• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

lДети Дети Великой Отечественной. «Подвиг Александра Кобера и Виктора Хоменко»

Опубликовано Бадретдинова Венера Абдуллаевна вкл 05.05.2015 - 17:10
Бадретдинова Венера Абдуллаевна
Автор: 
Усачёва Евгения и Мизюров Александр, учащиеся 5 класса МОУ «СОШ № 64»

О подвиге двух ребят из Украины, одними из первых узнавших воочию, что такое война и что значит оказаться на оккупированной территории: Александре Кобере и Викторе Хоменко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_podvig_aleksandra_kobera_i_viktora_homenko.docx31.22 КБ
Файл prezentatsiya_podvig_aleksandra_kobera_i_viktora_homenko.rar860.09 КБ

Предварительный просмотр:

Городской детский фестиваль

«Подвиги юных запомним, как песню!»

Площадка: «Дети Великой Отечественной»

Название работы: «Подвиг Александра Кобера и Виктора Хоменко»

Выполнили: Усачёва Евгения и

 Мизюров Александр,

учащиеся 5 класса

 МОУ «СОШ № 64»

Руководитель: Бадретдинова

Венера Абдуллаевна,

учитель химии и биологии

Саратов, 2014

Оглавление:

  1. Введение  ………………………………………3                                        
  2. Пионеры – герои ВОВ………………………..3
  3. Увековечивание………………………………..6
  4. Заключение…………………………………….6
  5. Литература……………………………………..6

Введение

     Сменяются времена года, одна за другой чередуются эпохи, уходят люди, но история вечна. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Столько о ней сказано и написано. И всё же нам бы хотелось ещё раз вспомнить о подвиге детей в этой войне. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Перед страшным ликом её уничтожающей силы равны и стар, и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие они противостояли войне. Их детство прекратилось 22 июня 1941 года.

Цель нашей работы: расширить кругозор наших сверстников о жизни и подвиге пионеров в трудное для страны военное время.

Задачи:

  • выяснить, кто такие пионеры;
  • опросить обучающихся 5-9 классов о пионерах-героях войны;
  • найти информацию о  пионерах-героях, выяснить их имена и подвиги;
  • попытаться понять, какие испытания выпали на долю пионеров во время войны;
  • подготовить доклад и презентацию о пионерах-героях и выступить перед учащимися нашей школы.

 Пионеры-герои ВОВ.

     Начать свою работу мы решили с опроса учащихся 5-9 классов нашей школы. Для этого мы подготовили следующие вопросы:

  1. Кто такие пионеры?
  2. Знаете ли вы имена пионеров-героев ВОВ?
  3. Что можно назвать подвигом детей?
  4. Могли бы вы повторить подвиг пионеров-героев войны?

     Наш опрос показал, что многие дети немного знают о пионерах, но ничего не знают об их героизме в годы войны. Все учащиеся знают, что такое подвиг и даже приводили примеры героического поступка людей в военное и мирное время. Совершить какой-нибудь подвиг, со слов ребят, смогли бы.

Мы решили рассказать им о пионерах, о героических поступках пионеров в годы ВОВ.

    19 мая 1922 года была организована пионерская организация, которая действовала до 1991 года. Это была детская организация, которая объединила миллионы детей бывшего СССР. В пионеры принимались дети, начиная с девятилетнего возраста,  и состояли в ней до 14-15 лет. Быть пионером было почётно, но стать им мог не каждый,  нужно было прилежно учиться, хорошо вести себя, участвовать в общественной жизни школы. Каждый пионер носил красный галстук и значок. В каждом городе был Дворец пионеров, где дети могли заниматься любимым делом: работали десятки кружков разного направления. У пионеров была своя газета «Пионерская правда» и  свой журнал «Пионер»,  на страницах которых можно было прочитать  о жизни пионеров в стране, о знаменитых людях, о природе, о дружбе  и многом другом. В нелёгкое время войны пионеры стали боевыми помощниками старших. Они заготавливали дрова, собирали металлолом, лекарственные растения, хлебные колосья на полях, тёплые вещи для фронта.  На оккупированной территории  пионеры становились разведчиками, юнгами на военных кораблях, создавали подпольные пионерские отряды, помогали укрывать раненных. Многие пионеры отдали свои жизни  в борьбе за честь и независимость страны.

     Наш рассказ о подвиге двух ребят  из Украины,  одними из первых узнавших воочию, что такое война и что значит оказаться на оккупированной территории: Александре Кобере (Шура) и Викторе Хоменко (Витя). Им было по 14 лет, когда началась война. Оба родились в г. Николаеве на Украине. Шура жил с матерью Анной Дмитриевой и братом Женей, отец его погиб во время испытаний боевого корабля на Чёрном море. Учился Шура  в школе № 12, хорошо играл на скрипке и ему пророчили блестящее музыкальное будущее. Возможно, так и было бы, если не война.

    У Вити отец умер, когда ему не было и двух лет. Мать, Ульяна Ивановна, воспитывала троих детей одна. Витя во всём ей помогал. Учился он в школе № 5, любил читать, ему нравились математика и немецкий язык. Мечтал стать моряком, хотел поступать в судостроительный техникум. Но война и здесь внесла свои коррективы.

    17 августа 1941 года  фашисты вошли в Николаев. Начались чёрные дни оккупации. Все учебные заведения закрылись. На многих перекрёстках города возникли виселицы. Немцы грабили и жестоко убивали людей. Прервалась мирная размеренная жизнь города и его окрестностей. Не могли николаевцы  смириться со своим новым положением и с первых же дней оккупации поднялись на борьбу с захватчиками. В городе начала действовать подпольная организация «Николаевский центр», которой руководил А.В. Палагнюк. Разными путями пришли Шура и Витя в эту организацию. Подпольщики обратили внимание на смелых и отчаянных ребят. Ещё до вступления в подпольную организацию ребята боролись с врагом, каждый по-своему.  С первых дней войны Шура помогал в укреплении обороны города. Однажды он с друзьями обнаружил кабель связи немцев. В глухом месте они вырубили кабель и бросили его в воду. С риском для жизни друзья бегали к концлагерю для советских военнопленных, чтобы передать им хлеба и несколько картофелин. В дальнейшем по поручению подполья Шура высматривал расположение военных объектов немцев, уточнял расположение вражеских частей. Он часами просиживал где-нибудь в укромном местечке возле склада боеприпасов или казармы, а потом сообщал подполью  о своих наблюдениях.  

     Витя срывал тайком немецкие приказы. С друзьями в подвале дома слушал голос Москвы , смастерив самодельный радиоприёмник,  сводки переписывались и распространялись в городе и в окрестных сёлах.  Затем по поручению  подпольной группы он стал работать в гестаповской офицерской столовой «Ост», где часто появлялись офицеры. За рюмкой водки они выбалтывали место расположения своих частей, различные секретные сведения. Вот где пригодилось  его знание немецкого языка. Витя старался завоевать доверие немцев и вскоре стал курьером. Но прежде, чем доставить пакет адресату, он доставлял его в штаб подполья. Далее полученная информация поступала в Москву. Но в июне 1942 года рация вышла из строя, оборвалась связь с Москвой. В это же время подпольная группа провела удачную операцию по захвату радиста немецкого штаба. Полученные сведения имели важное стратегическое значение. Это был план наступления гитлеровцев на Кавказ. Стало ясно, без нового радиопередатчика не обойтись. К тому же у подполья заканчивались боеприпасы, медикаменты, нужны были печатный станок и бумага для листовок. Приняли решение направить через линию фронта надёжных людей. Выбор пал на Шуру и Витю, на подростков меньше обратят внимания, решили в подполье. Началась подготовка. Маршрут был не лёгкий: Николаев – Луганск - Ростов- Краснодар - линия фронта - Москва, а это сотни тысяч километров. Для ребят подготовили документы. Шифровку зашили между подстилкой и подошвой Витиного башмака, а донесение спрятали в бамбуковую палочку. С Николаева друзья вышли 29 июля 1942 г. Добирались на попутках, на возах, но больше шли пешком. 17 августа они подошли к реке Кубань вблизи Краснодара. Ночью на рыбацкой лодке переправились через линию фронта. С рассветом юных разведчиков направили в Москву, там прошли краткосрочные разведывательные курсы. В родной город они возвращались на самолёте с радисткой . Парашюты опустились в ночь на 9 октября 1942 г. Одновременно с самолёта были сброшены парашюты с грузом.

     Ребята были полны решимости бить врага до победы. Но в подпольную организацию  проник предатель. Начались аресты. 24 ноября ребят и ещё восьмерых подпольщиков арестовали.  Их долго пытали, страшно подумать как. Утром 5 декабря 1942 года на Базарной площади все они были повешены. Этой расправой фашисты рассчитывали запугать николаевцев. Но не удалось! Когда рассвело, первые прохожие увидели возле виселицы букет живых цветов.  А на столбе белел небольшой листок бумаги с надписью: «Слава героям! Сохраним в памяти вас. Вы погибли, а слава о вас жива!»

Увековечивание

Николаев помнит своих юных подпольщиков. Их именами названы школы, улицы города. О них сложены песни, им посвящена пьеса, поставленная на сцене местного театра. В сквере стоит памятник Вите и Шуре. Он построен на средства, собранные школьниками всей Украины. Друзья изображены идущими к линии фронта. В руках у них бамбуковая палочка. Глаза устремлены вдаль. В 1965 году отважные разведчики были посмертно награждены Орденом Отечественной  войны первой степени.

Заключение

Мы долго думали о том, смогли бы и мы также бороться с врагом, пройти сотни километров пешком, окажись на их месте; хватило бы нам храбрости, силы воли и терпения, какими обладали Шура и Витя. Наверное, нет, мы к этому сейчас не готовы. Но поступки юных героев, их подвиг воспитывают в нас ответственность за будущее нашей страны.       Ради её процветания, ради сохранения мира мы должны  вырасти здоровыми, умными и доброжелательными людьми.

Вечная слава юным героям!  

Литература

  1. Владимов М. Шура Кобер, Витя Хоменко. - М.: Малыш, 1981.-26 с.
  2. Дети военной поры /Сост. Э. Максимова.  - М.: Политиздат,1988.-320 с.
  3. Зебзеева А. Азбука Пионерской жизни.- М.: Молодая гвардия, 1980. 127 с.
  4. Карагёзов К. Символы и ритуалы.- М.: Молодая гвардия, 1982. – 71 с.
  5. Навечно в памяти народной. – М.: Молодая гвардия, 1975.-176 с.
  6. Пионеры-герои. Рассказы о пионерах-Героях Советского Союза. Кемеровское книжное издательство, 1987.
  7. Энциклопедия ВОВ. 1941-1945.- М.: Советская энциклопедия, 1985.
  8. http://nikolaev-moscow.at.ua/publ/statja_o_nikolaeve/istorija_goroda/nikolaev_v_gody_vojny/9-1-0-118



Подписи к слайдам:

«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
17 августа 1941 года фашисты вошли в Николаев. Начались чёрные дни оккупации. Все учебные заведения закрылись. На многих перекрёстках города возникли виселицы. Немцы грабили и жестоко убивали людей. Прервалась мирная размеренная жизнь города и его окрестностей. С

первых же дней оккупации
в
городе начала
действовать подпольная антифашистская организация
«Николаевский центр», которой руководил А.В. Палагнюк.
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - помните!
Роберт
Рождественский,
отрывок из поэмы
«Реквием»
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»

Цель

нашей работы
: расширить кругозор наших сверстников о жизни и подвиге пионеров в трудное для страны военное время
.
Задачи:
выяснить, кто такие пионеры;
опросить обучающихся
5-9
классов о пионерах-героях войны;
найти информацию о пионерах-героях, выяснить их имена и подвиги;
попытаться понять, какие испытания выпали на долю пионеров во время войны;
подготовить
доклад и презентацию о пионерах-героях и выступить перед учащимися нашей школы
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
Витя рос без отца.
О
н умер
, когда
Вите
не было и двух лет. Мать, Ульяна Ивановна, воспитывала троих детей одна.
Витя как старший среди детей
во всём ей помогал. Учился он в школе № 5, любил читать,
хорошо знал математику
и немецкий язык. Мечтал стать моряком, хотел поступать в судостроительный техникум. Но война и здесь внесла свои коррективы.
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
Николаев
помнит своих юных
подпольщиков.

Их именами названы
школы и
улицы города.
О
них сложены песни, им посвящена пьеса, поставленная на сцене местного театра
.

В сквере стоит памятник Вите и Шуре.
Друзья
изображены идущими к линии фронта. В руках у них бамбуковая палочка. Глаза устремлены вдаль
.

В 1965 году отважные разведчики были посмертно награждены Орденом Отечественной войны первой степени.
 
Выполнили: Усачёва Евгения и
Мизюров
Александр ,
учащиеся 5 класса
МОУ
«СОШ
№ 64»
Руководитель:
Бадретдинова

Венера
Абдуллаевна
,
учитель химии и биологии
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
Шура
жил с матерью Анной Дмитриевой и братом Женей, отец его погиб во время испытаний боевого корабля на Чёрном море. У
чился в
школе №
12. Он
хорошо играл на
скрипке, часто выступал на школьных концертах.
Е
му
пророчили блестящее музыкальное будущее. Возможно, так и было бы, если не война
.
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
В

июне 1942 года
вышла из строя рация. Нужно было срочно передать важные сведения в Москву. В подполье приняли
решение направить через линию фронта
Шуру
и
Витю.
Д
онесение спрятали в бамбуковую палочку. С Николаева ребята вышли 29 июля 1942 г. Добирались
на попутках, на возах, но больше шли пешком. 17 августа
переправились
через линию
фронта в районе Краснодара, откуда их доставили в
М
оскву. В
родной город они
вернулись 9
октября 1942 г.
Ребята
были полны решимости бить врага до победы. Но в подпольную организацию проник предатель. Начались аресты. 24 ноября ребят и ещё восьмерых подпольщиков арестовали. Их долго
пытали. Утром
5 декабря 1942 года на Базарной площади
они
были
повешены
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»

Александр
Кобер
и Виктор Хоменко – пионеры-герои , одними
из первых узнавших воочию, что такое война и что значит оказаться на оккупированной
территории.
Они родились в
1926 году в городе Николаеве
на Украине.
Им
было по 14 лет, когда началась война.
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
П
о
поручению подпольной
группы Витя работал
в гестаповской офицерской столовой «Ост», где часто появлялись офицеры. За рюмкой водки они выбалтывали место расположения своих частей, различные секретные сведения. Вот где пригодилось его знание немецкого
языка!
Витя старался завоевать доверие немцев и вскоре стал курьером. Но прежде, чем доставить пакет адресату, он доставлял его в штаб подполья. Далее полученная информация поступала в Москву.
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
19
мая 1922 года была организована пионерская
организация . Это была детская организация, которая объединила
миллионы детей
СССР
. В пионеры принимались
дети, начиная с 9 лет,
и состояли в ней до 14-15 лет. Быть пионером было почётно, но стать им мог не каждый, нужно было прилежно учиться, хорошо вести себя, участвовать в общественной жизни
школы и страны.
Каждый
пионер гордо носил
красный галстук
.
«Подвиг Александра
Кобера
и Виктора Хоменко»
Разными путями пришли Шура и Витя в
подпольную организацию города.
Подпольщики
обратили внимание на смелых и отчаянных ребят
. По их поручению Шура
высматривал расположение военных объектов немцев, уточнял расположение вражеских частей. Он часами просиживал где-нибудь в укромном местечке возле склада боеприпасов или казармы, а потом сообщал подполью о своих наблюдениях.
Поделиться:

Муравьиная кухня

Акварель + трафарет = ?

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Рисуем кактусы акварелью

Цветок или сорняк?