• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Двигательная активность и здоровье школьника

Опубликовано Наталья Анатольевна Васенкова вкл 17.02.2015 - 17:12
Автор: 
Марушевская А.А.

Выступление расскрывает основные причины снижения двигательной активности детей школьного возраста и представляет вариант двигательного режима школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ СПО   «Гагаринский педагогический колледж»

   

Двигательная активность и здоровье школьника

Выступление на конференции

«День науки  2012»

студентки 1 группы 2 курса

специальность Физическая культура

– Марушевская А.А.

члена ИТГ «ОЛИМПИОНИК»

Научный руководитель

Васенкова Н.А.

г. Гагарин

2012-2013 уч.г.

Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.

Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет.

С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая душа, услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!

 Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят толстенькие, румяненькие, послушные и малоподвижные. И голос воспитательниц обращен к другим: «Сиди! Куда побежал?», «Опять ты полез?».

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?

Все не так просто. В свое время желание поддерживать идеальный порядок в школе (прекрасная мысль!) привело к сменной обуви. Все учителя были счастливы, но дети стали несчастны. Во время перемены они не могли выбежать во двор и толкались в коридорах. Где сейчас найти изобретателя той идеи? Как подсчитать невидимый, но ощутимый урон, нанесенный здоровью миллионов? Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов, а дошкольник— 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.

Сегодня нормальный день старшеклассника — шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Из тысяч опрошенных и осмотренных только одна девочка не смотрит телепередачи. Почему? Папа развелся с мамой и, уходя, забрал телевизор. Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.

 Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.

Рассказать детям, что состояние здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Для подтверждения этого можно привести пример ухудшения здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни) длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих больных предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов после полетов значительно улучшилось.

Объяснить детям, что с другой стороны, объем движений не может быть очень большим, что также может привести к ухудшению здоровья. Для этого можно привести пример покоса в деревне вручную, когда косари трудятся практически целый день. Такую работу даже взрослый очень сильный и здоровый человек может выдержать не более 2-х недель. Указать, что лучше всего заниматься в день физическими упражнениями (в т.ч. прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и т.п.) 2-2,5 часа в день. Для учащихся III классов необходимо полностью указать, какими формами двигательной активности и в какое время суток необходимо заниматься. Учесть при этом утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! Играют в разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться своими делами…

Динамики работоспособности человека в течение суток

Напомнить учащимся закономерности режима дня, изученные в первом классе. Еще раз более подробно рассказать о динамике работоспособности человека в течение дня (это необходимо для правильного самостоятельного планирования занятий физическими упражнениями, в т.ч. и физкультурных минут различной направленности):

1 период - от 700 до 900 для занятий физическими упражнениями не очень благоприятный. Работоспособность низкая. Уровень возбуждения также очень низкий. В этот период лучше выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы и минуты, направленные на возбуждение нервной системы, дыхательную и глазную гимнастику.

2 период - 900-1200 наиболее благоприятен для занятий физическими упражнениями. В это время лучше всего и планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями для развития физических качеств.

3 период - 1300 - 1600 часов дня как правило снижается работоспособность человека. В это же время, если человек устал, то у него может излишне возбудиться нервная система. Поэтому в это время необходимо выполнять физкультурные минуты для снижения возбуждения нервной системы, глазную и дыхательную гимнастики.

4 период - 1600 - 1900 вновь повышение работоспособности организма. Поэтому в этот период вновь можно развивать у себя физические качества.

5 период- 1900 - 2100 подготовка ко сну. В этот период необходимо избегать всяких тяжелых физических упражнений. Целесообразно снижение возбуждения нервной системы, дыхательная и глазная гимнастики.


Поделиться:

Иван Васильевич меняет профессию

Л. Нечаев. Яма

Зимний лес в вашем доме

Рождественские подарки от Метелицы

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию