Речевая агрессия как отрицательное речевое действие довольно распространена в современном обществе. Особенно тревожно, что она присутствует в школьной, молодёжной среде. Мы заинтересовались причинами возникновения речевой агрессии среди учащихся гимназии и последствиями проявления её.
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай .
БОУ РА Республиканская гимназия им. В.К.Плакаса.
III Региональные юношеские чтения им.
В.И. Вернадского.
Направление: Гуманитарное. Внутренний мир человека.
Тема: Речевая агрессия в среде учащихся Республиканской гимназии им. В. К. Плакаса.
Кучинова Ирина
учащаяся 9 класса
Научный руководитель:
Фурсова Наталья Степановна,
учитель русского языка и литературы
г.Горно-Алтайск, 2013/2014 учебный год
Оглавление:
Оглавление………………………………………………………. .2
Речевая агрессия как отрицательное речевое действие довольно распространена в современном обществе. Особенно тревожно, что она присутствует в школьной, молодёжной среде. Мы заинтересовались причинами возникновения речевой агрессии среди учащихся гимназии и последствиями проявления её.
Целью нашей работы стало:
что помогло бы предотвращать лишние конфликты в школьной среде.
Задачи, которые мы ставили перед собой в процессе работы над темой, были следующие:
В процессе работы над темой мы определили объект исследования – это степень речевой агрессии учащихся разного возраста и пути преодоления её.
Предмет исследования – речевое поведение учащихся.
Актуальность работы: в определении путей преодоления речевой агрессии и, как следствие, конфликтных ситуаций.
Гипотеза исследования: Мы предполагали, что уровень речевой агрессии учащихся гимназии несколько ниже, чем уровень речевой агрессии в среде их сверстников вообще. Мы предполагали, что уровень речевой агрессии старшеклассников выше, чем у учащихся средних классов гимназии. И пытались подтвердить это различными методами исследования речевой агрессии, такими как
а) методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ);
б) ассоциативный эксперимент (АЭ);
в) методика незаконченных фраз (МНФ).
2.1. Анализ информации по теме
Отбирая материал по теме, мы познакомились с работами и выдержками из работ следующих авторов:
Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Питер, 1999.
Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия // Вестник «Речевое общение», №8, с. 96.
Щербинина.Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления. Флинта: Наука, Москва, 2004.
В данных работах мы обнаружили, что авторы определяют речевую агрессию следующим образом:
«Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме»; ] 6
А также: «речевая агрессия… – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).»]6
Но данные авторы выделяют разные виды речевой агрессии:
Л. Берковиц объединяет их в следующую типологию.
С точки зрения целенаправленности действия:
С точки зрения осознанности действия:
О.Н. Быкова предлагает другую классификацию:
Ю.В.Щербинина даёт анализ основных подходов к изучению речевой агрессии.
1. Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений
Основоположник Зигмунд Фрейд, который определяет агрессию как врождённый инстинкт. Он и его последователи придерживаются пессимистического взгляда на возможность преодоления человеком своей агрессии.
Взгляды З. Фрейда отчасти разделялись У. Мак Дауголом, Х.Д. Мюрреем.
2. Этологическая концепция агрессии
«Этология – наука о поведении животных и человека (греч. ethos – обычай + logos – наука, знание; основоположники – австрийские ученые Конрад Лоренц и Нико Тинберген, 30-е годы XX в.)
«Агрессия рассматривается как основа доминирования, которое, в свою очередь, является следствием агрессии и определяет иерархический порядок человеческих отношений. Причина иерархии – конкуренция, связанная с борьбой за власть, общественное положение и признание, укрепление позиций в коллективе и т. п. В целом сторонники этологической концепции оптимистически оценивают возможности контроля над проявлениями агрессии в современном человеческом социуме.»]4
3. Фрустрационная концепция агрессии
«Теория, основоположником которой был американский исследователь Джон Доллард, является альтернативой инстинктивно-биологизаторскому подходу, рассматривая агрессивное поведение человека не как эволюционный, а как ситуативный процесс.»
«Агрессия изучается здесь не как автоматически возникающее в организме человека влечение, а как результат действия фрустраторов – непреодолимых барьеров на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей, получению удовольствия, вызывающих фрустрацию (лат. frustratio – обман; провал, неудача; срыв) – состояние растерянности, подавленности, чувство разочарования, гнетущей напряженности, тревожности, безысходности. Агрессия – следствие фрустрации. Считается, что физическое или вербальное выражение агрессии приводит ко временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к новому агрессивному акту.»
4. Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения (англ. behavior – поведение: основоположники – Б. – Э. Торндайк и Дж. Уотпсон)
«Агрессия изучается в бихевиоризме как приобретенная форма поведения, усвоенная в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Ребенок наблюдает и копирует агрессивные действия, высказывания окружающих его людей – родителей, учителей, сверстников и т. д., которые неосознанно «обучают» его агрессивному поведению, дают отрицательный пример для подражания.
Однако многими бихевиористами (А. Бандура, А. Басс и др.) сама агрессия определяется как врожденное качество человека, тогда как «контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение» не рассматриваются как врожденные: «они – результат научения»»
5. Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии
«Поскольку предмет нашего изучения не явление агрессии вообще, а особая, присущая только человеку как носителю языка его разновидность – агрессия слова, необходимо рассмотреть некоторые положения психолингвистической концепции, которая позволяет установить сущность вербальной агрессии, ее речемыслительные механизмы… (АН. Леонтьев, АА. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др.) Необходимо также обратить особое внимание на то, что психолингвисты (как и этологи, и бихевиористы) не только признают возможность, но и утверждают необходимость контроля человека над собственными речевыми действиями, регуляции своего речевого поведения. Например, Л. С. Выготский настаивает на «подчинении поведения человека его собственной власти», справедливо полагая, что речь служит «социальной координации поведения»[3].
Аналогичную мысль высказывает и А. А. Леонтьев, считая, что речевая деятельность «предполагает общественный контроль, осуществляемый в социальных, экстериоризованных формах власти» [19, С. 86–87].»
Кроме того, в своей работе «Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления» Юлия Владимировна Щербинина разъясняет причины и последствия речевой агрессии.
«Причины проявления речевой агрессии можно объединить в следующие группы: социальные, психологические, социокультурные, собственно коммуникативные.
Среди социальных причин широкого распространения речевой агрессии можно выделить следующие.
1. «Общая (политическая, экономическая, культурная) нестабильность современного общества, которая определяет снижение уровня жизни при росте уровня преступности, случаев асоциального поведения, и, как следствие, тенденцию негласного поощрения общественным сознанием вербальной агрессии как неотъемлемой части кодекса речевого поведения «современной», «сильной», «уверенной в себе» личности.»
2. Пропаганда насилия в средствах массовой информации.
3. Утрата или ослабление механизмов, традиционно сдерживавших проявления речевой агрессии.
«В отечественной речевой культуре прошлых веков такую роль играли:
– религиозные представления, в частности, отношение к Слову в христианской этике;
– народные верования (например, боясь лешего, не ругались в лесу; у русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от родителей; по поверию, в дом, где люди бранятся и ругаются, проникают бесы;
Что же позволяет речевой агрессии существовать и распространятся в обществе:
1. Степень ее порицаемости в обществе.
«Так, например, значительная степень социальной лояльности к речевой агрессии в российском обществе, очевидно, позволяет согласиться с тем, что «данное явление встречается в нашем обществе значительно чаще и представлено многообразнее, чем, скажем, в японской культуре, где вербальная агрессия встречает активное общественное осуждение» 2. Традиционная для данного общества форма подавления, предупреждения физической агрессии.
«Практически в любом современном обществе физическая агрессия замещается социально более приемлемыми способами выплеска негативных эмоций: либо в форме инвективы – посредством употребления в речи бранных слов и выражений; либо в форме вежливости – с помощью тщательно разработанных правил этикета, разнообразных словесных ритуалов и т. п.»
Среди собственно коммуникативных причин распространения речевой агрессии в современном мире необходимо выделить следующие:
1. «Ряд стереотипных коммуникативных установок родителей, боящихся, что их ребенку будет нелегко адаптироваться в «жестоком» мире. Эти установки выражаются преимущественно в следующих словесных шаблонах: «всегда давать сдачи», «быть лучше всех», «оправдать родительские надежды любой ценой» и т. п. Причем чаще всего это подразумевает именно вербальную (как менее порицаемую общественным сознанием), а не физическую агрессию»
2. «Явно недостаточное внимание к речевой культуре ребенка в семье и отсутствие целенаправленного обучения коммуникативным умениям в школе»
3. Патогенная коммуникативная среда в современном детском коллективе, в которой формируется отрицательный личный опыт речевого общения конкретного ребенка»
«Наконец, говоря о психологических причинах возникновения агрессии в детской речи, необходимо учитывать следующие психологические особенности детей и подростков:
1. Возрастные психологические кризисы (1 год, 3 года, 7 лет, кризис подросткового возраста и т. д.), отмеченные, как известно, повышенным проявлением агрессии вообще, а речевой – особенно.
2. Обострение в подростковом возрасте психологического дискомфорта при попадании в ситуацию фрустрации и более частое создание таких ситуаций.
3. Временная гиперфункция (повышение) или гипофункция (понижение) одного из уровней системы эмоциональной регуляции.» ]4
Последствия речевой агрессии
Все сказанное позволяет сделать следующий важный вывод:
«Основная опасность речевой агрессии в социальном отношении заключается в недооценке ее опасности общественным сознанием.
«Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного общения:
– затрудняет полноценный обмен информацией;
– тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга;
– делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.
Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом» ]4
Таким образом, изучив материал по заявленной теме, мы провели исследования речевой агрессии учащихся Республиканской гимназии им. В.К.Плакаса, г. Горно-Алтайска в 2013-2014 учебном году.
Мы использовали следующие методы исследования речевой агрессии принятые в психологии:
1. Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией.
2. Опрос (по опроснику Басса-Дарки).
3. Проективные методы:
а) методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ);
б) ассоциативный эксперимент (АЭ);
в) методика незаконченных фраз (МНФ).
4. Сочинение учащихся (на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки»).
5. Запись на скрытый диктофон ситуаций вербальной агрессии.
С целью исследования речевой агрессии мы проводили различные эксперименты, в экспериментах участвовали учащиеся:
6В класса
Имя учащегося | Пол испытуемого |
| жен |
| муж |
| жен |
| жен |
| муж |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| муж |
| муж |
6 Б класс
Имя учащегося | Пол испытуемого |
| муж |
| муж |
| муж |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| муж |
9В класс
Имя учащегося | Пол испытуемого |
| жен |
| жен |
| муж |
| жен |
| муж |
| жен |
| жен |
| жен |
| жен |
| муж |
| жен |
Ассоциативный эксперимент
Ассоциации на слова:
Данные по 6 классам | Данные по 9 классам |
разъярённый | |
Зло, бешенство, грубость, усталость, обиженный, молния, гром, вулкан, огонь, шум, | Медведь, собака, сердитый, бешеный, шторм, зверь, психушка, зло, сумасшествие. |
сплетня | |
Язык, нитка, сеть, слова, зависть, злость, секрет. | Бабушки, языки, слухи, лапша, колючка, рыболовная сеть, плесень |
ссора | |
Сор, грязь, драка, война, разногласие, разрыв, оскорбление, обида, ненависть, позор, камень, спор | Столкновение, драка, битва, ругань, разгром, брат, книга, ненависть |
угроза | |
Страх, деньги, слёзы, веник | Пистолет, копьё, смерть, заложник, шантаж |
Ассоциативный эксперимент показал, что в разных возрастных группах степень речевой агрессии различна (в младшей возрастной группе степень речевой агрессии ниже). Такой вывод мы сделали, проанализировав ассоциации учащихся в связи с параметрами речи и наличием речевой агрессии в них (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Таким образом, ассоциаций, не несущих агрессию в ответах учащихся 6 классов 33%; у учащихся 9 классов 20%. Кроме того, среди ассоциаций учащихся шестых классов мы встретили такие, которые указывают на причину агрессии, попытку её оправдать (устал, обидели, в силу возраста), а также отсутствие реакции на речевую агрессию (агрессия это просто «шум», «гам», «спор»).
Исследование, которое мы проводили для изучения ответных реакций на вербальную (речевую) агрессию – это Методика неоконченных фраз. (из работы Щербинина. Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления. Флинта: Наука, Москва, 2004.]4)
«Суть методики: испытуемому предлагается без предварительной подготовки, спонтанно продолжить предложенные экспериментатором фразы так, чтобы развить заключенные в них идеи. Например, могут быть даны следующие высказывания, содержащие модели агрессивных ситуаций:
– Я могу повысить голос на того, кто…
– Когда на меня кричат, то я…
– Мне особенно противно, если мне говорят…
– Если все против меня, то я…
– Меня очень раздражает человек, который…»]4
Полученные данные мы оформили в виде таблицы, в которую поместили часто встречающиеся ответы. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Из данных таблицы мы можем сделать вывод, что ответная реакция на разного рода агрессивное поведение окружающих во многих случаях – это речевая агрессия.
9 класс - 40% учащихся дали ответы, указывающие на речевую агрессию;
6класс – 30% учащихся дали ответы, указывающие на речевую агрессию.
При помощи Методики неоконченных фраз мы также смогли ответить на следующие вопросы:
- Когда возникает вербальная агрессия? (В ответ на такую же вербальную агрессию, на психологическое давление);
- Какова реакция на вербальную агрессию учащихся 6 и 9 классов гимназии (активная прямая речевая агрессия - словесное поношение кого-либо или чего-либо, оскорбление или унижение кого-либо; высказывание угроз, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес; призывы к агрессивным действиям, насилию;
пассивная прямая речевая агрессия - отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы т.д.;
пассивная непрямая речевая агрессия - отказ дать определённые словесные объяснения, демонстративное молчание.);
- Что именно вызывает вербальную агрессию у детей? (Стремление взрослых и сверстников оказывать давление на них, грубое обращение, критика);
- Какова степень агрессии, в том числе и речевой, у учащихся?
(Степень речевой агрессии выше у учащихся шестых классов, в то время как девятиклассники либо скрывают истинное положение дел, либо уже научились несколько сдерживать себя в конфликтных ситуациях, относится безразлично к ним, переживать их с наименьшим ущербом для себя. Так, например, при продолжении первой фразы, шестиклассники дали четыре из девяти ответов, связанных именно со словесной агрессией, а девятиклассники только один ответ из шести)
Следующий метод, который помогает уточнить данные, полученные ранее, это Сочинения учащихся на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки»
6 класс | 9 класс |
Дать время исправиться | Я не вправе наказывать другого человека |
Потребовать извинений | Сделать замечание, сказать, что это нехорошо, проводить беседы |
Поставить на учёт | Понять причину действий |
Не имею права наказывать | Простить, если он признаёт свою неправоту. |
Лишить телефона, компьютера, интернета, пока не поймёт, если это младший брат, сестра | Может быть, наказать физически, могу ударить |
Переубедить, воспитать, расскажу о хороших манерах | Обратиться за помощью в правоохранительные органы. |
Дать шанс исправиться | Повысить голос |
Буду кричать | Взрослому человеку вообще нельзя делать замечания – это неэтично. |
Помолчу | Промолчу и уйду |
22% ответов демонстрирующих речевую агрессию | 22% ответов демонстрирующих речевую агрессию |
Данный метод: Сочинения учащихся на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки» – показал наименьшую степень речевой агрессии учащихся гимназии. Среди ответов учащихся шестых классов пункт, относящийся к прямой речевой агрессии, звучит так: «буду кричать» в двух ответах.
Девятиклассники были несколько более агрессивны в своих высказываниях: «могу наказать физически, ударить», к прямой речевой агрессии относится фраза «повысить голос», «кричать». Таким образом, данные этого метода показали, что уровень речевой агрессии у учащихся гимназии не столь высок по сравнению с данными проектного метода (ассоциативного эксперимента – АЭ ).
Данные по методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) показали, что все рисунки (ПРИЛОЖЕНИЕ 4 )можно поделить на две группы:
Рисунки, выражающие речевую агрессию и рисунки, не выражающие её, или выражающие в слабой степени.
6 класс | 9 класс | |
Рисунки, выражающие речевую агрессию | 8 из 16 т.е 50% Зубы, открытый рот в крике, пар и огонь изо рта, клыки, слюни. Подписи к рисункам: Чумилязга, Агрессилов, злобень, обидушайка. | 8 из 10 – 80% Зубы, перья, оскаленная пасть, когти, колющие предметы, огонь, безумный взгляд, волосы дыбом, жало. Подписи к рисункам: Звукорог, крокодум, нервотрёпнодалиоз, сквернословоед и не подписанные рисунки. |
Рисунки, не выражающие речевую агрессию, или выражающие в слабой степени. | 8 из 16 т.е 50% Изображения улыбающегося человека, просто человека, животного с человеческим добрым лицом, аморфные существа, обиженное существо с закрытым ртом. Подписи к рисункам: Манка, агрессия, злоб, ужасная леди, обмстаус. | 2 из 10 – 20% Улитка с круглыми рожками, кентавр – женщина, рот закрыт из признаков агрессии только рога. Подписи к рисункам: Словобрас, второй рисунок не подписан. |
Итак, уровень агрессии по данным АЭ составил:
у гимназистов 6 класса 67% ;
у гимназистов 9 класса 80%;
По Методике неоконченных фраз:
6 класс – 30% ответов, содержащих речевую агрессию;
9 класс – 40% ответов, содержащих речевую агрессию.
Но при уточнении методом опроса (сочинение) выяснилось, что уровень речевой агрессии значительно ниже предыдущего показателя и составляет всего 22% как по 6, так и по 9 классам.
По методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
50% - 6 класс; 80% - 9 класс
Так общий процент речевой агрессии составил:
В целом это достаточно низкий процент речевой агрессии, что характерно для учащихся гимназии. На это есть свои причины:
В подтверждение полученных результатов мы провели опрос среди учителей гимназии, которые работали ранее или работают теперь в общеобразовательных школах города и республики
2.3 Пути преодоления речевой агрессии в ученическом коллективе
Гимназисты в целом продемонстрировали не очень высокий уровень речевой агрессии, но, тем не менее, некоторые факты не могут нас не тревожить. Уровень вербальной агрессии по методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) и Ассоциативный эксперимент (АЭ) оказался достаточно высоким. Поэтому о путях преодоления речевой агрессии говорить необходимо. В ходе проведения эксперимента учащиеся уже наметили некоторые возможности исключить агрессивное речевое поведение и агрессивное поведение вообще.
Можем обобщить всё сказанное в ответах учащихся:
В книге Ю.В. Щербининой]4 мы найдём и другие приёмы контроля над вербальной агрессией (см. приложение №3)
III. Заключение
В заключение нашей работы подведём итоги нашего исследования.
Итак, мы определили:
ЛИТЕРАТУРА:
педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: Туманит,
изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 448 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ассоциации | По какому признаку | Какие параметры речи иллюстрирует ассоциация | Наличие агрессии |
Шторм, гром, молния, разрыв, битва, драка, бить, хлестать | По действию | Экспрессивность речи; сила, тембр, звучание голоса. | + |
Огонь, вулкан | По эмоциональности | Экспрессивность речи | + |
Ужас, гнев, страх, бешенство, сумасшествие, слёзы, грусть | По вызываемым чувствам | Степень воздействия речи на чувства человека | + |
Собака, зверь, медведь | По качествам, присущим зверям, (злость, злобность, способность идти напролом) | Степень экспрессивности речи, эмоциональность, агрессивность | + |
Сор, плесень, нитки, сети, лапша | Оценка (метафорическое употребление существительных, с отрицательной оценкой) | Информативность речи, способ передачи, искажение информации. | + |
колючка | По ощущениям, виду | Степень воздействия, (степень агрессивности) | + |
Усталый, секрет, брат, бабушка, дедушка, веник. | Причина агрессии, попытка понять, оправдать | ⎯ | |
Пистолет, копьё, смерть | По степени опасности | Степень экспрессивности речи. | + |
спор, шум, гам | По внешней схожести | сила, тембр, звучание голоса | ⎯ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
6 класс | 9 класс |
Я могу повысить голос на того, кто… | |
- кто оскорбляет меня, унижает, обижает, кричит, угрожает; - не слушает, мешает; - кто недооценивает меня; - кто оскорбляет моих близких, друзей, учителей; - кто спорит со мной, не слушается; - кто бьёт, -кто надоедает; - кто управляет мною; - кто орёт на меня и не слышит; - ведёт себя как дитя | - кто меня злит; - кто груб со мною, повышает голос, оскорбил; - кто мне мешает; - кто слишком наседает на меня; - кто не прав, не вежлив, упрям; -кто заденет самолюбие |
Когда на меня кричат, то я… | |
- спорю; - обижаюсь; - не слушаю и молчу; - злюсь, ору, огрызаюсь; - не обращаю внимания и посылаю подальше; - отворачиваюсь и ухожу; - объясняю, что нехорошо кричать |
- молчу; - делаю спокойный вид; - злюсь; - обижаюсь; - кричу в ответ |
Мне особенно противно, если мне говорят… | |
- о моих недостатках, ты ни на что не годишься; - сто раз; -Динара плюс Сергей; - что я что-то не умею; - отвали, ты не такая, как мы; отстань, ты меня раздражаешь; - то, что я не очень понимаю; - на чужом языке, по-английски; - у тебя нет шансов, ты не права, у тебя не получится; - сделай это; - про плохое; - о домашней работе | - плохо о других; - плохо обо мне; - командным голосом; - несуразицу; - кто такие ветераны; - зачем учить английский; - что я говорила то, чего на самом деле не говорила; - какая я; - перебивая; - сплетни; |
Если все против меня, то я… | |
- ухожу, не общаюсь; - я могу сражаться; - то я зову друзей и мы идём против всех; могу применить жестокую силу; - то я против них кричу; - то я пытаюсь сделать назло; - то я скажу учителю; - то я ссорится буду; - отстаиваю свою точку зрения; - то я притворяюсь, что плачу; - буду мириться; - найду того, кто будет со мной, найду единомышленников; - то я заплачу; - соглашаюсь; - обвиняю себя; - молчу и ухожу; - буду молчать, пока прощения не попросят | - безразлична ко всем, не буду придавать этому значения; - соглашаюсь с общим мнением; - я сам по себе, мне наплевать на тех, кто против меня; - обдумываю, ухожу; - ругаюсь; - остаюсь самим собой, - остаюсь один, |
Меня очень раздражает человек, который… | |
- придирается ко мне; - выделывается, умничает, много болтает, чего-то не понимает; - говорит неправду; - высокого мнения о себе, думает только о себе, всех унижает, грубит; - слабый, но наглый, ленивый; - действует мне на нервы; - сопит, чавкает; - на всё подряд ржёт; - подлизывается; | - пустой внутри; - спорит и думает, что он прав; - предаёт; - болтает, хвалится; - подделывает свой голос и эмоции и несёт всякую чушь; - глупый и несправедливый; - лицемерничает и подлизывается; - действует мне на нервы; - сплетничает за спиной; |
Я могу обозвать человека, который… | |
- обзывает меня; - ведёт себя неприлично; - меня очень раздражает; - орёт и бегает тогда, когда мне нужна тишина и покой; | - мой друг; - обзывает меня; - бесит меня, разозлит; - я обычно сдерживаюсь до последнего; - редко обзываюсь, в основном сдерживаюсь; |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Ю.В. Щербина. Частные приемы контроля над вербальной агрессией в конкретных речевых ситуациях:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рисунки 6 класса
Рисунки 9 класса
По морям вокруг Земли
Весенние чудеса
Ледяная внучка
Три загадки Солнца
Где спят снеговики?