Церковь Михаила Архангела в селе Ширингуши.
Вложение | Размер |
---|---|
tserkov_mikhaila_arkhangela_v_sele_shiringushi.doc | 54 КБ |
Церковь Михаила Архангела в селе Ширингуши.
«Губернии… Уезды… Волости… Провинции… Области… Районы… Территориальные деления… Размежевания… И гуляли разменной монетой из одной губернии в другую, из уезда в уезд, из волости в волость, большие и малые села, поселки и даже города… И у каждого населенного пункта, как и у человека, своя судьба, своя жизнь… Своя судьба, а точнее история, есть и у рабочего поселка Ширингуши», - так начал свою книгу, посвященную Ширингушам, Геннадий Николаевич Петелин. Он в этой книге рассказывает о поселке, но большой упор делается на фабрику, которая легла основой при основании поселка. Так что же это такое Ширингуши?
Ширингуши (мокш. Ширенгужа) — посёлок городского типа в Зубово-Полянском районе Мордовии. Расположен в 28 км к югу от Зубовой Поляны. (см. презентацию «Мой храм. Вчера. Сегодня. Завтра»).
В 1726 году в селе Ширингуши братьями Миляковыми была основа парусная фабрика. Для работы на фабрике было куплено 600 крепостных крестьян, которые, однако, не хотели работать на этой фабрике и постоянно с неё бежали. В результате запустить фабрику удалось лишь в 1732 году. Фабрика многократно переходила из рук в руки и к началу XIX века оказалась разорённой. В 1815 году её купил тамбовский купец И. А. Суворов и перепрофилировал в суконную. Выпускалось, в основном, солдатское сукно. Во второй половине XIX века фабрика несколько раз прерывала свою работу из-за финансовых трудностей. В 1905 году на фабрике произошла забастовка рабочих. В 1918 году фабрика была национализирована. В 1928 году Ширингуши получили статус посёлка городского типа. В послевоенные годы на пике своего развития суконная фабрика имела около 1,5 тыс. рабочих. При этом фабрике, как и прежде, выпускала шинельное сукно для нужд армии. Годовое производство достигало 2 млн. погонных метров ткани. В конце 1980-х годов фабрика была технически переоснащена. В 2004 году Ширингуши стали сельским населённым пунктом. В результате экономического кризиса в 2000-е годы Ширингушская фабрика была ликвидирована, а её оборудование вывезено.
В поселке имелись Никольская церковь (1804), водяная мельница, позднее при фабрике была открыта больница. В 1937—1959 гг. Ширингуши — центр Ширингушского района.
В современных Ширингушах — лесничество, средняя и музыкальная школы, больница, 2 библиотеки, клуб, предприятия торговли, отделение связи; памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; памятники производственной архитектуры; Михаило-Архангельская церковь. Возле посёлка — Ширингушская стоянка. Уроженцы Ширингушей — митрополит Антоний, генерал-лейтенант внутренней службы СССР А. А. Климовский, учёный Н. Г. Тактаров, художник И. И. Сновальников, кандидат исторических наук В. М. Чугунова. С Ширингушами связаны жизнь и деятельность педагога В. А. Цибезова.
Антоний (Вадковский) (1846-1912), митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский. (см. презентацию «Мой храм. Вчера. Сегодня. Завтра»).
В миру Вадковский Александр Васильевич, родился 3 августа 1846 года в селе Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря.
В 1871 году получил степень магистра богословия.
В 1874 году - редактор академического журнала "Православный Собеседник".
В 1879 году овдовел, а в 1882 году потерял двоих детей.
4 марта 1883 года пострижен в монашество архиепископом Палладием Казанским. 6 марта - рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем.
С 8 ноября 1884 года - инспектор Казанской духовной академии. В 1885 году перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в Санкт-Петербургскую духовную академию. С 15 апреля 1887 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 3 мая 1887 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.
Еще, будучи профессором Петербургской академии, отец Антоний организовал среди семинаристов миссионерский кружок, участники которого шли проповедовать не только в храмы, но и в общественные места, в ночлежки, в тюрьмы. Сам владыка считал проповедь делом всей жизни: лично творил дела милосердия, был создателем и членом многих благотворительных обществ, восстановил практику посещения церковнослужителями тюрем, сам ходил к заключенным, по древней традиции, в Пасхальную неделю.
18 октября 1892 года постригавший его владыка Палладий стал митрополитом Санкт-Петербургским, и уже 24 октября владыка Антоний возводится в сан архиепископа и назначается в новообразованную Финляндскую и Выборгскую епархию.
Население поселка гордится своими односельчанами.
В поселок въезжаешь как-то неожиданно. Лес при этом не кончается, а просто становится светлее и реже. Немало сосен и елей растут и на улицах Ширингушей. Дорога, сделав поворот, круто меняет свое направление и тянется вдоль пологого косогора. Когда-то на вершине этого косогора стояла белокаменная красавица-церковь. Она носила название Никольской. К сожалению, эту церковь, построенную в конце 19 века, разрушили ветра коммунизма и воюющего атеизма. Полюбоваться на нее можно лишь на фотографиях, их сохранилось совсем немного (см. презентацию «Мой храм. Вчера. Сегодня. Завтра»).
В ноябре 2002 года для прихожан распахнула свои врата новая церковь с золочеными куполами. Возвели бревенчатое чудо на месте старого храма по чертежам учителя рисования, краеведа А.М. Мокроусова. (см. презентацию «Мой храм. Вчера. Сегодня. Завтра»).
Настоятель храма архистратига Михаила в селе Ширингуши рассказывает, как его жителям удалось сохранить веру, почему молодежь все равно уезжает и каким нужно быть сельскому пастырю в семье и на приходе.
Откуда вы родом?
Село Новые Пичуры – мордовское, там был храм Покрова пресвятой Богородицы, построенный еще в XVIII веке, но после революции его закрыли. А после Великой Отечественной войны построили бревенчатый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, потому что старый храм остался под МТС (машинотракторная станция – прим. автора). Традиции православные, которые были еще до революции, так и сохранялись.
У нас и молодежь, и мужчины посещали храм, хотя сейчас очень редко так бывает в наших приходах, чтобы мужчины приходили. А здесь сохранились такие традиции.
Исповедь и причастие, не так уж часто, но раза 3-4 в год - это уже обязательно, особенно в течение поста. У нас храм в виде креста, мужчины стоят со своей стороны, а женщины – со своей. Сейчас на своем приходе спрашиваешь мужчин, почему не ходит в храм: «Да я стесняюсь». У нас такого не было.
А некоторые традиции даже еще от язычества, наверное, но православные. Например, варят позу (по-русски – квас) на Троицу, и определенное место есть, где в течение трех дней раздается все народу, желающие могут попить, побеседовать.
И пасхальная традиция, когда детишки ходят по селу, заходя в каждый дом, славят Христа, и потом одариваются сладостями, яйцами. Это все до сих пор сохраняется.
Каждый сельчанин знает тропарь, потому что отец Антоний сам каждого учил
Еще отец Антоний, настоятель, помню, с детства, поддерживал такую традицию на Рождество: все ребятишки приходили к нему утром, сразу после службы, начиная с 4 часов утра, и рассказывали тропарь и кондак рождественский, а он одаривал нас сладостями или давал денежки. Нам, конечно, очень интересно это было, ребятишкам. И каждый сельчанин знает тропарь и кондак рождественский теперь, именно потому, что отец Антоний научил. Больше такого я нигде не слышал. Сейчас это все сохраняется.
Нас удивляло, что отец Антоний, он монах был, сразу после службы, минут 5-10 передохнет и, начиная с 4 часов, принимает нас. Определенный отрезок времени был у него для нас – до 8 часов. Потом уже отдыхал, а ребятишки продолжали ходить по селу. Собирались по 2-3 и даже по 5-6, кучкой веселее, конечно.
Сейчас традиция продолжается, но народу уже меньше, молодежь уезжает в Москву, где есть работа. Село пустеет, хозяйства колхозного нет, каждый живет сам по себе. Держат бычков, телят, что-то стараются продать и этим живут. Раньше было 450 дворов, сейчас, конечно, намного меньше. Тоскливо теперь всегда, когда приезжаешь: раньше самое маленькое 3 ребятишек в семье, а чаще 5, 6, 7, были семьи и по 11 детей. А сейчас даже страшно, что с нашим селом?
Почему становятся священником?
У меня переломный момент был в жизни. Заканчивал я 8 класс, когда у наших ребят с соседним селом случился неприятный случай. У нас традиции такие были, кулачные бои устраивали, но в этот раз было все всерьез. И что-то на меня нашло: ехать или нет? Что-то с милицией может быть, нас побить могут или сам кого-то, за родителей засомневался, думаю, мать у меня учительница, а если выйдет это все наружу, что тогда?
Ложусь спать и вижу сон, как будто стою перед нашей церковью и слышу голос: «Тебе служить здесь». Утром встаю, и чувствую, что тяга у меня к церкви, вроде ни с того, ни с сего. Думаю, пройдет это все, сон вроде. Но с каждым днем все сильнее. Отцу говорю: «Я хочу ходить в храм» Не то, чтобы там на службу, а именно прислуживать в алтаре или что-то, про сон я ничего рассказывать не стал, просто сказал, что хочу и все. Поговорили со священником, и стал я прислуживать. Потом побывал в Наровчатском монастыре, купил книги, стал читать. Мать попросил, чтобы она показала мне церковно-славянский язык.
Она знала язык, у нас Псалтирь была. Перед праздниками или Великим постом она всегда читала. Я научился и стал читать в храме Часы, Шестопсалмие.
Когда подошло время заканчивать школу, стал решать, где учиться, собрался в семинарию. Но тогда не принимали еще, тогда я попросился в Чуфаровский монастырь, где настоятелем был отец Лазарь (ныне епископ Нарвский – прим. автора). Год жил в этом монастыре послушником у игумена Феофана, Он молитвенник был, сам старенький уже очень, а нас учил поклоны делать: «Ну, давайте, ребятки!» И вот не по 10-15, а по 100, 200 и один раз по 300 поклоны клали. Он, старенький, делает, а у меня аж ноги трясутся, не могу уже. А он: «Давайте, ребятки, еще молодые!»
Косить очень любил, мы с ним вместе и косили. И работы много тяжелой – монастырь только восстанавливался. Много познал я в монастыре, и жизнь, и молитву, и строгость.
Очень запоминается, когда семья что-то вместе делает. Так вот на Пасху или Рождество мы устраивали праздничный обед, застолье, когда собирались мы все вместе с родителями и перед иконочками возносили молитвы. Пускай, может, они и не знали много, но «Отче наш» или «Богородицу» прочитаем и вроде как с прошением: просили благословение на следующий год, благодарили за прошедший год, в определенный праздник.
Мне особенно запомнилось, как на Пасху и Рождество мы возжигали свечу и лампаду и на коленях просили Бога. Пускай даже мы и не знали, что колени не преклоняют на Пасху, как-то не доносили нам это что ли. С самого детства я помню эту традицию. Хорошо бы всем семьям такую домашнюю традицию поддерживать.
Сколько лет вы служите в своем приходе?
12 лет. Сейчас постепенно ситуация меняется. «Основы православной культуры» ведутся в школе. Часто хожу в школу как к своим детям: они меня знают, я их знаю. Приглашают меня и на 1 сентября, и другие праздники посещаю.
Последние лет 5-6 традиция такая, что мы готовим Рождество и Пасху вместе со школой – не воскресной, в которую детишки сами приходят, а именно со всей школой. Меня удивляет, что на наши праздники с каждым годом все больше народу приходит. В этом году мест совсем не было, стояли даже. И благодарят, что мы такие праздники проводим.
Сейчас наша проблема — ребятишки знают и как покреститься, и как себя в храме вести, а родители еще далеки от всего. Но праздники такие объединяют: вот смотришь, и с родителями уже детишки приходят в храм.
Настоятелям надо побольше общаться со своими прихожанами, со своей молодежью. Поездки делаем благотворительные, это очень влияет: в Саранск я их возил, на деньги церкви заказал автобус. Хоть это и затратно очень для прихода, но большая польза от поездок таких.
Владыка говорит, что нужно сеять семя – доброе семя, а придет время, может, и произрастет. Если молодые люди будут знать, как на исповедь придти, для чего она, что такое таинство причастия, то когда придет время, мало ли что может в жизни случится – тяготы какие, невзгоды, болезни, не на кого опереться – они придут в храм.
Сами мы, священники, не можем сделать верующим человека. А показывать пути к вере, что в наших силах, это уже мы должны.
Это интервью взяла Светлана ГАДЖИНСКАЯ, корреспондент журнала «Нескучный сад». 08.08.13.
Сейчас вместе с учителями Ширингушской СОШ отец Геннадий и матушка Ольга готовят и проводят различные мероприятия: Рождество, Пасха и т.д. (см. презентацию «Мой храм. Вчера. Сегодня. Завтра»). Эти мероприятия проводятся в церковной библиотеке, она находится в здании молельного дома, который находится в самом центре поселка.
Стараниями настоятеля и прихожан церковь становится все красивее и ухоженнее. Около церкви находится родник. Совсем недавно над ним появилась крыша и бревенчатый сруб. Мощный насос качает кристально-чистую воду со дна колодца. Люди приходят просто за водой или во время свершения какого-либо священного таинства. (см. презентацию «Мой храм. Вчера. Сегодня. Завтра»).
И в заключении хочется сказать, что поселок наш то начинает украшаться каким-либо зданием, то, наоборот, мы слышим о закрытии чего-то. Но когда смотришь на линейку, проходящую около нашей любимой школы, понимаешь: вот эти первоклашки, которые жмутся к маминым рукам и есть будущее. В наших силах научить быть их умными, сильными, справедливыми, жить с опорой на Бога. И пусть не оставить нас Господь своим Благословение!
Литература:
1. Административное территориальное деление, Саранск, 1986.
2. Дусов И.И. Очерки из истории Тамбовского края, вып.4-6-Тамбов, 1887.
3. Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012 год.
4. Рукописный фонд Ширингушской поселковой библиотеки. – Ширингуши 1993-99гг.
5.Петелин Г.П. Ширингуши: взлеты и падения. Документальная повесть. «Рузаевский печатник», Рузаевка, 2003 год.
Фильм "Золушка"
Ель
Простые летающие модели из бумаги
Сказки пластилинового ослика
Тигрёнок на подсолнухе