• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Секрет отгадывания чисел"

Опубликовано Лукина Анна Еремеевна вкл 13.12.2014 - 12:54
Лукина Анна Еремеевна
Автор: 
Андреев Алексей

Научно-исследовательская работа по математике, посвященная роли уравнений при разгадывании фокусов с числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekret_otgadyvaniya_chisel.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»

СЕКРЕТ  ОТГАДЫВАНИЯ  ЧИСЕЛ

исследовательская работа

Направление: математика

Автор: Андреев Алексей

Класс:  5 «А»

Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12

Руководитель: Лукина Анна Еремеевна, учитель математики

Место работы: МАОУ СОШ № 12

Улан-Удэ

2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…………..

3

1.Из истории уравнений……………………………………………………………….........

4

2. Исследовательская часть ………………………………………………………....……...

7

2.1. Основные понятия ……………………………………………………………………...

7

2.2. Простые уравнения …………………………………………………………….……….

7

2.3. Все виды уравнений, изучаемые в  школьном учебнике Н. Я. Виленкина «Математика 5»……………………………...........................................................................

10

2.4. Секрет отгадывания чисел …………………………………………....………………..

14

Заключение …………………………………………………………………………………..

15

Список  литературы……………..…………………………………………………………...

16

Введение

Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место.  Это объясняется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики. Подавляющее большинство задач сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д.). Так же умения решать уравнения понадобятся в дальнейшем при решении задач по физике, химии. Составление и решение уравнений способствуют развитию мышления, находчивости, сообразительности, инициативности.

Целью данной работы является исследовать, что же лежит в основе задачи «Секрет отгадывания чисел».

Гипотезой исследования стало предположение, что в основе задачи «Секрет отгадывания чисел» лежит уравнение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить  следующие  задачи:

1)  изучить литературу по данному вопросу;

2)  найти все виды уравнений, изучаемые в  школьном учебнике Н. Я. Виленкина «Математика 5»;

3) исследовать задачу «Секрет отгадывания чисел»;

4) разработать памятку «Решаем уравнения на 5».

Методы:

- поисковый метод с использованием научной  и учебной  литературы;

- исследовательский метод при определении видов уравнений, изучаемые в школьном учебнике Н. Я.  Виленкина «Математика 5».

Структура данной работы следующая:

- в первом разделе представлены исторические сведения о развитии уравнений;

- во втором разделе представлены все виды уравнений, изучаемые в  школьном учебнике   Н. Я.  Виленкина «Математика 5»;

- в третьем разделе приведено исследование задачи «Секрет отгадывания чисел»;

- в заключении работы изложены основные выводы и результаты выполненного исследования;

- список литературы содержит 6 наименований.

1. Из истории уравнений

  Искусство решать уравнения возникло давно, а занимается вопросом решения уравнений алгебра. Алгебра – это часть математики, которая изучает общие свойства действий над различными величинами и решение уравнений, связанных с этими действиями.

   Уже около 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений.        Уравнение первой и второй степени умели решать в древности также китайские и индийские учёные.

   Задачи, решаемые с помощью уравнений, встречаютcя во многих текстах глубокой древности. B Московском папирусе, представляющем свиток, изготовленный из растений, на котором сделаны записи около 1850 г. до н. э., и в папирусе Axмeca, например, содержатся задачи, в которых неизвестное имеет особый символ и название: «хау» или «аха». Оно означает «количество», «куча». Так называемое «исчисление кучи», или «вычисление хау», приблизительно соответствует нашему решению задач с помощью уравнений.

Вот пример задачи и её решение из папируса Ахмеса:

Задача. «Количество и его четвёртая часть дают вместе 15». В настоящие время для решения задачи составляется уравнение  

Решая его, находим: х = 12.

В папирусе Ахмеса решение начинается так: «Считай с 4; от них ты должен взять четверть, а именно 1; вместе 5». Затем 15 делится на 5, частное умножается на 4 и получается неизвестное 12.

 Египетский метод решения является по существу методом предложения. Начинают с того, что в качестве неизвестного берут произвольное число, в данном случае 4, так как  четверть его (1) просто вычисляется. Далее 4 + 1 = 5. Однако по условию задачи результат должен быть не 5, а 15, следовательно, во сколько раз 15 больше 5, во столько раз неизвестное должно быть больше произвольно взятого числа 4. Этот метод широко применялся в Азии и Европе в средние века и получил название «метода ложного положения».

К первым, самым древним задачам на составление уравнений, относятся некоторые задачи, содержащиеся в древнеегипетском  Московском папирусе.

  Вот одна из задач Московского папируса.

« Число и его половина составляет 9». Найти  число.

В современной записи уравнения к решению этой задачи будет иметь вид:

 В качестве неизвестного берут произвольное число, в данном случае 2, так как вторая часть его один, просто вычисляется. Далее 2 + 1 = 3.Однако, по условию задачи результат должен быть не 3, а 9, следовательно, во сколько раз 9 больше 3, во столько раз неизвестное должно быть больше произвольно взятого числа 2. А значит 2 · 3 = 6. Ответ: неизвестное число 6[1].

В IX в. узбекский математик и астроном Мухаммед аль-Хорезми написал трактат «Китаб аль-джебр Валь-мука-бала», где дал общие правила для решения уравнений первой степени. Слово «аль-джебр» (восстановление), от которого новая наука алгебра получила своё название, означало перенос отрицательных членов уравнений из одной его  части в   другую с изменением знака.

 В Западной Европе изучение алгебры началось в XIII в. одним из крупных математиков этого времени был итальянец Леонардо Пизанский (Фибоначчи). Его «Книга абака» (1202) – трактат, который содержал сведения об арифметике и алгебре до квадратных уравнений.

   Отсутствие удобной и хорошо развитой символики сковывало дальнейшие развитие алгебры: самые сложные формы приходилось излагать в словесной форме. В конце XVI  в. французский математик Франсуа Виет ввёл буквенные обозначения.  

2. Исследовательская часть

2.1. Основные понятия уравнения

Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Выражение слева от знака равенства называется левой частью уравнения, а справа от знака равенства – правой частью уравнения.

Это значение неизвестного, называется корнем уравнения или решением уравнения.                      

Итак, корнем уравнения называется число, подстановка которого вместо буквы превращает уравнение в верное равенство.

Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

В уравнениях пишут одну из строчных букв латинского алфавита.

Чаще употребляют х (икс), у (игрек), z (зет), а (а), b (бэ), с (цэ).

Например:  х + 12 = 30,      54 : у = 9,      b ·  6 = 48 ,      75 – с = 38. 

  2.2. Простые уравнения.

     Уравнения называются простыми тогда, когда нужно выполнить только одно арифметическое действие, чтобы найти неизвестное число.

Компоненты сложения, вычитания, умножения, деления.

  1. Сложение    a + b = c

a – первое слагаемое

b – второе слагаемое

с – сумма

  1. Вычитание     a – b = c

а - уменьшаемое

b – вычитаемое

с – разность

  1. Умножение      a ∙ b = c

а – первый         множитель

b – второй множитель

с – произведение

  1. Деление    a : b = c

а – делимое

b – делимое

с – частное

Пример 1. Решаем уравнение      х + 25 = 68;      

1.   х – неизвестное слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, из суммы вычитаем известное слагаемое:

 х = 68 – 25 ,

х = 43.

2.   Сделаем проверку: подставим в заданное уравнение, вместо буквы  х найденное число 43 и выполняем сложение.

  проверка: 43 + 25 = 68;

                            68 = 68.

3.   Сравниваем значения левой и правой частей уравнения.

Ответ: х = 43.

Пример 2.   х – 5 = 8;

1. х – неизвестное уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить известное вычитаемое.

х – 5 = 8;

х = 8 + 5;

х = 13.

2. Сделаем проверку: подставим в заданное уравнение вместо буквы х найденное число 13.

Проверка: 13 – 5 = 8;

                        8 = 8;

3. Сравниваем значение левой и правой частей уравнения.

Ответ: х = 13.

Пример 3.   15 – х = 9.

1. х – неизвестное вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

х = 15 – 9,

х = 6.

2. Сделаем проверку: подставим в заданное уравнение вместо буквы х найдено число 6.

Проверка: 15 – 6 = 9;

                           9 = 9;

3. Сравниваем значение левой и правой частей уравнения.

Ответ: х = 6.

Пример 4.  4 · х = 144;

1. х – неизвестный множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, произведение делим на известный множитель.

4 · х = 144;

х = 144 : 4;

х = 36.

2. Сделаем проверку: подставим в заданное уравнение вместо буквы х найдено число 36 и выполним умножение.

Проверка: 4 · 36 = 144;

                       36 = 36;

3. Сравниваем значение левой и правой частей уравнения.

Ответ: х = 36.

Пример 5.  42 : х = 6;

1. х – неизвестный делитель. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое  разделить на частное.

42 : х = 6;

х = 42 : 6;

х = 7;

2. Сделаем проверку: подставим в заданное уравнение вместо буквы х найдено число 7 и выполним деление.

Проверка:  42 : 7 = 6;

                         6 = 6;

3. Сравниваем значение левой и правой частей уравнения.

Ответ: х = 6.  

Пример 6.  х : 8 = 13;

1. х – неизвестный делимое. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

х : 8 = 13;

х = 13 · 8;

х = 104;

2. Сделаем проверку: подставим в заданное уравнение вместо буквы х найдено число 104 и выполним деление.

Проверка:  104 : 8 = 13;

                          13 = 13;

3. Сравниваем значение левой и правой частей уравнения.

Ответ: х = 13.

2.3. Все виды уравнений, изучаемые в  школьном учебнике Н. Я.  Виленкина «Математика 5»

№

Виды уравнений

Примеры

1

x – a = b

x – 8 = 1

2

x + a = b

3

a – x = b

15 – x = 9

4

a + x = b

156 + х = 218

5

(x + a) – b = c

(x + 15) – 8 = 17

6

(a + x) – b = c

(24 + x) – 21 = 10

7

(a – x) + b = c

(45 – x) + 18 = 58

8

(x – a) + b = c

(x – 35) + 12 = 32

9

a– (x + b) = c

56 – (x + 12) = 24

10

a – (x – b) = c

16,1 – (x – 3,8) = 11,3

11

(x – a) – b = c

(x – 87) – 27 = 36

12

a – (b + x) = c

25,34 – (2,7 + x) = 15,34

13

ax + bx = c

x + x = 64

14

a + bx + cx + dx = f

58 + x + x + x = 58

15

ax +b = cx – d

x +2 = x – 1

16

a – bx = c + dx

27 – x = 27 + x

17

a + x + 2 = 15 + x – 3

10 + x + 2 = 15 + x – 3

18

a + x = b – c

127 + x =357 – 85

19

a + x – b = c

125 + x – 85 = 65

20

a – x – b = c

144 – x – 54 = 37

21

a + x + b = c

52 + x + 87 = 159

22

x – a – b = c

x – 35 – 64 = 16

23

a∙ x = b

4∙ x = 144

24

x : a = b,  a ≠ 0

x : 8 = 13

25

a : x = b

42 : x = 6

26

x ∙ a = b

x ∙ 94 = 846

27

ax + b = c

25x + 49 = 149

28

a + bx = c

13 + 10x = 163

29

ax – b = c

9x – 54 = 162

30

a – bx = c

181 – 8x = 45

31

(x – a) ∙ b = c

(x – 12) ∙ 8 = 56

32

a ∙ (x + b) = c

24 ∙ (x + 9) = 288

33

(x + a) : b = c,  b ≠ 0

(x + 25) : 8 = 16

34

a : (x – b) = c

295,1 : (x – 3) = 13

35

a : x + b = c

44 : x + 9 = 20

36

a∙ x = a : x

15 ∙ x = 15 : x

37

x + x = x ∙ x

x + x = x ∙ x

38

x ∙ a = x : a,  a ≠ 0

x ∙ 10 = x : 10

39

(a + x) ∙b = c

(38 + x) ∙12 = 840

40

a – bx = c

160 – 2x = 40

41

ax – bx = c

15x – 8x =714

42

ax + bx + cx = d

4x + 5x + x = 1200

43

ax + bx – cx = d

6x + 3x – x = 6400

44

ax + bx + c = d

3x + 7x + 18 = 178

45

ax – bx + c = d

6x – 2x + 25 = 65

46

ax + bx – c = d

7x + 6x – 13 = 130

47

ax – bx – c = d

21x – 4x – 17 = 17

48

a ∙ b ∙ x = c

4 ∙ 25 ∙ x = 800

49

x ∙ a ∙ b = c

x ∙ 5 ∙ 20 = 500

50

x : a = b : c,  c ≠ 0

x : 89 = 1068 : 89

51

ax = b∙c

365x = 53∙365

52

x + x + x = a + x

x + x + x = 46 + x

53

x : a = b + c, a ≠ 0

x : 16 = 324 + 284

54

a : x = b – c

1344 : x = 543 – 487

55

x ∙ a = b + c

x ∙ 49 = 927 + 935

56

a : (b – x) = c

992 : (130 – x) = 8

57

a : x – b = c

528 : x – 24 = 64

58

a : b + x = c,  b ≠ 0

88880 : 110 + x = 809

59

a + x : b = c,  b ≠ 0

6871 + x : 121 = 7000

60

a + b : x = c

3810 + 1206 : x = 3877

61

x + a : b = c,  b ≠ 0

x + 12705 : 121 = 105

62

(ax + bx) ∙ c = d

(3x + 5x) ∙ 18 = 144

63

(ax – bx) : c = d, c ≠ 0

(7x – 3x) : 8 = 17

64

a : (bx – cx) = d

48 : (9x – x) = 2

65

x : x =a

x : x =1

66

a ∙ (x – b) = c

975 ∙ (x – 361) = 14625

67

a(b + x) + d = c

3(25 + x) + 15 = 135

68

a – x = b – c

69

a – b + x = c

70

,   b ≠ 0

71

(ax + b) ∙ c = d

(27x + 11) ∙ 315 = 11970

72

x : a = b – c,  a ≠ 0

x : 27 = 2467 – 1867

73

x + a = b + c

74

a – (b – x) = c

34,2 – (17,9 – x) = 22

75

x – a = b + c

x – 6,8 = 8,7 + 6,4

76

a – x + b = c

10 – x + 4,3 = 10,7

77

x2 = x

x2 = x

78

x3 = x

x3 = x

79

x2 = x3

x2 = x3

80

(x – a) : b = c,  b ≠ 0

(x – 1,2) : 0,6 = 21,1

81

a ∙ (b + x) = c

4,2 ∙ (0,8 + x) = 8,82

82

ax – bx – cx + d = f

5,6x – 2x – 0,7x + 2,65 = 7

83

ax – (bx + c) = d

4,7x – (2,5x + 12,4) = 1,9

84

(a – x) ∙ b = c

(8,3 – x) ∙ 4,7 = 5,64

85

(ax – bx) ∙ c = d

(7x – 2x) ∙ 8 = 80

86

(ax + x) : b = c,  b ≠ 0

(15x + x) : 4 = 3

87

(ax – bx) ∙c : d : f = 0,  d ≠ 0, f ≠ 0

(0,87x – 0,66x) ∙10 : 2 : 3 = 0

88

a ∙ (bx – cx) : d : f = 0,  d ≠ 0, f ≠ 0

10 ∙ (1,37x – 0,12x) : 5 : 8 = 0

89

a = a + x

45 = 45 + x

90

0 = a – х

0 = 45 – х

Где a, b, c, d, f – натуральные числа, обыкновенные или десятичные дроби. x – корень уравнения.

2.4. Секрет отгадывания чисел

Каждый из вас, возможно, встречался с «фокусами» по отгадыванию чисел. Фокусник обычно предлагает выполнить действия следующего характера: задумайте натуральное число, прибавьте 2, умножьте на 3, отнимите 5, отнимите задуманное число, умножьте на 2, отнимите 1. Затем фокусник спрашивает, что у вас получилось в результате, и, получив ответ, мгновенно сообщает задуманное вами число.

Итак, что же лежит в основе фокуса? «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический», - писал великий Ньютон в своем учебнике алгебры, озаглавленном «Всеобщая арифметика»[2].

Переведем данную задачу на язык алгебры.

               Таблица 1.

На родном языке

На языке алгебры

Задумайте число,

x

прибавьте 2,

x + 2

умножьте результат на 3,

3x + 6

вычтите 5,

3x + 1

вычтите задуманное число,

2x + 1

умножьте на 2,

4x + 2

вычтите 1.

4x + 1

Чтобы ответить на поставленный вопрос, достаточно обратиться к правой колонке таблицы, где указания фокусника переведены на язык алгебры. Из этой колонки видно, что если вы задумали какое – то число x, то после всех действий у вас должно получиться 4x + 1. Зная это, нетрудно «отгадать» задуманное число.

Пусть, например, вы сообщили фокуснику, что получилось 9. Тогда фокусник быстро решает в уме уравнение  4x + 1 = 9, 4x = 8 и x = 2.

Таким образом, подтверждается гипотеза, о том, что в основе задачи «Секрет отгадывания чисел» лежит уравнение.

                                                   

Заключение

Выполняя эту исследовательскую работу, мне пришлось воспользоваться не только своими знаниями, но еще изучить дополнительную литературу. В процессе выполненной исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты:

1. На основе изученной литературы по данной теме, открыл  для себя много интересного и нового об  уравнениях, чего не мог прочитать в учебнике. Например, узнал о том, что ещё в древности люди пользовались ими, не зная, что это – уравнения. В наше время невозможно представить себе решение, как  простейших, так и сложных  задач не только в математике, но и в других  науках, без применения решения  уравнений.

2. Выполненный обзор школьного учебника Н. Я.  Виленкина «Математика 5», показал, что в учебнике встречаются 90 видов уравнений.

3. Исследовав задачу «Секрет отгадывания чисел», выяснил, что в основе задачи лежит уравнение.

Список  литературы

1. Виленкин, Н. Я.  «Математика»  /  Н. Я.  Виленкин,  В. И. Жохов, А. С. Чесноков,  С. И.  Шварцбурд  //  Математика:  учебник  для  5 кл. / ред. Г. С. Уманский. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.

2. Глейзер, Г. И.  История  математики  в  школе  ⁄  Г. И. Глейзер ⁄⁄  История  математики  в  школе:  пособие  для  учителей  ⁄  под редакцией  В. Н. Молодшего. – М.: Просвещение, 1964. – 376 с.

3. Ефимова, А. В. Решаем уравнения/А. В. Ефимова, М. Р. Гринштейн // Решаем уравнения: учебник для 2 – 5 кл. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. – 62 с.

4. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра / Я. И. Перельман// Занимательная алгебра. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 282 с.

5. www.istorya.ru

6. www.ref.by/refs/62/13346/1.html


[1] Глейзер, Г. И. История математики в школе ⁄ Г. И. Глейзер ⁄⁄ История математики в школе: пособие для учителей ⁄ под редакцией В. Н. Молодшего. – М.: Просвещение, 1964. - 142.

[2]2 Перельман, Я. И. Занимательная алгебра / Я. И. Перельман// Занимательная алгебра. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 40.


Поделиться:

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Флейта и Ветер

Отчего синичка развеселилась

Рисуем ананас акварелью

Кто чем богат, тот тем и делится!