• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Оценка уровня физического развития у выпускников основной школы

Опубликовано Андреева Елена Сергеевна вкл 09.03.2015 - 13:04
Андреева Елена Сергеевна
Автор: 
Фастовщук Дарья

Оценивание уровеня физического развития выпускников основной школы по антропометрическим данным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Оценивание уровня физического развития выпускников основной школы по антропометрическим данным280 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа № 2

г.Малоярославца имени А.Н.Радищева

 

Оценка уровня физического развития у выпускников

 основной школы

Автор работы :Фастовщук Дарья

 ученица 9 б  класса МОУ СОШ №2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева Калужская область

Руководитель работы: Андреева Е.С.,  учитель биологии высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева Калужская область

2015

Содержание

 Введение…………………………………………………………………

 Основная часть………………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………..

 Приложение………………………………………………………………

Введение

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся их соответствия возрастным нормам.[1]

Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Надо помнить, что физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны,  друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи - значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру и т.д.  Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме природой. После выполнения определённых измерений и вычислений по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, можно получить общее представление о гармоничности своего телосложения.

Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни. Поэтому наше исследование является актуальным.

 

Цель: оценить уровень физического развития выпускников основной школы по антропометрическим данным.

Задачи: 

  1. провести  антропометрические измерения;
  2. определить  степень физического развития (уровень здоровья, индекс Кетле) с помощью расчетных формул и антропометрических (центильных) таблиц;
  3. проанализировать полученные данные и соотнести с нормой;
  4. подготовить необходимые рекомендации, направленные на улучшения физического здоровья учащихся.

Методы: измерение, сравнительный, статистическая обработка данных.

Ход работы

Для своего исследования мы использовали  соматометрическую  методику индивидуальной оценки физического развития (длина и масса тела)  методом индексов. Индексы физического развития представляют собой соотношение отдельных антропометрических показателей, выраженное в математических формулах.

    При выполнении и оформлении работы использовала методы исследования, предусмотренные в методическом пособии  под редакцией Ашихминой Т.Я.[2]

Исследования проводились в январе-феврале  2015 года в рамках элективного курса основы педиатрии. Всего приняли  участие 20 учеников девятых классов из них 12 девочек и 8 мальчиков. Измеряли частоту пульса, давление, массу тела, рост, окружность грудной клетки. Все полученные данные занесли в соответствующие таблицы для дальнейшего анализа.

Рис.1. Распределение по полу учащихся в исследуемой группе.

  1. Оценка уровня здоровья.

Уровень здоровья вычисляется по формуле:

УЗ=0,011(ЧП)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)-0,009(Р)-0,27

где УЗ- уровень здоровья; ЧП- частота пульса; САД- систолическое давление; ДАД- диастолическое давление; В-возраст; МТ-масса тела; Р- рост.

Таблица 1.

Антропометрические данные при вычислении уровня здоровья.

№

ЧП

САД

ДАД

В

МТ

Р

УЗ

1

86

131

84

15

54

161

2,428

2

69

70

48

15

70

165

1,235

3

89

116

79

15

79

169

2,374

4

80

110

80

17

67

178

2,029

5

73

154

84

15

90

178

2,779

6

88

162

89

15

96

174

3,136

7

75

125

80

16

95

183

2,377

8

77

117

77

15

58

171

2,024

9

77

130

80

15

61

171

2,203

10

50

135

105

15

46

155

2,482

11

79

90

60

16

69

182

3,175

12

59

127

69

15

51

158

3,396

13

66

149

90

16

49

167

1,773

14

60

157

90

15

76

177

3,001

15

68

122

64

15

67

173

2,404

16

53

103

85

14

52

172

2,86

17

95

139

83

14

49

163

1,763

18

62

109

74

16

46

160

3,424

19

88

104

86

15

60

170

1,7

20

74

134

83

16

76

163

2,525

Сравнили полученные данные со среднестатистическими, представленными в таблице.

Таблица 2. Оценка уровня здоровья.

      Уровень здоровья

     Оценка результатов

2,6и менее

Отлично

2,61-2,86

Хорошо

2,86-3,10

Удовлетворительно

3,10 и более

Неудовлетворительно

В результате сравнения данных выявили, что 13 человек имеют отличный уровень здоровья, 1 хороший, 3 удовлетворительный и 3 неудовлетворительный.

II. Индекс Кетле.

Весо-ростовой индекс (индекс Кетле) - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной.

Индекс Кетле = Вес (кг)/рост (м)2
Сравнили полученные цифры с данными, представленными в таблице.

Возраст, лет

Индекс Кетле

13-16(мальчики)

20

17 (юноши)

21

13-14 (девочки)

20

15-17 (девушки)

21

Верхняя граница нормы, т.е. величина с которой индекс массы тела считается избыточным, определяется путем прибавления в должной величине 2 единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.

№

Р

МТ

ИНДЕКС

 КЕТЛЕ

РЕЗУЛЬТАТ

1

161

54

20,84

Нормальная масса тела.

 Развит гармонично, масса тела соответствует росту

2

165

70

25,2

Избыток массы тела

3

169

79

27,7

Избыток массы тела

4

178

67

21,2

Нормальная масса тела.

 Развит гармонично, масса тела соответствует росту

5

178

90

28,4

Избыток массы тела

6

174

96

31,7

Избыток массы тела

7

183

95

28,4

Избыток массы тела

8

171

58

19,8

Нормальная масса тела.

Развит гармонично, масса тела соответствует росту

9

171

61

20,8

Нормальная масса тела.

Развит гармонично, масса тела соответствует росту

10

155

46

19,1

Нормальная масса тела.

Развит гармонично, масса тела соответствует росту

11

182

69

20,8

Нормальная масса тела.

 Развит гармонично, масса тела соответствует росту

12

158

51

20,4

Нормальная масса тела.

Развит гармонично, масса тела соответствует росту

13

167

49

17,6

Дефицит массы тела

14

177

76

24,2

Избыток массы тела

15

173

67

22,4

Избыток массы тела

16

172

52

17,6

Дефицит массы тела

17

163

49

18,4

Нормальная масса тела.

Развит гармонично, масса тела соответствует росту

18

160

46

17,9

Дефицит массы тела

19

170

60

20,7

Нормальная масса тела.

Развит гармонично, масса тела соответствует росту

20

163

76

28,6

Избыток массы тела

Рис. 3. Индекс Кетле.

Проанализировав данные, пришли к выводу, что  9 человек имеют нормальный вес, 8 человек избыточный, 3 человек недостаточный.


Антропометрические (центильные) таблицы


         В таблицах роста, веса и других размеров детей представлены не только средние значения показателей, но и диапазоны значений по группам. Естественно, что деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.

  • Средний рост ребенка должен находится в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту детей этого возраста.
  • Рост, величина которого находится в пределах между желтой и зеленой величинами (10-25 центилями) тоже нормальный, но свидетельствует про тенденцию отставания ребенком в росте.
  • Рост, величина которого находится в пределах между голубой и желтой величинами (75-90 центилями) также нормальный, но свидетельствует про тенденцию опережения ребенком в росте.
  • Рост, величина которого находится в пределах между красной и желтой величинами - низкий (3-10 центиль), или высокий (90-97 центиль), что может быть обусловленным как особенностями ребенка, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание вашего педиатра.
  • Рост, величина которого находится за красной границей (<3 или >97 центиля) свидетельствует о патологии роста ребенка. Такие дети обязательно должны быть консультированы соответствующими специалистами.[3] 

Рост мальчиков

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

15 лет

<154,6

154,6-158,6

158,6-162,5

162,5-173,5

173,5-177,6

177,6-181,6

>181,6

16 лет

<158,8

158,8-163,2

163,2-166,8

166,8-177,8

177,8-182,0

182,0-186,3

>186,3

17 лет

<162,8

162,8-166,6

166,6-171,6

171,6-181,6

181,6-186,0

186,0-188,5

>188,5

Рост мальчиков

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

15

0%

0%

0%

12,5%

37,5%

12,5%

0%

16

0%

0%

0%

0%

12,5%

25%

0%

17

0%

0%

0%

12,5%

0%

0%

0%

Вес мальчиков

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

15 лет

<38,7

38,7-43,0

43,0-48,3

48,3-62,8

62,8-70,0

70,0-80,1

>80,1

16 лет

<44,0

44,0-48,3

48,3-54,0

54,0-69,6

69,6-76,5

76,5-84,7

>84,7

17 лет

<49,3

49,3-54,6

54,6-59,8

59,8-74,0

74,0-80,1

80,1-87,8

>87,8

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

15

0%

0%

0%

12,5%

12,5%

12,5%

25%

16

0%

0%

0%

0%

12,5

0%

12,5%

17

0%

0%

0%

12,5

0%

0%

0%

Рост девочек  (см) 

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

14 лет

<147,8

147,8-152,6

152,6-155,4

155,4-163,6

163,6-167,2

167,2-171,2

>171,2

15 лет

<150,7

150,7-154,4

154,4-157,2

157,2-166,0

166,0-169,2

169,2-173,4

>173,4

16 лет

<151,6

151,6-155,2

155,2-158,0

158,0-166,8

166,8-170,2

170,2-173,8

>173,8

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

14

0%

0%

0%

0%

8,3%

0%

8,3%

15

0%

0%

8,3%

24,9%

8,3%

8,3%

0%

16

0%

0%

0%

16,6%

8,3%

0%

0%

Вес девочек

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

14 лет

<37,6

37,6-43,8

43,8-48,2

48,2-58,0

58,0-64,0

64,0-72,2

>72,2

15 лет

<42,0

42,0-46,8

46,8-50,6

50,6-60,4

60,4-66,5

66,5-74,9

>74,9

16 лет

<45,2

45,2-48,4

48,4-51,8

51,8-61,3

61,3-67,6

67,6-75,6

>75,6

Возраст

Показатель

очень

низкий

низкий

ниже

среднего

средний

выше

среднего

высокий

очень

высокий

14

0%

0%

0%

16,6%

0%

0%

0%

15

0%

0%

8,3%

24,9%

8,3%

8,3%

8,3%

16

0%

8,3%

8,3%

0%

0%

0%

8,3%

Выводы

В ходе работы мы получили следующие результаты.

В исследуемой нами группе отличный уровень здоровья у 65%, хороший у 5%, удовлетворительный у 15% и неудовлетворительный у 15% учащихся.

Рассчитав индекс Кетле мы выявили что 45% имеют нормальный вес 40% имеют избыточный вес, и 15 % имеют недостаточный вес.

Степень среднестатистических показателей роста и веса,  учащихся  в соответствии возрастным нормам  по антропометрическим (центильным) рост  у 37,5 % и вес 50% мальчиков выше среднестатистических данных. Рост у 16,6% девочек выше среднестатистических данных, вес 8,3% ниже нормы, выше 24,9% нормы.

Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества, определяющих его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Для определения путей ее решения, прежде всего, необходимо проанализировать представления и установки, уже сложившиеся у школьников  в отношении своего здоровья и наметить дальнейшие шаги по формированию гармоничности физического развития.

Рекомендации

  1. При обсуждении результатов измерений,  следует пояснить, что отличия их данных от приведенных в таблицах совершенно естественны и не всегда говорят об отклонениях в здоровье. Однако, зная средние величины, можно корректировать питание, интенсивность физических нагрузок. Человек может решить, что ему делать: худеть, поправляться, заниматься дыхательными упражнениями или чем-то другим.
  2. Объяснить  необходимость формирования правильной осанки. Рекомендовать не поднимать тяжести, правильно сидеть за столом выполнять упражнения для формирования правильной осанки .
  3. Установлено, что растяжение зон роста вызывает их раздражение и усиление интенсивности деления клеток, образующих кость. Чем большее растяжение испытывает кость, тем быстрее растет она в длину. Зная это, можно определить, какие физические упражнения могут способствовать ускорению роста. Прыжки любого рода, упражнения на перекладине, занятия волейболом, баскетболом, плаванием ведут к раздражению точек и роста и к его ускорению. Зоны роста располагаются на концах длинных костей и суставных головок.

Литература

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.,АГАР, 2000.
  2. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.
  3. Колбанов В. В. Валеология. СПб.,  1998.
  4. Колесов Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции. Ж.Биология в школе №2\1996
  5. Макеева А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков. Ж.Биология в школе №1\2008
  6. Мирская Н.Б. Обучающая программа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Ж.Биология в школе 7\2002
  7. Популярная медицинская энциклопедия. Медицинский справочник для каждой семьи. http://medbooka.ru/fizicheskoe-razvitie
  8. Возрастная психология, детская психология, воспитание детей http://www.child-psy.ru/kalendaremo/303.html


[1] Популярная медицинская энциклопедия. Медицинский справочник для каждой семьи. http://medbooka.ru/fizicheskoe-razvitie

[2] Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.,АГАР, 2000.

[3] Возрастная психология, детская психология, воспитание детей http://www.child-psy.ru/kalendaremo/303.html


Поделиться:

Астрономический календарь. Июнь, 2019

Новый снимок Юпитера

Денис-изобретатель (отрывок)

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Прекрасное далёко