вида»

Руководитель: учитель-логопед          Широватова М. В.                

                        

Черлак 2013

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………...2 - 3
  2. Этапы развития речи ……...…………………............................4 - 6
  3. Выводы ………………………………………………………….7
  4. Литература………………………………………………………8

Введение.

С чего начинается каждое утро человека? Какие первые слова вы произносите? Что вы говорите маме, другу, воспитателю?  Доброе утро, привет, как дела, удачного дня, салют и т.д., мы говорим много разных слов. Речь нам нужна для общения.

J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07457.JPG

Без нее человек не мог бы многое узнать и рассказать. Но не всегда у людей была возможность обо всем рассказать.

Давайте себе  представим, что мы не умеем разговаривать, а можем только показывать жестами. Чем мы можем показывать жесты? Руками. А еще в таком молчаливом разговоре хорошо помогает мимика лица.  

Я предложила ребятам в группе  поиграть!

Задание было таким: Вы должны будете без слов, а лишь с помощью жестов и мимики показать:

        У меня болит зуб.                        Как вкусно.

J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07444.JPG                     J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07452.JPG

        

J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07449.JPG       J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07445.JPG

Не слышу.                                                Почему?        

Не всегда понятно, что передает человек жестами.

Цель: И я решила узнать,  как появилась речь человека.

Задачи:

  1. Узнать, для чего людям нужно было начать общаться?
  2. Проследить этапы развития речи.
  3. Понять, что из общения древнего человека используется в наше время.

Для этого я посмотрела

  1. мультфильм  «Как было написано первое письмо» по сказке Киплинга
  2. фильм «Ералаш» «Миллионы лет назад или как зарождалась речь»
  3. энциклопедии о жизни древнего человека

Начать я решила с увлекательного  путешествия. Куда? Я  подумала, что нужно отправиться в первобытное общество к древним людям и проследить историю возникновения нашей речи.

Этапы развития речи.

Самые древние наши предки были очень похожи на обезьян. Люди жили племенами (небольшими группами) в пещерах. Обогревали свои жилища кострами, на которых готовили пищу. Мужчины  добывали еду, женщины охраняли огонь и смотрели за детьми. А как же они общались между собой? Им ведь надо было как-то договариваться, чтобы охота была удачной. Запомнить, как изготовить копье, чтобы потом передать это умение другим, тоже было очень важно. Но как это сделать? Кроме того людям надо было договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья. И тогда они научились общаться жестами и мимикой. Каждый жест имел своё значение — так сначала появился язык жестов.

        Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для передачи информации. Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые простые звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. А лишь потом появились слова. Можно предположить, что первыми словами на земле были такие слова, как ой, ай, ого, эй, ух. Или это могли быть такие, как кукареку, чик-чирик, му-му, мяу-мяу. А может быть, первыми были слова-команды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! В любом случае эти слова стали средством общения, а значит — возник язык.

Жизнь первобытного человека короткая и опасная. Она наполнена событиями, которые надо сохранить для своих детей и внуков. Мы с вами можем рассказать обо всем  словами. А как же древние люди? Они не умеют говорить, писать. А ведь они могли все погибнуть,  и все их знания могли погибнуть вместе с ними.

Тогда они стали рисовать на стенах пещеры. Ведь нарисованное  дольше сохраняется, чем рассказанное. Я попробовала написать письмо человеку, который не знает современного языка, например, вождю древнего племени и попыталась сообщить ему какую-нибудь простую новость.

J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07465.JPG

1. Я  хочу сообщить, что со своим другом и собакой приеду  к нему в гости.

2. Я хочу предупредить, что люди его племени и люди из другого племени охотятся на лошадь.

 J:\НОУ12 ИРА\DSC07491.JPG                           J:\НОУ12 ИРА\DSC07490.JPG

Я поняла, как трудно было рассказать свои истории без слов. Процесс возникновения речи был очень трудным и очень долгим.

 Но вы, наверное,  очень удивитесь, если узнаете, что и сегодня мы используем приемы древних людей при общении: например, язык жестов: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение), пользуемся мимикой и т. д., рисуем рисунки,  если хотим передать свои мысли.

А у людей, которые не слышат и не умеют говорить – есть свой язык жестов.

J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07456.JPG                 

Выводы: Процесс возникновения речи был очень трудным и очень долгим. Я узнала, что:

1.Сначала люди вообще не разговаривали, а общались только с помощью жестов и мимики.

2. Потом появились отдельные слова и звукоподражания.

3.  Затем люди стали передавать информацию с помощью наскальных рисунков.

4.  Современные люди пользуются приемами общения,   которые возникли в древнее время.

Прошли миллионы лет, прежде чем люди стали общаться на понятном языке и возникла письменность. Начиная интересоваться появлением устной речи, я не думала, что это такая интересная и длинная история. И я решила продолжить на следующий год изучать,  как развивалась речь. Когда появилась письменность? Что мы знаем о ней? Почему буквы  именно такие. Узнать это очень трудно, но интересно!

Литература:

  1. Большая детская энциклопедия «История древнего мира» 2009
  2. Ильин М. Сто тысяч почему «Детская литература» 1989
  3. Мультфильм «Как было написано первое письмо» Киплинг
  4. Ресурсы интернета: сайт viki.rdf.ru
  5. Фильм «Как появилась речь или миллион лет назад» Киевнаучфильм


Поделиться:

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Медведь и солнце

Мальчик и колокольчики ландышей

Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым

Карты планет и спутников Солнечной системы