• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Амулеты восточного Лукоморья

Опубликовано Стрижак Юлия Анатольевна вкл 21.03.2015 - 10:54
Стрижак Юлия Анатольевна
Автор: 
Гебедюк Анастасия

Работа посвящена религиозным рерованиям и амулетам самого, подалуй, малочисленного народа мира - уйльта (ороки), проживающего в основном на Сахалине (Ногликский и Поронайский районы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amulety_vostochnogo_lukomorya.docx274.31 КБ
Файл amulety_vostochnogo_lukomorya.rar1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  городской округ «Охинский»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г.Охи

Амулеты восточного Лукоморья

Исследовательская работа

Автор:

Гебедюк Анастасия, учащаяся 8в класса

Руководитель:

Стрижак Ю.А., учитель истории и краеведения

г.Оха Сахалинской области

2015 г.

Введение

Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся, прежде всего, уважать и понимать друг друга. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации. Ведь лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться.

Одной из важнейших задач нашего времени становится развитие диалога между культурами как наиболее благоприятной основы для межэтнических, межнациональных отношений. Равноправный межкультурный диалог смягчает негативные проявления глобализации и способствует преодолению взаимного непонимания людей, принадлежащих к разным культурам, формированию новой культуры отношений, построенных на уважении и толерантности.

Сахалинская область – полиэтнический регион, на территории которого проживает около 100 национальностей, в том числе малых этнических групп. Среди коренных народов Севера Сахалина ороки (уйльта)  составляют самую малочисленную группу.

К сожалению, на уроках краеведения даются лишь общие сведения о народах населяющих нашу малую Родину с глубокой древности, а хотелось бы узнать гораздо больше, ведь народ делает историю. Поэтому, я решила расширить свои представления об одном малом народе уйльта, так как именно в малом познается большое.

Объектом исследования выступает этническая группа уйльта Сахалина.

Предметом исследования является традиционная обрядовая система уйльта.

Цель работы: расширить кругозор в области культуры уйльта, определив место и роль амулетов в жизни этого народа.

Исходя из этого определились основные задачи:

  • Расширить свои знания о жизни и быте уйльта через анализ и обобщение исторического и этнографического материала;
  • Узнать, какую роль играют амулеты и обереги  в мировоззрении коренных жителей Сахалина;
  • Познакомиться с декоративно-прикладным искусством уйльта.

Методы исследования:

  1. Теоретические (анализ и синтез)
  2. Эмпирические (сравнение)

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что расширив свои знания о коренных малочисленных народах Севера, я познакомлю с результатами исследования и других учащихся. Надеюсь, что использование её в преподавании уроков краеведения, на классных часах, в качестве материала для экскурсии  поможет не только лучше узнавать культуру и быт уйльта, но и  сформировать уважение к истории и культуре малых народов Дальнего Востока.

При подготовке были использованы архивы Охинского краеведческого музея, материалы Сахалинского областного краеведческого музея,  работы  Б.Пилсудского, В.Вязовской, В.Косарева, Т.Роон, К.Черпаковой, Л.Миссоновой и др.

«Каждый народ, даже самый маленький, -

неповторимый узор на ковре человечества» (Ч.Айтматов) 

Остров Сахалин окутан загадочной тайной, в сущности, так же, как обнимают его бесконечные облака и туманы, скрывая днём яркий свет солнца, а ночью блеск луны, как обнимают его тропические дождливые тайфуны и холодные снежные циклоны. Через завесы таинственности многие исследователи пытались рассмотреть истинную историю и культуру народов, издавна живущих здесь.

Жизнь айнов и нивхов всегда представлялась равно непонятной русским и японцам, которые соперничали за обладание островом и его наследием. Не менее загадочен ещё один народ, известный под разными названиями: ороки, орочены, уйльта. Кто он? Откуда пришёл? Какие традиции объединяют его?

Ороки-ульта – народ-загадка во всех отношениях. Это один из самых малочисленных среди народов Сибири, Севера, Дальнего Востока и вообще среди народов планеты.  К концу XIX – началу XX вв., по «Сахалинскому календарю» и другим источникам, их числилось, при весьма неточном учете, от 750 до 800 человек. А в XX столетии эта цифра неуклонно уменьшалась, так что на сегодняшний день их общее число в Российской Федерации всего  346 человек.

Уйльта – это самоназвание народа на их родном языке. Название «ороки» происходит от нивхского «орнышку», айнского «ороцко» и японского «орокко», означающего «олень», равно как и «орочоны» происходит от русского названия народа. Ульта или уйльта происходит от ула, уля, по-орокски значит «олень».

Историческая судьба ороков сложилась так, что, будучи вдали от контактов европейцев с коренными жителями Восточной Азии, они привлекли внимание ученых значительно позже других народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Сохранившиеся сведения кратки, отрывочны, порой противоречивы. Первые русские исследователи Дальнего Востока середины – второй половины XIX и начала XX веков, как правило, ограничивались довольно беглой характеристикой ороков.

Наиболее ранние сведения о происхождении ороков, их хозяйственной деятельности и расселения на территории Сахалина встречаются у японских и русских исследователей XIX в. небольшую главу орокам посвятил в своем описании Сахалина японский путешественник Мимия Ринзо. В отчетах Амурской экспедиции под руководством Г.И.Невельского отражены различные стороны быта ороков, их происхождения. Л.И.Шренк создал классический труд «Об инородцах Амурского края», в котором дал историко-этнографическое описание селений ороков в средней и северной части острова. Интересные сведения об ороках содержатся в работах исследователей П.Глена, И.Полякова, Б.Пилсудского.

Но до сих пор нет монографической работы по этнографии ороков/уйльта, остается много спорных, малоисследованных проблем. И сегодня, как и вчера, исследователи так и сошлись во мнении,  откуда ороки появились на Сахалине и почему оказались на его восточном берегу, каково  их расово-антропологическое происхождение, в чем  суть родственных связей с соседними народами; нет элементарной ясности и в отношении их языка.

Расселение уйльта

 

В России ороки/уйльта проживают в основном в Сахалинской области (298 из 346 чел. в РФ). Большая часть  ороков сосредоточена в трёх населённых пунктах области — город Поронайск, пгт.Ноглики и село Вал (Ногликский район), из которых — 144 человека живут в последнем. Также проживают в пгт.Гастелло и Вахрушев Поронайского района, с.Виахту Александровск-Сахалинского района; пос.Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в г.Южно-Сахалинске.

Исторически существуют две территориальные группы уйльта: северная, доронени («люди, живущие на Севере»), локализованная ныне в Ногликском районе,  и южная, суннени («люди, живущие ближе к солнцу»), расселившаяся в Поронайском районе. С разделением острова между Россией и Японией в 1905 году эти группы стали действительно территориально обособленными на протяжении сорока лет: между ними перестали поддерживаться брачные и родственные связи.

Основные занятия уйльта

Уйльта считали себя таёжным народом. Живя всю жизнь в тайге, они великолепно изучили её. Соседние нивхи и айны считали, что уйльта – хорошие охотники, и признавали охотничье мастерство их мужчин.

На основании исследования Б.Пилсудского и других путешественников основными традиционными занятиями являются – оленеводство, летом - добыча морского зверя (нерпа, тюлень), рыболовство, зимой - кочевая охота на пушного и крупного зверя. Южные ороки были оседлы, держали упряжных собак, занимались рыболовством и морским промыслом. Оленеводство ороков промысловое, с использованием оленя в упряжку (зимой) и как вьючное животное, известно доение, мясо домашнего оленя в пищу использовали редко.

Промысел зверя и рыбы, изготовление необходимых для этого орудий, средств передвижения, строительство жилищ – основная сфера деятельности мужчин, хотя и женщины, особенно в рыбной ловле, принимали активное участие. Но на орочанок, как и у всех малых народностей, падала наряду с уходом за детьми весьма трудоемкая работа по домашнему хозяйству: заготовка и приготовление пищи, уборка жилья, шитье одежды и обуви, изготовление утвари, обработка продуктов промысла.

Народные знания уйльта

 

Народные  знания ороков представляют собой одну из подсистем традиционной культуры. Они регулировали жизнедеятельность, формировали духовный мир человека, его психику и мировоззрение.

Фонд знаний о небесных светилах характеризуется точностью наблюдений. Юпитер ороки называли Пуракта, связывали его с искрой, которую высекали при помощи кремня для огнива. Большая Медведица Паула — вешала в два яруса для вяления рыбы, Млечный Путь Одо Хоктони — дедушкина дорога. Плеяды имели два названия: Надаса — семь родственников и Агдимсэ — родственники грома.

Уйльта давно научились узнавать время днём по солнцу, а ночью — по расположению созвездий и восходу планет. По звёздам определяли ход рыбы, время и сроки охоты, у звёзд просили здоровья и благополучия. Созвездия служили своеобразными часами.

Охотники, рыболовы и оленеводы имели своеобразные представления о пространстве и времени. Они свободно ориентировались среди рек и болот, отличались способностью запоминать пройденный путь и выбрать нужное направление на местности.  Орокам было знакомо зимнее и летнее солнцестояние. Признаётся, что год делится на четыре времени: тувэ — зима, дува — лето, боло — осень, нэнгнэ — весна и состоит из 12 месяцев. Имена месяцев даются по названиям фенологических явлений или приурочены к определённому времени года хозяйственных работ.

Сутки делили на инэнги (день), сэксэ (вечер), долбо (ночь), гева (за ря) и т.д. У ороков исторически сложилась традиционная система мер. В качестве измерительных инструментов использовались орудия труда: весло, стрела, лук, шест, лыжные палки. Мерой объёма служили короба, вьючные сумки, лодка, амбар; эталонами для измерения длины — маховая сажень да, большая пядь товал, малая пять сиро, самая малая пядь мунгбо (расстояние от конца большого до первого сустава указательного пальца),  панала (ширина ладони). Пройденное расстояние в течение дня обычно измеряли количеством выкуренных трубок (в пути через определённые промежутки времени отдыхали и курили).

В.Д.Косарев отмечает, что у ороков прослеживается стройная система обычаев, правил, норм, ограничений и запретов, касающихся земле-, лесо-, водопользования, охоты, рыболовства, морского зверобойного промысла и собирательства. Суть её сводится к двум основным и обязательным требованиям: бережное отношение к экосфере и рациональное использование изъятых из неё продуктов. Нельзя рубить живые деревья на топливо, в лесу возбранялось шуметь, беспокоить животных, вторгаться в места их обитания, особенно в период кладки яиц и выведения молодняка. Охотничье право исходило из уважения к интересам животного мира. Отстрел птиц и зверей бесцельно, ради забавы осуждался. Свод охотничьих правил предусматривал не только ограничения сроков охоты и количества добываемой пищи, но и определённый уход за зверовыми угодьями, режим их покоя и отстрела. Традиционно сложившиеся нормы добычи зверей были ориентированы на минимальный запас дичи, достаточный на ближайшее время. Летом не охотились на оленя и медведя, осуждалось убийство непригодных в пищу птиц — вороны, чайки и др. Таким образом, у ороков сложились устойчивые традиции охраны природы, которые играли важную регулирующую роль в хозяйственных занятиях, оказали заметное воздействие на систему по ведения охотников и оленеводов.

Религиозные верования и обряды

Аборигенное население Дальнего Востока издавна исповедовало ранние формы религии – тотемизм, шаманизм, анимизм, культ предков и т.п. В сознании человека эти формы находились зачастую в причудливом переплетении  и в чистом виде практически не встречались и не встречаются. Элементы первоначальных религий обнаруживаются во всех религиях мира.

Одной из составляющих конгломерата религиозных представлений коренных народов региона был тотемизм. В языке одного из североамериканских индейских племен «ототем» буквально означает «его род». Название отражает суть религии – веру в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром.

Каждый род уйльта имел своего покровителя-хозяина – ыдзигы, который всегда помогает опекаемым им людям. «От каждого убитого зверя дают ему кусок сердца в том месте, где упала жертва охотника. Бросая кусок,  говорят  ыдзигэ  баро, т.е. «хозяин, возьми». Этот покровитель летает и ходит по земле, передвигается по воде. Его обыкновенно не видят, и только в случаях, предвещающих какое-либо несчастье, показывается человеку. Появляется, однако, не в своем собственном виде, а приняв вид старухи или медведя, или иного животного». (Б.Пилсудский «Из поездки к орокам о.Сахалина в 1904 г.»)

Коренным народам Дальнего Востока также были свойственны анимистические представления. «Анима» означает «душа». И наивные ороки населяли окружающий мир добрыми и злыми духами, которые помогают или вредят людям.  С целью умилостивить духов, им делались жертвоприношения. При всем при этом анимистические представления, связанные с одухотворением природы, способствовали формированию бережного отношения к ней, гармонии с окружающим миром.

Представление о том, что после смерти человека его душа уходит в мир мертвых буни, записаны многими исследователями (Б.Васильев, Б.Пилсудский, Л.Алпатов). Буни  находится посередине земли. Где-то на его поверхности существует отверстие, через которое в мир мертвых ведет дорога. Она раздваивается налево – для добрых людей, направо – для злых (здесь мокрая топкая тундра с мошкой).

 Уйльта почитали  духов-покровителей, духов-хозяев зверей, рек, тайги, сопок, обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте. У них существовал культ морских животных, согласно обряду возвращения главному духу-хозяину, черепа добытых животных бросали в море. Хозяину моря духу Тэуму приносили жертвы весной и осенью.  И по сей день оленеводы  кормление после очередной перекочевки, ближе к вечеру, обязательно угощают хозяев местности. «Дают гостинец» костру: «Возьми, огонь, гостинец, чтобы нам все хорошо было» (Тава, на-ка...). Огню можно дать кусок мяса или то, что есть на столе. Еще одного духа местности, которого угощают, называют бока. Ему говорят: «Бока, на-ка» и оставляют на новом месте разломанную папиросу, спички, рис, конфеты; все это кладут где-нибудь под дерево.

Известен  у ороков и культ медведя. Пойманного в лесу медвежонка растили в срубе до двух лет, затем устраивали медвежий праздник.

«Медвежий праздник» более распространен среди северных ороков и  сопровождался гонками на оленях (верхом и на нарте), турнирами стрелков из лука, метателей арканов, борцов. Национальная борьба мотто очень популярна и сегодня. Во время проведения праздника народов Севера в поселке Вал образуется несколько кругов зрителей в соответствии с возрастными категориями борцов. Состязаются с одинаковым азартом и дети, и старики.

Южные ороки занимались рыболовством и морским промыслом и больше чтили духов моря, в честь которых  проводили обряды «кормления».

Так как уйльта/ороки  свой род вели от оленя, то помимо промысловых обрядов большое значение имел и имеет до сих пор оленеводческий праздничный комплекс. «Курэй» – праздник оленеводов. «Курэй» означает в переводе с уйльтинского «изгородь». Национальный обрядовый праздник оленеводов справляется на берегу залива Пильтун, что в 70 км от с.Вал – традиционного места встречи пастухов-оленеводов. В конце сезона разведения оленей пастухи считали поголовье, загоняя оленей в изгородь – курэй.

Амулеты  народа восточного Лукоморья

Само слово «амулет» происходит от латинского и переводится, как «отражение магии». На сегодняшний день нет точных сведений о том, в какой стране амулет появился впервые. Различные амулеты, обереги и талисманы присутствуют в истории всех странах, просто в одних странах амулетам придавали большее значение, а в других – меньшее.

Нечто наподобие талисманов существовало в Древней Греции. В те времена каждому новорожденному ребенку дарился амулет филактерон, который должен был оберегать жизнь малыша. Подобный обычай имели и жители Древнего Рима, но у них амулеты выглядели небольшими плитами с нанесенными на них различными символами.  У египтян также были свои амулеты. Такие амулеты были различного размера и внешне имели вид жука Скарабея, который также присутствует во многих изображениях, сделанных египтянами. А в Индии в качестве талисманов широко применялись раковины каури. Индийцы видели в форме раковины сходство с формой головы змеи с открытым ртом. Бытовало мнение о том, что человек, желающий причинить вред, обязательно посмотрит на эту раковину, и его сглаз не будет нести вреда тому, на кого был направлен.

С древних времен люди верили в магическую силу амулетов. Амулет мог быть в виде небольшого скульптурного изображения или необычной вещи, найденной в природе. Некоторые предметы могли приобретать особую силу в результате попадания в какую-то необыкновенную ситуацию. Человек, владеющий этим особенным предметом, независимо от собственных качеств и способностей становился удачливым, сильным и отважным. Аборигены Севера делали амулеты из дерева, металла, сухой травы и носили их на шее или держали у изголовья. Его никогда никому не показывали. Таким образом люди пытались обезопасить себя от козней злых духов, приносящих болезни и смерть.

По своему назначению амулеты ороков можно разделить на  три    группы:       1) связанные с промысловым культом,  2) помогающие от различного рода заболеваний и 3) те, которые способствуют благополучию и охранению детей от болезней.         

Находясь в полной зависимости от природы, не веря в успех охоты или рыбной ловли, ороки уделяли большое внимание промысловому культу. Перед рыбным промыслом они вырезали из дерева изображение касатки – хозяйки моря – эдэ. Перед выходом на морской промысел или рыбную ловлю изображение «кормили». Также существует  амулет – буюн -  для удачной охоты. Это деревянная фигурка человека, сидящего на медведе. Она обшита кожей, украшена стружками.

Ороки/уйльта знают также целый ряд талисманов, которые дают удачу в специальных предприятиях и родах деятельности. Называют их баяки. Это всегда предметы, части животных или животные целиком, которые встречаются очень редко. Например: совершенно белый соболь, попавший в петлю дает счастье в охоте на соболя; найденный в желудке оленя мешочек, наполненный чистою какой-нибудь жидкостью, делает счастливым охотника; небольшой шарик из шерсти, встречающийся на теле тюленя, дает удачу в охоте на это животное  и т.д.

В количественном отношении преобладают амулеты от различного рода заболеваний. И это вполне естественно. Раньше народы Севера страдали от многих заболеваний: туберкулёза, тифа, оспы, трахомы, глаукомы, желудочно-кишечных. Этому способствовали нищета, антисанитарные условия существования. Эпидемические заболевания уносили целые стойбища. Об этом писали Л.Я.Штернберг и многие другие исследователи Сахалина. Но никакой медицинской помощи народам Севера не оказывалось: ведь на весь Сахалин с его 40 тысяч населения в 1901 году было всего 5 врачей. Ороки, нивхи, эвенки вынуждены были обращаться к шаманам и знахарям,  прибегать  к  жертвоприношениям,  заклинаниям,  обращаться  к  покровительству  добрых  существ  и  разнообразным  охранителям-амулетам.

При расстройстве желудка использовался амулет из двух частей, связанных ремешком – сосо севони. Одна из них фигура человека с полоской головой, большими глазими, ртом и бровями, без рук и без ног. Вторая часть – соединенные «валетом» человеческие головы с нанесёнными на них чертами лица.

При болезни горла использовались амулеты, имеющие вид плетёного воротничка, например: гуси делини, представляющий собой голову орла. При болезни сердца применялся мяван севони – амулет, состоящий из двух вырезных из дерева фигурок человека. Туловище обтянуто тканью, вместо ног изображение сердца.

При болях в пояснице «помогала» согнутая фигурка человека или полоса из ткани с нанесённым на неё орнаментом из стилизованных лягушек и оленей (дарма-севони).  Есть у ороков и  амулет от головной боли -  сюнь севони: вырезанная из оленьей кожи фигурка человека в двойном круге.

Есть амулет от болезни живота (бокко-севони), который представляет собой целую композицию: вырезанная из дерева небольшая фигура медведя, который стоит на рыбе. Туловище медведя обтянуто нерпичьим мехом и крашено ритуальными стружками инау. Пасть медведя открыта.

Существуют специальные амулеты от кожных заболеваний, чумы, помешательства, зубной боли…  Но есть и такие, которые имели универсальное значение, использовались в лечении нескольких заболеваний. Так, мева севони применялась при лечении сердца, головы, ушей, слепоты. Это – вырезанная из дерева фигура человека, у которого вместо ступней – сердце, а на голове две одинаковые фигурки животных, смотрящих друг на друга; туловища их соединены в форме полукруга.

От многих болезней также применялся амулет ыхчы – вырезанное из древа изображение тигра, туловище которого было обтянуто тканью.

Ороки, как и многие народы Севера, проявляли большую заботу о детях. Ведь смертность среди детей была очень высокой. Когда дети тяжело болеют, амулеты вырезают из замши и надевают им на шею. Матери-орочонки, стараясь уберечь детей от злых духов, прятали от «дурного глаза» в своих жилищах амулеты-хранители. Среди них особое место отводилось амулету  «Мать двойняшек» (адо энини) - изображение фигуры матери и близнецов, завёрнутых в ткань и стружки  инау.  Такой  амулет предназначался для благополучия близнецов.

Для того, чтобы ребёнок спал по ночам, применялся амулет кальдами: фигура человека с конусовидной головой, вырезанная из дерева и обтянутая тканью.  

Амулет для охранения новорожденного – чавахта – деревянное изображение трехпалой руки или лапы с согнутыми пальцами. Они подвешивались над люлькой ребенка.

Для того, чтобы мальчик рос здоровым, не болел и стал хорошим охотником и рыболовом,  применялся амулет-охранитель – киро   одэни   тосеки. Он состоит из двух частей – изображение человека, украшенного стружками, и касатки, тело которой одето в нерпичью шкуру. По представлению ороков, изображение человека – это муж, касатки – жена.

Севони (сэвэки)  хранились завернутыми в тряпицы  в берестяных переметных сумах (хулма). Со смертью человека их хоронили вместе с ним.  Севони - это не только упомянутые амулеты, но и бог вообще и посвящаемый ему белый олень в стаде. На этом олене не ездят - такой олень считается залогом оленеводческой удачи.

Отношение к амулетам и оберегам у аборигенов Сибири и  Дальнего Востока уникальна. Несмотря на все изменения в социальной, экономической и духовной жизни аборигенных народов, амулеты сохраняли свое значение. Их можно отнести к наиболее важным проявлениям «практической» магии: они постоянно присутствовали в жизни человека, являясь осязаемым и конкретным воплощением тех мировоззренческих установок, которые сформировались в традиционной культуре. Амулеты и обереги органично вписываются в религиозные представления коренных малочисленных народов. Наличие амулетов воспринималось как само собой разумеющееся и в повседневной жизни и в ключевых моментах (рождение, охота, смерть).

Амулеты ороков представляют большой интерес как предметы, связанные с уже отжившими религиозными представлениями народов Севера в далеком прошлом, и являются своего рода памятниками материальной и духовной культуры первобытного общества.

Заключение

В результате проведенной работы я изучила исторические и этнографические источники по этому вопросу, многое узнала о традициях и религиозных представлениях народа уйльта. Данная работа  дала мне возможность узнать много нового и интересного об амулетах и оберегах этого загадочного народа.

Для себя я поняла, что эта тема меня увлекла серьёзно. В дальнейшем я продолжу изучать историю и традиции коренных народов, населяющих Сахалинскую область.

Также  планирую на сайте виртуального музея выложить материал об уйльта,  провести  экскурсию в нашем школьном музее и организовать с младшими школьниками в летнем лагере практическое занятие по изготовлению сэвэки – амулетов «народа Восточного Лукоморья», как назвал их известный этнограф В.Косарев.

Используемые источники и литература:

  1. Вязовская В.В. Амулеты ороков Сахалина/Сахалин-76, литературно-художественный альманах. - Южно-Сахалинск, 1976.
  2. Косарев В.Д. Орочены-ороки-уйльта: о  спорных моментах этнонимии и этногенеза. - http://kosarev.press.md/
  3. Косарев В.Д. Люди Восточного Лукоморья: Воспоминания экспедиционных встреч с уйльта-ороками - http://kosarev.press.md/Oroks
  4.  Косарев В.Д. экологическая обусловленность традиционного воспитания и социализации у ороков/ Материалы к изучению истории и этнографии населения Сахалинской области. – Этнографические исследования Сахалинского областного краеведческого музея, вып.6. – Южно-Сахалинск, 1986.
  5. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Уйльта. Эвенки. – Южно-Сахалинск: Областное государственное учреждение культуры «Сахалинский государственный областной краеведческий музей», издательство «Лукоморье», 2009.
  6. Маевич Л.И. Ороки в прошлом и настоящем//Краеведческий бюллетень, 1994, № 2.
  7. Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина: основные проблемы исследований.
  8. Пилсудский Б. Из поездки к орокам о.Сахалин в 1904 г./Препринт. – Южно-Сахалинск, 1989.
  9. Потапова Н.В. Вероисповедальная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востока во 2-й половине XIX н.XX вв. (на примере Сахалина)
  10. Роон Т.П. Уйльта Сахалина: историко-этнографическое исследование традиций и материальной культуры XVIII – начала XX вв. – Южно-Сахалинск, 1996.
  11. Сурков Д.А. Амулеты и обереги в контексте магических представлений аборигенов народов Западной Сибири/Вестник Томского государственного университета, вып. № 362, 2012.
  12.  Функ Д.А., Зенько А.П., Силланпяя Л. Материалы по современной культуре и социально-экономическому положению северной группы уйльта//Этнос и культура. - 2002.

Приложение

Жилище уйльта

1.jpgАмулет «Семейный». Уйльта.

1.jpgK:\Уйльта\УЙЛЬТА У СВОЕГО ЖИЛИЩА..jpg

Амулет  для хорошего сна. Уйльта.

1.jpg

Амулет  от головной боли (суюнь севони).

1.jpg

Амулет  от болезни спины (крок-то).

1.jpg

Амулет  от болезни горла (сево). Уйльта.

1.jpg

Амулет-оберег при рождении ребенка.

1.jpg

Амулет для благополучия близнецов (адау).  

1.jpg

Амулет для хорошего сна ребенка (кальдами).  Уйльта.

1.jpg

Амулет от плача ребенка (денидруг).  Амулет-охранитель мальчика (киро одэни  тосени).  Уйльта

1.jpg

Амулет от кишечных заболеваний (пэтэ).

1.jpg Амулет-охранитель близнецов. Уйльта.

 

1.jpg

Амулет от болезни сердца (меван севони).  

1.jpg

Амулет от болезни живота (бокко сэвони).  

1.jpg

Амулет для удачной охоты (буюн).  Уйльта.

1.jpg

Амулет от чумы (нэчэ).  Уйльта.

F:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\11\АМУЛЕТ МАТЬ ДВОЙНЯШЕК. УЙЛЬТА. 1969 Г.jpg

Амулет «Мать двойняшек. Уйльта


Поделиться:

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Астрономический календарь. Март, 2019

Медведь и солнце

Барсучья кладовая. Александр Барков

Простые летающие модели из бумаги