• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Славянский костюм: традиции и современность

Опубликовано Алябушева Ольга Константиновна вкл 13.03.2015 - 13:00
Алябушева Ольга Константиновна
Автор: 
Громова Полина, Пашкова Алевтина гр. 31

Данный реферат был написан в рамках проведения III  Всероссийского конкурса посвященного  "Году Культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_kultury_slavyanskiy_kostyum_2014.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Громова Полина

                                                                                                 Пашкова Алевтина

                                                                                                 Руководители: Хомякова И. И.

                                                                                                                           Алябушева О. К.

                                                                                                 СПб ГБ  ПОУ «КПМ» УПП  №2

                                                                                                          тел. 701-18-54

                                                                                       e-mail: irinakhomyakova55@gmail.com

                                                                                                   olgaalyabusheva@yandex.ru

(1)  Славянский костюм: традиции и современность

  (2) Одежда – это составная часть материальной и духовной культуры общества. Она отражает национальные особенности жизни народа и его представления о красоте.

     В процессе создания одежды человечество прошло путь от возникновения  ремесел – прядильного, ткацкого, портняжного и др. – до производства высокохудожественных изделий.

     Какие характерные особенности  помогают воссоздать в костюме народный дух?

(3)  Свободный крой и многослойность

(4) Материалы: натуральные ткани (лен, хлопок, шерсть, шелк), мех.

(5) Рисунок - нес магическую функцию. Зооморфные и растительные мотивы защищали от злых духов. Знаки земли приносили урожай и удачу.

(6, 7). Декор: вышивка, роспись, нашитые ленты, монеты, ручное кружево.

    Цель данной работы – изучение развития славянского костюма и использование его основных элементов в современной одежде.  Тема  связана с нашей будущей профессией – « художник по костюму»

    Формирование славянского костюма происходило постепенно и связано с этапами развития человеческого общества.

    Рассмотрим основные элементы славянского костюма:

  (8). Рубаха – основа славянского костюма.

      Древние славяне шили рубахи из прямых полотнищ неокрашенной льняной или конопляной ткани.  Женские рубахи были длинными (до щиколоток), а мужские – по колено.  Рубаха была в  виде туники, из куска ткани, перегнутого пополам с отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спинку и перед стали сшивать, добавили рукава.

(9) Затем появились рубахи с «поликами» - прямыми или косыми плечевыми вставками. Позже появились рубахи на кокетке.

(10) Форма рукавов также была различной: прямые или зауженные, пышные у плеч или запястья,  собранные на узкую обшивку или на широкий манжет. Длина рукавов у мужчин до 95 сантиметров, а у женщин были - 130—140 сантиметров. Работать в одежде с такими рукавами неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было подвернуть. Появилось выражение «работать спустя рукава», так говорят о ленивых людях,  а об умелом работнике говорят, что он «работает засучив рукава».

   Рубахи украшали вышивкой на груди, оплечье, по низу рукавов и подола. Цвета вышивки – красный (главный), синий, желтый, зеленый, коричневый, черный.

(11) К началу 20 века носили два комплекса: с рубахой: 1. рубаха с поневой и головным убором сорокой;

(12)  2. рубаха с сарафаном и кокошником. В современной женской одежде рубаха присутствует в виде  платьев-рубашек и блуз, напоминающих традиционную рубаху.

  (13) Понева – важный элемент женского  славянского костюма. У древних славян понева представляла собой три несшитые полотнища, скрепленые на талии пояском. Поневу надевали поверх рубахи. Затем полотнища  стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку.   В 18 веке появились полностью сшитые поневы -  с добавлением четвертого полотна, называемого «прошвой». Прошву делали из другой ткани и украшали вышивкой. По расцветке  крестьянской  поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина.  Поневу называют предшественницей юбки на Руси.

    (14) Сарафан – элемент русского национального костюма северных и центральных областей России. Сарафан пришел из скандинавских стран, где женщины носили его как платье, не сшитое по бокам, а закрепленное на плечах широкими бретелями. В зависимости от покроя существовало 4 вида сарафанов:

(15) косоклинный глухой (самый древний по происхождению);

(16) косоклинный распашной или со швом спереди;

(17) прямой, собранный на обшивке и

(18) сарафан с лифом.  Распашной сарафан состоял из двух полотнищ, соединенных застежками на пуговицах или сшитых с декоративной застежкой. В косоклинных сарафанах бока расширены дополнительными клиньями, придающую силуэту  форму трапеции.  Крестьянские сарафаны шили из льняных тканей, из недорогой пестряди в мелкую клетку, из ситца. Во второй половине 19 века сарафаны были  повседневной одеждой.   Сарафан и сегодня является универсальной и комфортной одеждой.

  (19)  Поверх платья надевали передник. Он защищал одежду от загрязнения, закрывал неукрашенные части костюма, создавал цельную композицию костюма. Передники украшали вышивкой, лентами, аппликациями, кружевом.  Их декор сочетался с декором рубах.

(20) Передник в виде туники  с рукавами или узкими проймами надевали через голову, его назывался «запон»  или «занавеска».  Были передники с грудкой (завязывались на талии и на шее).  С конца 19 века использовали передник, укреплявшийся на талии - «фартук». Сегодня это элемент бытовой и рабочей одежды   

 (21) Однорядка — верхняя широкая, до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, без подкладки, с длинными рукавами, под которыми делали прорехи для рук. Однорядку застегивали встык, и подвязывали поясом.

(22) Применяли сукно и другие шерстяные ткани; украшали кружевом, нашивками и золотым шитьем. Однорядка играла роль плаща. Её носили осенью и в ненастную погоду, в рукава и внакидку.

 (23) Душегрея  - короткая верхняя распашная женская одежда. Душегрея была распространена на Руси   в 15-18 веках. Ее надевали поверх сарафана и рубахи. Она  держалась на лямках, как и сарафан,  спереди застегивалась.  

(24) Полочки душегреи  были прямые, спинка заложена крупными складками, вверху имела фигурный выступ мысом верх, к которому пришивали лямки. Шили душегрею из дорогих узорчатых тканей, например парчи, украшали декоративной каймой. Душегрею считают прототипом современных жилетов.

    (25) Шугай -  короткая верхняя приталенная женская одежда, с отрезной по талии спинкой, чаще всего из парчи.  Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом.

(26) Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные рукава. Он мог иметь также меховой воротник или меховую опушку.

     (27)  Поверх рубашки мужчины надевали зипун. Он представляет собой кафтан без воротника или с небольшим стоячим воротником. Это была двубортная одежда с длинными рукавами, его застегивали справа налево на крючки или кожаные пуговицы и петли.

 Зипун использовали как верхнюю одежду весной и осенью. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна, будничные — из  сукна домашней выработки.

(28) После  теоретического исследования была создана коллекция моделей одежды под названием «Времена года». Авторы эскизов и моделей - студенты Колледжа Петербургской моды.  

 Для коллекции  использованы современные материалы: гобелен, органза, кристалон, альпак, искусственный мех.

(29) Модель «Зима»: состоит из жакета юбки, шапки и муфты. В основных удлиненных рукавах жакета выполнены прорезы для декоративных рукавов из органзы, что напоминает нам традиционную русскую однорядку. В отрезной баске прослеживаются черты душегреи. Шапка и муфта выполнены из меха – который издавна использовался на Руси в качестве материала для теплой одежды.

(30) Модель «Весна»: состоит из стилизованного сарафана и блузы. Сарафан – любимый наряд русской женщины. Рукава блузы удлинены. Мотивы рисунка гобелена, имитирующие вышивку, подобраны не случайно, весенние первоцветы: нарциссы, ландыши… символизируют пробуждение природы, жизни…

(31) Модель «Лето»: состоит из стилизованного сарафана и блузы. В сарафане модели «Лето» мы видим отделку по низу изделия двумя рядами декоративных рюш.  Блуза свободной формы, рукав  покроя  реглан.  В   рисунке  на гобелене просматриваются  обереги: жучок – божья коровка, желтые цветы – одуванчики.

(32) Модель «Осень»: состоит из жакета и юбки. В форме жакета прослеживаются черты шугая: прилегающий силуэт, рельефные швы, пышная баска с фалдами. Жакет декорирован вторым рядом рукавов из органзы, этот же материал использован для изготовления юбки. По окату рукава выполнена создающая объем сборка, что характерно для русского костюма. Весь жакет расшит тесьмой и пайетками золотого и зеленого цвета, что создает впечатление роскоши. В расцветке гобелена  прослеживаются краски осени, а осень на Руси, как  известно, богата красками.

   (33)  Русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. Национальный костюм открывает нам талантливую, добрую, щедрую и  красивую душу нашего народа, богатство наших традиций. Нам есть, чем гордиться и что хранить  для будущих поколений!

(34) Спасибо за внимание!


Поделиться:

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

"Морская болезнь" у космонавтов

За чашкой чая

Можно от Солнца уйти...