• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Интернет-зависимость у младших школьников (Доклад на научно- практическую конференцию младших школьников)

Опубликовано Макогон Елена Валерьевна вкл 22.02.2015 - 1:55
Автор: 
Огарь Семен

Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

В России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день. Истинные интернетоманы – люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Объектом исследования является группа младших школьников.

Предметом исследования является зависимость от Интернета в младшем школьном возрасте.

Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у младших школьников.

Задачи:

  1. Выявить причины зависимости от Интернета.
  2. Изучить симптомы Интернет-зависимости.
  3. Изучить последствия Интернет-зависимости.
  4. Изучить способы предотвращения зависимости от Интернета.
  5. Выявить отношение младших школьников к Интернету.
  6. Выявить количество пользователей зависимых от Интернета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_ogar.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 22

Реферат

информатика

Интернет-зависимость у младших школьников

Выполнил:

Огарь Семён Андреевич

МОАУ СОШ № 22

2 «Г» класс

Консультант:

Макогон Елена Валерьевна

Благовещенск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5

1. Характеристики понятия «Интернет-зависимость»

5

2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости

6

3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости

8

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

10

1. Анкетирование. Анализ результатов

10

2. Профилактика Интернет-зависимости

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

ЛИТЕРАТУРА

14

ПРИЛОЖЕНИЯ

15

                                                                               


ВВЕДЕНИЕ

Интерес, порождающий манию

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев

Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

В России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день. Истинные интернетоманы – люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Объектом исследования является группа младших школьников.

Предметом исследования является зависимость от Интернета в младшем школьном возрасте.

Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у младших школьников.

Задачи:

  1. Выявить причины зависимости от Интернета.
  2. Изучить симптомы Интернет-зависимости.
  3. Изучить последствия Интернет-зависимости.
  4. Изучить способы предотвращения зависимости от Интернета.
  5. Выявить отношение младших школьников к Интернету.
  6. Выявить количество пользователей зависимых от Интернета.

Гипотеза: у детей младшего школьного возраста существуют предпосылки к Интернет-зависимости.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Анкетирование, обработка данных, построение диаграмм.

3. Беседа с родителями и школьниками.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристики понятия «Интернет-зависимость»

Феномен Интернет-зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется психологами как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.

Интернет-зависимость – это патологическое  пристрастие человека к проведению как можно большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Они оказываются абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.

Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят:

- зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

- «информационную перегрузку», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive

- непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных;

- компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете;

- зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

В интернете людей привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Интернет-зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют сеть для получения социальной поддержки, а также возможности создания нового «Я», которое получает признание окружающих таким образом.

2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости

Причины возникновения Интернет-зависимости.

  1. Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или Интернет-зависимости, так как в определённом смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.
  2. Проблема Интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
  3. Большая часть Интернет-зависимых «сидит» в Сети ради общения. Интернет - зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети. 
  4. Возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации.

Стадии развития Интернет-зависимости.

На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы Интернет-зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости

Признаки зависимости.

Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

  •  увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
  •  снижение успеваемости в школе,
  •  потеря интереса к происходящему вокруг,
  •  нарушения сна,
  •  часты резкие перепады настроения,
  •  неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Симптомы зависимости таковы:

  •  навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
  •  постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
  •  пристрастие к работе (играм) и информационная перегрузка,
  •  нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  •  раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  •  забывание о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  •  готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  •  ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  •  обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Последствия Интернет-зависимости.

  1. Ребенок перестает приглашать в дом друзей, а на предложение посетить кино следует категорический отказ.
  2. Появляются плохие оценки в дневнике, а также теряется интерес к разному роду развлечениям.
  3. Ребенок лжёт, что он гулял или занимался уроками. 
  4. Ухудшается детский аппетит, а сидя возле монитора, вообще забывает о еде.
  5. Ребенок плохо спит, и ему снятся очень плохие сны.
  6. Появляются головные боли, которые посещают ребенка очень часто и свидетельствуют об истощении психики.
  7. Ребенок становится раздражительным и нервозным.

Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.

Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред детям, подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире,

находят возможность социализации в мире Виртуальном.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Анкетирование. Анализ результатов

Тест Кимберли Янг на Интернет-зависимость – психологический тест, разработанный для определения наличия Интернет-зависимости.

Кимберли Янг – американский психиатр, мировой эксперт по Интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики Интернет-зависимости, который лежит в основе данного теста (Приложение 1).

Если говорить, о тесте на Интернет-зависимость К.Янг, то здесь можно говорить о том, в большинстве своем дети используют Интернет для обучения, в меньшинстве – интернет-зависимы, но здесь надо отметить, что это учащиеся 2-го класса. Также благодаря, данному опроснику, мы можем утверждать, что родители ограничивают детям время пребывания в Интернете – на вопрос о том, сколько времени они проводят в сети отвечали не более 30 минут в неделю, а некоторые 30 минут в день.

В тестировании участвовало 22 человека, ученики 2 Г класса:

19 человек используют компьютер для получения информации в сети Интернет, из них: 6 – для игр и поиска информации, 3 человека только используют Интернет для учебы, 10 – для общения;  3 человека — вообще не пользуются интернетом (рисунок 1).

Анализ результатов исследования показал, что учащиеся 2 «Г» класса относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом не были замечены, но если тест показы-

вает, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне. Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение. Необходимо как-то отвлечься. Например, купить интересную компьютерную игру, записаться на компьютерные курсы, спортивную секцию, завести домашнее животное и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости. Главное –  найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию. Необязательно это должен быть компьютер: увлечение может быть любым.

Рис. 1 Результаты тестирования на интернет-зависимость 2 «Г» класса

Проблема Интернета не будет настолько глобальной, если каждый из нас станет следить, прежде всего, за собой. Это даже вселяет радость, когда понимаешь, что ты можешь своими силами, хоть и немного, но все же улучшить этот мир. Поскольку рождает чувство противоречия и стремление любой ценой обойти запрет. Только в том случае, если из-за одержимости компьютерами человек становится по-настоящему агрессивным, опасным для себя и окружающих, психиатры могут рекомендовать изолировать его на время

от общества и лечить медикаментами.

  1. Профилактика Интернет-зависимости

 

Мы провели профилактическую работу среди учащихся 2 Г класса (выступление на классном часе). А также провели родительское собрание по теме нашей работы. Профилактическая работа включает в себя:

- рекомендации профилактики Интернет-зависимости для детей (Приложение 2);

- рекомендации профилактики Интернет-зависимости для родителей (Приложение 3).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности ребенка, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от Интернета. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности ребенка.

Проблема Интернет-зависимости среди детей является актуальной в настоящее время. Дети во взаимодействии с Интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот борьба с  Интернет-зависимостью.


ЛИТЕРАТУРА

1. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский. - М., 2000. - 131 с.

2. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью/ С.И. Выгонский. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.

3. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью/ А.Ю. Егоров. - М., 2005. - 67 с.

4. Зуев, К.А. Компьютер и общество/ К.А. Зуев. - М.: Политиздат, 1990. - 315 с.

5. Зыкова, М.Е. Интернет-зависимость. Игромания/ М.Е. Зыкова. - М., 2008. - 54 с.

6. Кимберли, С. Янг. Пойманные в сеть/ С. Янг Кимберли. - США., 2011. - 113 с.

7. Крылеев, Ф.П. Виртуальный мир/ Ф.П. Крылеев [Электронный ресурс]/narcom.ru. - Режим доступа.:http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html. - 09.04.13

8. Маслобойникова, Н.Н. Информационная среда как средство социализации/ Н.Н. Маслобойникова. - М., 2011. - 44 с.

9. Николаев, И.В. О социальном программировании личности/ И.В.Николаев. - М., 2007. - 138 С.

10. Павлова, Е.Д. Средства массовой информации - инструмент скрытого воздействия на сознание/ Е.Д. Павлова. - М.: Наука, 2007. - 206 с.

11. Сатин, Д.К. Круглый стол "Психология и Интернет"/Д.К. Сатин// [Электронный ресурс]//psychology.ru. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/internet/round/140400. - 09.04.13


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Тест Кимберли Янг на Интернет-зависимость

Инструкция к заполнению: внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите 1 ответ, наиболее точно соответствующий вашему состоянию.

  1. Замечаете ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем намеревались?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Заводите ли Вы новые знакомства с другими интернет пользователями?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Высказывают ли Ваши близкие недовольство по поводу того, что Вы слишком много времени проводите в интернете?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Проверяете ли Вы электронную почту (одноклассники), прежде чем заняться другими важными делами?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Бывает ли так, что из-за Интернета Вы не успеваете выполнить какую-либо работу?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Бывает ли так, что Вы с нетерпением предвкушаете, что вновь окажетесь в Интернете?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Ощущаете ли Вы, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто
  1. Бывает ли так, что Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в Интернете?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Бывает ли так, что Вы недосыпаете, потому что засиживаетесь в Интернете допоздна?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

  1. Часто ли Вы говорите себе «еще чуть-чуть, еще несколько минут», находясь в Интернете?
  1. никогда
  2. редко
  3. иногда
  4. часто
  5. очень часто

Приложение 2

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

(ДЛЯ ДЕТЕЙ)

  1. Завести интересные знакомства вне сети, чаще встречаться с друзьями.
  2. Разнообразьте досуг.  Беседуйте с друзьями, играйте, гуляйте. Запишитесь в кружок или секцию.  
  3. Используйте время пребывания в Интернете  рационально и ограниченно во времени.
  4. Структурируйте время, проводимое за компьютером. Обговорите с родителями, сколько минут выделяете на познавательную деятельность, а сколько на игры, как долго можно общаться в социальных сетях и чатах.
  5. Посещать сайты, одобренные родителями.


Приложение 3

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

  1. Поставить компьютер на видное место. Это позволит родителям незаметно следит за своим ребенком и контролировать его действия и увлечения в Интернете.
  2. Необходимо оговорить количество времени в день, которое ребенок будет проводить сидя за компьютером, а также список сайтов, разрешенных для посещения. Можно ввести штраф за каждое нарушения правила.
  3. Заранее необходимо провести с ребенком разъяснительную беседу о том, что личную информацию (адрес проживания, имена, как родителей, так и родственников и т.д.) ни при каких обстоятельствах выкладывать на форумах нельзя, а также обсуждать с друзьями в социальных сетях.
  4. Необходимо поставить запрет на общение ребенка с незнакомыми ему людьми, разрешить общение только с друзьями или знакомыми.
  5. Чтобы у родителей не возникал вопрос о том с кем ваш малыш общается, старайтесь побольше разговаривать с ним, интересоваться его жизнью, делами и настроением.


Поделиться:

Лист Мёбиуса

Лягушка-путешественница

Цветок или сорняк?

Привередница

Как нарисовать ветку ели?