социально- исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_shkolu_s_ulybkoy.doc | 1002.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
«В школу с улыбкой»
Секция: спорт и здоровье.
Автор: Гуркова Екатерина,
ученица 4 «Г» класса.
Руководитель: Юркина
Светлана Владимировна,
учитель начальных классов.
г. Нижневартовск, 2010 г.
Содержание:
Введение.
Глава 1. Теория.
Глава 2. Влияет ли настроение на успешность ученика (описание и результаты исследований).
Глава 3. Вывод.
Глава 4. Советы.
Список литературы.
Приложение.
Однажды на классном часе мы вели разговор об отметках. Многие ребята говорили, что получать хорошие отметки это здорово. За это мама похвалит, могут что-то подарить, угостить чем-то вкусным, устроить какой-то праздник. Но ведь бывают и плохие отметки. И тогда случается всё наоборот. Ученику становится грустно, портится настроение и совсем не хочется что-либо делать.
И я подумала: «От чего же зависит хорошая отметка? Может быть, от настроения или от здоровья?» Я решила понаблюдать, как отметки зависят от настроения учеников и как настроение изменяется от отметки.
Каждый человек, занимаясь какой-либо деятельностью, хочет знать, хорошо он делает или плохо, правильно или нет. У нас, учеников, основой деятельностью является учеба. Одну треть суток (6-8 часов) мы проводим в школе, на уроках. И нас очень волнует вопрос качества усвоения знаний.
Но кто и как это может оценить? Конечно, учитель! И главным инструментом оценивания наших знаний является отметка. Это правильно и удобно. Плохо ответил – «2», так - себе – «6», отлично – «9»! И все бы хорошо, но всегда ли эта отметка зависит только от качества ответа? Нет ли дополнительных факторов, влияющих на отметку ученика? Может ли быть, что, находясь в хорошем настроении, учитель воспринимает наши ответы лучше, чем они есть? На эти вопросы я хочу ответить в своем проекте.
Теоретическая значимость работы в том, что в ней я делаю попытку выявить наличие или отсутствие связи между эмоциональным фоном настроения и отметками учеников.
Практическая значимость работы в том, что полученную информацию ученики могут применять в своей учебной деятельности, с целью повышения успеваемости.
Объект исследования – значимость настроения ученика при его отметке.
Предмет – связь динамики настроения ученика и среднего балла отметок.
Методы, которые применяла в исследовании: эксперимент, анкетирование, метод математической обработки данных (вычисление среднего арифметического), качественный и количественный анализ результатов.
Цель работы: выявить существование или отсутствие зависимости отметки ученика от настроения на уроке учителя и ученика.
В соответствии с целью я поставила следующие задачи:
Что такое эмоции?
Эмоции отражают для нас мир, в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько они удовлетворяют наши разнообразные потребности.
Эмоции и познавательные процессы.
Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет более сложные. Но при этом:
Что такое настроение?
Я прочитала, что настроение – это переживание чувств, любая новая ситуация, информация, которая способствует удовлетворению потребностей, что настроение влияет на работу человека. Он сможет сделать больше, лучше выполнит любую работу, если у него есть настроение. А если нет? Как переправить плохое настроение на хорошее? Я заметила, что когда работа плохо получается, настроение портится. Значит, надо перестать делать то, что не выходит, отвлечься, поболтать по телефону и уже в хорошем настроении вернуться к работе. Но если работа совсем не нравится? Так ведь можно навсегда лишиться хорошего настроения! Итак, настроение влияет на работу человека.
Влияние настроения на деятельность человека.
Все происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции. Эмоциональные состояния человека тесно связаны с его деятельностью. Эта связь взаимная. С одной стороны деятельность человека, ее ход и результат вызывает определенные чувства, с другой стороны чувства и эмоциональные состояния влияют на деятельность. Так выполняя домашнее задание по русскому языку, мы можем испытывать удовлетворение и желание продолжать. А, садясь за домашнюю работу по нелюбимому предмету в хорошем настроении, мы можем получить удовольствие и выполнить работу гораздо быстрее и лучше. И наоборот. Таким образом, настроение может влиять на деятельность человека и «окрашивать» ее. В хорошем настроении, мы склонны оценивать положительно все происходящее. Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности.
Успешность это - все названные эмоции, которые в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения:
Успешность обучения.
Вот что, оказывается, расстраивает учителя: невыученные уроки, грубость учеников. Учитель думает, что он, значит, плохой учитель, раз дети так себя ведут. Не может научить, заинтересовать. Дети его не понимают, предмет не любят. И так далее. Я задумалась об этом: если мы бережем учителя, то надо ради него постараться. Приготовить урок мы бережем учителя, то надо ради него постараться. Приготовить урок хотя бы. А то он все на свой счет принимает. Некоторые дети не хотят учиться, не понимают, и тут кто должен бы расстраиваться? Ученик. Или хотя бы вместе с учителем переживать, потому что мы очень связаны. Хотя у учителя своя цель: ему надо передать знания. Родители тоже много знают, но их знания другие. И у учеников знания другие. Только учитель всегда помнит свои знания. Может быть, учителя зря расстраиваются, что у детей не такие знания и что дети не всегда их знания принимают? К нам на уроки иногда приходят завуч. Смотрит, как мы работаем. Я спросила один раз: замечают ли они настроение учителя? Завуч сказала, что да. Они даже следят за этим. У них такая задача: постараться уловить настроение учителя на уроке. Это важно, как он управляет своим самочувствием, как переживает вместе с нами на уроке. Я же и говорю, что мы все в школе взаимосвязаны. Все ученики соглашались, что наши отметки зависят от настроения учителя. Учитель «в настроении» всегда заметит что-то хорошее в твоей работе, найдет причину, чтобы поставить оценку повыше
В результате теоретических выводов я могу сформулировать гипотезу моего исследования: что настроение ученика и учителя влияет на отметку на уроке. Для уточнения полученных выводов, а так же для подтверждения (опровержения) гипотезы было проведено исследование зависимости отметок, выставляемых учащимся на уроке от настроения самих учащихся и учителя.
В эксперименте приняли участие ученики 4 «Г» класса. Исследование проводилось в ноябре - январь 2009 – 2010уч. года. Всего в эксперименте участвовало 22 ученика (2 отличника, 13 хорошистов, 7 ударников): из них 8 мальчиков и 14 девочек. Возраст учеников - 10 -11 лет. Эксперимент состоял из 2 основных блоков:
Блок 1: Провести самооценку учениками и учителем своего настроения перед уроком. Для диагностики была использована анкета, где ученик должен был отметить на шкале настроения его уровень (от 1 до 4) .
Блок 2: Высчитать среднее арифметическое всех отметок выставленных учителем в ходе урока и средний балл настроения за 5 дней.
Протокол исследования настроения учителя и полученных учащимися отметок
№ | учитель | Балл по шкале «настроение» | Отметки за урок (мат. + рус. яз + чтение) | Среднее арифметическое отметок |
1 | С.В. | 3 | 777778887978887977 | 7,5 |
2 | С.В. | 3 | 88888997788888976 | 7,8 |
3 | С.В. | 4 | 9678888887888888 | 7,8 |
4 | С.В. | 4 | 569999888888867999 | 7,9 |
5 | С.В. | 4 | 788889778888897899 | 8 |
| 3.6 | 7,8 |
Я считаю, что настроение учителя никак не должно влиять на наши отметки. Чтоб такого не было, мы сами должны помогать учителю в том, что у него было хорошее настроение. А как? Из анкет ребят, которые ответили на этот вопрос, получился вывод:
На протяжении пяти учебных дней ученики отмечали в своих анкетах настроение, которое у них было в начале рабочего дня.
Ф.И. | ПОНЕД. | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА | СРЕДНИЙ АРИФМ. БАЛЛ |
БОЛТОВ | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ВОЙТЕНКО | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3,6 |
ГИДОРА | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2,8 |
ГАБИТОВА | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,4 |
ГАРИФЗЯНОВ | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,6 |
ДЕРЕВЯНКО | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,4 |
ДОЛГОВА | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,6 |
ЗЕЛЕНИНА | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
КОННОВ | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2,8 |
КАНТОРОВИЧ | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,6 |
ЛОТФУЛЛИН | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 |
МИТРОФАНОВ | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 |
МУХАМЕТШИНА | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,4 |
ПЕТРОВА | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
ПЕРЕГУДОВА | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
РЯБЦЕВА | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,8 |
САДЫКОВА | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,8 |
УКРАИНЕЦ | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ЩЕРБАКОВ | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,4 |
ЧЕКАН | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,6 |
ЧЕРЕДНИЧЕНКО | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3,4 |
ГУРКОВА | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
СРЕДНИЙ БАЛ | 3,4 | 3,2 | 3,2 | 3,8 | 3,9 | 3,5 |
Настроение учителя и учеников, средняя отметка за день
(22 ученика)
1 – плохое настроение ,
2 – так себе,
3 – хорошее,
4 - отличное
Дни недели
Результаты показали, что настроение ребят улучшалось с каждым днем. Почему?
Да потому, что они получали в эти дни хорошие и отличные отметки. И их количество росло на протяжении пяти дней (предметы: математика + русский язык + чтение + окружающий мир(2 раза) = общее количество всех отметок за день).
Вас заинтересует вопрос: А почему такие отличные результаты?
Да потому, что:
Нам удавалось радовать себя и своих близких отличной успеваемостью и конечно, вместе с нами радовался за нас наш учитель.
Таким образом: в 82% случаев обнаруживается совпадение динамики настроения и среднего балла отметок, поставленных на уроке учителем. Такой процент совпадений позволяет нам сделать вывод о том, что существует зависимость отметок, выставляемых учителем от настроения учителя на уроке. Степень зависимости бывает различная.
Дополнительные анкеты мне помогли узнать, какие факторы могут влиять на успешность в учебе.
Нравится ли тебе учиться?
Если у тебя хорошее настроение утром, то у тебя:
Как часто у тебя хорошее настроение утром?
Как часто утром тебе хочется спать?
В какой степени ваше настроение зависит от учёбы?
Влияет ли здоровье на вашу учебу?
Соблюдаешь ли ты режим дня?
Влияет ли соблюдение режима дня на отличное настроение в школе?
Что испытывает ученик перед ответом?
Что влияет на выставление учителем отметки за ответ (из анкет ребят)
Большинство ребят отметили, что их успешность очень сильно зависит от хорошего настроения и знаний. По представленным результатам, я сделала вывод, что ребята с плохим настроением, как правило, не выспались утром. Представленные результаты свидетельствует о том, что успешность в учёбе зависит от хорошего настроения и отличного здоровья и что режим дня это ещё одно условие для успешности.
Теоретические выводы дали возможность предположить, что деятельность учащихся на уроке (в частности, оценивание ученика) зависит от их настроения, а степень зависимости отметок от настроения бывает различная. Таким образом, я подтвердила свою гипотезу и доказала существование зависимости отметок, выставленных на уроке от
Одной из задач моего исследования – дать рекомендации ученикам и учителям по повышению настроения.
Жизнерадостный ученик –успешный ученик.
Я задала вопрос моему классному руководителю: Так какой же должна быть школа будущего?
- В школе будущего детям будет уютно и хорошо. Мы не должны омрачать жизнь ребенка взрослыми проблемами. Одно из главных требований к педагогам - это улыбка. С каким бы настроением ни проснулся утром учитель, в школу он должен прийти с улыбкой. Как бы плохо ни вел себя ученик, педагог ни в коем случае не должен проявлять раздражение и повышать тон. Даже двойку он должен ставить с улыбкой. Тогда ребенок быстрее осознает свою ошибку.
Литература:
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Загадка Бабы-Яги
Карандаши в пакете
Самый главный и трудный вопрос
3 загадки Солнечной системы