Выбор темы нашего проекта был не случайным. Киноиндустрия привлекает многих. Мы не исключение.« Я вообще не считаю, что кино может чему-то научить. Скорее оно работает как зеркало, в котором мы можем увидеть себя и свои поступки и сделать выводы. И зеркало у каждого своё »,- говорил американский актёр Ричард Гир.
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что великое искусство кино состоит в движении мысли и души и может иметь триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую и художественную.
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый материал | 41.04 КБ |
презентация | 1.23 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Проектная работа на тему : «Лучший вид искусства – кино».
Выполнили :
ученики 9 Б класса
Цуканов Олег,
Шишкин Дмитрий
Учитель: Глушкова Ольга Юрьевна.
г. Рязань 2014.
Глава I. Введение.
Выбор темы нашего проекта был не случайным. Киноиндустрия привлекает многих. Мы не исключение.« Я вообще не считаю, что кино может чему-то научить. Скорее оно работает как зеркало, в котором мы можем увидеть себя и свои поступки и сделать выводы. И зеркало у каждого своё »,- говорил американский актёр Ричард Гир.
Перед началом работы над проектом мы поставили следующую цель:
1.Проследить процесс рождения кинематографа.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Составить перечень источников информации
2. Подобрать необходимые материалы по теме
3. Разработать статью "Как появилось кино?"
4. Разработать постоянно пополняемый перечень источников информации для совместной работы над проектом.
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что великое искусство кино состоит в движении мысли и души и может иметь триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую и художественную.
Для опровержения или подтверждения данного предположения подробно были изучены различные источники:«Вся кинематография», 1916; Р. Маршан, П. Вейнштейн «Пять лет советской кинематографии 1918 –1924»: «Киносправочник 1926»; «Киносправочник 1928», «Пути кино». 1929; «Ежегодник кино, 1938; «История отечественного кино. Документы. Мемуары. Письма», 1996г.«Кремлевский кинотеатр 1928 – 1953»,2005», «Кино на войне. Документы и свидетельства», 2005; «Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника.1941-1945», 2010»: «Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства. 1998»; «Кино и власть. Советское кино 1965 –1985 гг.,1996 и др. а также была проведена работа с Интернет-ресурсами.
В соответствии с задачами проводилась аналитическая работа. Были обобщены и проанализированы полученные материалы, на основе которых и проводилось наше исследование.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Как и когда зародился кинематограф?
Проблемный вопрос:
Какую роль играет кино в жизни человека? Можно ли утверждать, что это лучшее искусство?
План проведения проекта.
I этап. Организационный. 1. Формулировка темы проекта с использованием стартовой презентации. 2.Постановка цели и задач проекта. 3. Составление общего плана.
II этап. Подготовительный. 1. Составление индивидуального плана проекта. 2. Ознакомление с поставленными задачами.
III этап. Этап реализации проекта. 1. Самостоятельная поисковая работа. (включая работу в библиотеке им.М.Горького). 2.Изучение, анализ и систематизация полученной информации. 3. Проведение анкетирования 4. Оформление результатов проделанной работы в форме презентации.
IV этап. Заключительный.1. Работа над буклетом. Буклет носит информативный характер. Раздается на руки слушателям до начала выступления. Слушатель имеет возможность ознакомиться с краткими материалами по теме и во время самого выступления «опираться» на материал в буклете. 2 Написание работы. 3. Защита презентации на школьной научной конференции. 3. Оценивание итоговой работы.4.На всех этапах - консультации с руководителем
Перспективы развития проекта
Материалы, накопленные в ходе научно-исследовательских изысканий можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках мировой художественной культуры.
Глава II.Рождение кинематографа.
Первым описанием плоских движущихся изображений принято считать рассказ о тенях, «отбрасываемых огнем … на стену пещеры» в начале седьмой книги платоновского Государства. Описания, предвосхищающие кино, также иногда находят у Герона Александрийского и Клавдия Птолемея.
Однако если говорить не о сходстве разного рода метафор со знакомым нам явлением, а о реальной системе, позволяющей записывать и воспроизводить бесконечное разнообразие движущихся плоских изображений, то непосредственными предшественниками кинематографа были, во-первых, различные игрушки с сериями картинок, которые при быстрой их смене воспринимались как одно движущееся изображение (среди таких игрушек надо отметить т.н. «чудо-блокнот», «зоотроп» и «фенакистоскоп») – все эти системы позволяли воспроизводить не более нескольких секунд движения. А во-вторых, предшественником кино как системы был волшебный фонарь (нечто вроде современного диапроектора), который в середине 19 в. часто снабжался приспособлениями, позволяющими имитировать некоторые виды движения.
Но создание кинематографа как системы воспроизведения достаточно длительного движущегося изображения, причем изображения совершенно произвольного (в том числе и полностью жизнеподобного) оказалось возможным только после того, как возникла фотография, а чувствительность фотоматериалов стала позволять снимать при коротких выдержках. Когда – с изобретением в конце 1870-х бромсеребряных желатиновых эмульсий, являющихся основой фото- и кинопроцессов по сей день – это произошло, практически сразу же стали разрабатываться различные системы записи движения.
В истории сохранились имена десятков изобретателей такого рода систем, работавших в самых разных странах (наиболее известны среди них англичанин Эдвард Майбридж и француз Этьен-Жюль Марей), но в большинстве случаев эти изобретения из-за финансовых или технических проблем не были доведены до конца. А те, которые были закончены, или создавали неудовлетворительные условия для восприятия – как системы Марея и Майбриджа, – или были резко ограничены в разнообразии типов возможных изображений – как, например, система француза Эмиля Рено, которая не использовала фотографию.
Первой успешной кинематографической системой были изобретенные Томасом Эдисоном и его инженером Уильямом Диксоном два приспособления – «кинетограф» («записывающий движение», снимающее устройство), а другое – «кинетоскоп» («показывающий движение», воспроизводящее устройство). Эта система была разработана в конце 1880-х – в начале 1890-х, патентная заявка на нее была подана в 1891, патент выдан 14 марта 1893, а первый коммерческий сеанс состоялся 14 апреля 1894. В силу этого Эдисона и Диксона можно было бы считать изобретателями кино (и так иногда и делают), но кинетоскоп был рассчитан только на индивидуальный просмотр, что, очевидно, не позволило тогдашней публике разглядеть в нем нечто большее, чем простой аттракцион. Из-за этого получившие первоначально довольно широкую популярность кинетоскопы через несколько лет вышли из употребления.
Поэтому изобретателями кинематографа признаны братья Луи и Огюст Люмьеры, которые были знакомы с конструкцией эдисоновской техники и, благодаря тому, что Эдисон не стал патентовать свое изобретение в Европе, смогли воспользоваться некоторыми его идеями. Их аппарат «синематограф» и дал название кинематографу. Люмьеры подали патентную заявку 13 февраля 1895, а первый публичный просмотр состоялся в Париже 22 марта 1895. Любую из этих дат (равно как и любую из перечисленных выше дат, относящихся к эдисоновскому изобретению) можно считать днем рождения кино, но официальным днем рождения признается 28 декабря 1895, когда был дан первый коммерческий сеанс синематографа в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов.
Люмьеровские сеансы состояли обычно из примерно десятка пятидесятисекундных лент. Как правило, показ начинался первым снятым ими фильмом Выход рабочих с фабрики Люмьер (LaSortiedesusinesLumière, 1895), затем демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (например, море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки, разрушение стены – последний сюжет часто затем показывался в обратной проекции, и стена восстанавливалась). Но наибольшую популярность имели два ролика, которым Люмьеры в конечном счете и обязаны признанием в качестве родителей кино, – это Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота и Политый поливальщик (L"ArroseurArrosé, 1895). В первом из этих фильмов поезд, подъезжающий к станции по диагонали кадра, так быстро и заметно увеличивался в размерах, что многие зрители в испуге вскакивали с мест: настолько был сильным эффект движения как бы из глубины плоской картинки – эффект, никогда ранее не встречавшийся в изобразительных искусствах. Именно этот фильм быстро принес популярность новому зрелищу, из-за чего его иногда ошибочно считают вообще первым в истории кино.
Если в большинстве остальных ранних фильмов Люмьеров показывались различные события, происходившие без участия кинематографистов, то Политый поливальщик был фильмом полностью постановочным, причем не просто постановочным (какими были, например, все фильмы Эдисона – Диксона), но первым в истории кино фильмом со вполне законченной повествовательной структурой, соответствующей всем канонам классической драматургии. В нем имела место экспозиция (человек поливает из шланга сад), завязка (мальчишка за спиной поливальщика наступает на шланг), развитие действия с поворотной точкой (поливальщик в недоумении заглянул в наконечник шланга), кульминация (мальчишка убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет в лицо поливальщика) и развязка (поливальщик бьет мальчишку, тот убегает). Этот фильм, несомненно, являющийся родоначальником всего игрового кинематографа, продемонстрировал раннему кинематографу путь, по которому он сможет рассказывать простейшие истории – путь использующих сценические методы однокадровых построений.
Первая публичная демонстрация произошла в Париже в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (в подвале "Гран Кафе" на бульваре Капуцинов).
После гениального изобретения Люмьеров возник кинематограф, но ещё не было кино. Первым стал снимать фильмы по сценариям директор одного из парижских театров Жорж Мельес, который стал одним из основоположников кино как самостоятельного вида искусства. И в 1908 г. во Франции уже появляется понятие "filmd`art" - "художественный фильм".
К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают снимать кино. В начале века продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Гриффит снимает фильм "Рождение нации" продолжительностью уже целых 3 часа. В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, одними из наиболее успешных стали комедии с участием Чарли Чаплина.
До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В 1927 г. появился первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает - "Певец джаза".
Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились ещё в 30-е, а в 1939 г. в США был снят один из первых цветных фильмов "Унесённые ветром». Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики. Одним из наиболее передовых примеров использования компьютерной графики стал фильм «Матрица».
Глава III. История российского кинематографа.
Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему миру, и Россия не осталась от этого в стороне. В 1986 году французы познакомили с кинематографом россиян, а в 1898 году появились на свет первые российские фильмы.
История российского кино своеобразна. Суровые нравы плюс характерные черты определенных политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток. Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звезд и талантливых кинорежиссеров.
В конце 19-го начале 20 века короткометражные фильмы, которые снимались в России, были в основном посвящены жизни монаршей семьи, к тому же подвергались цензуре. В появившихся кинотеатрах транслировались иностранные фильмы, популярные в ту эпоху.
Первым российским фильмом считается картина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Режиссеров фильма выступил Владимир Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Руководство и финансирование фильма осуществлялось предпринимателем Александром Дранковым. Как удалось пропустить сквозь цензуру тему про вольного казака Степана Разина, история умалчивает. Картина, естественно, прошла жесткую «чистку».
Фильм «Стенька Разин» был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.
К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах – детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. В России появились первые кинозвезды - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Пролетарское искусство сложно было назвать высокохудожественным, тем не менее, оно вызывало интерес даже за рубежом. Одно из ярких русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности.
Период 30-х – 40-х годов был неоднозначным. С одной стороны жесткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст. С другой стороны яркие комедии и новые звезды, такие, как актриса Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров. Фильмы, вышедшие в то время, в мире были практически неизвестны. Играл роль «железный занавес» и негативное восприятие жизни в России в западных странах. Сами же жители СССР свое кино очень любили. Кинотеатры пользовались популярностью и часто были заполнены до отказа.
Яркие имена в мире российского кинематографа в 60-х - 80х годах - это режиссеры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Известные фильмы – «Солярис», «Два бойца», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице» и многие другие.
Еще один переломный этап в истории русского кинематографа наметился в 90-е годы, в эпоху перестройки. Фильмы того времени отличались провокационностью, порой излишним негативизмом. Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.
Мы проанализировали самые популярные отечественные фильмы разных лет и у нас получились следующие результаты:
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 30-х
Путевка в жизнь (1931) Николая Экка
Веселые ребята (1934) Григория Александрова
Чапаев (1934) Братьев Васильевых
Юность Максима (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга
Бесприданница (1936) Якова Протазанова
Цирк (1936) Григория Александрова
Волга-Волга (1938) Григория Александрова
Александр Невский (1938) Сергея Эйзенштейна
Подкидыш (1939) Татьяны Лукашевич
Трактористы (1939) Ивана Пырьева
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 40-х
Здесь и далее – общее число зрителей за первый год демонстрации фильма.
1. Молодая гвардия (1948) Сергея Герасимова. 42,4 млн.
2. Падение Берлина (1949) Михаила Чиаурели. 38,4 млн.
3. Сказание о земле Сибирской (1948) Ивана Пырьева. 33,8 млн.
4. Звезда (1949) Александра Иванова. 28,9 млн.
5. В шесть часов вечера после войны (1944) Ивана Пырьева. 26,1 млн.
6. Встреча на Эльбе (1949) Григория Александрова. 24,2 млн.
7. Радуга (1944) Марка Донского. 23,7 млн.
8. Каменный цветок (1946) Александра Птушко. 23,1 млн.
9. Аринка (1940) Юрия Музыканта, Надежды Кошеверовой. 22,9 млн.
10. Подвиг разведчика (1947) Бориса Барнета. 22,3 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 50-х
11. Тихий Дон (1957) Сергея Герасимова. 46,9 млн.
12. Любовь Яровая (1953) Яна Фрида. 46,4 млн.
13. Над Тиссой (1958) Дмитрия Васильева. 45,7 млн.
14. Карнавальная ночь (1956) Эльдара Рязанова. 45,6 млн.
15.Свадьба с приданным (1953) Татьяны Лукашевич, Бориса Равенских 45,3 млн.
16. Застава в горах (1953) Константина Юдина. 44,8 млн.
17. Иван Бровкин на целине (1959) Ивана Лукинского. 44,6 млн.
18. Смелые люди (1950) Константина Юдина. 41,2 млн.
19. Кубанские казаки (1950) Ивана Пырьева. 40,6 млн.
20. Солдат Иван Бровкин (1955) Ивана Лукинского. 40,3 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 60-х
1.Бриллиантовая рука (1969) Леонида Гайдая. 76,7 млн
21. Кавказская пленница (1967). 76,5 млн.
22. Свадьба в малиновке (1967) Андрея Тутышкина. 74,6 млн.
23. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) Леонида Гайдая. 69,6 млн.
24. Щит и меч (1968) Владимира Басова. 68,3 млн.
25. Новые приключения Неуловимых (1969) Эдмонда Кеосаяна. 66,2 млн.
26. Человек-амфибия (1962) Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева. 65,4 млн.
27. Война и мир (1966) Сергея Бондарчука. 58 млн.
28. Сильные духом (1968) Виктора Георгиева. 55,2 млн.
29. Неуловимые мстители (1967) Эдмонда Кеосаяна. 54,5 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 70-х
1. А зори здесь тихие… (1973) Станислава Ростоцкого. 66,0 млн.
2. Джентльмены удачи (1972) Александра Серого (при весьма ощутимом художественном руководстве Георгия Данелия). 65,0 млн.
3. Табор уходит в небо (1976) Эмиля Лотяну. 64,9 млн.
4. Калина красная (1974) Василия Шукшина. 62,5 млн.
5. Афоня (1975) Георгия Данелия. 62,2 млн.
6. Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1973) Эдмонда Кеосаяна. 60,8 млн.
7. Иван Васильевич меняет профессию (1973) Леонида Гайдая. 60,7 млн.
8. Мачеха (1974) Олега Бондарева. 59,4 млн.
9. Служебный роман (1978) Эльдара Рязанова. 58,4 млн.
10. Судьба (1978) Евгения Матвеева. 57,8 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 80-х
1. Пираты ХХ века (1980) Бориса Дурова. 87,6 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
2. Москва слезам не верит (1980) Владимира Меньшова. 84,4 млн.
3. Экипаж (1980) Александра Митты. 71,1 млн.
4. Маленькая Вера (1988) Василия Пичула. 56,0 млн.
5. Спортлото-82 (1982) Леонида Гайдая. 55,2 млн.
6. Петровка, 38 (1980) Бориса Григорьева. 53,4 млн.
7. Человек с бульвара Капуцинов (1987) Аллы Суриковой. 50,6 млн.
8. Тегеран-43 (1981) Александра Алова и Владимира Наумова. 47,5 млн.
9. Самая обаятельная и привлекательная (1985) ГеральдаБежанова. 44,9 млн.
10. Любовь и голуби (1984) Владимира Меньшова. 44,5 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 90-х
Увы, официальные данные отсутствуют. Вместе с тем очевидно, что лидерами проката 90-х были Ширли-мырли (1994) Владимира Меньшова, Особенности национальной охоты… (1995) Александра Рогожкина, Брат (1997) Алексея Балабанова и Сибирский цирюльник (1999) Никиты Михалкова. На рубеже XXI века самым кассовым российским фильмом стал, бесспорно, «Брат—2» того же Алексея Балабанова.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 2000-х
1. Ирония судьбы. Продолжение (2007) Тимура Бекмамбетова. 1233 миллиона рублей.
2. Адмиралъ (2008) Андрея Кравчука. 912 млн. руб.
3. Дневной дозор (2006) Тимура Бекмамбетова. 867 млн. руб.
4. 9 Рота (2005) Федора Бондарчука. 723 млн. руб.
5. Самый лучший фильм (2008) Кирилла Кузина. 678 млн. руб.
6. Обитаемый остров: Фильм первый (2009) Федора Бондарчука. 652 млн. руб.
7. Волкодав из рода Серых Псов (2006) Николая Лебедева. 593 млн. руб.
8. Черная молния (2009) Александра Войтинского и Дмитрия Киселёва. 591 млн.руб.
9. Тарас Бульба (2009) Владимира Бортко. 575 млн. руб.
10. Каникулы строгого режима (2009) Игоря Зайцева. 552 млн. руб.
С 2010 года критики отмечают появление новой волны авторского кино — «урбореализма», имеющего корни в лирическом советском кинематографе и вызывающего резонанс у зрителей. К этим фильмам относятся «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Какраки», «Простые вещи», «О чем говорят мужчины», «Громозека» и представляют собой драмы, мелодрамы и комедии о жизни простых горожан. Эксцентрика и карнавализация повседневности — основная эстетика этого кино.Говорить о самобытности российского кино, пожалуй, преждевременно. Свой стиль у российского кино ещё не выработался. Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю. Есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино. Но российское кино ещё слишком молодо. Ему нужно время, чтобы найти себя.
Глава III. Волшебная сила кино.
Человек, которому сегодня 18-20 с небольшим лет, готовится к самостоятельной жизни. Он учится, порой одновременно стоит у станка или работает в поле. У него значительный запас знаний, еще больше ему предстоит, узнать. Современная молодёжь должна учиться жить, трудиться и отдыхать. Кинематограф становится одним из способов воздействия на личность человека. Кинопроизведения, показывая путь, пройденный народом, дают ценный материал для воспитания. Произведения экранного искусства обладают большими возможностями для формирования мировоззрения, патриотизма, нравственного и эстетического воспитания молодых людей. Лучшие советские фильмы, изображая нашего современника в разносторонних общественных связях, воспроизводят его нравственные чувства, помыслы и поступки, утверждают и пропагандируют нормы морали. Кинематограф относится к области стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного творчества.
Работая над данным проектом, мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы. Большинство участников ответили, что кино их интересует больше, чем другие виды искусства. Анализ свободного времени
Учащихся нашей школы показал, что значительное место в их досуге занимает просмотр фильмов.
Произведения киноискусства — прекрасное средство развития чувств. Поэтому воспитательная роль кинематографа больше, чем может показаться, когда о целесообразности использования картин судят лишь по их тематике. Так, моральному воспитанию молодежи способствуют не только ленты, про которые принято говорить, что они посвящены этическим проблемам. Любой
талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Если картина о современности, она еще и подготавливает юношей и девушек к той системе отношений, которая является характерной для нашего общества, частично включает их в эти отношения.
К произведениям киноискусства такого типа относится «Баллада о солдате» (авторы В. Ежов и Г. Чухрай). В образе девятнадцатилетнего бойца Алеши Скворцова отражены представления об идеальной .нравственной красоте и гармонии. Кинорежиссер И.Хейфиц писал о силе примера в киноискусстве:
«Зритель всегда жаждет мысленно пожать руку такому вот «своему парню» и поблагодарить его за то, что он сказал засидящего в зале заветные слова и совершил то, что хотел бы совершить сидящий в зале. Но сделал это искуснее, а главное —в самый подходящий момент».
Когда мы встречаемся с истинными произведениями киноискусства, такими как “Калина красная” В. Шукшина, “Чучело” Р. Быкова, в основе которых лежат вечные, непреходящие ценности, то на первый план выдвигается эстетическое воздействие этих фильмов. Можно говорить о том, что они о чем-то информируют зрителей, воспитывают их, определенным образом организуют поведение, однако всего этого явно недостаточно для того, чтобы охарактеризовать влияние подобных кинокартин на личность. Лучше всего оно определяется через потрясение, очищающего воздействия на человека.
Классический пример прямого, чисто практического влияния кино — фильм «Тимур и его команда» (режиссёр А. Разумный), сценарий которого А. Гайдар переработал впоследствии в одноименную книгу. Патриотические чувства подрастающего поколения, его любовь к защитникам Родины воплощены в картине в конкретных действенных поступках. Когда началась
Великая Отечественная война, миллионы пионеров стали последователями экранного героя. В жизни многих молодых людей встречались случаи по-
добного влияния произведений кинематографа: посмотрел фильм и по-иному взглянул на жизнь, что-то изменилось в душе. Но в принципе кино редко перевоспитывает человека сразу вслед за просмотром. Оно оказывает не прямое, а опосредованное воздействие, поэтому о лучших фильмах справедливо говорят как об учебнике жизни. Итак, произведения киноискусства могут сделать явной и общедоступной скромную красоту обыденного, заставить восхищаться тем, мимо чего люди порой скользят равнодушным взглядом. Это относится к изображению на экране не только внешних проявлений, но и скрытых сложных процессов.
В фильме «Рыцарь мечты» окружающие героя речные просторы, лес, горы, морское побережье, небо зафиксированы зрением более острым и восторженным. Постановщик картины (он же главный оператор) В. Дербенев заставляет зрителей вместе с юным Грином наслаждаться очарованием южной ночи на палубе медленно плывущего парохода, ощущать всем телом соленые брызги волн, последнее тепло осени. Но радость бытия выражена в картине не одним созерцанием блистательно снятых пейзажей — экран показывает романтику внутреннего мира человека в неповторимо прекрасный момент расставания с детством. Юноша покидает родной дом. Он едет в портовый город, надеясь поступить юнгой на корабль. Фильм в поэтической форме рассказывает о радостях и бедах сложного переходного возраста. У героя и восторг перед только что начинающейся самостоятельной жизнью, и растерянность, неуверенность в собственных силах. В неустоявшемся мироощущении фантазия и реальность не поддаются четкому разделению; экран показывает юношу и таким, каков он есть, и таким, каким он видит себя в мечтах. Застенчивый бледнолицый подросток в громадной соломенной шляпе и тесноватом гимназическом кителе через минуту предстает отважным капитаном шхуны, берет в плен пиратов, спасает благородных спутников, мчится через горы вдогонку за алым конем. Фильм «Рыцарь мечты» завершается реальной схваткой с разбушевавшейся стихией. Юный мечтатель одерживает победу над штормом. Словно персонаж сказки Андерсена «Гадкий утенок», он не осознал еще свой потенциал и тем не менее мужественно вступает в борьбу за самоутверждение. Фильм расширяет наши представления о мире красоты, показывает, что диапазон оттенков прекрасного богаче, чем многие себе представляют.
Ю.М. Лотман писал: “Кинофильм принадлежит идеологической борьбе, культуре, искусству своей эпохи. Этими сторонами он связан с многочисленными, вне текста фильма лежащими сторонами жизни, и это порождает целый шлейф значений, которые и для историка и для современника порой оказываются более существенными, чем собственно эстетические проблемы” . Отмечая особенности киноповествования, он говорит: “… в фильм все время втягивается последовательность разнообразных внетекстовых ассоциаций общественно-политического, исторического, культурного плана в виде разнообразных цитат… Возникает повествование на высшем уровне как монтаж разнообразия культурных моделей”.
Таким образом, произведение киноискусства, как некая целостность, оказывается тесно связанным с широким социо-культурным контекстом, который его порождает. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. По всей видимости, такая связь текста фильма с действительностью объясняется спецификой языка, которым оперирует кинематограф. Киноречь — это “оттиски” видимой и слышимой жизни. Зритель, захваченный экранными образами, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма. Человек перестает быть простым наблюдателем событий, происходящих на экране. Он их активный участник. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той действительностью, которая его окружает.
Глава IV. Заключение.
Что такое кино и зачем оно в нашей жизни? Зачем люди ходят в кинотеатры, могут там потратить свое время, для того чтобы пару часов просидеть перед большим экраном. Ответ один — эмоциональность. Когда мы просматриваем кинофильм, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с его героями начинаем переживать, удивляться, проживаем целую жизнь. И это интересно и красиво. Многие могут назвать фильмы, на которых они выросли. Именно кино дарит людям кумиров, примеров для подражания. Всех достоинств у этого вида искусства не перечислить. Кино расширяет кругозор, повышает образованность человека, помогает ему развиться как личность. К примеру, документальные фильмы развивают стремление людей к новым путешествиям, к поискам нового и неизведанного. В кинокартинах, каждый найдет информацию, интересующую именно его, найдет пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Также фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.
После появления на белом полотне экрана первых живых картин у человека возникли все основания полагать, что отныне движущийся образ живых существ и предметов можно будет сохранить на века, и он был вправе воскликнуть: “Прошлое принадлежит мне!” Но прошлое не принадлежит никому, если судить о нем по этим картинам, ведь они не несут отпечатка нашей памяти, который неуловимо накладывается на то, что вызвано ею, и кажутся еще более устаревшими, потому что течение времени не изменило их вида. Древние поэмы оживают в устах молодых. Будущему принадлежит право определять ценность некоторых произведений. Пьесы, как ни подвластны они времени, иногда могут пережить актеров, впервые вдохнувших в них жизнь. Но кинематографическое произведение, связанное со своей эпохой, как ракушка, прилепившаяся к скале, не подчиняется закону времени, которому оно бросает вызов, оно неизменное в меняющемся мире.
Еще раз вспомним с благодарностью ученых и изобретателей: Плато, Рейно, Эдисона, Маре, Ньюбриджа, Демени, братьев Люмьер — всех тех, кто из любви к открытиям помогли изобретению, которое они считали лишь “научной игрушкой” и которое оказалось новым средством выражения машиной, фабрикующей грезы, арсеналов поэзии.
Таким образом, наша гипотеза верна: кино заставляет смеяться и плакать, радоваться и грустить. Фильмы могут дать такие эмоции, пережить ситуации, которых в реальной жизни нет. Так что кино еще долго не утратит своего важного места в жизни людей.
Содержание:
Список литературы:
с 151.
Интернет-ресурсы:
Слайд 1
История развития кинематографа Выполнила: Чалышева Ксения, Ученица 9 класса МОУ СОШ №34 г. Волжского Волгоградской области Руководитель: Дизендорф Наталья НиколаевнаСлайд 2
Что такое кинематограф? Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, изображать) — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематография.
Слайд 3
Создатели кино Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноиску́сство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука кинове́дение. На фото: создатели кино Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа)
Слайд 4
История кинематографии Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноиску́сство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука кинове́дение.
Слайд 5
Влияние кинематографа Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, высказываются даже предположения о значимости влияния кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков.
Слайд 6
Немое кино Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15—20 минут демонстрации).
Слайд 7
25-ый кадр В середине XX века был распространён миф о том, что человеческий мозг якобы может воспринять лишь 24 кадра в секунду — а 25-й кадр, если его вставить в воспроизведение, якобы будет восприниматься человеком на подсознательном уровне. Из этого заблуждения были сделаны выводы об эффективности «феномена 25-го кадра» в различных видах внушения и подсознательного воздействия (например, в целях политической пропаганды, коммерческой рекламы, при обучении иностранным языкам, лечении от наркозависимости и пр.).
Слайд 8
Цифровой кинематограф В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или «цифровое видео» (англ. digital video).
Слайд 9
Кинопроизводство в России Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа (первые фильмы братьев Люмьер вышли на экран в Париже в 1895 году, Россия же познакомилась с кинематографом уже в 1896 году, и в том же году был снят первый российский фильм). Синематограф, как тогда называли кино, очень нравился царю Николаю II, и благодаря его протекции новинка получила в России быстрое распространение.
Слайд 10
Короткометражное кино На первый взгляд, короткометра́жное кино́ отличается от полнометражного только небольшой продолжительностью фильма (в основном 15—20 минут). Но так кажется только на первый взгляд, ведь в узкие временные рамки короткометражного фильма нужно вместить весь спектр зрительских переживаний, который существует в кино полнометражном. Поэтому короткометражное кино является, с художественной точки зрения, совершенно отдельным видом киноискусства и отдельным видом кинематографического творчества. Его ещё называют «киноминиатюрой».
Слайд 11
Кино как профессия Кинематографические школы снова становятся модными среди киноманов. В основном эти школы воспринимаются как экзотика, и развиваются как экзотика, зачастую стремясь привлечь зрителя шокирующими сценами и принципиально новыми подходами к съёмке, нежели новыми тенденциями в изученных областях кино.
Слайд 12
Профессии кинематографа Продюсер Режиссёр-постановщик Режиссёр по работе с актёрами Помощник режиссёра Консультант Директор-администратор фильма Администратор по площадке Сценарист Редактор Актёр Оператор-постановщик Бригадир светотехников с бригадой Дольщик Кранмейстер Художник-постановщик Декоратор Бутафоры Художник-гримёр Художник по костюмам Реквизитор Композитор Звукорежиссёр Режиссёр монтажа
Слайд 13
Российские киностудии Одной из самых знаменитых Российских киностудий является московская киностудия МОСФИЛЬМ
Слайд 14
Логотип «МОСФИЛЬМ»
Слайд 15
Рождение студии В 1923 году после национализации и капитального ремонта киноателье Ханжонкова превратилось в Первую фабрику Госкино. Другая, фабрика - Третья, разместилась в бывшем ателье Ермольева в Брянском переулке, недалеко от Киевского вокзала. Их объединение в 1923 году положило основу будущему «Мосфильму». В ноябре 1923 года работа на новом предприятии началась со съемок фильма режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». На экраны фильм вышел в январе 1924 года. С этого времени студия начала работать как сложившийся творческий коллектив и именно эту дату и считают сегодня днем рождением студии.
Слайд 16
Иван Грозный
Слайд 20
Режисёры В середине 20-х, наряду со знаменитым «Броненосцем «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, впервые прозвучали имена режиссеров Фабрики Госкино, ставших вскоре широко известными, - Льва Кулешова, Абрама Роома, Всеволода Пудовкина.
Слайд 21
Режисеры киностудии Абрам Роом Александр Ханжонков Иван Пырьев
Слайд 22
Сергей Эйзенштейн Иосиф Ермольев
Слайд 23
Строительство новой студии 20 ноября 1927 года на Ленинских горах (близ хутора Потылиха) состоялась торжественная закладка новой кинофабрики.
Слайд 24
Главный корпус перед открытием
Слайд 25
Все изменила война… В сентябре 1941 года, когда немцы наступали в сторону Москвы, все киностудии по решению правительства были эвакуированы на восток в Алма-Ату. 950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от брони, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ю Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию..685 работников студии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта…
Слайд 26
Восстановление Уже в конце 1942 года, как только стало возможно, было принято решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». Необходимо было возобновить работу всех производственно-технических и подсобных цехов, и из Алма-Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал. На студию командировались демобилизованные из армии после ранений старые работники. Кроме того, на Мосфильме было организовано небольшое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. И уже к концу 1943 года все основные цеха студии работали с полной загрузкой. Всего за военные годы на «Мосфильме» было создано около двадцати полнометражных картин, в том числе и знаменитые картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Нашествие» Абрама Роома и др.
Слайд 27
Вечная память… На центральной площади "Мосфильма" перед Главным корпусом к 20-летию Победы был открыт обелиск в память погибших работников студии. Отсюда они ушли на защиту Москвы и 146 человек отдали свою жизнь за свободу Родины. В майские дни здесь ежегодно проходят торжественные митинги, где чествуют ветеранов Великой Отечественной войны. Рядом расположен монумент – специально сделанный для съемок картины «Оптимистическая трагедия», он навсегда остался стоять на площади как символ несокрушимого мужества.
Слайд 28
Памятник погибшим работникам во время ВОВ
Слайд 29
Коридор современной студии
Слайд 32
Создание первого телеобъединения В 60-е годы на «Мосфильме» было создано первое в стране телевизионное объединение, где появилось ставшее популярным многосерийное кино. Именно здесь в в 60-80 годы снимались многие известные телефильмы , такие как «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина.
Слайд 33
Это 3-я улица Строителей? В 70-е годы Мосфильм был прославлен картинами «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова и многие другие.
Слайд 34
Каждое последующее десятилетие на студии появлялись новые замечательные картины - «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Мы из джаза» и «Курьер» Карена Шахназарова, «Чучело» Ролана Быкова, «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. В сложное перестроечное время студия смогла пережить хаос и всеобщую разруху, здесь все так же продолжали снимать фильмы, самые значительные из которых «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, «Звезда» Николая Лебедева и др.
Слайд 35
Благодарю за просмотр
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
"Разделите так, как делили работу..."
Мальчик и колокольчики ландышей
Белый лист
Астрономический календарь. Май, 2019