В своей проектной работе ученица исследует вопрос: как в давние времене, не имея комбайнов, мукомольных заводов, атоматизированных пекарен, люди обрабатывали выращенное зерно, делали муку и пекли хлеб.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 967.62 КБ |
Как хлеб на стол попал?
Петрова Азалия
МАОУ «Прогимназия №64», 3А класс.
г. Набережные Челны
Научный руководитель: Сабирзянова Ф.Н.
Оглавление.
1. Введение. 3
2. Основная часть. 4-7
3. Заключение. 8
4. Список литературы. 9
Введение.
Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть на стол? Как же раньше люди без современной техники выращивали и убирали хлеб? Ответы на эти вопросы я искала в книгах и энциклопедиях, в сети Интернет, посетила Музей истории города.
Тема: Как хлеб на стол попал?
Задачи:
1. Узнать, какие приспособления использовали раньше для обработки пашни и уборки зерновых культур.
2. Выяснить, где и как хранили зерно.
3. Узнать, как раньше готовили хлеб.
Объект исследования: хлеб
Предмет исследования: приспособления для обработки пашни и уборки зерновых культур, зернохранилище, заготовка для выпечки хлеба.
Методика исследования: наблюдение; сбор информации о приспособлениях для обработки пашни и уборки зерновых культур, о зернохранилищах, о выпекании хлеба; анализ; обобщение.
2. Основная часть.
Большинство населения нашего края до начала 20 века сельским занималось земледелием. Со времен Волжской Булгарии земледелие было пашенным. Орудием обработки почвы была соха. Обрабатывали землю обычно сохой с одной лошадью, на плотных черноземных почвах применялся тяжелый плуг – сабан.
Посев производили вручную («вразброс»). Семена, предназначенные для высевания, насыпали в лубяное или плетеное лукошко или мешок. Основными полевыми сельскохозяйственными культурами у татар, как и у соседних народов были: озимая рожь, пшеница, горох, яровой овес, гречиха, просо, полба – древний вид пшеницы.
Основными полевыми сельскохозяйственными культурами у татар, как и у соседних народов, были: озимая рожь, пшеница, горох, яровой овес, гречиха, просо, полба – древний вид пшеницы.
Убирали урожай серпом, а в южных районах – и косой с грабельками. Сжатый хлеб связывали в снопы и укладывали на поле для просушки и дозревания в разнообразные клади.
С поля снопы перевозились на гумно при усадьбе, часть хлеба сейчас же молотили, а другую часть укладывали для хранения в скирды. Снопы, особенно ржи, обмолачивали на току с помощью цепов.
Обмолоченное зерно очищали от мусора и семян сорняков веянием деревянной лопатой. Зерно при небольшом ветре подбрасывалось при помощи широкой деревянной лопаты с длинной ручкой. Мякина отлетала, а зерно, как более тяжелое, падало на землю. Обычно перевевали 2-3 раза. Очищенное зерно ссыпали в большие деревянные лари-сусеки, в амбары (житницы). Зерно на муку перерабатывали на мельницах, водяных и ветряных.
Почти в каждом крестьянском дворе были ручные мельницы и ступы для крупы.
Хранили зерно, муку, крупу в липовых кадках в сенях дома или в специальных постройках, клетях и амбарах.
Большое количество кушаний приготовлялись из муки. Печение из ржаной муки повсеместно называлось хлебом. Хлеб выпекали в каждом доме через каждые 2-3 дня. С вечера в квашонку объемом 7-9 литров наливали полведра теплой воды, около 3 кг муки и перемешивали с закваской - остатком теста от прежнего печения или с гущей из-под кваса. Все это размешивали мутовкой (сделанной из сучковатой вершины сосны или ели). Квашонку, завязав полотенцем или холстинной тряпкой, оставляли до утра. Рано утором тесто месили руками и добавляли в квашонку муки и соли. Прилипшее к краям квашонки тесто снимали небольшой деревянной лопаточкой. Затем квашонку вновь завязывали и затопляли печь. После того как тесто «взойдет» его «разваливали» по деревянным или плетенным чашкам.
Хлеб пекли в хлебопекарной печи с котлом.
Вот он – румяный и душистый Лежит и дышит на столе. За хлеб огромное спасибо Всем хлеборобам на земле! |
3. Заключение.
В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди. О хлебе народ сложил много пословиц:
- Хлеб - всему голова,
- Есть хлеб - будет и песня;
- Не то хлеб, что в поле, а то, что в сусеке и другие.
Надо запомнить: в хлебе - душа народа, нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Для того чтобы хлеб был у нас и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. А ведь чёрствому хлебу можно продлить жизнь.
Можно:
- положить в целлофановый пакет на батарею;
- приготовить панировочные сухари;
- посушить гренки для супа;
- поджарить гренки к чаю;
- испечь пирог из сухариков.
Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе,
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
В будущем я обязательно буду продолжать исследование по данной теме, только уже буду исследовать по теме: сколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств.
4. Список литературы.
1. OXFORD. Большая энциклопедия школьника. Москва «Росмэн». 2006
2. Большая школьная энциклопедия. Том 1. Москва «ОЛМА-ПРЕСС». 2001
3. Ахметзянов Ю.А. «Татарские народные блюда» (на татарском языке) Казань «Раннур». 1999
4. http://fljuida.com/post215701067
Сочини стихи, Машина
Нас с братом в деревню отправили к деду...
«Течет река Волга»
Почему Уран и Нептун разного цвета
Горячо - холодно