• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Взаимосвязь уровней адаптации к 1 классу и профиля обучения

Опубликовано Шишкина Ольга Вячеславовна вкл 04.01.2015 - 18:55
Шишкина Ольга Вячеславовна
Автор: 
Нурутдинова Разина

     Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам для маленьких детей. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально — волевых сфер ребенка при переходе к системному организованному школьному обучению [4].

      Проблема: изучить взаимосвязь между уровнем адаптации к 1 классу и профилем обучения.

     В настоящее время часто встречаются дети с различными уровнями дезадаптации, а что бы формировать классы по профилям для улучшения адаптации необходимо знать их взаимосвязь. Этим проблема актуальна в наше время.

     Объект исследования: уровни адаптации учащихся 1 классов.

     Предмет исследования: взаимосвязь уровней адаптации учащихся к 1 классу и профилей обучения.

     Цель исследования: изучить зависит ли уровень адаптации учащихся к 1 классу в зависимости от профилей обучения.

     Задачи:

1.     Изучить теоретический материал об адаптации учащихся к 1 классу.

2.     Изучить взаимосвязь уровней адаптации учащихся к 1 классу от профилей обучения.

Гипотеза: высокий уровень адаптации учащихся к 1 классу встречается чаще всего в классах с музыкальным профилем.

По данным исследования самый высокий уровень адаптации встречается в 1а классе, а самый низкий в 1в и 1г классах.

     С детьми с признаками дезадаптации работа должна строиться исходя из следующих принципов: развитие на уроках регулятивных учебных универсальных действий, развитие объема и концентрации внимания на уроках и в домашних условиях, развитие мелкой моторики родителями и учителями,  соблюдение режима дня и отдыха.

     Гипотеза не нашла своего подтверждения.

     Итак, уровень адаптации зависит от многих факторов, в первую очередь от подготовки к школе, т.е. развития мелкой моторики, познавательных процессов.

     Изучение взаимосвязи уровней адаптации и организованности ребенка в дошкольном возрасте является перспективой на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_2.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция «Наука – дело молодых»

Научно – исследовательская работа

Взаимосвязь уровней адаптации к 1 классу

и профиля обучения

Выполнила:

Ученица СОШ  №161

Советского района

Г. Казани

Нурутдинова Разина 8а

Научная руководитель:

Педагог – психолог

Шишкина О. В.  

Казань 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие школьной адаптации в психологии…………………………….5

  2. Экспериментальное изучение уровней адаптации первоклассников…………………………………………………………………………9

2.1 Изучение уровня адаптации учащихся к 1 классу………………………………9

2.2 Установление взаимосвязи между уровнем адаптации и профилем класса…………………………………………………………………………………………………………..11

Практические рекомендации……………………………………………………………12

Выводы и предложения…………………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………………………...16

Список использованной литературы………………………………………………..17

     Введение

     Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам для маленьких детей. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально — волевых сфер ребенка при переходе к системному организованному школьному обучению [4].

      Проблема: изучить взаимосвязь между уровнем адаптации к 1 классу и профилем обучения.

     В настоящее время часто встречаются дети с различными уровнями дезадаптации, а что бы формировать классы по профилям для улучшения адаптации необходимо знать их взаимосвязь. Этим проблема актуальна в наше время.

     Объект исследования: уровни адаптации учащихся 1 классов.

     Предмет исследования: взаимосвязь уровней адаптации учащихся к 1 классу и профилей обучения.

     Цель исследования: изучить зависит ли уровень адаптации учащихся к 1 классу в зависимости от профилей обучения.

     Задачи:

  1. Изучить теоретический материал об адаптации учащихся к 1 классу.
  2. Изучить взаимосвязь уровней адаптации учащихся к 1 классу от профилей обучения.

Гипотеза: высокий уровень адаптации учащихся к 1 классу встречается чаще всего в классах с музыкальным профилем.

      Настоящая работа состоит из: введения, 2 глав, практических рекомендаций, выводов и предложений, заключения и списка использованной литературы.

  1. Понятие школьной адаптации в психологии.

      Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам для маленьких детей. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально — волевых сфер ребенка при переходе к системному организованному школьному обучению [5].

     Уровни адаптации:

      Высокий уровень

  • Первоклассник положительно относиться к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.
  • Учебный материал усваивает легко,глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
  • Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.
  • Выполняет поручения без внешнего контроля.
  • Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной деятельности.
  • Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

Занимает в классе благоприятное статусное положение.

      Средний уровень

  • Первоклассник положительно относиться к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
  • Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
  • Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи.
  • Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
  • Бывает сосредоточен, когда занят чем — то для него интересным.
  • Готовиться к урокам и выполняет домашние задания почти всегда.
  • Общественные поручения выполняет добросовестно.
  • Дружит со многими одноклассниками.

       Низкий уровень

  • Первоклассник безразлично или отрицательно относиться к школе.
  • Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
  • Наблюдается нарушения дисциплины.
  • Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
  • Самостоятельная работа с учебником затруднена.
  • При выполнении самостоятельных учебных занятий не проявляет интереса.
  • К урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны учителей, родителей.
  • Сохраняется работоспособность при удлиненных паузах для отдыха.
  • Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителей и родителей.
  • Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям часть одноклассников [5].

       Формы адаптации

  • Адаптация организма к новым условия< жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам.
  • Адаптация к новым социальным отношениям и связям.
  • Адаптация к новым условиям познавательной деятельности.

        Этапы адаптации

  • 1. ориентировочный — бурная реакция и напряжение всех систем организма. Длится 2-3 недели.
  • 2. неустойчивое приспособление, когда организм ищет оптимальные или близкие к оптимальному варианты реакций на это воздействие.
  • 3. период относительно устойчивого приспособления — организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку.
  • Продолжительность всех трех фаз около
  • 6 недель,наиболее сложные с 1 по 4 недели [4].  
  • Школьная дезадаптация — отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющиеся в виде затруднений в учении, нарушений дисциплины, конфликтов с одноклассниками.

       Степени школьной дезадаптации

  • Легкая — затруднения до конца 1 четверти, средняя — до Нового года, тяжелая — до конца первого года обучения.

      Признаки школьной дезадаптации:

  • Несформированность «внутренней позиции» школьника.
  • Слабое развитие произвольности.
  • Недостаточное развитие учебной мотивации.
  • Повышенное психологическое напряжение.
  • Общение с учителем.
  • Недостаточное развитие способности к взаимодействию  с другими детьми.
  • Неадекватная оценка себя, своих возможностей и способностей.
  • Завышенные требования со стороны родителей.
  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития [5].

2.Эксперементальное изучение уровней адаптации первоклассников

2.1 Изучение адаптации учащихся 1 классов

      В начале 2014-2015 учебного года была проведена диагностика особенностей адаптации первоклассников к школе. В результате анализа отмечаются следующие особенности:

  • в 1а наиболее часто встречаются следующие особенности:  невротические симптомы, инфантилизм, неготовность к школе, леворукость;
  • в 1б наиболее часто встречаются следующие особенности: чрезмерная расторможенность, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций, инфантилизм;
  • в 1в наиболее часто встречаются следующие особенности: чрезмерная расторможенность, недостаточная произвольность психических функций, низкая мотивация учебной деятельности;
  • в 1г наиболее часто встречаются следующие особенности: нарушения интеллектуальной деятельности, инертность нервной системы, инфантилизм;
  • по 1 классам преобладают следующие психологические особенности: чрезмерная расторможенность, нарушение интеллектуальной деятельности, инертность нервной системы.

  Классы                                                                        

Количество учащихся

Общее количество баллов

Уровни

РО

НГШ

Л

НС

И

ГС

ИНС

НП

ИМ

АС

НИД

1

2

3

4

1А

27

2

2

9

3

1

1

27

100%

1Б

28

7

27

5

16

19

27

15

20

15

18

16

23

82%

4

14%

1 4%

1В

26

1

2

11

42

26

27

27

24

12

20

77%

3

11%

1

4%

2

8%

1г

22

2

16

2

5

24

23

29

15

15

20

57

14

64%

6

27%

1

4,5%

1

4,5%

Всего

103

9

45

17

32

57

92

70

63

58

62

85                                

84 82%

13 13%

2

2%

4

4%

  1. Изучение взаимосвязи уровней адаптации  и профилей обучения.

1а – на родном языке обучения

1б – музыкальный профиль

1в и 1г – обычные общеобразовательные классы

     Самый высокий уровень адаптации отмечается в 1а классе, с татарским языком обучения. В 1б отмечается средний уровень адаптации. Что можно объяснить следующим образом, в эти классы пришли наиболее сильные учащиеся, но в1б – классе постепенно происходит адаптация не только к общеобразовательной школе, но и к музыкальной. В связи с этим можно предположить уровень адаптации самый высокий в 1а классе.

Практические рекомендации

      Для повышения успеваемости в школе можно использовать следующее:

      По своей внутренней структуре процесс усвоения знаний включает: восприятие учебного материала, его осмысливание, запоминание и практическое применение полученных знаний [1].

  • Для повышения восприятия учебного материала применяются:  таблицы Шульте. Сначала нужно уметь находить цифры с 1 до 10 за 20 секунд, затем увеличивая счет – находить цифры с 1 до 25 за 30 – 50 секунд. В среднем за 42 секунды. Каждый день проходить по 1 таблице.

      Вычеркни гласные буквы «А», «о», «и» из произвольно набранных букв 600 знаков. за 5 мин вычеркивается одна буква. Каждый день проходить по 1 букве.

      Найди как можно больше отличий между рисунками.

  • Для лучшего осмысливания  развивать логическое мышление путем решения логических задач (сборники Елены Бортниковой по подготовке к школе).
  • Для лучшего запоминания рекомендуются следующие упражнения: Запомни 16, не связанных между собой картинок ( при отсутствии картинок можно запоминать слова на слух) за 20 секунд. В норме более 6 правильных ответов.

     Например: жук – кресло, компас – клей, колокольчик – стрела, синица – сестра, лейка – трамвай, ботинки – самовар, спичка – графин, шляпа – пчела, рыба – пожар, пила – яичница.

  • Развитие мелкой моторики рук:
  1. Собирание пазлов
  2. Обведи и раскрась рисунок
  3. Собирание конструкторов типа «Лего»
  4. Нарисуй и раскрась картинку с помощью мелких кусочков пластилина
  5. Нарисуй и раскрась картинку (путем приклеивания мелких разноцветных шариков из бумажных салфеток).
  • Рекомендации родителям

1.Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным и позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения от неудач [2].

     2. Инструкции содержащие не более 10 слов. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполнимой, количество запретов должно быть сведено до минимума. Давать позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Занятия с включением физминуток [3, 11].

     3. Работа строиться исходя из следующих принципов:

  • заранее предупредить о другом виде деятельности [9];
  • ограничивать время пребывания в местах скопления большого количества людей. Усталость выражается в двигательном беспокойстве - часто принимаемая окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля ( во время перемены посещение комнаты эмоциональной разгрузки) [6];
  • неумение подчиняться длительное время групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять длинные инструкции – лучше индивидуальные задания и индивидуальная работа [7];
  • система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Обязательно выполнять обещанное![8].

    8. обучение психотерапевтическим методикам:

- визуализация – для восстановления умственного и физического равновесия

- медитация – погружение в состояние сосредоточенности

- аутогенная тренировка [10].

Выводы и предложения

     Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к  школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка [5]

     Школьная дезадаптация — отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющиеся в виде затруднений в учении, нарушений дисциплины, конфликтов с одноклассниками [5].

     По данным исследования самый высокий уровень адаптации встречается в 1а классе, а самый низкий в 1в и 1г классах.

     С детьми с признаками дезадаптации работа должна строиться исходя из следующих принципов:

  1. Развитие на уроках регулятивных учебных универсальных действий.
  2. Развитие объема и концентрации внимания на уроках и в домашних условиях.
  3. Развитие мелкой моторики родителями и учителями.
  4. Соблюдение режима дня и отдыха.

     Гипотеза не нашла своего подтверждения.

     Заключение

     Итак, уровень адаптации зависит от многих факторов, в первую очередь от подготовки к школе, т.е. развития мелкой моторики, познавательных процессов.

     Изучение взаимосвязи уровней адаптации и организованности ребенка в дошкольном возрасте является перспективой на будущее.

     Список использованной литературы:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
  4.  Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. — 247 с.
  5. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова.- М.: МГППУ, 2007. — 96 с. ISBN 5–94051–023-Х
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
  7. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
  8. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
  9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
  10. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  11. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.

Поделиться:

Нарисуем попугая цветными карандашами

Музыка космоса

Вода может клеить?

Ёжикина Радость

Отчего синичка развеселилась