• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект по русскому языку "Портрет одного слова"

Опубликовано Герман Ольга Валерьевна вкл 14.04.2015 - 19:12
Герман Ольга Валерьевна
Автор: 
Ерицян Осана

Что мы знаем о лошади,  какие интересные факты есть об этом животном? Ответы на эти вопросы можно  найти в данном проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc264 КБ
Office presentation icon Презентация к проекту1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

Что мы знаем о лошади,  какие интересные факты есть об этом животном? Ответы на эти вопросы можно  найти в данном проекте.

Если мы взглянем на историю цивилизации и человечества в целом, то увидим, что многие поворотные моменты прямо или косвенно были связаны с появлением коня.  Именно лошадь и собака, прирученные человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождают его и сегодня.

Уходят в прошлое слова, обозначающие понятия, связанные с использованием лошадей. И это, конечно, очень печально, ведь люди забывают о существовании лошади, а ведь до середины двадцатого века  часто использовали это животное для перевозки грузов, людей, в промышленности, на транспорте. Сейчас  же лошади применяются в основном для любительской верховой езды и в спорте. Изменяется и вид древних пород.

Почти 6000 лет прошло со времени приручения человеком дикой лошади, и за это время в различных странах мира выведено около 250 различных пород  лошадей. В начале 3-го тысячелетия лошадь остается другом и верным помощником человека в его разносторонней деятельности. О лошадях написаны тысячи книг - и научных, и художественных. О них сложены легенды, предания, сказки, песни, стихи и целые поэмы. И все это не случайно.

Данная исследовательская работа ориентирована на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры.

Используя словари, научно - популярную литературу и другие источники, важно было собрать разнообразную информацию об истории слова «конь» в русском языке.

Тема моей работы – «Портрет одного слова». Почему портрет?

Художник, создавая портрет, думает о том, чтобы появившееся на холсте изображение не просто передавало очертания внешности человека, но чтобы взгляд, жест, поза приобщали зрителя к некой тайне, волновали, вызывали желание думать, спорить.

Говорят, что писатель тоже рисует, но рисует словами.  Каждое слово уникально. А что несет в себе слово?

Создавая портрет слова «конь», я ставила перед собой цель овладеть навыками лингвистического анализа, выявить взаимосвязь языковых явлений, познакомиться с историей русской культуры, богатством языка. Я попробовала  выступить в качестве лингвиста, исследователя, историка, постаралась  открыть тайну слова. В этом мне помогли различные словари, литературные и исторические источники.

Лошадь – самое благородное из завоеваний человека, она была и остается  верным другом и помощником, неся человека в вихре битвы или радуясь вместе с ним на прогулке.  Работу над этим проектом я начала еще в 2014 году, в год Лошади по восточному гороскопу. Это подтолкнуло меня к исследованию именно этого слова. Да и результаты  опроса школьников, который был проведен среди 6-7-х классов в ходе предварительной работы,  убедили меня в нужности и актуальности данной темы.

Из 128 проанкетированных учеников  лишь 32 привели примеры  5 и более произведений литературы и народного творчества, где описывается лошадь. А пословицы и фразеологизмы смогли назвать единицы.

Мне удалось собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова «конь» в русском языке.  В результате работы у меня получился мини – словарь с комплексным разносторонним описанием слова «конь».


Этнографическая страница

  В славянской традиции конь – одно из наиболее мифологизированных животных. Кони сопровождают высших языческих богов и христианских святых. В то же время конь – существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, он проводник на «тот свет». Отсюда представление о том, что конь способен предвещать судьбу и прежде всего смерть. Некоторые из этих поверий зафиксированы в сборнике пословиц и поговорок В.И. Даля: Кони ржут – к добру; Конь воина обнюхивает – убитым быть; Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет; Знать, там и умереть, где конь валялся.

  В фольклоре типичный мотив – конь, предвещающий смерть своему хозяину (сюжет о смерти Вещего Олега от коня, нашедший отражение в стихотворении А.С. Пушкина « Песнь о Вещем Олеге»). Во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж.

  Существовал также обычай ряжения на святки и другие праздники. На Юрьев день у русских ( в Рязанской губернии) делали «коня» (ряженого), на котором ездил пастух. На выгоне этот «конь» вступал в потешный бой с «конем» из другой деревни. На праздник Ивана Купалы изготавливали карнавальное чучело с использованием маски – черепа коня, который в завершение праздника сжигали на костре или бросали в воду. Здесь конский череп обозначал нечистую силу, ведьму, смерть, которую следовало уничтожить.

  Особую роль конь играл в семейных обрядах. Коня давали в качестве выкупа за невесту. Коней и кобылиц, согласно «Домострою», привязывали у дома, где молодые проводили первую брачную ночь.

  Как уже упоминалось, конь связан со смертью, т.к. везет хозяина на тот свет.  В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином. Эта функция коня отразилась в сказках : волшебный конь (Сивка – Бурка, Конек- Горбунок) помогает сказочному герою попасть в иной мир : «тридевятое царство», «на вершину стеклянной горы» и т.п.

  У лошадей есть священные покровители, принявшие мученическую смерть, братья Флор и Лавр ( по др. версии – Фрол и Лавер).

  Предание утверждает, что после перенесения мощей этих святых в Константинополь  прекратился падеж скота. В связи с этим на Руси Флор и Лавр и почитались как покровители лошадей. Иконы с их изображением во многих губерниях вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.

  Фролы – 31 августа – день памяти этих святых, покровителей лошадей, конский праздник. В этот день лошадям давали отдых, их купали, вплетали ленты в хвосты и гривы, приводили к церкви для окропления святой водой.

При этом считалось, что нужно объехать вокруг церкви или часовни три раза. Иногда по окончании молебна устраивать скачки.

Это интересно

  Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика  направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцеленный и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который еще не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращенными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и были засыпаны землей. Впоследствии их мощи были признаны нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан в 1200 и 1350 годах соответственно.


Лексикографическая страница

  В отечественных толковых словарях слово конь и лошадь тесно связаны друг с другом. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение этих слов объясняется ссылками друг на друга:

  Конь м., стар. комонь <…> лошадь; лошадь добрая, не кляча; на югъ сБв. и въ Сиб. рБдко говорять лошадь; жеребецъ или меринъ, не кобыла; особ. верховая лошадь. Кляча воду возитъ, лошадь пашетъ, конь подъ с Бдломъ. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.)

 

 Лошадь ж., [татар], лошадка, -дочка, - душка; лошаденка, -ночка; лошадища; вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, меринъ. По употребленью, бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подсеБдельная и подручная).

  В современных толковых словарях первично слово лошадь, ссылкой на которое объясняется значение слово конь. Такое определение находим в словаре под редакцией Д.Н. Ушакова:

 Лошадь

1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. Рабочая л.. верховая л.

2. Только мн. Конный экипаж (разг.) Ехать на лошадях.

(Толковый словарь русского языка.)

  Интересно то, что только в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой появляется толкование слова лошадь, опирающееся на биологическую характеристику животного.

 Лошадь. Крупное непарнокопытное животное семейства лошадиных.

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)

 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой описывает три значения слова конь:

 Конь.

  1. То же, что лошадь (преимущественно о самце).
  2. В шахматах: фигура, изображающая конскую голову на высокой изогнутой шее.
  3. Гимнастический снаряд для маховых упражнений, опорных прыжков – обитый мягким материалом длинный брус на ножках.

( Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

  Интересную информацию об особенностях употребления  слова конь и лошадь находим в Словаре синонимов русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой:

 Лошадь, конь. Крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т.п. Лошадь – наиболее общее название этого животного; слово конь употребляется обычно в тех случаях, когда говорится о верховой, нерабочей лошади, о лошади быстрой, сильной, горячей и т.п., особенно в поэтической, в приподнятой речи, в фольклоре, а также употребляется в специальной речи военных, коннозаводчиков для обозначения самца лошади. (Словарь синонимов русского языка).

  Таким образом, мы видим, что в толковых словарях русского языка слово лошадь первично. Именно оно используется для обобщающего названия животного, причем в толковании слова лошадь чаще встречаются ссылки на использование этого животного человеком, чем ссылка на биологическую классификацию.

  Слово конь обычно обозначает самца лошади и используется в фольклоре, в торжественной речи, в речи военных и коннозаводчиков.


Этимологическая страница

  Слово конь – общеславянское, то есть оно известно во всех славянских языках: украинском – кiнь, белорусском – конь, болгарском – конь, словенском – konj, польском – kon и др. Однако его происхождение остается  неясным. Обычно оно объясняется как произошедшее от древнего корня *komnь или *kobnь. К этому же корню восходят слова комонь «конь» и кобыла.

 ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 Известна также версия, связывающая слово конь и ковать: обычай подковки лошадей, перенятый у германцев, существеут со 2 века нашей эры.

 Слово кобыла - общеславянское. Сопоставляется с латинским cabo «конь», caballus «лошадь, мерин».

 Слово лошадь памятниках письменности отмечается с 12в. Современная его форма возникла предположительно под влиянием формы род. падежа лошате существительного лоша «лошадь». Существительное лоша является преобразованным заимствованием из тюркских языков: алоша « лошадь, мерин».

 Общеславянское слово жеребец произведено от утраченного слова жеребъ, которое восходит к древнему корню жербъ (*gerbъ), буквальное значение которого « плод чрева, дитя».


Фразеологическая страница

  В русском языке много устойчивых выражений со словами « конь» и «лошадь».  Лошадь в русской культуре – символ труда, добросовестной работы, и это отражено во фразеологизмах и поговорках: рабочая лошадка, работать как лошадь, работать как конь, упорный как конь, лошадиная сила, ломовая лошадь. Кто в кони пошел, тот воду вози.

 Издревле конь был необходим в крестьянском хозяйстве, он был верным помощником человека, поэтому настоящий хозяин заботился о своем коне: Гладь коня мешком – не будешь ходить пешком; Кнут коню не помощник; На лошадь не плеть покупают, а овес; Погоняй коня не кнутом, а овсецом; Коня гладь не рукой, а овсом и мукой; Конь тощой – хозяин плохой.

 Старый конь, не один год служивший хозяину, был достоин уважения и в пословицах стал символом жизненного опыта: Старый конь борозды не портит; Старый конь мимо не ступит; Молодец молодой конь, а с ним без хлеба будешь ( в соху не годится).

  В русских пословицах конь – это вольное, свободолюбивое животное: Какими заклепами ни замыкай коня, он все рвется на волю; Степного коня на конюшне не удержись; И конь на свою сторону рвется; У коня овса без выгребы, а он рвется на волю; То и конь, что треноги рвет; Весело коням, когда скачут по полям.

  Можно вспомнить фольклорный образ могучего коня в былинах и сказках: Конь копытом бьет, убила грызет; Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя валит.

 И все же, каким бы свободолюбивым ни был конь, он должен быть послушен человеку. Хозяин должен быть осторожен, а порой и строг с норовистым конем: Что ни конь, то норов; запрометчивому ( заносчивому) коню не верь в езде; Заносчивого коня построже зануздывают; На ретивую лошадь не кнут, а вожжи; Конь-то добр как добр, а норове – то есть как есть; Жалеть коня – истомить себя; Не каждый конь ко двору приходится.

Много можно добиться не только строгостью, но и лаской: Обойдешь да огладишь, так и на строгого коня сядешь.

  Особое отношение к коню на войне. Кони, как и люди, несли военную службу, участвовали в сражениях и не раз выручали своих хозяев. Не случайно до нас дошло множество пословиц, отражающих воззрения казаков, большую часть жизни проводивших в седле. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал казаку во всех земных делах:

Без коня не казак; Казак с конем и ночью и днем; Казаку конь себя дороже; Казак сам голоден, а лошадь сыта; Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает; У коня душа человечья.

  По традиции перед отъездом казака на войну жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника. То же повторялось после возвращения казака с войны на свое подворье: Конь. Мой конь, ты мой верный друг; Конь мой, вся моя надежда; Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!; Конь не выдаст, и враг не съест.

 При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли его близкие. Об умершем и сейчас на Дону говорят: привязал коня  или пошел бурных коней ловить.

  Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, отчего возникло большое количество примет и гаданий. Некоторые из них зафиксированы В.И. Далем: Кони ржут – к добру; Конь воина обнюхивает – убитым быть; Знать, там и умереть, где коня валялся.

 Обобщая сказанное, можно заметить, что в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах конь изображен как помощник и верный друг человека, символ свободы, достатка и успеха. Видим, не случайно даже сегодня, до сих пор используют выражение быть на коне, обозначающее « находиться в благоприятных, удачно сложившихся обстоятельства, иметь успех» .

Страница сочетаемости

  Слово, с которым может сочетаться слово конь ( лошадь), можно разделить на две группы. К 1-ой относятся общеупотребительные слова.

  Прежде всего, это имена прилагательные, обозначающие различные качества: хороший, горячий, породистый, резвый, скаковой и т.п.

  Часто используются глаголы, обозначающие действия, направленные на лошадей: кормить, поить, чистить, запрягать, пасти и др.

  Отдельные группы образуют имена существительные :

  • Голова, грива, холка, хвост, копыта;
  • Масть, рост, порода;
  • Ржанье, топот;
  • Поголовье, табун, пара, тройка и др.

  Вторую группу составляют слова, известные не всем носителям языка, т.е. ограниченные в употребления.

 Так, особого внимания заслуживают прилагательные, обозначающие масти лошадей. Для лошадей традиционно принято выделять четыре основные масти: гнедая, рыжая, серая и вороная. Остальные масти считаются производными от этих основных четверых мастей. В коневодческой практике употребляют более 30 названий мастей. Приведем самые распространенные их них.

Гнедая масть – лошадь, корпус которой коричневого окраса различных оттенков, а грива, хвост и нижние части ног черные.

Вороная масть– черная окраска всего туловища, головы, конечностей, гривы и хвоста.

Караковая масть – лошадь с черным окрасом корпуса, гривы и хвоста и с рыжими или коричневыми подпалинами на морде вокруг глаз, под мышками и в пахах. Это самый темный вариант гнедой масти.

Буланая масть – желтовато- песочная или золотистая с черными гривой, хвостом и нижними частями ног.

Каурая – «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже- коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище.

Изабелловая – шерсть кремового цвета или цвета топленого молока, кожа на всем теле розовая, глаза голубые. 

Чубарая – светлый окрас, по которому разбросаны небольшие пятна желтого, рыжего, коричневого и черного цвета.

 Среди имен существительных особую группу образуют слова, обозначающие  аллюры – способы хода или бега лошади. Движения лошади подразделяются на естественные и искусственные. К естественным относятся:

  • Шаг – самый медленный способ передвижения лошади;
  • Рысь – способ бега лошади
  • Галоп – бег, при котором лошадь идет вскачь;
  • Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп;
  • Иноходь – способ бега лошади, при котором одновременно выносятся вперед или две правые ноги, или две левые.

К  искусственным движениям относятся:

  • Испанский шаг – укороченный темп рыси
  • Пиафф – рысь на месте с подъемом и опусканием ног;
  • Пируэт – лошадь описывает круг, радиусом равный длине корпуса;
  • Кабриоль – прыжок с согнутыми передними и вытянутыми задними ногами;
  • Курбет – прыжок верховой лошади с поджатыми ногами.

  Как мы видим, далеко не все проанализированные слова сегодня известны обычным носителям языка, а в основном специалистами по разведению и дрессировке лошадей, т.е. людьми определенной профессии.

  В 19 веке, когда крестьяне использовали лошадей в хозяйстве, а знать увлекалась скачками и верховой ездой, эти слова употреблялись гораздо активнее. Можно вспомнить хотя бы слова Савраска и Сивка – распространенные клички саврасой и бурой деревенских лошадей, а также сказочного коня Сивку-бурку.


Словообразовательная страница

  Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова конь можно представить в виде словообразовательного гнезда.

  Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учетом последовательности их образования.

  Приведем фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом конь.

Слово в составе анализируемого гнезда можно объединить в несколько тематических групп.

  1. Слова, обозначающие понятия, связанные с содержанием (разведением) лошадей:

конюшня – « помещение для лошадей», конюх – «работник, ухаживающей за лошадьми» , коновод – « тот, кто присматривает за лошадьми спешившихся всадников», коновал – « лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашнего скота в русских деревнях», конина – « мясо лошади как пища» конезавод – «коневодческий завод, предприятие по разведению породистых лошадей»,  коннозаводчик – «владелец конного завода», конеферма, конесовхоз.

  1. Слова, обозначающие понятия, связанные с использованием лошадей в промышленности на транспорте и т.п. :

Конка – « конно – железная городская дорога; вид общественного транспорта – специальный вагон, движущийся по рельсам, который тянули лошади»;

Коногон – «погонщик лошади, возящей вагонетку в шахте при конной откатке угля»;

Одноконка, двуконка – « вид экипажа, в который запрягали соответственно одну или две лошади».

 В эту группу входят также сложные  имена прилагательные: конно- машинный (конно- машинное судно); конно- ручной (конно- ручные работы), конно – железный.

  1. Слова, обозначающие понятия, связанные с использованием лошадей на войне:

Конница – « конное войско, кавалерия», конник – «конный воин, кавалерист», конногвардеец – « солдат или офицер лейб – гвардии конного полка в дореволюционной России; солдат или офицер гвардейской кавалерии», конармия – « конная армия», конармеец и конноармеец – « боец конной армии».

 Прилагательные конно- артиллерийский и конно- гвардейский связаны соответственно с сочетаниями конная артиллерия и конная гвардия.

 Как показал анализ, словообразовательное гнездо с исходным словом конь представляет собой закрытую структуру. Это объясняется тем, что с середины 20 в. лошади массово не используются в быту и в промышленности. С исчезновением соответствующих предметов (конка, коногон, конюший и др.) обозначающие их слова уходят в пассивный запас языка, т.е. переходят в разряд историзмов. Например, из одиннадцати сложных прилагательных, образованных от слова конный, сегодня употребляют только два: конно- спортивный и конно- прокатный.

 Таким образом, активный процесс образования новых слов с корнем конь, наблюдающийся в середине 19 до середины 20вв., завершился, и описанное словообразовательное гнездо едва ли будет пополняться новыми словами.


Литературная страница

  В литературе одной из самых важных является тема дороги. Ведь с ней связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые он совершает. Образ коня (лошади) неотделим от темы дороги. Конь вплоть до двадцатого века был основным  транспортным средством и главным помощником. Лошадь была кормилицей для простого мужика и предметом гордости в доме знатного. На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку, и поэтому ее образ плотно вошел в русскую культуру (живопись, ваяние, литературу). Мы хотим показать, как писатели и поэты рассказывали об этих удивительных созданиях.

  Согласно верованиям древних славян конь – символ добра и счастья.    Славяне верили, что Даждь – бог ( Бог солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверткой златогривых коней с золотыми крыльями, поэтому особую силу приписывали оберегам в виде фигурок коня, их носили у левого плеча на цепочке. Так оберегали себя и былинные герои -богатыри. Для них конь – не просто оберег, это верный друг, предупреждающий хозяина об опасности.

 Так, у Ильи Муромца по совету странников появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему «верой и правдою», а конь предлагает богатырю испытание, так как не уверен, что Илья способен владеть им. И только после того как Илья показывает ему свое мастерство, конь признает в нем хозяина. В другой версии былины странники советуют Илье вырастить себе «доброго коня».

А да корми его пшеницей да белояровой, 

Да еще пой его да ключевой водой,

Еще будет тебе конь да лошадь добрая,

Еще добра-де лошадь да богатырская. 

 Только после обретения коня начинается у Ильи богатырская жизнь. Самое страшное для воина – разлучиться с конем, поэтому когда разбойники решили ограбить Илью, то говорили:

Мы убьем его пограбим-ко,

Со конем его разлучим-ко!

 Много добра сделал Илья для народа, разгромил татарское нашествие:

Припускал коня он богатырского  

На этую на рать-силу великую.

За землю российскую

За вдов, за сирот, за бедных людей.

 Интересно, что даже свою судьбу Илья сравнивает с кобылицей:

…А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезжаю,

А судьба для меня – за коня!

 Влияние фольклора находим также в стихотворении А.С. Пушкина « Песнь о Вещем Олеге». Мы помним, что у коня есть также функция проводника на тот свет. Именно этот мотив нашел отражение в пушкинском произведении. «Вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», предрекает князю смерть т коня:

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего.

 Князь не случайно называет своего коня товарищем, верным другом, верным слугой: конь много раз спасал ему жизнь во время сражений. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти. Однако обмануть судьбу невозможно, и страшному пророчеству суждено сбыться:

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

  В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, рассказанная А.С. Пушкиным в форме старинной песни, несет в себе отголоски верований древних славян.

 Сказочный мотив является основным в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Во время войны кавалеристы оставили в деревне раненого коня, которого вылечил маленький мельник Панкрат. Этого коня обидел мальчик Филька. Он с куском хлеба, посыпанным солью, вышел за калитку. Но когда конь потянулся к хлебу, мальчик наотмашь ударил коня по губам и далеко закинул хлеб в снег.  « На вас не напасешься, на христарадников! Вот твой хлеб! Иди, копай его мордой  из-под снега», - закричал Филька. И после этого окрика налетела метель на деревню, затрещал мороз, замерзли колодцы, остановилась мельница, потому что река замерзла до самого дна. Воды нет, а мука у всех вышла, и бабка, плача, сказала, что ждет их неминучая смерть.  «Знать и нынче, как сто лет назад, завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело», - говорила внуку старуха, много повидавшая на своем веку. Итак, обидеть коня, как и любое другое существо, значит нарушить гармонию, принести в мир зло, за которое природа будет мстить человеку. Этот грех Филька искупит своими делами, а потом и слезами перед всей деревней.

 Трогательный образ лошади создал В.В. Маяковский в стихотворении  «Хорошее отношение к лошадям»:

Лошадь на крупгрохнулась, и сразуза зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — — Упала лошадь! —

  Автор осуждает равнодушных зевак, смеющихся над упавшей лошадью. В его душе происходит переворот, когда он видит слезы, катящиеся из глаз животного. Поэт видит в этой лошади себя самого, окруженного равнодушными, недалекими людьми. Так рождаются знаменитые строки, обращенные к лошади:

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка, все мы немножко лошади,

 каждый из нас по-своему лошадь.

  Поэт призывает людей сострадать, сопереживать, сочувствовать тем, кто находится рядом. Именно равнодушие, неумение и нежелание понять и пожалеть осуждает он в своем стихотворении.

  Итак, уже беглый ( и далеко не полный) обзор показывает, что в русской литературе конь изображен с разных сторон: это и верный боевой товарищ, друг и помощник человека, сопровождающий его даже после смерти, это и олицетворение самой природы, противящейся злу, и просто одинокое живое существо, нуждающееся в понимании и сочувствии человека.


Заключение

  Судьба слово конь в современном русском языке отражает жизнь общества. Кони практически не используются в хозяйственной деятельности человека, и сегодня многие дети видят это животное только на картинках. Видимо, именно этим объясняется изменение толкования значения данного слова в современных словарях: указание на использование лошади в деятельности человека сменилось информацией о месте этого животного и биологической классификации. Этот процесс отразился также в системе русского языка: сократилось количество  слов с корнем -конь-, составляющих активный лексический запас современного человека. Многие слова, связанные с использованием коня в деятельности человека, стали историзмами: конка, коногон, одноконка и др. Ушли в прошлое поверья и обряды, связанные с конем.

 В то же время конь остается одним из важнейших символов русской культуры: кони сопровождают христианских святых, былинных и сказочных героев (Конек – Горбунок, Сивка - Бурка и др.), в русской художественной литературе конь остается одним из ярких образов, отражающих особенности русской культуры.

 Таким образом, несмотря на то, что в реальности кони давно уступили место технике, образ коня по-прежнему остается привлекательным и часто используется в различных видах искусства и рекламе.

  Собранный материал можно использовать как дополнение к урокам русского языка и литературы, как сообщение для тематического классного часа, так как вся эта информация дает возможность выйти за пределы одного занятия.

 В заключение хочется сказать, что история любого слова – удивительная и неповторимая, за каждым словом скрываются тайны лингвистики.  Данный проект убеждает в этом и вызывает интерес к слову «конь» как к носителю русской культуры.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Сочини стихи, Машина

Знакомые следы

За еду птицы готовы собирать мусор

Шум и человек

Просто так