• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Молодёжная среда в лингвистическом аспекте: особенности смс-коммуникации у подростков

Опубликовано Пичугина Наталья Валентиновна вкл 19.12.2014 - 15:30
Пичугина Наталья Валентиновна
Автор: 
Булдакова Анастасия

 

В данном исследовательском проекте изучаются лингвистические особенности смс-сообщений как особого жанра письменной речевой культуры в подростковой среде. Для достижения результата проекта было проанализировано более 80-ти смс-сообщений. Для того чтобы выяснить особенности использования смс-коммуникации в молодёжном социуме, было проведено анкетирование среди обучающихся 6 и 10 классов.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативных занятиях, посвященных культуре речи с целью анализа современного состояния русского языка. Материалы проекта могут быть полезными и востребованными учителями русского языка и литературы, а также самими подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_buldakova.docx74.11 КБ

Предварительный просмотр:

1-я открытая проектно-исследовательская конференция «Шаг в будущее»,

МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательский проект

МОЛОДЁЖНАЯ СРЕДА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: ОСОБЕННОСТИ СМС-КОММУНИКАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

C:\Users\орг2\Desktop\загруженное.jpg

Автор проекта:

Булдакова Анастасия,

10 класс,

МБОУ «КСОШ №1»

Руководитель проекта:

Пичугина Н.В.,

учитель русского языка и литературы

Кожевниково- 2014

Аннотация исследовательского проекта

В данном исследовательском проекте изучаются лингвистические особенности смс-сообщений как особого жанра письменной речевой культуры в подростковой среде. Для достижения результата проекта было проанализировано более 80-ти смс-сообщений. Для того чтобы выяснить особенности использования смс-коммуникации в молодёжном социуме, было проведено анкетирование среди обучающихся 6 и 10 классов. C:\Users\орг2\Desktop\загруженное (7).jpg

Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативных занятиях, посвященных культуре речи с целью анализа современного состояния русского языка. Материалы проекта могут быть полезными и востребованными учителями русского языка и литературы, а также самими подростками. 

Оглавление

   1. Введение

  2.1 Исследование особенностей языка смс-сообщений

        2.2. Анализ целей использования смс-сообщений

        2.3. Способы сжатия текста в смс-сообщениях

        2.4. Особенности обращений в смс-сообщениях

        2.5. Гендерные различия смс-сообщений

        2.6. Анализ анкетирования учащихся 6 и 10 классов

 3.Заключение

4. Библиографический список

5. Приложения

Введение 

 В последние десятилетия с появлением Интернета, мобильных телефонов и развитием новых технологий русский язык претерпел значительные   изменения.

Стремительно ворвавшись в нашу жизнь, мобильный телефон кардинально изменил представления о процессах коммуникации: новый сленговый стиль общения, в том числе смс-общения, стал настолько распространённым, что всё чаще речь идет о том, чтобы признать его официально. 

Таким образом, актуальность данного исследования очевидна и связано это и с явлением смс-коммуникации, повсеместно распространённым, прежде всего, в молодёжном социуме.

СМС-язык, несмотря на его популярность, недостаточно изучен. Ряд российских лингвистов указывают, что с развитием техники уже можно говорить об особой функциональной разновидности языка – языка, обслуживающего электронные средства коммуникации, к которым относится и язык смс. Проблеме смс-коммуникации посвящены публикации Сидоровой М. Ю., Горошко Е. И., Иванова Л. Ю. и других. Так, Сидорова М.Ю. в статье «Рефлексия «наивного» говорящего над языком и коммуникацией» (Сибирский филологический журнал. № 1, 2004) анализирует способы сжатия текста в смс-сообщениях, рассматривает явление транслитерации, говорит об языковой игре в СМС. А, например, Горошко Е. И. рассматривает в ряде своих статей гендерные особенности электронного общения, утверждая, что женщины чаще пишут смс-сообщения, более того, их сообщения носят эмоциональный, искренний характер.

Новизна явления, неразработанность вопроса о статусе смс-коммуникации и отсутствие теоретических положений о ее структуре и языковых особенностях обусловливают непрекращающийся интерес психологов, социологов и лингвистов к данному вопросу.

Целью настоящей работы является  выявление и анализ лингвистической специфики  смс-коммуникации в молодёжной (подростковой) среде. Материалом для исследования послужили тексты смс - сообщений одноклассников, родителей, друзей, а также смс-сообщения представителей молодёжи в возрасте от 12 до 18 лет из социальных сетей («В Контакте», «Одноклассники» и др.) Всего проанализировано и классифицировано более 80-ти смс-сообщений.

Задачи исследовательского проекта следующие:

  1. проанализировать цели использования смс-сообщений;
  2. рассмотреть лингвистические особенности смс-коммуникации;
  3. выявить способы сжатия текста в смс-сообщениях;
  4. определить особенности обращений в смс-сообщениях;
  5. проанализировать гендерные особенности  смс-сообщений;
  6. провести анкетирование с целью выявления возрастных и гендерных различий в использовании смс – сообщений.

Объектом исследования является смс-коммуникация, а предметом исследования – языковые особенности смс-коммуникации в молодёжном социуме.

Гипотеза: смс-сообщения чаще всего используются с целью передачи важной информации; в смс-сообщениях применяются разные способы сжатия текста; женские смс встречаются чаще, чем мужские смс; чаще используют смс ученики 10 классов, чем 6 классов.

Методы исследования:

Критический анализ научной литературы, анкетирование, классификация, обобщение, сравнение.

2.1. Исследование особенностей языка смс-сообщений

Sms (small message servise — англ. «служба маленького сообщения») в нашем обиходе имеет значение не службы, а короткого сообщения (до 130, а затем и более, знаков), которое можно отправить с мобильного телефона или по Интернету на другой мобильный телефон. За короткий период у этого популярного способа коммуникации успела сложиться своя культура, свои манеры и общие правила использования языка. Пока так называемые «наивно говорящие» активно эксплуатируют этот новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу в ужасе перед наступлением смс-мышления.

Главные задачи переписки с помощью смс-сообщений:

1. Донести новую информацию до адресата.

2. Напомнить о себе.

Как уже было сказано ранее, языковые особенности смс - сообщений изучены относительно мало.  Например, М. Ю. Сидорова отмечает следующие основные черты смс-сообщения как жанра: «краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв» [6, с.23].

Объем смс ограничен, следовательно, нужно решить, как уложить максимум содержания в минимум знаков.

Важнейшей чертой смс-коммуникации является, по мнению ряда исследователей, [3,6,7] ее общий позитивный, дружелюбный характер. Они считают, что смс используются для выяснения места и времени, пожелания доброго утра, удачного дня и доброй ночи.

Смс-общение достаточно эмоционально. «Эмоциональная насыщенность такого общения имеет компенсаторный характер в условиях практически полного отсутствия невербальных средств для передачи эмоций и описания эмоциональных состояний» [6,с.63]. Заметим, что эмоциональная насыщенность в этой среде достигается с помощью графических средств (использование заглавных букв, повторений пунктуационных знаков, смайлики и прочее).

Одним из средств передачи эмоционального состояния является обращение. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Поскольку в качестве обращений используются как собственные имена, так и названия людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, по возрасту и полу, обращение указывает ещё и на соответствующий признак. Так, обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку [1,с.56].

Интересной является роль гендерного фактора – его влияния на электронную коммуникацию, т.к. известно, что гендерная составляющая является достаточно значимой в структуре любой языковой личности [7, с.25].

Горошко Е.И. заметила [3, с.112], что мужчины чаще используют оскорбления, сленг, утвердительные заявления, средства саморекламы, иронии и сарказма, задают меньше вопросов и «высказывают меньше электронных извинений». Женскому электронному поведению свойственен же так называемый модус вежливости. Женщины произносят больше извинений, благодарностей, реже перебивают друг друга и пр.  

В настоящее время почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной [6, с.30].

Таким образом, смс-собщения отличаются краткостью, сиюминутностью, частным характером содержания, зависимостью особенностей мобильных телефонов.

2.2. Анализ целей использования смс-сообщений

Исследователи отмечают, что смс-сообщения, в целом, носят позитивный, дружелюбный характер. Как я выяснила, главная цель смс-сообщения - это не получение информации, а выражение эмоций, чувств, настроения.

 Например, смс «выезжаю завтра, встречай, целую», как выяснилось, занимают далеко не лидирующие позиции. Чаще всего, как показал анализ, отправляются  любовные смс, поздравительные смс с приколами. В категорию любовных смс попадают не только смс с текстом «я тебя люблю». Это могут быть и романтические сообщения, смс с пожеланием доброго утра или спокойной ночи, смс - признания в том, что кто-то скучает, а кто-то ждет встречи и считает минуты до неё.

Как показало исследование, чаще всего люди отправляют смс с признанием в любви, что составляет пятую часть (22%) от проанализированных сообщений: «Я так рад, что мы вместе! Я тебя люблю!» Наряду с традиционными признаниями, встречаются и необычные признания в любви: «Ты ясный лучик в моей жизни!», «Ты ангел, спустившийся с небес!». В этих смс-сообщениях автор использует такое изобразительно-выразительное средство как сравнение. В других смс для выражения восхищения автор применяет слова молодежного жаргона: «Ты класс! Я тебя обожаю!». Признание в любви в смс часто сочетается с выражением благодарности. «Спасибо за то, что ты есть в моей жизни Я тебя люблю☺».  Другие признания сделаны в стихотворной форме: «Если грустно на душе, тоска вокруг меня летает, я вспоминаю о тебе, тебя мне очень не хватает».

Большая часть смс-сообщений посвящена желанию людей поделиться своими чувствами, эмоциями (15%): «Почему люди друг друга иногда не понимают? И часто ругаются, а потом мирятся!!!».  В то же время встречаются смс, которые написаны для того, чтобы поддержать самого себя в трудной ситуации: «Мне тяжело, но я должна справиться! Встану и пойду дальше». Часто наблюдаются смс, содержащие отрицательные эмоции, оскорбление, негодование, недовольство: «Долой нафиг попсу. Билана туда же!». Но в то же время встречаются смс, выражающие патриотические чувства: «Россия – великая держава! Если я не прав, бросьте в меня камень».

Также значительная часть людей, отправляя смс-сообщения с целью дать совет, скорее, желают подчеркнуть недостатки того, кому дают совет (11%): «Козлова…не ржи как лошадь и не показывай свои кривые зубища!», «Колесин Ваня, не обижайся, но купи Макеевой «Растишку»!». Кроме того, часть смс, содержащих советы, касается темы взаимоотношений людей.

Лишь 8% составляют смс, цель которых - узнать определенную информацию: «Ромаш. Сколько лет? Где учишься?». Чаще всего эта информация тоже связана со взаимоотношениями людей: «Dennisimo, что за обстоятельства такие?», «Леша Кох. Ты мне нравишься давно. У тебя есть девушка?». В одном из смс вопрос задан с помощью цитаты из стихотворения А. С. Пушкина: «Что в имени тебе моем?...».

Незначительное количество смс-сообщений содержат просьбу, предложения о встрече, оскорбления, извинения, комплименты.

С помощью смс-сообщений некоторые респонденты (5%) поздравляют своих друзей с Днем рождения: «Мишка Дроздов, с Днюхой!», «Яна Т. Поздравляю тебя с Днем Рождения, я тебя очень люблю», «Василька – солнце! Поздравляем с Днем Варенья!». В данных примерах употребляются не только традиционные, но и просторечные варианты поздравлений с днем рождения. Встречаются иногда оригинальные просьбы: «Лебедь, спой серенаду под моим окном моим предкам, чтоб на дачу свалили!».

С помощью смс просят прощения за какие-то поступки: «Женечка Малыгин – я в субботу была не права, прости меня, возьми трубку». Кроме этого, смс-сообщения могут содержать комплименты: «Вафля, ты самая самая…». Часть смс написаны с целью пригласить кого-либо на встречу: «Дима, приходи в садик у школы, там и увидимся!», «Serj, в пятницу на площади, у аллеи победы, в три! Буду ждать».

Таким образом, большинство авторов проанализированных смс отправляют сообщения для того, чтобы признаться в любви, выразить чувства, эмоции, настроение.

2.3. Способы сжатия текста в смс-сообщениях        

Несмотря на то, что объем смс-сообщения ограничен и нужно суметь уложить содержание в минимум знаков, большинство отправителей не используют сокращения (62,7%). Оставшиеся 37,3% используют различные способы сжатия текста.

  1. Чаще всего применяют синтаксические способы сокращения текста: исключение из текста местоимения «Я»: «Встану и пойду дальше», «Мои проблемы - разберусь». Активно используют отправители безглагольные конструкции: «Что у тебя за обстоятельства такие?», «Любимая моя мамочка! С Юбилеем!».  
  2. При использовании лексических сокращений чаще всего одно слово заменяется более коротким синонимом: «Всем, кто гуляет в 13 садике – respect!». Среди этих сокращений встречаются просторечные слова и выражения: «Кузя, ты где тусишь?» («тусишь» короче, чем «проводишь время»). «У нас скоро будет беби!» («беби» короче, чем «ребенок»).
  3. Отдельную группу лексических способов сокращения представляет собой использование иностранных слов: «Hello, малолетки!» и др.
  4. Встречаются также несколько смс, в которых используются словообразовательные способы сокращения: «Ты мой самый любимый чел. на этом свете» («чел» – усечение); «фил.фак- это клёво!» (фил. фак – аббревиация).
  5. В некоторых смс-сообщениях можно выделить морфологические способы сокращения: «Ей около 20 лет, она красива» (использование краткой формы прилагательного красива).
  6. Еще меньше в проанализированном материале содержатся графических сокращений (0,3%): «Бывают в жизни огорченья, любовь и радость, красота; бывают вечера с похмелья, ждут дома дети и жена. Но в этот час упокоенья я знаю все как 2Х2: сегодня есть, а завтра…? И в этом вся моя судьба!»
  7. В настоящее время необходимость набирать русские слова латиницей исчезла, поэтому таких смс-сообщений  встречается совсем немного: «4to takoe imja? Ono ne vazhno! Vazhno to, 4to serdce tvoe otdano blondinke is gimnazii».

Надо отметить, что в смс-сообщениях, написанных латиницей, иногда встречаются разные способы передачи буквы Ч: «raduet, chto est’ liudi, koih interesuiut chugie problem», «4to takoe imja?».

Таким образом, большинство авторов - отправителей смс, взятых для анализа из социальных сетей, не используют сокращения. Многие смс-сообщения содержат синтаксические способы сокращения, в которых чаще всего используются безглагольные конструкции.

2.4. Особенности обращений в смс-сообщениях

Интересно проанализировать, какие обращения используют в своих смс-сообщениях их отправители.

  1. Многие употребляют имя (26%), сочетание имени и фамилии (22%). Например: «Оленька Воронцова, я тебя люблю!!!», «Кариша, большой привет от братвы». При этом можно отметить, что большинство уменьшительно-ласкательную форму имени (Иришка, Женечка) и т.д. Встретились мне и такие смс: «Аня С. Прости, пожалуйста, если сможешь!», несколько раз встретилось обращение по отчеству: «Максим Сергеевич…», «Ольга Ивановна! Вы можете мне ответить?» В анализируемом материале несколько раз встретилось одно и то же обращение по отчеству: «Михалыч, разберись в грибах!». Также присутствует обращение только по фамилии: «Никитин, мне надоело дуться», «Худякова, ты нас позоришь!». Иногда встречаются обращения с фамилией и прилагательным: «Моя любимая Чурилкина! Я благодарна судьбе, что ты у меня есть».
  2. Некоторые обращения состоят из одного прилагательного, которое выражает обращение к адресату: «Шладкий мой, поздравляю тебя!», «Дорогой! Я согласна с тобой!».
  3. В значительной части смс-сообщений в качестве обращения используются так называемые ники: «Sarmat Ublyca выздоравливай скорей!», «Лолит@, я тебя люблю и мы всегда будем вместе!», «Глюк'oza, по – моему, ты поздно проснулась!». Большая часть ников представляет собой прозвища, образованные на основе имени или особенностей внешности: «Рыжик! Ты самая красивая девчонка в городе», «Жёлтый я тебя люблю, а ты этого не замечаешь!», «Ромаха и Жёлтый, зачем вы над нами так издеваетесь?».

Отдельную группу представляют собой ники, обозначающие названия животных: «Кисуня, я безумно сейчас счастлива!», «Оленёнок! Совсем забыла старого знакомого».

В связи с тем, что многие проанализированные сообщения размещены в социальных сетях, есть смс,  содержащие обращение не к отдельному лицу, а к группе людей. Чаще всего это обращение к классу определённой школы: «Союзники 8а 6 шк, держитесь, – общество идет вперёд!!!», «3 школа 6в класс! Самый прикольный и веселый!».

Незначительная часть смс-сообщений не содержит обращений. Эти сообщения иногда обращены одному читающему: «Не сходи с ума. Я не хочу быть друзьями», «Завидуй молча».

        Таким образом, почти половина сообщений содержит обращения по имени, имени и фамилии, имени и отчеству, также многие в качестве обращения используют прозвища.

2.5. Гендерные различия смс-сообщений

Для того чтобы проанализировать гендерные особенности смс-сообщений, были взяты те смс, подпись в которых явно указывает на половую принадлежность автора. Смс-сообщений, написанных представителями женского пола, встретилось в два раза больше, чем «мужских» смс-сообщений.

Как выяснилось, женщины в смс-коммуникации чаще используют приятные, ласковые слова (Малыш, я тебя очень люблю), выражают поддержку (поскорее поправляйся!), поздравляют своих друзей и родственников с днем рождения (Леночку поздравляю с днем рождения! Желаю весны в сердце и счастья по жизни!), выражают благодарность (Я благодарна судьбе, что у меня есть ты). Но в то же время можно отметить, что в женских смс-сообщениях встречаются просторечные, грубые выражения (если по чесноку, то…). Только в женских смс-сообщениях встречается признание в любви к маме (Любимая мамочка Таня! Поздравляю с днем рождения!). «Женские» смс разнообразны, многословны, более грамотны.

«Мужские» смс отличаются простотой, краткостью (прости, что не отвечаю - обстоятельства). Чаще встречаются жаргонные выражения (братья, вы кидалы, лошары). Но в то же время в большей части смс-сообщений звучат признания в любви (Аленушка, я тебя очень сильно люблю).

Таким образом, «женские» смс-сообщения более эмоциональные, объемные. «Мужские» смс краткие, лаконичные.

2.6. Анализ анкетирования учащихся 6 и 10 классов

Для того чтобы выяснить особенности использования смс-сообщений, было проведено анкетирование среди учеников 6 и 10 классов школы. В анкетировании приняло участие 46 учеников 6 классов и 32 ученика 10 классов. В результате установлено, что 94% учащихся 6 классов и 100% учеников 10 классов используют смс-сообщения. То, что ученики 6 классов реже используют смс, может быть связано с тем, что они пользуются другими видами электронного общения. На вопрос «как часто они используют смс» 38% опрошенных 6 классов и 49% опрошенных 10 классов ответили, что редко. Многие ученики 6 классов (28%) ответили, что отправляют  смс «просто так», а 67% учащихся 10 классов предложили свой вариант (в том случае, если что-то надо, для общения).

Почти все ученики 6 и 10 классов печатают смс на русском языке. Из них 64% - 6 классы и 59% - 10 классы утверждают, что он родной, поэтому им проще печатать именно на родном языке.

Практически все ученики 10 классов (98%) используют смайлы для выражения эмоций. 85% учеников 6 классов тоже используют смайлы в своих смс-сообщениях.

Чаще всего ученики отправляют смс-сообщения друзьям, из них 70% - 6 классы 78% - 10 классы.

Еще одна целью анкетирования – выяснение гендерных особенностей смс-сообщений. И мальчики, и девочки используют смс (87% - девочки, 92% - мальчики). Чаще всего девочки отправляют смс-сообщения, чтобы уточнить место, время встречи (29,5%), 30% предложили свой вариант  (для дела, по - разному). Почти одинаковое количество мальчиков (97,5%) и девочек (98,5%) печатают смс-сообщения на русском языке. 91% девочек и мальчиков используют смайлы для наиболее яркой эмоциональной окраски.

Таким образом, в результате анкетирования практически не было выведено гендерных особенностей в использовании смс-сообщений. Есть незначительные возрастные отличия в их использовании.

Заключение

Изучив литературу по теме исследования, проведя собственное исследование, можно сделать вывод, что отличительными особенностями смс-сообщений являются краткость, сиюминутность, частный характер содержания, зависимость от особенностей мобильного телефона. Используются различные способы компрессии (сжатия) текста. Также исследователи отмечают гендерные особенности смс-сообщений. В результате анкетирования практически не было выведено гендерных особенностей в использовании смс-сообщений. Есть незначительные возрастные отличия в их использовании.

         В ходе работы над проектом выяснилось, что большинство авторов проанализированных смс отправляют сообщения для того, чтобы признаться в любви, выразить чувства, эмоции, настроение. Можно отметить, что почти половина сообщений содержит обращения по имени, имени и фамилии, имени и отчеству. Также многие в качестве обращения используют прозвища.

Проанализировав смс-сообщения, можно сделать вывод, что большинство отправителей смс не используют сокращения. Большая часть смс-сообщений содержит синтаксические способы сокращения, в которых чаще всего используются безглагольные конструкции.

Таким образом, гипотеза, обозначенная в начале работы над проектом,  подтвердилась частично: смс-сообщения чаще используются не для передачи важной информации, а для выражения чувств и эмоций; в смс-сообщениях используются разные способы сжатия текста; женские смс встречаются, действительно, чаще, чем мужские; как показало анкетирование, ученики 6 классов пишут смс-сообщения чаще, чем ученики 10 классов.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что смс-коммуникация - это лингвистический и социальный феномен, активно использующийся в молодёжном социуме; феномен, имеющий смс-особенности именно для подростковой среды.

C:\Users\орг2\Desktop\работа булдакова\фото к смс\загруженное (4).jpg

Библиографический список

  1. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 11-е изд. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. – 544с.
  3. Горошко Е.И. Гендерные особенности русскоязычного интернета – Орел: Картуш, 2007. – вып. 5. – сс.223-237.
  4. Колесов В.В. Язык, стиль, норма. – М.: Высшая школа, 1991. – 192с.
  5. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/ Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, Н. А. Геленкова. – 8-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 448с.
  6. Сидорова М.Ю. Засоряют ли смс-сообщения русский язык // Сибирский филологический журнал, 2007, №1.
  7. Смирнов Ф.О. Национально – культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках – Ярославль: Университет, 2004. – 84с.
  8. Шапошников В.Н. О некоторых особенностях современной русской речи // Культура русской речи. – М.: Флинта – Наука, 2003. -  217 с.

C:\Users\орг2\Desktop\работа булдакова\фото к смс\загруженное (1).jpg


Поделиться:

Есть ли лёд на других планетах?

Сочинение

Хрюк на ёлке

Фотографии кратера Королёва на Марсе

Рисуем крокусы акварелью