Цели работы: исследовать экологические проблемы Московского района города Н. Новгород. Найти пути решения этих проблем.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 332 КБ |
«Экологические проблемы Московского района города Нижнего Новгорода»
Выполнила: ученица 11 «Г» класса
Михеева Анна
Научный руководитель:
Бак Маргарита Львовна
Учитель биологии и географии
высшей категории,
заместитель директора.
Нижний Новгород
2007 год
Содержание.
I. Введение………………………………………………………….стр.1-2
II. Историография…………………………………………………стр.3-4
III. Глава 1. Экологическая обстановка Нижегородской области……………………………………………………………...стр.5-7
IV. Глава 2. Мои пути решения этих проблем..………………стр.17
V. Глава 3. Практическая часть. Экологические проблемы в
микрорайоне МОУ Гимназии № 67……………….стр.18
VI. Мои рекомендации. Выводы.………………………………..стр.19
IX,Приложение…………………………………………………….стр.
X. Список литературы…………………………………………….стр.20
I.Введение
Моя работа «Экологические проблемы Московского района города Н.Новгорода»
Цели работы: исследовать экологические проблемы Московского района города Н. Новгород. Найти пути решения этих проблем.
Моя тема актуальна, так как проблемы экологии сейчас стоят наиболее остро во всем мире и в частности в Нижнем. Новгороде, и тем более в таком рабочем районе, как в Московском. Особенно обращаю внимание на причины экологической проблемы в Московском районе , так как отличительной чертой этого района является высокая концентрация промышленных предприятий и предприятий отраслевой науки. Неблагоприятная обстановка обнаружена на заводских очистительных сооружениях. На многих предприятиях выявлены факты нарушения природоохранного законодательства : превышение установленных нормативов выбросов , невыполнение плановых мероприятий по сокращению вредных выбросов. Современная экологическая ситуация в московском районе в целом типична и сходна с экономическими условиями большинства промышленных центров :грязный воздух ,загрязненные источники воды ,стремительное развитие наземных видов транспорта приводит к тому ,что на улицах московского района затруднено движение ,происходит повышение загрязнения воздушной среды и уровня шумового воздействия ,что ,несомненно ,отрицательно сказывается на здоровье человека ,вызывая различного вида аллергии ,болезни дыхательных путей ,ослабляется иммунная система ,и появляются многие другие проблемы ,связанные не только со здоровьем человека.
Представления о содержании термина «экология» непрерывно расширяется: возникший в биологии, он постепенно приобрёл междисциплинарный
характер. Мне кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к
изначальному пониманию греческого термина «oikos» (обиталище) + 1оgоs (учение)» как науке о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях её развития и роли человека в этом процессе. Добавлю от себя :и его поведения в этом доме.
Человечество является частью биосферы, продуктом её эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. С момента изготовления первого примитивного орудия человек уже не довольствует предметами, созданными природой, а начинает изготовлять, вводить в свой обиход предметы, вещества и т.д., которые находятся за пределами естественного
биологического круговорота.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. человечество - лишь
незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов
органической жизни.
Признаком устойчивой экологической системы является стабильность определённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю температуру.
Под экологической катастрофой следует понимать переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны, может быть, даже к гибели человечества. Экологические катастрофы могут иметь
различные уровни — от локальных (гибель леса, осушение моря и т. Д.) до
глобальных
Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя ,поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.
Я хочу рассмотреть одну из важных проблем в настоящее время ;влияние промышленных предприятий на экологию, окружающую среду ,проблему городских отходов ,влияние всего этого на человека .Показать ,что эта проблема актуальна и нуждается в решении, рассматривая на конкретном примере; Московском районе ,города Нижнего Новгорода.
II.Историография
Земля возникла примерно 4,6 млрд. л. назад. За это время природные силы сформировали ее облик и обеспечили разнообразные местообитания для всех форм жизни. Люди существуют на Земле ничтожно , малый отрезок времени в сравнении с ее долгой историей, но уже породили ряд сложнейших экологических проблем. Численность человечества постоянно растет. Сегодня она составляет более 6 млрд. человек и, по прогнозам ООН, к 2050 г. достигнет 9 млрд. Всем людям необходимо жилье, и все больше лесов вырубается под строительство. В результате многие дикие животные лишаются привычных местообитаний. Рост народонаселения вызывает также нехватку продовольствия и энергии. Запасы ископаемого топлива (угля, нефти, газа) истощаются. Разработка месторождений приводит к разрушению ландшафтов. Моря загрязняются нефтью. Отходы атомных электростанций содержат опасные уровни радиации, которые сохраняются в течении тысячелетий.
Термин «экология» состоит из 2-х греческих слов (ойкос- означает дом, жилище, логос- наука). Иными словами, экология- наука о природной среде обитания. Экология занимается проблемами сохранения чистоты окружающей среды. Сейчас экологии придается особое значение, и она начинает быстро развиваться.
Экология- это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и окружающей их средой.
Цель экологии- помочь разумно строить жизнь обществу и человеку, каждому человеку ощутить себя частью природы, достичь гармонии там, где шла борьба с природой. А также эффективное использование природных фондов, создание для будущих поколений среды обитания для гармоничных отношений с природой.
С каждым днем число стоящих перед человечеством экологических проблем растет, а пути их решения усложняются. Прежде, чем решить мировые экологические проблемы ,необходимо выявить пути их возникновения. Выявление эффективных путей решения экологических проблем является одним из главных направлений оздоровления окружающей природной среды.
Термин «экология», впервые употребленный немецким биологом Э.Геккелем
в 1866 г., обозначает науку о взаимоотношениях живых организмов с
окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Однако говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически имеем в виду социальную экологию — науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г.официально констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не локальные
(региональные), а глобальные (всемирные) экологические проблемы: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых норм, чистый воздух становится дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Возникла еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменению структуры человеческих заболеваний. Появляются новые болезни, принесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в организме. В связи с крайне неблагоприятной экологической ситуацией в крупных промышленных городах во много раз увеличилось число заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к тому, что кривая сердечно- сосудистых, нервно-психических, онкологических заболеваний сделала резкий скачок вверх.
Становится совершенно очевидной пагубность потребительского отношения
человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ.
III. Глава 1. Экология Нижегородской области
Нижний Новгород - один из крупнейших и красивейших городов России. Но как всякий город, в котором проживает около полутора миллионов человек, работает более 160 крупных и средних промышленных предприятий, по сотне дорог движется более 250 тысяч автомобилей, Нижний Новгород несет на себе груз свойственных урбанизированному центру экологических проблем. Это, в первую очередь, - высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, связанный с выбросами от автомобильного транспорта, объектов теплоэнергетики, нефтепереработки и машиностроения. Во-вторых, - сильная загрязненность поверхностных и подземных вод, а также низкое качество питьевой воды, что обусловлено высокой степенью износа водопроводных сетей, их большой протяженностью и антропогенным загрязнением основных источников водозабора - Оки и Волги. И, наконец, - это загрязнение города промышленными и бытовыми отходами, проблемы своевременного их захоронения или утилизации, необходимость ликвидации уже существующих свалок промышленных отходов на территории города. Не лучшим образом влияют на экологическую ситуацию и высокоразвитые инженерная и транспортная инфраструктуры.
Сложность экологических параметров окружающей среды г. Нижнего Новгорода обусловлена еще и тем, что он окружен со всех сторон промышленными центрами с очень высокими объемами выбросов и сбросов загрязняющих веществ. С запада загрязнения поступают как воздушным путем, так и водными потоками от промышленных, и, прежде всего, химических предприятий г. Дзержинска. На юго-восточную часть города особенно сильное негативное влияние оказывают предприятия г. Бора. С севера поступают загрязнения от промышленных предприятий г. Балахны, а с юга на город воздействует нефтеперерабатывающий и нефтехимический комбинат, ТЭЦ и другие предприятия г. Кстово.
Все это, несмотря на высокий природно-экологический потенциал территории г. Нижнего Новгорода, оказывает негативное воздействие на окружающую среду города.
Поэтому главными целями деятельности администрации города в сфере охраны окружающей среды являются улучшение экологического состояния воздушного и водного бассейнов, рациональное использование и охрана земель и зеленого фонда, решение проблем хранения и переработки отходов производства и потребления. Всеми этими вопросами в городе от имени администрации занимается МУ "Горкомэкологии г. Н. Новгорода". Он же является инициатором и организатором большинства проводимых в городе природоохранных мероприятий. Финансовую поддержку экологически значимых для города мероприятий осуществляет городской экологический фонд.
Сосредоточение большого количества производственных учреждений, а также развитая инфраструктура городов оказывает сильное негативное влияние на воздушный бассейн области. Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленное производство, автомобильный транспорт.
Несколько сотен тонн загрязняющих веществ выбрасывается в год в Нижегородской области. Уровень загрязнения воздушного бассейна в населенных пунктах области соответствует среднему по России, кроме крупнейшего химического центра страны – г. Дзержинска, где он выше среднего Российского уровня.
В промышленности области по выбросу основных загрязняющих веществ (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода и диоксид азота) лидирующее положение занимают машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность. Все эти отрасли являются основной градообразующей базой городов Нижегородской области.
Автомобильный транспорт - другой основной источник загрязнения атмосферного воздуха. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта составляет практически четверть всех выбросов в воздушный бассейн области.
По естественному химическому составу поверхностные воды Нижегородской области довольно разнообразны, но в целом характеризуются высоким природным качеством. Исключение составляют закарстованные реки, вода которых из-за большой жесткости непригодна для целей водоснабжения.
Наличие водохранилищ на Волге определяет застойный характер значительной части поверхностных вод и снижает потенциал их самоочищения. Скорости течения Волги в настоящее время составляют 0,15-0,22 м/сек. С созданием Горьковского водохранилища началась непрерывная переработка берегов. Особенно быстрому разрушению подвержены высокие глинисто-песчаные берега нижней части водохранилища. Продукты разрушения берегов оседают в водохранилище, изменяют химический состав и уменьшают прозрачность воды, усиливают процесс заиливания ложа водохранилища и влияют на развитие водной фауны, что, в конечном счете, сказывается на рыбопродуктивности водохранилища.
Естественное качество природных вод практически всех водных объектов области подвержено значительной деградации под воздействием антропогенных факторов. Происходит качественное истощение запасов поверхностных вод в результате их загрязнения - организованного (путем сброса через выпуски сточных вод) и рассеянного (путем смыва загрязняющих веществ поверхностным стоком с промышленно-урбанизированных площадей и территорий с преобразованными ландшафтами). Суммарные химические нагрузки превышают потенциал самоочищения водных ресурсов области.
Особо следует отметить бактериальное загрязнение водных объектов, являющихся источниками коммунального водоснабжения. Высокая бактериальная загрязненность воды в Волге установлена и на участке ниже Горьковской ГЭС. Повышенное бактериальное загрязнение вынуждает прибегать на водоочистных сооружениях к хлорированию повышенными дозами, что приводит к обострению проблемы образования канцерогенных хлорорганических соединений. Основными загрязнителями водных объектов в отраслевом разрезе остаются машиностроение, металлообработка и коммунальное хозяйство.
Проблемы утилизации отходов - это один из наиболее наболевших вопросов экологии в современной России. Кроме функционирующих на территории Нижегородской области полигонов, имеется значительное количество свалок, которые являются несанкционированными местами размещения отходов. Местоположение многих свалок выбрано без учета резервов развития городов и рабочих поселков.
Утилизация хозяйственно-бытовых отходов в области налажена неудовлетворительно, большинство полигонов эксплуатируются с нарушениями природоохранных требований. Значительное количество полигонов построено без разработки проектно-сметной документации, а для некоторых полигонов даже не оформлен отвод участка. Но, несмотря на трудности финансового характера, ведется работа по обустройству свалок и проектированию новых полигонов. В сельской местности свалки, как правило, организованы стихийно, без каких-либо проектов, разрешений на отвод участков. Все это порождает необходимость внедрения новых технологий утилизации отходов. В настоящее время в рамках реализации областной программы "Отходы" реализованы инвестиционные проекты с привлечением европейского опыта и капитала по переработке шлакоотвалов металлургического производства в г. Нижнем Новгороде, по компостированию твердых бытовых отходов в г. Арзамасе и прессованию бытовых отходов. Прорабатывается распространение данных технологий и на другие регионы, что дает возможность частичного решения как экологических, так и экономических проблем.
На территории области находится более 9,9 млн. т токсичных отходов. Токсичные отходы, как правило, хранятся на территориях промпредприятий (около 80% всех отходов). Организованный вблизи городского полигона бытовых отходов Нижнего Новгорода, полигон промышленных отходов "ГАЗа" также принимает токсичные отходы. Эксплуатация полигона ведется с серьёзными нарушениями. Наиболее опасными загрязнителями окружающей среды токсичными отходами остаются предприятия металлургической, машиностроительной, химической и нефтехимической промышленности. В тоже время необходимо отметить, что в последние годы наращиваются темпы вовлечения токсичных отходов в повторный оборот или использование их в качестве сырья при производстве строительных материалов.
Экологическая обстановка характеризуется достаточно типичными для сегодняшней России проблемами. Это определяет экологическую политику в регионе и необходимость проведение различных природоохранных мероприятий. Важное место занимают работы по организации и развитию системы экологического мониторинга и доведения сведений об экологической обстановке широким слоям населения области. Особое внимание уделяется комплексности мониторинга, его оперативности, обеспечиваемой использованием всех прогрессивных телекоммуникационных технологий, развитием средств автоматизации и достижений в области открытых информационных систем на основе современной вычислительной техники.
Нижний Новгород включен в рейтинг самых неблагополучных в плане экологии городов России. Из 260 городов, исследованных агентством РБК Рейтинг, Нижний Новгород занимает 33 место. Как следует из составленного агентством рейтинга, если в 1999 году степень загрязненности экологии города оценивалась как "умеренная", то на сегодняшний день этот показатель находится на отметке "очень высокая. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносит автотранспорт, а также застройщики, уничтожающие зеленые насаждения. По моему мнению, выходом из ситуации может стать развитие электротранспорта, перегруппировка городских транспортных маршрутов в целях разгрузки центра города, разработка правил застройки, предусматривающих освобождение центральной части Нижнего Новгорода от крупных торговых и офисных центров, которые становятся точками интенсивных транспортных развязок.
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ в городе Нижнем Новгороде за последние 6 лет.(в %)
1. Проблемы Московского района.
Одним из самых загрязненных мест в городе является Московский район. Он граничит с Сормовским районом(одним из главных промышленных районов города) .Граница проходит от середины реки Волга до правого берега в районе улицы Левинка , по западной границе производственно-административного участка № 1 ОАО "Лукойл", вдоль северо-восточных границ производственных предприятий Сормовского района(эти предприятия неестественно оказывают плохое воздействие на экологию), в северо-западном и в южном направлениях по середине проезжей части дороги до улицы Коминтерна, далее по середине проезжей части улицы Коминтерна до реки Левинка, по середине реки Левинка вверх по течению, по восточной, юго-западной границам Сормовского парка, по середине проезжей части улиц Ярошенко, Черняховского до пересечения с бульваром Юбилейный, далее по середине проезда между жилыми домами № 15 по улице Черняховского и № 29 по улице Циолковского, по середине проезжей части улицы Лобачевского до реки Параша, далее по середине реки Параша вверх по течению до створа оси проезжей части улицы Белякова, далее в западном направлении вдоль северных границ производственных предприятий Московского района, по юго-западной границе асфальто-бетонного завода ОАО «Дорремстрой», по юго-восточной и южной границам производственной базы ЗАО «Волгостальконструкция», далее по середине дороги, идущей на поселок Торфосклад и на Москоское шоссе до пересечения с северной границей лесного квартала 57 Московского лесничества Балахнинского лес-хоза, далее в западном направлении по северной границе лесных кварталов 57, 56, 55,54, 53,52, огибая южную границу садоводческого товарищества «Березка», до линии электропередач, далее вдоль северо-восточной границы охранной зоны линии электропередач до северной границы лесного квартала 8 Московского лесничества Балахнинского лесхоза.
Московский район граничит с Балахнинским муниципальным районом, также московский район граничит с городским округом город Дзержинск и с Канавинским районом г. Нижнего Новгорода.
План города.
Из рисунка видно, что Московский район располагается между двумя самыми промышленными районами нашего города, как Сормовский и Канавинский. Концентрация промышленных предприятий в этих двух районах очень большая ,что ,несомненно ,сказывается на экологическом состоянии Московского района.
Канавинский район занимает первое место в городе по наличау промыленных предприятии . Здесь располагаются такие заводы, как «Металлургический завод», «Масложирокомбинат»,завод «Красный Октябрь», «Нормаль», «Комбинат Хлебопродуктов»,располагается железнодорожное депо! И многие другие предприятия,которые оказывают плохое влияние на экологию города вобщем.
Сормовский район не менее насыщен промышленными предприятиями: завод « Красное Сормово», «Варя», «Сормовская кондитерская фабрика», «Хлебозавод Сормово».
На многих предприятиях установлены, давно уже устаревшие очистительные сооружения.
2. Автотранспорт и его влияние на экологию города.
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.
В последние годы становятся обыденными факты хранения, мойки, ремонта автомобилей в не отведенных для этого местах (рядом с жилыми домам, на газонах, у водоразборных колонок, в зонах отдыха), что подтверждается многочисленными жалобами и обращениями граждан. Все это также обостряет экологическую и санитарную обстановку. По-прежнему значительный вклад в загрязнение окружающей среды города вносит грузовой транспорт, в том числе иногородний и транзитный, движущийся по основным магистралям из-за отсутствия дорог-дублеров, неразвитости объездных дорог вне города.
Природа – целостная система с множеством сбалансированных связей.
Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротов веществ и энергии. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса (высокий уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду).
Сегодня производственная деятельность человечества связана с
использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Некоторые «изменения», такие как загрязнение воздуха или воды, могут
непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие чреваты косвенными эффектами, например, выбросы углекислого газа сказываются на климате, что в свою очередь отражается на производстве продуктов питания; сдвиги в концентрации биогенов приводят к гибели одних популяций и бурному размножению других.
В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха
токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.
Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и
неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет – 60 - 90%.
Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой – выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды. Воздействие автомобильного транспорта на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Однако наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей.
В Московском районе сосредоточено большое количество автомобильных дорог, а также проходит Сормовское шоссе, через которое идут перевозки из других городов. Это несомненно сказывается на экологическом состоянии района. Тем более, что количество автомобилей растет с каждым днем.В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжёлый шумовой режим. Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения. За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения. Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Массовые физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили определённые изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах.Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под влиянием шума уровнем 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.Отсутствие нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что естественно развивающееся в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническая болезнь. В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора .Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.
Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных
раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её
перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах. К таким районам относится и Московский район, так как в нем уровень шумового воздействия очень высок.
В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на
магистралях, а поскольку в Московском районе проходит Сормовское шоссе, через которое осуществляется и грузовые перевозки, то это плохо сказывается на экологии и на здоровье людей.
Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не
только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов Московского района, расположенных вдоль магистралей общегородского значения.
Cостояние атмосферы в районе
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.
В последние годы становятся обыденными факты хранения, мойки, ремонта автомобилей в не отведенных для этого местах (рядом с жилыми домам, на газонах, у водоразборных колонок, в зонах отдыха), что подтверждается многочисленными жалобами и обращениями граждан. Все это также обостряет экологическую и санитарную обстановку. По-прежнему значительный вклад в загрязнение окружающей среды города вносит грузовой транспорт, в том числе иногородний и транзитный, движущийся по основным магистралям из-за отсутствия дорог-дублеров, неразвитости объездных дорог вне города.
Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Результаты экологических исследований, как в России, так и за рубежом,
однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы
самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и окружающую среду.
В последние годы состояние атмосферы в Московском районе ухудшилось в несколько раз. Это связано в первую очередь с несоблюдением промышленными предприятиями норм выбросов опасных веществ. Наличие
устаревших очистительных сооружений на заводах. Так же правительство выделяет мало средств на переработку веществ. Автомобильный транспорт выделяет огромное количество выхлопных газов.
Загрязненная приземная атмосфера вызывает рак легких, горла и кожи,
расстройство центральной нервной системы, аллергические и респираторные заболевания, дефекты у новорожденных и многие другие болезни, список которых определяется присутствующими в воздухе загрязняющими веществами и их совместным воздействием на организм человека.Одним из факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека и способствующих возникновению экологически зависимых заболеваний, особенно в крупных городах, является атмосферный воздух, загрязненный выбросами вредных веществ промышленности и автотранспорта. Учитывая характер промышленного потенциала Московского района. В атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников поступает порядка 280 тыс. т в год вредных веществ более 100 наименований. Вообще в Н. Новгороде очистке подвергаются всего около 1 % этих веществ.
IV . Мои пути решения проблемы.
Каковы же пути решения экологических проблем? Прежде всего, следует
перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим ряд целенаправленных мер по экологизации производства, применение природосберегающих технологий и производств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале — создание безотходных технологий замкнутого цикла, безвредных как для природы, так и для здоровья человека. Необходим неумолимый, жесткий контроль за производством продуктов питания, что уже осуществляется во многих цивилизованных странах.
Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании динамического
равновесия между природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация
национальных парков, заповедников и т.п.).
В Нижнем Новгороде всего около 30 % отходов закапывается. Поэтому свалки в городе быстро растут, тем самым происходит сильное загрязнение почв. Даже простое захоронение отходов является дорогостоящим мероприятием. Но у нас в городе выделяется мало средств на это. Так же
способ захоронения отходов, способствует загрязнению подводных вод.
На мой взгляд ,одним из наиболее эффективных способов решения этой проблемы является систематическое использование мусорных печей на промышленных предприятиях. Тепло при сжигании мусора можно использовать для получения электрической энергии.
Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Получили развитие следующие основные направления в переработке: органическая масса используется для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки.
1. Отходы должны быть изолированы от среды проживания и
непосредственной деятельности человека, среды обитания животных и
развития растительности.
2. Место хранения или захоронения отходов должно быть
труднодоступно
для случайного или преднамеренного проникновения; отходы не
должны подвергаться воздействию природных катастрофических
явлений, способных извлечь отходы из хранилища.
3. Изоляция отходов в пределах установленных границ должна
обеспечиваться в течении необходимого времени, пока нуклиды и
другие компоненты будут представлять опасность для человека и
окружающей среды, или в течение реально прогнозируемого периода
времени.
V. Экологическое положение микроучастка МОУ Гимназии № 67.
Здоровье наших школьников.
Школа номер 67 располагается в Московском районе города Нижнего Новгорода на станции Варя между двумя крупными промышленными предприятиями ,как «Машиностроительный завод» и авиационный завод «Сокол».Выяснилось, что эти два предприятия выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ, чем надо.
На предприятиях установлены давно устаревшие очистительные сооружения.
Расположение множества автомобильных дорог, железной дороги. Все это оказывает негативное влияние на экологическую обстановку и несомненно на здоровье наших школьников.
Положение Московского района относительно других районов так же
оказывает влияние на экологическую обстановку микроучастка школы № 67.
За короткий период времени заболевания заметно участились.
Общественное здоровье – основной признак, основное свойство
человеческой общности, ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., то есть осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые
поколения – выполнять свои биологические функции.
Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным
воздействием целого спектра факторов окружающей среды – от экологических до социальных. Второе место по влиянию на здоровье занимает состояние среды жизнедеятельности человека (не менее одной трети заболеваний определяется неблагоприятными воздействиями, а
по скольку в Московском районе экологическая обстановка не очень благоприятная, то я считаю ,что большинство болезней школьников моей школы вызвано именно этим фактором.
Обратившись в медицинский кабинет нашей школы выяснилось, что больше половины учащихся страдают различными видами заболеваний, вызванными экологической ситуацией в районе.
У 5% учащихся проблемы с дыхательными путями
У 30% учащихся различного рода аллергии
У 40% учащихся хроническая усталость,переутомление.
И так получается, что больше половины детей нашей школы страдают различными заболеваниями, и я считаю, что это несомненно сказывается и на успеваемости школьников,и неблагоприятно для дальнейшего обучения.
Эту проблему нужно решать как можно быстрее. И обратить на это внимание как и родителям,так же и учителям и администрации.
VI . Мои рекомендации.
Поскольку проблема экологии очень остро стоит во всем мире, тем более в промышленных центрах, ее нужно, как можно быстрее устранить, на мой взгляд такими способами, как:
Вывод.
Решение экологических проблем зависит от нас самих. Мы должны уяснить, что все идет к исчезновению жизни на Земле, и необходимо срочно принять меры.Необходимо массовое внедрение людей в программу по защите окружающей среды. Для этого нужно выбрать правильное решение экологических проблем.Человечество пришло к пониманию, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля,
которые влияют на её экологическую стабильность.
Таким образом существует много нерешенных проблем для оздоровления экологической ситуации Московского района. Загрязнение сферы обитания человека ионами и цветными металлами, ухудшение воздуха является острейшей проблемой . Но стоит отметить, что сдвиги есть. Действуют операция «Чистый воздух»,происходит сбор отработанных вредных для человека веществ.
Хочется надеется, что это приведет к оздоровлению экологической обстановки в таком крупном промышленном центре, как Московский район.
IX.Приложение.
рисунок Сормовского шоссе
в Московском районе.
Наличие железнодорожного транспорта оказывает большое шумовое воздействие.
Список литературы.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Цветение вишни в лунную ночь
Барсучья кладовая. Александр Барков
Колумбово яйцо