• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательский проект

Опубликовано Тадар-оол Людмила Ангыр-ооловна вкл 11.02.2015 - 13:48
Тадар-оол Людмила Ангыр-ооловна
Автор: 
Ооржак Анчимаа

впервые работает над исследовательской работой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anchimaa_2.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               1

Горы около села Кызыл-Арыг.

    Введение

         Горные хребты и нагорья занимают 82% территории Тувы.

Тува – горная страна и характерной особенностью ее рельефа является наличие сложной системы хребтов и нагорий, занимающих большую часть территории республики, и межгорных котловин. Северная дуга образована  горными хребтами Западного и Восточного Саян, южная – хребтами Западный и Восточный Танну-Ола ( ).

    Наше село Кызыл-Арыг расположен у подножия Восточного Танну-Ола.  По Ондару Б. К «Танды сыны (Танну-Уула)- хребет в южной части Тувы; танды «высокая гора; высокогорная тайга». Именно своей красотой и величием привлекают горы людей. Они таинственные, загадочные.

    Цель работы: Ознакомление с горами, расположенными вблизи села Кызыл-Арыг.

Задачи:

  1. Изучение литературы.
  2. Изучение особенностей хребта Восточного Танды – Уула, горы Артыы- Узун

Объект исследования:  горы

Предмет исследования: хребет  Восточный Танды - Уула, гора Артыы -Узун

Методы исследования:

  1. Изучение литературы.
  2. Собеседование с учителями,  учениками старших классов.
  3. Наблюдение

   Данная тема актуальна тем, что каждый человек должен знать историю своего края.  Особенно тувинский народ по-своему относится к горам. Тувинцы с древних времен обращались с молитвами к Солнцу, Земле, воде, медведю, горам, Большой Медведице и т.д.  Наши предки говорили, что перевал имеет своего духа – хозяина. Всадник, когда поднимался на вершину перевала, обязательно слезал с лошади и привязывал к деревянной палке на кучке камней- оваа ткань белого цвета. Такая молитва на перевале –

                                                                                                                                             2

обращение людей к тайге, горам, перевалам. содержание молитвы одно- прощение у тайги, горы удачи, счастья, радости, чтобы они защитили от беды и болезней ( ).

Физико-географическое положение района исследования.

 Село Кызыл-Арыг находится в Тандинском кожууне. Село Кызыл-Арыг расположено на юге-востоке Тандинского кожууна у подножия хребта Восточный Танну – Уула. Рельеф равнинный. За селом к востоку в северном направлении течет река Шуурмак, где начало берет в хребте Хорумнуг тайга  и впадает в реку Сой.

Результаты работы:

  1. На юго-восточной части села Кызыл-Арыг раскинулся хребет Восточный Танну-Уула.

Танды означает высокая гора,  высокогорная тайга. Высота – 2592м.  

       М. Кенин-Лопсан пишет: « Танды – тайга – самый высокий горный хребет с лесами, к нему обращались с молитвой наши предки. По словам пожилых людей Танды – название одного сумона и самой высокой тайги, т.е. вершины лесного хребта. Танды – это высокий хребет, южная сторона которого солнечная, а северная очень богата лесами, ягодами, зверями…».

       По данным Минцлова К. « по правую сторону деревни Верхне – Никольское тянулся темный и суровый хребет Танну -Уула, именуемый здесь русскими Нойонским хребтом». Из-за величия и богатства Танды-Уула русские называли Восточный Танды-Уула Нойонским хребтом, хребет богатого человека.

.      По данным учителя географии МБОУ СОШ  с. Кызыл-Арыг Ондар Надежды Каржен-ооловны в хребте  Танды-Уула есть множество разных видов растений и животных. И старшеклассники совершали походы с целью изучения живой природы тайги.

В тайге Танды – Уула растут лиственницы, ели, сосны, березы, голубика, брусника. Осенью жители села Кызыл-Арыг собирают орех кедровый, ягоды. Охотники охотятся на косуль, белок, соболей и т.д. Есть хозяин тайги – медведь. Поэтому многие люди, побывавшие в тайге, поклоняются к горе, молятся, стараются не навредить природе.

      Тувинцы с давних пор соблюдали культ тайги. В Восточном Танды – Ууле много перевалов. И каждый путник останавливается, привязывает к деревьям ленточки белого цвета.

                                                                                                                                                   3

2.К северу от села Кызыл-Арыг есть гора Артыы – Узун.

      По данным Ондар Б. К « Артыы – Узун – гора, на правом берегу реки Узун-Хураган в Тандинском кожууне; артыы «та, дальняя сторона», узун «длина, длинная; длинная на той (дальней) стороне, т. е  вытянутая гора на той (дальней) стороне». Многие жители сел Кызыл-Арыг и Влдаимировка не слышали про реку Узун-Хураган, а говорят про Ортаакы-  Суг.

   Гора Артыы- Узун  расположен от села Кызыл-Арыг в 3х км.

По данным учителя географии МБОУ СОШ с. Владимировка Самбуу Натальи Николаевны, гора Артыы-Узун очень длинная в сторону Кызыл-Арыга.  Эта гора тоже богата лесами, особенно много лиственницы.  На самой высокой точке есть оваа.

У подножия горы есть чабанские стоянки. Это показывает, что окружающая природа благоприятна для создания чабанской стоянки.

Вывод.

     Мною были изучены горы, расположенные около села Кызыл-Арыг.  Узнал, что Танды означает «высокая гора, богатая гора». Артыы-Узун означает «длинная на той стороне».  

     На самых высоких точек гор Танды – Уула, Артыы- Узун есть оваа.

 Для проведения обряда выбирались самые высокие горы той или иной местности. Оваа сооружали на самой высокой точке горы ( ).  Многие жители села Кызыл-Арыг  поклоняются к хозяину гор.

                                                                                                                                                4

Заключение.

     Высокие горы притягивали людей с древних времен.

 Сама вершина выступала как путь, дорога, по которой осуществлялась связь людей с небом. Горы являлись зримым символом единства мира, олицетворением жизненной силы и гармонии ( Кенин-Лопсан).  Интересен обряд  тайга дагыыры.

    В обряде  тайга дагыыры есть элементы патриотического воспитания в людях любви, уважения и поклонения к родной земле. Мысль о священности родной земли, о ее неприкосновенности, о необходимости бережного отношения к ней занимает главное место в этом обряде ( ).

Поэтому все мы должны уважительно относиться к горам, как объектам среды обитания других живых существ.

                                                                                                                                        5

Литература

1.Ондар Б. К, Топонимический словарь Тувы, Кызыл, 2007.

2. Кенин-Лопсан М.Б, Традиционная культура тувинцев, Кызыл, 2006

3.Чистик Ж. К, Экологическая культура тувинского этноса, Кызыл, 2010г.

4. Интернет-ресурс:

Информаторы:

  1. Ондар Н. К, учитель географии  МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг
  2. Самбуу Н. Н, учитель географии МБОУ СОШ с. Владимировка
  3. Учащиеся 8-10 кл: Чооду А, Монгуш Ч, Куулар Д и др.

             Кожуунная научно – практическая конференция «Шаг в будущее»

Тема исследовательской работы:

Горы около села Кызыл-Арыг

                                                                                    Выполнила: ученик 2го класса

                                                                                    МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг,

                                                                                         член кружка «Учусь создавать проект»

                                                                                     Ортунай Сайдаш

                                                                                     Руководитель: учитель биологии,

                                                                                      руководитель кружка «Учусь        

                                                                                     создавать проект» МБОУ СОШ с.                                  

                                                                                     Кызыл-Арыг Тадар-оол Людмила                      

                                                                                      Ангыр-ооловна

Кызыл-Арыг, 2014г

Оглавление

Введение                                                                                                  1-2

  1. Результаты работы                                                                      2-3
  2. Вывод                                                                                              3
  3. Заключение                                                                                     4

Литература                                                                                                  5

   


Поделиться:

Ручей и камень

Солдатская шинель

И тут появился изобретатель

Мороз и заяц

Сказка на ночь про Снеговика