Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто- то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д. Шум обостряет хронические заболевания.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние шума на школьника | 114 КБ |
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ
“Валеология ”
Влияние шума на здоровье школьников
Авторы: Маркелова Екатерина,
Кудрявцева Софья
учащиеся 4 в класса
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1 п.г.т.Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области
Научный руководитель: Дювина Юлия Валентиновна,
учитель начальных классов высшей категории
Суходол, 2014 г
Оглавление
шума на здоровье человека………………………………………...7
Актуальность.
Шум довольно распространен в наши дни. Шум – звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас.
Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто- то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д. Шум обостряет хронические заболевания.
Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психо-гигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум.
Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии - риск развития депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. А шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели!
Наш интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на учеников и учителей, и как сохранить хороший слух до преклонного возраста.
Цель работы: определить уровень шума в различных школьных помещениях и его влияние на организм человека.
Задачи:
1. По литературным источникам выяснить влияние шума на здоровье человека.
2. По анкетным данным выявить отношение учителей и учащихся к различным источникам шума.
3. Определить уровень шума в различных школьных помещениях.
4. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.
Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:
Методика работы:
2.1.Литературный обзор
Изучив ряд научных книг и статей по теме проекта, мы узнали, что такое звук, его свойства и характеристики. Звук - это то, что мы слышим: нежная мелодия скрипки, тревожный звон колокола, грохот водопада, слова, произносимые человеком, грозовые раскаты грома, землетрясения.
С точки зрения физики, звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Герц (Гц).
Мы выяснили, что источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. Это тело приводит в движение окружающий воздух, в котором начинают распространяться упругие продольные волны. Когда эти волны достигают уха, они заставляют колебаться барабанную перепонку, и мы ощущаем звук. Механические волны, действие которых на ухо вызывает ощущение звука, называются звуковыми. Если бы на Луне были живые существа, слух им не понадобился бы: на Луне нет атмосферы, и в безвоздушном пространстве нечему колебаться, там нет звука.
Первое различимое качество звука – это его громкость. Для разных людей один и тот же звук может казаться громким и тихим. Но одному и тому же человеку более громкими кажутся те звуки, у которых амплитуда колебаний звуковой волны больше. Любое изменение громкости звука вызывается изменением амплитуды колебаний.
Вторым качеством звука является высота его тона. Звук, соответствующий строго определенной частоте колебаний, называется тоном. Тон звука определяется частотой, с которой изменяется давление в звуковой волне. Чем больше частота звука, тем более высоким является тон.
Если бы вибрирующие тела создавали при звучании в каждый момент только один тон, мы не смогли бы отличать голос одного человека от голоса другого, а все музыкальные инструменты звучали бы для нас одинаково. Всякое вибрирующее тело создаёт одновременно звуки нескольких тонов и при этом различной силы.. Каждому музыкальному инструменту, каждому человеческому голосу присущ свой тембр, своя «окраска» звука.
Влияние «школьного шума» на работоспособность учащихся.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов — основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики могут лучше сосредоточиться.
2.2.Экспериментальная работа по проблеме влияния шума на здоровье человека.
Определение уровня шума в разных школьных помещениях.
Мы с помощью прибора ««Модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий» определили уровень шума в разных местах школы. Эти места выбирались в зависимости силы источника звука (в местах массового скопления детей, в местах, где находится звонок). Исследования проводились однократно.
Результат
Уровень шума в школьных помещениях
Помещение | Уровень шума, дБ | |
Результаты измерения | Допустимый уровень | |
Учебный кабинет во время урока | 60 | 40 |
Пустой учебный кабинет | 30 | 40 |
Кабинет музыки (во время урока) | 85 | 60 |
Спортзал во время урока | 90 | 60 |
Коридор на 3 этаже | 70 | 80 |
Коридор на 2 этаже (где находится звонок) | 75 | 80 |
Фойе на 1 этаже | 75 | 80 |
Лестница между 2 и 3 этажом | 75 | 80 |
Столовая | 89 | 60 |
По таблице видно, что превышен допустимый уровень шума в коридорах во время перемен. На уроках музыки, физкультуры также наблюдается превышение уровня шума. В большинстве кабинетов во время уроков уровень шума не превышает допустимый.
Анкетирование учащихся и учителей школы по вопросам:
На вопросы анкеты отвечали ученики 4-х классов, учителя.
Результат анкетирования учащихся.
В анкетировании участвовали 100 человек.
да | нет | Не знаю (не замечаю) | Другой ответ | |
1 | 50 % | 41% | 9% | |
2 | 37% | 51% | 12% | |
3 | От 16 до 20 ответили 78% | |||
4 | 67% | 28% | 5% | |
5 | 31% | 53% | 16% | |
6 | 55% | 34% | 11% | |
7 | 27% | 58% | 11% | Не всегда 4 |
8 | Крик, бег- 90% |
Результат анкетирования учителей. В анкетировании участвовали 10 человек.
Да | Нет | Не знаю (не замечаю) | Другой ответ | |
1 | 50% | 40% | 10% | |
2 | 100% | |||
3 | 15 – 20 учащихся | |||
4 | 90% | 10% | ||
5 | 100% | |||
6 | 100% | |||
7 | 80% | Не всегда | ||
8 | Громкая музыка, крик, визг, громкий смех, топот. |
После анализа этой анкеты можно сделать выводы о том, что большинству детей и учителям мешает шум машин . Многих детей и учителей раздражают громкие разговоры, крики, громкий смех. Оптимальная наполняемость классов по мнению опрошенных это от 15 до 20 человек. Большинство анкетируемых осознают негативное влияние шума на состояние здоровья. Многие согласились с тем, что шум вызывает усталость и может стать причиной болезни.
Сильная перегрузка слухового аппарата приводит к перевозбуждению нервной системы, изменениям психического состояния, к снижению адаптационных ресурсов организма, а значит, к переутомлению. В связи с этим мы провели ещё одно исследование.
С помощью электронного тонометра измеряем давление и пульс.
Измерили уровень шума на уроке и на перемене и реакцию организма (давление, пульс) у учителей и учащихся, получили следующий результат:
Имя, отчество учителя | Уровень шума | Давление (SYS) | пульс |
Юлия Валентиновна | 46 дб ( на уроке) 68 дб (на перемене) | 117 130 | 86 96 |
Галина Анатольевна | 45 дб 68 дб | 114 130 | 52 63 |
Наталья Фёдоровна | 47 дб 68 дб | 120 125 | 61 70 |
Алла Валериевна | 44 дб 68 дб | 108 112 | 65 67 |
Лариса Васильевна | 49 дб 68 дб | 98 102 | 60 67 |
Ольга Борисовна | 46 дб 67 дб | 120 140 | 82 89 |
Результаты исследования реакции организма учащихся 4-х классов на шум на уроке и на перемене:
Имя ученика | Уровень шума | Давление (sys) | пульс |
Алия | 45 дб 68 дб | 90 94 | 87 90 |
Саша | 46 дб 68 дб | 98 100 | 67 68 |
Валерия | 46 дб 66 дб | 99 110 | 80 88 |
Дмитрий | 46 дб 67 дб | 89 106 | 86 100 |
Роман | 47 дб 66 дб | 99 112 | 88 90 |
Настя | 45 дб 69 дб | 100 105 | 76 89 |
Софья | 46 дб 67 дб | 109 112 | 87 100 |
Антон | 45 дб 69 дб | 95 110 | 77 90 |
Ирина | 46 дб 67 дб | 98 120 | 78 89 |
Никита | 45 дб 66дб | 98 109 | 88 90 |
Анализируя результаты можно прийти к выводу, что наше самочувствие напрямую зависят от уровня шума вокруг нас.
Шум, интенсивностью выше 55 дб, мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятно, раздражающе. Шум, интенсивностью выше 58 дб, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой. Шум, превышающий 60 дб, снижает внимание. Шум, интенсивностью выше 65 дб, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
В ходе работы над проектом нами были изучены свойства и характеристики шума.
Ухо – единственный орган, при помощи которого мы можем почувствовать шум. Но оказывается человеческое ухо, также как и другие органы, нуждается в защите, в данном случае – защите от шумового загрязнения. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас.
Экспериментальная проверка гипотезы исследования нашла своё подтверждение.
Нами сделаны следующие выводы:
В связи с этим нами разработаны здоровьесберегающие рекомендации для школьников.
В ходе проведения исследования проблемой влияния шума на организм человека заинтересовались наши одноклассники. Нами был проведен классный час на тему: «Как сохранить свой слух», и в следующих четвертях проведём классные часы на темы: «Шум и стресс», «Влияние музыки на организм человека». В результате наши одноклассники приняли решение следить за уровнем шума на уроках и перемене, стараться меньше кричать, не включать громкую музыку, меньше пользоваться плеером.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 2
Рекомендации школьникам:
Рукавичка
Рисуем подснежники гуашью
Карандаши в пакете
Фильм "Золушка"
Как нарисовать лимон акварелью